Проблема познаваемости мира обществознание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предмет: Обществознание

Тип занятия: Изучение нового

Вид занятия: Лекция - визуализация

Количество часов: 1 час

Цель занятия: формирование представления о познании, как о творческой деятельности человека.

Раскрыть понятия: познание, истина, абсолютная истина, относительная истина.

Познакомить с элементами познания, философскими методами познания.

Проанализировать основные концепции истины.

Дать представление о критериях научности и видах познания.

Продолжить формировать навыки конспектирования лекций.

Оборудование, наглядность, ТСО – ноутбук, плазменный телевизор, презентация, контурная карта, атлас.

Ход занятия:

Организационный момент.

Постановка цели и задач.

Лекция - визуализация

А) Проблема познаваемости мира.

Познание в целом – творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире.

Элементы познания:

Потребность

Методом называется правило, прием, способ познания.

Методы делятся на эмпирические (наблюдение, эксперимент и т. д.) и теоретические (анализ, синтез, дедукция и т. д.)

Философские методы:

- Метафизический – рассмотрение объекта в покое, статике, вне связи с другими объектами.

- Диалектический – раскрытие законов развития и изменение вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.

Наука может рассматриваться как деятельность, система знаний и особый социокультурный институт.

К критериям научности относят:

-объективность

- однозначность

-рациональность

-системность

- универсализм

- практическую применимость

- проверяемость

- опровергаемость

- критичность

- прогрессизм

К научным способом познания относят чувства и разум, к ненаучным – интуицию, остроумие, веру, мистическое озарение.

Виды познания: обыденно-практическое, религиозное, научное, художественное и философское.

Лженаука – это фальсификация научных данных в политических, религиозных, экономических или личных целях.

Б) Понятие истины, ее критерии.

Познание является творческой духовной деятельностью, цель которой – постижение истины.

Истина – традиционно понимается как соответствие мыслей и высказываний действительности.

Критерии истины:

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины. Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного.

Основные концепции истины:

Относительная истина – это знание, которое приближено и ограниченно воспроизводит действительность.

Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть.

Количество часов: 1 час

Цель: способствовать совершенствованию логического мышления и формированию основ собственного мировоззрения.

Прочитайте текст.

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентиро ваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карье­ ру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями, связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, чело­ век способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фик­ сируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоз­ зрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек мо­ жет действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, пре­одолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеж­дения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззре­ ния, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих реаль­ ных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты ни­ когда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоциональ­ но окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделе­ ние его на компоненты применимо только в исследователь­ ских целях.

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исто рических типа мировоззрения — мифологическое, религиозное и фило­софское. Если рассматривать структуру мировоззрения на современ­ ном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превали­ рует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явле­ ниями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположе­ ний, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) ос­новано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от бо­ лее гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разрабо­ танная система моральных заповедей. Религия распространяет и под­ держивает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойст­ венна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретиче­ ское. Характерными чертами философского мировоззрения являют­ся логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказа­тельность. От религии философия отличается допустимостью свобо­ домыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитет­ ные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе жи­ тейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и строй­ ные системы мифологии, религии, науки.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, ее права на счастье, свободу, разви­тие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что чело­ век может быть только целью, а не простым средством для другого че­ ловека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть

и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Задание 1.

Мировоззрением называют – целостную систему взглядов человека на мир и на свое место в нем.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения – познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный.

Познание – получение человеком сведений и знаний об окружающем мире. Человек познает с помощью слуха, обоняния, осязания, зрения.

Формы познания: ощущение (элементарный, разовый результат воздействия окружающего мира на орган чувств человека); восприятие (целостный образ предмета, осознаваемый человеком); представление (образ предметов и явлений, возникающий без воздействия самих предметов).

Виды познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное.

Проблема познаваемости мира. Одним из важнейших вопросов науки и философии является вопрос – познаваем ли мир. Философы, решающие эту проблему, разделяются на тех, кто признает познаваемость окружающего мира (гносеологический оптимизм, от греч. наилучший) и кто отрицает такую возможность (агностицизм, от греч. недоступное познанию). Большинство философов считают возможным познание мира (Аристотель). Однако немало мыслителей писали о неспособности человека к познанию (скептицизм, от греч. сомневаюсь) либо в силу ограниченности познавательных способностей человека (Юм), либо по причине существования непознаваемых вещей (Кант).

В проблеме способов познания существует разделение на рациональное познание (познание с помощью разума) и эмпирическое (познание через ощущения, чувства и эмоции). В зависимости от доминирования одного из способов философов разделяют на рационалистов (Ф. Бэкон, Декарт, Гегель) и эмпиристов (Юм, Беркли).

Истина и ее критерии. Истина – правильное представление о действительности, об окружающем мире. Понятие истины – это соответствие знаний действительности. Критерии истины (от греч. мерило для оценки) – средства проверки истинности или ложности утверждения.

Существует разделение на объективную и абсолютную истину. Абсолютная истина – исчерпывающее, полное и достоверное знание о природе, человеке и обществе. Объективная истина – неполное или недостоверное знание о чем-либо, которое соответствует уровню развития общества. Объективная истина – это знания, которые когда-то считались истинными, но в дальнейшем были опровергнуты (например, средневековые представления о небе как стеклянном куполе и вращении звезд вокруг Земли).

1.4. Понятие истины, ее критерии

1.4. Понятие истины, ее критерии Гносеология – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм – философское учение, признающее

Лекция № 6. Познание

Лекция № 6. Познание Основные точки зрения на процесс познанияПознание представляет собой форму активной деятельности людей, направленную на приобретение знаний о мире. Знание – это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный

Лекция № 25. Критерии истины

Лекция № 25. Критерии истины Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль. Собственно в этом и заключается вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет. Так, Декарт

Лекция № 26. Красота и ценность истины (единство красоты, истины и добра)

Лекция № 26. Красота и ценность истины (единство красоты, истины и добра) Бесспорно, признание таких вечных ценностей, как истина, красота и добро (и каждая ценность по отдельности), является отличительным признаком гуманного в человеке. Известные разногласия дают себя

30. Понятие и критерии охраноспособности изобретения

30. Понятие и критерии охраноспособности изобретения Изобретение – техническое решение, признаваемое в качестве изобретения государством и охраняемое им в соответствии с действующим в каждой стране законодательством. Изобретение само по себе нематериально, однако

32. Понятие и критерии охраноспособности полезной модели

33. Понятие и критерии охраноспособности промышленного образца

3 Познание формы. Стиль

3 Познание формы. Стиль Общее понятие стиляПри целостном анализе формы в ее содержательной обусловленности на первый план выходит категория, отражающая эту цельность, — стиль. Под стилем в литературоведении понимается эстетическое единство всех элементов

Познание — через завоевание

Познание — через завоевание Одним из многих учеников Аристотеля был знаменитый Александр Македонский. Он стал царем Македонии в возрасте двадцати лет, никогда не забывал уроков Аристотеля и, несмотря на славу завоевателя, распространил далеко на восток знания древних

Упражнения, направленные на познание окружающего мира

Упражнения, направленные на познание окружающего мира 1) Ответь на вопросы.Назови свои имя и фамилию.Сколько тебе лет?Назови свой домашний адрес.Сколько этажей в твоем доме?Назови профессии твоих родителей.Папа твоей мамы – это кто?Сестра твоего папы – это кто?В каком

ПОЗНАНИЕ

ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов

Сон и познание реальностей

Сон и познание реальностей Человек спит почти одну треть своей жизни, приблизительно двадцать лет. Но сном пренебрегали, слишком сильно пренебрегали. Это произошло потому, что человек уделял слишком много внимания сознательному уму. Точно так же, как и материя, ум имеет

Проблема познаваемости мира – это вопрос о том, соответствует ли наше знание о мире самому миру и существует ли принципиально непознаваемое. Философские позиции по этому вопросу группируются вокруг двух основных подходов: гностицизма и агностицизма.

Согласно гносеологическому оптимизму (гностицизм), не существует принципиальной ограниченности познания, объективный мир познаваем. Позиция гностицизма свойственна объективному идеализму и материализму. Диалектический материализм разрабатывает идею диалектического единства сущности и явления: сущность является, явление существенно. Признавая, что в явлении дает о себе знать сущность вещи, диалектический материализм утверждает принципиальную познаваемость сущности и, следовательно, всего объективного мира. Существование непознанного свидетельствует лишь об исторической ограниченности человеческого познания. Современный гносеологический оптимизм основывается на достижениях науки.
>
>
КРАТКО ПО ФИЛОСОФИИ: проблемы, понятия, представители:

Многообразные отношения человека к миру включают по­знавательное отношение, познание, представляющее собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний. Знания - это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков.

В широком смысле познание означает любое психическое отражение. В узком смысле познание определяется как развитое отражение у человека, опосредованное историческим опытом и речью. Познание человеком бытия – это общественно - исторический процесс отражательно - творческой и речевой деятельности по добыванию и развитию знаний.

Существуют различные виды познания:

- обыденное, основанное на повседневном опыте и здравом смысле;

- художественное, характеризующееся чувственно-образным отображением действительности;

- научное, основными чертами которого является системность и обоснованность, применение специально разработанных методов исследования.

Общие проблемы познания: его природа, отношения знания и реальности, условия его истинности являются предметом исследования одного из относительно самостоятельных разделов философии — теории познания, или гносеологии (греч. — знание и учение).

Гносеология тесно связана с онтологией, основные проблемы которой рассмотрены нами ранее. Онтологические категории используются в познавательном процессе и, следова­тельно, имеют гносеологическую сторону. Гносеологические ка­тегории и принципы имеют онтологическое обоснование. Следует отметить, что ни одна специальная наука, ни их совокупность не заменяют и не могут заменить гносеологию как раздел философии. Они не ставят и не решают коренных проблем познания, среди которых исходной является проблема познаваемости мира.

Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?

Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агнос­тицизмом(греч. - недоступный познанию, непознаваемый). Агностицизм - это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Элементы агностицизма содержались в релятивизме ( от греч. - относительный – методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности всех наших знаний) древнегреческих софистов.

Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма (от греч. - рассматривающий, исследующий - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания действительности). Однако ни софисты, ни скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания, его общезначимость. Выделив субъективную сторону познания, относительный характер знаний, обусловленный изменчивостыо вещей, они игнорировали их относительную устойчивость, объективное содержание ощущений и восприятий. Вместе с тем в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставив под сомнение все, что принималось на веру без рационального обоснования, выдвинули важные философские проблемы.

Субъект и объект познания.

Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта.

Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект.

Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.

Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Это всегда человек, наделенный сознанием и способный осуществлять осознанную познавательную деятельность. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Это бытие и его конкретные элементы, связи и свойства которых стремится познать человек. Например, планета Нептун, существующая как объективная реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после ее открытия (1846): были установлены ее расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удаленность от Земли и другие характеристики.

Познание — этовзаимодействие субъекта и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе и субъективное — то, что зависит от субъекта, и объективное, что определяется самим объектом и от субъекта не зависит. Субъективная сторона познания обусловлена тем, что по знающий субъект — это не абстрактный человек (коллектив или общество), а конкретный субъект, деятельность которого связана с определенными социальными отношениями, уровнем культуры.

Отражательно - познавательные связи между субъектом и объектом последовательно приобретают формы:

-связи отражения (от объекта к субъекту);

- связи выражения (формирование в сознании образа, знака, имеющих смысл и содержание на основе отраженных свойств объекта познания);

- связи обозначения (формирование в сознании объема образа или знака, степени распространенности их на познаваемый и другие объекты).

Мировоззренческие и методологические установки, нравственные нормы и критерии оценки оказывают существенное влияние на познавательный процесс.

Как универсальный субъект общество осуществляет все виды деятельности, одним из видов которой является познание. Познание включено в материальную, практическую деятельность, фор­муется на ее основе. Вместе с тем единство различных видов деятельности не исключает существенного различия между ними. Практическая деятельность — это материально-преобразующая деятельность с реальными объектами, познание — духовная деятельность с идеальными образами. Познавательные отношения выступают, таким образом, относительно самостоятельным видом духовной деятельности, приобретают внутреннюю логику развития.

Читайте также: