Проблема происхождения человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ответ. Проблема происхождения человека – одна из центральных проблем в философии. Антропогенез – процесс исторического развития биологического вида человек. Первые идеи о происхождении человека возникли задолго до философии в мифах и легендах древних народов. На протяжении многих веков, да и в настоящее время одной из самых распространенных считается идея сотворения человека Богом, который наделил человека душой, разумом, волей, необходимыми ему для познания Бога и божественных законов. Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Индуисты имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. Согласно их представлениям, в мире властвовал триумвират -- Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек -- творение Высшего разума или попросту Бога. Другая идея связывает происхождение человека с его выходом из животного мира. Так, например, Анаксимандр утверждал, что человек произошел от рыбы. Ч. Дарвин, создатель теории эволюционного развития живого, высказал идею о происхождении человека от одной из пород древних приматов. Вопрос о происхождении человека Дарвин рассматривал в русле развития жизни, т.е. с естественнонаучных позиций, и обосновал положение, согласно которому человек появился в результате эволюции животного царства.

Современная наука подтверждает положение Дарвина о переходе к прямохождению, как части эволюционного процесса. Прямохождение предшествовало развитию кисти и головного мозга, свободное владение руками, как утверждал Дарвин, не что иное, как следствие прямохождения. Важнейшую роль в разработке теории антропогенеза имеет положение Ф. Энгельса о ведущей роли социальных факторов и лавным образом трудовой, материально-производственной деятельности в процессе трансформации высокоразвитой человекообразной обезьяны в первобытного человека, а затем и в современного человека. Имеет место и гипотеза о космическом происхождении человека как пришельца из других миров Космоса или их влияния на возникновение человека.

В теории становления человека существует два течения:

– моноцентризм (признание того, что современный человек (неоантроп, человек разумный), произошёл от ещё не разделённой на расыпопуляции или группы популяций палеоантропов на ограниченном ареале (в Восточной Африке или в Передней Азии), а затем распространился по всей Земле);

– полицентризм (предположение и существовании нескольких центров возникновения человека современного типа от более ранних гоминид. Выделяют до четырех центров происхождения современного человека и его рас).

На современном этапе развития науки определено, что эволюция человека проходила не линейно, а с возникновением в процессе эволюции новых ответвлений, большая часть которых быстро исчезает. В каждый период времени существует несколько эволюционных линий, идущих от общего предка.

Началом основной ветви эволюции человека были дриопитеки, жившие в середине третичного периода. Потомки дриопитеков – рамапитеки – обезьяноподобные существа, жившие в лесах и, возможно, ещё не прямоходящие.

Потомки рамапитеков – австралопитеки – представляют собой важнейшее звено, в котором уже безусловно разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе.

Последними древними людьми были палеоантропы (неандертальцы), относящиеся к тому же виду, что и современный человек разумный, но к другому подвиду. Одновременно с неандертальцами существовали и другие, ныне вымершие, разновидности человека разумного.

Неандертальцы исчезли 40 тыс. лет назад, сменившись людьми современного типа – кроманьонцами (неоантропы). Этот человек стал широко расселяться по планете и смешиваться с жившими относительно оседло неандертальцами, что не исключало и жесткую борьбу за выживание.




С точки зрения современной науки, биологическая эволюция человека прекратилась 30-40 тыс. лет назад в связи с прекращением внутривидового отбора – важнейшего двигателя эволюции. На смену биологической пришла социальная эволюция, определившая начало истории человечества – сложение и развитие сложных социальных форм взаимодействия.

Вопрос 2. Проблема определения человека.

Большинство современных антропологов так же подчеркивают важность телесной организации человека. Так, развитие прямохождения, и связанные с ней изменения позвоночного столба и формы кисти, указывают как первопричину формирования абстрактного мышления. Изменение формы черепа и гортани – как начало формирования второй сигнальной системы. То есть, на вопрос, что делает человека человеком, многие ученые, не так однозначно, как их предшественники в Античности и Новом времени, но все же, указывают на организацию тела человека.

В эпоху Романтизма (Байрон, Шлегель, Гете) специфическая человечность виделась в эмоциональности, способности к переживанию и сопереживанию.

Третий подход к определению сущности человека и решению проблемы антропогенеза представлен религиозной философией, и наиболее разработан был в Средневековье. Определяя человека как образ и подобие Божие, мыслители связывали появление человека с актом божественного творения.

Четвертый подход к определению сущности человека представлен такими мыслителями как Аристотель, Гоббс, Гельвеций, Маркс и заключается в подчеркивании общественного характера жизни человека. Сторонники данного подхода считают, что человекаделает человеком жизнь с другими людьми. Труд и общение определяют развитие человеческого сознания. С этой позиции происхождение человека связывается с культуро- и социогенезом. Соответственно, вопрос не в том, когда и из-за чего человек стал собой, а в том, как происходил этот процесс.

Вопрос 1. Проблема происхождения человека.

Ответ. Проблема происхождения человека – одна из центральных проблем в философии. Антропогенез – процесс исторического развития биологического вида человек. Первые идеи о происхождении человека возникли задолго до философии в мифах и легендах древних народов. На протяжении многих веков, да и в настоящее время одной из самых распространенных считается идея сотворения человека Богом, который наделил человека душой, разумом, волей, необходимыми ему для познания Бога и божественных законов. Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Индуисты имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. Согласно их представлениям, в мире властвовал триумвират -- Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек -- творение Высшего разума или попросту Бога. Другая идея связывает происхождение человека с его выходом из животного мира. Так, например, Анаксимандр утверждал, что человек произошел от рыбы. Ч. Дарвин, создатель теории эволюционного развития живого, высказал идею о происхождении человека от одной из пород древних приматов. Вопрос о происхождении человека Дарвин рассматривал в русле развития жизни, т.е. с естественнонаучных позиций, и обосновал положение, согласно которому человек появился в результате эволюции животного царства.

Современная наука подтверждает положение Дарвина о переходе к прямохождению, как части эволюционного процесса. Прямохождение предшествовало развитию кисти и головного мозга, свободное владение руками, как утверждал Дарвин, не что иное, как следствие прямохождения. Важнейшую роль в разработке теории антропогенеза имеет положение Ф. Энгельса о ведущей роли социальных факторов и лавным образом трудовой, материально-производственной деятельности в процессе трансформации высокоразвитой человекообразной обезьяны в первобытного человека, а затем и в современного человека. Имеет место и гипотеза о космическом происхождении человека как пришельца из других миров Космоса или их влияния на возникновение человека.

В теории становления человека существует два течения:

– моноцентризм (признание того, что современный человек (неоантроп, человек разумный), произошёл от ещё не разделённой на расыпопуляции или группы популяций палеоантропов на ограниченном ареале (в Восточной Африке или в Передней Азии), а затем распространился по всей Земле);

– полицентризм (предположение и существовании нескольких центров возникновения человека современного типа от более ранних гоминид. Выделяют до четырех центров происхождения современного человека и его рас).

На современном этапе развития науки определено, что эволюция человека проходила не линейно, а с возникновением в процессе эволюции новых ответвлений, большая часть которых быстро исчезает. В каждый период времени существует несколько эволюционных линий, идущих от общего предка.

Началом основной ветви эволюции человека были дриопитеки, жившие в середине третичного периода. Потомки дриопитеков – рамапитеки – обезьяноподобные существа, жившие в лесах и, возможно, ещё не прямоходящие.

Потомки рамапитеков – австралопитеки – представляют собой важнейшее звено, в котором уже безусловно разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе.

Последними древними людьми были палеоантропы (неандертальцы), относящиеся к тому же виду, что и современный человек разумный, но к другому подвиду. Одновременно с неандертальцами существовали и другие, ныне вымершие, разновидности человека разумного.

Неандертальцы исчезли 40 тыс. лет назад, сменившись людьми современного типа – кроманьонцами (неоантропы). Этот человек стал широко расселяться по планете и смешиваться с жившими относительно оседло неандертальцами, что не исключало и жесткую борьбу за выживание.

С точки зрения современной науки, биологическая эволюция человека прекратилась 30-40 тыс. лет назад в связи с прекращением внутривидового отбора – важнейшего двигателя эволюции. На смену биологической пришла социальная эволюция, определившая начало истории человечества – сложение и развитие сложных социальных форм взаимодействия.

Вопрос 2. Проблема определения человека.

Большинство современных антропологов так же подчеркивают важность телесной организации человека. Так, развитие прямохождения, и связанные с ней изменения позвоночного столба и формы кисти, указывают как первопричину формирования абстрактного мышления. Изменение формы черепа и гортани – как начало формирования второй сигнальной системы. То есть, на вопрос, что делает человека человеком, многие ученые, не так однозначно, как их предшественники в Античности и Новом времени, но все же, указывают на организацию тела человека.

В эпоху Романтизма (Байрон, Шлегель, Гете) специфическая человечность виделась в эмоциональности, способности к переживанию и сопереживанию.

Третий подход к определению сущности человека и решению проблемы антропогенеза представлен религиозной философией, и наиболее разработан был в Средневековье. Определяя человека как образ и подобие Божие, мыслители связывали появление человека с актом божественного творения.

Четвертый подход к определению сущности человека представлен такими мыслителями как Аристотель, Гоббс, Гельвеций, Маркс и заключается в подчеркивании общественного характера жизни человека. Сторонники данного подхода считают, что человекаделает человеком жизнь с другими людьми. Труд и общение определяют развитие человеческого сознания. С этой позиции происхождение человека связывается с культуро- и социогенезом. Соответственно, вопрос не в том, когда и из-за чего человек стал собой, а в том, как происходил этот процесс.

Одна из первых проблем, встающая перед философами и учеными при объяснении человека, – это загадка его происхождения. Ее также называют проблемой антропогенеза (от греческих слов антропос – человек и генезис – происхождение). Существует ряд концепий антропогенеза: креационистская, уфологическая, эволюционная, трудовая, игровая. Особняком стоит психоаналитическая теория З. Фрейда, в которой антропогенез разрывает естественную связь человека с природой и знаменует собой не начало прогресса, а начало деградации человечества.

Сейчас эти трудности эволюционной теории в основном преодолены. Генетика показала, что геном человека и мыши различается на 30%, а геном ушедших 8 млн. лет назад в другую эволюционную линию шимпанзе отличается от нашего лишь на 1,5%. Современные палеонтологи выдвигают на роль переходного звена к человеку жившего 700 тысяч лет назад в Африке общего предка людей и неандертальцев. Неандертальцы стали тупиковой ветвью, хотя тоже использовали огонь и орудия труда, строили жилища. В итоге род Homo (людей) пришлось разделить на два вида – Homo sapiens neandertalis и Homo sapiens sapiens.

Сделаем выводы. Очевидно, что многообразие философских и научных версий антропогенеза обуславливается как реальной неоднозначностью феномена человека, так и сложностью реконструкции далекого прошлого. Наиболее ранние периоды эволюции общества не сохранились в культурной памяти, подобно тому, как отдельный человек не имеет воспоминаний о первых годах жизни.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Проблема происхождения человека"


Вот как представляли себе этот процесс, например, в Древней Индии. Вначале всего появились воды, затем огонь, а от смешения сил воды и огня было рождено Золотое яйцо.


Из него возник прародитель всего живого - Брахма. Из двух половинок расколовшегося яйца он создал Небо и Землю, а между ними поместил воздух. Затем он породил начало времён, а чуть позже создал первого человека - Пуруши. Именно из частей его тела возникли представители разных варн. Из губ - жрецы, брахманы. Из рук - воины, кшатрии. Из бёдер - земледельцы, вайшью. А из ступней - слуги, шудры.


Вот так были сотворены не только сами люди, но и их, говоря современным языком, социальное положение, определены общественные отношения. И именно такими они должны были сохраняться из века в век до конца времён: не людьми создано, не людям и менять.

Библия относит создание человека к самому концу процесса творения, который занял 6 дней. Мы можем только предполагать, какова была длительность этих самых дней творения. Но не об этом сейчас речь. В пятый день Бог создал рыб, пресмыкающихся и птиц.


А в шестой - животных и человека. Причём человека Бог создал по образу и подобию своему. Значит ли это, что по физическому облику человек подобен Богу? Это слишком сложный теологический вопрос! Но вот что несомненно вытекает из истории творения, это наличие творческого начала в человеке. Ведь главная характеристика Бога именно в этом и заключается: он - Творец. Отсюда и отличие человека от прочих живых существ: только ему Бог передал частичку себя.

Если вас заинтересовал этот вопрос, вы без особого труда сможете найти материал об объяснении проблемы происхождения человека в мифах и религиях разных народов. Объединяет их все одна идея: человек сотворён в том виде, в котором он существует сейчас. Причём, это относится не только к человеку, но и к миру в целом.

Главное отличие научного подхода к решению этого вопроса - признание факта постоянной изменчивости материального мира, его динамичности. Рождались и гасли звёзды, вокруг них формировались планеты. Жизнь на одной - Земле - начиналась с простейших одноклеточных, и всё более усложнялась в ходе развития. Менялось положение материков, происходили существенные колебания климата. Зародившись в воде, живые организмы постепенно заполнили сушу.


Появились, а затем исчезли гигантские животные, началась эра господства млекопитающих. По мере развития биологической науки всё более крепкими становились позиции следующей идеи, сформулированной позже Чарльзом Дарвиным.


На уроках истории и биологии вы знакомились с эволюционной цепочкой человека разумного. В самом общем виде она может быть отражена следующим образом. Переходным этапом между древними человекообразными обезьянами и древними людьми является австралопитек.


Итак, австралопитек - переходный этап, а первым представителем уже непосредственно древнейших людей считают человека умелого (Homo habilis).

Время его появления на планете – 2,5 - 3 миллиона лет тому назад. Его внешний вид тоже ближе к обезьянам, чем к современному человеку. Хотя мозг по объёму был больше, чем у австралопитеков - около 600 кубических сантиметров. И кисть руки была по строению близка к человеческой.


Но, кроме некоторых особенностей строения, для него была характерна ещё одна чисто человеческая особенность - использование примитивных орудий труда.


Орудие труда - это не просто палка, которой достают высоко висящий плод, и не просто камень, которым раскалывают твёрдую скорлупу ореха. Использовать природные предметы для подобных целей могут и животные, и даже птицы. Орудием труда палка и камень становятся тогда, когда подвергаются обработке: например, заостряется их конец. То есть они приспосабливаются для каких-то специальных целей.


Помните одну из главных отличительных социальных особенностей человека? Люди не просто используют то, что может дать природа, они изменяют окружающий мир, приспосабливают его к своим нуждам. И передают следующим поколениям полученные умения. Так вот, люди умелые, останки которых впервые были найдены экспедицией Мэри и Луиса Лики в 1960 году в Олдувайском ущелье в Танзании, пользовались орудиями труда из гальки. Обработаны они были грубо, примитивно, но обработаны.


Около 1,5 миллионов лет назад выделятся в качестве особого вида Homo erectus - человек прямоходящий.


Если более древние представители эволюционной цепочки человека встречаются исключительно в Африке, то люди этого вида жили не только там, но и в Азии, Европе. Последние представители этого вида жили приблизительно 400 лет тому назад.


Правда, есть отдельные свидетельства (не то чтобы очень доказанные) и о более позднем возрасте некоторых останков этих людей. Вроде бы даже вид продолжал существовать в те времена, когда началась эпоха людей современного вида, где-то 27 тысяч лет тому назад. Учитывая особенности строения человека прямоходящего - довольно высокий рост (особенно мужчин), массивное телосложение - может быть, именно его следует рассматривать в качестве кандидата на роль йети, снежного человека?


Ну, а если серьёзно, то эректусы были достаточно продвинутыми ребятами. Подрос объём мозга: к концу периода их существования - до 1200 кубических сантиметров. Эти древние люди научились пользоваться огнём, поддерживая его на протяжении длительного времени. Более разнообразными стали орудия труда. Эректусы охотились организованными группами, заботились о больных и стариках. Скорее всего, у них уже появились зачатки членораздельной речи.


Человек прямоходящий на сегодняшний день считается непосредственным предком человека разумного. Этот вид насчитывает двух представителей: неандерталец и человек современного вида - Homo sapiens. Да, именно так мы с вами и называемся с точки зрения биологии: Человек разумный.


Ещё 20 лет тому назад неандертальцев разумными не считали. Как оказалось, совершенно зря! Эти сравнительно невысокие люди (в среднем 165 сантиметров роста) имели внушительные размеры мозга - 1400 - 1700 кубиков. У них был массивный скелет, значительная мышечная масса. Жили они недолго, но рано взрослели: уже к 8 - 10 годам были готовы к продолжению рода.


Общались между собой: учёные считают, что в их языке (или языках) было много согласных и мало гласных. Но и некоторые современные народы так разговаривают. Вполне возможно у них имелись зачатки религиозных верований. По крайней мере, исследования их захоронений свидетельствуют о том, что соблюдался определённый похоронный ритуал.


Появление этого вида относят к достаточно широкому временному промежутку: 600 - 350 тысяч лет тому назад. Последние неандертальцы жили на Земле 25 - 30 тысяч лет назад. Куда они делись потом? Возможно, вымерли, не выдержав конкуренции с людьми современного вида, а может быть, были ассимилированы ими. Но так или иначе, именно Homo sapiens остался 40 - 30 тысяч лет тому назад единственным представителем рода людей на Земле.



Часть антропологов вообще уверена в том, что общим предком человек объединён не с обезьянами, а с дельфинами. Очень симпатичные морские млекопитающие, вполне приятно было бы считать их близкими родственниками.


Но какие бы споры не велись между сторонниками эволюционной теории, это - научные дискуссии. То есть для доказательства разных вариантов антропогенеза учёные оперируют некими объективными фактами, логически подкреплёнными рассуждениями.

Дебаты же между представителями религиозной и научной концепций абсолютно непродуктивны: они просто лежат в разных плоскостях. Любая религия опирается на веру. Всё, что связано со сверхъестественным, по определению не может быть доказано или опровергнуто теми методами, которые применяются при познании естественного, материального мира. Впрочем, подробнее вы будете об этом говорить при изучении других тем. А пока просто нужно принять как данность: каждый имеет право верить или требовать научных доказательств.

Рассмотрим ещё одну достаточно распространённую теори происхождения человека - уфологическая. UFO - аббревиатура от английского варианта названия неопознанных летающих объектов. Да-да, речь идёт о том, что люди - инопланетяне. Или созданы инопланетянами. Ещё древние шумеры верили в то, что их боги прилетали на Землю с планеты Нибиру или Тиамат. Некоторые исследователи заявляют, что изображения этих богов слишком явно напоминают космонавтов в скафандрах.


Живя на Земле, боги нуждались в помощниках и создали их с помощью, говоря современным языком, генной инженерии. По крайней мере, именно так якобы можно истолковать некоторые древнешумерские тексты. Есть подобные намёки и в мифологии других народов.


Основные положения теории эволюции человека сформулированы в работах Ч. Дарвина. Это были смелые взгляды для того времени, так как господствовали религиозные воззрения на происхождения человека, животных, в целом — жизни на Земле. Основатель биологической систематики К. Линней еще до Ч. Дарвина высказывал предположения о родстве людей и высших обезьян (рис.1).

Модель эволюционного процесса по Линнею и Дарвину

Рис. 1. Модель эволюционного процесса по Линнею и Дарвину

Согласно законам и правилам систематики, современные люди принадлежат к роду Человек, виду Человек разумный (Homo sapiens), подвиду H. sapiens sapiens,

Палеонтологические раскопки

Рис. 2. Палеонтологические раскопки

Человек как вид, его место в системе органического мира

Многие черты строения тела, функции органов и систем подтверждают общность человека и животных. Так, в процессе развития эмбриона появляется хорда, формируются жаберные щели в глотке, развивается нервная трубка, как у других групп хордовых. Возникают позвоночник, две пары конечностей, как у позвоночных животных. На последующих этапах развития плод приобретает черты человека.

Человек в системе органического мира:

  • Царство Животные.
  • Подцарство Многоклеточные.
  • Тип Хордовые.
  • Подтип Позвоночные (Черепные).
  • Класс Млекопитающие.
  • Отряд Приматы.
  • Секция Узконосые обезьяны.
  • Семейство Гоминиды.
  • Род Человек.
  • Вид Человек разумный (Homo sapiens).
  • Подвид H. sapiens sapiens.

Вскармливание детенышей молоком, которое образуется в молочных железах женщин, подтверждает отношение человека к млекопитающим. Другие сходные черты: теплокровность, четырехкамерное сердце, семь шейных позвонков, наличие волос на теле. Внутриутробное развитие эмбриона происходит так же, как у плацентарных животных. Зародыш связан с матерью через плаценту.

Проявления сходства человека с животными:

  • Похожее строение отделов скелета и систем органов.
  • Хромосомный набор в клетках.
  • Сходство эмбрионов.
  • Состав крови.
  • Роговые пластинки на пальцах.
  • Общие болезни и паразиты.
  • Рудименты — третье веко, аппендикс, копчик.
  • Атавизмы — волосатость, многососковость, зачаток хвоста.

Многие признаки указывают на принадлежность вида H. sapiens к семейству человекообразных обезьян. От наиболее высокоорганизованных современных приматов человека отличает увеличенный объем мозга, членораздельная речь. Кариотип насчитывает 46 хромосом, а не 48, как у обезьян.

Отличия человека от животных — результат биологической эволюции:

  • Двойная сводчатость стопы.
  • Передвижение на двух конечностях.
  • Вертикальное положение туловища и головы.
  • Приспособление верхних конечностей для хватания, освобождение рук для трудовой деятельности.
  • Большой объем переднего мозга, значительное развитие коры больших полушарий.
  • Усложнение и большое разнообразие высшей нервной деятельности.
  • Умение изготавливать орудия труда.

Видовыми признаками Человека разумного считают использование верхних конечностей для труда, изготовления орудий, способность мыслить абстрактно. Люди осуществляют коллективную деятельность, которая больше подчиняется социальным, а не биологическим законам (как у общественных животных).

Гипотезы происхождения человека современного вида

Археологи Лики первыми предположили, что предки современных людей жили в Африке. В основе гипотезы — сенсационные открытия стоянок человека в Танзании и Эфиопии (Олдувайское ущелье). Так появились взгляды на единый центр происхождения человека. Африка долгие годы считалась единственной прародиной человека.

Иллюстрация гипотез полицентризма и моноцентризма

Схема 1. Иллюстрация гипотез полицентризма и моноцентризма

Согласно гипотезе полицентризма или мультирегионального происхождения, первые люди появились в Африке, относительно рано начали расселяться по другим территориям (схема 1). В новых местах обитания происходили эволюционные изменения, не зависящие от событий в других центрах. Мультирегиональная гипотеза получила много палеоантропологических и археологических подтверждений.

Сторонники этого научного взгляда на происхождение гоминид обращают внимание на параллельную эволюцию человека в Африке, Европе и Азии. Полицентристы объясняют специфические особенности строения у представителей разных территориальных групп происхождением от разных видов палеоантропов или архантропов. Также, исследователи обращают внимание на равномерность и параллельность развития культуры у разных групп на территории Старого Света.

Гипотеза моноцентризма — учение об одном центре происхождения человека. Африка признана родиной древнейших людей планеты. Все последующие волны миграций, заселение других частей света тоже начинались на жарком континенте.

Впоследствии произошло расселение первых людей по территории Евразии, смешивание с уже обитавшими там аборигенами. Подтверждают гипотезу моноцентризма археологические и антропологические данные.

Гипотеза внетропического происхождения человека описывает возникновение первых людей в высоких широтах Евразии (Сибири). В пользу этого учения свидетельствуют открытие на территории современной Якутии палеолитических стоянок.

Не утратила своего значения гипотеза божественного происхождения человека, относящаяся не к биологии, а к теологии. Существуют предположения о проникновении первых людей с других планет, скрещивании диких предков с разумными существами из космоса.

Движущие силы и этапы эволюции человека

Антропогенез происходит под воздействием двух групп факторов — биологических и социальных. Поэтому, человека называют биосоциальным существом. Движущие силы антропогенеза способствовали развитию вида, занявшего господствующее положение в животном мире. Биологические факторы эволюции обоснованы Ч. Дарвиным (рис. 4.) в труде «Происхождение человека и половой отбор (1871 г.).

Чарльз Дарвин

Рис. 4. Чарльз Дарвин

Биологические факторы эволюции человека:

  • Наследственная изменчивость.
  • Борьба за существование.
  • Индивидуальный естественный отбор, с которым связано появление прямохождения, изменение кисти, развитие мозга.
  • Групповой отбор, вызвавший появление социальной организации (действовал на уровне семьи, племен).

Появление отличных от животных морфофизиологических признаков, закономерно следует из перечисленных выше факторов.

Произошедшие изменения в организме человека:

  • разделение функций верхних и нижних конечностей;
  • S-образный изгиб позвоночника;
  • прямохождение;
  • сводчатая стопа;
  • изменение соотношения лицевого и мозгового отделов черепа.

Действие социальных факторов на антропогенез показано Ф. Энгельсом в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека (1896 г.). Согласованное действие движущих сил антропогенеза привело к формированию биосоциального существа.

Основные этапы антропогенеза

Человек произошел не от существующих в настоящее время человекообразных обезьян. Около 25 млн. лет назад жил общий предок этих двух групп приматов — дриопитек. Он лазил по деревьям, передвигался на четырех конечностях и только на двух нижних. Переносил пищу и орудия защиты в руках. Примерно 5–8 млн. лет назад произошло разделение предков высших обезьян и человека.

Череп австралопитек

Рис. 5. Черепа австралопитека

От дриопитека 4 млн. лет назад произошел австралопитек (рис.5). Предки, обитавшие в саваннах Африки, дали начало и другим ветвям, которые могли рано покинуть территорию жаркого континента и длительно развиваться параллельно на других материках и архипелагах.

Более 2 млн. лет назад произошло обособление представителей рода Человек, вида Человек умелый (Homo habilis). Это существо невысокого роста (1,5 м), с объемом мозга 670 см 3 . Человек умелый пользовался грубыми орудиями труда, изготовленными из расколотой или обтесанной гальки. Имелись зачатки мимики и речи.

Древнейшие люди

От H. habilis произошел Человек выпрямленный (H. erectus). Этот биологический вид сформировался в Африке 1,6 млн. – 400 тыс. лет назад, расселился на огромных территориях в Азии и Европе. Ископаемые останки питекантропа, обнаружены на о. Ява. В Китае найдены останки синантропа.

В Европе в то же время обитал гейдельбергский человек. Этих представителей объединили в группу древнейших людей (архантропов). Архантропы имели черты обезьяны и человека, жили первобытным стадом, пользовались огнем.

Древние люди

Существовали 250–150 тыс. лет назад. Неандертальцы ходили согнувшись, достигали в высоту 150–160 см. Имели низкий скошенный лоб, заметные надбровные дуги, челюсть без подборочного выступа (рис. 6). Неандертальцы жили группами, изготовляли орудия труда, охотились, занимались собирательством.

Древний человек

Рис. 6. Древний человек

Первые современные люди

Появились 90–40 тыс. лет назад. Кроманьонцы имели рост до 180 см, высокий прямой лоб, развитый подбородочный выступ. Объем мозга достигал 1600 см3. Кроманьонцы жили родовыми общинами, шили одежду из шкур, устраивали жилище, приручали животных, обрабатывали землю, рисовали на стенах пещер (рис. 7).

Наскальная живопись

Рис. 7. Наскальная живопись

Более развитая речь, изготовление орудий труда, зарождение религии, культуры — отличительные черты современных людей.

Человеческие расы, их генетическое родство

В процессе биологической эволюции сложились наиболее устойчивые группы людей внутри одного вида и подвида H. sapiens sapiens. Это расы, для которых характерны определенные генотипы и фенотипы. Представители одной расы характеризуются общими наследственными особенностями — цветом кожи, разрезом глаз, строением век, структурой и окраской волос (табл. 1).

Современные расы людей

Азиатско-американская (монголоидная)

Евразийская (европеоидная)

Экваториальная (австрало-негроидная)

  • Рост средний и ниже среднего.
  • Плоское лицо.
  • Смуглая кожа желтоватого или красноватого оттенка.
  • Прямые черные волосы.
  • Темно-карие глаза.
  • Узкие веки, косой разрез.
  • Широкий нос.
  • Кожа розоватая.
  • Прямые или волнистые, русые, каштановые или черные волосы.
  • Неширокий лоб.
  • Губы средней толщины.
  • Узкий нос.
  • Черная кожа.
  • Черные жесткие волосы, спиральнозавитые.
  • Карие глаза.
  • Толстые губы.
  • Плоский нос.

Причиной образования рас в далеком прошлом было расселение по материкам. Последующая географическая изоляция закрепила адаптивные признаки. Приобретенные в процессе биологической эволюции морфофизиологические различия не являются доказательством разной степени организации. Все расы и народы находятся на одной и той же ступени эволюции. При скрещивании появляется плодовитое потомство. Утверждения о расовом превосходстве не имеют научных объяснений.

От рас следует отличать национальности и нации. Этносы сформировались в результате социальных процессов.

Биосоциальная природа человека

Дарвин собрал убедительные доказательства общности происхождения приматов. Исследования касались лишь морфофизиологических изменений, возникших под действием естественного отбора. Социальные аспекты теории происхождения человека разработаны Ф. Энгельсом.

Действие социальные факторов на антропогенез перечислены в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека (1896 г.):

  • Трудовая деятельность, использование, а затем и создание орудий труда.
  • Совершенствование деятельности головного мозга.
  • Развитие руки.
  • Становление общественного образа жизни.
  • Развитие членораздельной речи, мышления и сознания.
  • Воспитание и обучение потомства, передача ему накопленного опыта.

Согласованное действие движущих сил антропогенеза привело в итоге к формированию человека как биосоциального существа. Это биологический вид со всеми вытекающими из этого особенностями строения тела, физиологии, поведения. Одновременно человек — социальное существо, для которого характерны общественный образ жизни, речь.

Биосоциальная природа человека определяет относительно равномерное значение биологической и социальной адаптации в обществе, сохранение всех функций. Значение социального фактора повышается, биологического постепенно снижается. Естественный отбор уже не выполняет ту роль, которая ему свойственна в популяциях растений и животных.

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека

Семья — ячейка общества

Рис. 8. Семья — ячейка общества

Индивид приспосабливается к социальной среде, именно в этом случае могут быть реализованы его потребности, цели. Происходит адаптация к условиям учебы, работы, быта, досуга, формируются отношения с другими людьми. Индивид активно изменяет среду для более полного удовлетворения своих потребностей. В процессе приспособления и активной деятельности меняются мотивы, ценности, поведение человека.

Среда сама изменяется под воздействием людей, что в свою очередь вызывает новый виток приспособлений. Возрастают информационные и эмоционально-психологические нагрузки. В результате снижаются возможности адаптации в новых условиях, что приводит к стрессу.

В стрессовом состоянии выделяются гормоны, вызывающие учащение пульса, повышение артериального давления и другие изменения, помогающие в природе выжить. Животное предпринимает какие-либо действия: спасается бегством от врагов или само нападает. Человек в образовательном, трудовом коллективе, семье зачастую не предпринимает активных действий. Развивается дистресс — такие изменения, которые ведут к болезням.

Читайте также: