Проблема сецессии тгп кратко

Обновлено: 07.07.2024

Связанные понятия

Статьи Конфедерации и вечного союза (англ. Articles of Confederation and Perpetual Union) — первый конституционный документ США. Статьи Конфедерации были приняты на Втором континентальном конгрессе 15 ноября 1777 года в Йорке (Пенсильвания) и ратифицированы всеми тринадцатью штатами (последним это сделал Мэриленд 1 марта 1781 года). В Статьях Конфедерации устанавливались полномочия и органы власти Конфедерации. Согласно статьям, Конфедерация решала вопросы войны и мира, дипломатии, западных территорий.

Канзас-Небраска билль (англ. Kansas-Nebraska Act) — закон, принятый Конгрессом США 30 мая 1854 года. Он образовывал новые Территории Канзас и Небраска, открывал их для заселения, и предоставлял населению новообразованных территорий самостоятельно решить вопрос с узакониванием или запретом рабовладения. Этот закон отменил принятый Конгрессом в 1820 году Миссурийский компромисс, согласно которому на территориях западнее реки Миссисипи и севернее 36°30’ С. Ш., отошедших к США после покупки Луизианы.

Миссурийский компромисс — достигнутое в 1820 году соглашение между членами конгресса США, в соответствии с которым штат Миссури был принят в Союз как рабовладельческий, а штат Мэн как свободный.

Филадельфийский конвент, проходивший с 25 мая по 17 сентября 1787 года в Филадельфии, штат Пенсильвания, был созван для пересмотра Статей Конфедерации. Несмотря на то, что изначально Конвент был задуман только для исправления и уточнения существующих законов, в ходе дискуссий участники Конвента перешли к созданию нового документа — Конституции США, которая в итоге и была подписана в качестве основного закона нового государства.

Реконструкция Юга — период в истории США после окончания Гражданской войны, с 1865 по 1877 годы, в который происходила реинтеграция проигравших в войне южных штатов Конфедерации в состав США и отмена рабовладельческой системы на всей территории страны.

Упоминания в литературе

Субъекты федерации обычно не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии ) из союза; лишь Конституция Эфиопии 1994 г. признает право выхода из федерации. Однако, вопреки широко распространенному мнению, вряд ли можно считать отсутствие права сецессии обязательным признаком федерации. История знает целый ряд случаев, когда сецессия осуществлялась фактически (Сецессия Сенегала из Федерации Мали, сецессия Сингапура из Федерации Малайзия, сецессия Бангладеш из Пакистанской федерации); еще больше было неудачных попыток осуществления сецессии (например, попытка сецессии южных штатов США в ходе Гражданской войны 1861–1865 гг). Нет никаких органических причин, которые исключали бы юридическое закрепление права сецессии в конституции.

Противники государственного характера конфедерации указывают на наличие в ней права нуллификации актов центральной власти. На самом деле применение этого средства ограничено. Передавая органам конфедерации право принимать те или иные решения, государство-субъект тем самым признает их обязательность для себя, отказываясь от нуллификации (в установленных пределах). Нуллификация в этих пределах будет просто неправовым актом, означающим неповиновение закону (а не рекомендации), и узаконить ее возможно только одним способом – сецессией . Принуждение в той или иной форме со стороны центральной власти в подобной ситуации вполне возможно и закономерно. Альтернатива – распад союза. Именно это и показывает исторический опыт. Гражданская война в Швейцарии в 1847 г., применение (пусть даже ограниченное) права союзной экзекуции в Германском союзе (1815–1867 гг.) обеспечили сохранение и последующую трансформацию этих государственных союзов. Не может часть быть больше целого, и приоритет частных интересов над общими приведет к неизбежному разрушению любого межгосударственного объединения.

Связанные понятия (продолжение)

Первый Континентальный конгресс (5 сентября — 26 октября 1774 года) — съезд депутатов от 12 американских колоний Великобритании (из 13 колоний). Причиной созыва послужили Невыносимые законы — законы, принятые британским парламентом и направленные на остановку растущего сопротивления американских колоний. Конгресс заседал в Филадельфии, в Карпентерс Холле. В его работе принимали участие 56 представителей от всех американских колоний Великобритании, за исключением Джорджии, Канады, Бермудских, Багамских.

Декларация независимости (декларация о независимости, декларация о государственном суверенитете) — юридический и политический декларативный документ, которым население зависимой территории (например, колония) объявляют свою независимость. Как правило, подобные декларации затем становятся ядром конституции новообразованного самостоятельного государства.

Второй Континентальный конгресс (10 мая 1775 — 1 марта 1781 года) — съезд депутатов от 13 американских колоний Великобритании, состоявшийся в Филадельфии, штат Пенсильвания. Решение о созыве второго Континентального конгресса было принято в ходе первого Континентального Конгресса в 1774 году. В работе второго Континентального Конгресса принимали участие 65 депутатов от всех американских колоний, хотя представители от Джорджии присоединились к Конгрессу только 20 июля. Фактически второй Континентальный.

Континентальный конгресс (англ. Continental Congress) — съезды делегатов 13 колоний, которые стали руководящим органом Соединённых Штатов на период Американской революции.

Невыносимые законы (англ. Intolerable Acts), или Принудительные Акты (англ. Coercive Acts) — название, которое часть жителей тринадцати американских колоний Великобритании дали пяти законам, принятым британским парламентом в 1774 году. Законы в основном были направлены на усиление роли Великобритании в управлении американскими колониями. Четыре из пяти законов были ответом на Бостонское чаепитие. С помощью этих законов король и парламент намеревались остановить растущее движение сопротивления в колониях.

Тринадцать колоний (англ. Thirteen Colonies) — группа британских колоний на восточном побережье Северной Америки, основанные в XVII и XVIII веках, которые в 1776 году подписали Декларацию независимости и официально объявили о непризнании власти Великобритании. Результатом этих шагов явилось создание Соединённых Штатов Америки и Война за независимость США.

Аболиционизм в Соединённых Штатах Америки — движение за освобождение негров-рабов в США перед Гражданской войной.

Антифедерализм — политическое движение в США, выступавшее за конфедеративное устройство страны и против Конституции 1787 года. Предыдущий конституционный документ, известный как Статьи Конфедерации, предоставлял штатам больше автономии. Антифедералисты считали, что после принятия Конституции и утверждения централизованного правительства будут ущемляться права штатов и права личности, а президент получит власть, сопоставимую с тиранической властью британского короля перед Войной за независимость.

Закон о переселении индейцев (англ. Indian Removal Act) — принятый конгрессом США и подписанный президентом Эндрю Джексоном закон о переселении индейцев из юго-восточных штатов на необжитые земли западнее реки Миссисипи. Закон вступил в силу 28 мая 1830 года.

Рабство в США — система рабовладения и использования труда рабов, существовавшая в британских американских колониях и США в 1619—1865 годах. Большинство рабов были неграми, насильно вывезенными из мест проживания в Африке, и их потомками.

Девятнадцатая (XIX) поправка к Конституции США (англ. Nineteenth Amendment (Amendment XIX) to the United States Constitution) была принята Конгрессом 18 августа 1920 года.

Конфедера́ция (позднелатинское confoederatio — союз, объединение) — союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей или действий.

Континентальная армия (англ. Continental Army) — ополчение американских колонистов, принимавших активное участие в Войне за независимость США.

Пять цивилизованных племён (англ. Five Civilized Tribes) — термин, обозначающий пять индейских народов США — чероки, чикасо, чокто, крики и семинолы — которые в начале XIX века уже усвоили многие обычаи и достижения белых поселенцев и установили довольно хорошие отношения с соседями.

Между 1849 и 1865 годами США, резко расширившие свои границы, переживали период обострения отношений между регионами страны, что в конце концов привело к мятежу южных штатов и кровопролитной гражданской войне. В эту эпоху в Соединенных Штатах происходила индустриализация и революция на транспорте, изменившие экономику Севера и Запада. Массовая иммиграция, также направленная преимущественно на Север, тоже была причиной серьёзных изменений в культуре Америки. Начало Калифорнийской золотой лихорадки.

Законы Джима Кроу (англ. Jim Crow laws) — широко распространённое неофициальное название законов о расовой сегрегации в некоторых штатах США в период 1890—1964 годов.

Таммани-холл — политическое общество Демократической партии США в Нью-Йорке, действовавшее с 1790-х по 1960-е годы и контролировавшее выдвижение кандидатов и патронаж в Манхэттене с 1854 по 1934 гг.

Ютская война (англ. Utah War) — конфликт 1857—1858 годов между федеральным правительством США и мормонами в Территории Юта.

Явное предначертание (англ. Manifest Destiny) — крылатое выражение, которое используется для оправдания американского экспансионизма.

Луизианская покупка (англ. Louisiana Purchase) — сделка по приобретению Соединёнными Штатами французских владений в Северной Америке в 1803 году. Размер приобретённой территории, по приблизительным оценкам, равен 530 миллионам акров (828 000 миль² или 2 100 000 км²). Цена сделки составила 15 миллионов американских долларов или 80 миллионов французских франков (окончательная сумма сделки для США, включая проценты по кредиту, составила 23 213 568 американских долларов). Исходя из этого, цена одного.

Конгрессмен, или член Конгресса, — это человек, который был назначен или избран в официальный орган, называемый Конгрессом. Как правило, он представляет в этом законодательном органе определённый избирательный округ.

Се́веро-за́падная инде́йская война́ (1785—1795), известная также как Война́ Ма́ленькой Черепа́хи или Война в Огайо — война между США и конфедерацией индейских племён за контроль над территориями к северо-западу от реки Огайо. Ей предшествовали века других войн, сначала между индейцами, затем между европейскими державами и их индейскими союзниками, и наконец между США и Великобританией в ходе Войны за независимость США.

Дорога слёз (англ. Trail of Tears) — этническая чистка и насильственное переселение американских индейцев, основную массу которых составили Пять цивилизованных племён, из их родных земель на юго-востоке США на Индейскую территорию (ныне Оклахома) на западе США. Первым было переселено племя чокто в 1831 году. По дороге индейцы страдали от отсутствия крыши над головой, болезней и голода, многие умерли: только для племени чероки оценка числа погибших по дороге составляет от 4 до 15 тысяч. Вместе с индейцами.

В период между 1776 и 1789 гг. США оформились как независимое государство с собственной конституцией и федеральным правительством. Защищая свои традиционные ценности, американские патриоты взяли на себя политическое руководство английскими колониями и начали войну за независимость. Америка объявила о своей независимости 4 июля 1776 г. Генерал Вашингтон возглавил революционную армию. Заключив военный союз с европейскими державами, американцы разбили две британские армии и по мирному договору с Великобританией.

Ко́кус (англ. caucus) — собрание сторонников или членов политической партии или политического движения. Наибольшее распространение кокусы получили в США и странах Британского содружества.

Штат Дезерет (англ. State of Deseret) — не признанный федеральным правительством США штат, на территорию которого претендовали с 1849 г. по 1851 г. мормонские поселенцы в Солт-Лейк-Сити во главе с Бригамом Янгом.

Семино́льские во́йны, также известные под названием Флори́дские во́йны, — три вооружённых конфликта на территории современного американского штата Флорида между семинолами и армией Соединённых Штатов Америки. Названием семинолы обозначались группы различных индейских народов, а также сражавшихся на их стороне беглых чернокожих рабов, которые поселились во Флориде в начале XVIII века. Первая Семинольская война шла с 1814 по 1819 годы (хотя в различных источниках приводится различная её периодизация.

Либерализм в Соединённых Штатах Америки представляет собой широкий набор политических и философских убеждений, отдающих предпочтение личной свободе в противовес ограничениям, накладываемым на таковую свободу государственными структурами, религией, общественной моралью и традициями. Спектр либерализма в США простирается от классического до социального и, в крайнем проявлении, до неолиберализма.

Индейские войны — серия вооружённых конфликтов между коренным населением Северной Америки и Соединёнными Штатами Америки и Канадой. Также этим термином обозначают войны белых поселенцев с индейцами, предшествовавшие образованию США и Канады.

Консервативные демократы — так в американской политике называют членов Демократической партии, придерживавшихся консервативных или относительно консервативных политических взглядов. Среди американских демократов консерватизм наиболее популярен в южных штатах и в меньшей степени в сельских регионах ряда штатов, чаще на Западе США.

Право граждан на хранение и ношение оружия (часто упоминается как право носить оружие или иметь оружие) — это право народа иметь оружие для собственной защиты, которое описано в философских и политических трудах Аристотеля, Цицерона, Джона Локка, Никколо Макиавелли, английских вигов и других.

Движение чаепития (англ. Tea Party movement) — консервативно-либертарианское политическое движение в США, возникшее в 2009 году как серия протестов, скоординированных на местном и национальном уровне, вызванных, в том числе, актом 2008 года о чрезвычайной экономической стабилизации и рядом реформ в области медицинского страхования.

Упоминания в литературе (продолжение)

Надо заметить, что право на самоопределение – это не суверенитет, носителем которого является лишь весь многонациональный народ России. Формами национального самоопределения в Российской Федерации, в частности, являются субъекты РФ, образованные по национальному признаку, т. е. республики, автономные округа и автономная область, а также национально-культурная автономия, специальные формы самоуправления коренных малочисленных народов. Вместе с тем сецессия (т. е. выход субъекта РФ из состава РФ) не допускается.

Авторы включили в определение, во-первых, территориальный элемент (федеративное государство имеет территорию и население); во-вторых, организационный элемент (федеративное государство-это организация); в-третьих, особый состав организации (государства и государственные образования); в-четвертых, элемент согласия (если его нет, может быть осуществлена сецессия даже вопреки федеральной конституции); в-пятых, особый вертикальный характер разделения власти; в-шестых, момент доминирования федеральной власти.[17]

в-четвертых, допускается асимметрия положения субъектов объединения. Каждое государство – субъект конфедерации сохраняет свою международную правосубъектность, право сецессии , право исполнения или неисполнения решения, право на свободный выбор форм сотрудничества. В этом смысле и следует понимать А. Эсмена, называющего конфедерацию формой, промежуточной между унитарным и федеративным государствами[191].

10. Ни в одной федерации мира не предусмотрено право сецессии (возможность выхода субъекта федерации из состава союза).

Для конфедерации характерны институты цессии и сецессии , которые гарантируют обоюдовыгодный характер конфедерации. Цессия – процедура вхождения государства в состав конфедерации. Сецессия – процедура его выхода. Цессия участников конфедерации осуществляется в добровольном порядке, сецессия – в добровольном и недобровольном.

Сеце́ссия (лат. secessio ) — выход из состава государства (как правило, федеративного) какой-либо его части (как правило, субъекта федерации). Термин в этом значении появился во время американской Войны за независимость.

Право на сецессию может признаваться правом государства, из которого происходит выход (например, Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 годов) или не признаваться (например, Конституция СФРЮ). Во втором случае при попытках сецессии возникает правовой вопрос о применимости принципа территориальной целостности государства или права народа на самоопределение (международное право безусловно даёт приоритет праву на самоопределение в случае колоний).

В Великобритании и Канаде для независимости исторических частей, колониальных и зависимых территорий достаточно проведения референдума и поддержки сецессии большинством голосов. Хотя проведённые референдумы не дали положительный результат, близкая возможность обрести независимость есть у Шотландии и Квебека, где количество сторонников отделения растёт. Подобными же правами теоретически могут воспользоваться и остальные части Великобритании — Англия, Северная Ирландия и Уэльс.

Законодательство США не предусматривает (но и не запрещает) сецессию штатов. Однако, для независимости ассоциированного Пуэрто-Рико и ряда тихоокеанских островов достаточно соответствующего результата референдума, хотя их население такое волеизъявление не выразило.

Действующей Конституцией РФ право на сецессию не предусмотрено(но и не запрещено). [1]

В последние десятилетия много народов и сепаратистских движений боролись за независимость, но, помимо возникновения новых стран при распадах СССР, Чехословакии, Югославии, при прекращении ассоцииации с США ряда тихооканских островов и при деколонизации Намибии и Восточного Тимора, успешная сецессия произошла только в случае Бангладеш, Сингапура, Эритреи, Южного Судана.

Федерации подразделяются по степени сохранения суверенитета: 1) субъекты которой не обладают государственным суверенитетом; 2) субъекты сохраняют государственный суверенитет. Причем субъект может сохранить государственный суверенитет только в союзной федерации, которая образовалась: объединившись добровольно, на основе договора; сохранив право на сецессию (выход из федерации). Такой вид позволяет защитить права человека. Федерации подразделяются по централизации: 1) централизованное присутствие, приоритет федеральных законов над законами субъектов по большинству предметов ведения; 2) децентрализованное. Две системы контроля: федеральный и на местах. Федерации подразделяются по характеру субъектов: а) национально территориальные субъекты, национально-государственные образования; б) субъекты созданные по другим признакам. РФ построена на принципе, сочетания национально-территориальной и административно-территориальной субъектности, т.е. если раньше, СССР была построена как национальная государственная федерация, то сегодня чисто национальный принцип не так важен. Субъекты РФ не обладают правом сецессии. В настоящее время в РФ особую актуальность приобрели конституционно-правовые вопросы, связанные с правом выхода субъекта из состава Федерации, поскольку в некоторых субъектах имеет место тенденция воспользоваться правом нации на самоопределение)и самостоятельно определять свою судьбу, выбрав те или иные политические формы, вплоть до выхода из состава РФ (сецессии) и создания независимого государства. Представляется, что ведя речь о праве сецессии, под ней следует понимать демократически установленную процедуру законодательно урегулированного выхода из состава федерации. Реализация права выхода субъекта из состава Федерации сопряжена со множеством проблем, обусловленных несовершенством правовой системы, недостаточно проработанной позицией государства по данному вопросу, отсутствием прямого запрета сецессии в законодательстве РФ. Вместе с тем, не отрицая демократический характер этого права, основанного на таких принципах международного права как равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой “в условиях полной свободы, определять, когда и как они пожелают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое, экономическое, социальное и культурное развитие"), следует заметить, что реализация права сецессии в большинстве случаев противоречит интересам федерации как целостного государства и интересам всего народа федерации, угрожая нарушением исторически сложившихся экономических, семейных, культурных научно-технических и других связей, а также не только снижением уровня жизни населения, но и ослаблением государственной власти. Хотя, согласно принципам международного права, ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств). Не всегда реализация права сецессии происходит в интересах самоопределяющегося образования, поскольку небольшим этническим группам достаточно сложно образовать собственное государство (обеспечивать государственный суверенитет, организовать эффективную систему обороны). Географическое расположение в центре территории государства также не способствует созданию независимого государства. Определенные проблемы на пути сецессии создает отсутствие гарантий в том, что выступающая от имени народа, но не всегда представляющая его господствующая политическая элита сумеет распорядиться национальным суверенитетом в интересах народа. Поэтому в теории КП разработаны определенные юридические условия осуществления этносом права на самоопределение). Так, право этноса на самоопределение должно осуществляться в определенных, заранее законодательно спланированных формах, гарантирующих соблюдение не только его интересов, но и интересов других этнических групп, ранее создавшим с ним общее государство, а также прав человека (то есть права остальных субъектов федерации и населения страны в целом). Для этого, в частности, в законодательстве должен быть предусмотрен определенный переходный период для урегулирования финансовых и иных вопросов. Осуществление права сецессии также должно быть основано на положениях федеральной конституции. При этом положения конституции субъекта не могут служить таким основанием, поскольку они могут не соответствовать нормам федеральной конституции. А федеральная конституция может признавать право на самоопределение только в рамках федерации, таким образом; речь об использовании права выхода не ведется.


В большом разнообразии форм устройства государств право на сецессию дает только федерация –возможность свободно покинуть состав страны.

Исторически данный вопрос начал возникать еще в Древнем Риме, когда жители имели право покинуть общину и поселиться за ее пределами. Данный термин начал свою деятельность во время войны США за независимость. Когда этот вопрос был весьма актуален.

С течением времени такое понятие как сецессия было внесено в терминологию международного права и закрепилось, по сегодняшний день.

Регулирование

На законодательном уровне, данная проблема может регулироваться по-разному.

Конституция РФ не дает возможности для выхода, но в тоже время нет и основного закона страны, который каким-либо образом ограничивает право на сецессию. В этом вопросе можно попробовать обратиться к суду РСФСР, решение которого не было ни отменено, ни пересмотрено. Согласно документам, субъекты РФ не имеют права на сецессию, так как данный процесс нарушает принципы страны.

Официально такая возможность имеется в Канаде и Великобритании. Законодательство данных стран рассматривает право на выход. Но данную возможность совсем не просто привести в действие. Неоднократные попытки Шотландии по вопросу отделения от Великобритании все еще не обвенчались успехом.

Регулирование сецессии

Регулирование сецессии

Разрешение

Мировой опыт показывает, что сецессия- это последствие действий, направленных на получение независимости, либо установление своего режима, либо передача территории одной страны под юрисдикцию другой.

Обычно этот процесс провоцирует вооруженные конфликты. Возможно, единственным примером более мирного урегулирования ситуации, можно признать выход республик из СССР. Данный процесс прошел довольно быстро и без особых разногласий и конфликтов.

Почему же на территориях с республиканской формой управления не предусмотрено право на сецессию? Ответ достаточно прост - ибо данный процесс не дает гарантий, что отдельные районы смогут существовать самостоятельно.

Ранее было отмечено, что мировая практика показывает нежелательный исход данных мероприятий. Эта возможность влечет за собой ряд последствий и вооруженных конфликтов. В свою очередь конфликт может быть не только между отделившейся территорией и государством, но и внутри нее.

Всем и так понятно, что сецессия угрожает целостности стран и способствует необратимым последствиям во всех сферах деятельности.

На сегодняшний день в РФ сецессия является сложным и трудноосуществимым процессом с юридической стороны.

За индивидуальной консультацией вы можете обратиться к юристам.

Бесплатная юридическая консультация по телефону!

Если у Вас возникла ситуация, в которых требуется квалифицированная помощь специалистов, досконально владеющим законодательством - позвоните по одному из указанных номеров. Лучшие юристы ежедневно приходят на помощь в самых сложных жизненных ситуациях.

Специалисты Юридического бюро окажут бесплатную юридическую консультацию и необходимые юридические услуги для разрешения Ваших проблем.

Читайте также: