Проанализируйте сны раскольникова с точки зрения идейно философского содержания романа кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сны зачастую используются в литературе как средство раскрытия персонажей, их внутренних черт и переживаний. Иногда сны оказывают колоссальное влияние на развитие персонажей, их действия и весь сюжет произведения в целом, иногда сны – лишь художественный прием, использованный автором в качестве более яркого описания персонажа.

Второй сон так же является некоторой аллегорией – сначала Родиону снится райский оазис с ручьем, из которого герой пьёт чистую воду, затем всё это резко прерывается картиной убийства. Достоевский как бы говорит нам, что чистая жизнь Родиона прервется именно убийством старухи-процентщицы.

Третий сон, который описывается во второй главе второй части, является скорее галлюцинацией, в которой помощник квартального надзирателя жестоко избивает хозяйку. Однако ничего подобного не было – это внутренние муки совести героя, смешанные с его безумием, находят себе выход.

Четвертый сон показывает на отчуждение Раскольникова от людей, насмешки и слухи, которые распускают люди о Родионе. Причиной такого отчуждения от общества Достоевский называет его теорию, которая перечеркнула для него возможность нормально жить и общаться.

Подробнее

Ни для кого не секрет, что сны – это не просто несвязные, вырванные из контекста, картинки, что возникают в подсознании человека. Зачастую они имеют огромный смысл, верная трактовка которого может многое рассказать о состоянии его души, образе мыслей, мотивах поступков.

Накануне преступления Раскольников видит сон, в котором забивают до смерти лошадь. Возможно, это предзнаменование о том, что вскоре случится кровавое убийство. Однако данный сон можно расценивать и в качестве детских страхов героя – быть может, в детстве главный герой видел, как убивают животных и на фоне этого у него возникла некая психологическая травма.

Раскольников двойственен – с одной стороны, он жалеет животных, с другой – со спокойной душой, без сожаления, убивает человека. Впрочем, эта особенность натуры проявляется не только у него, но у многих личностей в реальности.

Также главному герою снится сон об Африке – причем, в данном сновидении состояние его здоровья оставляет желать лучшего. Все о чем он мечтает – заветный оазис, который Раскольников, наконец, находит. Он так рад любоваться зеркальной гладью волн, чувствовать на себе лучи палящего солнца.

Это видение резко контрастирует с серой и будничной жизнью молодого человека. Вполне возможно, его стоит расценивать как тягу к успокоению и чему-то лучшему, как желание вырваться из повседневности и зажить иной, более яркой и полной событий, жизнью.

Следующий достойный внимания сон имеет место уже после совершения убийства. Парень впадает в бред и видит сон, в котором полицейский избивает хозяйку квартиры. Вполне возможно, что совесть Раскольникова стремится переложить его вину за совершенное деяние на кого – то другого. Даже сам герой подсознательно не хочет верить в то, что он совершил такой жестокий и мерзкий поступок.

Также главный герой боится ареста – однако не предпринимает никаких попыток оказать сопротивление либо скрыться.

Видит во сне Раскольников и смеющуюся, убиенную им, старуху. Он всячески старается изгнать этот образ из своего подсознания, но, в отличие от жизни, ему никак не удается избавиться от пожилой женщины. Какие бы попытки он не предпринимал, старуха смеялась пуще прежнего, чем вызывала леденящий ужас.

Это можно назвать отражением позора, который герой испытывает в реальности. Ведь образ словно высмеивает его, осуждает и указывает на то, что с этой ношей он теперь будет существовать до конца своих дней.

Последний сон Раскольников видит уже на каторге – это сон о конце света, также имеющий место в бреду. Вполне возможно, что сновидение символизирует раскаяние героя, долгожданное освобождение – это означает, что духовная работа над собой все же была проведена, человек многое переосмыслил и понял.

В целом, данный персонаж не вызывает негативных чувств и отвращения – а создает впечатление заблудшего человека, который дал волю непозволительным эмоциям и действиям, в результате чего получил вполне логичное и справедливое наказание.

Сны в произведении

Сны в этом романе крайне психологичны, в них отражаются вся сложность внутреннего мира героев. Сновидения удачно вписаны в событийную канву произведения. Главному событию (убийству старухи Раскольниковым) предшествует описание сна о лошади.

Проснувшись, герой осмысливает сон. Его осеняет мысль о том, что несмотря на весь ужас задуманного преступления, он готов его совершить. Образы будущего убийства снова пролетают в его голове. Трагизм ситуации заключается в осознании Раскольниковым бесчеловечности задуманного им злодейства и, вместе с тем, внутреннего принятия и готовности его совершить.

4 вариант (роль и значение)

В книге Достоевского сны разделяются композиционно по принципу своеобразной симметрии. Если рассмотреть пять снов Раскольникова, то легко увидеть, что два сна касаются убийства старушки, один сон представляет собой некую пустоту и отсутствие образов (такие сны бывают, когда ничего не видно, сохраняется только сознание и ощущения) и два сна представляют собой иллюстрацию теории Раскольникова.

Также сны связаны и между собой определенной градацией. В этой конструкции рассмотрим сон без образов, как центральную часть, некую ось, около которой по двум сторонам располагаются по два сна. Соответственно, с каждой стороны есть по своеобразной ступеньке, которая позволяет Раскольникову перейти на новый уровень понимания, а также автору подчеркнуть некоторые значимые детали.

Этот крик имеет глубокое значение, так как указывает на понятую и понятную причинно-следственную связь. Не представляется возможным совершить нечто ужасное, как убийство человека и при этом остаться как бы вне этой связи. Мир всегда будет кричать таким криком ужаса, когда любое божье создание терпит подобные страдания, и этот крик является частью мира.

Сны, которые касаются убийства, снятся до и после него. Сначала Раскольников видит детство, невзрачное пространство, в котором он вырос. Достоевский использует образы серости, обыденности, безысходность, которая охватывает все пространство даже в праздничные дни, а также довольно типичную российскую дихотомию кабак-церковь.

Этот детский сон имеет огромное значение, но его детальный анализ потребует огромного количества времени, начиная от поиска детских истоков особенностей личности Раскольникова и до сероватой образности, которая может трактоваться как пребывание Раскольникова в каких-то низких мирах потустороннего, сонного мира. Поэтому остановимся только на основном, на том, что Раскольников не приемлет жестокость с детства и является возвышенной личностью. Сон указывает ему на некоторую абсурдность его решения и дает явный намек на возможность выбрать церковь, а не кабак, то есть любовь, а не жестокость.

Следующей ступенькой является сон после убийства. Там появляется старушка и она смеется над Раскольниковым в компании народа. Таким образом, указывается на нелепость поступка главного героя, он понимает, что убивая старушку, убивал самого себя.

Сны, которые говорят о теории Родиона, тоже идут подобным ступенчатым образом. Первым из них является тот, который предлагает образ как бы зарождающегося пространства мира радости и покоя. Раскольников созерцает предвестников собственного мира, который собирается создать и не замечает ничего плохого.

Как видим, через сны Раскольникова Достоевский достаточно умело и с четкой композиционной продуманностью предоставлял читателю и собственные воззрения и описывал эволюцию внутренних взглядов главного героя.

Также читают:

Картинка к сочинению Сны в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Отправляясь в дальнюю дорогу, мы всегда поражаемся просторам России. Нашу страну населяют люди разных национальностей и возрастов, умений и интересов. Многие города связаны с определенным родом деятельность

Заколдованное место Гоголя - это рассказ старого деда своим внукам об одном мистическом случае, который произошёл с ним в детстве и с которого извлек урок и урок этот преподносит внучатам.

Владимир Дубровский, потеряв отца и оставшись по воле Троекурова без крыши над головой, вынужден был со своими людьми искать пристанище в лесу. Там появился их лагерь, а средства для существования добывались

Берг – офицер, служащий в штабе, выведен в романе, как олицетворение практичности и расчетливости, доведенной до предела.

Сон — это выражение бессознательного в человеческой психике. Поэтому как элемент художественного произведения — это одно из средств создания образа, возможность показать внутренний мир героя, его подспудные мысли, скрытые от него самого.

Роль снов в раскрытии внутреннего мира Раскольникова

Сны Раскольникова являются своеобразной пунктирной линией, которая на разных уровнях отражает идейное и художественное содержание романа.

Наша презентация темы

1 сон раскольникова

Преступление и наказание

Символический смысл снов Раскольникова

Всего в романе сны встречаются 5 раз, однако основными стоит выделить 3. В начале, середине и в конце; каждый раз они отображают реальное состояние главного героя: первый сон Раскольникова протестует против преступления, второй начинает процесс восстановления личности, а третий уже окончательно приводит героя к искуплению. Каждый играет значимую роль и для читателя и для самого́ Родиона Раскольникова. Но лучше всего, более подробно остановиться на каждом:

Роль снов раскольникова в романе

  1. Сон Раскольникова перед убийством — о жестоком избиении лошади — видится Родиону первым, он напоминает о чувствах к живым существам и протестует против планируемого убийства и всей теории в целом. (Часть первая, глава пятая).
  2. Далее, герою снится Африка, это происходит накануне преступления. В этом видении Раскольников видит всю никчёмность своей серой жизни, которая меркнет на контрасте с прекрасным оазисом. (Часть первая, глава шестая).
  3. Третий сон героя — об Илье Петровиче и хозяйке, который вызывает у Родиона чувство страха, что его всё-таки могут разоблачить, найти и арестовать. (Часть вторая, глава вторая).
  4. В четвёртом сновидении Раскольникову вспоминается убитая им процентщица. Это виде́ние усугубляет положение героя, так как оно усиливает его опасения, страхи и, следовательно, само наказание в виде психологических страданий. (Часть третья, глава шестая).

Последний повествует о конце света. Он снится Родиону уже на каторге и сигнализирует об активной работе процесса восстановления героя. Это виде́ние показывает, что Раскольников на прямом пути к долгожданному очищению и искуплению. (Эпилог романа).

Сновидение о забитой кляче

Первый сон раскольникова преступление и наказание

Первый сон Родион видит ещё до совершения убийства; в нем герой наблюдает жесточайшее поведение человека, который без капли жалости забивает до смерти ни в чём не виновное животное. Героя пугает подобное виде́ние, но всё-таки не останавливает от совершения преступления. Это сновидение — крик человеческой природы против убийства. Часть Раскольникова не хочет убивать, она любит людей и совершенно не видит ценности в теории; единственным способом сказать об этом разуму героя является жестокое виде́ние.

Художественный приём

Сочинение Достоевского изобилует его фирменными деталями, ассоциативными метафорами и художественными приёмами. Мастерство автора выливается в ту самую полифонию романа, однако сейчас важнее сфокусироваться именно на художественных приёмах в виде снов главного героя.

Сон раскольникова преступление и наказание

Сонные виде́ния в русской литературе XIX века появлялись достаточно часто, этим пользовались и Пушкин, и Гончаров, и Жуковский, и, собственно, сам Достоевский. Всё потому, что сновидения — отличный способ глубже копнуть в характер героя, понять его образ и более детально с ним познакомиться. Так происходит в романе Достоевского, где сны отражают внутреннее состояние главного героя, которое герой умело скрывает своим циничным разумом.

Чтобы понять смысл и суть сновидений Раскольникова, совсем необязательно детально изучать их содержание, достаточно кратко по ним пробежаться, и всё станет понятно. Ведь сны в литературе, как и жизни — что-то абстрактное, в снах не так уж и важны действующие лица, куда большее значение имеют чувства и эмоции, вызываемые этими самыми виде́ниями.

Сны Раскольникова вызывают в нём постоянные бури чувств, которые по итогу выливаются в одну общую цель — вернуть Родиона в реальность, где нет его выдуманной теории. Темы, затрагиваемые автором в сновидениях героя, ведут к одному — искуплению, которое просто необходимо Раскольникову, так как он уже достаточно намучился с внутренней борьбой в глуби его мозга.

Многогранная картина личности

Сны раскольникова

  1. Сновидения отражают реальную сущность Раскольникова, так как, будучи спящим, человек находится в наиболее честном состоянии, ведь он просто не способен врать для своего прикрытия или оправдания.
  2. Благодаря снам лучше понимает Родиона не только читатель, но и сам герой. Раскольников, как и зритель, видит свою истинную природу без прикрас разума, поэтому он понимает, что поступал неправильно и с течением времени осознаёт все свои ошибки.
  3. Сновидения приводят Родиона к искуплению. Все 5 виде́ний в итоге служили одной общей цели — очистить Раскольникова и дать ему шансы искупить вину и стать лучше.

Общая картина личности Раскольникова прекрасно дополняется при помощи сновидений. Если бы в романе не было этих снов, Родион представал бы перед читателем таким же, как Свидригайлов — Достоевский позаботился, чтобы подобного не произошло и детально проработал все аспекты, которые так или иначе касаются характера Раскольникова. Таким образом, сны имеют огромное значение для понимания главного героя и играют очень большую роль во всём романе.

Роль снов в романе преступление и наказание

Литературный прием Достоевского

Сны в сочинениях Достоевского актуализируют происходящие события, помогают оттенить мысли и переживания персонажей и придать им своеобразную глубину. Сновидения по сравнению с реальностью — это совершенно иной мир, и в его существовании, утверждает писатель, есть своя логика, но при пробуждении ее трудно понять и объяснить.

Преступление и наказание сон раскольникова

Все сны, выполняющие идейно-композиционную роль, связывает одна сюжетная линия, благодаря которой читатель более ярко представляет, как постепенно развенчивается идея Раскольникова: сострадание, убийство и мировой катаклизм. Внутри героя происходит духовная борьба, которая, словно язва, поразила его сознание и выдала наверх нечеловеческую идею, заполнившую все его существование. Символически отображая его духовное становление, сны Раскольникова помогают глубже раскрыть его внутренний мир.

Первый сон главного героя

Он видит себя в детстве, как с отцом, побывав у бабушки на кладбище, проходит мимо городской церкви, по пути попадается кабак. Символично, что эти здания оказываются рядом, как главные точки соприкосновения в романе — святость и грех. Читатель видит, как Раскольников также находится между двумя полюсами:

Сны раскольникова в романе преступление и наказание

  • совершает самый большой в жизни грех;
  • удивляет всех добротой и самопожертвованием.

Преступление и наказание сон

Грезы в состоянии забытья

Незадолго до совершения преступления Раскольникову грезится загадочная африканская пустыня: кругом величавые пальмы, чистые ручьи, золотой песок, и здесь отдыхают верблюды. Источник с чистой голубой водой, из которого пьет Раскольников, символизирует веру в Христа. Анализируя это сновидение, можно предположить, что перед совершением греховного поступка Бог подсказывал отказаться от него и очистить свою душу в святой воде.

Преступление и наказание сны раскольникова

К сожалению, молодой человек не вник и на этот раз в посылы добра и сразу после пробуждения готовит орудие преступления. Зло в его душе вновь побеждает. Значение второго сна героя в том, что несмотря на гуманистическое содержание своей теории, преступление Раскольникова совершает чудовищное. Убив Алену Ивановну, Раскольников, измазанный кровью, убивает и вернувшуюся внезапно ее беременную дочь Лизавету.

Сны раскольникова в раскрытии его характера

Раскольников эти законы нарушил и поэтому проиграл в борьбе со своей совестью. Последняя оказалась на ступень выше его умственных измышлений.

Раскаяние и гибель теории Раскольникова

Преступление и наказание раскольников

тот сон как бы предвещает герою нравственное выздоровление, избавляет от долгих и мучительных переживаний по поводу совершенного.

Смысл последнего сна героя в заключительной главе — это не только отказ от своей теории; не только чувство вины за мировую катастрофу и готовность к самоочищению. Осуждение самого себя является спасением своей души, готовой к жизни, наполненной новым смыслом и искренним желанием искупить вину подвигом во имя других. Раскольников готов к духовному и физическому исцелению, мировоззрение его полностью изменяется, он осознает себя готовым для новой активной жизни.

Только сейчас его раскаявшаяся душа осознает, насколько дорога ему Соня, которая всегда была для него олицетворением совести, правды и сострадания. Таким образом, сны Раскольникова играют не только композиционную и сюжетную роль в романе. С их помощью автор намного глубже и ярче раскрывает внутреннее состояние персонажа, его мысли и чувства.

Читайте также: