Проблема статуса косово кратко

Обновлено: 16.06.2024

Косово

Косово – согласно юрисдикции властей, фактически контролирующих большую часть региона – Республика Косово, согласно юрисдикции Сербии – Автономный край Косово и Метохия в составе Сербии.

Косово – согласно юрисдикции властей, фактически контролирующих большую часть региона – Республика Косово, согласно юрисдикции Сербии – Автономный край Косово и Метохия в составе Сербии.

В настоящее время край населен преимущественно албанцами (свыше 90 %). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тыс. (6%) с национальным центром в Косовской Митровице.

В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с XIV века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). Поэтому притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права.

Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала XX века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило свою собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.

Однако в конце 1980-х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия.

Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную "Республику Косово", избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана "Освободительная армия Косово" (ОАК).

В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 9 сентября 1998 года Совет НАТО утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. 24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО под названием "Союзническая сила". Массированным бомбардировкам были подвергнуты югославские города и военные объекты.

Начиная с 1999 года на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тысяч этнических сербов.

В результате сербское правительство было вынуждено согласиться на ввод в Косово военного контингента НАТО KFOR и переход края под управление ООН. В соответствии с резолюцией №1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе была закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тыс. военнослужащих.

Одним из факторов, оказавшим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 28–29 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.

17 февраля 2008 года парламент Косово проголосовал за принятие декларации о независимости края.

По инициативе Сербии Генассамблея ООН 8 октября 2008 года рассмотрела и вынесла резолюцию об обращении к Международному суду выдать консультативное заключение о законности или незаконности одностороннего провозглашения независимости Косово.

Международный суд определил 17 апреля 2009 года в качестве крайнего срока представления любыми заинтересованными государствами письменных заявлений, содержащих информацию, имеющую отношение к одностороннему провозглашению независимости Косово.

Письменные заявления по данному вопросу представили в Международный суд тридцать пять государств: Чехия, Франция, Кипр, Китай, Швейцария, Румыния, Албания, Австрия, Египет, Германия, Словакия, Россия, Финляндия, Польша, Люксембург, Ливия, Великобритания, США, Сербия, Испания, Иран, Эстония, Норвегия, Нидерланды, Словения, Латвия, Япония, Бразилия, Ирландия, Дания, Аргентина, Азербайджан, Мальдивские Острова, Сьерра-Леоне и Боливия.

Россия представила суду свое мнение о том, что односторонний шаг косовских албанцев является нелегитимным и грубейшим образом нарушает нормы международного права.

Решение Международного суда не будет иметь обязывающего характера, но в Белграде полагают, что возможное вынесенное отрицательное заключение поможет санкционировать новые переговоры вокруг статуса косовской автономии.

В настоящее время ситуацию в крае формально контролируют два международных органа: Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Миссия Евросоюза. Первая передала часть своих функций второй, на что было согласие властей Сербии и соответствующая санкция СБ ООН от 27 ноября 2008 года. После этого представители Евросоюза приступили к работе в албанских районах Косово, осуществляя там управление в сфере законности, правопорядка и соблюдения прав человека. В то же время в сербских анклавах верховенство останется за МООНК.


Косовский вопрос — проблема разделения территорий между этническими группами в Косово в Республике Сербии. Проблема имеет древнюю историю, корнями уходя практически в средневековье, но сама проблема была поставлена в XIXв, так как постоянные вооруженные конфликты угрожали мирному населению. Большое количество жертв привело к вмешательству других стран в конфликт, а именно стран НАТО, что привело к еще многочисленным жертвам среди гражданских лиц. Проблема в том что этнические группы делят власть между собой. Уже в 2000-х годах население Косово составляло 88% - албанцев, 7% - сербов и усугубилась проблема в 2008 году, когда Косово провозгласило себя независимой республикой. Этот конфликт не решен, так как политики и ученные исследователи ищут ответ на вопрос "Косово jе Србија?", тут ответ однозначен, вопросы которые требуют ответа "Нужно ли сейчас Сербии Косово?" и "Хватит ли у Сербии сил вернуть Косово?".

Суть конфликта

Конфликт между мусульманами и христианами на территории Косово уходит своими корнями в очень далекое прошлое. Но сам конфликт стал постепенно нарастать после освобождения Сербии и ее территорий от Турок, так как в Косово процент сербского населения уменьшился больше чем на половину, и на данной территории преобладало албанское мусульманское население. В 1945 году, после войны Югославское правительство решило дать Косово автономию и даже больше, в 1947 году правительство указало в конституции и дало почти равные права с самой Республикой. Но это все еще не устраивало население Косово, постоянно проводились митинги, восстания, резня мусульманами христиан и христианами мусульман, горели церкви и мечети. И в 1999 году ситуация в Автономном крае Косово и Метохия, достигла пика, где вооруженные формирования местных албанцев вели партизанскую борьбу за независимость, послужила причиной для натовских бомбардировок Югославии и введения международных миротворческих сил KFOR на территорию края. Этот момент в истории называется Косовской войной, так как понес за собой очень большие потери среди которых преобладает гражданское население. В тот момент, когда другие страны начали вмешиваться в конфликт, враждующие стороны стали оправдывать свое поведение указывая на историчность конфликта. Из-за этого у исследователей сформировались свои взгляды и точки зрения, через которые они описывали конфликт, принимая ту или иную сторону. Резолюция ООН от 10 июня 1999 №1244 усилила разногласия, и сторону "за" или "против" Сербии выбирали не исследователи и политики, а страны.


Благодаря резолюции ООН, девять лет спустя, в 2008 году косовский парламент в одностороннем порядке провозгласил независимость Республики Косово, которую на сегодняшний день признали более 90 государств — членов ООН. При этом независимость Косово отказываются признавать Сербия, считающая республику частью своей территории, Россия и Китай (постоянные члены Совета безопасности ООН, способные наложить вето на вступление Косово в ООН), а также многие другие государства, среди которых есть и члены Европейского Союза — Греция, Испания, Кипр, Румыния и Словакия. Таким образом, Косово остается полупризнанным государством, и Сербия ведет ожесточенную борьбу против его принятия в международные институты.

Сербское общество, с одной стороны деморализовано, и не готово к новой войне с Албанией и поддерживающими ее странами запада. С другой сторны не может смириться с потерей своего исторического и духовного центра.


Выводы

Гипотеза не подтверждена. Признание независимости Косово со стороны США и большинства стран ЕС не привело к укреплению стабильности Балкан, а скорее породило очередной кризис в международных отношениях, негативные последствия которых ощущаются в рамках запущенного "эфекта домино" не только на Балканах, но и в мире. Предоставление независимости Косово стало причиной внутреннего раскола в странах ЕС, так как им не удалось согласовать единой позиции вокруг Косово. Признание независимости Косово самой Сербией так же не решает ее конфликтов с другими странами, а усугубляет их. Сербия либо принимает условия ЕС и "теряет" отношения с Россией, часть культурно-исторической территории, либо отказывается и тогда возрастет уже начавшийся подъем националистических настроений и процесс изоляции, либо же отказывается от того и другого, тем самым дав повод дальнейшего сепаратизма внутри Сербии.

Косовская война

Исторические корни проблемы

Данный конфликт, как это нередко бывало на протяжении всей истории человечества, начался на религиозной почве. Состав населения Косова и Метохии ещё до Второй мировой войны был смешанным, состоящим из албанцев-мусульман и сербов-христиан. Несмотря на длительное совместное проживание, отношения между ними были крайне враждебными.

Как свидетельствуют исторические материалы, ещё в период Средневековья на территории современных Косова и Метохии сформировалось ядро сербского государства. Начиная с середины XIV века и на протяжении последующих четырёх столетий там, недалеко от города Печ, находилась резиденция сербского патриарха, что придавало краю значение центра духовной жизни народа. Исходя из этого, в конфликте, ставшем причиной начала Косовской войны, сербы ссылались на свои исторические права, а их оппоненты-албанцы - лишь на этнические.

Ущемление прав христиан края

По окончании Второй мировой войны эти территории были насильственно присоединены к Югославии, хотя большинство жителей относилось к этому крайне отрицательно. Их не удовлетворил даже формально предоставленный статус автономии, и после смерти главы государства И. Б. Тито они выступили с требованием предоставления независимости. Однако власти не только не удовлетворили их требования, но и лишили автономии. В результате Косово 1998 года скоро превратился в бурлящий котёл.

Война в Косово

Сложившаяся ситуация крайне негативно отражалась на экономике Югославии и на её политико-идеологическом состоянии. Кроме того, значительно нагнетали обстановку косовские сербы – христиане, оказавшиеся в меньшинстве среди мусульман края и подвергавшиеся с их стороны жёсткому притеснению. Чтобы заставить власти отреагировать на их петиции, сербы были вынуждены совершить несколько маршей протеста на Белград.

Преступное бездействие властей

Вскоре правительство Югославии сформировало для решения проблемы рабочую группу и направило её в Косово. После детального ознакомления со сложившейся обстановкой все претензии сербов были признаны обоснованными, однако никаких решительных мер принято не было. Через некоторое время туда же прибыл вновь избранный глава югославских коммунистов С. Милошевич, однако и его визит способствовал лишь обострению конфликта, так как стал причиной кровопролитных столкновений сербских демонстрантов с полицией, полностью укомплектованной из албанцев.

Создание косовской армии

Независимость Косова

Имеются многочисленные свидетельства участников событий тех лет о том, что до 1998 года подготовка боевиков проводилась с соблюдением требований конспирации в многочисленных спортивных клубах Косова. Когда же югославская война стала очевидной реальностью, занятия были продолжены на территории Албании и открыто проводились инструкторами американских и британских спецслужб.

Начало кровопролития

Активные боевые действия начались 28 февраля 1998 года, после официального заявления АОК о начале войны за независимость Косова. Вслед за этим сепаратисты совершили ряд нападений на полицейские участки. В ответ на это югославские войска атаковали несколько населённых пунктов в Косово и Метохии. Жертвами их действий стали восемьдесят человек, в большинстве своём женщины и дети. Этот акт насилия в отношении мирного населения вызвал широкий резонанс во всём мире.

Эскалация войны

В последующие месяцы война в Косово разгорелась с новой силой, и к осени того же года более тысячи мирных жителей стали её жертвами. С охваченной войной территории начался массовый отток населения всех вероисповеданий и национальностей. В отношении же тех, кто по тем или иным причинам не смог или не захотел покинуть родину, югославскими военными были совершены многочисленные преступления, неоднократно освещавшиеся в средствах массовой информации. Мировая общественность пыталась воздействовать на правительство Белграда, и Совет Безопасности ООН принял по этому поводу соответствующую резолюцию.

Документ предусматривал в качестве крайней меры начало бомбардировок Югославии в случае продолжения насилия. Эта мера устрашения возымела определённое действие, и в октябре 1998 года было подписано перемирие, но, несмотря на это, косовцы продолжали гибнуть от рук югославских солдат, а с начала следующего года военные действия возобновились в полном объёме.

Республика косово

Попытки мирного решения конфликта

Ещё в большей степени внимание мировой общественности косовская война привлекла после того, как в конце января 1999 года в городе Рачаке югославскими военными были расстреляны сорок пять мирных жителей, обвинённых в связях с сепаратистами. Это преступление вызвало волну возмущений во всём мире. В следующем месяце во Франции состоялись переговоры представителей враждующих сторон, но, несмотря на все усилия присутствовавших представителей ООН, положительных результатов они не принесли.

В ходе переговоров представители стран Запада поддерживали косовских сепаратистов, выступавших за независимость Косова, тогда как российские дипломаты приняли сторону Югославии, лоббируя её требования, направленные на целостность государства. Белград счёл для себя неприемлемым ультиматум, выдвинутый странами НАТО, и в результате этого в марте начались бомбардировки Сербии. Продолжались они в течение трёх месяцев, пока в июне глава Югославии С. Милошевич не отдал приказ о выводе войск из Косова. Однако косовская война была ещё далека от своего завершения.

Миротворцы на косовской земле

Впоследствии, когда события в Косово стали предметом рассмотрения международного трибунала, заседавшего в Гааге, представители НАТО объяснили начало бомбардировок желанием положить конец этническим чисткам, проводимым югославскими спецслужбами в отношении албанской части населения края.

Югославская война

Массовый исход мирных жителей

В июне того же года, согласно декларации ООН, на территории Косова и Метохии был введён контингент миротворческих сил, состоящий из подразделений войск НАТО и России. Вскоре удалось достигнуть соглашения с представителями албанских боевиков о прекращении огня, но, несмотря ни на что, локальные столкновения продолжались, и в них гибли десятки мирных жителей. Общее же число жертв продолжало неуклонно расти.

Это стало причиной массового оттока из Косово двухсот пятидесяти тысяч проживавших там христиан – сербов и черногорцев, и вынужденного переселения их в Сербию и Черногорию. Часть их вернулась обратно уже после того, как в 2008 году была провозглашена Республика Косово, но их число было весьма незначительным. Так, по данным ООН, в 2009 году оно составило всего семьсот человек, через год увеличилось до восьмисот, но затем с каждым годом стало сокращаться.

Албанские сепаратисты

Провозглашение независимости Косова и Метохии

В ноябре 2001 года албанские сепаратисты провели на своей территории выборы, по результатам которых ими было сформировано правительство во главе с И. Ругова. Следующим их шагом стало заявление о независимости края и создания на территории Косова и Метохии независимого государства. Вполне понятно, что югославское правительство не сочло их действия легитимными, и война в Косово продолжалась, хотя и приняла форму затяжного, едва тлеющего конфликта, уносящего, тем не менее, сотни жизней.

В 2003 году в Вене была вновь предпринята попытка, сев за стол переговоров, найти путь к решению конфликта, однако она была столь же безрезультатной, что и четыре года назад. Окончанием войны принято считать заявление косовских властей от 18 февраля 2008 года, в котором ими, в одностороннем порядке, была задекларирована независимость Косова и Метохии.

Проблема, оставшаяся нерешённой

К этому времени от Югославии отделилась Черногория, и некогда единое государство перестало существовать в том виде, какой оно имело в начале конфликта. Косовская война, причины которой носили межнациональный и религиозный характер, завершилась, но взаимная ненависть представителей ранее противоборствовавших сторон осталась. Это и по сей день создаёт в регионе обстановку напряжённости и нестабильности.

Косово 1998


15 июня 1389 года сербское войско во главе с князем Лазарем Хребеляновичем приняло сражение с армией османского султана Мурада I на Косовом поле. В той кровавой битве погибли лучшие сербские воины, которые даже ценой своей жизни не смогли предотвратить наступление османского ига, растянувшегося на пять веков.

Косово — не географическое, но историческое сердце Сербии, духовный центр сербского православия. Сегодня это сердце вырвали из груди сербов.

Никто здесь не может внятно объяснить, почему он пошёл убивать соседей, друзей, знакомых. Фото:

Трагедия, которую ныне переживает сербский народ, была предопределена целой цепью исторических событий.

В конце XVII — начале XVIII веков сербы, пытаясь сбросить себя цепи османского владычества, решили опереться на Габсбургскую монархию. Поражение в борьбе с Османской империей заставило сербов уходить с родных земель под страхом массового истребления.

К моменту обретения Сербией независимости в XIX веке проблема взаимоотношений сербов и албанцев стояла уже во весь рост. Мирного сосуществования не получалось — Сербия, получившая в начале XX века контроль над землями Косова, поощряла переселение в регион сербских крестьян, стараясь изменить демографическую ситуацию в свою пользу. Эти попытки встречали ожесточенное сопротивление албанцев, которые не брезговали методами террора в отношении сербского населения.

25 лет прошло, а страна всё ещё в развалинах.

Автономный край Косово

После окончания войны, согласно Конституции Югославии 1946 года, был образован автономный край Косово и Метохия в составе Социалистической республики Сербия. В ноябре 1968 года он был преобразован в Социалистический автономный край Косово.

Югославия к 1970-м годам превратилась в одну из наиболее успешных европейских стран, которая, несмотря на свою социалистическую ориентацию, поддерживала взаимовыгодные отношения с Западом.

Иосип Броз Тито.

Все держалось на Тито

Мощная фигура югославского лидера Иосипа Броз Тито, цементировавшая страну в целом, не давала разгораться и этническому конфликту в Косове.

Но ситуация продолжала осложняться. Если по данным 1948 года в Косове проживало около 500 тысяч албанцев против 172 тысяч сербов, то к 1981 году албанцев стало более 1, 225 млн, в то время как сербов — 0,209 млн.


Пролетарский интернационализм сдерживал межнациональный конфликт как мог, но усилия радикалов даром не пропадали.

4 мая 1980 года умер Тито — пожалуй, единственный человек, который и сегодня пользуется одинаковым уважением у людей на всей территории бывшей Югославии. Заменить Тито не мог никто. Вспышка в Косове стала вопросом времени.

Фадиль Ходжа, один из лидеров косовских албанцев, в годы Второй Мировой войны был не просто соратником Тито. Он возглавлял штаб Народно-освободительной армии Югославии в Косово и Метохии. В послевоенные годы Ходжа был главой правительства региона, входил в Президиум СФРЮ в качестве представителя автономного края Косово, и даже занимал пост вице-президента Югославии. Все это не мешало ему открыто рассуждать о необходимости объединения албанцев в Косове и Албании в одном государстве.

В обстановке, когда даже албанская элита Косова проводила националистическую и сепаратистскую линию, радикалы готовы были взяться за оружие.


Кровавая весна 1981-го

11 марта 1981 года в столице Косова Приштине прошли стихийные выступления студентов, недовольных бытовыми условиями в общежитии и столовой.

Несанкционированную манифестацию пресекли милиционеры, что, в свою очередь, вызвало возмущение граждан.

Вслед за этим начались погромы сербских домов по всему Косову. 16 марта 1981 года албанцы подожгли православный монастырь, что сделало конфликт уже не только национальным, но и религиозным.

Остановить погромы не удавалось три недели. Тысячи сербов в страхе бежали из региона. На стол руководству Югославии лег рапорт спецслужб: обстановка критическая, милиция не может остановить волнения, возможна полная потеря контроля над Косово.

В начале апреля 1981 года для пресечения беспорядков были задействованы силы Югославской народной армии. Только благодаря этому волнения удалось подавить.

Количество жертв противостояния 1981 года до сих пор точно неизвестно. По официальным данным, погибло 5 сотрудников сил правопорядка и около десятка протестующих. По мнению ряда историков, общее число погибших может измеряться десятками и даже сотнями.

Слободан Милошевич.

Тлеющий костер

Конфликт удалось погасить, но не удалось решить. Более того, общеюгославский кризис еще усугубил проблему.

В 1987 году новый глава Центрального комитета Союза коммунистов Сербии Слободан Милошевич выступил с лозунгами в защиту прав сербского населения Косова. В марте 1989 года, стремясь укрепить центральную власть, Милошевич добился резкого ограничения прав, которые были предоставлены автономии Косово при Тито. Это вызвало новые волнения, переросшие в уличные столкновения, унесшие жизни более чем двух десятков человек.

Кровавый распад Югославии на какое-то время оставил проблему Косова в тени. Но ситуация там продолжала ухудшаться. В среде албанцев-мусульман стали активно работать эмиссары радикальных террористических группировок. Новоявленные боевики проходили первоначальную подготовку и приобретали боевой опыт в соседних республиках, где кипела война. Оружие поступало в Косово как из соседней Албании, где в нем никогда не было недостатка, так и из других стран.


С начала 1990-х годов в Косове началось создание бандформирований, действовавших как против югославских силовиков, так и против мирного сербского населения.

К середине 1990 годов югославские силовики были вынуждены де-факто вести войну с албанскими террористами. Полностью разгромить террористическое подполье не удавалось, так как это требовало привлечения очень серьезных военных сил. Власти Югославии, и без того находившиеся под западными санкциями, не хотели обострять обстановку, прекрасно понимая, какой будет реакция мирового сообщества.

Резиденция Трибунала в Гааге.

5 марта 1998 года Специальной антитеррористической группе Югославии в местечке Преказ удалось уничтожить более 30 боевиков АОК, включая братьев Адема и Хамеза Яшари, основателей террористической группировки. Международное сообщество, однако, обвинило власти Югославии в репрессиях против гражданских лиц.

Бомбы НАТО решают все

К началу 1999 года стало ясно, что, несмотря на поставки вооружений и помощь иностранных инструкторов, АОК не может успешно противостоять действиям силовиков Югославии. Тогда страны НАТО предъявили Белграду ультиматум — обвинив сербов в проведении этнических чисток, они потребовали полного вывода армии с территории Косова под угрозой военной интервенции.

Слободан Милошевич.

Фактически речь шла об отделении Косова от Югославии. Президент Слободан Милошевич отказался пойти на этот шаг.

К концу марта 1999 года подразделения армии Югославии загнали террористов в горные и лесистые районы края. 24 марта 1999 года, генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана, спасая боевиков от разгрома, отдал приказ командующему силами НАТО в Европе американскому генералу Уэсли Кларку начать военную операцию против Югославии.

Впервые со времен Второй Мировой войны на европейские города посыпались авиабомбы.

Почти три месяца бомбардировок, направленных на уничтожение инфраструктуры страны, дали свой результат — 9 июня 1999 года было заключено соглашение о выводе войск Югославии с территории Косова и передаче его под контроль сил KFOR.


Конец Сербского Косова

Окончание войны стало фактическим окончанием истории Сербского Косова. Вместе с югославскими военными регион покинули около 200 тысяч сербов и представителей других этнических меньшинств.

Нынешняя сербская диаспора, которая составляет около 5-6 процентов от населения Косова, сосредоточена в северных районах края, непосредственно граничащих с территорией Сербии.

В Косове, с момента перехода его под международный контроль, происходит планомерное уничтожение всего, что напоминает о сербском прошлом региона. Счет уничтоженных православных храмов идет на десятки, бывшие сербские села заселяются албанцами или приходят в полное запустение.

В 2008 году Республика Косово в одностороннем порядке провозгласила независимость. Ее нынешний президент Хашим Тачи — один из полевых командиров АОК, которого бывший прокурор Международного трибунала ООН Карла дель Понте обвиняла в торговле органами, изъятыми у живых людей. Нынешний премьер Косова Рамуш Харадинай обвинялся Гаагским трибуналом в массовых убийствах сербов, однако был оправдан после того, как свидетели его преступлений стали гибнуть либо отказываться от дачи показаний.

Процесс, некогда начатый карателями османского султана, был успешно завершен под лозунгами сохранения демократических ценностей.


Многие эксперты и политики считают проблему статуса Косово главным препятствием интеграции Западных Балкан в ЕС и НАТО, а также причиной медленного экономического развития региона, так как зарубежные инвесторы не хотят вкладывать капитал в конфликтный регион, где в любой момент может начаться военное столкновение. В турбулентном 2020 году можно ожидать заключение международного договора между Сербией и Косово, который поставит точку в этом конфликте.

В данной статье будут проанализированы возможные формы договора между Сербией и Косово, позиции США и ЕС по данному договору, а также внутриполитические факторы в Сербии и Косово в контексте решения проблемы статуса территории.

Важно упомянуть то, что нет официального подтверждения со стороны США этой новой стратегии территориального разделения или обмена территориями между Сербией и Косово, но она не только регулярно продвигается в сербских и косовских СМИ, но ее также открыто поддерживают президент Сербии А. Вучич и президент Косово Х. Тачи.

Канцлер Германии Ангела Меркель в октябре 2018 г. выступила против инициативы изменения границ Сербии и Косово. В свою очередь у Франции под руководством Эммануэля Макрона не было никаких причин пойти в этом процессе против Германии.

Многие эксперты и политики считают проблему статуса Косово главным препятствием интеграции Западных Балкан в ЕС и НАТО, а также причиной медленного экономического развития региона, так как зарубежные инвесторы не хотят вкладывать капитал в конфликтный регион, где в любой момент может начаться военное столкновение. В турбулентном 2020 году можно ожидать заключение международного договора между Сербией и Косово, который поставит точку в этом конфликте.

В данной статье будут проанализированы возможные формы договора между Сербией и Косово, позиции США и ЕС по данному договору, а также внутриполитические факторы в Сербии и Косово в контексте решения проблемы статуса территории.

Последствия капитуляции Югославии


Более 20 лет прошло с тех пор, как югославская армия и полиция были вынуждены отступить из Косово вследствие капитуляции перед НАТО. Это решение югославского руководства привело к некоторым политическим и юридическим последствиям, влияние которых сегодня продолжает быть ощутимым. Во-первых, произошло полное отступление армии Югославии из Косово. Во-вторых, стало возможным введение международного администрирования области Косово, хотя вплоть до 2013 г., когда был заключен Брюссельский договор, в муниципалитетах с сербским большинством существовали органы гражданской администрации, которые напрямую подчинялись Белграду. Стоит добавить, что в данных муниципалитетах, особенно на севере Косово, который граничит с остальной территорией Сербии, под видом представителей гражданской администрации работали силы сербской полиции.

Столкновение интересов США и ЕС по косовскому вопросу

В прошлом процесс урегулирования косовского конфликта зависел от двух факторов: сотрудничает ли конкретная власть в Белграде с Западом и есть ли у последнего единая позиция по решению косовского вопроса. Первый фактор был обеспечен цветной революцией 5 октября 2000 г., когда на волне демонстраций к власти в Сербии пришли прозападные политические партии. С тех пор ничего не изменилось даже с приходом к власти в 2012 г. Сербской прогрессивной партии (СПП) Александра Вучича, который в 1990-х гг. занимал пост министра информации и обороны в коалиции с режимом Слободана Милошевича. Причина такого положения дел заключается в том, что А. Вучич изменил свою идеологию и с радикальной националистической позиции перешел на умеренно консервативную. Второй фактор также присутствовал — именно коллективный Запад участвовал в военной интервенции против Югославии в 1999 г., к которой подключилась даже Германия, избегающая со времен Второй мировой войны участия в военных операциях, которые не проходили под эгидой ООН. Запад поддержал одностороннее провозглашение независимости Косово в 2008 г. Запад в 2011 г. коллективно выступил за то, чтобы процессом переговоров о статусе Косово занималась не ООН, а ЕС (с чем тогда согласилась сербская власть, возглавляемая Борисом Тадичем, который сейчас находится в оппозиции). В поздней фазе переговоров Брюссельским договором 2013 года (заключенным во время правления А. Вучича) Запад принудил Сербию полностью отказаться от институционального присутствии в Косово и преобразовать административную линию в настоящую межгосударственную границу.


М. Лайчак, известен на Западных Балканах как политик, который занимал пост Верховного представителя международного сообщества по Боснии и Герцеговине и как уполномоченный наблюдатель за референдумом о независимости Черногории в 2006 г. Он поддерживает подход ЕС по переговорному процессу Сербии и Косово, который подразумевает признание независимости Косово без каких-либо территориальных уступок Белграду. Это значит, что эти переговоры растянутся на годы, а предположительно на десятилетия, в то время как президент Трамп предлагает быстрое решение, к которому можно прийти в 2020 году. Понятно, что ЕС противится решению Трампа, потому что оно может привести к дальнейшей дестабилизации Балкан, и тогда под вопросом окажутся границы Боснии и Герцеговины, Северной Македонии, а возможно и Черногории. ЕС в дипломатии предпочитает медленный и осторожный подход. Трамп же стремится к быстрым успехам, несмотря на возможные негативные последствия.

Внутриполитическая обстановка в Сербии и Косово


В Сербии 21 июня 2020 г. пройдут парламентские выборы, которые в первый раз с 1990-х гг. бойкотирует большая часть сербской оппозиции. Среди партий, которые присоединились к бойкоту, есть и умеренные прозападные и националистические. Чтобы не оказаться в парламенте одному со своими коалиционными партнерами из Социалистической партии Сербии (СПС), А. Вучич решился понизить избирательный порог с 5% до 3%. Таким образом менее популярные оппозиционные партии, которые не участвуют в бойкоте, смогут получить мандаты в сербской Скупщине. Это свидетельствует о большой напряженности на сербской политической сцене.

Представители сербской оппозиции, которые бойкотируют выборы, несколько раз обвиняли А. Вучича в том, что он готовится к обмену территориями и к признанию Косово. Однако есть вероятность того, что сербская оппозиция не хочет быть в парламенте Сербии, когда осеню 2020 г. А. Вучич предположительно подпишет договор с президентом Косово Х. Тачи. После этого, если действующий президент потеряет власть, оппозиция может переложить всю вину на него, но не отменить данный договор, так как он будет обязательным по международному праву.

Также возможно и то, что А. Вучич продержится у власти и после признания Косово, если этим договором в состав Сербии будет возвращен север Косово, а признание будет косвенного характера (Сербия не будет блокировать вступление Косово во все международные организации). По данным исследования общественного мнения, 56% населения Сербии не согласно с разделением территории Косова, а 33% поддержали бы такое решение косовской проблемы. Эти данные не настолько обескураживающие, чтобы А. Вучич не рискнул подписать договор, который неофициально предлагает президент Трамп, особенно если иметь в виду, что ЕС предлагает договор без какой-либо компенсации.


В заключение можно сказать, что администрация Дональда Трампа проводит политику быстрого заключения договора между Сербией и Косово при условии обмена территориями. Это видно из всех поступков представителя США в регионе Западных Балкан Ричарда Гренелла и из реакции на его поведение представителей Германии и Франции. Также это подтверждается смещением правительства Курти в Косово, смену которого полностью поддержал (можно сказать, что курировал) Р. Гренелл, но которой сопротивлялись послы Германии и Франции в Приштине. Картина становится полной, если принять во внимание тот факт, что посол США в Белграде откровенно выступил на стороне А. Вучича, не подержав бойкот оппозиции или не оставшись нейтральным в этом вопросе. Нет сомнений и в том, что ЕС, то есть Германия и Франция, придерживаются стратегии по Косово, которая отличается от американской, и что они активно противятся политике трамповской администрации на Балканах.

Читайте также: