Проблема двух корей в 21 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сеул и Пхеньян долгое время изображали друг друга очень пренебрежительно. Передвижение граждан Северной Кореи за границу чрезвычайно ограничено, и Закон о национальной безопасности в Южной Корее запрещает южнокорейцам наладить прямую торговлю с северокорейцами без предварительного разрешения.

Резюме

Диалог

Для того , чтобы возобновить диалог с Южной Кореей , лидер Северной Кореи Ким Ир Сен является организация конференции политических партий и общественных организаций , с Севера и Юга в Пхеньяне , Апрель 1948 г. . Председатель Временного правительства Южной Кореи Ким Гу , хотя и был антикоммунистом, участвовал в конференции в Пхеньяне. Его приверженность межкорейскому диалогу привела к его убийству в 26 июня 1949 г. тайной полицией Южной Кореи после прихода к власти его оппонента Сынгмана Ри .

В 1960 году глава северокорейского государства Ким Ир Сен предложил создать конфедерацию между двумя Кореями.

в 6 августа 1972 г. Ким Ир Сен объявил, что готов поговорить с общественными и политическими организациями в Южной Корее после обмена мнениями между обществами Красного Креста двух стран; В результате произошла встреча лидеров. Совместное коммюнике Севера и Юга было подписано 4 июля 1972 г. перечисление основных принципов воссоединения.

После 1987 года падение военного режима у власти в Южной Корее и последовавшая за этим демократизация способствовали изменению позиции Сеула .

В 1991 году две Кореи были совместно приняты в ООН , положив конец корейскому аналогу так называемой доктрины Хальштейна , согласно которой иностранные государства должны были выбрать признание и установление отношений с той или иной Германией .

В Декабрь 1991 г. был подписан пакт о примирении, ненападении и сотрудничестве между двумя Кореями, который подтвердил принципы, изложенные в соглашении 1972 года, и установил вехи для сотрудничества и обменов. За этим пактом последовало подписание в 1992 году соглашения о денуклеаризации полуострова.

После признания Юга Россией (1991 г.) и Китаем (1992 г.) произошло потепление отношений между Севером и Югом .

Политика солнечного света, 2000-2008 гг.

Диалог, начатый в 1972 году, углубился с 2000 года после визита в Пхеньян президента Южной Кореи Ким Дэ Чжуна (в рамках первого межкорейского саммита ) и совместного принятия последним и его северокорейским коллегой Ким Чен Ир , о совместном заявлении 15 июня 2000 г. который является краеугольным камнем отношений между Пхеньяном и Сеулом.

На летних Олимпийских играх 2000 и 2004 годов две страны вместе прошли церемонию открытия, в которой спортсмены были одеты в одну и ту же форму под синим флагом полуострова на белом фоне . Ходили разговоры о формировании совместной делегации на Олимпиаде 2008 года в Пекине, но проект в конечном итоге не увенчался успехом из-за отсутствия согласия между двумя делегациями, и поэтому был отложен.

Второй межкорейский саммит между лидером Северной Кореи Ким Чен Ира и президентом Южной Кореи Но Му Хёном , первоначально намеченный на Пхеньян с 28 по 20 мая. 30 августа 2007 г. , перенесен с 2 на 4 октября после сильнейшего за сорок лет наводнения в Северной Корее, в результате которого погибли и пропали без вести 600 человек, пострадал миллион человек. По окончании второго межкорейского саммита, организованного в Пхеньяне с 2 по 4 октября 2007 г. , Лидер Северной Кореи Ким Чен Ир и его южнокорейский коллега Но Му Хён подписали совместный документ, в котором они обязуются содействовать миру и экономическому процветанию на полуострове.

Результатом этой политической акции стало сближение южнокорейского и северокорейского народов и большее взаимопонимание. Северные корейцы понимали, что жители Юга отличаются от тех, кого представляет правительственная пропаганда (часто жалкая), а южнокорейцы видели, что жители Севера не были такими кровожадными, как они могли вообразить.

С 2008 по 2017 год враждебность со стороны консервативного правительства Южной Кореи

Этот период отмечен общим возвратом напряженности. Этот рост напряженности отмечен определенными событиями, такими как инцидент 11 июля 2008 года, когда южнокорейский турист был застрелен северокорейским солдатом в туристическом районе гор Кымган, или в результате гибели южнокорейского корвета. Cheonan в март 2010 .

Под Ли Мён Баком

Под Пак Кын Хе

С 2017 г.

Избранный в 2017 году, Мун Чжэ Ин возобновляет диалог и встречает Ким Чен Ына в апрель 2018 .

в 27 марта 2018 г. , парламентарии из Пхеньяна и Сеула собираются на неформальную встречу в Женеве , Швейцария . Вице-президент Верховного народного конгресса Северной Кореи Ри Чон Хёк и член парламента Южной Кореи Чин Ён поднимают бокалы по приглашению генерального секретаря Межпарламентского союза (МПС) Мартина Чунгона .

Олимпийские игры 2018 года


Встреча президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина (слева, в белом) с Ким Ё Чжон (сестрой диктатора Ким Чен Ына ) и Ким Ён Намом (президентом Верховного народного конгресса Северной Кореи) в президентской ложе перед церемония открытия Игр в феврале 2018 года.

В период дипломатической напряженности, после новых обстрелов баллистических ракет и ядерных испытаний на севере Сеул предлагает встречу с Пхеньяном на 9 января 2018 г. . Особый вопрос касается участия Северной Кореи в зимних Олимпийских играх 2018 года . Эта встреча заканчивается положительно, Северная Корея представляет делегацию на Олимпийские игры . Две Кореи маршируют вместе на церемонии открытия, чего не было со времен Зимних Олимпийских игр 2006 года . Сестра северокорейского лидера Ким Ё Чжон также присутствует на церемонии, что делает ее первым представителем северокорейской династии Ким, посетившим Южную Корею после окончания Корейской войны .

Впервые в этих Играх принимает участие объединенная женская хоккейная команда, которая объединяет спортсменов из Северной и Южной Кореи.

Межкорейский саммит в 2018 году и окончание войны

Состоялось несколько встреч между лидерами двух Корей, первая из которых 27 апреля 2018 г. приводит к совместному объявлению об окончании войны на полуострове. Еще одна встреча с 26 мая 2018 г. состоялся накануне саммита Трамп-Ким 12 июня 2018 года .

в 1 - й Октябрь 2018 , То министерство национальной обороны Южной Кореи сообщает , что он начал разминирование в общей зоне безопасности в рамках дипломатического потепления между двумя Кореями. За этим должен последовать демонтаж военных казарм и разоружение солдат двух Корей, которые их охраняют. Однако полковник Чад Кэрролл, представитель командования ООН в Корее , не объявил о разоружении солдат ООН, которые все еще находятся там.

Дипломатическая позиция

С целью воссоединения Кореи южнокорейские власти предпочли встать на путь прогрессивного экономического и культурного сближения между двумя Кореями, чтобы уменьшить экономические различия, которые между двумя Кореями больше, чем между Германией в 1989 году. Это " солнце политика "(„радиус политики солнечного света“) сравнивали с Остполитик от Вилли Брандта .


Помимо встреч между разделенными семьями, развиваются человеческие обмены: в 2005 году миллион южнокорейцев посетили Кымгансан с момента открытия этих священных гор для южнокорейского туризма в рамках прямых переговоров о партнерстве между лидерами Северной Кореи и Группа Hyundai, которая управляет сайтом. в 27 февраля 2006 г. , несколько сотен корейцев из разлученных семей также смогли поговорить друг с другом по видеосвязи.

Начинать сентябрь 2009 г. отношения с Южной Кореей снова обострились после того, как север сбросил около 40 миллионов тонн воды в русло реки Лмджин, что привело к наводнениям и жертвам на юге.

В июль 2016 , Соединенные Штаты заявляют о своем желании установить противоракетный щит в Южной Корее. Китай осуждает эту позицию.

Вооруженные инциденты и терроризм

Столкновения между вооруженными силами или секретными службами Северной Кореи и Южной Кореи во время шпионских операций, рейдов коммандос, государственного терроризма , а также из-за рыболовных зон после окончания военных операций в Корее унесли сотни жертв среди гражданского населения и военнослужащих; юридически эти два государства все еще находятся в состоянии войны, мирного договора между двумя сторонами не было подписано после перемирия 1953 года .

в 21 января 1968 г. , нападение на президентскую резиденцию силами коммандос Северного спецназа в составе 31 человека привело к 28 убитым и одному пленному на северокорейской стороне, 68 погибшим гражданским и военным и 66 раненым на южнокорейской стороне, трое солдат убиты и трое ранены с американской стороны.

В Октябрь 1968 г. 130 северокорейских коммандос прибывают по морю и пытаются совершить набег на восточное побережье Южной Кореи; 110 убиты и 7 взяты в плен.

в 9 ноября 1983 г. В результате нападения в Рангуне на президента Южной Кореи Чун Ду Хвана у Мавзолея мучеников, недалеко от пагоды Шведагон, погибли 17 человек из его окружения, в том числе четыре министра.

В Ноябрь 1987 г. Boeing 707 из Korean Air соединения Багдад в Сеул в несколько этапов, рейс Korean Air 858 , взорвалась в полете погибли 115 человек; бомба была заложена двумя северокорейскими агентами; первая покончила жизнь самоубийством, а вторая, женщина, Ким Хён Хи , добровольно признавшись, была приговорена к смертной казни 25 апреля 1989 г. суд Сеула к этому акту , а затем , наконец , помилованы по Roh Tae-в .

После Корейской войны или в период холодной войны в общей сложности 3795 южнокорейцев, в основном грешники, были похищены и вывезены в Северную Корею. Впоследствии, благодаря переговорам с правительством Южной Кореи и усилиям Корейского Красного Креста , 3309 человек вернулись в Южную Корею. В 2007 году 480 похищенных южнокорейцев остались в Северной Корее против своей воли .

В апреле 2010 года два агента военной разведки Северной Кореи были арестованы, когда их задачей было убийство Хван Чан Ёпа , высокопоставленного северокорейского чиновника, дезертировавшего в 1997 году.

Было несколько инцидентов, начиная от простого пограничного инцидента и заканчивая морским сражением и морским проникновением северокорейских агентов в то, что можно назвать крабовой войной .

Инциденты в Ёнпхён

Два столкновения произошли между северокорейскими и южнокорейскими военно-морскими силами возле южнокорейского острова Ёнпхён в 1999 и 2002 годах; Конфликт касается доступа к периферийной рыболовной зоне острова, теоретически предназначенной для южнокорейских лодок. 9 и 15 июня 1999 г. В результате перестрелки с северокорейской стороны погибло около тридцати человек, в частности после того, как северокорейский торпедный катер был потоплен. в 19 июня 2002 г. , новый инцидент уносит около сорока жертв с обеих сторон; южнокорейское патрульное судно потоплено.

Морской инцидент ноября 2009 г.

Военно-морской инцидент между Северной Кореей и Южной Кореей произошел 10 ноября 2009 г. когда северокорейское судно пересекло морскую границу, разделяющую две Кореи ( северная пограничная линия ), преследуя китайский траулер, незаконно ловящий краба в Желтом море , недалеко от острова Тэчхон . Южнокорейский флот открыл огонь по северокорейскому кораблю, который немедленно отреагировал. Сообщается, что 50 боеприпасов было выпущено с северокорейской стороны и 200 - с южнокорейской. На южнокорейской стороне не было бы потерь, и сильно поврежденная северокорейская лодка развернулась бы; Южнокорейские источники сообщают об одном погибшем и трех раненых с северокорейской стороны.

Бомбардировка Ёнпхёна в 2010 году

в 23 ноября 2010 г. в 14 ч. 34 м. (по местному времени) Северная Корея обстреляла остров Ёнпхён , убив двух и ранив 15 южнокорейских солдат, двое мирных жителей убиты и двое ранены. Кроме того, было разрушено около десяти зданий. Президент Ли Мён Бак собрал свой персонал. Этот обстрел должен был произойти в знак протеста против военных учений, проводимых у острова.

Дипломатическая напряженность

Инцидент 2008 г., горы Кымган

Несмотря на то, что правительство Ли Мён Бака выражало анти-северокорейскую позицию, Ким Тэ-у , директор Корейского института национального объединения , предложил южнокорейскому правительству пересмотреть условия туристического региона от гор Кымган с Северной Кореей без приносить какие-либо официальные извинения за военные действия Северной Кореи в связи с потоплением ROKS Cheonan и бомбардировкой Yeonpyeong [уклонение] .

Сбор в Южной Корее

Поколение южнокорейцев, переживших Корейскую войну, наиболее неохотно относится к политике диалога с Севером [цитата необходима] .

В Южной Корее правая оппозиционная партия Великая национальная партия (GPN) критикует обмены мнениями, которые президент Но Му Хён и его партия Ури хотят углубить, как уступки без достаточной компенсации со стороны Пхеньяна; Однако консерваторы Южной Кореи по-прежнему враждебны смене режима в Пхеньяне. Кроме того, с перспективой возможного успеха на президентских выборах декабрь 2007 , GPN изменился, запустите Июль 2007 г. , направленность своей северокорейской политики: GPN сплотилась к принципу постепенного сближения с Северной Кореей, основанному на развитии межкорейских обменов, подчеркивая при этом, по его словам, необходимость того, чтобы Пхеньян отказался от своих военных программы ядерного оружия.

Восприятие людей

В конце своей книги свидетельств северокорейских беженцев, Беглецы из Северной Кореи , Джульетт Морильо и Дориан Малович подчеркивают свои трудности интеграции, учитывая их восприятие их южнокорейскими соотечественниками.

Несмотря на значительную материальную поддержку, большинство из более чем 13000 северокорейских беженцев, прибывших в Южную Корею в 2008 году (две трети из которых прибыли с 2002 года, согласно южнокорейской статистике), испытывают реальные трудности с социальной интеграцией, стигматизируемые пренебрежительными клише, выражаемыми военный режим все еще находился у власти в Сеуле в начале 1980- х годов . Многие северокорейцы в Южной Корее продолжают считать себя северокорейцами.

Согласно этим же рассказам, южнокорейцы со смущением и жалостью смотрят на своих северных соотечественников, которых они считают более бедными и менее образованными.

Определенные языковые различия разделяют северных и южных корейцев: различия в акценте, введение многих слов английского происхождения в диалект Сеула, на котором говорят на юге, использование хангыля, а также китайских иероглифов в Южной Корее.

Война в Корее

Исторически у Северной и Южной Кореи не существовало предпосылок для разделения. Проведение границы было исключительно механическим и изначально рассматривалось как временная мера. Однако с момента разъединения страны прошло уже 60 лет, а воссоединения территории корейцы не дождались. Более того – за последнее десятилетие отношения ухудшились настолько, что политологи говорит о возможном начале открытого военного конфликта.

Причины разделения

С 1910 по 1945 год Корея находилась под властью Японии, которая таким образом расширила свое влияние на континенте. Оккупацию значительная часть корейцев восприняла благосклонно, считая, что стране нужно следовать по тому же пути, по которому пошла Япония – выход из изоляционизма и европеизация. Однако результаты Второй мировой войны оказались неблагоприятными для Страны восходящего солнца, которая полностью утратила влияние на Корейском полуострове.

Последующие разногласия были спровоцированы тем, что Ким Ир Сен активно насаждал социалистическую политику на севере полуострова и призывал к военному захвату Сеула. На юге правитель Ли Сын Ман активно противостоял этой позиции и проводил жестокие антикоммунистические зачистки. Уже к 1950-му году стало понятно, что мирно конфликт не разрешится.

Причинами Корейской войны стали такие факторы:

  • каждая сторона считала, то другая территория находится в оккупации противником и требует военного освобождения;
  • в разных концах страны насаждались противоположные идеологии – социалистическая и демократическая;
  • США и СССР не было выгодно объединение Кореи, мнение народа не учитывалось.

Война

Конфликты на полуострове

Важный шаг по урегулированию отношений датируют 1991 годом. Северная и Южная Корея подписали пакт о ненападении, сотрудничестве и обменах, а также о том, что полуостров должен иметь безъядерный статус. Однако долго дипломатические отношения не продлилось: давление со стороны Америки на Сеул привело к ухудшению ситуации. В 2008 году к власти в Южной Корее пришел Ли Мен Бак, при котором кризис обострился.

Разделение

Со стороны КНДР также не было весомых уступок. Ким Чен Ир и его последователь Ким Чен Ын продолжили линию своего предшественника, направленную на изоляционизм и наращивание военной мощи.

На ухудшение отношений между странами повлияли такие факторы:

  • ядерная программа КНДР
  • размещение военных американских баз в Сеуле и на приграничной территории;
  • противостояние идеологий;
  • прием Южной Кореей беженцев из КНДР.

На сегодняшний день политика стран в отношении друг друга так же агрессивна, как и 50 лет назад. В Южной Корее запрещено положительно отзываться о северных соседях, а в Северной карают тюремным заключением за общение с южанами, просмотр их фильмов и прослушивание радиопередач.

Возможность объединения

Несмотря на вражду, Южная и Северная Корея не оставляют надежд на то, что однажды они снова станут одной страной. При этом они рассчитывают на китайскую модель объединения – одно государство с двумя политическими строями и правительствами.

Северная и Южная Корея

Однако на практике исполнение этого желания сопряжено с непреодолимыми сложностями:

  • Официально страны не признали существование друг друга и считают соседние территории оккупированными.
  • Глобальной проблемой является режим Северной Кореи чучхе, при существовании которого невозможно нормальное функционирование объединенной страны.
  • Жители Южной Кореи, и в особенности молодежь, настроены резко негативно против идей социализма, пропагандируемых севером, и не хотят интеграции северян в сложившееся общество.
  • Объединения страны не допустят сильные внешнеполитические противники – Китай и США. Обоим государствам необходимы буферные зоны, которыми выступают Северная и Южная Корея.

Южная и Северная Кореи – один народ, но две страны с разными экономическими и политическими направлениями. Их конфликт длится более 60 лет, но причиной этому стали не внутренние разногласия, а попытки распространения влияния на мировой политической арене сверхдержав времен Холодной войны.

Исторические предпосылки

Причиной появления сильной коммунистической партии в Корее стала борьба народа против японского ига. С конца XIX века страна оккупирована Японией. Жесткая политика по отношению к местному населению привела к созданию подпольной сети по борьбе с оккупантами. Ее лидер, Ким Ир Сен, хотел избавиться от оккупации, для борьбы были привлечены силы Китая, который неофициально поддерживал подпольщиков. Но в 1940 году почти вся подпольная сеть была подавлена.

После капитуляции Японии в 1945 году представители США и СССР решили разделить страну на две части, чтобы предоставить побежденным войскам коридоры для сдачи пленных. Это была временная мера, по плану после завершения операции страна должна бала объединиться собственными силами. Но этого не произошло.

Корейская война

Фактическая причина начала конфликта между КНДР и Южной Кореи – желание СССР, Китая и США усилить свое влияние в этом регионе. При содействии ООН в южной части проводятся выборы, которые бойкотируются Ким Ир Сеном и его соратниками. В 1947 году США и ООН берут на себя ответственность за будущее развитие Кореи, в стране остаются военные базы, наращивается контингент войск.

Дальнейшие события развивались стремительно.

Завершение открытого конфликта

Отсутствие значительного перевеса привело к затяжной войне. В середине 1951 года сторонами предпринимаются попытки быстрого завершения конфликта победой. Но они терпят неудачу. С одной стороны войска США и ООН, с другой – китайская армия и воздушная поддержка СССР. Фактически воюют сверхдержавы того времени на территории другой страны.

После смерти Сталина 5 марта 1953 года Президиум ЦК КПСС провозглашает о завершении участия СССР в корейском конфликте. По инициативе ООН, 27 июля 1953 года подписывается договор о перемирии. США продолжает наращивать военную мощь в этом регионе, в 1958 году размещает ядерное оружие. СССР и Китай поддерживают КНДР поставками оружия, продовольствия, технические специалисты стран участвуют в строительстве заводов, фабрик. Отношения Южной Кореи и КНДР переходят в затяжную стадию холодной войны.

Попытки примирения

Перемирие между странами позволило правительствам заняться экономическим развитием. До 1970 года происходит наращивание военного присутствия на официальной границе. В этот период достигнуто соглашение об обмене военнопленными. Около 20% северокорейских солдат и ополченцев отказались возвращаться в КНДР.

  • Невмешательство внешних сил.
  • Мирное воссоединение как желание и воля всех корейцев.
  • Экономическое и научное сотрудничество.

Инициатором этого договора выступил Ким Ир Сен. Причина – разрыв отношений между СССР и Китаем в 1970 году. Это привело к угасанию интересов стран относительно судьбы КНДР. Следствием этого стал экономический упадок и ухудшение качества жизни жителей Северной Кореи.

Однако изменения в отношениях были минимальны. За 20 лет на границе происходили конфликты, действовали ограничения на общение родственников, находящихся по разные стороны разграничения.

Поэтому в апреле 1993 года Президент Ким Ир Сен предоставил новую программу интеграции стран. Из основных десяти пунктов можно выделить следующие:

  • прекращение политических диспутов для достижения поставленной цели;
  • поиск общих интересов, основываясь на желании граждан обеих стран;
  • демократия в отношениях без ущемления политических взглядов.

Такая политика развития продолжалась до начала XXI века. В дальнейшем ситуация ухудшилась. Причины – внутренние изменения в социальной сфере КНДР, попытки США повлиять на курс страны.

Кризис в КНДР в конце XX века

Главные предпосылки ужесточения внешней политики заключаются в глубоком экономическом кризисе в Северной Корее в 1994 году. Потоки внешней помощи от КНР и России стали малы, внутренняя пищевая промышленность и сельское хозяйство не могли удовлетворить все нужды населения в еде. До этого основной статьей бюджета была оборонная промышленность и армия.

Причины гуманитарной катастрофы и ужесточения внешней политик в Северной Корее в конец XX века:

  • Мало пахотных земель – 77% территории занимают горы.
  • В июне 1995 года были проливные дожди, которые разрушили большинство террас по выращиванию риса.
  • Энергетический кризис. Большая часть электроэнергии вырабатывалась на ТЭЦ, угольные шахты были затоплены из-за дождей.
  • Засуха 1997 года.

Правительство Южной Кореи и Японии решили не помогать своему северному соседу. Они надеялись, что народ, доведенный до отчаяния, сам сметет власть. Однако этого не произошло. Машина пропаганды КНДР получила новый образ внешнего врага – Южная Корея, Япония и США. Это сплотило нацию, а недовольные были отправлены в трудовые лагеря.

Попытки примирения в начале XXI века

До 2008 года отношения начали стабилизироваться. В 2000 году проходит саммит, на котором договорились о самостоятельном объединении стран без участия посредников. Также было подписано соглашение об обмене группами. Они состояли из членов семей, проживающих по разные стороны границы. Расширилось экономическое сотрудничество, что улучшило инвестиционный климат в КНДР.

Для развития хороших отношений между странами в 2007 году был проведен второй саммит. Его итогами стали такие решения:

  • Ослабление военного напряжения на границе. Разработан план мероприятий по осуществлению этого решения.
  • Встреча премьер-министров для согласования второстепенных вопросов.
  • Создание совместной экономической зоны.

Новый этап эскалации

В 2006 и 2010 годах Северная Корея проводит ядерные испытания, что привело к международному осуждению. В результате Совет безопасности ООН составил резолюции, которые призывали руководство страны прекратить создание и испытание ядерного оружия. Но документы 1874 и 1718 были проигнорированы Северной Кореей.

Этапы ухудшения отношений:

В период с 2014 по 2016 годы КНДР провели ряд испытаний ядерного оружия, выпустили несколько баллистических и крылатых ракет. По утверждениям специалистов, ряд моделей могли достичь территории Японии и США.

Виток мирных отношений

Предвестником изменения отношений между двумя государствами стал визит Ким Чен Ына в Пекин. Цели поездки остались неизвестны, но после нее были предприняты действия по стабилизации ситуации на границе. Риторика правительства КНДР сменилась, стало больше разговоров о сотрудничестве, возобновлении мирных переговоров.

В апреле 2018 года руководитель Южной Кореи Мун Чжэ Ин переступил демаркационную линию, разделяющую страны. Эта непродолжительная пешая прогулка закончилась рукопожатием с Ким Чен Ыном.

Знаковым событием стала встреча двух лидеров в Пхеньяне в сентябре 2018 года. Ее результат – подписание соглашения в военной сфере. Оговаривались экономические стороны сотрудничества, этапы объединения стран.

На желание Южной Кореи возобновить сотрудничество с северным соседом влияет США. Если сфера интересов Белого Дома будет затрагивать Пхеньян, риторика правительства Южной Кореи может быстро поменяться.


В статье приводится краткая историческая справка об эволюции развития и решения вопроса объединения Севера и Юга Кореи. Освещаются и анализируются теоретические позиции российских и американских исследователей по проблеме объединения Республики Корея и Корейской Народно-Демократической Республики. Выявляются сходства и различия в подходах российского и американского дискурсах по корейскому вопросу.

Ключевые слова: объединение, корейский вопрос, воссоединение Кореи, американская концепция, российская концепция.

Сотни инициатив, доктрин и концепций, декларированные властями Севера и Юга Кореи в целях объединения страны, так и остались на бумаге [10]. На сегодняшний день, эксперты, оценивая перспективы объединения Северной и Южной Кореи, обычно раскрывают этот вопрос в двух плоскостях. Либо они показывают нам те гуманитарные, культурные и политические выгоды, которые принесет объединение. Либо исследователи говорят о том, сколько будет стоить южнокорейскому бюджету адаптация двух государств, сколько на это потребуется времени, и когда вложенные средства себя окупят. Однако, финансовый вопрос — не единственный элемент проблемы объединения [5].

Объектом нашего исследования стало теоретическое обсуждение проблемы объединения Кореи. Предметом — аналитическая рефлексия по корейской проблеме со стороны американских и российских экспертов.

Методами исследования для нашей работы стали следующие три аналитические конструкции. Для раскрытия контекста эволюции развития и изменения процесса объединения Южной и Северной Кореи мы взяли историко-генетический метод исследования. Концептуальный анализ политического дискурса или метод дискурс-анализа используются нами для изучения индивидуального, социального и национального в работах российских и американских исследователей по проблеме слияния корейских государств [8]. И последняя аналитическая конструкция, которую мы применяем в нашем исследовании для анализа результатов второй главы, — это сравнительный метод или компаративистика. Чаще всего метод компаративистика используется для сравнения крупных макросоциальных единиц [4]. Мы же будем использовать его для разбора и оценки американской и российской концепций видения проблемы объединения Кореи.

По поводу части историографической базы нашей статьи необходимо сделать принципиально важную оговорку. Сложность заключается в том, что огромное количество работ, посвященных непосредственно проблеме исследования корейского объединения, чаще всего выступают одновременно в двух ипостасях, а именно, они для нас являются, как историографической, так и источниковой базой. В нашей выборке авторов, профессиональные историки, обращаясь к проблематике корейского объединения, часто выступают в качестве публицистов. По сути дела, сама эволюция историографии вопроса объединения Севера и Юга Кореи совпадает с развитием представлений о нем. На сегодняшний день многие авторы и эксперты, как с российской, так и с американской стороны написали множество статей и работ, и объемистых книг. В которых, с одной стороны, мы можем найти освещение проблем объединения Кореи на эмпирическом уровне, с другой — в них высказывается личная позиция автора по этому вопросу. Первой своей стороной книга или статья являются для нас литературой, а второй — источником.

В России анализу межкорейских отношений разных периодов были посвящены публикации и работы таких авторов, как Жебина А. З., Толстокулакова И. А., Толорая Г. Д., Торкунова А. В., Хамутаевой С. В., Волычука А. В., Андреевой Ю. В., Ли В. Ф., Денисова В. И., Ли Су Чжин, Кима Г. Н., Никонова В. А., Михеева В., Федоровского А., Лузянина С., Асмолова К. и многих других.

Проблема межкорейского взаимодействия успешно была разработана и такими зарубежными исследователями, как Д. Уильям, Д. Коглан, Норберт Эшборн, Янг-Юн Ким, Виктор Д. Ча, Р. Миллер, Ким Джи Юн, Карл Фрейдхов, Кан Чанг Ку, Ли Ючоль, Патрик М. Кронин, Ван Джексон, Элбридж Колби, Ричард Фонтейн, Дэвид Джи Ёнпен, Брайан Кирк, Дарси Драудт, и Ханна Су, Майкл Х. Армакост, Кеннет Б. Пайл, Брюс Клингнер, Брюс У. Беннет, Ма Тонг Хуэй.

Одна из задач в нашей дипломной работе — это концептуализация взглядов российских и американских исследователей на проблему объединения Кореи на современном этапе. Поэтому для анализа мы возьмем только промежуток времени с 1991 года до 2018. Так как именно с этого периода времени у научного сообщества появляется новое критического видение механизмов объединения Кореи. Мы увеличили наш временной промежуток из-за малого количества или почти полного отсутствия по некоторым аспектам нашего исследования российских и иностранных источников.

Делая выводы по историографии нашего исследования, можем сказать следующее, что в истории дипломатических отношениях Республики Корея и Корейской Народно-Демократической Республики все время наблюдаются скачки, от сближения и экономического сотрудничества к охлаждению, кризису и регрессу. В принципе, интересы сторон понятны. КНДР ни за что не хочет мириться с денуклеаризацией из-за факта нахождения американских войск на Корейском полуострове, а Юг противится выводу американского контингента в силу нерешенности ядерного вопроса. Все это напоминает замкнутый круг, и без взаимного доверия сторон его не разорвать.

Прежде чем приступить к сравнительному анализу двух моделей исследования по вопросу объединения Кореи, для начала хотелось бы остановиться немного на основных моментах методологической системы анализа авторов.

Если же мы посмотрим на мнения российских и американских экспертов по проблеме объединения Севера и Юга Кореи, то мы удивим следующее. У российских экспертов общим контекстом по теме слияния государств выступает подход, выявляющий причинно-следственную связь процесса воссоединения двух корейских наций. Когда как у американских исследователей контекстом политического дискурса стала тема роли, значения и действий разных международных участников в объединении Республики Корея и Корейской Народно-Демократической Республики.

Между тем, дискурс ограничивается не только контекстными моделями, но также и моделями событий — тем, как говорящий интерпретирует событие, о котором говорит. Дополнительным рамочным фактором служат и общие социальные репрезентации на уровне участников социальных групп [9]. В этом аспекте анализа интерпретации российских и американских востоковедов по поводу путей слияния корейского полуострова получились очень разными. Но общей особенностью является то, что мы можем выделить схожие черты к рассмотрению проблемы, оценка всегда ведется либо с политического или экономического подходов, либо с социально-психологического или международного.

Теперь перейдем к выводам по сравнительной части нашего исследования, выделим общее и различное в подходах американских и русских авторов по проблеме объединения корейского полуострова.

Итак, первой достаточно распространённой концепцией среди российских экспертов стала модель, содержание которой представляет идея о недостаточном экономическом потенциале Южной Кореи для объединения с Севером. В частности, эта мысль была высказана в докладе экспертов для Российского национального комитета Азиатско-Тихоокеанского Совета сотрудничества по безопасности в 2011 году известным советским и российским политологом Никоновым Вячеславом Алексеевичем, и экспертом в области востоковедения Толорем Георгием Давидовичем. Их результаты доклада были поддержаны и такими российскими корееведами, как Торкунов А. В., Ли В. Ф., Денисов В. И.

Российскими экспертами была предложена и временная продолжительностью этого процесса. Профессор Ким Герман Николаевич в своей работе ссылается на временной промежуток 10–20 лет. Согласно расчетам профессора, чем дальше отодвигаются Севером и Югом сроки, чем финансово дороже обойдется двум государствам объединение [Ким, 2014]. И в список расходов, по мнению Кима Г. Н., войдут: гуманитарная помощь, стабилизация экономики Севера, обучение, подготовка специалистов, административная и государственная реструктуризация, программы по адаптации северного населения, внешний долг Пхеньяна, который по некоторым данным составляет свыше 350 миллиардов долларов и так далее. Не отрицают этого факта и американские специалисты, в частности, об этом в своем докладе пишет Д. Коглан. Он считает, что расходы на воссоединение Кореи будут варьироваться в пределах от 25 до 3,5 триллионов долларов США [12].

Останавливаясь на вопросе моделей объединения, в российской исследовательской историографии в основном принято выделять три сценария: поглощение, эволюционное сращивание и воссоединение через демократические и правовые конструкции.

Эволюционное сращивание в основном трактуется нашими экспертами, как модель Китайского пути развития. Особенности этого подхода были хорошо описаны в трудах Г. Н. Кима. Этот сценарий объединения российские исследователи не считают провальным, подкрепляя свое утруждение следующим аргументом, что при китайской модернизационной модели Северная Корея сможет так же, как и Пекин, повести свою страну по пути свободных рыночных отношений, при этом соблюдая верность своим политическим идеалам.

Второй сценарий и, пожалуй, один из самых распространённых в российском политическом сообществе — это сценарий поглощения Югом Севера. Раскрывают этот подход в своих работах А. Д. Кожевникова, профессор МГИМО С. Г. Лузянин и Н. Н. Ким.

Третий путь — это правовое объединение КНДР и РК. Это модель все чаще начала выдвигаться российскими экспертами в научном сообществе. Работ о концепции демократического объединения полуострова становится с двухтысячного все больше.

Так, например, особо опасен вариант с формой правления конфедерация. Так как этот режим все равно не способен помочь избежать существующие ядерные, военные и политико-идеологические угрозы безопасности не только для Корейского полуострова, но и для стран соседей. Более того, Пхеньян сможет получить дополнительные возможности манипулировать ситуацией, прибегнув к финансовой помощи Юга [5].

Американские эксперты, так же как и российские корееведы, дают свою классификацию сценариев объединения Севера и Юга Кореи, которая во многом отличается от российского видения. Американские востоковеды видят четыре пути слияния двух государств.

Второй подход — это сценарий введения статуса-кво на корейском полуострове. В соответствии с этим сценарием в Северной Корее планируется ввести только минимальные изменения необходимые для выживания государства.

Третий сценарий — это крах северокорейской системы. По этому варианту развития событий развал экономики и гуманитарный кризис приведет к политической нестабильности, а затем к краху государства.

Четвертый вариант — война между двумя государствами. Война, начатая Северной Кореей, является наихудшим случаем из всех этих сценариев, и, хотя вероятность небольшая, но учитывая возможности северокорейских военных, американские исследователи в отличие от российских не исключают этот вариант.

По мнению американских экспертов и аналитиков, ни один из рассмотренных сценариев не предусматривает скорейшего воссоединения, и, как представляется, в обозримом будущем статус-кво на Корейском полуострове сохранится.

По большому счету и российским и американским аналитикам проще отталкиваться при более глубоком изучении проблемы не от конструкции объединения, а от препятствий, которые мешают воссоединиться корейской нации на сегодняшний момент.

И одна из самых часто упоминаемых проблемных областей в последние пять лет связана с корейской культурной идентичностью и изменениями, которые сейчас с ней происходят.

Социальные и психологические проблемы интеграции Севера и Юга были исследованы такими американскими востоковедами, как Ким Джиюн, Карл Фрейдхов, Кан Чанг Ку, Ли Ючоль. В Азиатском отчете общественного мнения, автором удалось доказать, что различия в политических системах и системах ценностей сильно увеличивают разрыв между странами. Что еще более важно, этническая связь, которая, как считается, связывает две Кореи, ослабевает среди южнокорейцев.

Как свидетельствуют данные американских профессоров и исследователей, восприятие северокорейского народа гораздо более позитивно, чем взгляды на саму страну. Однако эти отношения не так близки, как можно себе представить. Когда южнокорейцев спрашивали о северокорейцах, то они занимали третье место среди четырех граждан, оказавшись чуть ниже Китая.

Так согласно опросам 2007 года, проведенным Сеульским национальным университетом, меньше половины жителей хотели бы объединиться с Северной Кореей. Причина таких цифр — это дополнительное финансовое бремя для Республики Корея. Не отрицают этого и американские исследователи, их неофициальные данные свидетельствуют о том, что, хотя концепция объединения по-прежнему имеет сильную эмоциональную привлекательность среди южнокорейцев, энтузиазм быстро ослабевает, как только учитываются временные и стоимостные факторы. Опросы теле и радио корпорации KBS, на которые ссылаются российские аналитики и социологи, также подтвердили результаты Сеульского университета. Только четверть из тысячи опрошенных граждан РК согласились выплачивать налог на объединение, если он не будет превышать один процент годового дохода.

Вопрос реакции молодого населения Южной Кореи к процессу объединения был затронут, как российскими, так и американскими экспертами, обеим сторонам удалось выяснить, что молодые люди в возрасте двадцати лет и выше категорически выступают против объединения Кореи.

Еще одной проблемной темой в и научном российском и в американском дискурсе выступает тема ответственности других стран и их участия в решении вопроса объединения. Вообще, американские эксперты, в отличие от российских востоковедов, делают большой акцент на этот международно-правовой блок. И о нем говорят и пишут множества авторов.

Так, например, американский профессор, которого мы упоминали ранее, старший военный сотрудник Института национальных стратегических исследований Уильям Дреннан считает, что центральную роль в данном вопросе занимает Америка. Вклад Соединенных Штатов в процесс объединения велик.

Что касается Японии, то Майкл Х. Армакост и Кеннет Б. Пайл считают, что, скорее всего, Япония будет реагировать и адаптироваться к процессу унификации и изменяющимся обстоятельствам, осторожным и постепенным образом. Япония не может позволить себе сопротивляться объединению. Ресурсы, которые может принести Япония, и та роль, которую она играет, будут во многом способствовать определению долгосрочного урегулирования на полуострове и достижению стабильного нового порядка в Северо-Восточной Азии [14].

Особое внимание автор текста уделяет Китаю, так как его взаимоотношения с Кореей всегда были исторически значимыми. Виктор Д. Ча выводит две точки зрения на позицию Объединенной Кореи в Восточной Азии.

Из общего еще можно добавить то, что и российские и американские исследователи сходятся во мнении, что поглощение Севера Югом будет сложнее, чем поглощение Федеративной Республикой Германией бывшей германской Демократической Республики. Несоответствие в экономических показателях двух Корей является лишь одной из причин, по которым немецкая модель объединения имеет ограниченную полезность при анализе проблемы объединения Кореи. К тому же межкорейские отношения были отмечены дезинтеграцией ценностей, после десятилетий почти полного отчуждения у двух стран осталось мало общего, кроме языка [11].

Таким образом, обобщая все выше сказанное, мы приходим к следующим выводам. Первой достаточно распространённой концепцией среди российских и американских экспертов, стала модель, содержание которой представляет идея о недостаточном экономическом потенциале Южной Кореи для объединения с Севером. Авторами доказывается мысль, что Южной Корее при слиянии с КНДР не удастся сохранить уровень жизни, достигнутый гражданами страны на данный момент. Второй часто высказываемой точкой зрения научного российского и американского сообщества стало утверждение, что молодое поколение не чувствует особого родства с северокорейцами, выступая против объединения.

Останавливаясь на вопросе моделей объединения, в российской исследовательской историографии в основном принято выделять три сценария: поглощение, эволюционное сращивание и воссоединение через демократические и правовые конструкции. У американских: постепенное сращивание двух стран, статус-кво, крах северокорейской системы, война.

Но в противовес им и у российского и американского научного сообщества есть ряд авторов, которые отвергают любые из предложенных вариантов объединения по причине разных непредвиденных последствий при воплощении в жизнь этих сценариев. Особо глубоко российскими и американскими экспертами и востоковедами был изучен вопрос препятствий, которые мешают воссоединиться корейской нации на сегодняшний момент. Особо были выделены следующие проблемные сферы: культурная идентичность, тема ответственности других стран и их участия в решении вопроса слияния двух государств, военное препятствие, экономические трудности, социально-психологические проблемы, проблемы на уровне личной безопасности, политические разногласия и внешнеполитические вопросы.

Почти многие российские и американские эксперты в своих анализах приходят к выводу о том, что нет какого-либо существующего четко запланированного плана, который без ущерба для обеих сторон реализовался бы в жизнь. Но даже если интеграции и не произойдет, все равно исторически ситуация на полуострове такова, что близкие политические, этнические и экономические структуры рано или поздно начнут сливаться. Но на данный момент времени собственная национальная мотивация в пользу объединения проявляется в Корее пока еще слабо и не стала действительно актуальной задачей всей нации.

Основные термины (генерируются автоматически): Южная Корея, Северная Корея, Корея, Корейский полуостров, Россия, эксперт, Япония, Китай, КНДР, Объединение Кореи.

Читайте также: