Природа и статус эмбриона биоэтика кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Медицинский и этико-философский аспекты проблемы статуса эмбриона

Каков статус эмбриона.
Может ли человеческий эмбрион называться человеком.

Статус эмбриона –
современные взгляды
Гуманитарный,
этико-философский взгляд

5
Когда начинается жизнь человека?
Через 4 недели после оплодотворения начинает формироваться дыхательная система.
К 9 неделе - эпизодические спонтанные дыхательные движения плода.
К 20 неделям - окончательное формирование и способность к самостоятельному дыханию.
Формирование дыхательной системы

20-40 день после оплодотворения – первое сердцебиение плода

Формирование сердечно - сосудистой системы
Когда начинается жизнь человека?

7
Когда начинается жизнь человека?
Начало функционирования ствола мозга (6 недель)
Формирование мозговой ткани

8
Когда начинается жизнь человека?
Начало формирования первичной полоски –предшественника нервной ткани (14-ый день)
Формирование первичной полоски

9
Когда начинается жизнь человека?
Момент имплантации бластоцисты в стенку матки (5,5-6 дней)
Имплантация бластоцисты в стенку матки

10
Когда начинается жизнь человека?
Момент слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал

II. Гуманитарный,
этико-философский взгляд.

12
Когда начинается жизнь человека?
Градуализм - ценность человеческой жизни возрастает по мере развития эмбриона

13
Когда начинается жизнь человека?

Психоаналитический подход –
глубинные слои психики закладываются задолго до рождения человека

14
Когда начинается жизнь человека?

Социологизм –
человеческая жизнь начинается с момента рождения

15
Когда начинается жизнь человека?
Морально -интенциональное направление – человеческий статус эмбриона определяется моральными отношениями, в системе которых он становится объектом моральной рефлексии и субъектом моральных прав.

16
Когда начинается жизнь человека?

Философско - антропологическое направление –
рассмотрение человека на уровне его сущности.

Предмет рассмотрения философской антропологии составляет человек во всей его целостности.

Оказывается, что именно существование человека на исходной стадии существования первой клетки - зиготы, только что объединившей генетический материал родителей - именно эта форма существования может рассматриваться реальной иллюстрацией целостности как сущностной особенности человека.

Зигота являет собой как бы “микрокосм”, призванный со временем превратиться в “макрокосм” целостного человека во всем богатстве его жизненных смыслов.

17
Когда начинается жизнь человека?

Теологическая позиция – зачатие это начало новой жизни, которое совершается по милосердной Воле и Участии Творца.
“Зарождение мое видели очи Твои; Имена всех внесены в книгу Твою; и никто даже во чреве матери не забыт Тобой” (Пс.138, 16-17).

18
Когда начинается жизнь человека?

19
В момент зачатия зародыш ребенка уже является человеком!

Святые Отцы Церкви – величайшие христианские мыслители и богословы, свидетельствуют о неповторимости и личностном бытии каждой зачатой человеческой жизни.
Каждый человек призван к богообщению,
которое всегда личностно с самого начала жизни.

20
В момент зачатия зародыш ребенка уже является человеком!

Догмат о Боговоплощении утверждает истинность бытия человеческой природы Спасителя на всех стадиях ее развития, включая эмбриональную.
Догмат спасения утверждает со-όбразность каждого человека Христу и, следовательно, наличие человеческой личности с момента зачатия.
То, что человеческие эмбрионы наделены личностным бытием, дает им в случае преждевременной смерти надежду на участие во всеобщем Воскресении.

В момент зачатия зародыш ребенка уже является человеком!
Сближение
естественнонаучного
и гуманитарного взгляда
Устойчивое,
научно обоснованное мнение.

22
Выводы
В рамках естественнонаучного подхода мы не встречаем утверждений о том, что человеческая жизнь начинается с момента рождения.

Позиция генетиков о начале человеческого существования с момента слияния гамет (образования генома) согласуется с выводами философской антропологии, теологии и с положениями морально-интенционального подхода.

На основании такого сближения в решении вопроса статуса эмбриона естественнонаучного и гуманитарного взгляда мы можем фиксировать появление устойчивого, научно обоснованного мнения.

Особняком стоит социологизм, который все более обнаруживает свою несостоятельность под натиском естественнонаучных позиций, которые в большей или меньшей степени отдаляют начало человеческой жизни от момента рождения.

23
Что может быть “хуже убийства”?

“Умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению, как за убийство” Свт.Василий Великий (IV-V вв. н. э.)

Что может быть “хуже убийства”?
Очевидно то, что приводит к убийству, что является его основанием. Это — нарушение “первой и наибольшей заповеди”— заповеди любви (Мф.22,38).

Аборт — это нарушение заповеди любви, причем в самой ее человечески глубинной сути — через убийство матерью своего дитя. Даже животный мир не знает аналогов подобного действа, свидетельствуя о его совершенной противоестественности.

8.3. Статус человеческого эмбриона: социокультурная и моральная оценка

Один из ключевых – вопрос о том, когда плод человека приобретает способность чувствовать. Первые движения плода зафиксированы на 6-й неделе развития, в это же время он начинает реагировать на прикосновения, в спинном мозгу выявляются синапсы. На 10-й неделе в нервных волокнах спинного мозга обнаруживаются первые нейромедиаторы и регистрируется активность ствола головного мозга. На основании электрофизиологических и иммуногистохимических данных одни исследователи считают, что плод человека начинает чувствовать в возрасте 18–19 недель, но способность перерабатывать полученные ощущения не обнаруживается вплоть до 30-й недели развития. Поэтому этот срок, по их мнению, можно считать границей между плодом и человеческим существом.

В других исследованиях способность плода реагировать на раздражение или боль обнаружена в 7–8 недель. Однако можно ли считать критерием становления личности лишь появление способности чувствовать? Подобная точка зрения вызывает некоторые возражения, так как бессознательное состояние и нечувствительность к боли, в сущности, не могут служить основанием для отказа в защите прав личности.

Ведущие эмбриологи мира, как правило, считают допустимым для манипуляций период от момента оплодотворения до 14-го дня развития эмбриона (начала формирования первичной полоски, элементов нервной системы) или до 30-го дня (начала дифференцировки центральной нервной системы).

• индивидуальность человека начинается с момента зачатия;

• индивидуальность человека начинается с момента, когда его разделение на близнецов невозможно (13-й день после оплодотворения);

• индивидуальность человека начинается на значительно поздних стадиях его развития (40 и более дней после оплодотворения).

Главный предмет дебатов – это потенциальная возможность эмбриона. По мнению одних, человеческий эмбрион имеет потенциал, чтобы стать человеком, даже если это еще не человек. По этой причине неэтично лишить его возможности реализовать свой потенциал. Другая сторона утверждает, что потенциал не дает основания для такого статуса. Половые клетки – это компоненты зиготы, которая позже становится эмбрионом и затем ребенком, но это не дает им статуса, соответствующего зиготе, эмбриону или плоду, пока эта стадия развития не достигнута. Если не предоставляется эмбриональный статус сперме, то почему должен предоставляться статус человека эмбриону? Кроме того, эмбрион, созданный in vitro, но который не будет имплантироваться в матку, вообще не имеет потенциала развиться в человека. Это же относится и к эмбрионам, созданным при помощи технологии пересадки ядра, которые не должны быть имплантированы для целей человеческого репродуктивного клонирования.

Известно, что из ранних, доимплантационных при искусственном оплодотворении эмбрионов можно без ущерба удалять отдельные клетки. Такой способ может быть одним из решений проблемы получения эмбриональных стволовых клеток. Однако если удаленные клетки тотипотентны (способны развиться в любой орган и даже в самостоятельный организм), значит, они, по сути, отдельные зиготы и эмбрионы, и потому должны защищаться в той же мере, что и исходные эмбрионы. Если же такие клетки только плюрипотентны, то их нельзя рассматривать в качестве эмбрионов, а потому их использование не будет оскорблять тех, кто считает эмбрион человеком. К сожалению, пока невозможно сказать, является ли та или иная клетка тотипотентной или плюрипотентной. С уверенностью это можно установить только ретроспективно, наблюдая, на что способны клетки.

В настоящее время можно различить четыре основных способа искусственного получения эмбрионов:

• эмбрион, созданный оплодотворением in vitro для имплантации в матку и выбранный для этой цели;

• эмбрион, созданный искусственным оплодотворением для целей исследования или для целей создания эмбриональных стволовых клеток;

• эмбрион, созданный методом пересадки клеточного ядра в яйцеклетку.

При использовании каждого из перечисленных способов эмбрион имеет свой моральный статус:

• при первом способе специальный статус вероятного предшественника человека, и любые попытки помешать выполнению этого потенциала должны отвергаться (за исключением абортов по моральным причинам в юридически законных случаях, особенно в случаях угрозы жизни матери);

• у эмбриона, созданного вторым способом нет потенциала развиться во взрослый организм;

• эмбрионы, полученные вторым и третьим способом предназначены для определенных целей исследования или использования, которое требует специального рассмотрения.

Как естественное, так и искусственное воспроизводство включает процесс создания эмбрионов, часть которых обречена и которые можно использовать для получения эмбриональных стволовых клеток. Имплантация двух или трех эмбрионов в надежде на успешное рождение ребенка – принятая практика в этой области. Даже в Германии, где исследования стволовых клеток с использованием эмбрионов ныне запрещены и защита эмбрионов включена в конституцию, оплодотворение в пробирке разрешается и обычно имплантируется три эмбриона в надежде получить единственного здорового ребенка.

Отказ от статуса эмбриона как человеческой индивидуальности не должен приводить к занижению этической ценности человеческого эмбриона как такового. Человеческий эмбрион не может и не должен стать подобием лабораторного животного. Если мы ценим человеческую жизнь, то мы должны ценить ее во всех проявлениях и отвергать любые злоупотребления человеческими органами и тканями. Однако было бы неправильным утверждать, что создание и терапевтическое использование эмбрионов несовместимо с принципом ценности и уважения человеческих органов и человеческого достоинства при условии, что цели такого использования этичны и гуманны. Медицинское использование попадает в эту категорию. Терапевтическое клонирование при использовании эмбрионов на ранней стадии развития (как правило, до 14 дней после оплодотворения) совместимо с принципом уважения человеческой жизни, ибо направлено на облегчение страданий и спасение жизней людей, принцип уважения которых мы отстаиваем.

Создание и использование человеческих эмбрионов должно быть строго регламентировано, находиться под постоянным контролем и проводиться с полного согласия родителей (доноров) биологического материала. Пожертвование такого биологического материала должно носить в большей степени альтруистический характер, не исключая определенной оплаты. Однако необходимо предпринять все меры против коммерциализации и финансового стимулирования этого процесса. Создание и использование человеческих эмбрионов должно иметь только гуманные медицинские цели и не может проводиться для тривиальных, косметических и немедицинских целей.

Каждое общество имеет право обсуждать эту проблему и принимать свое решение, основанное на этических и моральных устоях в данный момент времени, или пересмотреть свое решение, если появятся другие веские аргументы. Этическое отношение к терапевтическому клонированию и статусу эмбриона основано на моральных и религиозных воззрениях, которые достаточно широко различаются в разных категориях общества. Поэтому каждое общество (государство) должно решить эту проблему для себя. Решение ее должно быть демократичным, основанным на детальном и всестороннем обсуждении. В истории имеется пример такого обсуждения – это проблема искусственного оплодотворения. Существовали и до сих пор существуют различные точки зрения по этому вопросу, но большинство государств высказалось за разрешение такой медицинской услуги.

Таким образом, проблема, острота которой до недавнего времени была ясна лишь достаточно узкому кругу специалистов по философским и этическим вопросам, становится актуальной для всех. Это является еще одним из важнейших уроков дискуссии о клонировании. Современная биомедицина расширяет технологические возможности вмешательства в естественные процессы зарождения, протекания и окончания человеческой жизни. Стали обыденной практикой различные методы искусственной репродукции человека, замены износившихся или поврежденных органов и тканей, нейтрализации действия вредоносных генов и многое другое.


Учитывая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Матузов Н. И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов // Правоведение. 1998. № 1. С. 198.

2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //СЗ РФ. – 2014. – № 31. – С. 4398.

3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67, 05.04.1995.

8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 // СЗ РФ. 08.01.2001. № 2. С. 163.

9. Бабаджанов И. Х. Правовой статус человеческого эмбриона: несколько подходов к анализу // Юридическая наука: история и современность. 2012. № 9. С. 18.

10. Романовский Г. Б. Гносеология права на жизнь. — Юридический центр Пресс, 2003, с. 17–571.

13. Декларация прав ребенка (принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М.: Юридическая литература. 1990. С. 385–388.

14. Американская Конвенция о права человека от 22 ноября 1969// Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Норма-ИНФРА-М. 1998. С. 720–736.

15. Конвенция о правах ребенка (Заключена 20.11.1989) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990г. № 45. С. 955.

16. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). № 51-ФЗ от 30.11.1994 в ред. от 28.03.2017, с изм. от 22.06.2017 // CЗ РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301.

17. Основы законодательств РФ об охране здоровья граждан: ФЗ № 323от 21.11.2011 // Российская газета. 2011. № 263.

18. О социальном показании для искусственного прерывания беременности: Постановление Правительства РФ № 98 от 6 февраля 2012 г. // СЗ РФ. – 13.02.2012 г. № 7. С. 878.

19. Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 736 от 3.12.2007 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 9.

20. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). № 14-ФЗ от 26.01.1996 в ред. от 28.03.2017 // CЗ РФ, 29.01.1996. № 5. С. 410.

21. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). № 146-ФЗ от 26.11.2001 в ред. от 28.03.2017 // CЗ РФ 03.12.2001. № 49. С. 4552.

22. Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29.12.1995 в ред. от 01.05.2017 // CЗ РФ 01.01.1996. № 1. С. 16.

23. О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 1687н. // Российская газета. 2012. № 64.

24. Скоробогатова В. В. Правосубъектность граждан в российском гражданском праве. Монография. Иркутск. 2011. C. 153.

Основные термины (генерируются автоматически): жизнь, ГК РФ, искусственное прерывание беременности, личная неприкосновенность, нерожденный ребенок, прерывание беременности, ребенок, человеческая жизнь, Всеобщая декларация, Российская Федерация.

Похожие статьи

Незаконное производство аборта | Статья в журнале.

искусственное прерывание беременности, УК РФ, тяжкий вред, срок беременности, аборт, прерывание беременности, Российская Федерация, срок, желание женщины, Россия.

Правовое положение эмбрионов в современном праве России

Гражданское право идет немного дальше, поскольку признает некоторые права нерожденного ребенка. В соответствии со ст. 1116 Гражданского кодекса РФ в число лиц, которые могут призываться к наследованию, включаются граждане, зачатые при жизни наследодателя и.

Отношение женщин к проблемам искусственного прерывания.

Сторонники искусственного прерывания беременности считают аборт обычной операцией.

В этом случае женщина при рождении ребенка обрекает свою и жизнь ребенка на страдания.

Проблемы осуществления прав супругов в сфере репродукции

суррогатное материнство, суррогатная мать, основа охраны здоровья граждан, искусственное прерывание беременности, СК РФ, Российская Федерация, женщина, ребенок, медицинская стерилизация, мать.

Репродуктивные права гражданина Российской Федерации

В действующем законодательстве Российской Федерации репродуктивные права представляют собой комплекс личных прав, закреплённых в международных документах о правах человека и Конституции РФ. На международном уровне это такие документы как Всеобщая декларация.

Исторические аспекты искусственного прерывания.

Основные термины (генерируются автоматически): искусственное прерывание беременности, Аборт, смертная казнь, изгнание плода, наказание, искусственный аборт, умерщвление плода, СССР, временная

Некоторые аспекты искусственного вскармливания детей до года.

Воздействие искусственного аборта на беременность и ее.

Аборт, по-прежнему, чаще других причин нарушает репродуктивное здоровье российских женщин [5, 6, 9, 7]

частоты абортов в России, искусственное прерывание беременности все еще остается основным методом контроля рождаемости, а частота абортов в России.

Современные данные об искусственном прерывании.

Искусственное прерывание беременности угрожает жизни женщин. Материнская смертность после аборта остается высокой [4]. ВОЗ признала аборт серьезной проблемой здравоохранения многих стран.

Незаконное производство аборта | Статья в журнале.

искусственное прерывание беременности, УК РФ, тяжкий вред, срок беременности, аборт, прерывание беременности, Российская Федерация, срок, желание женщины, Россия.

Правовое положение эмбрионов в современном праве России

Гражданское право идет немного дальше, поскольку признает некоторые права нерожденного ребенка. В соответствии со ст. 1116 Гражданского кодекса РФ в число лиц, которые могут призываться к наследованию, включаются граждане, зачатые при жизни наследодателя и.

Отношение женщин к проблемам искусственного прерывания.

Сторонники искусственного прерывания беременности считают аборт обычной операцией.

В этом случае женщина при рождении ребенка обрекает свою и жизнь ребенка на страдания.

Проблемы осуществления прав супругов в сфере репродукции

суррогатное материнство, суррогатная мать, основа охраны здоровья граждан, искусственное прерывание беременности, СК РФ, Российская Федерация, женщина, ребенок, медицинская стерилизация, мать.

Репродуктивные права гражданина Российской Федерации

В действующем законодательстве Российской Федерации репродуктивные права представляют собой комплекс личных прав, закреплённых в международных документах о правах человека и Конституции РФ. На международном уровне это такие документы как Всеобщая декларация.

Исторические аспекты искусственного прерывания.

Основные термины (генерируются автоматически): искусственное прерывание беременности, Аборт, смертная казнь, изгнание плода, наказание, искусственный аборт, умерщвление плода, СССР, временная

Некоторые аспекты искусственного вскармливания детей до года.

Воздействие искусственного аборта на беременность и ее.

Аборт, по-прежнему, чаще других причин нарушает репродуктивное здоровье российских женщин [5, 6, 9, 7]

частоты абортов в России, искусственное прерывание беременности все еще остается основным методом контроля рождаемости, а частота абортов в России.

Современные данные об искусственном прерывании.

Искусственное прерывание беременности угрожает жизни женщин. Материнская смертность после аборта остается высокой [4]. ВОЗ признала аборт серьезной проблемой здравоохранения многих стран.


В рамках современной биоэтики по отношению к аборту выделяют три моральные позиции: либеральную, умеренную и консервативную.

Либеральная позиция подразумевает, что женщина имеет полное право на принятие решения о прерывании беременности, вплоть до момента рождения ребенка. Плод не признается полноценным членом социума, на него не распространяются никакие права, в том числе и право на жизнь. В соответствии с этой позицией ничто не препятствует воздерживаться от действий, прекращающих существование плода. В данном контексте аборт - это не убийство. Возможность существования плода и его последующее рождение рассматривается с точки зрения интересов третьих лиц, например, предполагаемых приемных родителей. Либеральная позиция против запрещения абортов, поскольку при этом ограничиваются права матери.

Консервативная позиция состоит в том, что аборт никогда не имеет никаких оправданий. С этой точки зрения аборт - убийство. С момента зачатия зародыш - полноценная человеческая личность, обладающая определенным набором прав, в первую очередь, правом на жизнь. Статус плодов не обсуждается, никакого промежуточного состояния не признается. Такая позиция присуща представителям религиозных конфессий.

Различие в биоэтических подходах к дилемме абортов находит отражение и в современном законодательстве. В европейских странах выделяется четыре типа законов об аборте.

  1. Самое либеральное законодательство разрешает "аборт по просьбе" (в небольшой группе стран).
  2. Довольно свободные законы разрешают аборт по многочисленным медицинским и социальным показаниям (в шести странах: Англия, Венгрия, Исландия, Кипр, Люксембург, Финляндия).
  3. Довольно строгие законы разрешают аборт лишь при некоторых обстоятельствах: угроза физическому или психическому здоровью женщины, инкурабельные дефекты плода, изнасилование и инцест (в Испании, Польше, Португалии и Швейцарии).
  4. Очень строгие законы, которые или вообще запрещают аборты или разрешают их в исключительных случаях, когда беременность представляет непосредственную опасность для жизни женщины (в Северной Ирландии, до недавнего времени – в Республике Ирландии и на Мальте).

В Республике Беларусь аборты законодательно разрешены. Согласно правовому полю Республики Беларусь выдеяется 3 группы оснований для аборта:

  • по желанию женщины без обоснования причин аборт проводится в срок до 12 недель;
  • по медицинским показаниям прерывание беременности допускается на любых сроках, по желанию женщины;
  • при наличии социальных показаний в срок до 22 недель.

Медицинские показания определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Согласно Постановлению № 88 (от 10 декабря 2014 г.).

Список социальных показаний для совершения аборта утверждается Советом Министров Республики Беларусь. Согласно Постановлению № 23 (от 11 января 2013 г.) к ним относят:

  • беременности в результате изнасилования,
  • беременности у лиц, которые решением суда лишены родительских прав.

Если же говорить о мире в целом, то в 98% стран аборт разрешен в целях спасения жизни женщины, в 62% - в целях сохранения ее физического или психического здоровья, в 42% - в случаях беременности после изнасилования или инцеста, в 40% - по причине дефективности плода, в 29% - по экономическим и социальным причинам, и только в 21% - по просьбе.

Один из методов вспомогательных репродуктивных технологий - метод искусственного оплодотворения - для супружеской пары не содержит в себе противопоказаний и трудностей морального порядка, поскольку речь идет о врачебной вспомогательной помощи для того, чтобы супружеский акт деторождения, целостный во всех своих компонентах (физических, психических, духовных) сохранился.

Еще более спорным является вопрос суррогатного материнства. Наиболее существенные проблемы, связанные с правовым допущением суррогатного материнства:

Таким образом, развитие биомедицинских технологий, вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, решения вопроса о прерывании беременности, вызывают серьезную озабоченность общества. Нравственное отношение к человеческой жизни необходимо, чтобы защитить человеческую жизнь от попыток произвольного манипулирования ею. Человеческая жизнь с самого момента своего зачатия зависит от помощи поддержки окружающих. Жизнь зарождается, развивается и осуществляется именно в сообществе сострадающих и соучаствующих в ней людей.

Читайте также: