Притча о милосердии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Нравственное учение Иисуса Христа – высоко, глубоко и чисто. Оно изложено в различных местах евангелий, между прочим, в нагорной проповеди: это – нищета духом, кротость, милосердие, простота и чистота сердца, прощение даже врагам, любовь к Богу и к людям. Вот заповеди Его. Любовь, все покрывающая – основной признак христианской морали. “Потому узнают, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13:35); “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15:13). Здесь Он не только расширяет и углубляет смысл ветхозаветных заповедей, но говорит и наперекор их букве. “Вы слышали, что сказано древним: око за око, зуб за зуб, а Я говорю вам: не противься злому” (Мф. 5:39). “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5:48). В этом залог бесконечного нравственного самосовершенствования.[3]

[1] Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского избранные творения. Толкование на святого Матфея евангелиста. - М.: Издательский отдел Московской Патриархии, 1993.

[4] Баркли Уильям. Евангелие от Матфея. Том первый. Главы 1-10. - Эдинбург: Сент Эндрю Пресс, 1975. Машинопись. с. 119-120

[5] Иероним Стридонский, Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея, 1998. С.35

[6] Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского избранные творения. Толкование на святого Матфея евангелиста. - М.: Издательский отдел Московской Патриархии, 1993. С. 154

[16] Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия: Беседы на Евангелие от Марка, гл. 1-4. М.: Даниловский Благовестник, 1998. Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - 1 электрон, диск(CD-ROM).

[18] Косидовский З. Сказания евангелистов. / З. Косидовский. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - 1 электрон, диск(CD-ROM).

[20] Иеремиас Й. Богословие Нового Завета. / Й. Иеремиас. – М.: Восточная литература, 1999. Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - 1 электрон, диск(CD-ROM).

[21] Иеремиас Й. Богословие Нового Завета. / Й. Иеремиас. – М.: Восточная литература, 1999. Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - 1 электрон, диск(CD-ROM).

[23] Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Духовное путешествие: Размышление перед Великим постом. / Митрополит Антоний (Блум). – М.: Паломник, 1997. Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - 1 электрон, диск(CD-ROM).

[24] Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Любовь всепобеждающая. Проповеди, произнесенные в России. / Митрополит Антоний (Блум). – М.: Крутицкое Патриаршее подворье, Общество любителей церковной истории, 2001.

[25] Иеремиас Й. Богословие Нового Завета. / Й. Иеремиас. – М.: Восточная литература, 1999. Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - 1 электрон, диск(CD-ROM).

[26] Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Духовное путешествие: Размышление перед Великим постом. / Митрополит Антоний (Блум). – М.: Паломник, 1997. Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - 1 электрон, диск(CD-ROM).

[27] Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Духовное путешествие: Размышление перед Великим постом. / Митрополит Антоний (Блум). – М.: Паломник, 1997. Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - 1 электрон, диск(CD-ROM).

[28] Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Духовное путешествие: Размышление перед Великим постом. / Митрополит Антоний (Блум). – М.: Паломник, 1997. Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - 1 электрон, диск(CD-ROM).

[29] Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Духовное путешествие: Размышление перед Великим постом. / Митрополит Антоний (Блум). – М.: Паломник, 1997. Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - 1 электрон, диск(CD-ROM).

[30]Иеремиас Й. Богословие Нового Завета. / Й. Иеремиас. – М.: Восточная литература, 1999. Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - 1 электрон, диск(CD-ROM).

Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берёт с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика, подходя ближе.

— Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, скорее всего, погибнут, — ответил малыш, не прерывая своего занятия.

— Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?

Мальчик поднял следующую морскую звезду и, бросив ее в море, произнес:

— Да, я смогу изменить очень многое . для этой звезды!

Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает. А надо не ждать, а учиться проявлять милосердие в мелочах.

Здравствуйте, братья и сестры! Как-то произошел со мной случай, который отпечатался в моей памяти очень чётко. Мы встретились с моей тетей - пожилой родственницей и зашли в наш местный магазин. Сделали покупку, но сдачу не получили полностью. О чем моя тетя - скромно одетая и малообеспеченная мне тихо сказала, видно ей неудобно подойти к продавщице. Я решила помочь и сказала вежливо, что неправильно сдали, а продавец с таким пренебрежительным видом нам сдала остатки сдачи и глядя на мою пожилую и больную родственницу сказала громко на весь магазин: " Да возьмите, я нищим не подаю!" . Я конечно от такой грубости молодой и вызывающей продавщицы, (пусть простит и её и меня Бог) просто потеряла дар речи и оглянувшись, отдавая деньги старенькой женщине, увидела в глазах чуть ли не слёзы. Не став спорить, мы просто ушли из магазина.

После этого случая я снова слышала такое выражение у коллеги по работе: "Я нищим не подаю!" но я её, крещенную женщину, посещающую церковь спросила, как же так? Ведь Бог и Библия нас учит всегда помогать нищим и больным. На что коллега ответила, что она сама слышала, мол священники учат везде не давать денег, а у церквей особенно. Я ей начала доказывать, что это не так, что читая Святые Писания, посещая храм и слушая священников не слышала такого. И сама смотрела передачу по православному каналу "Спас"- " Встреча", где священник Андрей Ткачев говорил, что надо давать милостыни обязательно и подавать, но не говоря это и не хвалясь. Тогда," Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." (Матф 6.6) .

Но, конечно в душе у меня тоже осталось сомнение по поводу просящих лодырей и алкашей, которые скорее всего просят на бутылку и сигареты, и не идут работать, хотя многие из них молодые и могли бы. Почему мы им должны помогать в их тунеядстве и пьяном образе жизни? Может надо всё-таки смотреть, кому помощь нужна реально - нищей старушке или молодому еще мужику с пропитым лицом?

Вообщем помогаю я стараюсь всем, но иногда тем, в ком сомневаюсь, если просят - не всегда даю, каюсь. А вы как поступаете в таких случаях, друзья, пишите в комментариях.

А вот по этому поводу как раз недавно прочла такие мудрые христианские притчи:

1. Пришел как-то в одно село старичок- странник . Стал он ходить по дворам и просить милостыню. Постучался в один дом - сердобольная хозяйка вынесла страннику и теплую одежду, и утварь, и еду. Всё давала, что бы он не попросил.

Постучался в другой дом, а там жадная хозяйка дала ему только дырявый платок, да поскорей дверь перед носом захлопнула.

Только ушел старичок - странник, как случился в том селе страшный пожар. Все до одного дома сгорели, и люди остались ни с чем. Вернулся тогда странник в село и каждому вернул всё, что ему дали.

Первой хозяйке всё её добро вернул, а жадной только достался её дырявый, как решето, платок. Не так ли и Бог когда-нибудь всех нас рассудит?

2. "Как-то у архимандрита Оптинского Моисея были гости, с которыми он сидел в зале.

В это время в переднюю пришла пожилая, бедно одетая женщина с подушкой в руках. Отец Моисей увидел просительницу в растворенные двери и по обычаю вышел к ней с вопросом:

- Что тебе надобно?

- Батюшка! Сделайте милость, возьмите это, у меня дома дети голодные, есть мне нечего.

- А что эта подушка стоит?

- Это дорого, возьми рубль.

С этими словами отец Моисей пошёл в спальню, взял пятирублевую бумажку и отдал её старухе под видом рубля, приговаривая:

- Дорого, ох, дорого.

Женщина поклонилась и вышла. Отец архимандрит пошел к своим гостям, но едва успел вернуться, как старуха, рассмотрев в сенях ассигнацию, опять отворила дверь со словами:

- Батюшка, никак вы ошиблись.

- Да ступай, ступай, я же сказал, что больше не стоит.

М ного раз таким образом прикрывал оптинский старец свои благодеяния обездоленным и нищим".

Вот такая мудрость христианская, заложенная в притчах и сказаниях. Вывод я думаю, сделаем мы каждый из неё сам. А как правильно поступать лучше, конечно если есть сомнение или внутреннее смущение - задать напрямую вопрос священнику.

Библейские притчи мало кого оставляют равнодушными, они полны мудрости и всегда остаются актуальными. Одной из самых трогательных историй является рассказ о добром самарянине. История о милосердном мужчине, спасшем совершенно постороннего несчастного человека, сеет зерна добра даже в самых черствых душах. Возможно, так происходит потому, что эта притча касается всех нас.

Содержание и анализ притчи


Особенность притчей, рассказанных Сыном Божьим, заключается в том, что Он способен был объяснять сложные вещи понятными словами, сделать так, чтобы Божественная мудрость была понятной каждому человеку.


Он обработал и перевязал раны несчастного, одел его и на своем осле привез человека в гостиницу, где оплатил хозяину гостиницы проживание. Уезжая, самарянин попросил позаботиться о незнакомом еврее, и пообещал оплатить все расходы на обратном пути.

Из троих людей, повстречавшихся на пути избитого и ограбленного человека, только самарянин был истинно ближним ему и поступил согласно заповедям Божьим.


Людское мнение часто бывает ошибочным, а человеческие суды — ложными. Только Господь видит наши души такими, какими Он их создал. Когда законник задавал вопрос о ближнем, он исходил из позиции минимализма. Этот человек надеялся, что Господь ограничится определенной группой людей, достойных добра и милосердия.

Войти в Царствие Небесное, возлюбив не все человечество, а лишь малую его часть, казалось законнику делом, которое легче осуществить. Но Господь указал нам не только путь помощи людям, но и объяснил, как сам человек может стать ближним для каждого живущего на Земле.


Если внимательно оглядеться вокруг, можно увидеть, как много людей нуждается в нашей помощи и поддержке. Кто-то голоден, кто-то растерян, кто-то нуждается в теплом слове, кто-то потерял веру в людей. Помощь этим людям и есть истинное предназначение каждого человека.

Мнение Всеволода Шпиллера

Как бы странно это не звучало, но любовь часто оборачивается ненавистью. Люди любят свой народ так, что начинают ненавидеть соседние. Иногда человек так любит свое окружение, что начинает с презрением относиться к людям других взглядов. Это не та любовь, которую проповедовал Сын Божий. Любовь должна быть всеобъемлющей, ведь только в таком чувстве человек находит свое призвание и счастье.

Мнение Иллариона Алфеева

Несмотря на то, что книжник хорошо знаком с Законом, многое в книге осталось для него непонятным. Он задал правильный вопрос Спасителю, ведь не достаточно просто знать Заповеди Божьи, нужно еще стараться их выполнять.


Оказалось, что люди другой национальности и религии могут выполнять Закон более ревностно, нежели его служители. Господь специально сделал акцент на том, что ближним для иудея оказался самарянин, ведь ближние — это не только соотечественники и единоверцы. Эти барьеры создаются самими людьми, в то время как перед Богом мы все равны.

Мнение Павла Великанова

Любовь всегда говорит о других, нелюбовь — о самом себе. Самарянин смог получить похвалу от Бога, так как нашел в себе силы переступить через условности и предрассудки и помочь иудею, видя в нем прежде всего живого человека, а не врага.

С собой у самарянина были масло и вино, которые обычно используются для жертвоприношения Господу. Не зря Иисус говорил, что Он ждет не жертвы, а милости — самарянин обработал этими снадобьями раны несчастного иудея, и Господь не только не прогневался на него за это, а и благословил этот добрый поступок.

Важно! Эта притча учит людей правильно расставлять приоритеты и грамотно определять иерархию ценностей — вначале должен стоять человек, а потом — политические, идеологические и социальные установки.

Подобно самарянину, мы должны учиться видеть в человеке человека, вне зависимости от того, одет ли он в шикарные одежды или нищенские лохмотья.

Читайте также: