Проблема человека в социологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В современной социологии проблемы человека и личности занимают одно из центральных мест. У социологов нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. К человеку обращаются различные науки и не только науки, но и художественная литература, искусство, религия, публицистика. Здесь важно определение специфики различных наук, в том числе социологии, в подходе к человеку. Рассматривая проблему человека, социология взаимодействует прежде всего с другими общественными и гуманитарными науками, в результате чего происходит их взаимное обогащение. Особенно тесно социология связана с социальной психологией, социальной философией, педагогикой, политологией, правоведением, историей и экономической наукой. Современная социология личности должна учитывать данные не только социальной, но и общей психологии, которые содержат немало ценных мыслей и обширный экспериментальный материал, относящийся к различным сторонам существования человека.Следует сказать и об огромном вкладе психоанализа в современное понимание человека и личности. З.Фрейд, К. Хорни и Э.Фромм подчеркивают роль в поведении человека инстинктов и влечений, находящихся за порогом сознания. Фрейд доказывал, что именно подсознательные психические функции составляют структуру личности.

35Современные концепции культуры.Фрейдистское направлениеПо мнению 3, Фрейда, общество и культура - продукты не столько сложных социально-исторических процессов, сколько сублимированных биологических инстинктов и влечений. Культура связана со структурой личности и механизмами психических процессов. Базисом культуры является передаваемый по наследству Эдипов комплекс.Происхождение культуры связано с мифической сексуально-психологической драмой (убийством взбунтовавшимися сыновьями деспотического главы первобытной орды), к возникновению системы социальных норм, запретов, социального контроля, санкций и т.д. Как утверждает 3. Фрейд, «это великое событие, с которого началась культура, по 3. Фрейду, это совокупность норм и запретов, подавляющих биологические инстинкты и влечения.Чем полнее подавление и сублимация, тем выше уровень культуры, поскольку сексуальные и агрессивные импульсы в большей мере направляются на выполнение социально-значимых целей.Но полное подавление представляет опасность - ведет к деформации и распаду человеческой личности. Культура репрессивна по отношению к человеку, и в этом заключается основное противоречие общества и культуры.Символическое направление

Дата публикования: 2014-12-10 ; Прочитано: 1248 | Нарушение авторского права страницы

Личность изучается комплексом наук. Социология - одна из решающих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности - личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д.

Содержание работы

Понятие социального статуса в социологии………………………4
Социальная роль…………………………………………………..…8
3. Проблема человека в современной социологии…………………13

Файлы: 1 файл

проблема человека в социологии.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, УПРАВЛЕНИЯ И СЕРВИСА

Кафедра муниципального управления и социального сервиса

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В СОЦИОЛОГИИ

Коломна – 2015 г.

  1. Понятие социального статуса в социологии………………………4
  2. Социальная роль…………………………………………………..…8

3. Проблема человека в современной социологии…………………13

Личность изучается комплексом наук. Социология - одна из решающих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности - личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д.

Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости. В нормально развивающемся обществе большинство людей сами могут и должны разрешать свои проблемы. Все люди обладают определенными общими — биологическими и социальными чертами. В то же время каждый человек имеет свои, только ему присущие особенности, свою биографию, профессию, свои отношения с обществом. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности и соотнести их с его индивидуальными особенностями, то мы получаем особенное, т.е. личность.

1. Понятие социального статуса в социологии

Социальный статус - структурный элемент социальной организации общества, который предстаёт перед индивидом как позиция в системе социальных отношений. Социальный статус выступает характеристикой социальной позиции в определённой системе социальных координат. В этом отношении социальную структуру можно представить как сложную систему взаимосвязанных социальных статусов , занимая которые индивид становится членом общества. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону и внешние формы проявления(номинацию). Содержательная сторона социального статуса характеризуется функцией определённой для этой социальной позицией, и комплексом прав, обязанностей привилегий полномочий, сопряженных с реализацией данной функцией. Знание содержательной стороны собственного статуса и статусов других индивидов, с которыми устанавливаются взаимодействия, позволяют диспозицию (расположение) конкретного социального статуса в социальной системе координат. Внешние формы проявления статуса предполагают следование индивидом нормам поведения, соответствующем данному социальному статусу. Вступая в различные социальные отношения, человек одновременно занимает ряд социальных статусов. В современном обществе, характеризующемся сложным переплетением различных сфер деятельности, социальный статус личности определяется несколькими признаками, например: престижностью профессии, уровнем дохода, уровнем образования, позицией во властной сфере. Такой обобщенный статус называется индексом социальной позиции.

Для выполнения конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека накладываются определенные функциональные обязанности. И вместе с тем он наделяется определенными правами, что является своеобразной формой фиксации принципа "платы" и "вознаграждения", лежащего в основе социальных связей наиболее значимые обязанности и права возникают, естественно в рамках социальных институтов. В этом случае обязательства и права достаточно четко регламентированы, выполнение человеком его обязанностей контролируется. В данной работе основной целью является сравнение понятия статуса, которое мы можем встретить как в социологии, так и в социальной психологии. Используя за основу курс лекций по социологии и "Социальную психологию" Дэвида Майерса попробуем сравнить, что данное определение значит в вышеперечисленных науках.

Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяет социальный статус человека. Иначе говоря, в статусе фиксируется тот набор конкретных действий, которые должны быть ему предоставлены для осуществления своей деятельности. Зная социальный статус конкретного человека, его социальные функции, мы ожидаем от него, что он будет осуществлять исключительно типичный набор действий, обладать должен выполнять человек в тем типичным набором качеств и особенностей, которые как нам представляется, необходимы для исполнения этих функций.

Каждый человек включен не в одну социальную связь, социальный институт, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействует с другими людьми и выполняет различные функции. Особую роль играют генеральные статусы. Первый - статус человека, его права и обязанности другой генеральный статус – статус члена данного общества, государства (гражданина).Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности. Статус можно обрести от рождения. Это национальность (русский, башкир и т.д.), место рождения (москвич, минчанин, одессит). Подобные статусы называются предписанными. Другие статусы мы приобретаем, достигаем, т.е. это статусы приобретенные, достигнутые. Это статус учителя или футболиста, пианиста или жены.

2. Социальная роль

Понятие социальной роли имеет множество определений:

1. Совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе индивидов в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы.

2. Безличная социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений

3. Динамический аспект социального статуса. Социальная роль- поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый социальный статус.

Роль характеризует динамическую сторону статуса и относится к сфере социального взаимодействия субъекта. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Социальную роль рассматривают в аспектах ролевого ожидания (экспектаций) и ролевого исполнения (от. Что человек реально выполняет в рамках своей роли). Экспектации- требования, закреплённые в системе социальных норм, предъявляемые к поведению индивида в связи с исполнением им той или иной социальной роли. В нормативной структуре социальной роли выделяют следующие элементы: описание типа поведения, соответствующего данной роли; предписания (трбования), связанные с данным поведением; оценка выполнения предписанной роли; санкция- социальные последствия того или иного действия в рамках требования социальной системы. Между этими двумя аспектами никогда не бывает отношений тождества, каждый из них имеет свое значение в системе взаимодействий личности и общества. Общество навязывает индивиду социальную роль, но её приятие, отвержение либо исполнение всегда накладывают отпечаток на реальное поведение человека. Социальные роли систематизировал Парсонс, который полагал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик: 1. эмоциональность - некоторые роли (напримерр, мед. сестры, врача) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (болезнь, смерть); 2. способ получения - одни предписанные, другие- завоёванные; 3. масштаб- одни роли строго ограничены определёнными аспектами взаимодействия людей и конкретно сформулированы, другие- размыты; 4. формализация- действие в соответствии с установленными правилами либо произвольная; 5. мотивация- разные роли обусловлены различными мотивами. Любая роль характеризуется некоторым сочетанием этих характеристик.

Статусы могут быть формализованными или неформализованными, что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов, и более широко - социальных взаимодействий - выполняется та или иная функция. Множественность статусов не означает их равнозначности. Они находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Безусловно, что во всех случаях особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией. Хотя следует отметить, что иерархия статусов может меняться. Видимо следует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в большинстве случаев, и специфическую, проявляющуюся в особых условиях.

Выделение главного статуса хотя и сложно, но важно, так как именно он определяет и, что не менее важно самоопределяет человека социально. Причем не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, какой выделяет в себе как главный сама личность. На этой почве возникает немало драматических противоречий внутреннего мира личности, неадекватно представляющей свое место в обществе, в общественном мнении. Так предприниматель может надеяться, что главное в его социальной характеристике - материальное положение. Но в общественном мнении, среди значимых для него родственников, друзей и приятелей решающее значение может приобрести уровень его образования и культуры. Принятая иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации данного общества. Когда мы говорим о ранжировании статусов, мы имеем в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж по сути представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в общественном мнении. Сама иерархия, и соответственно, престиж статусов формируется под влиянием двух факторов:

1. Реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур;

2. Системы ценностей, шкалы предпочтений учитываемые в данной культуре при "взвешивании" социальных функций.

Эти два фактора тесно взаимодействуя, в то же время обладают ощутимой независимостью. Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии в особенности, молодежи. Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприятия другими своего статуса. И последнее не менее, если не более значимо.

"Статус - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида."(А. В. Петровский. Психология. Словарь. М. Политиздат, 1990 г.)

Статус предполагает соотнесение: чтобы воспринимать себя как личность, имеющую определенный статус, необходимо чтобы какие-то люди занимали более низкое положение. Таким образом, одно психологическое преимущество любой системы статусов - это ощущение превосходства. Многие из нас могут припомнить, как когда-то испытывали тайное удовольствие от чьей-то неудачи - возможно, когда наказывали брата или сестру. Предрассудки часто более сильны у тех, кто занимает невысокое социально-экономическое положение или чье положение резко ухудшилось. Возможно, люди с более прочным статусом меньше нуждаются в ощущении собственного превосходства. Но и другие факторы, связанные с низким статусом могут также быть причиной предрассудков. Может ли провал в тестировании повлиять на оценку, данную вам в школе? По сравнению с контрольной группой, чьей самооценке ничего не угрожало студенты, потерпевшие неудачу, давали более высокие оценки своей школе и более низкие - университету. По-видимому, чувство гордости за свою собственную группу и принижение "их" также может укреплять собственное Эго. Все это наводит на мысль о том , что мужчина, сомневающийся в собственной силе и независимости, может путем выражения сострадания слабым и зависимым женщинам повышать значимость своего мускульного образа. Когда просили мужчин - студентов Государственного университета в Вашингтоне просмотреть видеозаписи интервью с женщинами при приеме на работу, мужчины с низким уровнем самооценки испытывали неприязнь к сильным, независимым женщинам. А мужчины с высокой самооценкой отдавали предпочтение именно таким. Презрение к "ним" служит и другой цели: потребности принадлежать к "своим". Школьный дух единства никогда не бывает столь сильным, как в то время когда в игре до предела обостряется соперничество. Чтобы Германия сплотилась вокруг нацистов, Гитлер использовал "еврейскую опасность". Презрение к "чужим" может сплотить группу.

В нормально развивающемся обществе большинство людей сами могут и должны разрешать свои проблемы. Все люди обладают определенными общими — биологическими и социальными чертами. В то же время каждый человек имеет свои, только ему присущие особенности, свою биографию, профессию, свои отношения с обществом. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности и соотнести их с его индивидуальными особенностями, то мы получаем особенное, т.е. личность.

Содержание

Человек в социологии

Проблемы человека в современной социологии

Сущность человека в современной социологии

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

Министерство образования Республики Беларусь

Выполнил: студентка гр. 10 ПГСз-4

Человек в социологии

Проблемы человека в современной социологии

Сущность человека в современной социологии

Список использованной литературы

Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости.

В нормально развивающемся обществе большинство людей сами могут и должны разрешать свои проблемы. Все люди обладают определенными общими — биологическими и социальными чертами. В то же время каждый человек имеет свои, только ему присущие особенности, свою биографию, профессию, свои отношения с обществом. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности и соотнести их с его индивидуальными особенностями, то мы получаем особенное, т.е. личность.

Человек в социологии

Человек в социологии рассматривается как высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно- исторической деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам человек является в конечном счете продуктом собственной материальной и духовной деятельности.

Вместе с тем если речь идет об отдельном человеке как представителе общества, народа, социального слоя или класса, данной социальной группы употребляется термин “индивид”. Социальный индивид – это отдельный, обособленный член социальной общности. Это понятие употребляется и в тех случаях, когда рассматриваются отдельные представители выборочной совокупности, которые описываются контекстуально по принадлежности к данной совокупности.Понятие “социальный индивид” употребляется и в других науках, в частности в психологии. В психологии под этим термином понимается представитель рода, обладающий своеобразными психофизическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Это понятие следует отличать от понятия “индивидуальность” (индивидуальностью называется неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида), так же как и от понятия “личность” (деиндивидуализированные социальные качества человека).

Проблемы человека в современной социологии

В современной социологии проблемы человека и личности занимают одно из центральных мест. У социологов нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. К человеку обращаются различные науки, и не только науки, но и художественная литература, искусство, религия, публицистика. Здесь важно определение специфики различных наук, в том числе социологии, в подходе к человеку. Не рассматривая специально проблему человека в искусстве и религии, обратимся к научным знаниям.

Предмет и специфика каждой науки определяет ее подход к человеку. Традиционно различие гуманитарных и естественных наук: первые занимаются изучением человека как общественного существа, вторые — как биологического, природного. Однако границы такого различия в определенной степени относительны. При изучении социальных аспектов человеческой жизни нельзя не считаться с биологическими факторами, и наоборот, обращаясь к человеку, естественные науки не могут игнорировать социальную сторону его жизни. Без учета личностного фактора не могут быть решены многие теоретические и практические вопросы науки и техники.

Рассматривая проблему человека, социология взаимодействует прежде всего с другими общественными и гуманитарными науками, в результате чего происходит их взаимное обогащение. Особенно тесно социология связана с социальной философией, социальной и общей психологией, педагогикой, политологией, правоведением, а также историей и экономической наукой. Одним из главных звеньев - проблема человека, соединяющих социологию с другими отраслями научных знаний. В то же время эта проблема является фактором гуманизации и гуманитаризации всей системы научного знания.

Объективный процесс интеграции наук не исключает необходимости их разграничений, нередко связанных с определенными трудностями. В нашем случае речь идет о разграничении предметов социологии, философии, социальной и общей психологии.

Современная социология личности должна учитывать данные не только социальной, но и общей психологии, которые содержат немало ценных мыслей и обширный экспериментальный материал, относящийся к различным сторонам существования человека.

Сущность человека в современной социологии

В системе современного социологического знания проблемы человека и личности занимают одно из центральных мест. К человеку обращаются различные науки и каждая из них имеет свою специфику. Эта специфика определяется их предметом.

Традиционно различие гуманитарных и естественных наук: гуманитарные науки изучают человека как общественное существо, а естественные – как биологическое, природное. Вместе с тем при изучении социальных аспектов человеческой жизни учитываются биологические факторы, а без учета социальной стороны его жизни не могут быть решены многие вопросы науки и техники.

Рассматривая проблему человека, социология взаимодействует, прежде всего c другими общественными и гуманитарными науками, особенно тесно с социальной философией, антропологией, социальной и общей психологией, педагогикой, политологией, правоведением, а также историей и экономической наукой. Проблема человека – это одно из главных звеньев, соединяющих социологию с другими отраслями научных знаний.

Каждая из названных наук рассматривает человека своеобразно. Так, философия подходит к этой проблеме в широком историко- теоретическом плане. Она исследует смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его развития как биологического и социального существа. Антропология изучает происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и вариации физического строения и т.д. Близость антропологического и социологического подходов к человеку проявилась в образовании социальной антропологии – раздела социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные системы. Социальная психология так же, как и социология, изучает человека и его сообщества, но при этом решает ряд только ей присущих проблем. Например, каким образом человек становится личностью, каким образом он -

может реализовать свои личностные качества, структуру личности, проблемы межличностного общения и взаимодействия и т.д.

Огромный вклад в современное понимание человека и личности внес психоанализ, рассматривающий роль и значение в поведении человека инстинктивных влечений, находящихся за порогом сознания, прежде всего сексуальных инстинктов, их взаимодействие с сознательным началом в психике человека. Социология не отрицает значения подсознательного и иррационального в поведении человека, но и не преувеличивает значение этого фактора.

Итак, человек — понятие общее, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность В современной социологии человеку предоставляется широкий выбор сфер приложения своих сил, определить пути решения возникающих сложных проблем, увидеть возможности наиболее полной реализации своих способностей, утвердить себя как личность.

Социальный тип личности – это продукт сложного сплетения историко-культурных условий человеческой жизнедеятельности с социально-экономическими.

В социологии разработаны разные варианты социальной типологии личности.

  • М. Вебер основой типизации личности видел специфику социального действия, а точнее – степень его рациональности.
  • К. Маркс – строил типологию на основании формационной и классовой принадлежности;
  • Э. Фромм видел социальный тип личности в качестве господствующего типа характера, то есть формы связи индивида с социумом.

Фромм считал, что значение социального характера заключается в том, что он дает возможность наиболее эффективного приспособления к требованиям общества и обретения чувства безопасности и защищенности. Э. Фромм, анализируя историю человечества, выделил несколько видов социального характера:

  • рецептивный (пассивный);
  • эксплуататорский;
  • накопительский;
  • рыночный.

В современной социологии широко распространено выделение типов личности на основании их ценностной ориентации:

  • традиционалисты ориентируются преимущественно на ценности долга, порядка, дисциплины и законопослушания, а выраженность креативности, стремления к самореализации, самостоятельности у данного типа личности низкая;
  • идеалисты, напротив, поддерживают критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами и установка на саморазвитие во что бы то ни стало;
  • фрустрированный тип личности характеризуется низкой самооценкой, угнетенным, подавленным самочувствием, ощущением себя как выброшенного с потока жизни;
  • реалисты сочетают стремление самореализоваться и развитое чувство долга и ответственности, здоровый скептицизм и самодисциплину с самоконтролем;
  • гедонистические материалисты ориентируются в первую очередь на получение сию секундного удовольствия, и погоня за ним превращается в удовлетворение потребительских желаний.

Готовые работы на аналогичную тему

Также социологами выделен модальный, идеальный и базисный типы личности.

  • Модальная личность – та, которая реально преобладает в рассматриваемом обществе.
  • Идеальная личность – не привязана к конкретным условиям. Данный тип личности выступает неким пожеланием на будущее.
  • Базисная личность – наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа развития общества.

Другими словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система воздействует на ценностные ориентации людей и посредством них – на реальное его поведение.

Модель социальной структуры личности

Г. В. Осипов предложил следующую модель социальной структуры личности:

  1. способ реализации в деятельности социальных качеств, который проявляется в трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной и семейно-бытовой деятельности;
  2. объективные социальные потребности индивида;
  3. способности к творческой деятельности, знания и навыки;
  4. степень овладения культурными общественными ценностями, то есть духовного мира личности;
  5. нравственные нормы и принципы, идеалы и убеждения, которые ведут личность.

Социализация личности

Социология, в первую очередь, интересуется типическими чертами – в этом плане надындивидуальное находится в личности и объясняется как следствие неоднозначного взаимного влияния человека и общества. В связи с чем одна из основополагающих социологических проблем личности – изучить процесс социализации, то есть исследовать обширный круг вопросов, связанных с тем, благодаря чему человек превращается в деятельный общественный субъект.

Социализация личности – это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения индивидом социального опыта, в процессе которого человек трансформирует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводя в свою систему поведения нормы и шаблоны поведения, принятые в обществе или группе. Нормы морали и поведения, убеждения человека определены нормами, принятыми в рассматриваемом обществе.

Понимание процесса социализации как:

  • усвоение социальных норм, умений и стереотипов;
  • формирование социальных установок и убеждений;
  • обучение принятым в социуме нормам поведения и общения.

Все это имеет смысл, если индивид изначально понимается в качестве несоциального существа, а его несоциальность в процессе воспитания в обществе должна преодолеваться с определенным сопротивлением.

Ряд сравнительных исследований, проведенных социологами и этнографами ХХ века, показали, что не только социальных привычки, обычаи, традиции, но и тип темперамента, и специфика поведения полов выступают как продукт социализации. Например, маскулинность и феминность - не естественные, то есть природно-биологически обусловленные. Они формируются под взглядами социума на образ мужчины и женщины, которые доминируют на данном историческом этапе. Например, в отдельных африканских племенах развит обратный тип распределения ролей. Женщины – активны, влиятельны, обладают предметно-ориентированным началом. Именно в их руках сосредоточено элементарное производство, и они кормят свои семьи. Мужчинам же отданы легкие вспомогательные работы: шить одежду, делать украшения, убирать жилище, занимая пассивное, подчиненное положение.

Читайте также: