Проблемы историографии в оценке прихода на княжество рюрика и его потомков кратко
Обновлено: 05.07.2024
Вопросы идентификации личности
О Рюрике, жившем в конце IX века, как родоначальнике династии русских князей, говорят только древнерусские летописи. Нет ни одного иноземного источника, который упоминал бы о Рюрике, связанном со славянами или с Русью. Есть сведения о Рёрике (Рорике) Ютландском по прозвищу Метатель Колец, датском конунге. Между 863 и 870 годами о нём отсутствуют сведения, за исключением того, что в 867 году его изгнали из Фрисландии. Кстати, там есть местности, называвшиеся в давние времена Виринген и Рустринген. Это косвенно может свидетельствовать о варягах и Руси и о связи с ними Рёрика. Идентичен ли он летописному Рюрику – правдоподобно, но не доказано.
Были ли у него братья
Где они княжили
Локализация власти Рюрика и его братьев представляет пока загадку. По летописи, Рюрик сел княжить в Новгороде, у словен, Синеус – в Белоозере, у веси, а Трувор – в Изборске, у кривичей. Если существование данных племён несомненно, то среди названных городов в конце IX века достоверно существовал только Изборск. В Новгороде не найдено следов поселения ранее Х века, а Белоозеро возникает, по-видимому, ещё позже. Впрочем, отсутствие археологических следов ещё не является доказательством отсутствия события. Так, в случае с Новгородом, многие принимают версию, что более ранним, по отношению к нему, центром была Старая Ладога.
Тем не менее, географические пределы власти Рюрика и его братьев остаются совершенно непонятными. По летописному сказанию, их пригласили княжить словене, чудь, весь, меря и кривичи. Если у этого сказания есть хоть какая-то историческая основа, это значит, что некая конфедерация двух славянских и трёх финно-угорских племён на севере Восточной Европы сложилась ещё до прихода Рюрика на княжение. В этом случае Рюрик не может считаться основателем русской государственности.
Было ли варяжское завоевание
Кроме этого упоминания, есть и многочисленные скандинавские военные артефакты того времени в славянских и финно-угорских землях. Однако следов масштабных военных столкновений не найдено. Это позволяет некоторым исследователям трактовать вокняжение Рюрика не как завоевание, а как приглашение его с дружиной на службу местным племенам.
Этническое происхождение Рюрика
Гипотеза о скандинавском происхождении варягов/руси и Рюрика не является общепринятой. Летопись определённо помещает варягов на южном побережье Балтийского моря, на что обратил внимание ещё Михаил Ломоносов. А там были государства поморских славян. На острове Руяна (Рюген) находилось знаменитое святилище бога Святовита.
Был ли Рюрик основателем княжеской династии
Сомнения в этом возникают из сопоставления дат княжения. Рюрик, согласно летописи, умер в 879 году, а его сын Игорь появляется на страницах летописи как самостоятельный правитель только после смерти Олега в 912 году. Игорь жил до 945 года, причём умер не своей смертью, а был убит. Даже если Игорь был младенцем на момент смерти Рюрика, налицо явная лакуна. По версии, родившейся ещё в XIX столетии, сказание о завоевании Киева потомками Рюрика и о происхождении всех последующих русских князей от него было позднейшей вставкой в летопись.
Генетические исследования выявили наличие у современных Рюриковичей по меньшей мере двух Y-хромосомных гаплогрупп. Таким образом, династия не происходит от общего предка и, скорее всего, её генеалогия искусственна.
Выводы
Этническая принадлежность князя Рюрика и причины его прихода на Русь в свете отечественных письменных источников
Колотушкин А.А.
Из всего доступного для исследования комплекса письменных источников, по времени появления более близких к описываемым в них событиям, и поэтому наиболее приемлемыми для рассмотрения, являются отечественные письменные источники, имеющие то достоинство, что они были созданы на месте непосредственных совершавшихся событий, и потому лучше других отражающие событийную среду[1].
И русские летописи – это, пожалуй, единственный источник, который дает по-своему систематический, хотя и не лишенный ощутимых пропусков обзор главных политических событий IX – середины X вв. на Руси[2]. Для изучения истории Древней Руси особенно велика роль летописания XIV – XV вв., ведь именно в этот период возникает наибольшее число параллельных летописных сводов, повествующих об одних и тех же событиях с разных точек зрения.[3] Хоть и некоторые, относительно немногочисленные летописи этого периода (в отличие от более ранних летописей) дошли до нас в списках, близких ко времени создания самих письменных памятников, но, как правило, сохранившиеся до настоящего времени рукописи моложе тех сводов, которые легли в их основу[4]. Да и летописные своды были не начальной, а заключительной стадией исторических обобщений, которым предшествовали записи об исторических событиях и отдельные сказания[5].
Стоит отметить, что более поздние русские летописи несут в себе черты творчества их составителей, а также следы публицистического влияния. Тем не менее, они также содержат ряд уникальных сведений по истории Древней Руси IX-X вв. Однако отделяет их от описываемых событий громадный временной отрезок. Ряд летописных известий имеет исключительно легендарный характер, другие, скорее всего, являются домыслом летописца. Но в то же время появление ряда сведений объяснить вымыслом составителя сложно. Отдельные из них получают косвенные подтверждения в других письменных источниках, более достоверных. Из поздних летописей наиболее цены такие источники, как Никоновская, Воскресенская летописи. Написаны они были в XVI в. Первая из них была названа так по имени патриарха Никона, которому принадлежал один из списков. Воскресенская же летопись названа так по списку, принадлежавшему Воскресенскому монастырю в Новом Иерусалиме.
Иоакимовская летопись сообщает и о потомстве новгородского старейшины, в источнике указано, что у него было четыре сына и три дочери. Но сыновья правителя умерли – кто своей смертью, кто пал в бою. Согласно известиям летописи, средняя дочь старейшины, Умила, была замужем за одним из западнославянских князей острова Руген, или Руян (современный Рюген в Германии)[20]. Князя этого звали Годослав. Сыном Умилы, как гласит источник, и был Рюрик[21].
Поэтому необходимо отметить, что одни летописцы видели цель призвания Рюрика в налаживании внутреннего и внешнего спокойствия, пресечении междоусобиц и вражды между славянскими и финскими племенами, другие же – в организации управления над призвавшими князей племенами. Тем не менее, согласно письменным известиям, на Русь прибывают три брата со своими родами. Старшим из них был Рюрик. Младших братьев звали Синеус и Трувор.
Анализ более ранних, чем Никоновская, летописей позволяет выявить, что они совершенно ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте взбунтовавшихся новгородцев против Рюрика. Тем более что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (Рюрикова городища).
[1] Ловмяньский Х. Русь и норманны. – М., 1985. – С. 220.
[3] Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV-XV вв. – Л., 1976. – С. 3.
[5] Тихомиров М. Н. Начало русской историографии // Вопросы истории. – 1960. - № 5. – С. 41.
[6] Кузьмин А. Г. Падение Перуна (Становление христианства на Руси). – М., 1988. – С. 153.
[7] Егоров В. У истоков Руси: меж варягом и греком. – М., 2010. – С. 4.
[8] Скрынников Р. Г. Древняя Русь. Летописные мифы и действительность // Вопросы истории. – 1997. - № 8. – С. 8.
[9] Егоров В. Указ. соч. – С. 4.
[11] Лаврентьевская летопись (Полное собрание русских летописей) / под ред. Е. Ф. Карского. – М., 1997. – Т. 1. - С. 20.
[12] Демин В. Н. Загадки русских летописей. – М., 2001. – С. 96.
[13] Пензев К. А. Хан Рюрик: начальная история Руси. – М., 2007. – С. 202 - 204.
[14] Шахматов А. А. Новгородская четвертая летопись // История русского летописания. – СПб., 2003. – С. 211; Новгородская четвертая летопись (Полное собрание русских летописей) / авт. предисловий А. Г. Бобров, Б. М. Клосс. – М., 2000. – Т. 4. Ч. 1. - С. 11; Софийская первая летопись старшего извода (Полное собрание русских летописей) / авт. предисловий А. Г. Бобров, Б. М. Клосс. – М., 2000. - Т. 6. В. 1. – С. 14.
[15] Пензев К. А. Указ. соч. – С. 205.
[16]Софийская первая летопись старшего извода…С. 10.
[17] Демин В. Н. О Истории Иоакима епископа новгородского // Русь летописная. – М., 2002. – С. 424 – 425.
[18] Там же. - С. 425.
[20]Богуславский В. В. Гостомысл // Славянская энциклопедия. Киевская Русь – Московия. – М., 2005. - Т. 1. А-М. – С. 309.
[21] Демин В. Н. Указ. соч. – С. 425.
[23] Бутромеев В. П. Рюрик // Всемирная история в лицах: Раннее Средневековье. – М., 2000. – С. 44.
[24]Демин В. Н. Сказание о Словене и Русе и городе Словенске (Из Хронографа 1679 г.) // Русь летописная. – М., 2002. – С. 422.
[26] Пчелов Е. В. Генеалогия древнерусских князей IX - н. XI в. – М., 2001. - С. 68.
[30] Повесть временных лет (Текст по Лаврентьевской летописи) // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиева, И. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М., 2004. – С. 17.
[31] Ипатьевская летопись (Полное собрание русских летописей) / сост. Л. Л. Муравьева, Л. Ф. Кузьмина; отв. ред. В. И. Буганов. – М., 1998. – Т. 2. - С. 16.
[32] Повесть временных лет // Хрестоматия по истории России. С древнейших времен до XVII в. / сост. И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. – М., 1994. – Т. 1. - С. 25.
[33] Греков Б. Д. Киевская Русь. – М., 1952. – С. 451.
[34] Новгородская четвертая летопись (Полное собрание русских летописей). – М., 2000. – Т. 4. Ч. 1. - С. 11.
[35] История России: IX-XXI вв. От Рюрика до Путина / отв. ред. Я. А. Перехов. – М.; Ростов н/Д., 2007. – С.8.
[36] Лаврентьевская летопись… С. 19.
[38] Новгородская четвертая летопись. С. 11.
[39] Демин В. Н. Указ. соч. – С. 238.
[43] Котляр Н. Ф., Смолий В. А. История в жизнеописаниях. – Киев, 1990. – С. 36.
[44] Иаков Мних. Память и похвала князю Владимиру…
[45] Славяне и Русь: Проблемы и идеи. Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении / сост. А. Г. Кузьмин. – М., 1998. – С. 472.
Список источников и литературы
III. Периодические издания и энциклопедическая литература
- Богуславский, В. В. Гостомысл / В. В. Богуславский // Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – Т.1. А-М. - С. 309.
- Богуславский, В. В. Рюрик / В. В. Богуславский, В. В. Бурминов // Русь. Рюриковичи. Иллюстрированный исторический словарь. – М.: Познавательная книга плюс, 2000. – С. 481 – 483.
- Бутромеев, В. П. Рюрик / В. П. Бутромеев // Всемирная история в лицах: Раннее Средневековье. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – С. 43 – 46.
- Славяне и Русь: Проблемы и идеи. Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении / сост. А. Г. Кузьмин. – М.: Флинта. Наука, 1998. – 488 с.
- Тихомиров, М. Н. Начало русской историографии / М. Н. Тихомиров // Вопросы истории. – 1960. - № 5. – С. 41 – 57.
- Русское краеведение
Откуда взялся родоначальник великой династии Рюриковичей и почему именно его славяне выбрали в качестве правителя?
Нужда в таком приглашении заключалась в том, что в формировавшемся союзе племен шли споры о том, кто его будет возглавлять: представитель словен, кривичей, чуди или веси? Пришлый человек, имевший опыт государственного управления, показался самой подходящей кандидатурой.
И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами"
В том же 862 году, Рюрик, собрав всех своих родственников, приехал в земли славян. В первую очередь он занялся охраной земель от набегов других варягов.
И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске.
**Впрочем, работы современных лингвистов указывают на научную несостоятельность такого перевода.
По летописному преданию, в роли помощников Рюрик использовал своих мужей – представителей знати. Первого послал в Полоцк, второго – в Ростов, третьего – на Белоозеро.
И в это же время в Киев отправились Аскольд и Дир.
Задачами посланцев были оборона от хазар и варягов, сбор пошлин с купцов, проплывавших по рекам Волхову, Вытегре, Западной Двине, Днепру и другим, а также дани с населения. Сам Рюрик переселился в район Новгорода (Рюриково городище). Сам Новгород возник позднее.
И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.
В 879 году Рюрик умер, передав власть родственнику Олегу, поскольку его сын Игорь был еще мал.
Существует множество версий происхождения Рюрика, из которых основными являются Норманская и Западно-славянская. У каждой из них есть свои подверсии.
- Рёрик из Дании:
Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский.
- Эйрик из Швеции:
Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном. - Рорик из Гаутланда:
Конунг Рорик был сыном конунга Арнвида из рода Скильвингов.
- Мекленбургские генеалогии:
Рюрик — это сын правителя ободритов Годлава.
- Вендский сокол:
Рюрик — не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов.
- Иоакимовская летопись:
Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла.
Далее мы подробно разберём каждую версию.
Некоторые исследователи склонны отождествлять Рюрика с датским конунгом – Рёриком Ютландским (или Фрисландским).
Это брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде.
В первый раз имя Рёрика упоминается в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рёрик ведет войну в Дании против датского короля Хорика l, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь l был вынужден уступить Рёрику — Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.
Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в 9 веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам.По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рёрика.
Вторая версия скандинавского происхождения Рюрика связана с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы.
Один из участников схода заявил:
Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд. А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой.
У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом.
Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Арнвид был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины.
И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море. Тогда они вспомнили о том, что в Гауталанде воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком.
Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику:
Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга.
Пересказ саги на русском опубликован в популярном издании РАЕН и не используется в академических исследованиях, также не известны научные публикации по этой саге на английском.
Проблема возникает при идентификации города Альдегьюборг. Д. М. Михайлович отождествляет его с Ладогой, другие авторы указывают на то, что это название является калькой со Старграда, города вагров на Балтийском побережье.
В предании говорится о том, что в 8 веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трех юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй – Сиваром Победоносным, третий – Труваром Верным.
Рюрик получил Новгородское княжество, Сивар – Псковское, Трувар – Белозерское. Младшие братья умерли, не оставив законных наследников, а Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии.
Это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика.
В начале 18 века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племен ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V.
Томас использовал манускрипт 1687 года, написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.
По немецкой версии король ободритов Вит-слав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб, погиб в 808 году при штурме Рерика датским конунгом Готфридом.
Все эти данные взяты из Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году, сообщает новые сведения, что сыновья Годлиба — Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор отправились в 840 году в Новгород.
Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии Повести Временных Лет), что является возможным, но достаточно сомнительным.
Впрочем, датировка древнерусских летописей в периоде до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.
Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик – это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов.
Герб Рюриковичей некоторыми исследователями (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов) трактуется как схематическое изображение пикирующего сокола, хотя другие видели в нем изображение скипетра и даже вил.
Иоакимовская летопись – летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым.
Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.
Как мы видим, версии абсолютно разные, и тут, как говорится, каждый может выбрать на свой вкус. Конечно, вначале мы говорили о варяжском происхождении первого правителя Руси, но нельзя отвергать теории, выдвинутые и другими учеными, которые наплодили великое множество гипотез. Конец!
В России 2012 год отмечен сразу несколькими юбилейными датами. Среди них 200-летие Отечественной войны 1812 г., 400-летие освобождения Москвы от интервентов в ходе Смутного времени. К 2012 году относится и юбилей, в официальных документах определенный как 1150-летие зарождения российской государственности.
Когда предметом празднования становятся события, как в первых двух случаях, датировать их обычно не представляет сложности. Иное дело, если речь идет об исторических процессах, к каковым относится возникновение государственности. Здесь любая точная дата будет условной, всего лишь маркирующей более или менее важное опять-таки событие, оказавшее воздействие на процесс политогенеза. Что касается начала русской государственности [1], то дат, связанных с теми или иными событиями на пути государствообразования, может быть отмечено несколько.
• Новгородская первая летопись младшего извода (текст Начального свода) в переводе на совр. рус. яз. [18]
Каково же значение приглашения князя-варяга для дальнейшего хода процесса государствообразования в Восточной Европе? Правомерно ли сводить его только к появлению княжеской династии?
Читайте также: