Проанализируйте один из эпизодов поэмы мертвые души чичиков у собакевича чичиков у плюшкина кратко

Обновлено: 19.05.2024

Как же человек мог дойти до такого? Ответ находится в истории жизни Плюшкина. Следует отметить, что Гоголь в своей поэме дает биографии только двух людей: Чичикова и Плюшкина. Чичиков – главное действующее лицо в поэме. А при чем же здесь Плюшкин? Просто это последняя стадия омертвения человека, когда скупость все подминает под себя.

Гадкость, ничтожность, черствость и мелочность – все, что господствует в доме Плюшкина. Это ли не омертвение души? Даже с самим собой Плюшкин не может быть откровенен. Уже после отъезда Чичикова он думает отблагодарить гостя, подарив ему серебряные часы, но все же решает оставить их ему после своей смерти. Мы же понимаем, что этого никогда не будет. Если уж он своим внукам ничего не дал, если он проклял сына, отказавшись от него, что уж говорить о Чичикове.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению “Мертвые души”:

В сцене купли-продажи выразительно раскрывается характер Плюшкина; главная черта героя – это скупость, доведенная до абсурда, перешедшая все границы.

Вскоре к помещику возвращаются привычные для него страх и забота, потому что купчая крепость повлечет за собой какие-то расходы. Этого Плюшкин пережить не в состоянии.

Автор подчеркивает несоответствие между словами героя и его собственным поведением.

Сочинение: Н.В.ГОГОЛЬ Анализ эпизода “Чичиков у Плюшкина”

Поэма “Мертвые души” — самое значительное произ­ведение Н. В. Гоголя, вершина его творчества и каче­ственно новое явление в русской литературе. Герцен назвал это произведение “криком ужаса и стыда”, по­скольку, создавая целую галерею образов помещиков и городских чиновников, Гоголь именно их считает “мерт­выми душами”, потерявшими человеческое лицо и способ­ность по-настоящему видеть, слышать, думать. Прибегая к приему преувеличения или заострения отдельных, наи­более характерных черт человека, Гоголь глубоко и ярко обнажает внутреннюю сущность своих персонажей.

Ужасную деградацию человека Гоголь изобразил на примере Плюшкина, въехав в деревню которого Чичиков заметил “какую-то особенную ветхость”: крыши кресть­янских изб — как решето, окна в них — без стекол и заткнуты тряпками, бревна, из которых сложены дома, ис­тлели и почернели от времени. Огромные клади давным-давно собранного хлеба поросли травой и кустарником.

Постепенно выясняется, что в превращении Плюшкина в скрягу виноваты обстоятельства — смерть жены, отъезд детей и обрушившееся на него одиночество. Плюшкин впал в уныние, перестал обращать на себя внимание, и только беспокойство, подозрительность и скупость развивались в нем. Он заглушил в себе отцовские чувства. Света в его доме становилось все меньше и меньше, окна постепенно затворились, кроме двух, да и то одно было заклеено бумагой. Подобно окнам, закрывались и створки души.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


"Мёртвые души"-поэма Н.В.Гоголя, основой сюжета которой является афера Павла Ивановича Чичикова.Его цель-скупить у помещиков мёртвые души по низкой цене, потом заложить их в опекунский совет и получить крупную сумму денег.Ради достижения своей цели Чичиков путешествует по всей России.

В пятой главе Чичиков приезжает к Собакевичу.Она, как и все другие главы поэмы, в которых Чичиков посещает помещиков, построена по плану:описание усадьбы, характера и внешнего вида помещика и сцена покупки мёртвых душ.

Подъезжая вместе с Чичиковым к усадьбе Собакевича, мы сразу понимаем, что её хозяин совершенно не заботится о красоте, для него главное-устойчивость и удобство.Двор был окружён крепкой и толстой деревянной решёткой.На конюшни, кухни и сараи были употреблены полновесные и толстые брёвна."Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идёт только на мельницы да на корабли".Деревенские избы мужиков тоже были плотные и устойчивые, без всяких резных узоров и украшений.

"Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя".Действительно, у Собакевича очень много сходств с этим животным.Помещик был здоровый, крепкий, неуклюжий, имел каленый цвет лица, носил фрак медвежьего цвета.Даже звали его Михаилом Семёновичем!

Внутри усадьбы всё было похоже на Собакевича.Все герои, изображённные на картинах, были здоровыми и крепкими, кроме Багратиона.Около окна висела клетка, в которой сидел тёмный дрозд с белыми крапинками, также похожий на своего хозяина."Каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил:"И я тоже Собакевич!"

Одно из главных увлечений Собакевича-это еда."У него когда свинина-всю свинью давай на стол, баранина-всего барана тащи, гусь-всего гуся!"

Во время трапезы мы узнаём мнение Собакевича об окружающих его людях.Помещик считает, что все они мошенники, разбойники, дураки:и председатель, и губернатор, и полицмейстер.

Когда дело доходит до продажи мёртвых душ, Собакевич раскрывает ещё одну черту своего характера-жадность.Для него, как и для Чичикова, главное в жизни-нажива и выгода.Чтобы за большую цену продать мёртвые души, он начинает восхвалять таланты и умения каждого крестьянина, словно Собакевич продаёт живых людей, а не мёртвых.Но, в отличие от них, сам Собакевич не имеет никаких умений и способностей, у него нет никакой жизненной цели.Собакевич не живёт, а лишь существует.

Таким образом, пятая глава играет очень важную роль в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души".Именно в ней читателю становится ясно, что, по замыслу автора, на самом деле мёртвые души у помещиков, а живые души-у крестьян, у простых людей.

Павел Иванович Чичиков завершает цепь своих визитов по приобретению мёртвых душ посещением Плюшкина. В его имении он рассчитывал на большую удачу, и его надежды полностью оправдались. У этого помещика за несколько лет умерло более 120 крепостных, к тому же набралось более 80 беглых. Чичиков приобрёл их всех по 30 копеек за душу и остался очень довольным результатом поездки.

И Чичиков, и все встреченные им на пути к сомнительным сделкам помещики живут идеей обогащения. Гоголь показал в образах помещиков различные степени одержимости этой идеей.

Последнюю стадию поглощения страстью наживы воплощает Плюшкин. На этой ступени у человека не остаётся даже искры добра, и, лишённый духовного начала, он превращается в фантом, призрак, мёртвую душу.

Деревня помещика – это полуразрушенные дома, их рассохшиеся щелястые стены напоминают голые рёбра, в окнах вместо стёкол тряпьё. В помещичьем доме заколочены все окна, кроме двух.

Будучи владельцем тысячи душ крепостных, Плюшкин весь их труд превращает в пыль. Зерно гниёт в кладях, до холстов и сукон нельзя дотронуться – они распадаются на клочья. Жадность хозяина отвадила всех покупщиков. Произведённое крестьянами становится навозом. Они сами умирают от голода и болезней или пускаются в бега. Имена умерших людей на бумаге показались Чичикову мошками, усеявшими белый лист.

Оставшись один, Плюшкин не чувствует сожалений из-за пустоты, окружающей его, и, как паук, суетится в паутине своего разрушающегося хозяйства и потерявшего человеческие черты быта. Он утратил даже внешние признаки пола. Чичиков долго сомневался, баба перед ним или мужик, а потом решил, что это ключница. Связка ключей на поясе Плюшкина – ещё один символ ложных ценностей, служению которым продал свою жизнь и душу этот герой.

В эпизоде встречи Чичикова с Плюшкиным автор показал абсурдность накопительства ради голого обогащения, не имеющего целью принести кому-нибудь пользу, благо.

Другие темы: ← Ай да Вакула, какой молодец↑ ГогольНравы и обычаи уездного города Н →

Популярные сочинения

Большой Бейсуг

Плюшкин – самый страшный типаж в галерее гоголевских помещиков. При создании этого образа Гоголь шел по пути наибольшего сопротивления – у него были гениальные предшественники в изображении скупца: Мольер, Пушкин, Бальзак. Плюшкин ужаснее всех скопцов на свете, потому что здесь выведена душа заведомо мертвая. Нарисовав жуткую картину нравственного падения, Гоголь заставляет читателя ужаснуться и задуматься.

1 Композиционное построение.

2. Сюжетная линия.

3 *Мертвая* душа Плюшкина.

4. Анализ эпизода.

В таком бедственном состоянии его и увидел Чичиков. В первые моменты знакомства главный герой долго не мог разуметь, кто перед ним находится: женщина или мужчина. Бесполое существо в старом грязном халате было принято Чичиковым за ключницу Однако после главный герой был очень удивлен и шокирован, узнав, что перед ним стоит хозяин дома. Автор, описывая богатства Плюшкина, тут же рассказывает о том, как ранее бережливый человек морит голодом своих крестьян, и даже самого себя, носит вместо одежды всякую рвань, тогда как в его кладовых и подвалах пропадают продукты, портится хлеб и сукно. Более того, скупость помещика приводит к тому, что весь хозяйский дом оказывается заваленный всяким хламом, поскольку проходя по улице, Плюшкин собирает любые предметы и вещи, забытые или оставленные крепостными без присмотра, приносит их в дом и сваливает в кучу.

Как же человек мог дойти до такого? Ответ находится в истории жизни Плюшкина. Следует отметить, что Гоголь в своей поэме дает биографии только двух людей: Чичикова и Плюшкина. Чичиков – главное действующее лицо в поэме. А при чем же здесь Плюшкин? Просто это последняя стадия омертвения человека, когда скупость все подминает под себя.

Гадкость, ничтожность, черствость и мелочность – все, что господствует в доме Плюшкина. Это ли не омертвение души? Даже с самим собой Плюшкин не может быть откровенен. Уже после отъезда Чичикова он думает отблагодарить гостя, подарив ему серебряные часы, но все же решает оставить их ему после своей смерти. Мы же понимаем, что этого никогда не будет. Если уж он своим внукам ничего не дал, если он проклял сына, отказавшись от него, что уж говорить о Чичикове.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

"Мёртвые души"-поэма Н.В.Гоголя, основой сюжета которой является афера Павла Ивановича Чичикова.Его цель-скупить у помещиков мёртвые души по низкой цене, потом заложить их в опекунский совет и получить крупную сумму денег.Ради достижения своей цели Чичиков путешествует по всей России.

В пятой главе Чичиков приезжает к Собакевичу.Она, как и все другие главы поэмы, в которых Чичиков посещает помещиков, построена по плану:описание усадьбы, характера и внешнего вида помещика и сцена покупки мёртвых душ.

Подъезжая вместе с Чичиковым к усадьбе Собакевича, мы сразу понимаем, что её хозяин совершенно не заботится о красоте, для него главное-устойчивость и удобство.Двор был окружён крепкой и толстой деревянной решёткой.На конюшни, кухни и сараи были употреблены полновесные и толстые брёвна."Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идёт только на мельницы да на корабли".Деревенские избы мужиков тоже были плотные и устойчивые, без всяких резных узоров и украшений.

"Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя".Действительно, у Собакевича очень много сходств с этим животным.Помещик был здоровый, крепкий, неуклюжий, имел каленый цвет лица, носил фрак медвежьего цвета.Даже звали его Михаилом Семёновичем!

Внутри усадьбы всё было похоже на Собакевича.Все герои, изображённные на картинах, были здоровыми и крепкими, кроме Багратиона.Около окна висела клетка, в которой сидел тёмный дрозд с белыми крапинками, также похожий на своего хозяина."Каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил:"И я тоже Собакевич!"

Одно из главных увлечений Собакевича-это еда."У него когда свинина-всю свинью давай на стол, баранина-всего барана тащи, гусь-всего гуся!"

Во время трапезы мы узнаём мнение Собакевича об окружающих его людях.Помещик считает, что все они мошенники, разбойники, дураки:и председатель, и губернатор, и полицмейстер.

Когда дело доходит до продажи мёртвых душ, Собакевич раскрывает ещё одну черту своего характера-жадность.Для него, как и для Чичикова, главное в жизни-нажива и выгода.Чтобы за большую цену продать мёртвые души, он начинает восхвалять таланты и умения каждого крестьянина, словно Собакевич продаёт живых людей, а не мёртвых.Но, в отличие от них, сам Собакевич не имеет никаких умений и способностей, у него нет никакой жизненной цели.Собакевич не живёт, а лишь существует.

Таким образом, пятая глава играет очень важную роль в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души".Именно в ней читателю становится ясно, что, по замыслу автора, на самом деле мёртвые души у помещиков, а живые души-у крестьян, у простых людей.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: