Про арктику детям кратко

Обновлено: 05.07.2024

познакомить детей с климатическими условиями Арктики; с такими явлениями, как полярная ночь и день, северное сияние. Сформировать представление о растительном и животном мире, об их особенностях и приспособлениях к условиям Крайнего Севера. Обогащать словарный запас детей словами: Арктика, полярная ночь, полярный день, белый медведь, морж, тюлень, кайры, гагары, тупики.

Совершенствовать умение рисовать пейзажи Крайнего Севера.

Развивающие:

развивать любознательность, воображение, творчество.

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе России, интерес к исследовательской деятельности и стремление изучать природу.

Интегрируемые образовательные области:

"Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

Виды деятельности:

игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Планируемые результаты:

имеет представление о животных Арктики, определяет их по внешнему виду, знает их названия; знает особенности климата и состав растительного мира Арктики, самостоятельно рисует такое явление природы, как северное сияние.

Материалы:

картины с изображением Арктики, полярной ночи, северного сияния, животных: белого медведя, тюленя, моржа; растений: мхи, лишайники; птиц: кайры, гагары, тупики; следы животных: медведя, тюленя, птиц; аудиозапись вьюги и спокойной классической мелодии.

Для опыта:

таз с водой, жирный крем, полотенца.

Для рисования:

клеёнка на столы, листы бумаги, тарелочки для туши, чёрная тушь, гуашь синего, жёлтого, красного, зелёного цветов, кисточки для акварели и туши, баночки с водой, подставки под кисточки, влажные салфетки.

Ход нод.

Вводная часть. Сюрпризный момент

Стук в дверь. за дверью стоит снеговик.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пожаловал?

- Он очень любит зиму, а вы её любите?

- А за что вы её любите? (Дети передают по кругу снеговик, а и каждый даёт свой ответ).

- Но, вот беда – зима – то заканчивается, и наступит какое время года?

Основная часть. Повторение пройденного. [/i]

- А с приходом весны, какие изменения произойдут в природе?

+ Солнце станет светить сильнее, на улице будет тепло и начнёт таять снег.

- Снег растает, а ведь снеговик тоже из снега, что же будет с ним весной?

- Ребята, а вы хотите, чтобы он растаял?

- Может, мы сможем ему помочь?

- Давайте отправим Снеговика туда, где снег никогда не тает. А где это находиться?

Работа по карте.

- Давайте посмотрим на карту. Покажите, куда же мы отправим снеговика?

+ (показывают северный полюс)

- Так. Это Северный полюс – Арктика. Что её окружает?

+ Северный Ледовитый океан.

- А почему его так назвали?

+ Находиться океан на севере и покрыт льдом.

- Как вы думаете, снеговик там не растает?

- Давайте мы все вместе совершим путешествие и убедимся, хорошо ли будет там нашему другу.

- Что случиться если мы не оденемся?

+ Замёрзнем и заболеем.

- У нашего снеговика есть волшебный снежок. Он и поможет нам попасть на Северный полюс. Давайте все вместе произнесём волшебные слова:

Лети, лети снежок

Через север на восток,

Через запад, через юг

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли

Быть по- нашему вели –

Вели, чтобы мы оказались

На Северном полюсе.

Закройте глазки (звучит запись вьюги, вихрь закружил нас (кружимся, подхватил и понёс. Открывайте глазки. Вот мы и на Северном полюсе, в Арктике.

Изучение нового материала.

Работа по картине.

- Посмотрите внимательно – это Арктика. Арктику называют царством льда и снега. Почему она получила такое название?

- В Арктике вечная мерзлота – снег и лёд лежит круглый год. Дуют сильные ветры, стоят трескучие морозы. Полгода длится полярная ночь и полгода – день. Люди там постоянно не живут, нет условий для жизни. Сейчас там полярная ночь. Солнце совсем не показывается над линией горизонта. И только тусклый свет звёзд, и белый снег чуть – чуть освещают округу. Кажется, разве могут здесь жить растения? Ведь мороз погубит их нежные листочки, а ветер безжалостно сломает хрупкие стебельки. Но самые смелые растения забираются даже на Крайний север. Мхи и лишайники упорно карабкаются вверх по обрывистым скалам и голым камням. (Показ растений)

- Ребята, а если мы сюда привезём наши деревца и посадим. Будут они здесь расти?

- Правильно. Потому что им не хватит питательных веществ, тепла и света. Мёрзлая земля не пустит корни вглубь земли. Сильные ветры легко сломают высокие деревья.

- Ребята, посмотрите здесь какие – то следы. Хотите узнать, чьи они?

- Тогда пойдёмте по следам, но тихо, осторожно, потому что хозяин следов может быть опасен. (Прыгают по следам моржа)


- Чьи же это следы? (моржа). Что у моржей вместо лап. (ласты)Это говорит о чём?

+ что моржи хорошие плацы и свою еду добывают в океане, где много рыбы. У него толстый слой жира, который защищает моржа от холода. А ещё у него есть бивни. Они помогают моржу защищаться от врагов и при помощи бивней ему легче выбираться на берег.

Посмотрите рядом ещё одно животное. Это тюлень. Давайте сравним моржа и тюленя. Чем они похожи?

+ ласты у того и другого

- А чем отличаются?

+ Нет бивней у тюленя.

- У тюленя нет бивней и поэтому ему надо быть осторожней, потому что он менее защищён от врагов.

- Что – то стало холодно. Я предлагаю поиграть со снеговиком, и согреемся и повеселимся.

Физкультминутка.

Лихо, сдвинув набекрень (дети, взявшись за руки, идут по кругу)

Прислонился на плетень (останавливаются)

У него пылает нос (приставляют руки к носу, показывая длинный нос)

На дворе стоит мороз, (скрещивают руки и похлопывают ладонями по плечам)

А Егорке жарко. (вытягивают руки вперед)

Приглашает он ребят (манят руками)

Прокатиться с горки. (поднимают руки вверх и резко опускают вниз)

Глазки весело блестят, (ставят руки на пояс и качают головой)

Раз-два! Раз-два-три! (хлопают в ладоши)

Нас, Егорка, догони! (хлопают ладошками по коленкам)

- Ребята здесь ещё следы, пойдемте, посмотрим (идут по следам)

- Главный житель северных просторов – белый медведь. Это самый крупный хищник на земле. Медведь прекрасный пловец. Он охотиться за рыбой, тюленями и даже моржами. У Белого медведя густая беля шерсть и толстый слой жира, который предохраняет его от сильных морозов. Когда медведь вылезает из воды, он встряхивается. От него во все стороны летят брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, давайте проведём опыт.

Опыт.

В ёмкость с водой опустить руку и тут же вынуть её. Посмотрите на неё внимательно. Она мокрая. А если бы ударил мороз, то вода превратилась бы во что? (корочку льда). Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром.


Снова опустите руку в воду и выньте. Что вы заметили?

Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. Если руку встряхнуть, эти капельки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лёд. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.

+ Шерсть белых медведей пропитана жиром.

- А что это за крестики? Чьи это следы?

- Правильно. Посмотрите как много здесь птиц. Кайры, гагары. На острова в летнее время слетается много птицы. Они находят в море богатую пищу: разных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах устраивают гнёзда, выводят птенцов. На зиму птицы улетают в тёплые края. В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.

- Ну, что пойдём дальше. Ой, ребята, мы пришли опять к тому месту, откуда начали своё путешествие. Но что это? Смотрите, какая красота! (Картина с северным сиянием)

Кажется, будто с чёрных бездонных небес спустился разноцветный шёлковый шатёр. Или переливается всеми цветами радуги сказочный занавес.

- Ребята, вам нравится северное сияние?

- А, какое явление природы оно напоминает?

- Правильно, северное сияние, как и радуга, состоит из разноцветных полосок и дуг.

- Ребята, чтобы не забыть, как выглядит северное сияние, давайте его зарисуем. У нас здесь есть волшебная лаборатория, где найдётся всё необходимое для зарисовки.

- Итак, северное сияние, хорошо видно в какое время суток?

- Как изобразим ночь?

+ Раскрасим фон в чёрный цвет.

- А, как изобразим северное сияние?

- Какие цвета вы видели?

- Проходим в лабораторию и приступаем к работе.

Самостоятельная деятельность детей.

- Молодцы, ребята, Хорошо поработали. А, кого вы видите на своём рисунке?

- Ребята, Снеговику очень понравилось на Северном полюсе, и он решил остаться здесь. А Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесём наши волшебные слова

Лети, лети снежок

Через север на восток,

Через запад, через юг

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли

Быть по- нашему вели –

Вели, чтобы мы оказались

Заключительная часть. Рефлексия.

- Скажите, вам понравилось путешествовать?

- Где мы сегодня побывали?

- А что нового и интересного узнали?

Конспект занятия по математике конспект занятия по математике (вторая младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 станицы Новопокровской Муницыпального образования Новопокровский.

  • развивать познавательные способности детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий;
  • в игровой форме уточнить и расширить представления детей об Арктике, как об одном из материков земного шара; о жизни животных;
  • обогащать словарь детей;
  • совершенствовать навыки связной речи;
  • развивать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.
  • активизировать внимание, логическое мышление, воображение;
  • воспитывать у детей доброе и деятельное отношение к охране природы;
  • способствовать развитию общей и мелкой моторики;
  • создавать условия для развития двигательных навыков.

Оборудование: ноутбук; проектор; экран для проецирования; стереофонические колонки.

Раздаточный материал: карточки с изображением снежинок; лист ватмана; восковые мелки; пластилин; шишки; цветная, белая бумага; ножницы; емкости для воды; краски.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Слайд №2: Россия – самая большая по территории страна. Ее территория простирается от севера до юга. Посмотрите на карту, ребята.

Слайд №3: Сегодня мы совершим путешествие на Северный полярный круг, и побываем в Арктике.

Слайд №4: Мы с вами полетим на самолете, занимайте, пожалуйста, свои места.

– Ребята, вот мы и прилетели! (дети садятся на стулья\ковер).

Слайд №5: Арктика – это крайний север России, край удивительной природы. Что же такое север? (Ответы детей). Север – это царство льдов и снегов. Зима в Арктике суровая и снежная. Температура зимой может достигать до минуса 50 градусов. Зимой не увидишь солнца, и поэтому наступает полярная ночь. Лето здесь короткое и холодное. Летом в Арктике почва оттаивает всего на несколько десятков сантиметров и покрывается цветущим ковром.

Слайд №6: Кругом снег и ледники. Льдом покрыта вся земля Арктики. По Северному Ледовитому океану плавают айсберги. Айсберг – огромные глыбы льда.
Посмотрите внимательно на глобус, эта белая шапка и есть Арктика (показывает детям на глобусе).
Что это за звуки? (Ответы детей). Правильно, так шумит пурга. Пурга сильнее метели. Как пурга ведет себя? (Ответы детей. Воспитатель помогает: летит, завывает, засыпает, заносит, бушует. Воспитатель предлагает детям изобразить пургу).

Когда оно сияет и крутится в узор,
И красотой своею притягивает взор.
То крутится в спирали, то тянется дугой,
И каждую минуту цвет разный и другой.
Сверкает и играет, цветами небосклон,
Хотя на темном фоне ведь полон ночи он.
Бывает лишь зимою, кода полярная ночь,
А день такой короткий, уходит быстро прочь. (Кирилл Кирпатовский)

Слайд №11: Скажите, северное сияние что делает? (Ответы детей. Воспитатель помогает: светится, сияет, переливается, блестит, сверкает).
Ребята, давайте зарисуем северное сияние (коллективное рисование на половине бумаги ватмана).

Слайд №12: В Арктике все белым-бело. Кругом лежит снег. Давайте посмотрим на него.
Слайд №13: Снег состоит из мелких кристаллов льда, которые называются снежинками. Вы знали, что в полном ведерочке снега находится миллионы снежинок. Плотно сцепляясь друг с другом они и образуют снег, то что мы хорошо с вами видим. Снежинки можно рассмотреть, когда выпадает снег, они попадают к вам на варежки, пуховики. Но наш глаз не может увидеть снежинку во всей ее красоте. Они так малы, что для того, чтобы рассмотреть узор каждого из них, требуется микроскоп. Через специальное увеличивающее стекло, мы видим, что каждая снежинка имеет свою неповторимую форму.

Под северным сиянием,
Блестит, переливается,
Алмазами и стразами,
Холодный, синий снег. (Автор неизвестен)

Но как образуются эти кристаллы? Снег образуется, когда микроскопические капли воды в облаках замерзают. Появляющиеся при этом кристаллы льда очень малы, невидимы даже для глаза. Когда снежинка падает, то из-за температуры снежинка увеличивается, прибавляя влагу. Чем ближе к Земле, тем становится холоднее. И вода начинает замораживаться и становится узорчатее.

Существует такое многообразие снежинок, что обычно считается, что не бывает двух одинаковых снежинок. И вариантов форм так много, что, по мнению ученых невозможно сосчитать. Давайте мы с вами поиграем со снежинками и попробуем найти все же каждой снежинке пару.





Слайд №15: Неужели здесь совсем нет жизни, только снег? (Ответы детей). Там, где всё покрыто льдом, жизнь, кажется, невозможна. Но это совсем не так. В Арктике живут самые разные животные.

Слайд №16: Самый известный обитатель Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищник на Земле. Длина его тела может достигать 3 м, а вес – около 600 кг и даже больше! Зимой медведь в снегу роет берлогу и спит в ней самые холодные месяцы зимы. Белый медведь питается рыбой, охотится на тюленей, детёнышей моржей. Медведи — отличные пловцы и нередко в поисках пищи глубоко ныряют в воду. Они умеют задерживать дыхание в воде на долгое время.
Давайте мы тоже с вами потренируемся и сделаем дыхательное упражнение.

Слайд №17: В Арктике можно повстречать и северного оленя. Ест не только траву и лишайники, находит их под слоями снега благодаря развитому нюху, так же питается мелкими грызунами и птицами. Шерсть тёплая с густым подшёрстком позволяет не замерзать в самые лютые морозы. У северного оленя очень широкие копыта. Благодаря им, он легко разрывает зимой снег и добирается до растительности, прячущейся под снежной шубой. Послушайте, какие звуки издает это животное. Что нам напоминают эти звуки? (Ответы детей. Воспитатель помогает: мычание коровы).

Слайд №18: Узнаете этого животного? Слышите, кто это воет? Это волк. Волки живут стаями. Послушайте, как рычит волк. По общему виду волк напоминает крупную остроухую собаку. Ноги высокие, сильные; лапы крупные; острые клыки, благодаря им хищник захватывает добычу: тюленя или морского котика. Так же волк обладает очень хорошим зрением. Его острое зрение позволяет видеть добычу издалека.
Чтобы наши глазки всегда тоже хорошо видели и не уставали, давайте сделаем гимнастику.

Слайд №19: В Арктике живет дикая кошка – рысь. Лапы крупные, зимой хорошо опушенные, что позволяет рыси ходить по снегу, не проваливаясь. На ушах длинные кисточки. Хвост короткий, как бы обрубленный. В меню рыси входят грызуны, птицы, а так же детеныши оленей. Послушайте рычание рыси.

Слайд №20: Здесь обитают и другие животные. К примеру, песец. Это хищное животное похоже на лисицу. В отличие от лисицы, тело у песца меньше, уши закруглены. Питается грызунами. Песец следует за белым медведем и доедает за ним. Вслушайтесь в его голос.

Слайд №21: Соболь еще один житель Арктики. Передвигается соболь прыжками. Питается мелкими грызунами и так же растительностью. Голос соболя похож на урчание кота. Послушаем.

Слайд №22: Куница – хищник небольшого размера. Однако хищник обладает длинными когтями, благодаря которым он ловит грызунов на суше и рыб в воде. Слышите, это голос куницы.

Слайд №23: В Арктике встречается и горностай. Зимой мех чисто белый, летом рыжий. Слышите, как горностай зовет своих братьев. Ребята, вы заметили, что мех многих животных Арктики белого цвета? У каких животных мы это наблюдали? (дети отвечают). Верно, но почему многие животные Арктики имеют белый окрас шерсти? (дети отвечают. Воспитатели: легко охотится и прятаться).

Слайд №24: Мы говорили, что многие хищники питаются грызунами. Леммингом питаются практически все звери. Лемминг – это грызун, обитающий глубоко в норах под снегом. Питаются всевозможными растениями, мхом. Послушаем: какие звуки издает лемминг.

Слайд №25: Обитают в Арктике и многочисленные ластоногие — тюлени, морские котики, моржи, морские коровы и слоны. Их называют ластоногими потому, что их конечности похожи на ласты. Такая форма плавников позволяет плавать в воде с большой скоростью. Давайте познакомимся с ними. Морская корова – одно из самых крупных животных после медведя. К сожалению, сегодня этих животных редко можно встретить, так как этот вид вымирает. Люди охотились на них, и их осталось на земле очень мало. Морские коровы питаются, как правило, рыбой. Слышите рев морской коровы.

Слайд №26: Морские слоны – очень крупные ластоногие. Своим названием хищники обязаны хоботообразному носу у самцов. Это рев морского слона.

Слайд №27: Морские котики живут большими семьями. Это хищные животные, питаются рыбой. Огромное значение для них имеет мех, который позволяет им переносить холода. Вслушайтесь, так морской котик зовет своего детеныша.

Слайд №28: В Арктике живут тюлени, в отличие от морских котов, они не имеют шерстяного покрова. Перемещаться в воде с огромной скоростью им помогает вытянутая обтекаемая форма тела. Они тоже кормятся рыбой, заплывая в ее поисках ко льдам Северного Ледовитого океана. Вот и голос тюленя, послушаем.

Слайд №29: Малышей тюленя называют бельчатами, так как их мех белый, как снег.

Слайд №30: На ледниках может увидеть огромные по численности стада моржей. Эти громадные, неуклюжие на суше животные очень проворны и быстры в воде. Врагом моржа является белый медведь. Однако моржи очень сильны и обладают мощным оружием: бивнями, которыми при опасностях они защищаются. Послушаем рев моржа.
Моржи, тюлени, морские: котики, коровы, слоны – все любят очень рыбу. Поэтому они живут на берегу Северного Ледовитого океана. Когда они не голодны, то отдыхают и нежатся под лучами такого редкого солнца. Давайте и мы отдохнем под шум прибоя.

Слайд №31: В водах Северного Ледовитого океана проживает самое большое животное в мире. Это горбатый кит. Почему же он горбатый, потому что, действительно, у него есть горб: его плавник обладает такой формой. Длина кита может достигать до 20 м., а вес до 40 т. Когда кит голоден, то с раскрытой пастью заплывает в стаю рыбы, заглатывая пищу вместе с водой. Затем пасть закрывается: вода выходит через невидные глазом специальные щели, а рыба остается. Киты очень общительны, но услышать их разговор невозможно без специального оборудования. Звуки, издаваемые китами настолько тонкие, что человеческое ухо не может их распознать. Мой друг ученый специально прислал мне запись разговора одного кита с другими китами. Послушаем.

Слайд №33: Самыми многочисленными жителями бескрайних просторов сурового Севера являются птицы. Гнездятся они на неприступных отвесных скалах.

Слайд №34: Розовая чайка– очень общительная птица. Послушаем, как они разговаривают между собой!

Слайд №35: Кайра— чёрно-белая птица. Когда кайры садятся на воду, то издают громкие крики. Послушаем их.

Слайд №36: В Арктике живет еще одна удивительная птица: гага обыкновенная. Ее называют северной уткой. Для неё не составляет труда нырять в ледяную воду на глубину до 20 метров. При взлёте в небо гаги обычно издают громкие, слышные на большом расстоянии крики, похожие на гоготание. Послушаем.

Слайд №37: В Арктике можно встретить и казарку. Это птица относится к роду утиных. Внешним видом напоминает мелкого гуся с толстой шеей и коротким клювом. Окраска яркая и контрастная, сочетает в себе рыжие, белые и чёрные тона. Голос птицы очень звонкий. Прослушаем.
Ребята, как вы думайте, почему перья птицы, когда они выходят из воды, не покрываются льдом. Почему птицы выходят сухими из воды? (Ответы детей).

Слайд №38: Послушаем, кто это кричит? Это поморник. У поморника короткий, но крупный клюв. На кончике он слегка приплюснут. Верхняя часть клюва похожа на крючок. Такая форма клюва помогает поморнику ловить свою жертву, к примеру, грызунов.

Слайд №39: Кулик – это небольшая птица с длинным клювом, благодаря которому он с легкостью находит и вытаскивает растения из расщелин скал. Слышите негромкие крики кулика.

Слайд №40: Самой свирепой и крупной среди птиц является полярная сова. Это безжалостный хищник с жёлтыми глазами и белым оперением. Она нападает и на птиц, и на грызунов. Может полакомиться и детёнышем более крупного зверя— к примеру, песца. Слышите, это она зовет своих совят.

Слайд №42: Но как мы узнали, что на нашей планете есть такое место – Арктика, кто обитает в Арктике? О природе Арктики, о жизни обитателей мы узнаем благодаря путешественникам и ученым. Они плавают на огромных суднах – ледоколах. Как вы думаете, почему судно называют ледоколом (Ответы детей. Воспитатель помогает: вода в Северном Ледовитом океане замерзает и покрывается льдом. Поэтому судну приходится раскалывать лед, чтобы проплыть).

Слайд №43: На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Ученые и путешественники живут в специальных палатках. С собой они перевозят различные приборы, благодаря которым измеряется температура, а так же исследуются животные Арктики.

Слайд №44: По суше передвигаться помогают собаки. Это специальные породы собак – северные лайки. У них густой мех, который защищает их от холода.

Слайд №45: Ученые изучают повадки животных не только на суше, но и под водой. Они ныряют с специальными водонепроницаемыми фотоаппаратами и видеокамерами в воду и снимают животных.

Слайд №46: Благодаря деятельности этих храбрых и отважных людей, которые не боятся снимать свирепых медведей и огромного горбатого кита, мы с вами имеем эти замечательные фотография.

Слайд №47, №48: Однако не все люди добры к животным. Есть и те, которые наносят непоправимый вред. Люди загрязняют Арктику. Так моржи и тюлени погибают от того, что проглатывают кульки. Киты могут проглотить даже железные банки. Вредные вещества, которые попадают в воду из-за невнимательного к природе отношения человека, отравляют среду обитания. Многие животные заболевают.

Слайд №49: Охота и рыболовство привели к исчезновению многих животных. Редкими стали такие животные, как белый медведь, морж. Именно поэтому они внесены в Красную книгу. Вспомним, что это за книга? (Ответы детей. Воспитатель помогает: в этой книге записаны те животные, которых осталось очень мало на Земле, и даже те, которых никогда теперь не встретить на нашей планете, так как они вымерли).

Слайд №50: Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники. В заповедниках люди стали выращивать редкие виды животных, тем самым увеличивая их количество.

Слайд №51: Добрые люди лечат животных и помогают им окрепнуть, затем отпускают на волю.

Слайд №52: Арктика – это удивительное место, где обитает множество животных и птиц. Мы – люди, должны беречь природу и заботится о наших братьях меньших.

Слайд №53: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой.

Вам понравилось наше путешествие? Расскажите какая погода на Севере? (Ответы детей. Воспитатель помогает: морозная, холодная, студеная, вьюжная).
Что вы еще узнали об Арктике? Расскажите, кто там обитает? Что вам больше запомнилось? А что вам понравилось?

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Ознакомьтесь с нашими забавными арктическими фактами для детей и получайте удовольствие от изучения интересной информации об Арктике.

Узнайте, где находится Арктика, какие страны являются ее частью, какой может быть холод, какие виды животных там живут и многое другое. Читайте дальше и наслаждайтесь изучением некоторых интересных фактов, связанных с Арктикой.


Арктический регион находится в самой северной части Земли.

Как и Северный Ледовитый океан, арктический регион состоит из частей России, Гренландии, Канады, США, Норвегии, Исландии, Швеции и Финляндии.

Коренные жители, которые живут в Арктике, адаптировались к холодной погоде и суровым условиям окружающей среды.

В последние годы арктический регион сократился из-за глобального потепления.

Маленькие кустарники могут расти в более теплых частях Арктики, а также на различных травах, мхах и лишайниках.

В Арктике обитает множество различных видов животных, в том числе белые медведи, росомахи, белки, птицы, моржи и тюлени.

Арктический регион является домом для Северного полюса.

Арктика обладает рядом природных ресурсов, включая рыбу, нефть, газ и различные полезные ископаемые.

Арктика — синоним вечного льда, толщи снега, холода и огромных запасов полезных ископаемых. Местность не является полностью необитаемой: тут проживают коренные народы, регулярно организуются исследовательские и туристические поездки. А еще здесь растут кусты и трава, бегают зайцы и лисы, а температура летом поднимается выше нуля.

  • Общая характеристика
  • Растения и животные
  • Климатические проблемы
  • Местные жители
  • История освоения
  • Территориальные споры
  • Отличия от Антарктики и Антарктиды

Арктика

Общая характеристика

Природа Арктики

Основные данные:

Ландшафт Арктики

Полярная ночь

  • Площадь — 27 миллионов кв. км. Если границы ограничивают Северным полярным кругом с юга, площадь уменьшается до 21 миллиона.
  • В рельефе выделяют шлейф, на котором расположены острова, окраины континентов и Арктический бассейн. На области шлейфа расположились 5 морей.
  • Самая высокая точка места — гора в Гренландии Гунбьёр (2500 метров), одна из самых низких — котловина Нансена (- 4665 метров). Однако есть и более низкие глубоководные котловины — до -5527 метров.
  • Среднегодовые температуры отрицательные, но средняя температура лета обычно положительная. В июле (самый теплый месяц) градусник поднимается до +0−5 градусов в Арктическом бассейне, до +2−3 градусов на морском побережье и до +6−10 на материке. В Гренландии температура иногда поднимается до +12.
  • Средняя температура января (самого холодного месяца зимы) сильно различается в зависимости от места: на юге она составляет -2−4 градуса, на севере Баренцева моря опускается до -25 градусов, в Чукотском и Гренландском морях — до -36 градусов, на территории Сибирского и Канадского бассейнов — до -45−50. В северных водах градусник может опуститься до -60. При этом температура может быстро меняться на 7−10 градусов при приближении мощного теплого циклона.
  • В Арктике бывают полярные ночи. Они длятся 50−150 дней и характеризуются постоянным снижением температуры.
  • Арктика обладает огромными запасами нефти — около 90 миллиардов баррелей. Однако из-за природных условий и географического положения добыча крайне сложна, а вероятность разлива нефти слишком высока. Против разработки нефтяных месторождений выступают многие экологические организации, призывающие к охране уникальной природы.

Несмотря на кажущуюся суровость климата и малую пригодность для проживания, в Арктике проживают коренные жители с развитой культурой.

Также организованы туристские маршруты. Среди направлений туризма есть даже покорение Северного полюса. Для заинтересованных, но менее отчаянных в Санкт-Петербурге открыт музей Арктики и Антарктики.

Растения и животные

Несмотря на суровые условия и малую пригодность для проживания, Арктика все же не является совсем необитаемой. Чтобы понять, какие растения растут в Арктике, достаточно вспомнить о ее климатических и температурных особенностях.

Растительность Арктики

В основном встречается карликовая растительность: кустарники, травы, мхи и лишайники. Они выглядят, как обычные, но более мелкие. Деревья отсутствуют, но в более теплой части встречаются кусты высотой до 2 метров. Мох и лишайники довольно плотные и толстые, трава бывает высотой по пояс. На севере, где раскинулась Арктическая пустынь, выживают только клеточные растения: мох, лишайник, временами пробиваются морозостойкие травянистые виды, например, полярный мак.

Животные Арктики

Животный мир Арктики довольно разнообразен и уникален. Там водятся хищные и растительноядные представители млекопитающих: овцебык, белый медведь, росомаха, суслик, северный олень, снежный баран, горностай, волк и песец, арктический заяц-беляк и лемминг. Воды населены моржами, тюленями и несколькими видами китов. Также Арктика является домом для множества перелетных птиц. А вот пресмыкающиеся здесь отсутствуют.

Климатические проблемы

Климат Арктики за последние 6 веков сильно изменился. За этот срок произошли 3−4 сильных потепления. Температурный рост здесь в 2 раза выше, чем в остальном мире. Это может привести к исчезновению растительного и животного мира, что станет причиной ухода коренных народов.

Таяние льдов

Не меньше проблем вызывает резкое уменьшение льдов или ледяной шапки. С 1980-х ее размер уменьшился на 70%, снизилась и плотность льда. Это может привести к проблемам в ближайшем будущем.

Из-за изменения климата многим местным животным грозит вымирание. Особенно это относится к белым медведям: чем дольше будут длиться летние дни, тем выше окажется смертность взрослых самцов. Это связано с тем, что в основном эти животные охотятся со льдин на морских обитателей.

При исчезновении последних звери будут вынуждены перейти на берег, где корма значительно меньше. Снижаются и шансы самки на встречу с партнером.

Местные жители

Население Арктики

Проживание в суровых северных условиях, борьба с холодом закалили человека, значительно повысив его способности к выживанию. Со временем из-за низкой интенсивности УФ-излучения произошла мутация гена меланина, внешне выразившаяся в светлой коже.

Сегодня в Арктике проживает около 400 тысяч человек, из них менее 50 тысяч являются жителями России. Это коренные народы, сохранившие традиционный уклад на протяжении многих веков. Они занимаются традиционными промыслами: охотой, оленеводством, рыболовством и собирательством. Также они занимаются переработкой полезных ископаемых (не в промышленных масштабах, а для собственного использования) и художественным промыслом.

Жители Арктики

Их занятия и выживание тесно связаны с природой и экологией. Эти люди полностью зависимы от состояния экосистемы. Будучи полностью обособленными, народы Арктики не способны адаптироваться к современной цивилизации и рыночной экономике. Проблемы с экологией и реализация проектов по добыче газа и нефти могут привести к полному исчезновению коренных жителей как самостоятельных этносов.

История освоения

Первооткрыватель Арктики

Несмотря на наличие коренного населения, Арктика долгое время считалась непригодной для жизни и непроходимой. Гренландия была открыта только в 980 году скандинавом Эриком Рыжим.

Освоение со стороны России прошло в несколько этапов:

История Арктики

Помимо России, в исследованиях принимали участие Англия, Норвегия, США, также собирались международные экспедиции. В 1999 году Китай впервые отправил к Северному полюсу собственную команду.

Территориальные споры

Льды и океан

Границы Арктики точно не установлены. Сам регион включает в себя окраины материков Северной Америки и Евразии, практически весь Северный Ледовитый океан и его острова (кроме тех, что относятся к Норвегии), части Тихого и Атлантического океанов. Арктика примыкает к Северному полюсу, южная граница проходит по южной границе тундры.

Территория Арктики разделена между 5 странами:

  • Российской Федерацией;
  • США;
  • Канадой;
  • Данией;
  • Норвегией.

Корабли в Арктике

При этом границы между ними не определены точно: например, в 1909 году Канада объявила своими землями все, что находилось между ее границей и северным полюсом. Сегодня разделение происходит на основании Конвенции о морском праве (1982 года). По новым правилам объявлялись территориальными воды на 12 миль вглубь, экономическая территория распространялась на 200 миль. Акватории всех стран распространялись только на арктический шлейф. Внешельфовая зона является международной.

Русская Арктика включает в себя:

Мурманская область

  • Мурманскую область;
  • Чукотский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий округи;
  • Часть Якутии (Республика Саха): Нижнеколымский район, Анабарский, Усть-Янский, Аллаиховский и Булунский улусы;
  • Часть Республики Коми: Воркута и 3 района Республики Карелия (Кемский, Лоухский, Беломорский);
  • Часть Архангельской области: Архангельск, Новодвинск, Северодвинск, Новая Земля, районы Мезенский, Приморский и Онежский;
  • Часть Красноярского края: Норильск, Туруханский и Таймырский районы.

Также в состав входят острова и земли Северно-Ледовитого океана, перечисленные в докладе-постановлении ЦИК от 15 апреля 1926 года.

Отличия от Антарктики и Антарктиды

Арктика, Антарктика и Антарктида — это 3 разных места, которые регулярно путают люди. Схожесть этих мест выражается только в суровом и снежном климате, хотя в Антарктиде условия более суровые, а температуры — ниже.

В остальном они различаются. Разницу проще всего увидеть по таблице и вспомнив, где находится Арктика на карте мира.

Арктика днем

Антарктида

Антарктида — материк, отдельный континент, расположенные внутри территории Антарктики. Последняя включает в себя сушу, прибрежные острова и океанические воды. Антарктида получила название по романизированной версии Антарктики.

Для многих людей Арктика и Антарктика — это одно и то же место: покрытые льдом и снегом равнины, низкая температура, белые медведи и пингвины, отсутствие растений. На самом деле это разные земли, отличающиеся по всем параметрам. Климат Арктики менее суров, там живут многие коренные народности и организован туризм. Зато у Антарктиды разнообразнее животный мир из-за обилия рыбы.

Читайте также: