Проблема универсалий реалисты и номиналисты кратко

Обновлено: 05.07.2024

Многие характерные особенности средне­вековой философии проявились в происхо­дившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Реализм в его средневековом понимании не имеет ни­чего общего с современным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реаль­ностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, су­ществующие в эмпирическом мире. Согласно средневе­ковым реалистам (Ансельм Кентерберийский (1033—1109), универсалии существуют до вещей, представляя собой мыс­ли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состо­янии познавать сущность вещей, ибо эта сущ­ность и есть не что иное, как всеобщее поня­тие. Ясно, что для реалистов, например для Ансельма Кентерберийского, познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.

Противоположное направление было свя­зано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Расцвет но­минализма приходится на XIII и особенно XIV век; его главные представители — Уильям Оккам (ок. 1285 — 1349), Жан Буридан (ок. 1300 — ок. 1358), Николай из Отрекура (ок. 1300 — после 1350) и другие.

В номинализме опреде­ляющее значение получает идея божествен­ного всемогущества, а творение рассматри­вается как акт божественной воли. Здесь номиналисты опираются на учение Иоанна Дунса Скота (ок. 1266—1308), который обо­сновал зависимость разума от воли и считал божественную волю причиной всякого бытия. Однако номиналисты пошли дальше Дунса Скота: если тот считал, что в воле Бога был выбор сущностей, которые Он хотел сотво­рить, то Уильям Оккам упразднил само поня­тие сущности, лишив его того основания, которое оно имело в ранней и средней схола­стике, а именно тезиса о существовании идей (общих понятий) в божественном уме. Идеи, согласно Оккаму, не существуют в божествен­ном уме в качестве прообразов вещей: снача­ла Бог творит вещи своей волей, а идеи воз­никают в его уме уже после вещей, как пред­ставления вещей.

Если в человеческой жизни только единичное действительно, то и в природе только оно имеет значение; но раз только единичное реально, понятия уже не являются действительными, они – только продукты субъективного духа, имена, под которыми объединяются множество вещей. Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего.

Согласно Уильяму Оккаму, реально суще­ствует лишь единичное; любая вещь вне души единична, и только в познающей душе воз­никают общие понятия. С этой точки зрения сущность (субстанция) утрачивает свое зна­чение самостоятельно сущего. Бог, согласно номинали­стам, может создать любое, не нуждаясь для этого в субстанции. В результате умопостигаемое бы­тие вещи (сущность) и ее простое эмпири­чески данное бытие (явление) оказываются тождественными. Ориентация на опыт — характерная черта номинализма.

Номинализм формирует новое представле­ние о познании и природе познающего ума. Поскольку познание направлено не на сущ­ность вещи, а на вещь в ее единичности, то оно есть интуитивное познание (созерцание отдельных свойств вещи), и знание трактуется как установление связи между явлениями. Те­оретическая способность в номинализме ут­рачивает свой онтологический характер, умы больше не рассматриваются как высшие в иерархии сотворенных сущих. Ум есть не бытие, а представление о бытии, направленность на бытие. Так в номинализме формируется пред­ставление о субъекте, противостоящем объек­ту, как особого рода реальности, и о позна­нии как субъект-объектном отношении. Возникает субъективистское истолкование ума, человеческого духа, рож­дается убеждение, что явления психического ряда достовернее физических, поскольку даны нам непосредственно, тогда как физи­ческие — опосредованно. В теологии при этом подчеркивается приоритет веры над зна­нием, воли — над разумом, практически-нравственного начала — над теоретическим.

Схоластика – это направление религиозной философии IX-XV веков, связанное с попыткой логическим путем обосновать христианские религиозные догматы и существование Бога.

Понятие схоластики и ее особенности

Схоластика представляла собой альтернативу религиозной догматике, и в тоже время служила ее интересам. Схоласты признавали приоритет истин веры, над истинами разума, однако стремились обосновать христианские догматы с помощью инструментов разума и философии, в первую очередь логики, а позднее с привлечением науки и познания. Схоластика таким образом выступала наследницей античной философии и противостояла мистике, полагавшей, что любое познание, в особенности религиозных истин, возможно лишь в ходе божественного откровения, в то время как любое знание, полученное вне его, будь то чувственным или рациональным путем – ложно.

Основная проблема универсалий заключалось в том, что необходимо было определить являются ли они объективно существующими субстанциями, или же напротив, универсалии есть не более чем абстракции формируемые в процессе познания мира человеком. Было сформировано три основных философских позиции, раскрывающих данный вопрос:

Готовые работы на аналогичную тему

  • реализм ( Аврелий Августин По данной теме мы уже выполнили реферат Аврелий Августин подробнее , Альберт Великий, Фома Аквинский По данной теме мы уже выполнили реферат Филосовия Фомы Аквинского подробнее и др.);
  • номинализм (Росцелин, Иоганн Дунс Скотт, Уильям Оккам и др);
  • концептуализм ( Пьер Абеляр По данной теме мы уже выполнили реферат Учение Пьера Абеляра подробнее ).

Позиция реализма

Реализм наследовал традиционную позицию платоников и неоплатоников, философией которых проникнуто все ранее христианство. Главным выразителем этой позиции, сформировавшим само направление реализма, был Иоанн Скот Эуригена – философ-неоплатоник IX века.

Эуригена стремился достичь синтеза философских и религиозных идей. Главной задачей человеческого разума он полагал постижение бога и толкование священного писания, поскольку бог с его позиции являлся основой и источником всего, что есть в жизни человека и в мире. Для обоснования церковных догматов Эуригена использовал диалектику, с помощью которой он раскрыл и разделил природу бога на четыре части:

  • природа нетворимая и творящая – есть бог как творец и создатель вселенной, начало всего;
  • природа творимая и творящая – это производное бога, божественный ум, который выступает посредником между богом-творцом и его миром;
  • природа творимая, но не творящая – есть мир, как результат деятельности бога, во всех его чувственных проявлениях, в котором живет человек;
  • природа нетворимая и нетворящая – также бог, но уже как конец и завершение всего, высшая цель.

Исходя из своей диалектической концепции Эуригена сформулировал и основное положение реализма – общее предшествует единичному, т.е. универсалии как идеи о вещах, предшествуют в своем появлении самим вещам, а значит являются объективно реальными.

Данная концепция поддерживалась и развивалась всеми реалистами. Так Фома Аквинский полагал, что универсалии существуют в трех качествах – в качестве объективных идей в боге, до возникновения самих вещей; в самих вещах, как реализованных идеях, в качестве их сущности; после вещей, в логическом мышлении человека, в качестве абстрактных понятий.

Позиция номинализма

Если реализм исходил из реальности универсалий, отчего и получил свое название, то номинализм полагал универсалии лишь именами (номосами). Виднейший представитель раннего номинализма Росцелин, сформулировал его главные тезисы. Росцелин полагал, что мир состоит лишь из единичных вещей, вне которых не существует ничего. Ни абстрактные понятия, ни виды, ни даже свойства и признаки не имеют никакого самостоятельного бытия, а жестко прикреплены к тем предметам, в которых они существуют (нет формы вне предмета, равно как и нет мудрости вне мудрой души).

Пожалуй, ближе всего к решению проблемы подошел Пьер Абеляр (1079–1142), прослав8

И точно так же: что общего между людьми? Говорение, способ бытия. Но и это общее не существует в разных местах одновременно. В разных местах существуют люди, а не общее им говорение. Говорение есть способ бытия, а к бытию существование неприложимо. Вместо говорения можно взять любой другой способ человеческого бытия, но суть дела от этого не изменится.
21

Более того, вместо говорения можно взять способность говорения (или любую другую общечеловеческую способность), но суть дела опять же не изменится. Способности людям присущи, но сами существованию не подлежат. Как и про способы бытия, про них тоже нельзя сказать, ни что они существуют, ни что они не существуют, и однако же вряд ли кто усомнится в том, что у людей есть общие им способности (частично врожденные, частично приобретенные). Так понимаемое общее снова реально (что нереального в способности говорить?), но при этом оно вовсе не содержится в разных местах одновременно.

Как и следовало ожидать, Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росзелина был осужден еще на Суйсонском Соборе в 1092 году.

Против крайностей реализма и номинализма Пьер Абеляр, стоявший в основном на почве номинализма, разработал примирительную формулу единства концептуализма: Универсалы не имеют самостоятельной реальности, только отдельные вещи реально существуют; но универсалы приобретают определенную реальность в сфере разума как понятия, которые являются результатом абстракции, умственного обобщения и обобщения отдельных свойств вещей.

В заключение следует подчеркнуть, что средневековая философия внесла значительный вклад в дальнейшее развитие эпистемологии, разработав и конкретизировав все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое впоследствии стало не только предметом научных споров, но и основой для формирования основ научного и философского знания. Философия зрелого средневековья, начиная с XI-XII веков, находясь под влиянием христианства, принесла удивительно яркие плоды в своем развитии, подготовила достаточно благоприятную почву для дальнейшего движения. Творчество Блаженного Августина, Томаса Аквинского, Авиценны, Аверроэса, Маймонида, Данс Скотта, Р. Бэкона, У. Оккама и др. не уступает по уровню интеллектуальной культуры и значимости выдающимся учениям мыслителей более поздних времен.

Дискуссия об универсалиях

Позднее в схоластике возникли три подхода к решению этих вопросов, кульминацией которых стал грех основных (и других) ветвей схоластической христианской философии: крайний реализм, крайний номинализм и концептуализм. Рассмотрим философские позиции представителей этих школ мысли.

Средневековые номиналисты (от латинского pot — имя, титул) считали, что универсалы существуют только в человеческом разуме как понятия вещей или их названия. Согласно Оккаму, Бог также сначала создает вещи актом всемогущей воли, а затем в его сознании возникают идеи, как понятия или представления об этих вещах. На самом деле, ничего не существует, кроме отдельных вещей. В чистом виде этот взгляд восходит к древнему циничному антисфорсу и стоикам, которые спорили с Платоном о том, что идеи обитают только в человеческом разуме и не существуют вне разума. Позиции номиналистов защищали Пьер Абеляр, Джон Рошелинус, Уильям Оккам и Николас из Отрекура.

Средневековые реалисты считали, что общие понятия, т.е. универсалы, реальны и не зависят от человеческого разума. Экстремальные реалисты считали, что вселенные существуют независимо от вещей и до них. Умеренные реалисты считали, что вселенные реальны, но живут в единичных вещах.

Реализм Альберта Великого и его талантливого ученика Томаса Аквинского оказался чрезвычайно работоспособным и удобным для церкви. Аквины утверждали, что вселенные существуют тремя путями: до того, как единичные вещи как их идеи в божественном разуме; в самих вещах как их сущности; после того, как вещи как их концепции в человеческом разуме. Человеческий разум вполне способен постичь суть вещей, т.е. общие понятия, потому что они уже существуют в божественном разуме. Реалисты, поставившие причину выше, будут знать. У номиналистов была воля над разумом.

Экстремальный реализм, по сути, восходит к доктрине Платона о самостоятельном существовании идей (eidos) в идеальном мире. Умеренные реалисты были близки к позиции Аристотеля, в которой общая (форма) была тесно связана с сингулярным, т.е. с индивидуальными вещами. Различные варианты реализма пропагандировали такие известные философы средневековья, как Аврелий Августин, Гийом Шампотский, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский.

Концептуализм занимает промежуточное положение между крайним реализмом и крайним номинализмом. В некотором смысле это можно считать умеренной формой номинализма. Концептуалисты (Пьер Абеляр, Данс Скотт) считали, что универсалы не существуют объективно в онтологическом смысле. Они существуют только в человеческом разуме, но в то же время соответствуют чему-то общему, что существует в самих вещах.

Проблема знания и веры в европейской схоластике

Уже в первые века существования христианства в богословии стали появляться две основные позиции (рис. 80): одни богословы считали, что нужно просто верить и даже не пытаться понять Бога, потому что человеческий разум в принципе не способен на это, другие же считали, что главная цель каждого верующего — как можно ближе приблизиться к пониманию Бога. И поскольку мир был творением Бога, то, постигая мир, мы также постигли Творца. В своем изучении мира они опирались на древнюю философию и пытались адаптировать его к христианской доктрине. Но применение рациональных методов познания неизбежно привело к открытию ряда противоречий, как внутри религиозных учений, так и между результатами научных исследований и религиозными идеями, зафиксированными в Библии (аналогично в Коране). Это порождает проблему знания и веры, которая в равной степени актуальна в мусульманском и христианском мире, а именно: выше сотни: правда науки или правда религии?

Особенно остро полемика звучала в связи с вопросами: существует ли мир вечно или он когда-то был создан? Бессмертна ли отдельная человеческая душа или смертна? Есть ли свободная воля, или каждое человеческое действие определяется Богом?

Проблема универсалий в средневековой философии

Порфири задал три вопроса.

1. существуют ли вселенные (т.е. роды и виды: животные, люди, лошади и т.д.) независимо друг от друга (т.е. вне конкретных вещей)?

2. Если да, то они телесны или бесплотны?

3. если они бесплотны, то имеют ли они одну природу с разумными вещами?

Реалисты были философами, которые считали, что вселенные реально существуют вне конкретных вещей.

Западноевропейская схоластика

Завоевание Рима варварами в 476 году, которое считается началом средневековья, было лишь одним из эпизодов Великого переселения в Европу, которое произошло в V-VIII веках. Этот период известен в истории как Темные века. В этот период с Востока на Запад мигрировало большое количество различных племен — в основном германских и славянских. На развалинах бывшей Западной Римской империи началось формирование новых национальных государств, которое в целом завершилось к IX-XI векам.

Систематическое и последовательное развитие западноевропейского схоластики началось только с XI века. История средневековой философии делится на следующие периоды

Все философские труды схоластики были написаны на латыни, которая в то время была не только языком Церкви, но и международным языком науки. В V-XI веках главной основой философских построений был неоплатонизм, в основном в интерпретации Аврелия Августина. В период зрелого и позднего схоластики ведущим учением стали перипатетики, особенно в интерпретации Томаса Аквинского (Томизм).

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: