Проблемы евразийской интеграции кратко

Обновлено: 05.07.2024


Идея создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) принадлежит Президенту Казахстана Назарбаеву Нурсултану Абишевичу, который в ходе первого официального визита в Российскую Федерацию 29 марта 1994 года предложил формирование Евразийского Союза Государств, и в июне 1994 года воплотил ее в интеграционном проекте, направленном президентам государств постсоветского пространства и опубликованным в прессе. Официальный документ зафиксировал название нового интеграционного объединения – Евразийский Союз, которое явилось основой для формирования Евразийского экономического союза.

Началом формирования Евразийского экономического союза республик бывшего Советского Союза, стало создание 1 января 2010 года Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, а для укрепления более тесных экономических связей – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) – 19 ноября 2011 года.

Экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России способствовала ратификация 1 января 2012 года базового пакета, включающего 17 соглашений, регулирующих работу Единого экономического пространства (ЕЭП). После подписания Президентами этих стран 29 мая 2014 года в столице Казахстана – Астане Договора о создании Евразийского экономического союза, с 1 января 2015 года этот союз начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана, 2 января 2015 года членом ЕАЭС стала Армения, 12 августа 2015 года – Киргизия.

Создание Евразийского экономического союза предполагает всестороннюю модернизацию, кооперацию, повышение конкурентоспособности национальных экономик и создание условий, способствующих стабильному социально-экономическому развитию стран ЕАЭС в интересах повышения жизненного уровня населения.

Для объективного отражения уровня экономического развития ЕАЭС используется показатель ВВП (ППС) – валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности. Показатели ВВП (ППС) каждой из стран Евразийского экономического союза для сопоставимости выражаются в единой валюте (доллар ФРС США). Пересчеты из национальных валют, как это принято при международных экономических сопоставлениях, выполняются не по рыночным обменным курсам валют, а по паритетам покупательной способности.

В результате исследования расчетов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по межотраслевому балансу, определено прогнозное значение совокупного интеграционного эффекта до 2025 года, обеспечивающего от 17 % до 20 % дополнительного прироста ВВП для каждой из стран-членов ЕАЭС. Прогнозируется значение интеграционного эффекта в сумме 700 млрд долларов США [2].

Объективные причины, которые оказали влияние на снижение мировой деловой активности, не могут служить оправданием сложившейся ситуации в ЕАЭС, так как это не соответствует той отдаче, которую получали государства в первые годы после создания Таможенного союза как предыдущей ступени интеграции. В этой связи необходимо дальнейшее укрепление макроэкономического потенциала ЕАЭС, которое можно реализовать одним один из двух способов или их сочетанием [3].

Формирование траектории экстенсивного развития может быть основано на дальнейшем расширении ЕАЭС на территории постсоветского пространства, что предполагает вступление новых членов – бывших республик Советского Союза.

Наиболее вероятный кандидат для следующего вступления в ЕАЭС – Республика Таджикистан. В этой связи еще в начале 2015 года при Министерстве экономического развития и торговли Республики Таджикистан была создана рабочая группа, предназначенная для изучения возможности присоединения Таджикистана к ЕАЭС и оценки вероятных последствий, связанных с этим.

В результате проведенного исследования определены основные факторы, свидетельствующие об ограничении полезности от вступления Таджикистана для всего Евразийского экономического союза. В 2016 году численность населения Республики Таджикистан составила 4,5 % от численности населения ЕАЭС, а доля ВВП в валовом продукте ЕАЭС – 0,4 %. Эта страна является одной из наиболее бедных стран постсоветского пространства. ВВП Республики Таджикистан на душу населения по ППС в 2016 году составил 721,55 долл. США, что в 21,6 раза меньше, чем в ЕАЭС – 15580 долларов США [4].

Президента поддержали граждане Молдовы, которые высказались за вступление в ЕАЭС. Об этом свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, представленные Ассоциацией социологов и демографов, по данным которого 39,4 % респондентов высказались за вступление в ЕАЭС. Лишь 35,7 % высказались в пользу Европейского союза. Опрос проводится в период с 1 по 10 апреля, в нем приняли участие 1889 человек из 75 населенных пунктов. Погрешность составила +/- 3.

По мнению экономистов, кроме трех стран-инициаторов создания Евразийского экономического союза – Белоруссии, Казахстана и России, Украина в 2014 году была наиболее желательным кандидатом, способствующим расширению ЕАЭС. В 2014 году численность населения этой страны составляла 44,3 млн человек или почти 25 % от численности населения Советского Союза.

Вступление этой страны в ЕАЭС обеспечило бы увеличение его общей численности до 223,3 млн человек. Кроме того, Украина на протяжении длительного периода обладала самым мощным после России экономическим потенциалом на постсоветском пространстве. ВВП этой страны в 2013 году в действующих ценах составил 134,9 млрд долларов США или 5,7 % ВВП ЕАЭС, а ее ВВП на душу населения по ППС составил 8200 долл. США [4].

На основе анализа результатов исследования, проведенного в 2013 году Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, Институтом экономики и прогнозирования НАН Украины, установлено, что вступление Украины в ЕАЭС оказало бы благоприятное влияние на экономику этой страны:

- доля машиностроительных видов продукции в ВВП Украины увеличивалась бы с 6 % до 9 %;

- доля машин и оборудования в экспорте Украины в другие страны-участницы ЕАЭС достигла бы к 2030 году 20 %;

- в структуре суммарного экспорта Украины в ЕАЭС доля авиационной техники увеличивалась бы к 2030 году до 7 %;

- доля продукции судостроения в структуре экспорта Украины в страны ЕАЭС возросла бы к 2030 году в 2 раза;

- доля прочей машиностроительной продукции увеличилась бы на 11,8 %.

В связи с тем, что период становления и развития Евразийского экономического союза совпал с периодом обострения политического и экономического кризиса в Украине, участие этой страны в ЕАЭС маловероятно.

Дефолтное состояние украинской экономики, обусловленное государственным переворотом, разрывом внешнеэкономических отношений с Россией и гражданской войной, привело к тому, что эта страна не является привлекательным партнером для ЕАЭС. За последние годы (2013-2016гг) в стране наблюдалось резкое падение ВВП на душу населения по ППС (в 4,17 раз), который в 2016 году составил 1965,81 долларов США [3].

При потенциальном вступлении всех четырех стран в ЕАЭС его население выросло бы на 84,9 млн человек – до 263,8 млн человек в целом, что представляло бы уже 88 % от необходимого внутреннего рынка в 300 млн человек, который упростил бы достижение глобальной конкурентоспособности (таблица).

Читайте также: