Присоединение тувы к россии 1914 кратко

Обновлено: 06.07.2024

Республика Тува, наряду с Калининградской областью, исторически является одним из последних присоединенных к РСФСР регионов. Эта земля, бывшая окраиной китайской империи Цин, с конца XIX века находилась под влиянием царской России. Еще в 1870-е годы в Урянхайский край начали прибывать русские поселенцы. Но советская власть поначалу создала независимую Танну-Туву. Почему же республику приняли в состав СССР в разгар Великой Отечественной войны, когда, казалось бы, у Сталина были заботы поважнее маленькой страны в Сибири?

Русский протекторат

Несмотря на наличие русских колонистов (в 1909 году их насчитывалось 9 тысяч человек), царское правительство не оспаривала принадлежности Урянхайского края монархическому Китаю. Но после Синьхайской революции, провозгласившей республику, ситуация изменилась. Тувинские нойоны (вожди кланов), признававшие над собой власть маньчжуров, подчиняться китайцам не захотели. Они обратились к Николаю II с предложением принять Туву в подданство. В 1914 год эта просьба была выполнена – Тува на правах протектората вошла в Енисейскую губернию.

Независимость

Революционные события в России напрямую затронули Туву и Монголию. Уже в марте 1917 года в Белоцарске (Кызыл) создаются Советы. В ходе бурных событий Гражданской войны здесь попытались утвердиться сначала белогвардейцы, а затем китайцы. Но Красная армия вытеснила их из Тувы к 1921 году. Советская власть была восстановлена. Однако в Москве решили дать краю формальную независимость. На деле Республика Танну-Тува продолжала контролироваться просоветскими коммунистами. С 1930 года страной управляли выпускники московского Коммунистического университета трудящихся Востока, проводившие репрессивную политику, аналогичную сталинской.

Аннексия

Возглавлявший Тувинскую Народно-революционную партию Солчак Тока не скрывал планов по присоединению государства к Советскому Союзу. После начала Великой Отечественной войны Тува поддержала СССР в борьбе против Гитлера. В Москву был полностью отправлен республиканский золотой запас. Для воюющей Красной армии поставлялись лошади, мясо, шерсть и другое сырьё. Тувинцы шли на фронт в качестве добровольцев.

В августе 1944 года Малый Хурал республики направил ходатайство в Верховный совет СССР. Документ содержал просьбу присоединить Туву к РСФСР в качестве автономной области. Эта просьба была удовлетворена, причем без проведения всенародного референдума и с правовыми нарушениями. Так, историками отмечается, что у Малого Хурала просто не было полномочий для подобных действий. А с советской стороны решение, вопреки действовавшим нормам, принял Президиум Верховного Совета, но не утвердил сам Верховный Совет.

В действительности, по мнению учёных, за присоединением, скорее всего, стоял лично Сталин. Причины неожиданной аннексии в исторической науке дискуссионны.

Так, исследователь Иванна Отрощенко из украинского Института Востоковедения, перечисляя возможные мотивы Москвы, говорит об обнаружении в те годы в Туве месторождений вольфрама, золота и урана. Последний имел стратегическое значение в условиях соревнования мировых держав по созданию ядерного оружия. Другой экономической выгодой от присоединения был полный переход под контроль советской плановой экономики крупного рогатого скота – главного богатства Тувы, особенно востребованного в условиях разрушенного войной сельского хозяйства.

Могла повлиять и сложная международная обстановка на Дальнем Востоке, где было неясно, кто возглавит Китай после изгнания японских оккупантов. Отрощенко также цитирует соображения британского советолога Вальтера Коларца. По его мнению, Советский Союз нуждался в защите Кузбасса – крупнейшего угольного бассейна, расположенного слишком близко к китайским и монгольским границам. В МНР в это время часть правящей элиты развивала идею создания Великой Монголии, в которую должна была войти и Тува. Кремль же подобные инициативы не устраивали.

Не исключено, что вместо фиктивно независимой, но небольшой по площади ТНР были планы по созданию на юге Сибири полноценной Тюркской Советской республики, которая включила бы в себя Туву, Алтай (Ойротию) и Хакасию. Эта идея обсуждалась как в Сибири, так и в Москве, но в итоге не была реализована.

Примечательно, что Тайвань, официально считающий себя Китайской республикой, по сей день не признаёт вхождения Тувы в состав России. Власти острова претендуют на все земли, бывшие под властью династии Цин.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Тыва перед присоединением к России…………. 4
2. Тыва в период протектората ………………………………………………..5
2.1. Буян-Бадыргы – первая глава Тувинского государства………………6
2.2. История создания города Кызыл………………………………………..7
3. Независимая народная республика Танну-Тыва ……..…………………. 7
4. Вхождение в состав СССР……………………….…………………………….8
Заключение……………………………………………………………………….21
Литература ………………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

рефка по истории.docx

Федеральное агентство РФ по связи и информатики.

ГОУ ВПО Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики.

Кафедра философии и истории

Реферат на тему : Присоединение Тывы к России

Выполнила: студентка группы А- 04

Салчак Чинчи Алексеевна

Проверил: К.И.Н О.О доцент

1. Тыва перед присоединением к России…………. . 4

2. Тыва в период протектората …………………… …………………………..5

2.1. Буян-Бадыргы – первая глава Тувинского государства………………6

2.2. История создания города Кызыл………………………………………..7

3. Независимая народная республика Танну-Тыва ……..…………………. 7

4. Вхождение в состав СССР……………………….…………………………….8

Республика Тыва является своеобразной историко-культурной, природно-экологической территорией, географически расположенной на стыке Сибирской таежной зоны и великих степей Центральной Азии.

Предки современных тувинцев, находясь в составе различных древних государственных образований и империй, были участниками всемирно известных исторических процессов и событий, происходивших на территории Центральной Азии с первых веков нашей эры вплоть до образования и распада империи Чингисхана, основанной в начале 13 века.

Территорию и правителя хошуна утверждал лично император Китая, раздававший монгольским князьям эти уделы. Правитель ведал административными, военными и судебными делами своего хошуна. Он получал в удел не только территорию, но и прикрепленное к нему население. В это время в Туве сложилась система управления, включавшая в себя административные органы, которые решали вопросы как внутренней и внешней политики, так и вопросы экономики.

Местом управления и власти в Туве являлось Самагалтай - ставка амбын-нойонов (правителей Тувы). Помимо этого, ставка выполняла указы Богда-хана, беспрекословно должны были выполняться приказы и указания генерал-губернатора в городе Улясугае Монголии. В основном это были указы, связанные с вопросами о границе, налогах и о применении законов. Эти законы, разработанные правительством Цинской династии.

2. Установление покровительство (протектората) России над Тувой

Пребывание Тувы под покровительством России явилось прогрессивным событием в истории тувинцев, связавшим свое дальнейшее развитие с судьбой русского народа, находившегося на более высоком уровне общественного, экономического и культурного развития. Протекторат царской России избавил Туву от иноземного вмешательства. Тувинский народ получил возможность восстановить и развивать свои связи с родственными ему народностями Саяно-Алтайского нагорья.

Всетувинский Хурал обратился к Советскому правительству с просьбой об оказании помощи в укреплении и развитии молодой республики. Это была дальновидная и мудрая политика молодой тувинской демократии.

2.1. История создания столицы республики Тыва

В марте 1914 года из Петербурга в Туву с крупной суммой денег, с отрядом землеустроителей возвратился Заведующий устройством русского населения Владимир Габаев. В его письме, от 24 марта 1914 года, направленном Заведующему Пограничными делами Усинского Округа сообщалось о том, что он возвратился из поездки в Петербург по делам службы, и вступил в отправление служебных обязанностей по устройству в Урянхайском крае русского населения, а также для оказания всякого содействия Урянхайскому населению по устройству их внутреннего, хозяйственного и экономического быта. Он просил объявить об этом урянхайским нойонам.

Так был заложен первый город в Туве. В годы Октябрьской революции и гражданской войны Белоцарск становится центром политической жизни края. В 1918 году в Белоцарске был создан большевиками и действовал Урянхайский Краевой Совет, созывались съезды представителей русского и тувинского населения края. На IV Урянхайском краевом съезде, на утреннем заседании 11 марта 1918 года, было издано постановление о переименовании Белоцарска в Урянхайск. Однако, из-за быстрой смены власти в крае (она вновь перешла к сторонникам Временного правительства) это название за городом не закрепилось, его по-прежнему продолжали называть Белоцарском.

Монгуш Буян-Бадыргы родился 25 апреля 1892 года в местечке Аянгаты Барун-Хемчикского кожууна в семье арата-табунщика Номчуга Монгуша. Он был усыновлен нойоном Хайдыпом (Буурул Ноян) Хемчиксого Даа-кожуна. Он отличался остротой ума, большим чувством собственного достоинства, прекрасными манерами и склонностью к разумным компромиссам. Современники отмечали его образованность. Он свободно владел, кроме родного, монгольским, тибетским и русскими языками.

Ключевые слова: протекторат, принуждение, добровольность, Николай II, Российская империя, Урянхайский край, юридическая процедура, правовая коллизия, правовой вакуум, конституционное положение, советский протекторат.

The protectorate of Russia over Tuva in 1914–1925 (an historic and legal aspect)

N. M. Mollerov

Abstract: Article presents the author’s presentation at International Science Conference devoted to 100th jubilee "United Tuva in united Russia: history, modernity, futures” (July 3-4, 2014, Kyzyl).Questions of the relevance of protectorate in the past and at modernity, the legitimization of the actions directed to the protectorate’s establishment, and the legal status of the protectorate are considered. Noted are the legal collisions related to the revocation and preservation of the protectorate in 1917-1925.

Keywords: protectorate, concussion, voluntariness, Nikolay II, Russian Empire, Uriankhai region, course of law, legal collision, legal vacuum, constitutional regulation, Soviet protectorate.

Кто-то сегодня может сомневаться в научной актуальности вопроса о протекторате, считая его редким, уникальным случаем международной практики. Но уникальность протектората, как формы международных отношений только кажущаяся, и во многом она объясняется тем, что долгие годы данных дискурс иследований в отечественной историографии почти не развивался. Например, для советской историографии было достаточно заклеймить протекторат как разновидность колониальных отношений. О таких российских протекторатах, как Восточная Грузия, Хива, Бухара и Урянхай, о том, что население Поволжья, Северного Кавказа, Казахстана и Сибири зачастую входило в состав Российской империи через шертные (шерть — присяга на верность договорным отношениям с Русским государством. — прим. ред.), близкие к протекторным отношения, мало кто даже знает. А кто помнит о том, что объект международного спора Карабах по договору 1921 г. был протекторатом Азербайджана. Или о том, что воссоединение Украины с Россией в 1654 г. происходило в форме протектората и подписанный тогда договор до настоящего времени никто не расторгал. В научных и политических кругах даже существует точка зрения, что по международному законодательству, Украина находится под протекторатом России до сих пор.

На самом деле, протекторат (покровительство) — это широко распространенная гибкая форма международных отношений, для которой характерны великое множество конкретных конфигураций и проявлений. Что касается российских протекторатов, то подавляющее большинство из них имели добровольный характер и вполне устраивало протежируемую сторону.

Сегодня продолжают существовать: франко-испанский протекторат Андорра, итальянский Сан-Марино, швейцарско-австрийский Лихтенштейн, и французский Монако. Все это государствыа-малютки, не имеющие достаточно военных сил для самообороны, а также зависимые в вопросах экономики и транспорта. Состояние протектората для них выгодно, так как позволяет существенно ограничить государственные расходы и налоги, развивая у себя туристический, банковский и игорный бизнес. Фактическими протекторатами являются небольшие островные государства Полинезии, Микронезии и Меланезии, подверженные внутренним родо0племенным раздорам и неспособные контролировать свои разбросанные на большие расстояния друг от друга территории. Какой сегмент земного шара не возьми, везде благополучие малых и слабых государств и территорий базируется на признании покровительства больших и сильных. Только перечисление всех протекторатов мира заняло бы несколько страниц текста.

Нередко роль государства-покровителя бывает навязанной, вытекающей только из интересов и желания сильного государства, которое в данном случае придает отношениям протектората характер принудительный и колониальный. Но существуют и примеры обратного порядка, когда государство-попечитель предлагает своему протеже ликвидировать отношения протектората, а последнее наотрез отказывается. Так, в государстве Пуэрто-Рико конгресс США осуществляет законодательную власть, в ведение американцев переданы оборона, внешняя политика и международная торговля. Пуэрто-риканский губернатор (он же глава государства и правительства) лишен права принимать на территории своего государства иностранных паредставителей без разрешения госдепартамента США. Неоднократно проводимые референдумы показывали, что пуэрто-риканцы вполне довольны своим зависимым статусом и не желают от него отказываться. На предложение стать одним из штатов США они также отвечают отказом.

Содержание подобных отношений может быть самым разным: от выполнения их сторонами широкого спектра обязательств до решения отдельных задач — политических, экономических, финансовых, военных и т. п.

Теперь обратимся непосредственно к вопросу о росийском протекторате над Тувой. На протяжение минувшего столетия отношение ученых-историков к нему неоднократно менялось. В дореволюционной социал-демократической и советской историографии до начала 1940-х годов он характеризовался как конкретное проявление колониальной сущности русского царизма и даже, вопреки фактам, — как наглядное подтверждение его стремления к военной оккупации (Кабо, 1934). После вхождения Тувы в состав СССР и РСФСР, в советский период тувинской истории и в начальный период демократического развития много писали о добровольном присоединении Тувы к России в 1914 г. (Аранчын, 1957, 1982: 55–63; Дулов, 1959). При этом явные факты о наличии отношений не присоединения, а покровительства — архивные документы, свидетельствующие о победе сторонников установления протектората над сторонниками присоединения в царском правительсчтве, непринятие тувинцев в русское подданство — попросту игнорировались. Так, спустя 80 лет после установления протектората, президент России Б. Н. Ельцин во время своего визита в Туву летом 1994 г. высказывался в духе добровольного присоединения Урянхайского края к России.

В начале 1990-х годов в местных СМИ появляются первые публикации, в которых выражалось несогласие с официальными взглядами на историческое событие в Туве 1914 г., его идеологической трактовке как присоединения противопоставляется тезис о протекторате как покровительстве. Мне довелось стоять у истоков переоценки этого исторического события и приложить свои знания и навыки ученого к восстановлению объективной научной истины (Моллеров, 1991, 1994). Детальная аргументация в пользу верного понимания протектората как покровительства была мною изложена в научной статье, написанной по случаю 60-летия вхождения Тувы в состав России (Моллеров, 2004). В лекциях по истории Тувы студентам ТувГУ и тувинского филиала Восточно-Сибирской академии культуры и искусства мною также подробно разьяснялась суть расхождений ученых в вопросе о протекторате.

Когда наш Тувинский институт гуманитарных исследований (ТИГИ) включился в подготовку научного обоснования правомерности празднования векового юбилея, мы осознавали, что представление о протекторате еще отнюдь не утратило идеологический налет прошлых лет и по этой причине мысль о праздновании в умах ряда ученых, в том числе достаточно известных, может вызывать отторжение. Обычно народы празднуют освобождение от колониальной зависимости, полагают они, а тувинцы, якобы, делают наоборот. Но обратимся к историческому опыту других стран: следует признать, что многие из них действительно празднуют Дни независимости, освобождения от колониальной зависимости. Но есть примеры и иного порядка. Так, в Великобритании ежегодно 14 марта отмечается День содружества наций, в праздновании которого принимают участие 54 государства, территории которых ранее входили в Британскую империю: бывшие колонии, доминионы и протектораты (День содружества наций, Электр. ресурс).

Одно дело — политические ярлыки и идеологические оценки, а другое — конкретно-историческое и историко-правовое изучение вопроса. Оно показывает, что отношения протектората между Тувой и Россией строились на взаимных интересах и желаниях сторон. Тува, сбросив колониальное иго цинского Китая и опасаясь ответных действий Поднебесной, нашла в лице России надежного защитника. Вместо отношений жесткой зависимости от Китая она, согласно условиям протектората, получила самостоятельность в устройстве своей внутренней хозяйственной и культурной жизни, вместо судов, практиковавших в качестве методов дознания жестокие пытки и истязания — более мягкое, европейское судопроизводство, вместо ежегодной уплаты непомерного по величине имперского налога — фактическое освобождение от налогов вплоть до 1921 г. Тувинский язык, традиционная вера — буддизм и шаманизм, культура и быт, никак не ущемлялись. Переселение русских крестьян в Туву, несмотря на наличие земельных конфликтов с аратами, все же не вело к утрате тувинцами этнической идентичности и аккультурации.

Учитывая все это, можно заключить, что представление о периоде протектората в Туве, как времени тяжелой колониальной зависимости, ошибочно и не соответствует реальному положению дел в тот период. Данный тезис получает подтверждение и при рассмотрении правовых аспектов установления протектората. О том, что правильное понимание исторического события 1914 г. в Туве, как события прогрессивного, как добровольного принятия российского покровительства, свидетельствует празднование настоящего 100-летнего юбилея. Думаю, что солидное издание сборника документов по этому вопросу снимет последние сомнения у скептиков, если они еще остались. Поэтому не буду больше останавливаться на вопросе о том, как следует понимать протекторат — как присоединение или же покровительство, колониазльную зависимость или большую самостоятельность, и перейду к другим еще недостаточно изученным сторонам проблемы.

Протекторат может существовать де юре (когда отношения закреплены юридически, но не выполняются), де юре и де факто одновременно (когда отношения оформлены юридически и выполняются) и, наконец, де факто (когда отношения покровительства не получают специального юридического обеспечения, но фактически имеют место быть). Если закрепление отношений протектората происходит, то, как правило, на основе двусторонних договоров, или же путем издания государством-протектором особого манифеста, указа, или закона. Но может быть и чередование вариантов, в чем мы наглядно убеждаемся, разбирая форму и содержание протектората Росии над Тувой, просуществовавшего в юридически закрепленном виде с 1914 по 1924 гг. и еще два десятилетия де факто.

Устанавливая свой протекторат над Тувой, Российская империя не пошла по проторенному в международной практике пути. Хоть и пишут иногда отечественные ученые об указе Николая II по случаю объявления протектората над Тувой: никакого указа на самом деле не было, как не было манифеста или закона. Если бы царский указ был, такой опытный ученый-архивист, как В. А. Дубровский, много проработавший в российских центральных архивах, нашел бы его непременно (Дубровский, 1994). Резонно предположить, что если бы указ был, в многочисленных архивных документах, которые историками ТИГИ изучены и опубликованы, были бы отсылки к нему. Но там нет на это даже намека. Возникает вопрос, почему же тогда об этом пишут? Ошибка тех, кто это делает, заключается в том, что они логически домысливают указ как документ, юридически закрепляющий новые отношения России с Тувой, как, по их мнению, недостающий, но обязательный элемент в логической цепочке событий.

Но, во-первых, как уже говорилось, установление протектората вовсе не требует юридического закрепления на бумажной основе, для этого порой достаточно устного джентльменского соглашения сторон.

Во-вторых, правительство России как могло избегало шагов, могущих вызвать нежелательный международный резонанс и преувеличенное толкование ее намерений, а принятие указа, манифеста или закона по такому вопросу обращает на себя внимание.

Также возникает вопрос, почему между Урянхайским краем (Тувой) и Россией не был заключен двусторонний договор, скрепляющий отношения протектората? Представляется, что это не было сделано по той причине, что Тува, отпав от Китая, из-за центробежных стремлений местных правителей, так и не консолидировалась в национальное государство, оставаясь раздробленной по родоплеменному признаку. К самостоятельности стремились не только правители кожуунов, но даже высшие чиновники более мелких территориально-административных единиц — сумонов. Высшее лицо в иерархии чиновников амбын-нойон Комбу-Доржу не обладал достаточным авторитетом, чтобы объединить под своей властью всю Туву. Не удалось ему сделать это и позднее, когда край принял протекторат России.

Таким образом, юридическое закрепление статуса протектората на российском уровне происходило через законопроект Государственной думы и многочисленные нормативно-правовые акты ведомственного характера и на тувинском уровне — через ходатайства о принятие в подданство (под покровительство) и признание обязательства не вступать в переговоры и общение с зарубежными представителями (прежде всего Китая и Монголии) и дачу письменных заверений в их исполнении. В выполнении этого условия были заинтересованы обе стороны. Для Тувы он был выгоден тем, что в переговорах с Китаем и Монголией выступала авторитетная Россия. Это позволяло избежать ответственности за изгнание из Тувы китайских торговцев, за выход из монгольского подданства. Россия же была заинтересована в доступе к природным богатствам Тувы и тувинскому рынку сбыта, расселение в ней безземельных русских крестьян ослабляло, хоть и незначительно, остроту аграрного вопроса в империи.

Хотя инициатива принадлежала тувинской стороне, закрепление нового правового статуса Тувы было осуществлено Россией в одностороннем порядке. Тем самым и вопрос о сроках действия протектората отходил к ее ведению. А право выхода (сецесии) из режима протектората не оговаривалось вообще. Впрочем, решать этот вопрос царская власть собиралась по-своему, путем поэтапной интеграции края в состав Российской империи. Недаром его номинально включили в состав Енисейской губернии Иркутского генерал-губернаторства Росийской империи, однако, не наделив тувинцев статусом российских подданных. Односторонний характер правового решения вопроса объяснялся еще и тем, что, по мнению царских чиновников, объявляя протекторат, Россия только возвращала себе по недоразумению утраченные земли.

После Февральской революции в России и отречения Николая II от власти, в Туву возникла связанная с протекторатом правовая коллизия. Некоторые представители тувинской политической элиты заявили о том, что они присягали на верность Ак-хану (белому царю), поэтому после его отречения от власти протекторат прекращает свое действие в Туве. Даа-нойон Буян-Бадыргы, ранее ревностно соблюдавший условия протектората, возобновил свои связи с прибывшими на Хемчик китайскими чиновниками и купцами. Международно-правовая норма о том, что новая демократическая Россия является правопреемницей Российской империи и все международные обязательства перешли к ней, в переговорах между российской администрацией в Туве и тувинскими представителями, даже не обсуждалась. С большим трудом сторонникам Временного правительства в Туве удалось ситуацию на время стабилизировать.

Вторая попытка упразднить протекторат была предпринята сторонниками советской власти в Туве летом 1918. г. Тогда представители русского населения в Туве и тувинские делегаты заключили договор о признании самопределения Тувы, дружбе и взаимопомощи. Однако действие этого договора было тут же прекращено, поскольку к власти пришло Сибирское временное правительство, а затем правительство во главе с адмиралом А. В. Колчаком. Назначенный этим правительством Комиссар Урянхайского края А. А. Турчанинов предпринимал безуспешные попытки заполнить правовой вакуум режима протектората новыми законами. По его мнению, Туве в первоочередном порядке нужны были около 12 законов, включая закон о городском статусе г. Белоцарска (ныне Кызыла). Но все его намерения так и остались на бумаге. Сам он, в связи с введением в Туву монгольского и китайского военных отрядов и антиколчаковским восстанием тувинцев на Хемчике, был смещен с должности и вскоре погиб.

Отношения протектората были пролонгированы (продлены) на новый исторический период. В них сохранилось прежнее ключевое положение о покровительстве в международных вопросах, но его понимание существенно изменилось. Если обязательства перед Российской империей требовали от тувинской политической элиты сугубо пассивного поведения в международных вопросах и не допускали контактов с представителями зарубежных стран, то в случае с советской Россией внешнеполитическая позиция тувинского государства могла быть активной, но согласованной с советской стороной, лишь при возникновении острых тувинско-монгольских конфликтов советское государство выступало в качестве арбитра. Существенное отличие двух форм протектората друг от друга состояло еще и в том, что в первом случае покровительство осуществлялось над неорганизованным разобщенным населением, а во втором случае — над национальным государством.

Первая конституция тувинского государства являлась действующей в период с 1921–1924 годов. В новой конституции 1924 г. положение о покровительстве отсутствовало, хотя советская Россия де факто продолжала протежировать Туву в отношениях с Монголией и Китаем (Конституции Тувы, 1999: 25, 35–38). Другим важным свидетельством продолжения отношений покровительства являлось нахождение Тувы с 1925 по 1935 гг. в рублевой зоне, что страховало ее от экономического кризиса и обострения социальной напряженности.

Список литературы:

Аранчын, Ю. Л. (1957) Историческое значение присоединения Тувы к России в 1914 г. // Ученые записки ТНИИЯЛИ. Кызыл. Вып. 2. С. 142–168.

Аранчын, Ю. Л. (1982) Исторический путь тувинского народа к социализму. Новосибирск.

Дубровский, В. А. (1994) Установление покровительства России над Тувой в 1914 г. Архивные документы. К 80-летию объявления протектората (покровительства). Кызыл.

Дулов, В. И. (1959) Присоединение Тувы к России в 1914 г. (К 45-летию вхождения Тувы в состав России) // Ученые записки ТНИИЯЛИ. Кызыл. Вып. 7. С. 11–33.

История Тувы (2001). Новосибирск. Т. 1

Кабо, Р. М. (1934) Очерки экономики Тувы. Ч. 1. Дореволюционная Тува. М.-Л.

Конституции Тувы 1921–1993 гг. (1999). Кызыл.

Международные отношения в эпоху империализма: документы из архивов царского и Временного правительств. 1878–1917 (1933). М., Л. Сер. 3: 1914–1917. Т. 2. 14 марта — 13 мая 1914 г. С. 281–282.

Моллеров, Н. М. (1992) Уроки истории // Тувинская правда. 27 августа.

Моллеров, Н. М. (1994) От протектората к самоопределению // Молодежь Тувы. 16 июля.

Моллеров, Н. М. (2004) Тува в 1914–1921 гг.: протекторат или окраина России? // Россия и Тува: 60 лет вместе : сб. статей. Кызыл. С. 78–89.

Дата поступления: 10.07.2014 г.

Библиографическое описание статьи:

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

7

11 октября 1944 года Тувинская Народная Республика (ТНР) вошла в состав России. Но фактически инициатива вхождения ТНР в Советский Союз была высказана республикой еще в 1941 году.

ТНР, наверное, самая яркая страница истории Тувы. Взлеты и падения, социальные достижения и трагедии, сильные характеры, легендарные герои. Многое – в первый раз. Первые врачи, первые инженеры. Создание своей собственной письменности и своей собственной армии. И вдруг – всё. Тува вливается в Советский Союз. Случайно или закономерно? И вообще – зачем?

Не признали

Есть одна не очень умная фраза, которая кочует из одной публикации в другую. Мол, Советская делегация настояла на закреплении в специальной резолюции положения о том, что в международных сношениях республика действует под покровительством РСФСР.

Но – только в первой Конституции. Потом это положение убрали. И что изменилось? Да ничего. Поскольку республику никто не признавал, она и могла вступать в международные отношения только с Монголией, которую тоже никто не признавал, и Советским Союзом.

По сути ТНР и МНР были как сейчас ДНР и ЛНР. Территория, правда, гораздо больше, но населения – намного меньше (ДНР – 2 250 000 чел., ЛНР – 1 450 000 чел.). У непризнанных республик Донбасса есть некоторое преимущество – там достаточно развиты и промышленность, и сельское хозяйство, и коммунальное хозяйство. У непризнанных республик центра Азии этого не было, но был один огромный плюс – Китай как-то быстро ушел после освободительной войны и не обстреливал их постоянно.

Только после создания КНР, обе страны (МНР и КНР) взаимно признали одна другую 6 октября 1949 года. После признания независимости со стороны Китая Монголию признали другие государства. Китай, правда, несколько раз ставил вопрос, мол верните-ка нам Внешнюю Монголию. Но Советский Союз был против. Последней страной, признавшей независимость Монголии, стала Китайская республика. Независимость ТНР они признать не успели – ТНР уже была частью СССР.

Где чья земля?

Где бы граница ни проходила, на самом деле в те годы это не имело особо большого значения: пограничный режим никто не соблюдал. Монголы кочевали на территориях, отошедших к ТНР, тувинцы кочевали по Монголии. Бывали, впрочем, пограничные инциденты, когда тувинцы и монголы претендовали на одни и те же участки земли.

Советский дипломат М. Сущевский в ноябре 1942 года писал, что монгольские пограничники задержали тувинского арата в Эрзине и продержали неделю под арестом. Тувинское правительство опротестовало этот арест, но правительство МНР вообще никак не отреагировало.

Зато через несколько месяцев, 27 апреля 1943 г. А. Чимба ознакомил М. Сущевского с нотой Х. Чойбалсана. Монгольское правительство протестовало против того, что араты ТНР пытаются провести сев яровых на спорных территориях хошунов Монгун-Тайга, Овюр, Эрзин.

В общем, эти и другие накладки происходили часто. Советский же Союз помог отстоять и соляную гору – Дус-Даг, на которую тоже претендовали соседи.

Земля ТНР после исчезновения ТНР

Но вот ТНР вошла в состав СССР. Что изменилось? Советские пограничные войска взяли под охрану границу между СССР и МНР в пределах Тувинской Автономной области (ТАО) вдоль линии, определенной в 1932 году. И спорные участки, на которые претендовали монголы, оказались в советских пределах.

Советское правительство сообщило монгольскому, что пока, до уточнения линии границы, монголы могут проживать и кочевать на спорных территориях на тех же условиях, что и ранее. Ну а в целом советско-монгольская граница (в пределах тувинско-монгольского участка) была четко определена только 26 марта 1958 года. Потом делегации двух стран провели проверку и уточнение границы XVIII-XIX вв., и 19 октября 1976 г. был подписан новый договор о прохождении границы.

Это что касается земель. А люди? А люди тоже не сразу определились. Часть соянов, кыргысов и чооду, проживавших вокруг хребта Хан-Когей, переселились в Туву и утратили родовые кочевья в Монголии.

Переселение части тувинских аратов в Монголию началось в 1930-е годы и продолжалось в последующие десятилетия. М. Сущевский писал, что осенью 1943 года в МНР из Тоджи откочевало 11 хозяйств. А в Тес-Хем, напротив, перекочевало несколько монгольских семей.

О Салчаке Тока

Про Салчака Току пишут и говорят многое. Это был большой государственный ум. Многими достижениями мы обязаны именно ему.

Но мы сейчас не о репрессиях, а о геополитической обстановке. Салчак Тока понимал, что положение страны, которой он управляет, довольно зыбкое. Даже соседи – монголы пытаются оттяпать кусочек территории или устроить какую-нибудь пакость.

Да, начало войны, гитлеровцы наступают. Тут вообще ни о чем постороннем думать невозможно. В СССР отложили этот вопрос, вернулись к нему, когда положение на фронте стабилизировалось. А Тува? А Тува с самого начала повела себя скорее не как союзник, а как полноценная составная часть Страны Советов. И в октябре 1944 года это фактическое положение утвердили юридически.

Читайте также: