Проблемы российского федерализма кратко

Обновлено: 05.05.2024

В статье рассматриваются основные этапы современного российского федерализма (после распада СССР и до настоящего времени); его состояние, проблемы и перспективы; обосновывается необходимость формирования новой парадигмы единой – по совершенствованию федеративного государственно-территориального устройства и социально-экономической политики в условиях конституционной реформы.

Процессы конституционной модернизации, во многом с инициированные Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 г., и получившие впоследствии закрепление и развитие в принятии конституционных поправок (в общей сложности более 200 поправок, которые предполагают принятия 98 федеральных законов) к Основному Закону РФ, во многом предопределили масштабные конституционные преобразования, явились ориентиром для дальнейшего обновления российского законодательства и правовой системы в целом, актуализировали в том числе проблемы и процессы развития российского федерализма.

В практическом плане в числе основных политико-правовых проблем совершенствования будущего государственного устройства Российской Федерации заявили о себе – идеи (концепции, проекты) формирования крупных социально-эконмических агломераций с преодолением административных границ между субъектами РФ; а также административно-демографические проекты со строительством новых городов, будущих макроэкономических регионов также с преодолением территориальных границ между соседствующими регионами-субъектами Российской Федерации.

В связи с этим объективно возрастает потребность формирования новой парадигмы единой - по совершенствованию федеративного государственно-территориального устройства и социально-экономической политики РФ в условиях начавшейся конституционной модернизации.

Анализ модели современного российского федерализма в контексте ее развития предполагает выделение ряда этапов, наиболее характерных, существенно-содержательных исторических позиций, которые в конечном итоге предопределили ее современные контуры, состояние и спектр проблем, требующих должного осмысления и перспективного решения в условиях начавшейся конституционной реформы.

Первый (начальный) этап приходится на период от распада СССР и до принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.). Наиболее заметной чертой данного этапа стал процесс разрушения (эрозии) высокоцентрализованного федерализма со склонностью к модели конфедерализации будущего государственного устройства [1, с. 167].

Важно также отметить, что в это время в мире намечаются некие новации в сфере федеративных отношений. На фоне усиливающегося доминирования неолиберальных глобализационных идей (а эти идеи были подхвачены руководством страны того времени и его окружением) выдвигается концепция конкурентного федерализма как альтернатива классическому договорному кооперативному федерализму [1, с. 167]. Все это привело к серьезным издержкам в теории и практике российского федерализма.

Третий этап развития российского федерализма приходится на 2000-е годы. Можно утверждать, что это был этап укрепления позиций федерального центра (или, порой его называют, обновленный централизованный федерализм). Заметим, что во многом благодаря жесткой общегосударственной позиции Президента Российской Федерации и инициированным им ряда государственных институтов, прежде всего, института полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе (Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849) была обеспечена достаточная стройность и строгость федеративных отношений [5, с. 5].

И был период, когда в эшелонах власти сложились контуры грядущей реформы государственно-территориального устройства (федеративной реформы), в основу которой предлагалась идея укрупнения субъектов Федерации. Предполагалось, что такая реформа позволит одновременно решить массу проблем – экономических, социальных, политических, демографических и т.д. Планировалось, что по итогам реформы разом исчезнуть такие нежелательные показатели относительно оценки отдельных субъектов федерации как – маленькие и большие, богатые и бедные, доноры и реципиенты, национальные и обычные, многоконфессиональные и моноконфессиональные, с титульной нацией или без таковых и пр. Более того, проект (проекты) такой реформы были одобрены в администрации президента и начинали понемногу реализовываться.

По одному проекту предполагалось, объединив субъекты (республики, края и области), создать 28 субъектов, примерно равных по своему экономическому и социальному потенциалу. По другому проекту и того меньше – 20 субъектов. Основной административно-территориальной единицей будущего государственного устройства предлагалась губерния.

Однако данным проектам не суждено было воплотиться. Причин, на наш взгляд, было достаточно много: и внешних, объективных, к примеру, начавшийся мировой финансово-экономический кризис; и внутренних, субъективных, неготовность политической системы к подобным радикальным переменам. К примеру, первоначально надо было сменить Конституцию РФ, подготовить общественное мнение, провести массу иных подготовительных мероприятий и пр. И хотя реформа явно рассчитывалась на несколько лет (а может быть и ни один десяток лет), но в условиях экономической, политической, социальной нестабильности она могла бы привести к ряду дополнительных крайне непростых издержек и последствий.

Наиболее наглядной характеристикой рассматриваемого этапа явилось наличие множества вызовов для современной цивилизации и ее атрибута – государства. Это: информационно-технологические вызовы, экономические кризисы (сырьевые, энергетические, продовольственные, ресурсные и пр.), глобализация, полномасштабная цифровизация, инновационные и инвестиционные вызовы, принципиальные новые технологии, усиление этатизма и кризис классического либерализма, многочисленные конфликты, вооруженные противоборства, вопросы национальной безопасности, социально-экономические последствия, механизмы антикризисной политики, масштабная инфляция и др. Для России данный перечень факторов и обстоятельств дополняется жесткой санкционной политикой Запада практически во всех направлениях и областях, вызванных итогами 2014 года; года, когда характер государственного устройства России дополнился и усилился за счет вхождения в состав Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Общие тенденции данного этапа остаются характерными и в рамках современного – пятого этапа, вызванного, прежде всего, масштабными конституционными преобразованиями вследствие существенного обновления Конституции РФ в 2020 г. Хотя справедливости ради важно подчеркнуть, что предпосылки современного этапа развития российского федерализма сложились чуть ранее, в 2018 г. с принятием новой модели стратегического планирования – национальных проектов (12) и в их развитии федеральных (49) и региональных программ (более 100).

В Указах Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 и от 21 июля 2020 г.№474 определены и уточнены цели национальных проектов – осуществление прорывного научно-технического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия каждого человека [8, 9]. Стратегическими национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, в реализации которых непосредственно участвуют все субъекты федерации, объявлены: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация [9].

В условиях, когда объявлена и реализовывается масштабная конституционная реформа, связанная с изменением баланса и системы взаимодействия властей, когда начата перезагрузка политической системы и новое звучание получают национальные проекты будущего развития общества, направленные на создание условий для существенного повышения реальных доходов граждан, одной из самых ключевых задач государства является создание более совершенной модели российского федерализма в особенности ее соотношения с характером демократизации общества, совершенствования организации и функционирования публичной власти, повышения эффективности государственного управления.

В этом отношении непосредственное значение для содержания обновленной модели российского федерализма будут иметь следующие конституционно-правовые новеллы:

Новый этап развития российского федерализма, его можно назвать как этап федерализма в условиях масштабной конституционной модернизации, подтверждает крах агрессивной мондиалистской неолиберальной идеи, долгое время претендовавшей на исключительную истинность. События, происходящие в США, большинстве стран Евросоюза и не только, тоже подтверждают данную тенденцию. Однако проблемы не сняты, их осмысление и решение позволяют говорить о перспективах развития федеративного устройства, совершенствования федеративных отношений. К таковым, на наш взгляд, следует отнести ряд проблем, о которых автор не раз говорил в своих предыдущих исследованиях по данной теме [3].

Второе – это укрепление системности российского федерализма как конституционно провозглашенной модели территориального устройства Российского государства, его онтологических основ и системных свойств федерации [11, с. 15-25; 2, с. 34-44].

В связи с этим отметим, что проблемы российского федерализма находятся в диалектической связи со всеми иными проблемами и вызовами, характерными для других сфер общества – политической, экономической, социальной, культурной, международной, оборонной, научно-технической, демографической, экологической и иных сфер и областей. Применительно к России можно выделить множество тенденций, примеров и иллюстраций, их состояния в других сферах и областях, которые имеют самое непосредственное отношение к системности российского федерализма. От качества и полноты их решения непосредственно будут определяться перспективы российского федерализма.

В связи с вышеизложенным, важное значение в развитии российского федерализма, совершенствовании федеративных отношений приобретает еще одна проблема (третья) – проблема субсидиарности во внутригосударственной практике российского федерализма.

Данная проблема приобретает дополнительные аспекты ее важности и актуальности в свете обновленной Конституции РФ. Нынешняя редакция Основного закона существенно уточнила и в чем-то перераспределила характер полномочий не только по горизонтали, между ветвями государственной власти, но и по вертикали – между федеральным уровнем государственного управления и уровнем государственного управления субъектов РФ. Такие изменения и новеллы в тексте Конституции РФ весьма заметно придали новое звучание вопросам субсидиарности в природе российского федерализма.

Под субсидиарностью в теории и практике российского федерализма понимается оптимальное разграничение предметов ведения, полномочий, ресурсов и (что особенно важно) ответственности между федерацией, ее органами государственной власти и субъектами федерации, их органами государственной власти в осуществлении целей и задач публичной власти [9, с. 47-48].

Можно предположить, что именно в рамках решения данной проблемы видятся реальные перспективы развития федеративных отношений в России. Для совершенствования российского федерализма есть все необходимые условия и основания [2, с. 34-44].

В связи с вышеизложенным особую актуальность и остроту приобретает еще одна (в нашем случае – четвертая) проблема – проблема государственной региональной политики.

В связи с этим, на наш взгляд, уже давно назрела необходимость подготовить государственную программу повышения мотивации регионов в результатах своей работы. Разработку такой программы вполне мог бы взять на себя Совет Федерации Федерального Собрания РФ, вместе с законодательными (представительными) органами самих субъектов, при участии и согласовании с федеральными органами исполнительной власти и исполнительной властью субъектов. В этой программе должны быть соответствующие комментарии и разъяснения для субъектов, прописаны отдельные полномочия, руководства для их реализации, сроки исполнения и др.

В современный период государственно-правовая и политическая мысль находятся в поисках проектов, которые реально могут сдвинуть процессы по совершенствованию основ федеративного государственно-территориального устройства России. На наш взгляд, таковыми могут стать, во-первых, проект формирования крупных социально-экономических агломераций с преодолением внутренних административных границ между субъектами Российской Федерации.

Автор убежден, что функционирование данного проекта обеспечит как совершенствование основ государственно - территориального устройства со всеми атрибутами и механизмами, так и реальное формирование единого экономического пространства. От этого выиграют как жители небольших городов и поселков, которые войдут в состав агломераций, так и большие города, ставшими центрами агломераций.

Во-вторых, таким решением может стать административно- миграционно-демографический проект. Данная проблема вызвана, с одной стороны, прямо скажем, тяжелым демографическим состоянием России (Россия в последние годы ежегодно теряет от 600 тыс. до 800 тыс. чел.), с другой, отсутствием трудовых ресурсов по причине низких показателей роста народонаселения в отдельных регионах страны. Что, безусловно, находит прямой отрицательный эффект в характере государственного устройства и реализации концепции обеспечения устойчивого экономического развития.

Для решения этого направления предлагается множество вариантов. Это и готовность принять к 2024 г. до пяти миллионов трудовых ресурсов из стран ближнего зарубежья (М. Хуснуллин, вице-премьер в правительстве России); известные проекты по стимулированию роста рождаемости (маткапитал, развитие репродуктивных технологий, социальные программы для молодых семей, развитие инфраструктуры для подрастающего поколения, детей) и др. Однако эффект этих программ можно ожидать не ранее, чем через 12-15 лет.

В этих условиях весьма перспективным и одновременно достаточно быстрым выглядит проект, предложенный министром обороны С. К. Шойгу, поддержанный Президентом России. Инициативу министра обороны поддерживает и Российская академия наук. Речь идет о новом проекте освоения богатств огромного региона страны – Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока за счет строительства городов-миллионников. Такой проект, как нам представляется, интересен во многом. Во-первых, значительно улучшится, а главное получит равномерное состояние демографическая ситуация в стране; во-вторых, богатейшие в экономическом состоянии районы страны получат дополнительные трудовые ресурсы, которые будут вовлечены в развитие экономики Сибири и Дальнего Востока; в-третьих, как показывают социологические исследования, почти половина опрошенных россиян готовы переехать из районов центральной европейской части страны в новые города Сибири и Дальнего Востока, видя в таком решении качественное улучшение жизни (гарантированность трудоустройства, высокая заработная плата, обеспеченность детей местами в детских садах и школах с передовыми образовательными технологиями, новое комфортное жилье и множество иных положительных перемен).

Надо отметить и такой факт, что опыт строительства новых городов, будущих макроэкономических регионов, в России достаточно богатый. Как в период СССР – это строительство новых городов, ныне известных экономических центров – Комсомольск-на-Амуре, Братск, Набережные Челны, Тольятти, Дивногорск, Волжский, Зеленоград, Магнитогорск, Ангарск, Мирный и др.; так и в современной России с нуля были построены – столица Ингушетии Магас, Иннополис – в Татарстане и др.

Специалисты полагают, что одним из наиболее реальных проектов могут стать Ангаро-Енисейский регион (Тува, Хакасия, Красноярский край, Иркутская область) и территория Южной Сибири. Новые научно-промышленные и экономические центры должны стать новыми полюсами притяжения как для населения всей России, так и многочисленных соотечественников в странах СНГ и дальнем зарубежье. В числе таковых первых пяти центров с численностью населения до 1 млн. чел. Должны стать:

Итак, в большом регионе Сибири – бассейны рек Обь, Енисей, Ангара; Вилюйское водохранилище; города – Иркутск, Братск, Красноярск, Канск, Лесосибирск предполагается создание Корпорации Ангаро-Енисейского макрорегиона до пяти городов с численностью населения до 1 млн. чел. На наш взгляд, это вполне реализуемый механизм по совершенствованию основ государственно-территориального устройства и достижению устойчивого экономического развития региона и страны в целом.

В заключение отметим, что в данной статье автором предприняты попытки рассмотреть основные этапы развития современного российского федерализма; дать оценку его современному этапу, вызванному обновлением Конституции РФ и масштабными конституционными преобразованиями, актуализировать основные проблемы и тенденции развития федеративных отношений в России в ее перспективе; рассмотреть их с позиции системного изложения и качественной характеристики современной модели российского федерализма.

Федерализм– это принцип территориальной организации государства, предполагающий его устройство в форме федерации. В РФ федерализм представляет собой одну из важнейших основ конституционного строя, закрепленную в ст. 1 Конституции РФ. В государствах, основанных на принципах федерализма таких как РФ, США, Германия и в ряде других государств, субъекты федерации имеют свои собственные полномочия, которые не могут быть изменены федеральной (центральной) властью в одностороннем порядке.

Для Российской Федерации вопрос о федерализме имеет важное теоретическое и практическое значение, так как Россия с начала 90-х годов переживает переходный период преобразования от советского государства в правовое и демократическое государство и проблемой этого этапа выступает становление и развитие российского федерализма. Во многом от его успешного развития зависит результат преобразований в экономической, социальной, государственно-политической сферах российского общества, а также насколько эффективно организована реализация государственной власти в РФ и субъектах РФ, насколько учитываются интересы населения, определяющим образом зависит благосостояние граждан и судьба всей России.

Если говорить конкретно о проблемах российского федерализма, то здесь можно выделить следующее:




Вопрос. Политические партии: понятия, типология, функции.

Политическая партия - объединённая группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу — выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Отличительными признаками политической партии являются:

· Наличие руководящих органов и партийного аппарата, в той или иной степени разветвлённой системы местных организаций;

· Наличие программы, отражающей цели партии и средства их достижения;

· Агитационно-пропагандистская деятельность с целью привлечения сторонников и внимания.

Политическая партия — иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

Федерализм– это принцип территориальной организации государства, предполагающий его устройство в форме федерации. В РФ федерализм представляет собой одну из важнейших основ конституционного строя, закрепленную в ст. 1 Конституции РФ. В государствах, основанных на принципах федерализма таких как РФ, США, Германия и в ряде других государств, субъекты федерации имеют свои собственные полномочия, которые не могут быть изменены федеральной (центральной) властью в одностороннем порядке.

Для Российской Федерации вопрос о федерализме имеет важное теоретическое и практическое значение, так как Россия с начала 90-х годов переживает переходный период преобразования от советского государства в правовое и демократическое государство и проблемой этого этапа выступает становление и развитие российского федерализма. Во многом от его успешного развития зависит результат преобразований в экономической, социальной, государственно-политической сферах российского общества, а также насколько эффективно организована реализация государственной власти в РФ и субъектах РФ, насколько учитываются интересы населения, определяющим образом зависит благосостояние граждан и судьба всей России.

Если говорить конкретно о проблемах российского федерализма, то здесь можно выделить следующее:

Вопрос. Политические партии: понятия, типология, функции.

Политическая партия - объединённая группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу — выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Отличительными признаками политической партии являются:

· Наличие руководящих органов и партийного аппарата, в той или иной степени разветвлённой системы местных организаций;

· Наличие программы, отражающей цели партии и средства их достижения;

· Агитационно-пропагандистская деятельность с целью привлечения сторонников и внимания.

Политическая партия — иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

Федерализм – это форма территориальной организации государства, которая обеспечивает децентрализацию власти посредством ее вертикального распределения между федерацией и субъектами федерации, а также интеграцию субъектов федерации, имеющих равный политико-правовой статус, на основе общих политических интересов, общего исторического развития, договорных конституционных взаимоотношений и пр.

Понятие и значение федерализма

Основными формами территориальной организации современных государств являются унитарное государство и федеративное государство. Таким образом, федерализм можно охарактеризовать как принцип территориального устройства современного государства. Федерализм как принцип территориального устройства государства утвердился для преодоления разногласий в государстве между центром и местными территориями, для организации эффективного публичного управления посредством распределения власти по вертикали.

В России принцип федерализма закреплен на конституционном уровне и обусловлен следующими обстоятельствами:

  • основа Российского государства – это исторически сложившееся единство многонационального народа страны, что, в свою очередь, обеспечивает правовую и реальную государственную целостность;
  • значительное географическое протяженность Российского государства предполагает необходимость при организации публичного управления учета специфических особенностей региональных территорий, что актуализирует распределение полномочий публичного управления по вертикали.

Принцип федерализма обеспечивает урегулирование двух взаимонаправленных процессов:

  • обеспечивает децентрализацию государственной власти для эффективной организации публичного управления посредством распределения властных полномочий между федерацией и субъектами;
  • интегрирует отдельные территории, исторически и юридически образующие единое государство, для наиболее эффективной организации и реализации публичного управления, для решения общеполитических задач.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности федерализма в России

Прежде всего, необходимо отметить, что принцип федерализма в условиях конкретного государства – исторических, экономических, политических, финансовых и иных – регламентируется и реализуется по-разному.

При реализации принципа федерализма в условиях российской действительности он приобретает следующие особенности:

  • асимметричность федеративного устройства в России. Указанная характеристика обусловлена наличествующей разницей в политико-правовом статусе субъектов Российской Федерации. Это касается субъектов, образованных на национальной основе, и субъектов, образованных на территориальной основе. Республикам в составе России предоставлен более широкий перечень полномочий;
  • значительное число субъектов Федерации, которые характеризуются существенными различиями в географических, природно-климатических, производственных и иных экономических, социальных и других условиях, что приводит к необходимости выравнивания их социально-экономического положения для обеспечения благосостояния населения на едином гарантированном Конституцией уровне во всем государстве и др.

Характеристика проблем федерализма в России

Организация и реализация публичной власти, в том числе территориальная организация публичной власти, требуют перманентного анализа, оптимизации и совершенствования, что актуализирует изучение проблем федерализма в России. Так, сегодня к проблемным аспектам федерализма в России можно отнести следующие:

  • асимметричность. В состав Российской Федерации входят существенно отличающиеся по своему политико-правовому статусу субъекты. Так, республики как члены Федерации имеют право разрабатывать и утверждать собственные Конституции, вводить собственное гражданство и официальный язык, при этом субъекты иного вида имеют право разрабатывать и утверждать только собственный устав. Существенно отличается и статус сложносоставных субъектов. Указанное ведет к громоздкости, неоднозначности правового регулирования отношений между федеральной и региональной системами управления;
  • разница в объемах территории субъектов. Значительная разница субъектов в размере территории, в ее густонаселенности, а также разница в экономических, природно-климатических и иных условиях таких территорий ведут к проблеме обеспечения равного социально-экономического развития и благосостояния населения, гарантированных Конституцией и др.;
  • значительное число субъектов и неспособность многих из них обеспечить необходимый уровень благосостояния населения. Российская Федерация включает более 80 субъектов, при этом не все региональные территории способны обеспечить благосостояние регионального населения, создать необходимые условия для социально-экономического развития, что требует реализации политики выравнивания субъектов и применения иных инструментов для сглаживания разницы в социально-экономическом положении таких субъектов. Одним из приоритетных направлений в рассматриваемой сфере является укрупнение субъектов посредством их объединения для наиболее эффективного решения задач регионального управления.

Сегодня государством предпринимаются попытки по перераспределению полномочий между федеральными органами и органами субъектов посредством делегирования отдельных полномочий. При этом важно подчеркнуть, что для эффективного перераспределения полномочий по вертикали необходимо предусмотреть не только делегацию полномочий, но и закрепить за субъектами источники финансирования таких полномочий. Кроме того, эффективность реализации таких делегированных полномочий должна обеспечиваться эффективными инструментами контроля, как со стороны Федерации, так и со стороны общества.

Также важным направлением преодоления проблем российского федерализма является расширение собственных источников дохода региональных территорий. Иными словами, региональные территории должны быть заинтересовано в расширении перечня и объема источников собственного дохода, а не только в увеличении финансовой поддержки со стороны Федерации.


Примаков Илья Владиславович
г. Омск, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий
Научный руководитель: Елисеева Г.В.

Для того чтобы разобраться в данном вопросе, для начала необходимо определить понятие федерализма.

Итак, федерализм – это принцип территориальной организации государства, предполагающий его устройство в форме федерации. В РФ федерализм представляет собой одну из важнейших основ конституционного строя, закрепленную в ст. 1 Конституции РФ[1]. В государствах, основанных на принципах федерализма таких как РФ, США, Германия и в ряде других государств, субъекты федерации имеют свои собственные полномочия, которые не могут быть изменены федеральной (центральной) властью в одностороннем порядке.

Для Российской Федерации вопрос о федерализме имеет важное теоретическое и практическое значение, так как Россия с начала 90-х годов переживает переходный период преобразования от советского государства в правовое и демократическое государство и проблемой этого этапа выступает становление и развитие российского федерализма. Во многом от его успешного развития зависит результат преобразований в экономической, социальной, государственно-политической сферах российского общества, а также насколько эффективно организована реализация государственной власти в РФ и субъектах РФ, насколько учитываются интересы населения, определяющим образом зависит благосостояние граждан и судьба всей России.[2]

Если мы будем говорить конкретно о проблемах российского федерализма, то здесь можно выделить следующее:

Библиографический список

[1] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.)// Собрание законодательства РФ. 2009. № 4.


В данной статье рассмотрены актуальные проблемы российского федерализма, некоторые из которых закреплены в основном законе РФ — Конституции РФ. Данные проблемы создают определённые трудности для понимания федеративного устройства Российской Федерации. Также в статье будут приведены способы решения данных проблем, чтобы устранить данные трудности.

Ключевые слова: федерализм, федерация, проблемой федеративного устройства Российской Федерации, государственно-территориальное устройство, симметрия правового статуса субъектов РФ, асимметрия правового статуса субъектов РФ, дополнительные элементы статуса, конституционно-правовой статус субъектов РФ, суверенитет субъектов РФ.

This article discusses the current problems of Russian federalism, some of which are enshrined in the basic law of the Russian Federation — the Constitution of the Russian Federation. These problems create certain difficulties for understanding the Federal structure of the Russian Federation. Also in the article will be given ways to solve these problems to eliminate these difficulties.

Key words: Federalism, Federation, challenge the Federal structure of the Russian Federation, the state-territorial structure, the symmetry of the legal status of subjects of the Russian Federation, the asymmetry of the legal status of subjects of the Russian Federation, additional elements of the status of the constitutional-legal status of subjects of the Russian Federation, the sovereignty of the constituent entities of the Russian Federation.

Россия — это уникальное федеративное государство, которое кардинально отличается от других зарубежных стран. За 27 лет, прошедших после распада СССР, Россия прошла сложный и долгий путь становления от советского федерализма до современной демократической Федерации. Наша страна не только самая большая по территории, но и одна из самых многонациональных государств в мире. Поэтому главной целью Российской Федерации является обеспечение единства всех субъектов Российской Федерации, сохраняя при этом принцип национальной и территориальной самобытности каждого из субъектов.

В настоящее время Российская Федерация согласно Конституции Российской Федерации имеет в своём составе три вида субъектов: государства в составе Российской Федерации (республики), государственно-территориальное образования (края, области, города федерального значения), национально-государственное образования (автономная область и автономные округа). С 2014 года в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в число которых входят три города федерального значения (Севастополь, Санкт-Петербург, Москва), одна автономная область (Еврейская автономная область), четыре автономных округа, сорок шесть областей, девять краёв и двадцать две республики.

Рассматривая данные принципы федерализма, и учитывая, что Российская Федерация — это молодое федеративное государство, то оно, следовательно, имеет ряд проблем.

В отличие от республики края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа имеют устав, принимаемый законодательным органом соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 66 часть 2), также они не вправе устанавливать государственные языки, кроме русского. Таким образом, несмотря на формальный симметричный конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, они на самом деле обладают ассиметричным конституционно-правовым статусом. Следовательно, Конституция Российской Федерации противоречит установленному ей же принципу равенства субъектов Российской Федерации.

На мой взгляд, эту проблему очень сложно решить, ведь устанавливая равенство всех субъектов, Российская Федерация сохраняет мир и порядок на всей территории страны. А если Федеральный центр попытается ограничить конституционно-правовой статус субъектов РФ, то это может привести к развитию сепаратизма.

Конюхова А. И. предлагает более безопасный путь решения данной проблемы. Она считает, что нужно все субъекты Российской Федерации превратить в республики без национальной окраски.

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится оборона и безопасность страны, однако в Конституции Республики Чечни содержится норма, которая обязывает всех граждан Чеченской республики нести службу в составе Вооруженных Сил Чеченской Республики, а это положение противоречит Конституции РФ.

Данная проблема была разрешена Конституционным Судом РФ, который постановил, что Конституция Российской Федерации не допускает суверенитета субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Российская Федерация имеет ряд проблем федеративного устройства, которые требуют решения для системного, продуктивного и эффективного развития федеративных отношений на территории нашей страны.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Конституция РФ, автономная область, государственная власть, субъект, федеративное устройство, Конституция, проблема, Россия, федеральное значение.

Ключевые слова

федерация, федерализм, государственно-территориальное устройство, проблемой федеративного устройства Российской Федерации, симметрия правового статуса субъектов РФ, асимметрия правового статуса субъектов РФ, дополнительные элементы статуса, конституционно-правовой статус субъектов РФ, суверенитет субъектов РФ

федерализм, федерация, проблемой федеративного устройства Российской Федерации, государственно-территориальное устройство, симметрия правового статуса субъектов РФ, асимметрия правового статуса субъектов РФ, дополнительные элементы статуса, конституционно-правовой статус субъектов РФ, суверенитет субъектов РФ

Похожие статьи

Федерализм и Конституция Российской Федерации

Конституция закрепляет разнообразие субъектов Российской Федерации: край, область, автономный округ и автономная область, город

В Конституции РФ, отражающей реалии современного развития федеративных отношений, закреплен принцип равноправия.

Неравноправие субъектов Федерации как переходная стадия.

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная форма, государственная власть, автономная область, совместное ведение, федеральное значение, федеративное государство. О субъектном составе Российского федеративного.

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет.

Конституции РФ) — по особенностям статуса субъектов, по их социально-экономическому

К совместному ведению Федерации и ее субъектов отнесены такие области деятельности.

Асимметрия российского федерализма: конституционно-правовой.

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное значение, российский федерализм, округ. Суверенитет в сфере федеративных взаимоотношений между.

О форме государственного устройства России в широком.

Например, субъекты таких федераций как Российская Федерация, Республика Индия или Федеративная Республика Германия

Конституция РФ 1993 года в статье 1 устанавливает положение о том, что Российская Федерация имеет республиканскую форму правления.

Форма государственного устройства современной России

В статье рассмотрена суть формы государственного устройства современной России, ее значение. Проанализирована структура органов власти при федеративном устройстве. Рассмотрен порядок присоединения других субъектов в состав Российской Федерации.

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации.

Система государственного устройства России | Статья в журнале. Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная форма, государственная власть, автономная область, совместное ведение, федеральное.

Суверенитет в сфере федеративных взаимоотношений между.

Ключевые слова: государственный суверенитет, суверенитет народа, национальный суверенитет, государственная власть, федеративные отношения, субъект федерации. Суверенитет в качестве правовой категории, его проблемы в сфере взаимоотношений с.

Конституция РФ, государственная власть, Российская.

Конституция – Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства.

К вопросу о системе мер федерального вмешательства

Россия – федеративное государство. Федеративная форма территориального устройства предполагает некоторую самостоятельность субъектов федерации.

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система.

Похожие статьи

Федерализм и Конституция Российской Федерации

Конституция закрепляет разнообразие субъектов Российской Федерации: край, область, автономный округ и автономная область, город

В Конституции РФ, отражающей реалии современного развития федеративных отношений, закреплен принцип равноправия.

Неравноправие субъектов Федерации как переходная стадия.

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная форма, государственная власть, автономная область, совместное ведение, федеральное значение, федеративное государство. О субъектном составе Российского федеративного.

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет.

Конституции РФ) — по особенностям статуса субъектов, по их социально-экономическому

К совместному ведению Федерации и ее субъектов отнесены такие области деятельности.

Асимметрия российского федерализма: конституционно-правовой.

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное значение, российский федерализм, округ. Суверенитет в сфере федеративных взаимоотношений между.

О форме государственного устройства России в широком.

Например, субъекты таких федераций как Российская Федерация, Республика Индия или Федеративная Республика Германия

Конституция РФ 1993 года в статье 1 устанавливает положение о том, что Российская Федерация имеет республиканскую форму правления.

Форма государственного устройства современной России

В статье рассмотрена суть формы государственного устройства современной России, ее значение. Проанализирована структура органов власти при федеративном устройстве. Рассмотрен порядок присоединения других субъектов в состав Российской Федерации.

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации.

Система государственного устройства России | Статья в журнале. Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная форма, государственная власть, автономная область, совместное ведение, федеральное.

Суверенитет в сфере федеративных взаимоотношений между.

Ключевые слова: государственный суверенитет, суверенитет народа, национальный суверенитет, государственная власть, федеративные отношения, субъект федерации. Суверенитет в качестве правовой категории, его проблемы в сфере взаимоотношений с.

Конституция РФ, государственная власть, Российская.

Конституция – Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства.

К вопросу о системе мер федерального вмешательства

Россия – федеративное государство. Федеративная форма территориального устройства предполагает некоторую самостоятельность субъектов федерации.

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система.

Читайте также: