Привлечение иностранных инвестиций в экономику казахстана кратко

Обновлено: 07.07.2024

К.э.н. Борисова Е.И.

Магистрант Крыкпышев Д.

Привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Мировой опыт многих стран свидетельствует, что приток иностранного капитала и государственное регулирование его использования позитивно воздействуют на экономику. Инвестиции содействуют становлению и укреплению частного предпринимательства в странах со средним и низким уровнями экономического развития, мобилизуют капитал для реализации серьезных проектов, создания смешанных компаний, рынков ссудного капитала. От того, насколько успешно экономика Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика преодоления кризиса.

Роль иностранных инвестиций сводится к развитию экономики страны в общем и получателей этих инвестиций (предприятий, производств и т.д.) в частности. Стране очень выгодно получать из-за рубежа иностранные инвестиции, т.к. они развивают их производства, появляются новые инновационные производства, рабочие места, а также платятся налоги в национальный бюджет и при этом из него же ничего не тратится на это.

Хотя Казахстану свойственны изобилие природных ресурсов и стратегическое месторасположение, по мнению многих иностранных инвесторов, инвестиционный климат Республики Казахстан перспективен, но все же нестабилен.

Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов - не способствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект.

При принятии законов и других решений, касающихся иностранных инвестиций, превалирует не столько желание создать благоприятные условия для них, сколько боязнь, что иностранные компании внедрятся в важные сектора казахстанской промышленности.

Чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений - одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций. Эта зарегулированность заключается не столько в количестве регулирующих актов (в некоторых западных странах их не меньше), а в возможностях чиновника принимать субъективные решения (поскольку многие законы и акты - не прямого действия) и нерешенности вопросов собственности (прежде всего на недвижимость). Это приводит, во-первых, к неопределенности - что можно делать и на что можно рассчитывать, а что нельзя; во-вторых - необходимости большого количества согласований и разрешений.

Сложность масштабных инвестиций в модернизацию производства заключается в том, что иностранной компании приходится работать с предприятиями, которые зачастую не имеют нормального финансового обслуживания, не располагают квалифицированными (для работы в рыночных условиях) менеджерами, не проводят маркетинга и не имеют современных сбытовых структур. Все это иностранная фирма (помимо инвестиций в модернизацию производства) должна создавать самостоятельно. Поэтому часто выгоднее купить предприятие аналогичного профиля в одной из западных стран или построить новое предприятие в развивающейся стране, где иностранному инвестору предоставляются разнообразные льготы.

Но всё же Казахстан добился значительных успехов по привлечению иностранных инвесторов. Всему этому способствовали положительные факторы

Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. Правовой режим предусматривает гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых:

  • национальный режим, т.е. иностранные инвесторы вправе пользоваться условиями не менее благоприятными, чем отечественные инвесторы;
  • правительственные гарантии от имени республики;
  • гарантии от изменений законодательства и политической ситуации и др.;

Обеспечение инвестиционного климата и прямого диалога между правительством РК и иностранными инвесторами создан совет иностранных инвесторов при президенте Республики Казахстан.

Для оперативного решения проблемных вопросов иностранных инвесторов и зашиты их прав функционирует инвестиционный омбудсмен.

На создание благоприятного инвестиционного климата оказывает влияние множество факторов, главными из которых являются политические, экономические и социальные.

Кроме того, отмечается растущий международный политический и экономический авторитет Казахстана.

Казахстан признали более 100 стран мира, более 70 из которых установлены дипломатические отношения. Казахстан принят в ООН и другие крупнейшие международные организации, ведется работа по вступлению страны во Всемирную Торговую Организацию, заключено около 700 межгосударственных и межправительственных соглашений и договоров более чем со 100 государствами мира.

Согласно международному рейтингу легкости ведения бизнеса 2014, Казахстан вошел в число первых 50-ти стран мира по легкости ведения бизнеса, заняв 22 место - по защите инвесторов, 18 - по налогообложению. Казахстан обладает самым привлекательным налоговым режимом среди стран СНГ и восточной Европы. Сравнительный рейтинг представлен в таблице 1.


Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республику Казахстан является одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества с ведущими мировыми странами. В статье представлены основные подходы по стимулированию притока прямых иностранных инвестиций в Казахстан. На основе статистических данных проведено исследование динамики, страновой и отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстан. Выявлены особенности отраслевого аспекта вложения иностранными инвесторами инвестиций в основной капитал. В работе рассмотрены предпринимаемые государством меры в целях повышения инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, динамика прямых иностранных инвестиций, отраслевая структура, иностранные инвесторы, иностранные инвестиции в Казахстан.

Инвестиции являются одним из основных источников для наращивания экономического потенциала государства. Динамика инвестиций оказывает значительное влияние на изменение совокупного спроса и совокупного предложения в экономике, воздействует на динамику макроэкономических показателей, уровень занятости и совокупный доход. Создание благоприятной среды для привлечения инвестиций становится актуальной задачей государственного аппарата.

В условиях ограниченности инвестиционного капитала страны заинтересованы в прямых иностранных инвестициях (ПИИ), представляющих собой долгосрочные вложения капитала и позволяющие инвестору-нерезиденту контролировать объект размещения капитала.

В целях привлечения зарубежного капитала задачей страны-реципиента является формирование благоприятного инвестиционного климата, то есть создание позитивных условий для инвесторов в политической, экономической и социальной сферах. Страны могут применять разные организационные и правовые механизмы по регулированию ПИИ, это и создание специализированных институтов, и использование налоговых, финансовых и нефинансовых методов. Налоговыми методами являются предоставление льгот, освобождение от таможенных пошлин и сборов. Финансовые стимулы включают субсидии, льготы и гарантии по кредитам. Под нефинансовыми методами стимулирования понимается развитие законодательной базы и инфраструктуры, создание свободных экономических зон.

Основные принципы ведения бизнеса в Казахстане и взаимоотношения государства с предпринимателями изложены в Предпринимательском кодексе Республики Казахстан. Кодексом установлен единый инвестиционный режим для внутренних и иностранных инвесторов, что в принципе кодифицирует недискриминацию для иностранных инвесторов [1].

В Казахстане предусмотрены налоговые льготы, освобождение от таможенных пошлин, инвестиционные субсидии и натуральные гранты в качестве стимулов для иностранных и внутренних инвестиций в приоритетных секторах: сельское хозяйство, металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, производство продуктов питания и машиностроение.

С момента обретения независимости Казахстан подписал Конвенции об избежании двойного налогообложения с 54 странами и двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций с 48 странами [2].

В 2015 году Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО) и начал поднимать требования к местному контенту в соответствии со своими обязательствами по вступлению в ВТО. В июне 2017 года Казахстан присоединился к Декларации Организации международного экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о международных инвестициях и многонациональных предприятиях и стал ассоциированным членом Комитета по инвестициям ОЭСР.

Казахстан с первых лет независимости масштабно использовал иностранные инвестиционные ресурсы в экономике. Инвестиции из-за рубежа способствовали интенсивному освоению крупных нефтегазовых месторождений и обеспечили основу активного экономического роста.

За годы независимости Казахстан привлёк порядка 350 млрд долл. США ПИИ [3]. При этом за последние 10 лет в национальную экономику поступило 231,6 млрд. долл. США. Данная тенденция подтверждает эффективность инвестиционной политики. Наибольший объём ПИИ поступил в 2012 году (28,9 млрд долл. США), в 2011 году (26,5 млрд долл. США) и в 2018 году (24,3 млрд долл. США) [4].

В 2019 году ПИИ поступили в объеме 24,1 млрд. долл. США против 24,3 млрд. долл. США в 2018 году. Таким образом, несмотря на незначительный спад в 0,6 % валовый приток в Казахстан сохранился на уровне 2018 года.

Лидерами в привлечении инвестиций в Казахстан являются инвесторы из Нидерландов — 7,3 млрд. долл. США (с долей 30,2 %), США — 5,5 млрд. долл. США (23,0 %), Швейцарии — 2,2 млрд. долл. США (9,3 %) (см. табл.1). Стоит отметить, что в 2019 году китайские инвесторы заняли 4 место, потеснив инвесторов из Российской Федерации на пятую позицию.

Валовый приток ПИИ в Республику Казахстан от основных иностранных прямых инвесторов по странам за 2017–2019 годы

 Инвестиционная политика Казахстана

На современном этапе развития Казахстана, окончательно перешедшего на рыночные отношения, реализация инвестиционной политики является одним из главных направлений (драйверов) экономических реформ, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики. С помощью иностранных инвестиций государство улучшает структуру экономики, модернизируют основные фонды и технически перевооружает предприятия, готовит специалистов и рабочих, внедряет инновации и многое другое.

В этих целях по Карте индустриализации до конца года будет реализовано 112 проектов на сумму в два триллиона тенге. Войдут в действие сорок инвестпроектов, система субсидирования станет прозрачной и адресной. Глава государства перед правительством также поставил задачу реформирования системы управления инвестициями. При этом, по его словам многие вопросы государственного развития можно будет решать за счет частных инвестиций, однако здесь наблюдается стагнация и нужно принимать меры [2].

За годы независимости самого начала реформирования экономики в Казахстане проводилась поступательная работа по совершенствованию инвестиционного законодательства. В 1990-х годах было ясно, что подъем экономики не мог произойти без финансовых вливаний из-за рубежа. История свидетельствует, что практически все развитые страны для поднятия своей экономики использовали иностранные финансовые средства – кредиты, инвестиции. Одним из первых шагов привлечения иностранного капитала стала передача предприятий в управление иностранным фирмам. Методом проб и ошибок был наработан ценный опыт. Все предприятия, переданные в иностранное управление, своевременно погасили задолженности по зарплате, внесли средства в пенсионный фонд, возвратили долги энергетикам, транспортникам и другим смежникам. Иностранные фирмы привлекли ресурсы почти на миллиард долларов США. На выкупленных предприятиях было занято к 1996 году свыше 200 тыс. работников.

Исследование сути и содержания инвестиционной политики государства всегда находились в центре внимания не только экономической, но и исторической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы социально-экономической сферы, определяя процесс экономического роста страны в целом, что в конечном итоге закономерно отражается и на повышении благосостояния народа.

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной политики.

Государственная инвестиционная политика подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя государственная инвестиционная политика – часть внешнеэкономической политики, проводимой государством в виде установления структуры и масштабов иностранных инвестиций, как зарубежных инвесторов в отечественную экономику, так и вложения национальных инвесторов за рубежом.

Внутренняя инвестиционная политика, в отличие от внешней, регулирует внутренние инвестиционные потоки. Основной ее целью является определение приоритетных направлений инвестирования, обеспечение внутреннего инвестиционного спроса, формирование конкурентоспособного внутреннего рынка инвесторов, обеспечение трансформаций в инвестиции.

инвестиции 2.JPG

Теперь хотелось бы остановиться на основных этапах привлечения прямых иностранных инвестиций в нашу республику. Привлечение иностранного капитала в экономику Казахстана началось с 1992 г. в форме экспортных кредитов на двусторонней основе. В начале своей инвестиционной деятельности Казахстан активнее всего сотрудничал со следующими международными финансовыми организациями: Международным валютным фондом (МВФ), Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Азиатским банком развития (АБР), Эксимбанком Японии и др.

На первом этапе инвестиционной деятельности по привлечению в республику прямых иностранных инвестиций (1992-1993 гг.) шло создание большого числа совместных предприятий (СП) с незначительным уставным капиталом, вкладываемым в основном в сферу торгово-посреднической деятельности. В 1993 г. значительный приток прямых иностранных инвестиций был связан с крупными вложениями иностранных инвесторов в нефтегазовый комплекс Казахстана – 982 млн. долларов США, т.е. 87 % всего объема прямых иностранных инвестиций [3].

Наиболее существенный объем привлечения иностранных инвестиций приходится на следующий второй этап (1994-1997 гг.). На этом этапе инвестиционной деятельности в результате либерализации экономики стал возможным доступ зарубежных инвесторов к ключевым отраслям казахстанской экономики. С 1995 г. наблюдаются высокие темпы роста прямых иностранных инвестиций в металлургический комплекс. В 1996 г. по сравнению с 1994 г. инвестиции в эту отрасль выросли более чем в 100 раз.

В 1997 г. в группу лидеров по объемам прямых иностранных инвестиций, вкладываемых в экономику Казахстана, вышли: Япония, объем инвестиций – более 381 млн. долларов США, или 25,4 %; США – 322,4 млн. долларов США, или 21,5 %; Великобритания – 255 млн. долларов США, или 17 %. При этом было вложено в черную металлургию 40 % всех иностранных прямых инвестиций, 21,6 % - в нефтегазовый сектор; 9,4 % - энергетику. В этот же период в структуре инвестиций 49% приходилось на прямые иностранные инвестиции, 1% - на портфельные инвестиции, 28% - на кредитные средства, 22% - на займы международных финансовых организаций [4].

В то же время иностранные инвестиции в стратегической перспективе не могут быть единственным условием диверсификации отечественной экономики. Простое заимствование зарубежных технологий – это не выход для развития экономики независимого государства. Инновации должны были не только приобретаться из-за рубежа, но и разрабатываться внутри страны. Поэтому Казахстан в 2007-2009 гг. стал последовательно контролировать процесс деятельности иностранных бизнесменов, соблюдение ими договорных обязательств, а самое главное – недопущение ими ущерба интересам Казахстана. В условиях финансово-экономического кризиса конца 2000-х годов вопрос о соотношении иностранных и отечественных инвестиций был скорректирован. Установка Елбасы Н.А. Назарбаева была направлена на развитие, повышение казахстанского содержания в инвестиционных и операционных расходах, трудовых ресурсах в проектах иностранных инвесторов.

К следующему четвертому этапу инвестиционной деятельности по привлечению иностранного капитала в экономику страны условно можно было бы отнести 2010-2017 гг. Рост притока ПИИ в Республику Казахстан за 2010 г. составил 7,3 % (19,8 млрд. долларов) по отношению к предыдущему году. При этом за 2009 г. по отношению к 2008 г. (10,6 млрд. долларов) рост составил 73% (18,5 млрд. долларов).

Наибольший объем валового притока инвестиций был в 2012 году, который составил 28,9 млрд. долларов США. Однако затем последующие 3 года в связи с рядом внутренних и внешних факторов наблюдается спад инвестиций (снижение с 28,9 млрд. долларов США до 14,8 млрд. долларов США). Но после постепенного спада инвестиций с 2013 года в 2016 году удалось переломить негативные тренды. Так, в 2016 году вновь возобновился рост инвестиций - валовый приток ПИИ вырос почти на 40%.

По данным Национального Банка Республики Казахстан за 2005-2016 гг. объем валового притока ПИИ в Республику Казахстан составил 243 млрд. долларов США, из них в 2016 году – 20,6 млрд. долларов США, что больше по сравнению с 2015 годом на 40 %. А всего за годы независимости Казахстан привлек более 300 млрд. долларов иностранных инвестиций [6].

Таким образом, по основным критериям экономического развития республика в докризисный период была готова присоединиться к ВТО (Всемирной торговой организации). Казахстан официально вступил в ВТО 27 июля 2016 года после более 19 лет переговоров. Объем внешней торговли РК после вступления в ВТО достиг 120 миллиардов долларов. Если в середине 90-х годов Казахстан имел торговые связи только со странами постсоветского пространства, то сегодня мы торгуем со 185 государствами мира. Вступлением Республики Казахстан в ВТО осуществилась одна из важнейших задач стратегического курса страны на интеграцию в мировую и региональную экономику.

Следует отметить, что Республика Казахстан за годы независимости стала лидером в Центрально-Азиатском регионе по привлечению инвестиций в экономику.

Таким образом, в ходе реализации Инвестиционной политики государства Казахстан добился значительных успехов в развитии своего социально-экономического потенциала. Благодаря полученному иностранному капиталу Республика Казахстан укрепила свои позиции в качестве страны, обладающей мощными энергоресурсами и имеющей амбициозные, но в то же время устойчивые планы на будущее.

Сегодня можно констатировать, что Казахстан признан в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой, страна первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страновой рейтинг. Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций.

Одним из фундаментальных изменений, характеризующих перестройку казахстанской экономики в течение последних лет, является интенсивное формирование финансового сектора, активное развитие финансовых рынков и создание соответствующих институтов. Казахстанский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, при этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат РК, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

В то же время огромное значение для РК имеют внутренние инвестиции, ведь множество людей во время становления рыночной экономики сколотили себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в казахстанскую экономику, что даст со временем ощутимый толчок развитию отечественного производства.

В то же время в свете кризисных явлений в мировой экономике в последние годы усилилась конкуренция между государствами по привлечению инвестиций.

В связи с этим в настоящее время Правительством РК проводится целенаправленная работа по улучшению инвестиционного климата и созданию благоприятных условий для ведения бизнеса с учетом рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В Казахстане активно действуют такие диалоговые площадки, как Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, Совет по улучшению инвестиционного климата при Премьер-министре Республики Казахстан и инвестиционный омбудсмен, которые призваны оперативно решать проблемные вопросы, возникающие в ходе инвестиционной деятельности в Казахстане.

В рамках Стратегии особое внимание уделяется не только привлечению новых инвесторов, но и удержанию действующих и стимулированию реинвестиций. В Стратегии также определены приоритетные страны для привлечения инвестиций. Так, с учетом экономических возможностей определено 36 потенциальных стран-инвесторов. Из них 11 стран являются самыми приоритетными. В частности, это США, РФ, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, КНР, Япония, Южная Корея, Турция и ОАЭ [8].

Таким образом, радикальная инвестиционная политика в современных условиях выступает важнейшим рычагом преодоления негативных последствий экономического кризиса, структурных сдвигов в экономике, технического прогресса, повышения хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса на основе государственной инвестиционной политики является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований. В то же время рост экономики и все возрастающие потребности в капитале и технологиях требуют дальнейших институциональных реформ по созданию привлекательных инвестиционных условий и большей защите прав инвесторов в Казахстане.

старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК,

кандидат исторических наук, ассоциированный профессор

Список использованной литературы:

3. Оспанов М.Т., Мухамбетов Г.И. Иностранный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования. – Алматы, 1997.

4. Дюсегалиева С.Б. Инвестиционная деятельность в Республике Казахстан: этапы и пути становления. – Астана, 2014.

5. Аяган Б.Г., Абжанов Х.М., Селиверстов С.В., Бекенова М.С. Современная история Казахстана. Учебник. – Алматы, 2010.

7. Выступление Н.А. Назарбаева на торжественном собрании, посвященном 25-летию Независимости Республики Казахстан. Казахстанская правда, 16 декабря 2017 года.

Банки с разными иностранными деньгами

Для развития экономики государства необходимы денежные вливания. Они могут быть использованы из собственных средств. Однако Казахстан часто использует иностранные инвестиции. Подробности читайте в материале Нурфин.

Второй квартал 2020 года завершился отрицательными показателями для глобальной экономики.

Но даже в этих условиях Казахстан продолжает сохранять низкий уровень государственного долга. А резервы страны позволяют смягчить последствия пандемии. Об этом сообщает аналитический портал FinProm.

Прогноз роста экономики

Согласно информации Министерства национальной экономики, реальный рост внутреннего валового продукта (ВВП) Казахстана в следующем году составит 2,8%. А в 2025 году – уже 4,6%.

Ожидается положительное развитие всех отраслей экономики.

Диаграмма с показателями экономики

ВВП Казахстана. Источник: FinProm.kz

В этих условиях огромное значение приобретает диверсификация экономики. То есть расширение видов выпускаемой продукции в Казахстане.

Но этот процесс сложно осуществить без иностранных инвестиций. Они помогают налаживать производство и развивать конкурентоспособность.

Прямые иностранные инвестиции

Согласно информации FinProm, Казахстан является привлекательной площадкой для инвестирования иностранными участниками. Например, в 2018–2019 годах во всем мире наблюдалось сокращение инвестиций.

В это же время, в 2018 году, Казахстан получил на 15,8% больше средств чем годом ранее. А в 2019 году показатели остались на одном уровне – 24 млрд долларов США.

В этом году за первый квартал поступило 3,6 млрд долларов прямых инвестиций.

Диаграмма прямых инвестиций

Объем прямых инвестиций в экономику. Источник: FinProm.kz

Лидеры по инвестициям в экономику

Среди всех стран-инвесторов наибольшую сумму за первый квартал 2020 года в Казахстанскую экономику вложили Нидерланды – 988,3 млн долларов США.

На втором месте оказались США, которые за указанный период инвестировали 744,9 млн долларов.

Третье месте по инвестициям заняла Российская Федерация. Объем вложений составил 379,9 млн долларов.

Таблица стран-инвесторов

Объемы инвестиций в разрезе государств. Источник: FinProm.kz

Китай, являющийся соседним государством с одной из крупнейших экономик мира, оказался на пятом месте – 199,5 млн долларов. Он уступил по объему инвестиций Швейцарии – 255,2 млн долларов США.

Внешний долг и инвестиции

Внешний долг Казахстана состоит из трех направлений:

  • Государственный – 12,3 млрд долларов на 1 апреля 2020 года, или 6,7% от ВВП.
  • Квазигосударственный – 17 млрд долларов или 9,3% от ВВП. Это долг юридических лиц с участием государства, как акционера, учредителя, держателя контрольного пакета акций.
  • Межфирменная задолженность – 97 млрд долларов или 67% к ВВП. Это зарубежные инвестиции в казахстанские компании.

Мужчина держит диаграмму

То есть общий внешний долг равен 83% ВВП, или 152,7 млрд долларов.

Как отметили в МНЭ РК, свыше 80% внешнего долга Казахстана – это обязательства частного сектора, по которым не отвечают государство и рядовые граждане.

В то же время рост межфирменной задолженности демонстрирует прирост инвестиций.

А это положительно отражается на создании и расширении производства, притоке современных технологий, организации новых рабочих мест и увеличении поступлений налогов в бюджет.

Читайте также: