Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде кратко

Обновлено: 08.07.2024

В статье проблема духовного развития современного молодого поколения рассматривается как процесс социализации, проходящий в рискогенных условиях. Молодежь в век информационных технологий переживает состояние духовного кризиса. Эта ситуация представляет существенную опасность для дальнейшей истории России. Для выхода из создавшегося кризиса ученым и политикам необходимо пересмотреть мировоззренческие установки в духовной сфере российского общества и в работе с молодежью.

Современное российское общество функционирует в условиях повышенных рисков, которые способствуют возникновению принципиально новых общественных потребностей в безопасности, как отдельной личности (группы), так и государства в целом. В таких, рискогенных условиях проходит социализация молодого поколения. Молодой человек в процессе каждодневного бытия стал воспринимать риск как устойчивый (в некоторых случаях – необходимый), имманентно присущий элемент существования, во многом определяющий нормы поведения.

Первостепенность и важность духовной безопасности молодежи во многом обусловлена духовно-нравственным кризисом в молодежной среде. Под молодежью мы понимаем особую социально-возрастную группу, в политическом отношении являющуюся носителем специфической системы ценностей, отличающейся подвижностью наполняющих ее сущностных компонентов.

Индивидуализм, модус потребительского обладания материальными ценностями как цель существования являются причинами развития опасных для общества явлений, таких как коррупция или мошенничество.

Эти асоциальные обстоятельства оказали непосредственное воздействие на развитие у значительной части молодых людей аполитичности, уход их в мир увлечения сугубо возрастными и личными интересами, что стало причиной нарушения функционирования молодежного движения в стране как значимого общественного явления. Отсутствие организованной занятости и духовно-нравственной увлеченности подчинило свободу некоторых наркотическим веществам, увлекло в мир подростковой и молодежной преступности, а также в состав ряда организаций радикально-националистического, сепаратистского и экстремистского характера.

Прилагаемые государством усилия пока не смогли достаточно качественно сформировать ценностные ориентиры духовности молодежи, которая на данный момент находиться на распутье. Находясь под влиянием ценностей советского прошлого, она также должна сделать выбор: либо взять курс на возрождение ценностей дореволюционной России, либо принять ценности современного западного общества за образец для сегодняшней России, либо осуществить поиск новых ценностей, необходимых и востребованных сегодня.

Оценить отделение молодежи от общества можно с разных сторон. С одной стороны, это объясняется тем, что для ментальности молодежи характерно такое поведение, которое выражено в активном стремлении преодолеть общественный стереотип, определенную социокультурную установку, так как она является строителем собственной жизни, опирающегося на отличные от общепринятых образцы. С другой стороны, объединение молодежи в контрофициозные группы может привести к обособлению от традиционной культуры, что спровоцирует возрождение реакционных идеологий, в том числе фашистских. Также будут созданы условия для формирования субкультур, цель которых заключается в пропаганде смысловой пустоты жизни и эстетики смерти; ведет к дестабилизации процесса преемственности поколений и к нарастанию в общественном развитии тенденции, при которой моделью поведения становится модель поведения молодого поколения, когда воспитать патриотизм в молодежи старшее поколение практически не в состоянии.

Этот факт ставит ученых и политиков в положение, при котором необходимо проводить мероприятия по пересмотру мировоззренческих установок в духовной сфере российского общества, а также изменять существующее взгляды на молодежь в целом.

К таковым решениям можно отнести следующие меры:

Духовные основы должны пройти через сознание и чувства молодого поколения, то есть духовным же образом переработаны и восприняты ими, только это позволит России преодолеть духовный кризис. Когда молодое поколение россиян будет считать себя достойным преемником великого народа, тогда России и ее духовной сфере ничего не будет угрожать.

О том, что кризис существует, и положение только усугубляется всё больше и больше, никто спорить не станет. Убедиться в этом можно, прочтя газетные сводки, посетив школу или просто выйдя на улицу. Мы не станем вдаваться во все эпитеты и подробности характеристик нашего поколения. Вместо этого мы постараемся сконцентрироваться на главных аспектах кризиса и причинах, их породивших. Возьмём, к примеру, ВОЗ (сокр. от Всемирная организация здравоохранения), которая приводит основные причины, объясняющие интерес к психотропным веществам у молодых людей - это пять желаний:

Молодых не учат достигать счастья, развивая и совершенствуя свой внутренний мир и культуру. В большинстве своём, школа и учащиеся говорят на разных языках, смотрят на вещи и мир разными глазами и живут в разных реальностях. И в этом главная опасность. Поп-культура предлагает удовольствия и потакает желаниям, а школа лишь заставляет и втискивает в рамки лицемерия и ханжества. Кому отдаст приоритет молодое поколение? Вывод очевиден. Конечно, есть и немало отличных школ и учителей, любимых детьми. Но каков их процент в общей массе? И не являются ли как раз они лишь исключением из правил? Чтобы разрешить проблему и решить задачу, надо ясно знать и трезво видеть исходные данные. В противном случае решение верным не окажется.

Эта тема настолько актуальна, что на государственном уровне обсуждались вопросы о введении в действие ювенальной юстиция и судов по делам несовершеннолетних. Она также является актуальной и для малых городов. Бедность, морально-нравственный упадок общества, кризис образования и семьи - вот основные причины столь широкого распространения преступности среди молодежи. Важно помнить, что человека от преступления должны удерживать два фактора - наказуемость поступка и развитое самосознание (культура, духовность, этика и т.п.), то есть внешний и внутренний факторы сдерживания.

При этом на первом месте должно стоять именно самосознание (внутренний ограничитель). Чем меньше влияние этого ограничителя, тем больше рост преступности. Но состояние общества в целом и пропагандируемые идеалы сводят этот фактор к нулю. И, как следствие, чувство безнаказанности толкает молодежь на безумные, порой и преступные, поступки. Как привить молодёжи высоконравственные ценности – сложный вопрос, но ясно одно – этим нужно заниматься уже сейчас, иначе потом может быть поздно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

АСПЕКТЫ КРИЗИСА ДУХОВНОСТИ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Картамышева Ольга Сергеевна

преподаватель специальных дисциплин

ОБПОУ "Обоянский аграрный техникум"

Молодой человек, оказавшийся под влиянием мировоззрения общества потребления, обычно переживает состояние тяжелого духовного кризиса, который вызван тем, что человек попадает во власть антиномий - противоречащих друг другу требований.

Вторая антиномия представляет собой противоречие между социальной миссией, которую современное общество потребления приписывает молодежи, и ее низким уровнем обучения и воспитания, не дающем ей возможности эту миссию выполнить. В традиционном обществе считалось, что молодежь сама по себе незрела, она должна почитать старших, слушаться их, доверять им, повторять их поведенческие модели и разделять их ценности. Общество ориентировано не на воспроизведение традиций, а на прогресс и инновации, видит свои идеалы не в прошлом, а в будущем. Соответственно, не старшее поколение, а именно молодежь рассматривается здесь как носитель высших социально значимых ценностей. Молодежь здесь обретает ценность сама по себе, она рассматривается как двигатель прогресса и противопоставляется старшим как ретроградам. В современной России это положение усугубляется идеологическим кризисом, старшие поколения предстают в пропаганде как носители ложных ценностей, от которых они сами же и отказались, а на молодежь делается очень ответственная, серьезная, сознательная ставка: стать мобилизационным ресурсом, готовым вывести страну из кризиса[1].

Еще одно противоречие современного общества и человека – разрыв между разумом и интеллектом, представляющий собой главное препятствие на пути превращения человеческого разума в духовную силу. Разум – это способность творить добро и гармонию, находить этически оправданные решения на основе добытых наукой знаний о природе вещей. Он отнюдь не сводится к интеллекту – способности эффективно решать задачи. Задача формирования духовности состоит, прежде всего, в преодолении этого разрыва[3].

Сегодня все в обществе, практически, подчинено развитию техники. Но техника обедняет человека в духовном плане. Почему развитие техники выдвигается в обществе на первый план? Потому, что государство, которое более развито технически, становится лидером на политической арене, что в современной ситуации очень важно.

Обращение к технизации приводит к тому, что образование теряет свою первостепенность, духовность, наработанная за тысячелетия, уничтожается. Создается впечатление, что мир строится как бы заново, невзирая на прошлое.

Таким образом, молодежь оказывается перед лицом всех указанных выше противоречий, и преодолеть она их может, только обретя смысл жизни, свое место в мире, точку отсчета для духовного развития: «Если у вас есть идеалы, вы чувствуете конкретную направленность вашей жизни и попутные ветры, неминуемо несут вашу ладью к желанному берегу. Чем выше идеал, тем сильнее ветер [ 4 ].

Надо обрести новую жизненную мудрость, культуру мышления и самоорганизации людей. Эта мудрость позволит осознать, что для улучшения жизни людей необходимы и гуманистическая философия, и новая наука о жизни и деятельность, которая вобрала бы в себя современные научные знания и этические установки.

При этом встает вопрос о механизмах экологии духовности, об очищении духовного мира молодежи от шлаков мировоззрения общества потребления. О том, каковы конкретные формы этих механизмов, современная наука не дает четкого ответа, но можно высказать некоторые предположения.

Нужно возрождать духовно-нравственные традиции российской семьи, которые еще недавно были так сильны.

Возможно, одним из механизмов экологии духовности может стать система образования, основанная на ценностях отечественной культуры, духовности и нравственности, а также подлинное искусство, способное одухотворить, очеловечить, качественно обновить и улучшить материальное и духовное бытие людей, противостоящее дешевым образцам массового общества, развращающим души и чувства российской личности, особенно подрастающего поколения, лже-ценностям современной отечественной и зарубежной поп- культуры и дешевому искусству.

Список использованной литературы и источников

1. Ясперс, К. Духовная ситуация времени // Ясперс, К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат,2007. С. 288–418.

2. Кутырев, В. А. Разум против человека// М.: 2009.

3. Режабек, Б. Г. Формирование ноосферного мировоззрения в современной школе // Биология в шк. 2003. № 5.

4. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс , 2006. 5. Моисеев, Н. Н. С мыслями о будущем России. М., 2010 . С. 181–182.

6. Дружилов, С. А. Нравственные аспекты успеха человека в обществе // Ценности и мысли. 2010. № 5.С.100-101.

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ в XII Международных

научно-образовательных Знаменских чтениях

«ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ:

Название статьи Аспекты кризиса духовности современной молодежи

Фамилия, имя, отчество Картамышева Ольга Сергеевна

Почтовый адрес 306 230 Курская область, г.Обоянь , ул.Мичурина д.29

Важным направлением в работе с молодёжью является формирование духовной нравственности, православных ценностей, любви к Богу. Духовное состояние общества и особенно молодого поколения вызывает особую тревогу и заботу Церкви.

Неоспоримым является тот факт, что воспитательная работа в молодежной среде сегодня должна иметь свои особые формы и методы, свои специальные подходы. В современном быстро меняющемся мире Церковь подчас не успевает находить те подходы, тот язык и те методы, благодаря которым Благая Весть, исходящая из уст церковных людей, будет услышана.

Опыт предшествующих поколений должен быть переосмыслен с учетом современной ситуации. Из этого опыта необходимо взять все лучшее и разработать современные способы и методы воспитания.

Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью богословско-нравственного осмысления проблем нравственности современной молодежи и анализа педагогического опыта с целью расширения представления о причинах, приводящих к духовно-нравственному кризису молодежи и определения способов его преодоления в соответствии с требованием времени.

Цельработы – обозначить духовно-нравственные проблемы современной молодежи и указать на возможные пути их преодоления.

Достижение поставленной цели, предлагается осуществить посредством реализации следующих задач:

1. проанализировать и выявить нравственные проблемы современной молодежи;

2. определить основные принципы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье на сегодняшний день;

Отцы Церкви утверждают, что когда у молодого человека появляется привязанность к чему-то, он, в отличие от взрослого, отдается ей полностью. Вследствие постоянного повторения греха появляется страсть , а затем эта страсть становится вовсе образом жизни ребенка. Пагубность привычки в дальнейшем сказывается на характере ребенка. Все последствия недолжного воспитания начинают проявляться в нем так, что предотвратить их становится фактически невозможно. Подросток перестает слушать своих родителей и начинает искать себе поддержку вне дома, т.е. на улице, порой даже убегает из дома.

Среди друзей попадаются разные люди, каждый со своими недостатками и наклонностями. Вступая в общение с безнравственными детьми, он попадает под влияние их страстей и наклонностей. В такой компании, ребенок быстро начинает изменяться в худшую сторону. Усугубляется конфликт с родителями, падает успеваемость в школе, появляются вредные привычки. Такие подростки не редко становятся членами не формальных молодежных движений, представителями молодежной субкультуры, где они находят единомышленников, имеют возможность самовыразиться.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенной молодежной группы, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

В среде современных субкультур асоциального характера (диггеры, фрикки, байкеры, бэггеры, гопники, готы, кроссеры, лимоновцы, любера, новые левые, панки, растаманы, рэйверы, эмма, яппи, и др.) наблюдается отчужденность от всеобщих ценностей, единый поведенческий стереотип, замкнутость интересов, культурная отчужденность, отрицание всех авторитетов и их советов, которые находятся за пределами интересов группы. В некоторых субкультурах пропагандируется, оппозиция существующим в обществе нормам. Попав в такую группу, ребенок начинает, подобно своему окружению, вести безнравственный образ жизни.

Одной из ключевых проблем в нравственном становлении современной молодежи является отсутствие послушания и уважения к своим родителям. Чаще всего причина этого кроется в отсутствии взаимопонимания между родителями и детьми как основы в формировании подлинно нравственных ориентиров. Отсутствие взаимопонимания приводит к деформациям в семейных отношениях, отношениях между взрослыми и детьми. С одной стороны, это может приводить к бессилию родителей в деле воспитания детей, когда они, теряя рычаги влияния, пускают дело воспитания на самотек, развращают детей вседозволенностью, наслаждениями, не заслуженными похвалами. С другой стороны, отсутствие взаимопонимания, контакта может вызывать со стороны родителя, воспитателя агрессию и насилие в отношении детей.

Другим крайним проявлением является чрезмерная забота родителей о своих детях, ограждение их от забот, проблем, обязанностей, стремление сделать их жизнь максимально комфортной. Дело в том, что постоянное угождение прихотям ребенка, развивает в нем самомнение. За самомнением следует самолюбие, а за самолюбием – самоугодие. Опасность этих состояний состоит в том, что удовольствия становятся для ребенка главной целью жизни и причиной асоциальных поступков. Такой ребенок, попадая в школу, оказывается неготовым к встрече с трудностями, что, в свою очередь, может стать источником безнравственного поведения.

Еще одной огромной проблемой современной молодежи является вредные привычки, и как следствие их асоциальное поведение подрастающего поколения.

Психология утверждает, что вредные привычки – это не проблема отдельно взятого человека, сегодня это болезнь общества. Многие привычки и увлечения (курение, сквернословие, пивной алкоголизм и т.д.) настолько укоренились в сознании наших современников, что незаметно стали нормой. Сегодня многие недооценивают разрушительных последствий этой проблемы как для индивида, его близких, так и для общества в целом. Болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому очень важна работа по предупреждению, профилактики вредных привычек именно среди подрастающего поколения. В данном параграфе мы рассмотрим негативное воздействие вредных привычек на физическое и нравственное здоровье современной молодёжи.

Одной из самых распространенных пагубных привычек сегодня является сквернословие. Большинство людей не осознают, что имеют такой порок. Бранные слова становятся естеством человека, его образом мысли, самовыражением, проникая через ум, они поражают душу. Распространенность данной привычки говорит о том, с какой легкостью она овладевает человеком. Пожалуй, это одна из первых вредных привычек, которой может заразиться даже младенец.

Следующая группа пагубных привычек современной молодежи связана с увлечением компьютером, гаджетами и Интернетом.

Злоупотребление данным увлечением как медицинская и социальная проблема ввело в оборот сегодня целый ряд новых терминов, связанных с многочисленными расстройствами поведения и психики: сетеголизм (зависимость от интернет-сетей), кибераддикция (зависимость от компьютерных игр), виртуальная (компьютерная) зависимость, интернет-привязанность, интернет-аддикция, вебоголизм, PCU (патологическое использование компьютера), телефонамания и т.д. Многообразие перечисленных понятий говорит о широте рассматриваемой проблемы.

Другим опасным увлечением современной молодежи является посещение ночных клубов. Дискотека в ночное время оказывает пагубное влияния на физическое и нравственное здоровье: нарушаются естественные биоритмы человека, смещается время бодрствования и сна, в условиях бесконтрольности у подростка формируется страсть к вседозволенности, чувственным наслаждениям, потребительскому отношению к жизни. Клубная ритмичная музыка и присутствие лиц противоположного пола могут подтолкнуть ребенка к ранней половой жизни. Одобрение ровесников, разделяющих с ним эти удовольствия, способствует укоренению в подростке возникших устремлений.

Таким образом, вредные привычки - это действительно страшное орудие. Являясь порождением антисоциальной среды, они становятся угрожающим фактором, который способствует постепенному упадку нравственности в среде молодежи. Каждая страсть, так или иначе, уничтожает в человеке положительные личностные качества. Вместо себя страсти оставляют только пустоту и угрызение совести, которые могут впоследствии привести к длительной депрессии, отчаянию, гневу, неврозам, психическим заболеваниям [9] или, вовсе, к убийству или самоубийству [10] .

В качестве причин, порождающие безнравственность и нравственные проблемы современной молодежи следует выделить следующие:

- грехопадение и его последствия как причина отпадения человека от Бога и движущий фактор стремления к греху;

- отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми как условия формирования нравственных ориентиров, что и становится причиной появления наклонностей к греху;

- отказ от воспитания как основной задачи образовательного учреждения;

- современная пропаганда оккультных и безнравственных учений как возбудитель греховных стремлений;

- распущенность нравов и одобрение греха в обществе как толчок в греховную жизнь;

- вредные привычки и пристрастия как движущий фактор асоциальных поступков.

Таким образом, проблема нравственного воспитания молодежи есть одна из главных задач Русской Православной Церкви. Сегодня общество глубоко поражено плодами безбожия.

Развитию безнравственности у современной молодежи сегодня способствуют такие проблемы как: отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми, развращенность части общества и пропаганда псевдоценностей, которые зачастую ориентированы на извращение всего доброго и истинного в человеке.

В числе основных нравственных проблем современной молодежи мы можем выделить: непослушание и неуважение к родителям, стремление освободится из-под их опеки; потеря нравственных ориентиров и ценностей; стремление к удовольствиям и наслаждению; подражание ложным авторитетам; нравственная и половая распущенность.

Обширный пласт христианской педагогики предлагает нам сегодня проверенный временем опыт нравственного воспитания молодого поколения. Христианские педагоги настаивают на искоренении греховных наклонностей в ребенке через взращивание добродетелей: Страх Божий, совесть, послушание, целомудрие, любовь, честность, щедрость. Достигнуть этого возможно на нравственных основаниях и с помощью: собственного примера нравственной жизни родителей; правильного понимания Бога; приобщения к таинствам церкви, домашней молитве и делам милосердия; устранения от соблазнов и земных стремлений; проявления любви и сострадания, доверия и уважения; проведение бесед и нравоучений на духовную тему; распорядка и дисциплины.

Список литературы

[1]Амвросий Оптинский, преп. О христианской жизни в миру// Отечник. Воспитание детей. М., 1997. С. 70

[2] Нецензурная брань. Ее пагубная сущность. М., 2000. С. 15

[3] Ефрем Сирин, преп. О злоязычии и о страстях// Ефрем Сирин, преп. Творения, том 2. М., 1993. С. 306

[4] Берестов Анатолий, иером. Подсевший на игру. М., 2007. С. 13

[7] Прищенко Роман. Азбука помощи наркозависимым, православный взгляд. М., 2017. С. 288

[9] Ефрем Сирин, преп. О духовном состоянии// Ефрем Сирин, преп. Творения, том 2. М., 1993. С. 396; Галина Калинина. Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире… Указ.соч.С. 41

Тема сегодняшнего круглого стола избрана не случайно. Святейший Патриарх в своих выступлениях не раз указывал, что воспитание молодого поколения является стратегически важным делом, от результатов которого зависит судьба всего общества, а значит и судьба Церкви. Поэтому данным вопросам необходимо уделять особое и пристальное внимание.

Человечество постоянно подвергается искушению праотцев - иллюзорной возможностью стать богами без Бога. Так, начиная с 16 века, теоцентризму христианского гуманизма противостоит человекобожие гуманизма ренессансного.

Несмотря на внутреннюю противоречивость такого гуманизма, его беспощадная критика в отношении христианства, традиционных институтов, обычаев и морали, не раз появится на знаменах буржуазных революций и просвещенного абсолютизма.

Установлению культа рационального знания во многом способствовали труды первых энциклопедистов. Предполагалось что научное знание со временем не оставит места религии, рационально объяснив все стороны жизни человека. Опыт прошедших веков выявил наивность такой точки зрения. Напротив духовное невежество часто является показателем низкой эрудированности человека.

Как трудно было Церкви противостоять этому потоку оккультизма и эзотерики. Сегодня мы должны вновь и вновь возвышать свой голос в обществе, призывая словами апостола и евангелиста Иоанна "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они" (1Ин.4:1)

Поэтому когда говорится, собственно, о христианском просвещении современной молодежи, то это значит, что перед нами неизбежно возникает проблема апологии Евангелия. В процессе христианского просвещения мы должны главное место отводить православному богословию (понятие православного богословия здесь употреблено в смысле рационального, систематического и целостного осмысления и раскрытия истин Божественного Откровения).

Начиная со второго века, христианское богословие формировалось как ответ на различные мировоззренческие вызовы. Сама природа богословской мысли изначально является апологией. Но, накопив колоссальный многовековой богословский опыт, Церковь не должна сейчас довольствоваться только им. Ныне не достаточно издавать одни только достижения богословской мысли прошлого, но необходимо на их основе создавать современные богословские исследования по актуальным вопросам, которые были бы способны современному человеку показать всю красоту, глубину и истинность Православия.

Причиной этому является стремительное развитие различных областей науки в ХХ и в начале ХХI столетия, в результате чего перед человечеством встал многочисленный ряд небывалых до этого проблем мировоззренческого характера. Во многих науках был совершен целый ряд фундаментальных открытий, появилось огромное множество направлений в человеческой мысли, создано практически новое терминологическое поле, новый язык и формы человеческого общения, в обиход современного человека вошли совершенно новые представления о мире, что радикально изменило и продолжает интенсивно изменять жизнь всего человечества. По причине всего этого менталитет современного человечества серьезно отличается даже от менталитета людей ХХ века, не говоря о тех, кто жил в XIX в. Это очень хорошо видно при сравнении литературы ХIХ века с литературой второй половины ХХ столетия. Поэтому сегодня стало особенно важным и актуальным донести до современного человека истины православного вероучения понятным и доступным для него языком, и при этом донести максимально обоснованно и убедительно.

В России в ХХ в. научное знание формировалось в отрыве от христианского мировоззрения, советская школа, включая и высшую школу, была враждебна к религии. И сейчас, если и не проявляется враждебность, то сознание ученого мира не пронизано христианским мировоззрением. Нередко мы встречаемся с людьми, которые называют себя христианами, но в своей душе не приняли Христа. Это ставит перед нами сейчас очень важную задачу - задачу диалога православного богословия с современным научным и философским сообществом. Это является проблемой, решать которую необходимо. Только таким путем мы можем ответить на проблемные духовные и интеллектуальные запросы современной интеллигенции.

Одним из положительных примеров диалога науки, философии, религии могу назвать проводящиеся в г. Дубне при Объединенном институте ядерных исследований конференции. Материалы, которых следует проработать для выявления новых граней соприкосновения с миром науки и философии.

Интересный пример, продуктивного подхода, продемонстрировали некоторые богословы ХХ столетия, такие как прот. Георгий Флоровский, В.Н.Лосский, прот. Александр Шмеман, прот. Иоанн Мейендорф, митр. Иоанн Зизиулас, Христос Яннарас и др. Работая в направлении т.н. неопатристического синтеза они смогли богословски переработать некоторые идей философии экзистенциализма и персонализма.

Отдельно следует отметить, этические дилеммы в науке и медицине. Яркие примеры таких проблем: эвтаназия, смена пола, искусственного оплодотворения, пересадки органов и целый пласт вопросов генетики и т. д. Все это требует углубленного осмысления с позиций церковного вероучения. Мы можем удивляться этим вопросам, но современные молодые люди встречаются с этим уже в школьных учебниках, в программах телевидения, это обсуждается в интернете.

Решение этих проблем требует колоссального богословского ресурса, который может появиться только при соответствующем богословском образовании. Таким образом, вопросы должного уровня богословского образования являются ключевыми в процессе христианского просвещения. В свою очередь эти вопросы могут быть решены только при наличии самого широкого спектра религиозно-богословской литературы, начиная от самой древнейшей христианской письменности, и заканчивая самыми последними религиозно-богословскими изысканиями, поскольку, как известно, книга является основным источником образовательного процесса. Только при самом широком объеме данной литературы должен сегодня решаться вопрос о развитии православного богословия и, соответственно, православной миссии, так как вынуждены, как мы уже указывали, отвечать на огромный поток нововыявленных проблем, исходя из церковного предания.

Развивать современную богословскую мысль следует и в литературе. Духовные идеи хорошо воспринимаются в жанре художественной литературы. Яркий пример тому - труды Ф.М.Достоевского. Думаю, что это очень перспективное направление, потенциально способное донести до очень широкого круга читателей истины Евангелия.

Вместе с тем необходимо отдельно остановиться на исторической литературе. Сейчас особенно остро встал вопрос о методах исторического исследования и его изложения. Следуя знаменитому афоризму Цицерона "Historia est magistra vitae" (история - учительница жизни) должны проводиться и излагаться различные исторические исследования. В противном случае, сложно будет признать за ними реальную практическую, духовно-нравственную ценность.

Еще одно очень важное направление, которым нам необходимо заниматься - детская литература и литература, адресованная молодежи. Здесь надо стремиться излагать все основные истины христианского вероучения и нравоучения совместно, чтобы у ребенка формировалось понимание нравственности как основной составляющей этого опыта богообщения. Это является важным, так как основные принципы жизненной позиции закладываются у человека уже в юном возрасте.

Не менее важной ныне является и литература, адресованная молодежи. К сожалению, это направление у нас очень слабо развито. В молодом возрасте духовные и интеллектуальные запросы зачастую гораздо сильней, нежели в другие периоды жизни человека, поскольку именно в это время происходит наиболее активная фаза становления личности.

В заключение скажу. Истинный свет жизни всех людей - Господь наш Иисус Христос. Истинное просвещение души – то Божественное знание, которое Он открыл людям. Это знание дает человеку жизнь вечную.

Читайте также: