Проблема истины в гносеологии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Гносеология – теория познания, раздел философии, в рамках которого изучаются такие проблемы, как природа знания, его возможности и границы, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем.

Главной целью любого познания является получение истинного знания. Поэтому в наиболее общем плане гносеология есть философское учение об истине и путях ее достижения.

Агностицизм (от греч. агностос – непознаваемый) – позиция, отрицающая возможность познания сущности вещей и полагающая границы человеческому познанию. Неверно: позиция, отрицающая возможность познавательной деятельности вообще (И.Кант). Мы можем познавать лишь явления вещей, а не их сущность. Поскольку вещи даны нам в формах нашего человеческого опыта, каковы же они вне этой субъективной данности – знает лишь Господь Бог. А для нас они – вещи-в-себе.

Частный случай – скептицизм. От греч. скептикос – рассматривающий, познающий. Отрицание возможности достижения истинного, т.е. доказательного и всеобщего знания и в признании того, что относительно любого суждения можно высказать прямо ему противоположное, не менее обоснованное.

Реализм выводит знание из реального, независящего от нас и активно на нас воздействующего внешнего мира.

4. человек познает мир один на один, без опосредующего влияния социума, его культуры, практики и языка (гносеологическая робинзонада).

5. сознание человека напрямую связывается с функционированием мозгового субстрата, иногда мысль рассматривается как выделение мозна (наподобие желчи).

Элеаты бытие и мышление совпадают. Разделение на мнение и знание. Знание – через мысленное созерцание (умозрение) природы вещи.

Сократ обнаруживает диалектическую природу сознания как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определение и прочее. Подчеркивает теснуюс вязь познания и этики, метод и нравственности.

Платон развивает диалектику как искусство полемики. Считал, что бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие пробуждения души к размышлению.

Отличал мнение (недостоверные, субъективные представления) – качается чувственных вещей, от достоверного знания – касается идей, духовных сущностей. Выделял два уровня мыслительной деятельности: рассудок, нацеленный на конечное знание, и разум, нацеленный на бесконечное.

Использует символ пещеры для описания процесса познания, противопоставляя мир чувственных теней, в которых погружено обыденное сознание, умопостигаемому солнечному миру идей, образующему идеальную онтологическую основу бытия вечно текучего телесного мира и являющемуся истинной целью познания.

Мир знания – это вечный, неизменный и совершенный мир истины, блага и красоты, к которому душа человека может приобщиться лишь после смерти.

Но мир идей может открыться душе и при жизни за счет искусства рассуждения и развитого дара умозрения, помогающих развеять магию чувственно-телесного образа мира.

Дал первую классификацию софистических приемов – псевдодиалектических ходов мысли, уводящих познание на путь заблуждения.

Философия – служанка богословия. Познание мудрости Книги – Библии. Метод герменевтики – толкования священных текстов.

Августин Блаженный (354 – 430) говорит о том, что Бог (высшее, истинное бытие) хотя сам и недоступен познанию, но открывает себя человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь Богопознания. Знание о нетаврном (несотворенном) бытии Бога можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию является вера – способность души, открытая в Средневековье. Что касается тварного мира, то он постижим при помощи разума.

Реализм – подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Универсалии существуют до вещей, представляя собой идеи Божественного разума. Благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Ансельм Кентерберийский (1033-1109): познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее. Фома Аквинский (1225-1274) разум есть высшая среди человеческих способностей (сущность постигается умом, а не чувствами). Воля есть практический разум, различающий добро и зло, это разум, направленный на действие а не на познание, руководящий нашими поступками.

Номанализм – общие понятия есть суть имена, не обладающие самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Таким образом универсалии существуют не до, а после вещей.

Уильям Оккам (1285-1349) упразднил само понятие сущности, заявив, что в Божественном уме не существовало прообраза вещей: сначала Бог творил вещи Своей волей, а идеи возникали в Его уме после вещей как представления вещей. Релаьно существует лишь единичное, и только в познающей душе возникают общие понятия. В результате умопостигаемое бытие вещи (сущность) и ее простое эмпирически данное бытие (явление) оказываются тождественными. Ориентация на опыт – характерная черта номинализма, которую затем перенимают английские философы эмпирического направления – Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Давид Юм.

Новое представление о познании и природе познающего ума. Познание направлено не на сущность вещи, а на вещь в ее единичности, то оно есть интуитивное познание (созерцание отдельных свойств вещей), его предметом оказываются свойства вещи, а знание трактуется как установление связи между явлениями.

Ум не бытие (мышление=бытие, Парменид), а представление о бытии, направленность на бытие. В номинализме формируется представление о субъекте, противостоящем объекту как особого рода реальности, и о познании как о субъект-объектном отношении. Такой подход способствует выделению гносеологии в самостоятельную область исследования. Но одновременно возникает субъективистское истолкование ума, рождается убеждение, что явления психического ряда достовернее физических, посокльку даны нам непосредственно, тогда как физические – опосредованно. Подчеркивается приоритет веры над знанием, воли – над разумом, практически-нравственного характера над созерцательным. Развитие материализма, математического естествознания и эмпиризма связано с номинализмом.

Значимый шаг в развитии теории познания был сделан в 17-18 веках. В это время гносеологическая проблематика занимает центральное место.

До этого наука пользовалась дедуктивным методом, образцом которого является силлогистика Аристотеля. С помощью дедуктивного метода мысль движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Не подходит для познания природы, где познание должно опираться на опыт, то есть двигаться от изучения единичных вещей к общим закономерностям.

Бэкон указывал, что источником заблуждений являются особенности самого познающего субъекта: идолы/призраки – предрассудки или предрасположения, которыми обременено наше сознание.

Идолы пещеры – особенности воспитания, мировоззрения, способности и пристрастия (каждый смотрит из своей пещеры).

Идолы площади – само общение людей, предполагающее использование языка. Вместе с языком усваиваем все предрассудки прошлого, от которых весьма трудно избавиться.

Идолы рода – коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и разуме человека. Человеческий ум подобен искривленному зеркалу, которое искажает все, что в нем отражается.

После того, как сомнение избавило от всего наносного, необходим метод, с помощью которого может быть выстроено истинное знание о действительности.

Разум, вооруженный такими средствами мышления, как интуиция и дедукция, может достигнуть полной ясности во всех областях знания, если будет руководствоваться методом. Метод – это совокупность точных и простых правил: нужно мыслить ясно и отчетливо, расчленять каждую проблему на составляющие ее элементы, методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному, не допускать пропусков в логических звеньях исследования и прочее.

Математика должна стать главным средством познания природы (материальная субстанция, протяженность). Именно математика изучает протяжение, фигуру и движение с помощью механики.

Поворот от субстанции к субъекту. Не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта есть главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания.

Синтетические – всегда апостериорные (все лебеди белы), опираются на опыт, носят вероятностный характер, не могут сравниться с суждения априорными по необходимости и всеобщности.

Понимание процесса познания Кантом можно представить следующим образом: нечто неизвестное – вещь сама по себе, воздействуя на чувственность человека, порождает многообразие ощущений. Они упорядочиваются при помощи априорных форм чувственности – пространства и времени. Восприятие носит индивидуальный и субъективный характер, для того, чтобы оно превратилось в опыт (в нечто общезначимое, что по Канту = объективному) необходимо участие другой познавательной способности – мышления, оперирующего понятиями. Эту способность Кант именует рассудком. Рассудок есть спонтанная деятельность. При это она формальна, то есть нуждается в некотором содержании, которое и поставляется чувственностью.

Рассудок подводит многообразие чувственного материала (организованного на уровне восприятия с помощью априорных форм созерцания) под единство понятия. Общезначимость, всеобщность опыта достигается за счет оперирования рассудка категориями (априорными формами мышления). Рассудок сам конструирует объект сообразно категориям, благодаря этому предметы согласуются с нашим знанием о них.

Априорные формы чувственности и мышления составляют надинидвидуальное начало в человеке (трансцендентальный субъект). Он – основа всеобщности и необходимости знания.

Кант не считает рассудок высшей познавательной способностью: ему недостает цели, которая бы направляла его деятельность.

Есть еще одна познавательная способность у человека – разум. Если рассудок переходит от одного обусловленного к другому, поскольку в мире опыта нет ничего безусловного, то такого рода безусловное поставляет нам разум в виде идей.

Когда мы ищем последний безусловный источник всех явлений внутреннего чувства, мы получаем идею души; безусловное всех явлений внешнего мира – идея мира; желая постигнуть абсолютное начало всех явлений вообще – разум восходит к идее Бога. Разум побуждает рассудок к деятельности. Стремясь к абсолютному познанию, человек выходит на уровень разума.

Практический разум, воля. Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами – природной необходимостью или Божественной волей, а тем законам, которые ставит сама перед собой, признавая его внутренним законом разума.

Концепция познания, разработанная К.Марксом. В ее основе – тезис о том, что фундаментом познания выступает не индивидуальная, а общественно-историческая практика людей. Познание, понятое как отражение объективного мира в сознании людей, осуществляется человеком в практической деятельности – во взаимодействии с другими людьми и сквозь призму социально выработанных схем, норм и идеалов познавательной деятельности, которые меняются от эпохи к эпохе. Именно материальная, а не духовная, общественная практика является фактором развития нашего знания о мире. Материальная практика – это деятельность человека по преобразованию материального мира и социальных условий своего существования.

1. Познание есть своеобразная форма духовного производства; это процесс отражения действительности, существующей до и независимо от нашего сознания и принципиально познаваемой.

2. Познание есть не пассивное созерцание мира, а противоречивый процесс активного творческого отражения действительности в ходе общественной практики (преобразования этой действительности).

4. Законы, категории и принципы диалектики, будучи отражением всеобщих законов развития объективного мира, являются всеобщими формами мышления и универсальными регуляторами познания в целом.

Платон и Аристотель

Одним из важнейших приоритетов для человечества всегда было познание окружающего мира, объяснение происходящих явлений, обнаружение законов природы и поиск способов использовать их себе во благо. С античных времён философы и мыслители хотели понять, как работает познание, как человек отличает истину от заблуждения и как можно отделить одно от другого. Так возникла гносеология – наука, изучающая познание. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, что изучает, какова её структура и какие принципы она использует.

Что такое гносеология?

Данный термин имеет греческое происхождение. Он образован от слов γνω̃σις (гносис – знание) и λόγος (логос – учение). Таким образом, гносеология – это учение о знании. Если быть более точным, это раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека, характерные для неё процессы и определяющие её механизмы.

Ключевая задача гносеологии заключается в изучении того, как устроена и как работает познавательная деятельность, какими возможностями она обладает и какими пределами ограничена, какие критерии истинности и достоверности использует. Основным предметом её изучения является научное знание. Гносеология изучает специфику научного знания, его отличия от обыденного знания, многообразие его видов и взаимосвязь между ними.

Существует смежное понятие – эпистемология. Иногда её отождествляют с гносеологией, но это не совсем правильно. Основное различие между ними состоит в том, что гносеология изучает познание, а эпистемология – знание.

Гносеология изучает и сравнивает различные способы познания, стараясь найти оптимальные варианты, обеспечивающие высокий уровень точности и достоверности. Познание в рамках гносеологии рассматривается не как цель, а как инструмент, направленный на получение знания. Поэтому возможности и средства познания для данного учения более важны, чем его виды.

Что изучает гносеология?

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая сущность познания человеком окружающего мира. Эта функция обеспечила ей одну из главных ролей в развитии философии. Именно она занималась оценкой и обоснованием различных критериев познания. А поскольку познание на всех этапах развития человеческой цивилизации было важнейшим компонентом человеческой деятельности, именно гносеология определяла направление развития философии и других наук, постепенно обретавших самостоятельность.

Интересно, что до недавнего времени гносеология была преимущественно теоретической наукой, поскольку люди мало что знали о том, как устроен и как работает наш мозг. Но в 20 веке понимание того, что такое гносеология поменялось, поскольку она получила мощный фундамент, обеспеченный новыми знаниями о когнитивной деятельности. Кроме того, она активно пользуется знаниями из психологии, позволяющими лучше понять, как и почему возникают заблуждения. Сегодня гносеология активно взаимодействует с современными науками, но несмотря на это, сохраняет свою специфику философской дисциплины.

История зарождения и развития гносеологии

Сократ (469-399 до н. э.) считается создателем майевтики – одного из первых методов познания, заключающегося в раскрытии заведомо существующей истины через последовательные вопросы и испытания. Аристотель (384-322 до н. э.) считается создателем аналитики – метода познания, основанного на последовательном рассуждении с использованием законов логики.

В средневековой философии знание рассматривалось как благодать, исходящая от Бога. Поскольку основное внимание гносеологии того времени было направлено на поиск истины в религиозных писаниях, на её основе возникла герменевтика – учение о толковании текстов (в современной философии герменевтика рассматривается как инструмент интерпретации не только текстов, но и других произведений и символов).

Очередной виток развития гносеологии пришелся на 17-18 века – период философии Нового времени. Существенный вклад внесли такие ученые как Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Готфрид Лейбниц (1646-1716) и Дэвид Юнг (1711-1776). По мнению Рене Декарта, человеческий разум ничем не ограничен на пути достижения полной достоверности в любой области знаний.

Разделы гносеологии

В рамках данного учения существует 2 раздела с противоположными подходами: гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Гносеологический оптимизм

Сторонники данного подхода считают, что все процессы окружающего мира можно изучить и познать. Даже если какие-то явления недоступны для полного понимания на сегодняшнем уровне развития наук, они обязательно станут доступными в будущем. Материалисты являются принципиальными сторонниками данного подхода. Идеалисты придерживаются его лишь частично, полагая, что возможности нашего сознания по познанию мира имеют определенные ограничения.

Идея данного подхода основывается на принципе непрерывности, гласящем, что с ростом количества знаний возможности нашего сознания тоже растут, а значит, открываются возможности для понимания более сложных процессов. В рамках гносеологического оптимизма границы между предметами и явлениями считаются несущественными, в то же время изученные и неизученные сущности считаются разными. Главная задача оптимистического подхода состоит в том, чтобы создавать новые инструменты познания, позволяющие выходить за существующие границы познаваемого.

Гносеологический пессимизм

Ключевое отличие пессимистического подхода состоит в том, что возможность познания считается ограниченной. Пессимисты исходят из того, что всегда будут существовать вопросы, ответы на которые получить невозможно. В рамках пессимистического подхода действует два философских направления:

  1. Скептицизм. В рамках данного направления подвергается сомнению возможность надежно отличать истину от вымысла. Сомнение считается принципом мышления, необходимым для получения информации.
  2. Агностицизм. Эта философская концепция строится на утверждении, что познать мир невозможно, и люди не могут получить достоверных знаний о его устройстве, поскольку его природа выше нашего понимания.

Направления гносеологии

Чтобы лучше понять, что такое гносеология, необходимо разобраться с основными её направлениями. Эти направления определяются механизмами познавательной деятельности, которые изначально заложены в нашем сознании:

  • интуиция (иррациональный механизм);
  • рассудок (рациональный);
  • инстинкт (эмпирический);
  • сенсуальное познание (чувственный опыт, основанный на субъективных ощущениях).

На основе этих механизмов были выделены соответствующие направления гносеологии. Рассмотрим подробно каждое из них.

Иррационализм

Данное направление стремится объединить разные философские системы, используя в процессе познания интуицию. Это приводит к формированию мистической картины мира. Данная форма познания обычно используется в различных религиозных течениях. Также её могут использовать творческие люди, исследователи и ученые, ищущие озарения. В качестве способа поиска истины используется только один метод – созерцание.

Рационализм

В рамках данного направления источником истины считается разум, способный строить точные и однозначные умозаключения, отличая истину от заблуждения с помощью законов логики. Любые умозаключения должны быть логичными и определенными.

Эмпиризм

Данное направление возникло и развилось в 17-18 веках. В качестве источника знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Предполагается, что все знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения. В рамках эмпиризма выделяют два подхода:

  • идеалистический – опирающийся на инстинкты и чувства;
  • материалистический – основанный на теориях материалистов 18 века.

Сенсуализм

В рамках данного направления основным источником знаний считаются телесные ощущения и прочие чувства. Получение информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. При этом выделяется три основных формы познания:

  • ощущение – проекция структуры, формы и характеристик предмета в человеческое сознание через органы чувств;
  • восприятие – образ предмета, формирующийся в сознании во время наблюдения;
  • представление – образ предмета, который формируется в памяти с помощью двух предыдущих форм, сохраняется там и может быть вызван в любое другое время.

Среди наиболее известных представителей данного направления можно отметить Аристотеля и Эпикура, а также Дидро и Ламетри.

Принципы познания в гносеологии

В современной гносеологии основополагающими являются следующие принципы:

  • принцип диалектики (поиск истины основывается на анализе противоречий, возникающих в процессе познания);
  • принцип историзма (предметы и явления рассматриваются с точки зрения истории их возникновения и становления);
  • принцип практики (практическое взаимодействие человека с окружающим миром является главным способом познания);
  • принцип познаваемости (уверенность в том, что познание возможно);
  • принцип объективности (признание того, что предметы существуют в материальном мире, независимо от воли и сознания);
  • принцип конкретности истины (достоверная истина всего одна, не может существовать двух истин, противоречащих друг другу).

Заключение

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая познание, его структуру и особенности его функционирования. Когда-то она была лишь разделом философии, но сегодня является самостоятельным учением, тесно связанным с многими другими научными дисциплинами, такими как методология, психология, логика и другие. Задача гносеологии в современном научном мире состоит в том, чтобы контролировать целостность и объективность всех наук.

Давайте обратимся к значению этого слова.

В гносеологии понятие истины используется для характеристики непроизвольных вещей, предметов, явлений и знаний о них.

В философском смысле проблема истины шире, чем вопрос об истинности научного знания, о чем свидетельствует многообразие форм познавательной деятельности. Соответственно, истина имеет множество аспектов и может рассматриваться с разных точек зрения: эпистемологической, научной, художественной, логической и теологической, и отмечается, что существуют различные интерпретации истины, которые несовместимы друг с другом. Споры между философами о понятии истины, носят не терминологический, а философский характер.

Проблема истины в гносеологии - Основные толкования истины

Основные толкования истины

Вот основные толкования истины.

  • Истина — это соответствие знания и реальности.
  • Истина — это свойство самосогласованности знания.
  • Истина — это полезность знания, его эффективность.
  • Истина — это конгруэнтность.

Приведенные выше трактовки истины воплощены в соответствующих понятиях. Основные концепции истины включают классическую концепцию истины и неклассическую концепцию истины, которая включает когерентную, прагматическую и конвенциональную концепции истины.

Классическая концепция истины, иногда называемая теорией соответствия (корреспонденции), является одним из величайших достижений философской мысли. Она накопила многовековой опыт человеческих знаний в различных областях, особенно в науке. Классическое понятие истины философски неоднородно и претерпело различные философские интерпретации — как материалистические, так и идеалистические.

Истина как объективное свойство предложений

В философии нового времени — в работах Р. Декарта, Дж. Локка, Г. Лейбница — формируется категориальный аппарат понятия соответствия и его основные положения. Истина стала пониматься как объективное свойство предложений, не зависящее от человеческого мышления и процесса познания, который их обнаруживает.

В философии нового времени эту концепцию отстаивали такие выдающиеся философы, как К. Поппер, Л. Витгенштейн, Б. Рассел и другие.

Важной особенностью понимания истины в классической теории является ее объективность, т.е. независимость от воли и желания людей, их признания или непризнания. Соответствие мысли объекту определяется объектом, его свойствами, а не нашим желанием. Стандартная версия интерпретации критерия истинности предполагает соответствие высказываний фактам, положению дел, событиям и определенным ситуациям.

Преемницей классической концепции истины является диалектико-материалистическая теория истины, разработанная в марксистско-ленинской философии.

Объективность

Помимо объективности, истина также характеризуется абсолютностью и относительностью.

Абсолютность истины заключается в ее полноте, безусловности, наличии независимого от субъекта содержания знания, которое сохраняется и воспроизводится в процессе развития знания. Поскольку наше знание точно воспроизводит объект, оно обладает абсолютной истиной.

Относительность истины

Относительность истины заключается в ее неполноте, приблизительности, незавершенности, которые устраняются из знания в процессе познания как несовместимые с природой вещей.

С материалистической точки зрения истину можно определить как адекватное отражение познающим субъектом объективной реальности, в ходе которого познаваемый объект представляется таким, каким он существует вне и независимо от сознания.

Долгое время в эпистемологии доминировала классическая концепция истины, но со временем эта концепция столкнулась с рядом проблем, которые привели к ее критическому пересмотру и ограничили сферу ее применения.

Центральным понятием этой концепции является понятие соответствия мысли реальности, что означает: то, что утверждается мыслью, действительно происходит.

Реальность

Сторонники классической концепции истины изначально считали, что поставленная перед ней цель — соответствие мысли реальности — относительно легко достижима. Они явно или неявно сделали следующие предположения:

  • Реальность, с которой человек непосредственно связан и которая является объектом его познания, независима от самого познания;
  • мысли могут быть приведены в простое, однозначное соответствие с реальностью;
  • существует интуитивно ясный и однозначный критерий для определения того, соответствуют ли мысли реальности или нет.
    Со временем стало очевидно, что эти предложения, на которых основывается классическая концепция истины, отнюдь не являются бесспорными, и что сама классическая концепция истины столкнулась с рядом проблем, которые привели к ее пересмотру и ограничению сферы ее применения.

Другой проблемой была сфера применимости этой концепции не только к естественным наукам, но и к другим областям знания, особенно к гуманитарному знанию. В какой степени мы можем говорить об объективности гуманитарного знания?

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Определение Истина с точки зрения гносеологии — объективная и достоверная информация.

С общефилософской точки зрения вопрос истины касается не только научного знания, но и многих других аспектов жизни. По этой причине существует несколько взаимоисключающих дефиниций этого понятия в разных направлениях и концепциях.

Истина как элемент гносеологической проблематики

Наиболее распространенное понимание истины возникло еще в античности. Платон первым сформулировал определение истины как степень соответствия знания своему предмету. Аристотель был убежден, что истина – это категория, относящаяся не к бытию, а человеческому мышлению. Впоследствии Фома Аквинский развил эту идею, назвав истину соответствием интеллекта и предмета.

Наиважнейшим свойством истины в рамках классической концепции, сформулированное философией Нового времени, является объективность. Это значит, что истинность знания не зависит от отношения к ней познающего субъекта. Помимо объективности истина характеризуется абсолютностью (то есть полнотой знания, которое достоверно воспроизводится в процессе сохранения и передачи информации) и относительностью (то есть, неполнотой и приблизительностью).

Классический взгляд на проблему истины утверждала простоту достижения знаний, соответствующих реальности, поскольку базировалась на уверенности в том, что существует интуитивный и бесспорный способ определения истинности или ложности знания. Именно по причине несостоятельности этого и других положений эта концепция со временем потребовала пересмотра и ограничения в применении.

Заметка Классическое представление об истине оказало значительное влияние на преемственное ей диалектический-материализм в вопросе истины, разработанный в марксизме-ленинизме. Преемственность в данном случае основывалась на схожем понимании объективности истины.

Длины волн инфракрасного света достаточно велики, чтобы перемещаться сквозь облака, которые в противном случае блокировали бы наш обзор. Используя большие инфракра сные телескопы, астрономы смогли заглянуть в ядро нашей галактики. Большое количество звезд излучают часть своей электромагнитной энергии в виде видимого света, крошечной части спектра, к которой чувствительны наши глаза.

Так как длина волны коррелирует с энергией, цвет звезды говорит нам, насколько она горячая. Используя телескопы, чувствительные к различным диапазонам длин волн спектра, астрономы получают представление о широком круге объектов и явлений во вселенной.

Пример №1 Постройте центральную симметрию тетраэдра, относительно точки O, изображенных на рисунке 3.

Решение.

Для построения такой центральной симметрии сначала проведем через все точки тетраэдра прямые, каждая из которых будет проходить через точку O. На них построим отрезки, удовлетворяющие условиям |AO|=|A?O|, |BO|=|B?O|, |CO|=|C?O|, |DO|=|D?O| Таким образом, и получим искомую симметрию (рис. 4).

В ряду разных механических движений особенным значением обладают колебания. Это движения и процессы, имеющие периодичность во времени.

В среде электромагнитных явлений также значительное место заняли электромагнитные колебания. В этих колебаниях заряды, токи, электрические и магнитные поля изменяются согласно периодическим законам.

Совет №1 Велосипедист, имеющий скорость 300 м/с, или идеальный газ, оказывающий давление 100 паскалей в большой тепловой машине — это странно.

Читайте также: