Проблематика позднего ренессанса в трагедиях у шекспира кратко

Обновлено: 28.06.2024

Эта великая прогрессивная эпоха была долгой и прошла через несколько стадий, обозначаемых как Раннее Возрождение, Ренессанс и Высокое и Позднее Возрождение. Термины эти возникли в искусствознании и соответствуют периодам итальянского искусства, но они применимы и к истории литературы и театра в целом. К концу XVI века Италия стала утрачивать свое значение как страна передовых философских, общественных идей и передового искусства.

Центры духовного развития стали смещаться на север, во Францию, Германию и Англию и на запад – в Испанию.

Художественная культура этих стран Европы позже пережила духовные процессы, типичные для Возрождения.

Так, в частности, шло культурное развитие Англии. Ее Ренессанс был поздним, по сравнению с Италией. Это обусловило важную особенность всей духовной культуры английского Возрождения.

Долгий трехвековой путь, пройденный итальянским гуманизмом, в Англии сконцентрировался в несколько десятилетий. Англичане конца XVI – начала XVII века впитали и радость открытия мира и человека, характерную для начала эпохи Возрождения, и высоты духовной культуры, достигнутые трудом и творчеством нескольких поколений,

Типичный пример этому дает не кто иной, как Шекспир. Первое десятилетие его творчества полно идей, характерных для возникновения и подъема гуманистической культуры. Комедии Шекспира и трагедия “Ромео и Джульетта”, так же как и хроники “Генри IV” и “Генри V”, выражают типичные черты гуманизма, проникнутого оптимистической верой в решение социальных противоречий.

Трагический период отражает кризис гуманизма. Еще одна причина того, что творчество Шекспира обрело всемирно-историческое значение, состоит в том, что оно сконцентрировало духовный опыт огромной эпохи.

И наконец, не случайно, что именно драма оказалась той формой искусства, которая была способна в полной мере выразить идейный и духовный опыт европейского человечества. Обнаружились глубочайшие конфликты – социальные, идейные, психологические, и именно драма могла выразить их с наибольшей силой.

Значительная часть работ о “Гамлете” написана так, как если бы это произведение представляло собой простой документ, в котором изложена история гибели Датского принца; исследуются события, причины поступков, психология героев. Казалось бы, это самый верный путь, если Шекспир – художник жизненной правды. Но при этом нельзя забывать, что он – художник, писатель, создавший произведение из дошедшего до него старинного предания и собственных наблюдений и мыслей о жизни.

Надо помнить, что “Гамлет” в самом точном смысле слова произведение, нечто, созданное художником, а не простая фиксация фактов, имевших место в действительности. Если мы воспринимаем “Гамлета” как картину жизни и его героя как живого человека, то это результат великого, почти непостижимого искусства, которое было присуще такому гению, как Шекспир. Многие ошибки критиков происходили от того, что они забывали об этих простейших истинах.

Для того чтобы правильно понять смысл произведения, необходимо знать, как оно написано. Простой прием – разобрать сначала содержание, а затем форму произведения часто приводит к неправильному пониманию смысла. Надо, прежде всего, помнить, что произведение искусства не равнозначно действительности.

Это отражение ее, достигнутое особыми средствами. Многие ошибки в толковании “Гамлета” происходят от того, что в пьесе видят такое же отражение жизни, какое дают пьесы Гоголя, Островского, Тургенева, Толстого, Чехова, Горького. И они дают отнюдь не непосредственное натуралистическое изображение действительности, а что касается Шекспира, то его художественный метод в корне отличается от метода, лежащего в основе реалистических драм нового времени.

Если эстетика Высокого Возрождения искала точные, научно выверенные правила, с помощью которых художник может достигнуть верной передачи природы, то теоретики маньеризма выступают против безусловной значимости всяких правил, в особенности математических.

Несколько иные плоды Позднее Возрождение принесло Англии. Именно в конце XVI века здесь начинали Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и Вильям Шекспир (1564-1616). Одни ‑ создатель методов познания современной науки (индукции – движение мысли от частного к общему). Другой – величайший гений английской и мировой литературы. Их раннее творчество в значительной степени было завершением Позднего Ренессанса, даже темы и сюжеты они заимствовали у итальянцев эпохи Возрождения. Их зрелые работы стали фундаментом культуры, которая выросла из руин Позднего Возрождения.

И Бэкона, и Шекспира, безусловно, роднит с эпохой Возрождения интерес к античной культуре и представление о человеке, как о главном объекте философии и литературы. Но у зрелого Бэкона и позднего Шекспира общественные, а не личные, интересы выдвигаются на первый план. В их творчестве человек только участник игры под названием жизнь, с ее неумолимыми и непреодолимыми законами. И только знание этих законов делает человека сильнее.Так начиналась эпоха исследования объективных законов природы и человеческого общества, затмивших гуманистические исследование внутреннего мира человека.

Находясь под неотразимым влиянием времени, Шекспир тоже хочет создать небывалую картину гибели могучего возрожденческого титана и богатыря. Как и Сервантес, он обладает беспощадной убежденностью в бессмыслице индивидуализма перед лицом наступающих новых времен, либо исключающих весь старый возрожденческий индивидуализм, либо требующих его коренной реформы. Ведь для возрожденческого индивидуализма, как мы знаем, требовалась своя собственная общественно-политическая и вообще социально-историческая почва. Чувствуя себя укорененным на этой твердой всемирно-исторической почве, возрожденческий титан не знал для себя никакого удержу, и его эстетика была эстетикой стихийно-индивидуального артистизма. Глубоко чувствуя гибель возрожденческой гармонии и неизбежность трагической обреченности возрожденческого индивидуализма, Шекспир подбирает такие исторические эпохи и такие социально-исторические отношения, которые демонстрируют именно эту возрожденческую трагедию.

Самую глубокую критику индивидуализма дал в XVI в. Шекспир, титанические герои которого столь полны возрожденческого самоутверждения и жизнеутверждения. Об этом ярко свидетельствуют такие общеизвестные шекспировские персонажи, как Гамлет и Макбет. Герои Шекспира показывают, как возрожденческий индивидуализм, основанный на абсолютизации человеческого субъекта, обнаруживает свою собственную недостаточность, свою собственную невозможность и свою трагическую обреченность. Ренессанс, который так глубоко пронизывает все существо творчества Шекспира, в каждой его трагедии превращается лишь в целую гору трупов, потому что такова страшная, ничем неодолимая и убийственная самокритика всей возрожденческой эстетики. Шекспир, колоссальное детище возрожденческого индивидуализма, на заре буржуазного индивидуализма дал беспощадную критику этого абсолютного индивидуализма.

Под Ренессансом понимается не только эстетика стихийного индивидуализма, т. е. титанизм, но и всю критика такого индивидуализма, которая была результатом его же собственного развития и которую сам же он глубинным образом осознал.

Безусловным героем культуры Позднего Возрождения был Сааведра Мигель де Сервантес (1547-1616) – автор знаменитейшего “Дон Кихота“. Пока соотечественники Сервантеса громили и грабили Италию, великий писатель перенес животворные ростки Возрождения на испанскую почву.

Роман “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий“ стал энциклопедией испанской жизни и одновременно показал несовместимость самых возвышенных средневековых идеалов с грубыми реалиями новой жизни. Это было одновременно прощание со средневековьем и его рыцарскими идеалами, прощание с эпохой Возрождения и его культом прекрасной незнакомки, а также пронзительный крик большой человеческой души, обращенный к современникам и потомкам.

Если говорить кратко, то сущность этого образа заключается в трагическом противоречии самосознания Дон-Кихота и его жизненных возможностей. Прежде всего это чисто возрожденческий человек, если иметь в виду его индивидуальную и, конечно, артистическую самоутвержденность, если иметь в виду его веру в свое рыцарское достоинство и в свои рыцарские обязанности и если в то же самое время отдавать себе отчет в том, что в его время уже исчезла та социально-историческая обстановка, которая превращала рыцарство в огромную силу, самоотверженно защищавшую самые высокие идеалы человеческой справедливости и самые высокие стремления помогать ближнему и делать его жизнь прекрасной.

Такое ужасающее противоречие делало весь героизм Дон-Кихота и весь его жизненный подвиг чем-то несвоевременным, неуместным и, в конце концов, даже смешным. Это не значит, что сам Сервантес хотел создать из своего Дон-Кихота какую-то комическую фигуру. Наоборот, он его всячески превозносит, он старается сделать его прекрасным героем Ренессанса, и он даже бесконечно любит его, преклоняется перед ним.Однако тем ужаснее эстетический эффект, производимый Дон-Кихотом на любого читателя во все время существования этого романа. Дон-Кихот оказывается безусловно смешной фигурой, но не потому, что он в чем-то виноват, что он чего-то не знает, что он преследует какие-то дурные цели или что он создан для увеселения читательской публики. Все дело в том, как мы уже сказали, что в те времена уже исчезла сама обстановка, которая делала рыцарство реальной, красивой и притом необходимой силой. Пришел человек другого типа, настроенный уже не так идеалистически, уже не так преданный общечеловеческому делу, человек гораздо более мелкий и деловой, а мы теперь сказали бы – и притом без всякого преувеличения и без всяких кавычек – гораздо более буржуазно настроенный человек, для которого все такого рода титанические фигуры классического Ренессанса были ненужной обузой, мешали его мелкому предпринимательству и пошлому самодовольству в результате наживы и накопления.

Вот почему, читая этот роман Сервантеса, мы еще и теперь горько чувствуем всю нереальность донкихотского титанизма, и само слово "донкихотство" уже давно стало для нас синонимом иллюзорного самомнения, постановки нереальных задач и наивной веры в свой давно уже исчезнувший титанизм.

Эстетика Вольтера.

Вольтер — один из вождей французского Просвещения XVIII в., крупнейший представитель старшего поколения просветителей. Энциклопедичность, острая ненависть к абсолютистско-феодальному режиму и церкви, вера в могучую силу просветительных идей нашли в деятельности Вольтера яркое воплощение. Творчество Вольтера отличается необычайной многосторонностью: он и философ, и популяризатор передовых естественно-научных идей, и историк, и драматург, и романист, и поэт; но всегда и во всем он воинствующий публицист-просветитель, смелый антирелигиозный памфлетист, неутомимый борец против средневековья,. церковного обскурантизма, схоластики.

Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство.

Дурной художественный вкус "находит приятность лишь в изощренных украшениях и нечувствителен к прекрасной природе.

Если эстетика Высокого Возрождения искала точные, научно выверенные правила, с помощью которых художник может достигнуть верной передачи природы, то теоретики маньеризма выступают против безусловной значимости всяких правил, в особенности математических.

Несколько иные плоды Позднее Возрождение принесло Англии. Именно в конце XVI века здесь начинали Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и Вильям Шекспир (1564-1616). Одни ‑ создатель методов познания современной науки (индукции – движение мысли от частного к общему). Другой – величайший гений английской и мировой литературы. Их раннее творчество в значительной степени было завершением Позднего Ренессанса, даже темы и сюжеты они заимствовали у итальянцев эпохи Возрождения. Их зрелые работы стали фундаментом культуры, которая выросла из руин Позднего Возрождения.

И Бэкона, и Шекспира, безусловно, роднит с эпохой Возрождения интерес к античной культуре и представление о человеке, как о главном объекте философии и литературы. Но у зрелого Бэкона и позднего Шекспира общественные, а не личные, интересы выдвигаются на первый план. В их творчестве человек только участник игры под названием жизнь, с ее неумолимыми и непреодолимыми законами. И только знание этих законов делает человека сильнее.Так начиналась эпоха исследования объективных законов природы и человеческого общества, затмивших гуманистические исследование внутреннего мира человека.

Находясь под неотразимым влиянием времени, Шекспир тоже хочет создать небывалую картину гибели могучего возрожденческого титана и богатыря. Как и Сервантес, он обладает беспощадной убежденностью в бессмыслице индивидуализма перед лицом наступающих новых времен, либо исключающих весь старый возрожденческий индивидуализм, либо требующих его коренной реформы. Ведь для возрожденческого индивидуализма, как мы знаем, требовалась своя собственная общественно-политическая и вообще социально-историческая почва. Чувствуя себя укорененным на этой твердой всемирно-исторической почве, возрожденческий титан не знал для себя никакого удержу, и его эстетика была эстетикой стихийно-индивидуального артистизма. Глубоко чувствуя гибель возрожденческой гармонии и неизбежность трагической обреченности возрожденческого индивидуализма, Шекспир подбирает такие исторические эпохи и такие социально-исторические отношения, которые демонстрируют именно эту возрожденческую трагедию.

Самую глубокую критику индивидуализма дал в XVI в. Шекспир, титанические герои которого столь полны возрожденческого самоутверждения и жизнеутверждения. Об этом ярко свидетельствуют такие общеизвестные шекспировские персонажи, как Гамлет и Макбет. Герои Шекспира показывают, как возрожденческий индивидуализм, основанный на абсолютизации человеческого субъекта, обнаруживает свою собственную недостаточность, свою собственную невозможность и свою трагическую обреченность. Ренессанс, который так глубоко пронизывает все существо творчества Шекспира, в каждой его трагедии превращается лишь в целую гору трупов, потому что такова страшная, ничем неодолимая и убийственная самокритика всей возрожденческой эстетики. Шекспир, колоссальное детище возрожденческого индивидуализма, на заре буржуазного индивидуализма дал беспощадную критику этого абсолютного индивидуализма.

Под Ренессансом понимается не только эстетика стихийного индивидуализма, т. е. титанизм, но и всю критика такого индивидуализма, которая была результатом его же собственного развития и которую сам же он глубинным образом осознал.

Безусловным героем культуры Позднего Возрождения был Сааведра Мигель де Сервантес (1547-1616) – автор знаменитейшего “Дон Кихота“. Пока соотечественники Сервантеса громили и грабили Италию, великий писатель перенес животворные ростки Возрождения на испанскую почву.

Роман “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий“ стал энциклопедией испанской жизни и одновременно показал несовместимость самых возвышенных средневековых идеалов с грубыми реалиями новой жизни. Это было одновременно прощание со средневековьем и его рыцарскими идеалами, прощание с эпохой Возрождения и его культом прекрасной незнакомки, а также пронзительный крик большой человеческой души, обращенный к современникам и потомкам.

Если говорить кратко, то сущность этого образа заключается в трагическом противоречии самосознания Дон-Кихота и его жизненных возможностей. Прежде всего это чисто возрожденческий человек, если иметь в виду его индивидуальную и, конечно, артистическую самоутвержденность, если иметь в виду его веру в свое рыцарское достоинство и в свои рыцарские обязанности и если в то же самое время отдавать себе отчет в том, что в его время уже исчезла та социально-историческая обстановка, которая превращала рыцарство в огромную силу, самоотверженно защищавшую самые высокие идеалы человеческой справедливости и самые высокие стремления помогать ближнему и делать его жизнь прекрасной.

Такое ужасающее противоречие делало весь героизм Дон-Кихота и весь его жизненный подвиг чем-то несвоевременным, неуместным и, в конце концов, даже смешным. Это не значит, что сам Сервантес хотел создать из своего Дон-Кихота какую-то комическую фигуру. Наоборот, он его всячески превозносит, он старается сделать его прекрасным героем Ренессанса, и он даже бесконечно любит его, преклоняется перед ним.Однако тем ужаснее эстетический эффект, производимый Дон-Кихотом на любого читателя во все время существования этого романа. Дон-Кихот оказывается безусловно смешной фигурой, но не потому, что он в чем-то виноват, что он чего-то не знает, что он преследует какие-то дурные цели или что он создан для увеселения читательской публики. Все дело в том, как мы уже сказали, что в те времена уже исчезла сама обстановка, которая делала рыцарство реальной, красивой и притом необходимой силой. Пришел человек другого типа, настроенный уже не так идеалистически, уже не так преданный общечеловеческому делу, человек гораздо более мелкий и деловой, а мы теперь сказали бы – и притом без всякого преувеличения и без всяких кавычек – гораздо более буржуазно настроенный человек, для которого все такого рода титанические фигуры классического Ренессанса были ненужной обузой, мешали его мелкому предпринимательству и пошлому самодовольству в результате наживы и накопления.

Вот почему, читая этот роман Сервантеса, мы еще и теперь горько чувствуем всю нереальность донкихотского титанизма, и само слово "донкихотство" уже давно стало для нас синонимом иллюзорного самомнения, постановки нереальных задач и наивной веры в свой давно уже исчезнувший титанизм.

Эстетика Вольтера.

Вольтер — один из вождей французского Просвещения XVIII в., крупнейший представитель старшего поколения просветителей. Энциклопедичность, острая ненависть к абсолютистско-феодальному режиму и церкви, вера в могучую силу просветительных идей нашли в деятельности Вольтера яркое воплощение. Творчество Вольтера отличается необычайной многосторонностью: он и философ, и популяризатор передовых естественно-научных идей, и историк, и драматург, и романист, и поэт; но всегда и во всем он воинствующий публицист-просветитель, смелый антирелигиозный памфлетист, неутомимый борец против средневековья,. церковного обскурантизма, схоластики.

Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство.

Дурной художественный вкус "находит приятность лишь в изощренных украшениях и нечувствителен к прекрасной природе.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Бушнякова Ольга Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент,

преподаватель Тульского колледжа искусств

им. А. С. Даргомыжского

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР И ИДЕАЛЫ РЕНЕССАНСА

Аннотация: Автор статьи раскрывает ключевые мировоззренческие представления европейского Ренессанса, его идеалы, ценности, культы и их отражение в творчестве У. Шекспира, в содержании – темах, сюжетах, пафосе – произведений великого ренессансного драматурга и поэта.

Ключевые слова: Ренессанс, антропоцентризм, идеалы, добродетели, творчество.

Великий английский драматург и поэт Уильям Шекспир, расцвет творчества которого приходится на рубеж XVI - XVII столетий, время перехода к веку барокко, является, однако, ярчайшим представителем эпохи Возрождения, отражавшим в своих произведениях ренессансное мировоззрение, его идеалы и ценности, поднимавшим наиболее значимые для ренессансных гуманистов темы и проблемы. Итальянские гуманисты – основоположники новой эпохи – впервые после тысячелетнего средневековья провозглашают ценность земной жизни и её материального начала, формируют новое, гуманистическое, сознание с преобладанием интереса к человеку и реальному миру, с культом светской жизни, с подчёркнутой чувственностью.

Ренессансное сознание порождает антропоцентризм, утверждающий человека как высшее творение природы и его высокую значимость. В центре нового сознания – человеческая личность, наделённая всесильным разумом, свободной волей, творческой мощью. Человек в ренессансной картине мира – самостоятельная и активная сила, его разум – высшая духовная сила.

Таким образом, Ренессанс разрабатывает новую антропологию, ориентированную на выработку иных, гуманистических, представлений о духовных ценностях, сущности и назначении человека – о долге и добре, справедливости и гармонии (Бог при этом понимается как средоточие гармонии). Ренессансные гуманисты воспевают и обосновывают идеалы благородства, добродетели, достоинства человека, предлагая свою, новаторскую, социальную и этическую, их трактовку.

Так, итальянские мыслители отвергают понимание благородства, определяемого родовитостью, знатностью и богатством, и показателем истинного благородства считают личные достоинства человека: благородство может быть основано только на личных заслугах и добродетелях. Путь к благородству лежит не через происхождение, а через такое поведение и деятельность, которая принесёт пользу и самому человеку, и обществу, и родине.

Подобная деятельность, в представлении гуманистов, и есть добродетель, и это есть путь к совершенствованию. Следовательно, путь к благородству лежит через добродетель. Именно такая добродетель может победить судьбу, брать верх над превратностями человеческой жизни. Как мы можем видеть, в ренессансном понимании добродетель неразрывно связана со стремлением к действию, к совершенствованию, изменению в лучшую сторону себя и общества и с борьбой с их недостатками, пороками. В конечном счёте – с общественным долгом и общественным благом. О благородстве и добродетели как духовных основах человека писали многие гуманисты: Франческо Петрарка, Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Леон Баттиста Альберти, Кристофоро Ландино и другие.

Важное место в идеологии ренессансных гуманистов занимает доктрина о человеческом достоинстве, которую они обосновывают превосходством человека над всем живым, возвышением его над прочими существами в силу разума, богатства эмоций и обладания безграничными творческими возможностями. С доктриной о человеческом достоинстве тесно связаны идеи философов эпохи Возрождения (Пико делла Мирандолы, Пьетро Помпонацци и других) о роли человека в выборе своей судьбы, самоформировании, о том, что от человека зависит, осуществит он себя или потеряет, – и вина в этом случае будет падать на самого человека. Ренессансные понятия благородства, добродетели, достоинства включают в себя не только следование долгу, служение обществу, но и благородство в отношениях между людьми, чувство чести, справедливости, чуткость, в том числе – в дружбе, любви.

Разработанная гуманистами новая антропология явилась составной частью целостного ренессансного мировоззрения, ядром которого стало прославление земной жизни, со всеми её противоречиями и разнообразием – совершенством, красотой, гармонией и несовершенством, коллизиями, драматизмом. Это обусловило ренессансный оптимизм и воспевание радостей жизни. Было оправдано человеческое стремление к земным радостям и рождена вера в то, что несовершенства мира, пороки и недостатки человека и общества могут быть ими же исправлены.

Обращение взоров гуманистов, интеллектуально-творческой элиты ренессансного общества на достоинства земного мира и поиск в нём гармонии, красоты привели к эстетизации мировоззрения и в итоге – к господству в ренессансной культуре эстетической доминанты.

Культ природы неразрывно связан с её эстетизацией, которая, впрочем, пронизывает всю культуру Ренессанса и творчество Шекспира, эстетически окрашивает положительные образы его героев, их поступки, дружбу, любовь и даже особым образом эстетизирует смерть (Ромео и Джульетты, Гамлета, Лира и других героев).

Вострюхина Наталья Федоровна

В работе рассмотрено влияние эпохи Возрождения на творчество Шекспира, как одного из выдающихся писателей Англии.

ВложениеРазмер
geroi_shekspira_i_epoha_vozrozhdeniya.docx 76.73 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ЕВПАТОРИЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ ФИЛИАЛ

СЕКЦИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ГЕРОИ ШЕКСПИРА И ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

(г. Евпатория, ЕОШ № 7, 8 кл.)

учитель английского языка ЕОШ № 7

г. Евпатория, 2011

  1. Общие положения…………………………………………….…8
  2. Гуманизм – основное идейное содержание эпохи………….11
  3. Пробуждение национального самосознания. Реформация и контрреформация………………………………………. ……13
  4. Черты кризиса гуманизма……………………………………15

Глава 2. Герои Шекспира и эпоха Возрождения

2.2. Особенности динамики образа Гамлета……………………..22

Список использованной литературы…………………………………36

Четыре века отделяют нас от времени создания У. Шекспиром своих произведений. За этот период написано было столько книг и статей о его героях, и особенно много о Гамлете, иногда его сравнивают с самим автором, что сосчитать эти тысячи работ вряд ли будет кому-то под силу. Но сам феномен писателя так до сих пор и не разгадан, хотя историки и искусствоведы предлагают много различных теорий о происхождении Шекспира и его произведений. Ясно только одно, кто бы ни написал сонеты, комедии или трагедии, это человек очень тонко чувствовал все то, что происходило вокруг него в мире, как менялось мировоззрение людей, и через своих героев пытался донести людям свое понимание происходящего, высказать свои опасения, переживания и надежды.

  1. Так всех нас в трусов превращает совесть… (выделено мной Д.А.)
  2. Так трусами нас делает раздумье…

Перевод М. Лозинского (1, стр.71)

Перевод Б. Пастернака (2, стр.68)

В эпоху средневековья правовая драма была типичным жанром народного площадного театра. Да и нравы эпохи Возрождения в этом отношении не претерпели существенных изменений. Достаточно обратиться к заговору графа Эссека (1601 г.) во время правления английской королевы Елизаветы, чтобы понять, что месть, убийство в драмах – это не только элемент литературной интриги, но и отражение жизненных ситуаций и нравов эпохи.

(16) М. Морозов. Шекспир. (1947 г.)

И, пожалуй, на наш взгляд, самой ценной по объёму, компактности и анализу собранных критических материалов на данную тему является работа учёного-литературоведа А.А. Аникста.

(6) А.А. Аникст. Послесловие к «Гамлету, полное собрание

сочинений, т.6, стр. 511-633.

Учитывая, что эта работа из прочитанных, нами является наиболее полной и всеохватывающей по данной теме, мы позволим себе в основной части курсовой прибегать к извлечениям из неё и ссылаться на отдельные положения при возникающей необходимости.

На крыльях своих я уверенно лечу воздушными путями,

Хрустальный свод мне не ставит преград,

Рассекая небо, лечу я в бесконечность,

И в то время как сквозь бесчисленные регионы

Влекут меня к себе мириады звёзд,

Я оставляю за собой прах земли.

Развитие астрологии с её возможностями определять опорные пункты по звёздам, изобретение часов с колесным механизмом (XIV в., Джованни), затем с маятником (ХVI, Г. Галилей), инженерные решения мореплавания (изобретение рулевой лопасти, уходящей с кормы глубоко в море) – всё это дало возможность человеку новой эпохи выйти в открытый океан. Так, великие географические открытия XV-XVI веков позволили составить новые карты мира, где Земля представала уже не в форме шара, который в основном соответствовал действительному положению вещей. Правда, античные учёные высказывали идеи о том, что Земля – шар, но в средние века об этом забыли. Первооткрыватели новых земель обнаружили, что весь мир населён людьми, хотя они и отличаются сложением, цветом лица, речью, культурой. Так средневековые домыслы о полулюдях, уродах, чудищах, были тоже опровергнуты.

1.2. Гуманизм – основное идейное содержание эпохи.

Лоренцо Валла (1407-1457), Д. Пико делла Мирандола (1463-1494) утвердили гуманистическую этику, центром которой стали реальный мир и живая человеческая личность. Выдающиеся живописцы В. Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Микеланджело (1471-1528) воспели красоту человеческого тела, сняв с него средневековые представления о грехе и передав разные оттенки простых человеческих чувств и душевных состояний.

1.3. Пробуждение национального самосознания, Реформация и контрреформация.

1.4. Черты кризиса гуманизма.

Глава 2. Герои в контексте эпохи

2.1. Периодизация творчества У. Шекспира.

Иль если бы предвечный не поставил

Запрет самоубийству! (1, акт 1, сц. 2, ст. 18).

(1), акт III, сц.1, с.70).

Сном и едой? Животные, не больше.

Тот, кто нас создал с мыслью столь обширной,

Глядящей и вперёд и вспять, вложил в нас

Не для того богоподобный разум,

Чтоб праздно плесневел он.

(1, акт IV, сц. 3, стр. 110).

  1. У этого черепа был язык, и он мог петь когда-то;

А этот мужик швыряет его оземь, словно это Каинова челюсть…

(1, акт V, сц. 1, стр. 131)

  1. Поразительное превращение, если б только можно

(2, акт V, сц. 1, стр. 126)

Таких философских высказываний в произведении десятки.

С первых реплик Гамлет пробуждает интерес масштабами своей личности. В скорби по ушедшему из жизни отцу он предстаёт – благородно сдержанным:

Не выразят меня; в них только то,

Что кажется и может быть игрою;

То, что во мне, правдивей чем игра…

(1, акт I, сц. 2, стр. 17)

- возвышенно-поэтичным, способным на глубокие сыновние чувства:

Феб и сатир. Он мать мою так нежил,

Что ветрам неба не дал бы коснуться

(1, акт I, сц. 2, стр. 18);

Уж мне такого больше не видать

(2, акт I, сц. 2, стр. 20);

умеющим анализировать события и без поспешной горячности, наблюдая, отыскивать причину странных поворотов в них:

Но смолкни, сердце, скован мой язык!

(2, акт I, сц. 2, стр. 19);

(1, акт I, сц. 2, стр. 16).

- холодно-учтивым (к матери, так быстро забывшей мужа):

На брачный стол пошёл пирог поминный

(2, акт I, сц. 2, стр. 19).

И, если только личной ненавистью можно было объяснить сарказм Гамлета, объясняющего Горацио, почему палят пушки.

И чуть он опорожнит кубок с рейнским,

Как гром литавр и труб разносит весть

Об этом подвиге –

(1, акт 1, сц. 3, стр. 29).

То слова, заканчивающие 1 акт, рассеивают все сомнения в том, что личная драма Гамлета слилась с трагедией всей страны и измученного постоянными войнами народа. Гамлет – человек, наделённый умом государственного деятеля, точнее, он мыслит категориями общественного масштаба:

Век расшатался – и скверный всего,

Что я рождён восстановить его!

2.2. Особенности динамики образа Гамлета.

Начинается полная мучительных раздумий 2-я ступень в эволюции героя. Будучи честным до конца, принц осознаёт, что и он далеко не идеален.

Тупой и вялодушный дурень, мямлю,

Как ротозей, своей же правде чуждый,

И ничего сказать не в силах; даже

За короля, чья жизнь и достоянье

Так гнусно сгублены. Или я трус?

(1, акт 2, сц. 2, стр.66).

Он яростно побуждает себя к действию, чтобы покончить с разладом в душе.

Фу, гадость! К делу, мозг.

И здесь Гамлет остаётся самим собой, то есть человеком, который близко воспринимает к сердцу чужое горе и не может не реагировать на зло, воплощенное в форму военных действий:

Я, чей отец убит, чья мать в позоре,

Чей разум и чья кровь возмущены,

Стою и сплю, взирая со стыдом,

Как смерть вот-вот поглотит двадцать тысяч…

(1, акт IV, сц. 3, стр. 110).

Чем вызвана отливка медных пушек,

И ввоз оружья из-за рубежа,

И корабельных плотников вербовка,

Усердных в будни и в воскресный день?

(2, акт I, сц.1, стр.10).

То, что сам Шекспир переживал подобные настроения, несомненно. В 1609 Г. были опубликованы его сонеты. Но в литературоведении установилась точка зрения, что сонеты были написаны раньше. Настроение сонета 66 созвучно всей гамме чувств, которые возникают при знакомстве с трагедией.

Зову я смерть. Мне видеть невтерпеть

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеянье,

И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,

И неуместный почести позор,

И мощь в плену у немощи беззубой,

И прямоту, что глупостью слывёт,

И глупость в маске мудреца, пророка,

И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе у порока.

Все мерзостно, что вижу я вокруг…

Но как тебя покинуть милый друг!

И в этом сонете Шекспир остаётся верен себе: какие бы тяжкие и беспросветные настроения ни пронизывали произведение, он мужественно находит в себе силы не заканчивать его на ноте отчаяния. Великий художник и мудрец обращается к нам со словами утешения и поддержки!

2.3. Концепция: Гамлет-Шекспир.

Рассуждая о симпатии к Гамлету, о неослабевающем интересе к этому герою, обратимся к одной из концепций шекспироведения, утверждающей, что Гамлет – это Шекспир, это гуманист конца XVI века, страдающий при виде социальных язв:

Позорит нас среди других народов

Нас называют пьяницами, клички

Дают нам свинские…

(1, акт 1, сц. 2, стр. 30)

(2) …глумленье века,

Гнёт сильного, насмешку гордеца,

Боль презренной любви, судей медливость,

Заносчивость властей и оскорбленья,

Чинимые безропотной заслуге…

( там же, акт III, сц.1, стр.71).

…ради прихоти и вздорной славы

Идут в могилу, как в постель, сражаться

За то место, где не развернуться всем,

Где даже негде схоронить убитых.

(1, акт IV, сц. 4, стр.111).

Какая меткость, какая образность языка! Разве возможно сомневаться, что автором не только мысли, но и её оформления является Шекспир!

6. Гамлет начитан, особенно хорошо знает образы античной мифологии. И Шекспир – вне сомнения.

7. Принц обладает острым афористичным языком. Конструкции предложений, которые он строит, свидетельствуют об образованности и высокой грамотности. То же можно сказать и об авторе трагедии.

8. Главный герой и Шекспир, естественно хорошо знают драматургию своего времени, жизнь театра, актёров, проявляют к этим вопросам живой интерес.

9. Гамлет артистичен. Шекспир начал свою работу в театре, наверно, с подсобного работника, затем стал актёром.

10. Гамлет и Шекспир пишут стихи. Конечно, здесь знак равенства совершенно неуместен, ибо к тем годам, которых в пьесе достиг Гамлет (ему более 29 лет), Шекспир уже становится известным актёром.

Можно было бы продолжить этот список. Но есть ли в этом такая необходимость? Зато стоит отметить, что в личностях и судьбах героя и его автора существует достаточно много отличий. Шекспир никогда не был сыном коронованных родителей, но несколько лет приятельских отношений связывали его и с графом Саутгэмптоном и графом Эссексом. Личность У. Шекспира, безусловно, более многогранна и масштабна. Но стоит ли всегда до деталей продумывать, насколько личность самого поэта отлична от лирического героя его стихотворных произведений? Достаточно уже и тех пунктов, которые совпадают, чтобы, примитивно и ортодоксально не ставя знак равенства между Шекспиром и Гамлетом, всё-таки уверенно заявить, что Гамлет – это образ гуманиста эпохи позднего Возрождения

Окончен праздник. В этом представленье

Актёрами, сказал я, были духи.

И в воздухе, и в воздухе прозрачном,

Свершив свой труд, растаяли они. –

Вот так, подобно призракам без плоти,

Когда-нибудь растают, словно дым,

И тучами увенчанные горы,

И горделивые дворцы и храмы,

И даже весь – о да, весь шар земной,

И как от этих бестелесных масок,

От них не сохранится и следа.

Мы созданы из вещества того же,

Что наши сны. И сном окружена

Вся наша маленькая жизнь…

сц. 1, стр.192. Полн. собр. соч., т.8)

Что это? Гениальное предвидение, до которого ещё не дорос даже наступивший XXI век, или уход в сказку от тяжёлых и неразрешимых на Земле противоречий даже в пору яркого, а потом затухшего Ренессанса? Трудно сказать…

Всё мерзостно, что вижу я вокруг…

Но как тебя покинуть, милый друг!

Список использованной литературы

4. Аксенов И. А. Шекспир. Статьи, ч. I М.: х-л., 1937.

8. Барг М. А. Шекспир и история, изд. М.: «Наука, 1979, с. 215

15. Морозов М. Избранные статьи и переводы, М.: худ. лит., 1954г., с. 223-242.

20. Смирнов А. Шекспир, гл. 46, история зарубежной литературы: Раннее средневековье и Возрождение ( под ред. В. М. Жирмунской), гос. уч-пед. Изд. Мин. Просв. РСФСР, М.: 1959, с. 516-560.

23. Урнов М. В. Глава 7. Английская литература. Шекспир, с. 317-

26. Шепель Ю. А. Трагедия Ума, или Реатплитированный принц Датский, Вiдродження № 9, 1994, стр. 42-45.

Читайте также: