Проблемы конституции рф кратко

Обновлено: 07.07.2024

Кроме того, аргументация – это важнейшая содержательная часть жалобы, от силы и убедительности которой, при условии успешного соблюдения всех процессуальных требований, зависит судьба самой жалобы, уточнил лектор. Мотивировка отражается в трех элементах жалобы – позиция заявителя по поставленному им вопросу, ее правовое обоснование и требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду РФ.

Лектор представил три основных модели аргументации и привел случаи, когда они могут быть использованы. Эти модели производны от статей Конституции РФ, противоречие которым многократно устанавливал Конституционный Суд РФ. Первая модель основана на ст. 19 Конституции РФ, устанавливающей принцип равенства всех перед законом и судом. В данном случае возможны конструкции жалобы, связанные с применением принципа равенства в его буквальном прочтении, с неопределенностью правовых норм как достаточным основанием для дисквалификации правовых норм, а также с обоснованием допущения нормой своего произвольного применения.

Когда исчерпаны все средства внутригосударственной защиты

Когда исчерпаны все средства внутригосударственной защиты

Адвокатам рассказали о процессуальных аспектах обращения в КС РФ с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод

Вторая модель мотивировки основана на ст. 55 Конституции РФ, касающейся возможностей и допустимых условий ограничения прав и свобод человека и гражданина. Тимур Соколов подробно остановился на практике оценки КС РФ возможности или невозможности ограничения конституционных прав и свобод и указал этапы российского варианта теста на пропорциональность ограничений. Особое внимание это положение имеет для прав и свобод, не указанных в Конституции РФ, по подчиняющихся тем же принципам правового регулирования прав и свобод человека (например, недопустимость бессрочного ограничения каких-либо прав или свобод).

Третья модель аргументации основана на ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей право на судебную защиту. Как отметил лектор, это конституционное положение может работать в ряде случаев: когда отсутствует доступ к суду (что является неконституционным), когда отсутствуют необходимые процессуальные гарантии, в случае неполноты процессуальных гарантий для эффективной защиты прав и свобод.

Тимур Соколов рекомендовал адвокатам в целях поддержания успешности своей практики следить за решениями и развитием правовых позиций Конституционного Суда РФ, писать текст жалобы в стилистике, в меру приближенной к решениям и правовым позициям КС РФ. Также важно четко видеть и понимать именно конституционную проблему, вытекающую из конституционных принципов, а не из правоприменительной ситуации заявителя.

Тимур Соколов убежден, что общими усилиями возможно сформировать не только новую юридическую методологию, но и новый тип юридического мышления – конституционно-правовой.

В завершение эксперт ответил на вопросы слушателей.

Ознакомиться с презентацией Тимура Соколова можно здесь.

Обращаем внимание, что запись вебинара будет доступна 29 октября до 24.00 (по московскому времени). Повторы трансляции состоятся в субботу и воскресенье, 30 и 31 октября.

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

    Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

    Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

    Проблемы реализации конституционных прав граждан

    Конституция РФ утверждает права и свободы человека и гражданина, гарантию их защиты и реализации.

    Одним из основных конституционных прав гражданина являются трудовые права, гарантированные ст. 37 Конституции РФ.

    В целом трудовые права актуальны всегда, в том числе в сфере занятости, своевременности выплаты заработной платы, соответствие её размера требованиям трудового законодательства.

    По данным Госкомитета Якутии по занятости населения, по итогам 2017 года уровень общей безработицы в республике составил 7,1% (средний показатель по стране – 5,5%). При этом наблюдается более высокий уровень безработицы по сравнению с общероссийским уровнем и уровнем безработицы по ДФО, в сельской местности. В этой связи, особую актуальность имеет проблема сельской безработицы. В отдельных сельскохозяйственных районах Якутии уровень безработицы превышал среднереспубликанский уровень в два раза.

    Важным показателем, характеризующим напряжённость на рынке труда, является нагрузка безработного населения на одну заявленную вакансию. Причины высокой безработицы в сельской местности носят системный характер: экономические – нерентабельность сельскохозяйственной деятельности, недостаточная государственная поддержка сельхозпроизводителей; структурные - специфика сферы труда на селе, низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве, неразвитость неаграрных видов занятости; социальные – неадаптированность к рыночным условиям и др.

    Одной из ключевых проблем рынка труда республики является количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, поддерживающийся несоответствием профилей профессиональной подготовки специалистов потребностям экономики. Несбалансированность спроса и предложения приводит, с одной стороны, к наличию невостребованных работников на рынке труда, а с другой стороны, к дефициту работников конкретных профессий, специальностей и квалификаций на промышленных предприятиях. Одним из наиболее существенных факторов, формирующих дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, является несоответствие между структурой подготовки кадров и структурой спроса на рабочую силу.

    Необходимым условием для обеспечения экономической и социальной стабильности населения и основным критерием соблюдения трудовых прав граждан является своевременная и полная оплата труда.

    Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции РФ и является общепризнанным социально-экономическим правом, фундаментальную основу которого составляют нормы международных актов: ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

    Существует проблема дефицита врачебных кадров, что не позволяет в полной мере обеспечить право граждан на квалифицированную и качественную медицинскую помощь. По состоянию на 01.01.2018 Министерством утверждено 6423,00 штатных врачебных должностей, укомплектованность врачами штатных должностей составила только 75,1% (2015 г. – 73,2).

    Отрицательно сказывается на качество и своевременность оказания медицинской помощи наличие фактов ненадлежащего укомплектования учреждений здравоохранения медицинской техникой, материалами и лекарственными препаратами.

    Серьезную озабоченность вызывает не своевременное обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами и изделиями.

    Статья 40 Конституции РФ закрепляет право на жилище, под которым понимается субъективное право гражданина на пользование и приобретение жилого помещения. Основной закон формулирует основные гарантии реализации этого права: запрет произвольного лишения жилища; поощрение жилищного строительства органами государственной власти и местного самоуправления; создание условий для осуществления права на жилище; предоставление жилища бесплатно или за доступную плату малоимущим или иным указанным в законе гражданам.

    Особую актуальность вопросы обеспечения законности в данной сфере приобретают в связи с нехваткой государственного и муниципального жилищного фонда, предназначенного для проживания граждан, высокой долей ветхого и аварийного жилья, распространенностью грубых нарушений прав граждан при строительстве жилья и т.д.

    Типичными нарушениями, выявляемыми в сфере предоставления гражданам коммунальных услуг и содержания общего имущества многоквартирных домов, являются несоблюдение нормативов их предоставления (например, отсутствие водо-, тепло-, электроснабжения ввиду технологических нарушений или недостаточный объем предоставления услуг в связи с ненадлежащим содержанием инженерных коммуникаций), непроведение организациями, обслуживающими жилищный фонд, работ по заключенным договорам (в том числе вывоз ТБО и ЖБО, ремонт общего имущества дома).

    Серьезной проблемой остается вопрос собираемости с граждан платежей за оказываемые управляющими организациями услуги по содержанию общего имущества дома, что обычно недобросовестные предприниматели используют для оправдания своего бездействия. Помимо этого, надлежащее обслуживание значительного числа домов, находящихся в неудовлетворительном эксплуатационном состоянии, экономически нерентабельно, что побуждает управляющие организации бездействовать в части оказания проживающим в них гражданам необходимого перечня услуг.

    В последние годы повышенное внимание уделяется вопросам законности при долевом строительстве жилья.

    Осуществление долевого строительства связано с привлечением значительных объемов денежных средств от широкого круга граждан, что приводит в случае совершения застройщиком недобросовестных действий к существенному росту социальной напряженности.

    При этом ответственность за причинение имущественного вреда дольщикам по правилам гражданского законодательства несет застройщик, т.е. лицо, данный вред причинившее.

    Вместе с тем, многими субъектами РФ, в том числе Республикой Саха (Якутия), приняты нормативные правовые акты, предусматривающие формы социальной поддержки пострадавших граждан, так или иначе требующие значительных расходов из государственного бюджета. Фактически в таких случаях государство принимает на себя ответственность за виновные действия иных лиц.

    Например, в конце 2017 года внесены изменения в Закон о госбюджете республики на 2018 год, для оказания мер поддержки предусмотрено выделение денежных средств в размере 50 млн. руб.

    Приняты постановления Правительства региона, предусматривающее сроки и порядок выделения субсидий ЖСК дольщиков (от 30.08.2017 № 298, от 12.07.2018 № 216).

    Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Органами прокуратуры республики выявлены единичные случаи необоснованных отказов пенсионных органов в компенсации расходов на приобретение авиабилетов к месту отдыха и обратно, незаконного уменьшения размеров пенсии, и др.

    Широкое распространение имеют нарушения прав граждан при рассмотрении их письменных обращений.

    Особое внимание органами прокуратуры уделяется вопросам исполнения избирательного законодательства, поскольку от обеспечения беспрепятственного, свободного волеизъявления граждан зависит облик всего государства в целом.

    Согласно частям 1, 2 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Таким образом, право на землю относится к основополагающим правам граждан, которое должны соблюдать и защищать государственные органы, в том числе прокуратура РФ.

    Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ регулируются особенности предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

    Основной целью Федерального закона № 119-ФЗ стало привлечение жителей РФ к освоению земельных участков, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, в целях более эффективного развития региона в целом, его экономической, демографической и других составляющих.

    Согласно Закону любому жителю из любого уголка России безвозмездно один раз может быть предоставлен земельный участок в размере одного гектара земли с условием его освоения по назначению в течение пяти лет при множестве вариантов его использования. Через пять лет при условии освоения земли ее можно будет арендовать или получить в собственность.

    В целях реализации указанного Федерального закона на территории республики принята нормативная правовая база, в том числе 2 Закона Республики Саха (Якутия), 3 Указа Главы РС(Я), административные регламенты органов исполнительной власти и местного самоуправления.

    Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    В систему экологических прав граждан, кроме права на благоприятную окружающую среду, которое считается основным экологическим правом, входят и иные права - права на использование природных ресурсов в целях удовлетворения личных потребностей (общего природопользования). Основное право - право на благоприятную окружающую среду обеспечивается государством посредством специального механизма, в котором занимают особое место меры государственного принуждения. В лесном законодательстве право граждан на благоприятную окружающую среду и право на общее природопользование реализуются посредством обеспечения права граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

    Однако это право граждан может быть ограничено. В соответствии с п. 5 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ. Ограничение одного права направлено на обеспечение другого права - того же самого права на благоприятную окружающую среду, в связи с тем что неконтролируемое посещение лесов во время пожароопасного периода может привести к лесному пожару, в результате которого будет причинен как экономический, так и экологический ущерб - сокращение лесов отрицательно сказывается на состоянии всей природной среды.

    Одним из основных направлений деятельности федерального государственного лесного надзора является выявление и пресечение незаконных рубок.

    Республика Саха (Якутия), занимая площадь 1/5 части территории Российской Федерации, является не только самым крупным субъектом Российской Федерации, но и самым крупным лесным регионом по площади земель лесного фонда. Площадь земель лесного фонда составляет 254,7 млн. гектаров или 82% от общей территории республики.

    Поэтому, при осуществлении переданных полномочий в области лесных отношений особое внимание уделяется пожарной безопасности, предупреждению возникновения лесных пожаров по вине человека, в том числе путем контроля за деятельностью лесопользователей на лесных участках, а также на пресечение и выявление незаконных рубок на землях лесного фонда и случаев незаконного использования лесов.

    Цвиль Владимир

    С момента принятия Конституции РФ в 1993 г. рассматривались два варианта ее развития: путем внесения поправок либо путем законодательного и судебно-конституционного развития при сохранении стабильного текста. В пользу второго варианта высказывался тезис о том, что проблемы Основного Закона кроются не в тексте, а в его реализации на практике, в связи с чем необходимо реальное и качественное претворение в жизнь конституционных идей.

    Спустя 15 лет идея стабильности текста стала все больше подчиняться идее внесения в него изменений. Так, в 2008 г. в Конституцию были внесены изменения об увеличении срока полномочий Президента РФ и Госдумы, о контрольных полномочиях Госдумы в отношении Правительства РФ, в 2014 г. – о судебной системе, прокуратуре и Совете Федерации (в частности, об увеличении его состава представителями РФ, назначаемыми президентом).

    Как сообщает ЦИК России, по результатам общероссийского голосования за принятие поправок высказались около 78% россиян

    Факт изменения Основного Закона дал повод рассуждать о перспективах дальнейшего конституционного развития. Сразу оговорюсь, что в данной заметке не ставится задача ответить на вопрос о процедуре закрепления предлагаемых идей. Кроме того, для одних предложений требуется принятие новой Конституции, другие могут иметь форму поправок либо законодательного развития, либо конституционно-правового истолкования.

    Усиление гарантий стабильности конституционного текста

    Одним из важнейших качеств Основного Закона является стабильность – высокая устойчивость его текста, являющаяся иммунитетом от малообоснованных влияний, веяний времени и чрезмерной гибкости. Стабильность предопределяет особое доверие к Конституции со стороны общества.

    Стабильность Конституции обеспечивается усложненным порядком внесения в нее изменений. В действующей Конституции заложена иерархия ее положений и соответствующая ей ступенчатая модель сложности их изменений: в частности, положения гл. 1 имеют приоритет перед другими положениями, при этом гл. 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены, а могут быть изменены только в рамках новой Конституции (ст. 16, 64 и 135). Поправки в гл. 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации (ст. 136).

    Если при принятии Конституции в 1993 г. такой порядок рассматривался как достаточно жесткий, гарантирующий стабильность конституционного текста, то в настоящее время процедура внесения в Основной Закон поправок выглядит уже более гибкой.

    Далее 16 марта Конституционный Суд РФ вынес Заключение № 1–3, которым признал поправки и процедуру их внесения конституционно допустимыми (никто из принимавших в рассмотрении этого вопроса судей не высказал особого мнения, которое на тот момент было законодательно предусмотрено). Поскольку указанный Закон предполагал общероссийское голосование, оно изначально было назначено на 22 апреля, но затем по известным причинам перенесено на 1 июля. Как следует из Постановления ЦИК от 3 июля 2020 г., из 74 114 217 принявших участие в голосовании граждан за поправки проголосовали 57 747 288 человек (77,92%). В соответствии с Указом Президента РФ от 3 июля 2020 г. № 445 поправки вступили в силу 4 июля 2020 г.

    Таким образом, можно констатировать оперативную реализацию процедуры внесения большого пакета конституционных поправок.

    КС признал конституционным положение постановления губернатора МО об ограничении передвижения в период пандемии

    Как указал Суд, в сложившейся экстраординарной ситуации губернатором как высшим должностным лицом государственной власти субъекта РФ было осуществлено оперативное правовое регулирование, впоследствии легитимированное правовыми актами федерального уровня

    Напомню также, что 30 января 2020 г. по решению Всемирной организации здравоохранения в связи со вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-19) эпидемиологической ситуации был присвоен уровень международной опасности и объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 г. ситуация была признана пандемией. В связи с этим указами Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 234, от 28 апреля 2020 г. № 316 и от 11 мая 2020 г., а также принятыми на их основе актами высших должностных лиц субъектов Федерации были введены ограничительные меры, в том числе режим повышенной готовности, включающие ограничение свободы передвижения населения и проведения публичных мероприятий. Часть этих мер продолжают действовать в настоящее время, а соответствующие споры продолжают рассматриваться в судах (например, Постановление КС от 25 декабря 2020 г. № 49-П).

    Между тем еще раз отмечу, что конституционные поправки имели обширный объем и разноплановый характер, затрагивали многие сферы правоотношений. На мой взгляд, это требовало создания реальных условий для общественной, научной и политической дискуссии, основанной на принципах всесторонности, полноценности, открытости, прозрачности, а также широкого и беспристрастного освещения в СМИ. Поэтому представляется, что обсуждение поправок должно было занять больше времени, а также, на мой взгляд, его следовало перенести до окончания эпидемиологической угрозы и прекращения действия ограничительных режимов.

    Исходя из накопленного опыта, а также учитывая сущность и свойства Основного Закона, гарантии стабильности конституционного текста, по моему мнению, следовало бы усилить. Во-первых, установить возможность изменения Конституции путем референдума или его обязательного вовлечения в соответствующий конституционный процесс. Во-вторых, для формирования взвешенного общественного мнения закрепить гарантии продолжительности соответствующего конституционного процесса (например, минимально допустимый срок в один год). Полагаю, это отвечало бы тому принципу, что изменение Основного Закона должно носить исключительный, а потому редкий, тщательно выверенный, глубоко обдуманный и взвешенный характер.

    При наличии в Конституции лишь основополагающих положений раскрытие ее потенциала, на мой взгляд, должно происходить при взаимном уравновешивании: с одной стороны – стабильности фундаментальных основ, отражающих традиционные ценности, вечные идеалы, общепризнанные и непоколебимые гарантии, а с другой – эволюции конституционных положений путем их законодательного развития и легального истолкования, позволяющего адаптировать конституционный текст к изменяющейся социальной реальности.

    Поиск и обозначение конституционных принципов кадровой политики государства

    Вопросы личностных качеств кадрового состава госаппарата, в частности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (далее в общем смысле – госслужащих), имеют первостепенное значение для осуществления функций государства. Достаточно давно был сформулирован принцип, согласно которому именно личностные качества служителей закона, а не сам закон, предопределяют эффективность выполнения государством его задач.

    Конституция, являясь программным документом и неся ценностные и целеполагающие ориентиры, содержит основу идеи служения обществу: это стремление обеспечить благополучие и процветание России, ответственность за Родину перед нынешним и будущими поколениями, а также принципы справедливости, правовой демократии, социального государства, постулат обусловленности деятельности органов публичной власти правами и свободами человека и гражданина (преамбула, ст. 1–3, 7 и 18).

    Вместе с тем насколько адекватно развивается конституционная идея государственного служения на практике? Это обширный вопрос, поэтому обратим внимание на его основу – смысл и цель госслужбы.

    Данный принцип, на мой взгляд, идеологически неоднозначен, так как материальные гарантии должны быть следствием (результатом) службы, а не ее целью (стимулом). Это философско-правовая и конституционная проблема, затрагивающая идейную основу публичной власти.

    Служение обществу (служебная и должностная деятельность) имеет два стимулирующих вектора: профессионально-идеологический (служба и ее предназначение) и материально-практический (труд и его вознаграждение). Первый является базовым, отражая целеполагающую основу служения. Второй, в свою очередь, призван обеспечить достаток и независимость служащего. При этом если до определенной черты достойное материальное обеспечение является гарантией достатка и независимости, то чрезмерно высокий доход, напротив, ставит госслужащего в зависимость от опасений потерять его источник и может выступать средством давления.

    Вместе с тем существует важный этический принцип: благодетель без победы над страстью – не благодетель (относительно рассматриваемой сферы: служение обществу без преодоления главенства материального стимула – не служение). Поэтому именно идеология профессиональной деятельности госслужащего, включая значение занимаемой общественной роли и качественное выполнение возложенных на него задач, должна выходить на первый план в системе стимулов и социального вознаграждения.

    Вместе с тем служение – очень важная характеристика, отличающая наивысшую ступень социального бытия человека. Оно кардинально отличается от прислужничества: первое подчинено общественному благу и основано на профессиональном достоинстве, второе сводится к удовлетворению корыстных интересов и формальному выполнению профессиональных обязанностей. Поэтому выраженная Александром Грибоедовым словами Чацкого идея радости службы и недопустимости прислуживания – это один из вариантов формулирования конституционной идеи ответственного служения обществу со стремлением обеспечить его благополучие и процветание, с верой в добро и справедливость.

    Таким образом, фактор потребности ответственного служения обществу должен являться основой профессиональной пригодности, а кадровая политика государства– создавать условия для раскрытия потенциала истинных служителей закона и общественных деятелей. В целях дальнейшего развития эти идеи в том или ином виде должны, на мой взгляд, получить конституционное признание. Вместе с тем нужно учитывать, что для эффективного служения обществу в нем самом должен быть достигнут необходимый уровень культуры, в том числе правовой и культуры власти, без чего возможность быть настоящим деятелем и служителем закона во многих ситуациях потребует героических усилий.

    Развитие конституционного статуса СМИ

    Конституция гарантирует свободу массовой информации, которая основана на свободе мысли и слова, праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также запрете цензуры (ч. 1, 4 и 5 ст. 29).

    Представитель заявителя жалоб отметила, что постановления ЕСПЧ предоставляют журналистам больше возможностей писать на острые темы о коррупции, финансовых и других злоупотреблениях чиновников

    Таким образом, СМИ выполняют публичные задачи, поэтому вырабатываемый ими продукт должен отвечать конституционному предназначению, а деятельность –международно признанным стандартам.

    Целый ряд международных актов регулируют деятельность СМИ 1 .

    Думается, указанные стандарты содержания института массовой информации, а также обязанность их уважения и обеспечения со стороны государства также должны быть отражены и на национальном конституционном уровне.

    В заключение добавлю, что существуют и другие важнейшие конституционные проблемы – например, необходимость закрепления гарантий обеспечения реальной независимости ветвей власти, особенно судебной, серьезного усиления природоохранных принципов (смещение баланса в сторону экологических интересов по сравнению с материально-экономическими, повышения уровня образования и медицины), которые также требуют решения.

    1 Это, в частности, Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне (1978 г.), а также документы Совета Европы: Декларация о средствах массовой информации и правах человека (1970 г.), Рекомендация о роли национального вещания и управления им (1975 г.), Декларация о свободе выражения мнения и информации (1982 г.), Политическая декларация о средствах массовой информации в демократическом обществе (1994 г.), Рекомендация о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации (1999 г.), Декларация о свободе политической дискуссии в СМИ (2004 г.).

    Читайте также: