Проблемы и перспективы морского транспорта в россии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Морской транспорт. Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд т в год). Общая протяженность морских трасс измеряется миллионами километров. Морские суда транспортируют главным образом массовые грузы — наливные (нефть, нефтепродукты), навалочные и насыпные (уголь, руда, зерно, фосфориты и др.), причем обычно на расстояние 8—10 тыс. км. Морские суда плавают под флагами почти 160 стран, но главную роль и здесь играют страны(по размерам тоннажа торгового флота):

Страна Тоннаж, в млн. т Страна Тоннаж, в млн. т
1. Панама 6. Норвегия
2. Либерия 7. Япония
3. Греция 8. Мальта
4. Кипр 9. Китай
5. Багамские о-ва 10. США

В морских грузовых перевозках следует выделить нефть и нефтепродукты, уголь, железную руду, зерновые культуры.

Общее число крупных и средних морских портов на всех морях и океанах превышает 2,5 тыс. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих
ежегодно более 50 млн т грузов, всего около 40, в том числе 12 из них имеют грузооборот свыше 100 млн т. К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Начиная с эпохи Великих географических открытий первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану. В наши дни на трассах этого океана осуществляется более 1/2 всех морских грузовых перевозок. Однако в перевозках пассажиров из-за конкуренции воздушного транспорта роль Атлантического океана в последнее время резко снизилась. Второе место по размерам морских перевозок принадлежит Тихому океану, значение которого непрерывно возрастает, третье — Индийскому. В первом из них наиболее мощные грузопотоки формируются у берегов Японии, США, Австралии, во втором — в Персидском заливе. Очень большое влияние на географию морского транспорта оказывают международные морские каналы (Суэцкий и Панамский). Большую роль играют также морские проливы — Ла-Манш, Гибралтарский, Ормузский, Малаккский и др.

Преимущества

1. Потребность в дорогих портовых сооружениях; 2.Высокая доля расходов на начальные и конечные операции; 3.Зависимость от погодных условий; 4.Небольшая скорость доставки грузов и черезмерный расход топлива.

Перспективы развития

Разрабатывается частичный возврат к парусам. Мачты с установленными на них твердыми плитами - парусами и управляемые автоматикой позволят при попутных ветрах экономить до трети топлива, что приведет к удешевению первозок грузов морем.

Вторым разрабатываемым проектом является переоснащение технологически устаревших подводных лодок под транспортные и прогулочные суда.

Внутренний водный транспорт — старейший вид транспорта. Но в наши дни и по грузообороту (не считая воздушного), и по пассажирообороту, и по длине сети он занимает последнее место в мировой транспортной системе. Развитие водного транспорта в первую очередь связано с природными предпосылками — наличием рек и озер, пригодных для судоходства. Амазонка, Парана, Миссисипи, Обь, Енисей, Янцзы, Конго имеют значительно большую пропускную способность, чем самые мощные железнодорожные магистрали. Но использование этих предпосылок зависит от общего уровня экономического развития. Вот почему по грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Бельгия, а также Китай. На все же гигантские речные системы Азии, Африки и Латинской Америки приходится лишь 5% этого грузооборота.
Примерно 1/10 общей длины используемых внутренних водных путей составляют искусственные пути (шлюзованные реки и каналы). Самые значительные из них находятся в США, Китае, России, западной Европе. Самый большой речной и озерный флот— в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

С точки зрения затрат на обслуживание трасс речной транспорт один из самых дешевых среди ныне существующих.

Главный район озерного судоходства в мире — Великие озера в США и Канаде, которые соединены с Атлантическим океаном глубоководным путем по реке Св. Лаврентия, позволяющим морским судам заходить на 4 тыс. км в глубь континента.

Преимущества

1. Высокая провозная способность; 2. Низкие по сравнению с другими видами транспорта затраты на организацию перевозок

1. Дальность перевозок из-за извилистости рек; 2. Относительно небольшая скорость движения; 3. Сезонность работы; 4. Низкая загруженность судов из-за неравномерности глубин

Перспективы развития

Создание единых транспортных систем внутри континента, состоящих из рек и озер, соедининенных через судоходные каналы. Реальным таким проектом является Большое Водное кольцо Европы, которое должно соединить в единую водную систему крупнейшие реки Европы.




Учитывая мировой опыт и прогноз увеличения грузовой базы, перед Российской Федерацией стоит задача увеличить к 2015 году пропускную способность морских портов до 650 млн. тонн в год, обеспечив потребности страны по внешнеторговым перевозкам и увеличение доли транзитных грузов в грузо­обороте российских портов с 4 до 20%. Осуществление перечисленных мер и реализация намеченных планов позволит повысить конкурентоспособность российских портов и комплекса морского транспорта РФ в целом, что выведет данную отрасль на передовой мировой уровень.

Заключение.

В настоящей работе я постарался отразить роль морского транспорта в экономике Российской Федерации, современные проблемы, а также характерные особенности и перспективы развития морского транспорта в России.

В заключении можно сделать следующие вывод:

Для успешного социально-экономического развития Российской Федерации и всех её прибрежных и внутриконтинентальных регионов неизбежна и необходима её многосторонняя деятельность в Мировом океане. Понимание этого определяет будущее нашей Родины, её место и роль не только в XXI веке, но и последующие периоды, саму возможность благополучной жизни народов России в целом и надолго.

1. Единая транспортная система: Учеб. для вузов. Под ред. В.Г.Галабурды. М.: Транспорт, 2005 год, 295 с.

2. Ш.П.Бланк, А.А.Митаишвили, В.А.Легостаев. Экономика внутреннего водного транспорта : Учебник для вузов водн. трансп. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт , 2003 год - 463с.

4. Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.: В 2 ч. Ч. I. Теоретические основы экономической географии. Размещение отраслевых комплексов на территории Российской Федерации. Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 1997. 352 с.

Учитывая мировой опыт и прогноз увеличения грузовой базы, перед Российской Федерацией стоит задача увеличить к 2015 году пропускную способность морских портов до 650 млн. тонн в год, обеспечив потребности страны по внешнеторговым перевозкам и увеличение доли транзитных грузов в грузо­обороте российских портов с 4 до 20%. Осуществление перечисленных мер и реализация намеченных планов позволит повысить конкурентоспособность российских портов и комплекса морского транспорта РФ в целом, что выведет данную отрасль на передовой мировой уровень.

Заключение.

В настоящей работе я постарался отразить роль морского транспорта в экономике Российской Федерации, современные проблемы, а также характерные особенности и перспективы развития морского транспорта в России.

В заключении можно сделать следующие вывод:

Для успешного социально-экономического развития Российской Федерации и всех её прибрежных и внутриконтинентальных регионов неизбежна и необходима её многосторонняя деятельность в Мировом океане. Понимание этого определяет будущее нашей Родины, её место и роль не только в XXI веке, но и последующие периоды, саму возможность благополучной жизни народов России в целом и надолго.

1. Единая транспортная система: Учеб. для вузов. Под ред. В.Г.Галабурды. М.: Транспорт, 2005 год, 295 с.

2. Ш.П.Бланк, А.А.Митаишвили, В.А.Легостаев. Экономика внутреннего водного транспорта : Учебник для вузов водн. трансп. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт , 2003 год - 463с.

4. Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.: В 2 ч. Ч. I. Теоретические основы экономической географии. Размещение отраслевых комплексов на территории Российской Федерации. Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 1997. 352 с.


Транспорт комплекс России представляет собой одну из крупнейших отраслей экономики. В статье рассматривается российский флот, а также представлен анализ количественного и качественного состояния морского и речного флота. Россия после распада СССР теряет свой статус Великой морской державы, что приводит к тому что, производство судов уменьшается и вовсе прекращается, большое количество судов эксплуатируется под иностранным флагом. Главное место в статье уделено анализу проблем, которые стоят перед морским флотом России, а также рассмотрены основные задачи и перспективы направленные на развитие судостроения.

Ключевые слова: транспорт, флот, грузоподъемность, Государственная программа развития, морской флот, речной флот.

Transport a complex of Russia represents one of the largest branches of economy. In article the Russian fleet is considered, and also the analysis of a quantitative and qualitative condition of sea and river fleet is submitted. Russia after collapse of the USSR loses the status of the Great sea power that brings to that that, production of courts decreases stops at all, a large number of courts is operated under a foreign flag. The main place in article is given to the analysis of problems which face navy of Russia, and also the main objectives and prospects aimed at the development of shipbuilding are considered.

Keywords: transport, fleet, loading capacity, State program of development, navy, river fleet.

Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределениями обмена. Самым древним транспортом в России считается водный транспорт. Протяженность водных путей в царской России составляла 1214558 км, именно в эпоху царствования Петра 1, морской флот начинает активно развиваться и укреплять свои позиции.

Необходимо отметить, что Россия после распада СССР теряет статус Великой морской державы. Отечественная промышленность пережила не лучшие времена, в результате чего номенклатура выпускающих изделий сократилась, а производство судов прекращено, флот разделился между бывшими союзными республиками. Также за последние несколько десятилетий система водного транспорта испытала ряд сложнейших трансформаций, обусловленных переходом экономики с плановой на рыночную. Кардинально изменилась логистика, особенно при формировании судовых партий для перевозки, что способствовало уходу грузов на другие виды транспорта.

За последние 20 лет отечественные судоходные компании практически полностью вытеснены из перевозок собственных внешнеторговых грузов. В 1992 году они доходили до 34 %, но уже в 2013 году их объем составил менее 3 %. [1].

К сожалению, из этого количества почти 74 % грузоподъемности корабля эксплуатируется под флагами других стран. Под флагом России ходит 1130 судов (78 %) общей грузоподъемностью в 5,4 млн. т, из них 794 — сухогрузных и 336 наливных судов. Средняя грузоподъемность сухогрузных судов составляет всего 4,2 тыс. т, а наливных 6,3 тыс. т. Данные цифры говорят о том, что в составе отечественного флота очень мало крупнотоннажных судов. Средний возраст составляет 21,6 года (а средний возраст судов под российским флагом примерно составляет 22,8 лет). Рассматривая последние три года, приходим к выводу, что данный показатель имеет тенденцию к понижению. Можно отметить, что 317 судов сегодня эксплуатируется под иностранным флагом, с общей грузоподъемностью 15,2 млн. т, где сухогрузные составляют 153 судна, наливные 164. Грузоподъемность сухогрузов — 11 тыс. т, а наливных судов — 82 тыс. т., средний возраст которых составляет восемь лет. [2].

Необходимо отметить, что на внутренних водных путях России эксплуатируется 26 тысяч судов различного класса, ежегодно речной флот перевозит около 130 млн. тонн груза. [3]. Главным преимуществом речного транспорта является низкая себестоимость перевозок, поэтому речной флот занимает важное место в транспортной системе страны.

Основываясь на данных прошлых лет, начиная с 1980 года, в распоряжении речного флота насчитывалось 48 тысяч судов со средним возрастом 15 лет, уже в 1990 году было 44,6 тысяч судов со средним возрастом 18,9 лет, но на сегодняшний день задействовано только 22,77 тысячи судов, средний возраст которых составляет 33 года [3].

Если рассматривать российское судостроение в рамках кредитов и налогов, то оно сильно отличается от принятых в мировой практике схем. Длительные сроки окупаемости и высокие процентные ставки по кредитам, не позволяют Российским судовладельцам привлекать инвестиции в новое строительство. Сезонность работы увеличивает срок окупаемости новых судов, а краткосрочность кредитов вообще отбивает желание и возможность приобретения новых судов. Крупные инвестиции могут позволить себе лишь крупные компании, которые владеют большим парком судов разного возраста. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что окупаемость современного речного судна в России граничит с расчетным сроком его службы.

В то же время низкая работоспособность не позволяет населению пользоваться речным транспортом в нужном объеме, поэтому пассажирские суда простаивают по всей стране. Судовладельческие компании несут огромные убытки, поэтому многие отказываются от этого вида деятельности.

Основные задачи и мероприятия, которые будут направлены на развитие судостроения и заявленные в рамках Государственной программы развития судостроительной промышленности в России до 20130 года были сформулированы в пяти подпрограммах, на каждую из которых было рассчитано должное финансирование, в том числе [5,6]:

В результате анализа развития и состояния морского и речного флота приходим к выводу, что российский флот находится не в лучшем состоянии. На этом основании обозначим перспективы развития.

Главной целью восстановления роли морского транспорта России является строительство новых портов. Также следует увеличить дедвейт флота, целесообразно строительство комплексов новых паромных переправ.

Федеральный бюджет должен инвестировать морской и речной флот на его строительство и содержание, создать специальный внебюджетный фонд, источником которого могут стать акцизы от продажи топлива.

В заключении отметим, что пока Россия занимает 13-е место в списке стран, в которых успешно развивается судостроение. Но несмотря на некоторые проблемы, у нашей страны есть хорошие перспективы войти в десятку стран в ближайшие десять лет.

Основные термины (генерируются автоматически): речной флот, суд, Россия, компания, морской флот, российский флот, Великая морская держава, водный транспорт, иностранный флаг, общая грузоподъемность.

Транспортная система России представляет собой комплекс различных видов транспорта, представленных в нашей стране, но развитых по-разному. Транспорт позволяет обеспечить коммуникации между населенными пунктами, служит для обмена продукцией и перевозки пассажиров.

Общая характеристика транспортной системы России

Транспортная система страны - это как кровеносная система человека. По этой системе идёт движение транспортных средств, людей, грузов внутри города, поселка и между ними.

Транспортная система России

Транспортные пути важны для производственной, хозяйственной и экономической деятельности России.

Транспортная система - обособленная отрасль, значение которой заключается в перемещении людей и грузов. В ней задействовано на настоящий момент примерно 4 миллиона человек, и она оказывает третью часть услуг населению.

Структура транспортной системы РФ

Комплекс транспортной системы представлен следующими видами:

Ж/д сеть России

Железнодорожный - это основной вид транспорта в России, с помощью которого осуществляются грузовые и пассажирские перевозки по рельсам путем механической тяги. На железнодорожный транспорт приходится 44,4% всего грузооборота страны.

Трубопроводный - система трубопроводов позволяет передавать природные ресурсы (газ и нефть) из восточных районов страны в западные. Грузооборот составляет 46,4%.

Автомобильный - имеет большое значение для перевозки тяжелых грузов, особенно в местах, где нет железных дорог. Автомобильный транспорт перевозит 4,6% грузов страны.

Морской - крупнейшие порты располагаются в Архангельске, Владивостоке, Находке и Санкт-Петербурге. Перевозит 0,6% грузов.

Речной - наиболее развит на севере и в Сибири, где протекают крупнейшие реки. В этих районах страны наземный транспорт плохо развит. Единая система речного транспорта представляет собой соединённые сетью каналов крупнейшие реки России. Значение грузооборота этого вида транспорта составляет 3,9% от общего объёма.

Авиационный - это высокоскоростной вид транспорта, но при этом самый дорогостоящий. Основное направление - доставка пассажиров. Перевозка грузов ограничена ввиду больших затрат. Доля грузооборота составляет всего 0,1%.

Таким образом, суммарно грузооборот железнодорожной и трубопроводной систем составляет более 90%. При этом этот транспорт перевозит одну треть общего объёма грузов.

Грузовой автомобильный транспорт

Две трети приходится на автомобильный транспорт, хотя по грузообороту он занимает менее 5%. Доля железнодорожного транспорта продолжает расти.

Транспортная система является важным фактором для развития внешней торговли и обеспечивает коммуникации для производственных отраслей и регионов страны.

Следует отметить негативное влияние транспорта на экологию.

Авария на нефтепроводе

Трубопроводы находятся в неудовлетворительном состоянии, что приводит к их частым разрывам. При этом считается, что этот вид транспорта самый безопасный для окружающей среды при надлежащей эксплуатации.

Значение и роль транспорта в России

Лидирующую позицию в перевозках в России играет железнодорожный транспорт.

Грузовые вагоны РЖД

Это обусловлено географией страны, дальними расстояниями перевозок, высокой скоростью и относительно невысокой себестоимостью.

За ним следует трубопроводный транспорт, имеющий важное значение для транспортировки природного сырья.

Водная и автомобильная системы в нашей стране не несут такой значимости, как, например, в западных странах и США. Это объясняется особенностями климатических условий - замерзаемостью водных источников, в связи с чем использование водного транспорта возможно только в определенное время года.

Виды транспорта

Автомобильный транспорт недостаточно развит в районах нашей страны, где не ведется строительство из-за больших финансовых затрат, а эксплуатация дорог затруднена из-за суровых климатических условий. Также в России процесс автомобилизации развивается гораздо медленнее. Тем не менее, автотранспортом перевозится около половины всех грузов страны.

Морской транспорт имеет важное значение для международных перевозок. Им осуществляются перевозки на самые дальние расстояния.


Проблемы и перспективы развития транспортной системы России

Развивающаяся транспортная система отрицательно влияет на экологическую обстановку.

Планы развития транспортной системы РФ

Прирост транспортных средств за последние годы обогнал темп строительства дорог в 5 раз. Последствием этого факта стало возникновение постоянных пробок на дорогах, а также существенно загрязнился воздух от выхлопов бензина.

Транспортная сеть уже давно устарела. Это касается и магистралей, и парка грузовых автомобилей. Необходимо срочно провести перестройку транспортных узлов инфраструктуры.

Железнодорожная система тоже весьма изношена и требует коренной реконструкции путей и составов. Парк РЖД изношен более чем на 70%.

Исходя из представленной информации, становится ясно, что развитие экономики тесно связано с транспортной системой, которая находится сейчас не в лучшем состоянии. Следует провести срочные и объемные работы по совершенствованию транспортной инфраструктуры.



Читайте также: