Присоединение башкирских племен к русскому государству кратко

Обновлено: 06.07.2024

Вопрос о присоединении исторического Башкортостана к Русскому государству в историографии является дискуссионным и в ней сложилось 3 точки зрения относительно его характеристики:

  • добровольное вхождение (В. Н. Татищев, П. И. Рычков, Н. М. Карамзин, Д. Н. Соколов, М. И. Уметбаев, Н. В. Устюгов, А. Н. Усманов, Р. Г. Кузеев, И. Г. Акманов и др.)
  • насильственное (С. М. Соловьёв, В. Н. Витевский, А. А. Валидов, П. Ф. Ищериков, Ш. И. Типеев, А. П. Чулошников, А. С. Доннелли и др.)
  • добровольно-принудительное (А. З. Асфандияров, Н. А. Мажитов, А. Н. Султанова, В. В. Трепавлов и др.)

Существуют расхождения по наименованию процесса, одни называют его как вхождение, другие — присоединение. Также есть дискуссии при определении точной даты и существуют альтернативные версии данного исторического факта.

В середине XVI века территория исторического Башкортостана находилась в составе государств — Ногайской Орды, Астраханского, Казанского и Сибирского ханств. Данный факт обусловил неодновременное принятие ими Московского подданства и значительно осложнило процесс.

После завоевания Казанского ханства царь Иван IV обратился к башкирам с предложением добровольно войти в состав Русского царства.

В то же время в Ногайской Орде в середине XVI века политическая ситуация была неустойчивой. На башкирские земли бывшего Казанского ханства стали претендовать различные группы ногайских мурз и сибирские правители. Начались междоусобные войны, которое усугубилось стихийными бедствиями в регионе — голодом и чумой. Ко второй половине XVI века относится уход ногаев с территории Башкортостана за Волгу и далее на запад в направлении Кубани, или на юг, в районы Каспийского и Аральского морей.

Во время народных собраний (йыйынов) башкирских родов были избраны представители и организовано посольство в Казань, а затем в Москву для ведения переговоров.

В 1554—1557 гг. переговоры с царским наместником в Казани боярином А. Б. Горбатым-Шуйским сначала вели бывшие подданные Казанского ханства — северо-западные башкиры — байлар, буляр, гайна, ирэкте, каратабын, уран, а затем центральные — мин и юрматы, юго-восточные — бурзян, кыпсак, тамьян, усерган [4] , восточные племена башкир — табын, кудей и другие.

Заключительным этапом вхождения башкир в состав Русского государства была поездка в 1557 году их послов в Москву, где завершились переговоры с московскими властями, и башкиры получили жалованные грамоты от царя Ивана IV. В грамотах были изложены основные условия присоединения, предводители башкирских племён были пожалованы в тарханы и князья, а некоторые произведены в старосты. Грамоты царя Ивана IV являлись договором между Российским государством и башкирами.

Часть зауральских (северо-восточных) башкир была присоединена в ходе борьбы войск Кучумовичей с российскими, то есть в конце XVI — начале XVII века, после прекращения существования Сибирского ханства.

Вопрос о присоединении исторического Башкортостана к Русскому государству в историографии является дискуссионным и в ней сложилось 3 точки зрения относительно его характеристики:

  • добровольное вхождение (В. Н. Татищев, П. И. Рычков, Н. М. Карамзин, Д. Н. Соколов, М. И. Уметбаев, Н. В. Устюгов, А. Н. Усманов, Р. Г. Кузеев, И. Г. Акманов и др.)
  • насильственное (С. М. Соловьёв, В. Н. Витевский, А. А. Валидов, П. Ф. Ищериков, Ш. И. Типеев, А. П. Чулошников, А. С. Доннелли и др.)
  • добровольно-принудительное (А. З. Асфандияров, Н. А. Мажитов, А. Н. Султанова, В. В. Трепавлов и др.)

Существуют расхождения по наименованию процесса, одни называют его как вхождение, другие — присоединение. Также есть дискуссии при определении точной даты и существуют альтернативные версии данного исторического факта.

В середине XVI века территория исторического Башкортостана находилась в составе государств — Ногайской Орды, Астраханского, Казанского и Сибирского ханств. Данный факт обусловил неодновременное принятие ими Московского подданства и значительно осложнило процесс.

После завоевания Казанского ханства царь Иван IV обратился к башкирам с предложением добровольно войти в состав Русского царства.

В то же время в Ногайской Орде в середине XVI века политическая ситуация была неустойчивой. На башкирские земли бывшего Казанского ханства стали претендовать различные группы ногайских мурз и сибирские правители. Начались междоусобные войны, которое усугубилось стихийными бедствиями в регионе — голодом и чумой. Ко второй половине XVI века относится уход ногаев с территории Башкортостана за Волгу и далее на запад в направлении Кубани, или на юг, в районы Каспийского и Аральского морей.




Во время народных собраний (йыйынов) башкирских родов были избраны представители и организовано посольство в Казань, а затем в Москву для ведения переговоров.

В 1554—1557 гг. переговоры с царским наместником в Казани боярином А. Б. Горбатым-Шуйским сначала вели бывшие подданные Казанского ханства — северо-западные башкиры — байлар, буляр, гайна, ирэкте, каратабын, уран, а затем центральные — мин и юрматы, юго-восточные — бурзян, кыпсак, тамьян, усерган [4] , восточные племена башкир — табын, кудей и другие.

Заключительным этапом вхождения башкир в состав Русского государства была поездка в 1557 году их послов в Москву, где завершились переговоры с московскими властями, и башкиры получили жалованные грамоты от царя Ивана IV. В грамотах были изложены основные условия присоединения, предводители башкирских племён были пожалованы в тарханы и князья, а некоторые произведены в старосты. Грамоты царя Ивана IV являлись договором между Российским государством и башкирами.

Часть зауральских (северо-восточных) башкир была присоединена в ходе борьбы войск Кучумовичей с российскими, то есть в конце XVI — начале XVII века, после прекращения существования Сибирского ханства.

дарства. Процесс этот был сложным и противоречивым. Именно поэтому в исторической литературе по данному вопросу было немало споров.

Одни авторы писали о добровольном вхождении, другие — о завоевании башкир. В 50 — 60-х гг. XX в. в советской историографии утвердилось мнение о добровольном присоединении100. В последние годы, особенно среди публицистов, стали слышны голоса о необходимости пересмотра этой концепции. Однако они в пользу своего мнения не сумели привести сколько-нибудь серьезных материалов.

Добровольное вхождение в состав соседнего государства — довольно редкое явление в истории. Подобное развитие событий в Башкортостане было следствием особенностей социально-политического положения башкир и крупных изменений в международной обстановке Урало-Поволжья в середине XVI в.

В первой половине XVI в. башкиры жили в составе Ногайского, Казанского, Сибирского и Астраханского ханств, возникших после распада Золотой Орды. Эти государства переживали период феодальной раздробленности и междоусобиц, что отрицательно сказывалось на положении башкир. В середине века взаимоотношения перечисленных стран с Русским государством серьезно осложнились. В этой обстановке царское правительство повело наступление на Казанское ханство и в 1552 г. завоевало его. Падение Казани резко ухудшило положение Ногайской Орды, Сибирского и Астраханского ханств. Дальнейшему ухудшению их положения способствовали свирепствовавшие как раз в эти годы засуха, голод, чума.

Несмотря на эти изменения, условий для объединения башкир и создания самостоятельного государства не было. Ногайские, сибирские и астраханские ханы и мурзы не собирались отказываться от своей власти над ними. Поэтому башкиры вынуждены были искать покровительства какого-либо государства, чтобы с его помощью избавиться от власти прежних ханств и обрести условия для нормальной жизни и развития.

Выбор пал на нового соседа — на Русское государство. Возникает вопрос, почему же башкиры решаются войти в состав Русского государства?

Важное значение в этом выборе играла успешная борьба

Русского государства с Казанским ханством. Победа русских

войск в середине XVI в. над Казанью убедила башкир в военном могуществе Русского государства. Особое значение имело и то, что после завоевания Казани русский царь обратился к ним с грамотой — добровольно войти в состав России, обещая за это различные льготы. Сведения об этом акте Ивана IV сохранились в русских и башкирских летописях101.

Необходимо сказать о том, что в ранние периоды истории

башкир были случаи добровольного признания ими власти

того или иного сильного государства. Следовательно, башкиры в целом были готовы к подобному развитию событий. Однако процесс принятия русского подданства сопровождался острыми противоречиями внугри башкирского обш,е- ства, а также их сопротивлением ногайским и сибирским правителям. Особенно напряженной была борьба башкир

против ногайских мурз и феодалов.

Конкретный ход вхождения происходил следующим

образом. Западные и северо-западные башкиры — енейцы,

байлярцы, гайнинцы, уранцы и другие, ранее подвластные Казанскому ханству, приняли русское подданство в 1554 г.

Известен приезд послов этих башкир в начале 1554 г. в Казань к наместнику царя Ивана IV с просьбой о подданстве. Их примеру последовали в 1554— 1556 гг. входившие в состав Ногайской Орды жители центральных, южных и юго-восточных районов — башкиры племен Мин, Юрматы, Бурзяи, Кипчак, Усерган, Тамьян, Табын и т. д.3

В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа. Первый этап — когда представители башкир ездили в Казань для переговоров о подданстве, что произошло в 1554—1556 гг. Второй этап — когда башкирские послы ездили в Москву, где происходило окончательное официальное оформление их присоединения к Русскому государству. В Москве башкирские послы получили

жалованную грамоту от царя.

Вхождение же зауральских башкир в состав Русского

государства происходило в обстановке войны. По мере продвижения русских отрядов вглубь Сибирского ханства, зависимые народы и племена заявляли о своем принятии

русского подданства. К ним относятся башкиры из племен Кудей, Айлы, Катай, Сызгы, Салжиут и других, которые приняли русское подданство во второй половине 80-х гг. XVI в. Наиболее дальние племена — Кара- и Барын-Табын, Сынрян вошли в состав Русского государства в 20-х гг. XVII в.

Исключительно важным является вопрос об условиях, на

которых башкиры вошли в состав России. Источники свидетельствуют, что правительство Ивана IV прежде всего гарантировало башкирам нормальную, спокойную жизнь, защиту как от притязаний их бывших властителей, так и вторжений

соседних народов. Во-вторых, правительство пошло на серьезную уступку башкирам по земельному вопросу. Оно не только сохранило за ними все занимаемые ими земли, но и

признало за башкирами вотчинное право на землю. В-третьих, правительство обещало не трогать религию башкир, на

сильственно не переводить их в другую веру. В-четвертых, правительство обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского населения. Власть на местах была оставлена в руках башкирских биев и князей.

Итак, Русское государство пошло на существенные уступки башкирам. Они получили широкую автономию.

Башкиры, в свою очередь, пошли навстречу интересам Русского государства. Прежде всего, они признали себя его подданными. Башкиры далее согласились нести ряд повинно-

стей: платить ясак — поземельную подать, выполнять воен

ную службу за своей счет. На них была возложена охрана государственной границы с казахскими ханствами. Башкиры

должны были участвовать во всех войнах России. Наконец, вхождение Башкортостана значительно расширило террито

рию Русского государства. Границы страны на юго-востоке стали простираться до pp. Яик и Тобол. Это не могло не способствовать усилению России.

Таким образом, стороны нашли общий язык, пошли на

взаимовыгодные уступки. Условия присоединения отвечали

интересам и башкир, и Русского государства.

Вхождение башкир в состав России — событие большого исторического значения. Оно имело прежде всего крупные положительные последствия. После присоединения в крае

прекратилась феодальная междоусобица. Башкиры получили

возможность спокойно жить и заниматься хозяйством. Это,

в свою очередь, вело к росту их численности. В составе Русского государства было покончено с политической и территориальной раздробленностью башкир, что способствовало

этнической консолидации и укреплению их как народа. Башкиры и русские крестьяне совместно осваивали природные

богатства края. Различные формы колонизации, основание

городов и заводов, в частности, ускорили развитие производительных сил Башкирии.

Отрицательным было то, что царские власти иногда способствовали захвату земель башкир, увеличивали налоги и

повинности, что вызывало недовольство населения края.

В первые века после присоединения ареал расселения башкир охватывал обширную территорию от р. Тобол до Волги, от pp. Илек и Яик до среднего течения р. Камы и устья Сылвы. В конце XVI в. европейская территория края составляла Уфимский уезд. Зауральские земли вошли в состав Тобольского, северо-восточный уголок края — Верхотурского уезда. Центральное управление краем осуществлялось Казанским и Сибирским приказами. В 1708 г. после образования губерний основная территория башкир стала называться Уфимской провинцией и вошла в состав Казанской, зауральские земли — Сибирской губерний.

Дороги, в свою очередь, делились на волости, представлявшие прежние территории родов и племен. Количество волостей в них не было постоянным, ибо шел постепенный процесс дробления волостей и образования Новых. По материалам первой половины XVIII в., на территории Ногайской дороги насчитывалось около 30, Сибирской — 23- 25, Казанской — 15—17, Осинской — 4 — 5 волостей, всего около 70 — 75 волостей*.

Население края во второй половине XVI в. было мононациональным, оно состояло из башкир. С конца XVI и первой половины XVII в., со времени основания Уфы (1574г.), Мензе- линска (1645 г.) и других крепостей начинается переселение

русского и нерусского населения из Среднего Поволжья и центральных уездов страны, и территория края постепенно становится многонациональной.

Численность населения края в XVI —XVII вв. определить невозможно из-за отсутствия источников. Сохранившиеся исторические материалы по данному вопросу относятся к XVIII в. В 20-х гг. этого столетия в крае насчитывалось башкир около 320 — 380 тыс.,102 русских — около 35 тыс., нерусских переселенцев — около 22 тыс. об. п.103

Природа края создавала благоприятные условия для развития скотоводства, бортничества, земледелия, охоты, рыболовства, а также для разработки полезных ископаемых.

Во второй половине XVI — первой половине XVIII в. башкиры вели многоотраслевое хозяйство, где преобладающее значение имели традиционные занятия — полукочевое скотоводство, бортничество и охота. Земледелие существовало у башкир повсеместно, но для большинства жителей оно имело вспомогательное значение. Некоторое развитие у башкир в изучаемое время получили торговля и ремесло, хотя последнее еще не превратилось в самостоятельную отрасль.

Башкиры также занимались добычей соли, рыболовством, собирательством, рудоискательством, кустарной обработкой железа и меди.

Основным занятием переселенцев — русских, марийцев, татар, чувашей, мишарей, удмуртов и мордвы было земледелие и скотоводство. Определенную роль в их хозяйстве играли бортничество, охота, рыбная ловля.

Русские, марийцы, татары, чуваши и другие народы косвенно и прямо способствовали переходу башкир к земледелию, перенимая, в свою очередь, у последних некоторые приемы ведения скотоводства, бортничества и охоты. Подобные хозяйственные связи постепенно создавали базу для формирования добрососедских отношений между башкирами и переселенцами.

Старосты возглавляли волости, сотники — подразделения последних, имели административные, отчасти — судебные функции, отвечали за несение рядовыми общинниками государственных налогов и повинностей.

Непосредственные производители состояли из рядовых общинников — ясачных башкир. Они были лично свободными, трудились в своем хозяйстве, частично — в хозяйстве феодалов, несли повинности в пользу феодального государства: платили ясак (поземельный налог), выполняли за свой счет военную службу, давали подводы представителям местной царской администрации во время их поездок по краю. Ниже общинников стояли туснаки, которые являлись бывшими ясачными людьми. Последняя категория населения, лищйв- шись своего хозяйства, закладывала себя феодалам, находи- ласв под их властью. Они временно или постоянно работали в их хозяйстве. Кроме того, имелось незначительное количество рабов, состоявшие преимущественно из военнопленных, захваченных во время столкновений башкир со своими соседями -- казахами, калмыками. Они работали в хозяйстве состоятельных башкир, но через некоторое время их отпускали на волю.

лы и государство.

Формирование русских феодалов в крае начинается в XVII в. Для военно-служилых людей были пожалованы земельные угодья. По мере основания Мензелинска и закам- ских крепостей, Солеварного городка и других крепостей дворяне появляются и в них. Постепенно росла их численность, увеличивались земельные владения. В 1700 г. в Башкирии насчитывалось 162 дворянина, 79 из которых имели

поместной пашенной земли от 250 до 480, 83 — от 500 до

В начале XVII в. в крае появились христианские монастыри, которые также становились землевладельцами. Наряду с местными монастырями, правительство жаловало земли некоторым крупным монастырям Среднего Поволжья и центральных уездов.

Русское трудовое население состояло из дворцовых, государственных, монастырских и помещичьих крестьян. В отли

чие от служилых людей крестьяне переселялись в край самовольно. Состав переселенцев не был однородным. Одну группу составляли крестьяне черных и дворцовых волостей. Они, хотя и появлялись здесь самовольно, не были беглыми и вполне легально устраивались на новом месте в качестве дворцовых и государственных крестьян. Они в основном селились вблизи Уфы и других крепостей. Уфимские власти наделяли их земельными участками за счет башкирских вотчин. По мере надобности часть из них пополняла собой мелких служилых людей крепостей в качестве Казаков, стрельцов и солдат. Другая группа состояла из беглых помещичьих, монастырских, черных и дворцовых крестьян, которые направлялись в край, несмотря на запреты властей. Некоторые беглые крестьяне селились на башкирских землях с согласия владельцев. Но большинство из них самовольно занимало земли, что не могло не осложнять их отношений с башкирами. Несмотря на отрицательное отношение правительства к беглому населению, власти, стремясь использовать все русское население для укрепления своих позиций в крае, не всегда пре-

следовали беглых крестьян, уже осевших там, и последние постепенно превращались в дворцовых или черносошных, отчасти в помещичьих и монастырских крестьян, станови

лись тяглыми людьми.

Оказавшиеся в Башкирском крае различные группы русских крестьян превращались в жителей дворцовых или государственных сел. Дополнительные потребности в различных угодьях, в частности, в рыбных ловлях, сенных покосах,

крестьяне удовлетворяли, приобретая их в оброк у башкир.

Первые русские крестьянские поселения в крае возникли на территории Осинской и Казанской дорог. В самом конце XVI в. появились села Ново-Николаевское, вскоре превратив

шееся в крепость Осу, Николо-Березовка, Ново-Никольское и Рождественское. Несколько позже, ближе к середине XVII в. стали возникать села и деревни вблизи крепостей и монастырей. К ним относятся села Челны, Пьяный бор и Каракули- ио — нар. Каме, Богородское, Красный Яр, Государственные Дуванеи, Монастырские Дуванеи, Чесноковка, Архангельское, Ст. Енгалыш — вблизи г. Уфы.

Этот же процесс в середине и второй половине XVII в.

происходит в Зауральской Башкирии, где села и деревни появлялись около острогов и слобод. Легальные переселенцы селились в них в качестве казенных крестьян. Многие из них

становились казаками и драгунами в острогах. Беглые кресть

яне в первое время селились подальше от слобод и острогов, но через некоторое время их брали на учет, облагали казенными повинностями, что означало их легализацию.

Феодальное государство, дворец, дворяне и монастыри эксплуатировали русских крестьян в крае примерно так же, как и в центральных уездах. Следует отметить, что здесь русские дворяне в XVII — первой трети XVIII в. имели меньшее

количество крепостных крестьян по сравнению с центральными районами. Большинство уфимских дворян в среднем владело 5 дворами крепостных крестьян. Некоторые из них вообще не имели крепостных людей. Нуждаясь в рабочих руках, дворяне закабаляли местное русское и нерусское население при помощи долга, закладной кабалы, прибегали к найму работников.

Промежуточное положение между феодалами и крестьянами занимали стрельцы, уфимские казаки, пушкари, воротники, подьячие, беломестные казаки зауральских острогов и слобод, солдаты и драгуны, которые несли военную службу в Уфе и других крепостях за денежное и хлебное жалованье или с пашни. Кроме земли, полученной от казны, они брали рыбные ловли, леса и другие угодья от башкир в оброк.

Нерусское население из числа переселенцев также не было однородным по своему социальному положению. Постепенно феодальная верхушка формируется и в этой среде. Первоначально ее ядро составили переселенные правительством из Среднего Поволжья в край в середине XVII в. для несения военной службы по 100 семей мишарских и татарских феодалов. Служилые мишари были пожалованы поместным окладом от 100 до 130, татары — по 60 четвертей пашенной земли и соответствующим количеством сенокосов. Кроме этого, мишарские и татарские феодалы пользовались башкирскими землями на условиях припуска. В последующее время правительство более не практиковало организованное переселение мишарской и татарской верхушки.

Основная масса переселенцев, состоявшая из марийцев, татар, чувашей, удмуртов и мишарей, являлась выходцами из Среднего Поволжья. Царское правительство запрещало им самовольные переселения, башкирам предписывалось выдавать их властям для возвращения на места выхода. Однако башкиры, проявляя гостеприимство, принимали и укрывали беглых, поселяли их на своих землях, помогали им выжить в самую тяжелую для них пору. Тем самым оказавшиеся среди башкир многие тысячи беглых марийцев, татар, чувашей, удмуртов и мишарей были спасены от верной гибели, получили возможность жить и трудиться. Башкирский край превращается в их вторую родину.

Поселившиеся на башкирских землях перечисленные беглые люди стали называться припущенниками. Припущен- ники состояли из бобылей и тептярей. Бобыли составляли преобладающее большинство среди переселенцев. Они занимали башкирские земли в основном самовольно, тептяри же заключали с вотчинниками письменный договор, платили вотчинникам за землю небольшой денежный оброк.

Итак, переселение на Южный Урал заметно изменило положение русских, марийских, татарских, чувашских, удмуртских и мишарских крестьян. Подавляющее их большинство здесь оказывалось на положении государственных или дворцовых крестьян, отчасти мелких служилых людей. Очень немногие из них попадали под власть дворян и монастырей. Наличие достаточных земельных угодий, относительная свобода хозяйственной деятельности в соответствии с новым их статусом, богатая башкирская природа, позволяющая им заниматься разнообразной деятельностью, сочувствие и помощь со стороны башкир — все это делало их положение более предпочтительным по сравнению с жизнью на старой родине. Правда, и в Башкирии они терпели феодальный гнет и произвол. Тем не менее никто из них не хотел возвращаться на свою родину.


Башкиры платили ясак Казанскому ханству вплоть до завоевания его Иваном Грозным. Но после сражения в 1552, когда русским всё же удалось взять Казань, Иван Грозный обратился к народам, которые были под покровительством Казанского ханства.

В грамотах, разосланных с послами, было обращение ко всем народам, находящимся к востоку от поверженного Казанского ханства. Царь призывал всех, кто желает сохранить свои земли, скот и жизнь идти под его покровительство с условием выплаты ясака. Взамен было обещана защита от врагов и соблюдение условий взаимной договорённости. Для башкир такой призыв стал серьёзным поводом задуматься о своей дальнейшей судьбе. Тем более, что для исторического выбора башкирских народов к тому времени созрели все условия. Среди причин, по которым башкирские племена решили присоединиться к Российскому государству было недовольство людей опустошительными набегами, которые совершали ногайские феодалы и сибирские царьки. Также все племена стремились иметь сильного покровителя, что способствовало бы их объединению. Справедливости ради стоит отметить, что немалую роль в данном процессе играла и дипломатическая деятельность русских послов. В привезённых ими царских грамотах были обещаны покровительство, мирная жизнь и безопасность.

Йыйын (съезд) башкир племени Мин, где обсуждался вопрос о присоединении к Руси летом 1555 г. Художник А.Х. Байрамгулов

Принятие башкирами русского подданства происходило на протяжении нескольких лет. Сначала в 1554 – 1555 годах северные и западные башкиры получили русское подданство. А уже в 1556 году своих послов прислали племена юго – восточных башкир. В 1557 году башкирские послы получили жалованные грамоты Ивана Грозного. В грамотах указывалось, что земли башкир являются их владениями и вотчинами. Послам были жалованы тарханные грамоты. По царскому Указу башкиры получили русское подданство.

Обоюдно выгодный союз имел ряд преимуществ. Российское государство получало новые земли и подданных. Башкиры получили сильного покровителя. Также данный союз способствовал развитию земледелия и торговых связей. К оседлому образу жизни перешла значительная часть башкирского населения.


Уфа. Монумент Дружбы был заложен 50 лет назад в честь 400-летия присоединения Башкирии к России; открытие памятника состоялось в 1965 г.

На четырехгранном основании обелиска — еще три рельефа. Центральный рельеф, обращенный в сторону города, изображает поздравления с трудовой победой. Крепкое рукопожатие рабочих, русского и башкира, — смысловой и композиционный центр рельефа. Рядом находящиеся фигуры символизируют строительство, сельское хозяйство, нефтяную и химическую промышленность. Два других рельефа — на темы науки и культуры.

450-летие вхождения Башкирии в состав
Русского государства отмечается в этом году

В середине XVI в. башкиры присоединились к Русскому государству. Процесс этот был сложным и противоречивым. В исторической литературе по данному вопросу немало споров. В 50–60-х годах XX в. в советской историографии утвердилось мнение о добровольном присоединении башкир к Русскому государству.

Добровольное вхождение в состав соседнего государства — довольно редкое явление в истории. Подобное развитие событий в Башкортостане было следствием крупных изменений в международной обстановке Урало-Поволжья в середине XVI в.

В первой половине XVI в. башкиры не имели своего государства и жили в составе Ногайского, Казанского, Сибирского и Астраханского ханств, возникших после распада Золотой Орды. Эти государства переживали период феодальной раздробленности, что отрицательно сказывалось на положении башкир.

Несмотря на ослабление соседей, условий для объединения всех башкир и создания самостоятельного государства не было. Ногайские, сибирские и астраханские ханы и мурзы не собирались отказываться от своей власти над башкирами. Поэтому башкиры вынуждены были искать покровительства какого-либо государства, чтобы с его помощью избавиться от власти прежних ханств и обрести условия для нормальной жизни и развития.

Центральный барельеф монумента Дружбы
изображает договаривающихся русских бояр
и башкирских послов

В ранние периоды башкирской истории были случаи добровольного признания власти того или иного сильного государства. Следовательно, башкиры в целом были готовы к подобному развитию событий. Однако процесс принятия русского подданства сопровождался острыми противоречиями внутри башкирского общества, а также сопротивлением ногайским и сибирским правителям. Особенно напряженной была борьба башкир против ногайских мурз и феодалов.

Башкирское племя мин владело обширными землями по бассейну р. Демы и среднему течению Белой. Накануне присоединения к Русскому государству минские башкиры подчинялись ногайскому хану и ногайским мурзам. В связи с активизацией Русского государства в Среднем Поволжье, с падением Казани уфимский хан и мурзы откочевали на юг, за Яик, и на юго-запад, за Волгу. При этом ногайцы пытались увести с собой и башкир. Борьбу башкир-минцев против ногайских правителей и за присоединение к Москве возглавил Канзафар-бий. С ногайцами ушла лишь незначительная часть минцев — противников русского подданства. Их основная масса осталась на родине и сделала выбор в пользу Русского государства.

Присоединение Башкортостана к Русскому государству не могло произойти сразу, единовременно, ввиду его политической и территориальной раздробленности. Отдельное племя или группы племен направляли своих послов для переговоров с русскими властями об условиях присоединения. Но вполне возможно, что судьбоносный вопрос о присоединении к другому государству решался на съездах башкирской верхушки по крупным регионам, т.е. на курултаях племен, подвластных ранее Ногайской Орде, Казанскому ханству и т.д.

Монумент Дружбы
на памятной серебряной монете,
выпущенной Банком России в 1999 г.

В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа. Первый этап — когда башкирские племена ездили в Казань к наместнику царя Ивана Грозного и просили принять их в состав Русского государства. Это произошло в 1554–1555 гг. Второй этап — когда башкирские послы ездили в Москву, где происходило окончательное официальное оформление их присоединения к Русскому государству. В Москве башкирские послы получили жалованную грамоту от царя. Туда послы ездили, по-видимому, в 1556 и 1557 гг. Вхождение же зауральских башкир в состав Русского государства происходило в обстановке войны. По мере продвижения русских отрядов в глубь Сибирского ханства зависимые народы и племена заявляли о принятии ими русского подданства. Так было и с башкирами Зауралья. Часть из них, как подданные ханства, сопротивлялись завоеванию. Башкирские племена айлы, кувакан, катай, сызгы, салжиут и другие приняли русское подданство в конце 80-х годов XVI в.

На каких условиях башкиры вошли в состав России? Источники свидетельствуют, что правительство Ивана IV прежде всего гарантировало башкирам нормальную, спокойную жизнь, защиту как от притязаний их бывших властителей, так и от вторжений соседних народов. Во-вторых, правительство пошло на серьезную уступку башкирам по земельному вопросу. Оно не только сохранило за ними все занимаемые ими земли, но и признало за башкирами вотчинное право на землю. В-третьих, правительство обещало не трогать религию башкир, насильственно не переводить их в другую веру. В-четвертых, правительство обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского населения. Власть на местах была оставлена в руках башкирских биев и князей.

Итак, Русское государство пошло на существенные уступки башкирам. Они получили широкую автономию. В этой связи нельзя не отметить, что дореволюционные историки не совсем объективно оценивали подобную политику царского правительства в отношении башкир. Они представляли дело так, будто русский царь в одностороннем порядке пошел на этот шаг.

Таким образом, стороны нашли общий язык, пошли на взаимовыгодные уступки. Условия присоединения отвечали интересам и башкир, и Русского государства.

Почему после взятия Казани Москва не пошла на военный захват Башкирии, ведь соотношение сил было явно в пользу Москвы? Завоевание Казанского ханства дорого обошлось русской армии. Она понесла большие людские и материальные потери. Стало ясно, что военное наступление далее на восток, на башкир, будет нелегким. Тем более что башкирская конница в те времена представляла собой значительную военную силу. Далеко не блестящим было и международное положение Русского государства. Правительство не могло не учитывать напряженные отношения с соседними государствами — Крымом, Турцией, Польшей, Литвой, Ливонским Орденом. Следовательно, единственно возможной и выгодной для России политикой относительно башкир были мирные шаги, которые и были реализованы правительством Ивана IV. Дело заключалось не только в мирном вхождении края в состав России. Составленные жалованные грамоты представляли собой договор между Русским государством и башкирами. Согласованные сторонами жалованные грамоты означали заключение письменного соглашения между ними по принципиальным вопросам.

Вхождение башкир в состав России — событие большое, сложное, его нельзя оценивать однозначно. Оно имело и положительные, и отрицательные последствия. Положительным было то, что после присоединения в крае прекратилась феодальная междоусобица. Башкиры получили возможность спокойно жить и заниматься хозяйством. Это, в свою очередь, вело к росту их численности. В составе Русского государства было покончено с былой политической и территориальной раздробленностью башкир, что способствовало этнической консолидации и укреплению их как народа. Башкиры и русские крестьяне совместно осваивали природные богатства края. Возникшие здесь города и заводы в известной мере также работали в этом направлении.

Отрицательным было то, что башкиры потеряли возможность для создания национального государства. Царские власти постепенно, особенно с середины XVII в., косвенно или прямо способствовали захвату башкирских земель, увеличивали налоги и повинности с населения. Со времени организации Оренбургской экспедиции русское правительство пошло на официальное нарушение условий присоединения, установило колониальный режим. В течение второй половины XVIII—XIX вв. башкиры потеряли большую часть своих вотчин. Социально-экономическая политика русского царизма разрушала традиционное хозяйство и образ жизни коренного населения. Было покончено с местным самоуправлением башкирского общества. Все это отрицательно сказывалось на историческом развитии башкирского народа, который в конце XIX — начале XX в. оказался в очень тяжелом положении. Беспросветную жизнь коренного населения того времени отразили в своих произведениях многие русские писатели-демократы — Г.И. Успенский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.А. Крашенинников.

По кн.: Акманов И.Г., Кулбахтин Н.М., Асфандияров А.З. и др.
История Башкортостана с древнейших времен до наших дней: В 2 т./Под ред. И.Г. Акманова. — Уфа: Китап, 2004. — С. 105–110.

1 Шежере (от арабского шаджара, буквально — дерево, в том числе родо словное: шаджарату-н-насаби) — название устных или письменных историко-генеалогических преданий, принятое у некоторых народов Востока. Сведения о происхождении рода, племени, народа и их былой родоплеменной организации дополнялись описаниями исторических событий и документами. В шежере башкирского племени юрматы сохранились сведения о вхождении башкир в состав России.

Читайте также: