Проблемы валютного регулирования кратко

Обновлено: 07.07.2024

Валютный контроль — надзор со стороны государства и банков за соблюдением валютного законодательства при операциях бизнеса и физических лиц с валютой.

Проще говоря, если российская компания использует рубли или иностранную валюту для расчётов с зарубежными партнёрами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль. При этом не важно, занимается ли организация импортом или экспортом.

Валютный контроль необходим для того, чтобы проверить законность операций, которые проводят участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Нюансы

Функции валютного контроля в России возложены на правительство, а также на органы и агентов валютного контроля. Главный в этой иерархии — Центробанк. Регулятор контролирует все валютные операции, которые проводятся в банках, — проверяет их на соответствие законодательству, запрашивает необходимые документы и выдаёт предписания об устранении нарушений. Роль же правительства сводится к утверждению правил игры на валютном рынке.

Помимо ЦБ к органам валютного контроля относятся Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба.

Например, по закону банки обязаны проверять валютные операции. Если при проверке кредитная организация выявила нарушения, она должна их зафиксировать и сообщить в Центробанк. Тот, в свою очередь, передаёт информацию налоговикам, которые штрафуют нарушителей.

За услуги валютного контроля платит сам клиент. Расценки у разных банков отличаются: некоторые включают комиссию за услуги валютного контроля в общий тариф, а некоторые берут сверху от 0,1% до 0,2%.

Операции резидентов между собой в иностранной валюте запрещены. Например, две российские компании-резиденты не могут заключать между собой сделки по покупке или отчуждению иностранной валюты, а также валютных ценностей.

Наказание

Нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов (в частности, в размере 100% суммы незаконной валютной операции или от 1/150 ключевой ставки ЦБ за день просрочки) или даже уголовной ответственностью для их руководителей в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Критика

С середины 2010-х российские власти усиленно воплощают в жизнь идеи ослабления валютного контроля. За это время законодательство пережило несколько резонансных изменений, в частности такие:

В то же время в некоторых моментах валютное законодательство ужесточилось:

К отмене валютного контроля призывал Центр стратегического развития. По мнению специалистов организации, валютные ограничения и, в частности, требования по репатриации российской и иностранной валюты, полученной компаниями по внешнеторговым контрактам, мешают трансграничному бизнесу и не способствуют устойчивости российской валюты. Однако против либерализации валютного контроля активно выступает Банк России. В ЦБ убеждены, что без требования об обязательной репатриации валютной выручки немыслима борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма.


Валютное регулирование и контроль соотносятся как целое и часть целого, поскольку одним из направлений валютного регулирования, является регламентирование порядка совершения валютных операций, соблюдение валютного законодательства и в том числе предупреждение нарушений в валютной сфере. Без контроля валютное регулирование невозможно.

Следовательно, валютный контроль, является одним из методов валютного регулирования, а также методом регулятивного воздействия на валютные отношения. Валютный контроль в системе валютного регулирования есть проявление сущности власти и государства в валютной сфере.

В России органами валютного регулирования являются Центральный банк РФ и Правительство Российской Федерации.

Важной составной частью валютной политики государства является валютный контроль, включающий следующие меры:

- контроль в области валютных операций;

- контроль за перемещением валютных ценностей через таможенную границу;

- контроль за исполнением обязательств в иностранной валюте резидентами перед государством.

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации производится по следующим принципам:

- единство систем валютного регулирования и контроля;

- единство внутренней и внешней валютной политики государства;

- приоритетными среди прочих являются экономические меры;

- государство и его органы исключают неоправданное вмешательство в осуществление валютных операций резидентов и нерезидентов;

- государство гарантирует защиту прав и интересов резидентов и нерезидентов в области валютных операций.

Финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает отношения:

1) по осуществлению валютного регулирования и валютного контроля, которые представляют собой один из институтов финансового права;

2) в рамках поддержания единого порядка осуществления валютных операций, проведения государственного валютного контроля с целью упорядочения и охраны валютных отношений финансово-правого характера, прямо или косвенно имеющих отношение к образованию государственных денежных фондов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

3) в сфере реализации своих полномочий органами государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность государства, в том числе, валютное регулирование как часть системы валютной и денежно-кредитной политики.

Валютное регулирование в Российской Федерации можно представить как комплекс мер, осуществляемых государственными органами в целях:

- создания и обеспечения функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля;

- установления и реализации определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;

- обеспечения и защиты права собственности на валютные ценности;

- регламентации международных расчетов;

- поддержания стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;

- обеспечения желаемого режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.

В современной России, когда экономический рост снизился и продолжается массированный отток капитала за рубеж, а российский финансовый рынок нуждается в защите, отмена валютных ограничений чревата пагубными последствиями. Чрезмерная валютная зависимость России может привести к утрате экономической, инвестиционной, технологической, а в конечном итоге и национальной независимости. Страны Западной Европы, а затем Центральной и Восточной Европы не спешат отменять валютные ограничения, в частности обязательную продажу выручки от экспорта.

Такие решения, как правило, принимаются при макроэкономической стабилизации страны. Отмене обязательной продажи части валютной выручки экспортеров приведет к сокращению предложения валюты на внутреннем валютном рынке и снижению курса рубля.

Кроме того, валютная выручка, продаваемая в обязательном порядке, является основным источником формирования государственных золотовалютных резервов, необходимых, прежде всего для погашения государственного внешнего долга.

К такого же рода последствиям может привести и открытие крупными компаниями счетов за рубежом. Если такая возможность будет активно использоваться, то экономика России может столкнуться с масштабным оттоком ресурсов, что серьезно осложнит возможности для экономического роста.

В целом, основными целями валютного регулирования, с позиций рыночной экономики, в России должны быть:

- во-первых, усиление значимости национальной валюты, то есть повышение степени ее конвертируемости, и уменьшение инфляционного давления валютного курса.

- во-вторых, - стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерам.

- в-третьих, стимулирование активности субъектов ВЭД, то есть поддержка промышленного экспорта и создание условий для развития импортозамещающих производств. Для их достижения, прежде всего, необходимо выделить рыночные принципы валютного регулирования, которые должны служить ориентирами валютной политики страны и своеобразной системой координат в построении валютного законодательства.

Специфика России заключается в том, что инвалюта циркулирует внутри страны параллельно с национальной. Такой ситуации нет ни в одном западном обществе. Рубль на своей территории постоянно вступает в конкуренцию с долларом США. Чтобы в таких условиях национальная валюта могла удержать позиции и полноценно выполнять функции денег, национальный валютный рынок должен быть стабилен и предсказуем.

Между тем обеспечение устойчивости рубля - главная задача ЦБ России, вмененная ему конституцией. Ровная динамика курса - важнейший индикатор макроэкономического здоровья и стабильности нации, это мощный фактор доверия правительству и его экономической политике. Это - положительный ориентир для рядовых налогоплательщиков и огромной массы мелких и средних предприятий.

Определенная жесткость стратегии валютного регулирования и контроля должна способствовать недопущению ущемления экономических интересов России. Изменение курса экономических реформ не означает отказа от принципиальных идей. По мере равноправного встраивания в мирохозяйственную систему валютное регламентирование будет либерализовываться, как это происходило в большинстве развитых стран.

Необходимо отметить, что в условиях глобализации роль валютного регулирования и контроля как инструмента экономической политики все больше возрастает, в связи, с чем возникает проблема формирования оптимального валютного режима, который способствовал бы развитию как экспортно-ориентированных отраслей экономики, так и отраслей, ориентированных на внутренний рынок, в частности импортозамещающих производств.

В современном периоде влияние органов валютного регулирования на внешнеэкономическую деятельность отечественных предприятий по-прежнему будет значительным.

Мы считаем, что валютная стратегия должна описывать не только целевые ориентиры базовых макроэкономических элементов собственно валютной политики (режим валютного курса, роль государственных органов в регулировании валютного рынка, степень либерализации и достаточности валютных ограничений), но и более узкие прикладные задачи такие как : развитие рыночной инфраструктуры, ликвидность самого рынка.

При разработке валютной стратегии важно учитывать также степень влияния принимаемых решений на другие параметры макроэкономики, таких как: инфляцию, рост производства, инвестиции. Любое кардинальное решение в области валютного рынка должно предварительно проходить тщательную экспертизу научных институтов, регулирующих государственных органов, представителей бизнеса с точки зрения последствий реализации задач, сформированных в валютной стратегии страны.

Мы считаем, что основные цели валютного регулирования в России состоят следующем:

Во-первых, усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления на валютный курс.

Во-вторых, стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерами.

В-третьих, стимулирование активности субъектов внешнеэкономической деятельности, т. е. поощрение промышленного экспорта и создание условий для импорта технологий, обеспечивающих развитие импортозамещающих производств.

Защищенность российских кредиторов, и без того слабая, может при свободном открытии счетов за границей российскими предприятиями понизиться до критической точки, когда банки предпочтут кредитовать только связанных заемщиков, меры воздействия на которых лежат за пределами правового поля.

Регулирование доступа иностранных банков на российский рынок банковских услуг необходимо, на мой взгляд, для обеспечения независимости национальной банковской системы.

При этом в целях повышения эффективности механизма обязательной продажи валюты, возможно, устанавливать ее объемы и сроки путем издания указов Президента по согласованию с Правительством и Банком России, либо другим способом, для оперативного управления данными нормативами в зависимости от экономической ситуации.

На данном этапе необходима не отмена валютных ограничений и валютного контроля, а оздоровление инвестиционного климата, замена портфельных инвестиций спекулятивного характера прямыми. Существующий порядок рубленых инвестиций нерезидентов в уставный капитал российских предприятий не требует получения лицензий и, по существу, направлен на вытеснение иностранной валюты из инвестиционной сферы. Однако он может быть использован для вывоза капитала, учитывая, что многие нерезиденты-инвесторы представляют собой оффшорные компании, созданные российскими предпринимателями, которые, продав акции, обменивают рубли на свободно конвертируемую валюту и переводят ее за рубеж без ограничений. В этой области должен действовать строгий валютный контроль, опирающийся на правовые нормы.

Так же требуется усовершенствование действующего таможенно-банковского валютного контроля должно включать следующие меры:

- распространить систему валютного контроля на все внешнеторговые операции. До сих пор валютным контролем не охвачен экспорт и импорт услуг, что объясняется сложностью определения моментов начала и окончания выполнения услуг, то есть неясно, как проконтролировать была ли вообще услуга;

- создать системы учета и мониторинга, совершенных через уполномоченные банки валютных операций резидентов, и единую базу данных о нарушениях законодательства.

Сформированная база данных на основе постоянного мониторинга за репатриацией в Российскую Федерацию валютной выручки от экспортных операций и платежей по импортным операциям позволит оперативно выявлять факты нарушений валютного законодательства и принимать адекватные меры по их пресечению.

В заключение отметим, что для активизации роли валютного регулирования в обеспечении относительной финансовой стабильности и ускорении экономического роста России необходимо повысить его качество и результативность: более гибко изменять соотношение между рыночным и государственным валютным регулированием, учитывая валютно-экономическое положение страны и приоритет общенациональных интересов перед частнособственническими; создать условия справедливой рыночной конкуренции для повышения эффективности рыночного валютного регулирования курса рубля, формирования и использования государственных международных резервов; повысить эффективность государственных мер по сдерживанию продолжающегося оттока капитала из России в иностранные банки, особенно оффшорные зоны, в зарубежные активы, в том числе недвижимость.

Ориентация на повышение эффективности валютного регулирования должна проявляться в уточнении порядка проведения валютных операций резидентами и нерезидентами, в регламентации деятельности валютного рынка, прав и обязанностей юридических и физических лиц по вопросам владения, использования иностранной валюты при управлении международными резервами.

Целесообразно осуществлять валютное регулирование на основе принципов государственно-частного партнерства в целях привлечения валютных ресурсов российских корпораций банков для кредитования совместных инновационно-инвестиционных проектов. Здесь важно использовать дифференцированный режим валютного регулирования с применением льгот и санкций.

Например, ввести льготный режим валютного регулирования для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют модернизацию и инновацию своей деятельности или участвуют в процессе импортозамещения путем развития отечественного машиностроения, металлургии, химической промышленности.

На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.

В настоящее время наблюдается некоторая противоречивость регулирования курса рубля и инфляции Банком России. Однако приоритетная цель регулирования – развитие и укрепление банковской системы страны.

В России до 2008 г. повышение курса рубля было обусловлено не интенсивным, а экстенсивным сценарием развития российской экономики, преобладанием ее сырьевой структуры в условиях повышения мировых цен на энергоресурсы. Но политика повышения курса рубля в результате масштабных валютных поступлений оказалась тупиковой в условиях мирового финансового кризиса, падения мировых цен на энергосырье. Наряду с отрицательными последствиями снижения курса рубля можно отметить его значение для поддержки экспорта и сдерживания импорта. В настоящее время обосновано совершенствование регулирования курса рубля.

Стоит отметить изменения в валютном регулировании Банка России, связанные со снижением курса рубля в условиях мирового финансового кризиса, когда уменьшились валютные поступления от экспорта нефти в связи с падением мировых цен на энергоресурсы и усилился отток капитала за рубеж.

Оценивая использование валютной интервенции Банком России в целях сглаживания резкого падения курса рубля, стоит подчеркнуть ее негативные последствия, так как продажа долларов за рубли приводит к сжатию денежной массы, удорожает рефинансирование, снижает возможность экономического роста. В условиях мирового финансового кризиса валютная интервенция Банка России приводила к снижению официальных валютных резервов, которые более необходимы для государственной поддержки банков и предприятий в форме пакета антикризисных мер.

При анализе негативных последствий девальвации рубля, выделяют усиление инфляции и повышение долговой нагрузки корпораций и банков по внешним заимствованиям. Характеризуя переориентацию валютного регулирования на снижение курса рубля с середины октября 2008 г., стоит отметить положительное влияние используемых Банком России методов сглаживания темпов обесценения рубля по отношению к бивалютной корзине в составе доллара и евро, в введении ограничений валютных своп-операций, что сдержало развитие спекулятивной игры на понижение курса рубля.

В заключение можно сделать вывод о неизбежности и целесообразности осуществляемого Банком России регулирования плавающего курса рубля по отношению к бивалютной корзине в условиях мирового финансового кризиса.

Перспективы развития валютной системы россии

На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.

В настоящее время наблюдается некоторая противоречивость регулирования курса рубля и инфляции Банком России. Однако приоритетная цель регулирования – развитие и укрепление банковской системы страны.

В России до 2008 г. повышение курса рубля было обусловлено не интенсивным, а экстенсивным сценарием развития российской экономики, преобладанием ее сырьевой структуры в условиях повышения мировых цен на энергоресурсы. Но политика повышения курса рубля в результате масштабных валютных поступлений оказалась тупиковой в условиях мирового финансового кризиса, падения мировых цен на энергосырье. Наряду с отрицательными последствиями снижения курса рубля можно отметить его значение для поддержки экспорта и сдерживания импорта. В настоящее время обосновано совершенствование регулирования курса рубля.




Стоит отметить изменения в валютном регулировании Банка России, связанные со снижением курса рубля в условиях мирового финансового кризиса, когда уменьшились валютные поступления от экспорта нефти в связи с падением мировых цен на энергоресурсы и усилился отток капитала за рубеж.

Оценивая использование валютной интервенции Банком России в целях сглаживания резкого падения курса рубля, стоит подчеркнуть ее негативные последствия, так как продажа долларов за рубли приводит к сжатию денежной массы, удорожает рефинансирование, снижает возможность экономического роста. В условиях мирового финансового кризиса валютная интервенция Банка России приводила к снижению официальных валютных резервов, которые более необходимы для государственной поддержки банков и предприятий в форме пакета антикризисных мер.

При анализе негативных последствий девальвации рубля, выделяют усиление инфляции и повышение долговой нагрузки корпораций и банков по внешним заимствованиям. Характеризуя переориентацию валютного регулирования на снижение курса рубля с середины октября 2008 г., стоит отметить положительное влияние используемых Банком России методов сглаживания темпов обесценения рубля по отношению к бивалютной корзине в составе доллара и евро, в введении ограничений валютных своп-операций, что сдержало развитие спекулятивной игры на понижение курса рубля.

В заключение можно сделать вывод о неизбежности и целесообразности осуществляемого Банком России регулирования плавающего курса рубля по отношению к бивалютной корзине в условиях мирового финансового кризиса.

Читайте также: