Проблемы реализации и защиты политических прав и свобод граждан рф кратко

Обновлено: 30.06.2024

В структуру политической системы обязательно входит информационно-коммуникативная подсистема, которая устанавливает связи между институтами политической системы. Значение этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политически, лишь при наличии определенного объема знаний и информации. Если в демократических обществах средства массовой информации (СМИ) достаточно независимы, информация широко распространяется между различными членами общества, то в авторитарных и тоталитарных они полностью подчинены правящей элите, берутся под строгий контроль.

Контроль и распределение политической информации – важный элемент в определении типа политических систем. В основе идеальной, подлинно демократической модели политической коммуникации лежит равноправный обмен информацией, диалог между основными политическими группами общества. Этот обмен, без которого невозможно общение, следовательно, и достижение политического согласия не обязательно является одномоментным или последовательным, но протяженным во времени и в пространстве. По своей значимости и по влиянию на функционирование политической системы информация сопоставима с информацией, поступающей от политической элиты к остальным членам общества.

3.1 Средства массовой информации (СМИ) и соблюдение политических прав и свобод граждан Российской Федерации

Общественное мнение формируется, прежде всего, под влиянием СМИ. И конечно, политические элиты пытаются сделать так, чтобы общественное мнение или, по крайней мере, преобладающая его часть склонялось в их пользу. Чем демократичнее общество, тем большее значение приобретает сопряжение господствующего коммуникационного потока, инициируемого государством, с информационными потребностями и приоритетами гражданского общества, формирующегося на более широкой ценностной основе.

Политические реформы начала 90-х гг. ХХ века привели к утрате государством монопольного права определять содержание, форму подачи, политический и идеологический уклон массовой информации.

Важными свойствами политической коммуникации в идеале должны являться свободные потоки точной, полной, завершенной и проверяемой информации о политических явлениях и процессах, сопрягаемой с основными цивилизационно-культурными ценностями данного общества, демократическими принципами развития и фундаментальными гражданскими и политическими правами человека.

Особое значение среди этих прав имеют свобода политических, религиозных и иных убеждений, свобода совести, свобода слова и печати, митингов и собраний, свобода объединений, а также право беспрепятственно придерживаться и свободно выражать свое мнение, свободно искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, если они не противоречат гуманистическим принципам.

3.2 Роль телевидения в современном политическом обществе

В современных условиях ведущую роль среди СМИ играет телевидение. Это объясняется тем, что, являясь частью системы социальных отношений человеческого общества, телевидение выполняет такие же функции, как и другие средства массовой информации: помогает распространять информацию, знания, культуру, выступает в качестве инструмента пропаганды, социального регулирования, организации людей и т.д.

Каждое средство массовой коммуникации имеет свои преимущества, каждому присущи свойства, позволяющие эффективно выполнять определенные социально-политические функции. В силу различия выразительных свойств и условий восприятия аудиторией информации ни одно из них не может полностью заменить другое. И, тем не менее, многочисленные исследования показывают, что именно телевидению принадлежит ведущая роль в современной системе средств политической коммуникации.

Анализ роли СМИ в функционировании политической системы приводит к следующим выводам:

· ни одна общественно-политическая группа (институт) не добьется значительных успехов в открытой борьбе за власть, если не будет иметь возможности ее апробации на телевидении и других СМИ;

· ни один кандидат в представительные общенациональные политические органы не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать СМИ, и прежде всего ТВ.

На сегодняшнем этапе развития гражданского общества политические права и свободы носят в известной степени либо декларативный, либо формальный характер. Возьмем, к примеру, право выбирать и быть избранным. Насколько человек действительно добровольно и осознанно участвует в этом процессе?

Кроме того, обилие информации, подчас недостоверной, популистские предвыборные обещания отнюдь не способствуют правильному, действительно свободному, осознанному (а не под влиянием эмоций) выбору личности. Можно с уверенностью сказать, что современное общество всё больше и больше управляется через информационные потоки.

Вместе с тем свобода слова и печати предполагает, с одной стороны, возможность широкой информированности населения в сфере политической деятельности, направленной на формирование общественного мнения, а с другой – доведение данного мнения до сведения властей. А это и есть один из каналов влияния личности и общества на государственный аппарат.

Вещание является национальным достоянием и его необходимо использовать на благо всего населения, а не отдельной его части. Следовательно, оно должно находиться под общественным контролем, обеспечивающим охрану интересов всех социальных групп. Чем крупнее и разнообразнее сообщество, на которое направлено вещание, тем внимательнее нужно подходить к составлению телевизионных программ. Необходимо учитывать религиозные, национальные, психологические, возрастные и другие различия людей, чтобы иметь возможность удовлетворить потребности каждого человека соотнести себя как с мировым сообществом в целом, так и с определенной группой людей, с их специфическими интересами, следить за тем, чтобы ни одна часть аудитории не оказалась дискриминированной.

К сожалению, деятельность общественных организаций, имеющая позитивный смысл и результаты, средствами массовой информации просто игнорируется. Эти симптомы поведения если не антигражданского, то некомпетентного с точки зрения понимания и поддержки внутренней политики государства. Если гражданское общество в основе своей опирается на права человека, то СМИ по нежеланию связать воедино эти два понятия, защищая как будто права человека, обращают острие публичной власти к государству, не понимая того, что механизм осуществления этих прав создается не только и не сколько государством, но в первую очередь общественными структурами, получившими по Конституции Российской Федерации полноту гражданской инициативы самопроявления в общественной жизни.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 46001
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0


Статья посвящена проблемам защиты политических прав и свобод граждан в Российской Федерации. Выявлены основные проблемы в сфере защиты политических прав и свобод граждан. Автором излагаются взгляды по устранению этих проблем.

Ключевые слова: защита, политические права и свободы, проблемы, избирательные права, гражданин

The article is devoted to the problems of protection of political rights and freedoms of citizens in the Russian Federation. The main problems in the sphere of protection of political rights and freedoms of citizens are revealed. The author sets out the views on eliminating these problems.

Key words: protection, political rights and freedoms, problems, electoral rights, citizen

Политические права являются одним из главных групп прав человека, которые определяют статус личности в государстве и в обществе, обеспечивающие участие индивида в решении вопросов государственного характера, которые в свою очередь являются элементами правового государства и демократизма.

С помощью социально-экономических и политических реформ в Российской Федерации, в первую очередь, созданы условия для функционирования гражданского общества и демократического правового государства, который определяет человека, его права и свободы высшей ценностью. Однако следует отметить политические права и свободы в нынешнем российском обществе еще не стали настоящей политико-правовой реальностью. Государству не всегда удается эффективно защитить эти права и свободы; а граждане из-за наличия разных причин не осуществляют свои политические права и свободы как действенные инструменты воздействия на органы государственной власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства; государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется; каждый вправе защищать свои права всеми способами, которые не запрещены законом; каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод; государство обязано возместить вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц [1]. Указанные и другие конституционные нормы, несомненно, относятся и к защите политических прав граждан Российской Федерации.

Анализ нынешних государственных и политических процессов подтверждает недостаток конституционно-правового регулирования политических прав и свобод граждан.

На сегодняшний день, при осуществлении защиты политических прав в РФ имеются немало проблем обеспечения гарантий политических прав: проблемы при проведении публичных мероприятий, проблемы защиты избирательных прав, проблемы рассмотрения жалоб по поводу нарушения политических прав и т. д.

Конституцией Российской Федерации гарантируется право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Рассматривая вопросы реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия, считаю, что для эффективной реализации и защиты прав в этой сфере необходимо четко определить полномочия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях и установить пределы допустимости вмешательства. Так, А. О. Иванов говорит, что законом аналогичные барьеры не признаются запретом права на свободу проведения публичных мероприятий, но, на самом деле, их правомерно рассматривать в качестве ограничения указанного права, в связи с применением которого появляется проблема пределов допустимости вмешательства [2].

Как мы видим на практике, одними из наиболее часто нарушаемых политических прав граждан являются избирательные права. Для осуществления конституционного права избирать и быть избранным, нужен действенный механизм защиты избирательных прав. Нынешнее избирательное законодательство, в общем, отражает опыт избирательных кампаний в РФ и на достаточном уровне гарантирует возможность реальной защиты и восстановления избирательных прав граждан. В связи с тем, что общественные отношения усложняются и подвержены к изменениям, особенно в политической сфере, законодательство всегда нуждается в совершенстве.

Важный вопрос защиты избирательных прав — это наличие информации о рассмотрении судом конкретной жалобы. Механизм взаимодействия избирательных комиссий и судов в таких вопросах очень усложнен и не будет способствовать быстрому и оперативному рассмотрению жалобы с учетом сокращенных сроков избирательной кампании. Более целесообразным кажется законодательное закрепление механизма взаимодействия комиссий и судов при рассмотрении указанных жалоб, в соответствии с которым суд обязался бы в установленные сроки извещать о ходе дела и о результатах.

На сегодняшний день, существенную нагрузку во время защиты избирательных прав граждан несут суды общей юрисдикции, к подсудности которых причислены все избирательные споры. В этой связи в правовой науке имеется взгляд правоведов, согласно которому, отнесение данной категории дел к подсудности судов общей юрисдикции является алогическим и, следовательно, неприемлемым. Нужно на законодательном уровне определить подсудность таких дел с учетом специфики данной сферы, сроков рассмотрения и нагрузки на данные суды.

Итак, несмотря на достаточно полное закрепление законом административных процедур рассмотрения обращений, законодательное регулирование требует дальнейшего совершенствования.

Наряду с этим, на указанном этапе развития российского законодательства порядок регистрации иностранных некоммерческих организаций является усложненным на территории РФ. В частности, установлены ежегодные проверки деятельности общественных, а также возможность использования комплексных мер ответственности, от предупреждения до ликвидации за непредставление сведений компетентному органу, а также установлены ограничения участия иностранных граждан в деятельности данных организаций.

Таким императивным методам нужно отнестись с пониманием. Деятельность таких организаций может и не соответствовать закону (к примеру, финансирование этих организаций из-за рубежа с целью изменения политической обстановки) и требует принятие от государства таких мер.

Для того, чтобы усовершенствовать механизм защиты политических прав следует обратить внимание на особенности их реализации, а также учитывать специфику дел о нарушениях политических прав граждан.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, гражданин, публичное мероприятие, государственная власть, политический, свобода граждан, вышестоящая комиссия, общая юрисдикция, процедура регистрации, РФ.


Муниципальный район "Булунский улус (район)"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР

Последнее время в мире и в нашей стране возникают протестные настроения, которые реализуются посредством проведения массовых публичных мероприятий. Это обусловлено тем, что Российская Федерация – демократическое правовое государство. Но всегда ли оправдано проведение проведения митингов и пиктов? Нет ли иных возможностей реализовать своё право на участие в управлении государством?

О том, какие политические права имеются у граждан, порядок их реализации и защиты - интервью с прокурором ________

Что такое политические права и чем они закреплены?

Политические права граждан – это права, обеспечивающие возможность участия граждан Российской Федерации в политической жизни государства. Данные права в первую очередь закреплены в основном законе Российской Федерации – Конституции (ст. 29-33).

К политическим правам относятся:

- право граждан участвовать в управлении делами государством как лично, таки и через своих представителей (ч. 1 ст. 32);

- право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право на участие в Референдуме (ч. 2, 3 ст. 32);

- право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30);

- право свободно искать, передавать, распространять информацию законным способом (ч. 4 ст. 29);

- право граждан на обращения (индивидуальные, коллективные) в государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 33);

- право граждан участвовать в отправлении правосудия – быть присяжным заседателем (ч. 5 ст. 32)

- право граждан иметь равный доступ в государственной службе – не зависимо от пола, расы религиозной принадлежности (ч. 4 ст. 32);

- право граждан собираться мирно (без оружия), проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31);

- каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1,2,3 ст. 29).

С какого возраста у гражданина России возникают политические права?

Политические права и свободы возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ, либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия либо определённого в законе возраста.

Например, в соответствии с действующим законодательством, голосовать на выборах и референдуме могут только граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, а вот Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации.

Кто не может осуществлять политические права?

Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Также не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, и другие.

Какие препятствия могут встречать граждане при реализации своих политических прав? Как правильно защитить свои политические права?

На сегодняшний день, при осуществлении политических прав граждане могут встречаться с рядом проблем. Гражданину может быть незаконно отказано в проведении публичного мероприятия, в регистрации кандидата на выборах, в регистрации общественной организации, может быть допущено нарушение срока ответа на обращение и т.д.

По ряду таких нарушений законодательство предусматривает административную ответственность. В частности, она предусмотрена за следующие правонарушения:

- воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них (ст. 5.38 КоАП РФ),

- нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан (5.59 КОАП РФ)

- невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий (ст. 5.52 КоАП РФ),

- умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, общероссийскому голосованию (ст. 5.14 КоАП РФ),

- подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16 КоАП РФ) и т.д.

Возбуждение административных дел в сфере проведения публичных мероприятий отнесено к компетенции органов внутренних дел, в сфере реализации избирательных прав - к компетенции органов внутренних дел и членов избирательных комиссий. Прокурор уполномочен возбуждать административные производства по любому из указанных составов.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП указанные дела рассматриваются судами.

В случаях если нарушены нормы законодательства и политические права гражданина, например, отказано в регистрации общественного объединения, отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, выявлена фальсификация итогов выборов - следует обращаться с административным исковым заявлением в суд общей юрисдикции.

Кроме того, законом предусмотрена уголовная ответственность по ст. 142 УК РФ за фальсификацию избирательных документов, по ст. 142.1 УК РФ за фальсификацию итогов голосования и т.д.

На что необходимо обратить внимание граждан?

Федеральное законодательство предоставляет гражданам широкие полномочия по реализации всего спектра политических прав. При этом всегда надо помнить о недопустимости ущемления прав других лиц, выполнение обязанностей по соблюдению требований закона.

Конституция Российской Федерации - одна из самых демократичных в мире, в ней нашли свое закрепление основные права и свободы личности. Под конституционными правами и свободами следует понимать: закрепленные в Конституции и гарантированные государствам возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, и пользоваться предоставленными ему социальными благами. Расцениваемая категория прав и свобод являются значимым частью правовой действительности, они вплетены в социальные отношения людей, составляют способы бытия каждого человека. Конституционные права и свободы - это нормативная форма взаимоотношений и совместной деятельности людей, как субъектов правового поля. [1]

Реализация конституционных прав и свобод выражается в действиях государства по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на права и свободы человека и гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. Реализация конституционных прав и свобод имеет своей целью формирования, гармоничной и структурированной системы связей между различными субъектами правового взаимодействия, согласование их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, конфликтов, которые могут быть в связи осуществлением прав. Реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, в конечном счете, подразумевает нормальное функционирование общества и государства. Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах, относятся к существенным факторам жизни человека в современном мире. Закрепление, защита прав и свобод личности является одной из самых главных задач, стоящих перед Конституцией РФ. То, насколько данная функции находит свое воплощение в правовом поле государства, является важным для каждого жителя Российской Федерации.

Выбор концепции правового положения личности для России был сориентирован на традиционные либеральные принципы свободы личности, универсальности прав человека и их судебной защиты. [2] Вместе с тем социалистическое прошлое, острое идеологическое противостояние, углубленная социальная дифференциация не могли не сказаться на сути и наполнении концепции, которая вобрала и некоторые социал-демократические черты, связанные с восприятием блока социальных прав как гарантированных ценностей. Потеря последовательность негативно сказалась на конституционном закреплении содержания ряда прав (в основном это касается социальных прав), их гарантий, провозглашении перечня и сути обязанностей. Особенно же неутешительна практика реализации прав и свобод.

В соответствии с конституционными правами и свободой человека и гражданина они различаются по содержанию, объему, способам реализации. В то же время они направлены на реализацию интересов граждан в различных сферах жизнедеятельности, по причине чего предполагается их соответствие возможностям общества. Следует отметить, что закрепление прав и свобод происходит как на международном уровне, так и на государственном.

Определение степени демократизации общества происходит не только признанием и регламентацией прав и свобод граждан и человека на уроке актов, но и созданием механизма обеспечения на уровне государства и общества. Так как это позволит каждому человеку осуществлять грамотную и полную реализацию своих конституционных прав и свобод. Реализация прав и свобод в самом общем виде есть практическое использование предусмотренных правовыми нормами социальных возможностей, в результате чего человек получает разнообразные материальные, духовные и иные блага для удовлетворения индивидуальных и, в известной мере, общественных интересов и потребностей. [3]

При изучении прав человека необходима систематизация. Рассмотрим основные проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и остановимся на основных проблемных моментах реализации конституционных прав и свобод.

Можно отнести к проблемным моментам еще и отсутствие или противоречивость законодательства, бюрократическая запутанность процедур разрешения, регистрации, лицензирования, сертификации, согласования инвестиционных проектов. Все это создает серьезные трудности на пути реализации прав и свобод человека и гражданина.

Множеством жалоб о преступлениях характеризуется сфера уголовно-правовая. Это выражается в отказе в приеме и регистрации заявлений о совершенных преступлениях, несвоевременном содействии по заявлениям о совершенных преступлениях, неквалифицированном расследовании, где прослеживается отсутствие данных о полном установлении обстоятельств дела, несвоевременном признании лица потерпевшим, необоснованном приостановлении или прекращении производства по делу. В том числе на действия должностных лиц в ходе предварительного следствия по уголовным делам.

На практике встречаются факторы препятствующие реализации конституционных прав как например: пребывание гражданина Российской Федерации за пределами страны. Ст. 48 Конституции РФ гарантирует оказание квалифицированной юридической помощи, не устанавливая место и время ее предоставления, а это значит, независимо. Но, в отношении россиян, место постоянного проживания которых находится за пределами Российской Федерации, в данный момент не реализуется. Одной из возможностей для реализации прав и свобод российских граждан, проживающих за пределами страны, является оптимизации деятельности консульских учреждений и дипломатических представительств.

Отметим также, что в правовом государстве должны быть предусмотрены механизмы, позволяющие гражданину вступать в спор с государственными органами. Но, на сегодняшний день в теории конституционного права недостаточно разработан вопрос реализации гражданами права на обжалование действий должностных лиц.

Следует также отметить о слабом применении правозащитной функции законодательных органов власти. В литературе по вопросам правовой защиты, как правило, не определяются как элементы системы защиты прав и свобод человека и гражданина, а лишь как правило, различают механизмы, направленные на защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся прежде всего конституционный контроль со стороны Конституционного Суда, судебная защита судами общей юрисдикции, а также административно-правовые формы действий органов исполнительной власти и их должностными лицами. [4]

Законодательные органы также не обладают правозащитными средствами представительного органа власти к ним относится, в первую очередь, законодательное оформление юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина, издание определенных актов, наложение прямого запрета на закон, который нарушает или может нарушить права и свободы человека и гражданина. [5]

Недостаточно полная реализация гарантий, связанных с осуществлением гражданами своих основных прав и свобод, согласно статье 45 Конституции России, возлагаются на государство и всю систему государственных органов. [6].Следовательно, реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина не является автоматическим процессом, в первую очередь необходимо формировать условия для их реализации. Следующей стороной является подкрепление эффективными средствами активной деятельности, как государства, его органов, общественных объединений, так и самих граждан. [7]

Литература:

1. Юсубов Э.С., Макарцев А.А.Конституционное право России: учеб. пособие. Томскийгосударственный университет, 2015. 336 с

3. Государство и права человека: история, современность и новеллы будущего// Материалы международной научно-практической конференции 15 мая, 2013 года Кемеровский государственный университет, 2013. 328 с.

8. Права человека в современном мире, новые вызовы и трудные решения: //Материалы международной научной конференции 2014. 382 с.

Читайте также: