Природа авторитарной личности кратко

Обновлено: 04.07.2024

В качестве примера подобного рассеяния принципов психоанализа можно сослаться на известное исследование авторитарной личности, выполненное под руководством Т. Адорно. Психоаналитический крен работы несомненен, и это обнаруживает анализ ее теоретических предпосылок, хотя самими авторами они не изложены в систематической форме.

Целью вышеуказанного исследования явилось выяснение корней предрассудка, точнее, личностных факторов, связанных с предрассудком. По мнению авторов, авторитарная личность продуцируется родителями, которые используют суровые и жесткие формы дисциплины по отношению к ребенку. Ребенок вынужден подчиниться суровой власти родителей, но в результате в нем развивается враждебность, которая не может прямо вылиться на фрустрирующий его объект — родителей, так как он боится их. Потребность ребенка подавлять враждебность по отношению к родителям ведет к идентификации с фрустрирующей властью, к идеализации этой власти с сопутствующим смещением враждебности на аут-группы, т.е. внешние группы, которые обычно оказываются группами более низкого статуса. Именно на эти внешние группы, характеризующиеся более низким социальным статусом, происходит проекция тех авторитарных импульсов, которые вызваны у ребенка фрустрацией и подавлены вследствие неприемлемости их реализации в рамках семьи. По мнению авторов, боязнь собственных импульсов и потребность жестко их подавлять ведут к ригидной организации личности, к стереотипному мышлению. Таковы вкратце исходные предпосылки данного исследования.

Так, одно из основных положений ортодоксального фрейдизма - фатальная предопределенность личности взрослого опытом детства - в настоящее время оказалось интегрированным в ряд концептуальных схем, а также отдельных работ, вообще говоря, не заданных в строгом ключе психоанализа. В качестве примера подобного рассеяния принципов психоанализа можно сослаться на известное исследование авторитарной личности, выполненное под руководством Т. Адорно [Adorno et al., 1950]. Психоаналитический крен работы несомненен, и это обнаруживает анализ ее теоретических предпосылок, хотя самими авторами они не изложены в систематической форме.

Целью вышеуказанного исследования явилось выяснение корней предрассудка, точнее, личностных факторов, связанных с предрассудком. По мнению авторов, авторитарная личность продуцируется родителями, которые используют суровые и жесткие формы дисциплины по отношению к ребенку. Ребенок вынужден подчиниться суровой власти родителей, но в результате в нем развивается враждебность, которая не может прямо вылиться на фрустрирующий его объект - родителей, так как он боится их. Потребность ребенка подавлять враждебность по отношению к родителям ведет к идентификации с фрустрирующей властью, к идеализации этой власти с сопутствующим смещением враждебности на аут-группы, т.е. внешние группы, которые обычно оказываются группами более низкого статуса. Именно на эти внешние группы, характеризующиеся более низким социальным статусом, происходит проекция тех авторитарных импульсов, которые вызваны у ребенка фрустрацией и подавлены вследствие неприемлемости их реализации в рамках семьи. По мнению авторов, боязнь собственных импульсов и потребность жестко их подавлять ведут к ригидной организации личности, к стереотипному мышлению. Таковы вкратце исходные предпосылки данного исследования.

Сразу после выхода работа подверглась серьезной критике в зарубежной литературе. В частности, критиковались методическое обеспечение исследования (например, не вполне удачное построение шкал, которые не всегда имели четкие деления) и организация сбора данных. Отмечалось, что многие из полученных авторами различий личностного порядка, скорее, отражают различия, связанные с образованием или принадлежностью к разным социальным классам и т.д. Однако, несмотря на острую критику, книга стимулировала большое число эмпирических исследований, в которых устанавливалась корреляция между Ф-шкалой и другими параметрами личности.

Следует, однако, подчеркнуть, что отмеченная выше полярность бихевиоризма и психоанализа в то же время не исключает их методологическую родственность в ряде аспектов. К числу таких аспектов следует, на наш взгляд, отнести характерную для обоих подходов односторонность в интерпретации социально-психологической реальности. Если необихевиористы абсолютизируют рационалистические аспекты межличностных отношении, игнорируя, по существу, все остальные, то представители психоанализа сводят межличностные отношения исключительно к отношениям эмоциональным. В результате и те, и другие игнорируют реальную сложность социально-психологических явлений.

Изложенные здесь психоаналитические теории социально-психологического толка, естественно, не исчерпывают всей полноты картины. Исходя из поставленной задачи они дают лишь иллюстрацию. На наш взгляд, сегодня в наибольшей полноте, развернутости психоаналитический комплекс идей развит и представлен в модифицированном варианте в гуманистической психологии. Это можно отнести ко всем ее многообразным ветвям, а не только к гуманистическому психоанализу Э. Фромма. Но в целом данный концептуальный комплекс касается не только социальной психологии, он сплавляет все области психологического знания, и потому об этом следует вести речь особо.

Авторитарная личность, в обычном понимании, — это человек склонный утверждать свою позицию в обществе в качестве единоличного лидера. Он, как правило, стремится организовать вокруг себя чёткую иерархическую структуру, действие которой направленно на строгое выполнение его требований и приказов.

История понятия

статуэтка Фемиды на столе

Раскрытие феномена авторитарной личности стало основой теории авторитарной личности, которая, позднее, теоретически обосновывалась в исследовательских работах М. Хоркхаймера, Т. Адорно и других сторонников этого направления. Сама концепция является попыткой связать факт победы фашизма в Италии и нацизма в Германии с определёнными процессами, происходящими на тот момент в обществе:

  • распадом многих традиционных, в том числе, и семейных связей;
  • повальной урбанизацией, которая подавляла индивидуальные черты человеческой личности, превращая население страны в массы.

Признаки авторитарного характера

В изложении Э. Фромма, авторитарная личность имеет определённый тип социального характера, который ярко раскрывается в его отношении к власти и силе. Для авторитарного характера присущи следующие признаки:

  • чёткое разделение всех людей на два вида: сильные и бессильные. Сильные вызывают у этого типа любовь и признание, а также готовность беспрекословно подчиняться. Слабые – презираются, и уничтожаются;

Авторитарная личность

Авторитарная личность

Тоталитаризм – естественная среда обитания

Наиболее приемлемой системой государственной власти для полного раскрытия авторитарной личности является тоталитаризм, которому свойственен полный контроль государства над всеми сферами жизни человека и общества в целом. Если рассмотреть основные принципы этого вида государственной организации, то можно явно проследить их прямое соотношение с признаками авторитарной личности:

  • монополизация всей полноты государственной власти в руках одного человека или политической группы;
  • моноидеологическое направление, претендующее на всеобщность и непогрешимость: коммунизм, построение нового общества;
  • принудительная всеобщая мобилизация населения на достижения поставленной цели;
  • массовая пропаганда, насилие и подавление;
  • упразднение гражданских прав и свобод;
  • подавление традиционных социальных институтов.

Вот несколько основных признаков тоталитарного режима, который сам по себе может быть продуктом проявления и самоутверждения авторитарной личности в мире.

Современная трактовка

В настоящее время, теория авторитарной личности претерпела значительные изменения по многим направлениям:

В изменённой интерпретации, авторитарность связывается с полным и безоговорочным подчинением власти, крайней приверженностью традициям, установленным правилам и социальным нормам, что, часто, проявляется в агрессивности в отношении тех групп, неприятие которых поощряется самой властью. Примером может служить расизм, отношение к эмигрантам, работающим женщинам;

  • пересмотр причин возникновения и развития авторитарной личности: особенности семейной ситуации являются не единственной причиной.

Были выделены дополнительные причины, такие как: социальная обстановка в обществе, ситуативная угроза, образование, профессия, тип культуры, религиозность;

  • присутствие авторитарных черт характера не является гарантией что их носитель будет проявлять внешне групповую дискриминацию.

Авторитарная личность в современном обществе склонна к любому виду дискриминации только в случае, если это проявление является допустимым и обоснованным внутри самого общества;

  • авторитарность может проявляться не только в отношении определенным группам, но и другим аспектам социального существования.

Например, сопротивление социальным изменениям, неприятие прав человека, сексуальная агрессивность, отсутствие интереса к развитию собственной личности, низкий уровень морального развития, стиль воспитания, основанный на наказании и многое другое.

Теория авторитарной личности является одним из значимых направлений при исследовании межгрупповых конфликтов, особенности возникновения и развития которых учитываются в теории реального конфликта, что ещё больше усиливает значимость дальнейших исследований, развития теории авторитарной личности.

Авторитарность в повседневной жизни

Можно подойти к рассмотрению авторитарности с точки зрения повседневной, обыденной жизни. Сама по себе авторитарность не является чем-то плохим или хорошим. В жизни можно встретить много руководителей или лидеров, которые эффективно реализуют себя в обществе, хотя проявляют многие признаки авторитарности.

Отдельной темой является проявление авторитарности у женщин. Как правило, это очень ярко проявляется в процессе воспитания детей.


Всем знакома ситуация, когда мама что-нибудь запрещает ребенку не объясняя причин, чаще просто потому, что в данный момент ей это выгодно или из простого нежелания менять свои взгляды на ситуацию.

Без сомнения, подобный стиль воспитания будет иметь не поправимые последствия при формировании личности ребёнка. Вполне возможно, что это может дать толчок к развитию черт авторитарности в его дальнейшем поведении.

Зона ответственности

Человек с авторитарным типом личности должен понимать, что начинать следует с самого себя. Если планка его требований к самому себе установлена на туже или более высокую отметку, что и в отношении к окружающим, то такой человек вызывает уважение. Важно чувствовать грань, когда требования дисциплины превращается в деспотизм, и качества лидера теряют свою конструктивную актуальность.

Теория авторитарной личности Т. Адорно / психология

Теодор В. Адорно вместе с другими Френкель-Брансуик, Дэниелом Левинсоном и Невиттом Сэнфордом, все исследователи из Калифорнийского университета в Беркли, определили теория авторитарной личности. Исследование, которое в итоге придало форму концепции, было разработано в середине прошлого века и было по мотивам комиссии от правительства Соединенных Штатов, заинтересованной в отслеживании очагов антисемитизма.

Адорно утверждал, что некоторые глубоко укоренившиеся черты личности предрасполагают некоторых людей быть очень чувствительными к тоталитарным и недемократическим идеям. Доказательства, представленные в поддержку этого вывода, включают в себя тематические исследования (например, нацисты), психометрическое тестирование (использование шкалы F, фашизм) и клинические интервью..

так, собранные данные, по-видимому, защищают существование авторитарной личности, что может помочь объяснить, почему некоторые люди более устойчивы к изменению своих предрассудков.

Характеристика авторитарной личности

Согласно теории авторитарной личности, эти люди с авторитарной личностью Они будут иметь тенденцию быть:

  • Враждебен тем, кто имеет более низкий статус, но послушным людям с высоким статусом.
  • довольно жесткие в своих мнениях и убеждениях.
  • обычный, защита традиционных ценностей.


Люди с очень строгим образованием, управляемые критическими и серьезными родителями, имели больше шансов развить авторитарную личность. Адорно полагал, что это было потому, что рассматриваемый человек не мог выразить враждебность по отношению к своим родителям (потому что он был строг и критичен). В результате человек позже перенесет свою враждебность на цели, которые не будут наказаны за слабое положение, таких как этнические меньшинства.

Шкала F

Авторитарная теория личности сменилась набором критериев для определения личностных качеств. В свою очередь, эталонным инструментом для оценки авторской личности стала так называемая шкала F (фашистская F). Адорно считал, что на конфигурацию этих черт очень повлиял опыт детства. Эти функции включают в себя:

  • условность: приверженность общепринятым ценностям.
  • Авторитетная презентация: к групповым авторитетам.
  • Авторитарная агрессия: против людей, которые нарушают общепринятые ценности.
  • Anti-intraception: оппозиция субъективности и воображению.
  • Суеверия и стереотипы: вера в индивидуальную судьбу, мышление в жестких категориях.
  • Сила и твердость: Забота или подчинение и господство, подтверждение силы.
  • Деструктивность и цинизм: вражда против человеческой натуры.
  • проективность: восприятие мира как опасного, склонность к проецированию бессознательных импульсов.
  • секс: чрезмерная забота о современных сексуальных практиках.

Критическая оценка авторитарной теории личности

Правда в том, что Есть много пунктов этой теории, для которых у нас нет доказательств, для других есть, но они указывают в противоположном направлении к тому, что предлагает эта теория. Некоторые из его наиболее спорных моментов:

  • Жесткий стиль воспитания не всегда порождает людей с вредом.
  • Некоторые предрассудки не соответствуют авторитарному типу личности.
  • Теория не объясняет, почему люди предвзято относятся к определенным группам, а другие нет.

Адорно также подвергся критике за его ограниченный образец. Участники были набраны через официальные организации, которые уже навязали начальный уклон и подвергли сомнению репрезентативность выборки, чтобы обобщить выводы своего исследования..


Другая проблема состоит в том, что пункты в масштабе F были сформулированы тенденциозно и не были взаимоисключающими.. Наконец, процедуры проверки клинических интервью не дают никаких гарантий, так как интервьюеры заранее знали оценку по шкале каждого интервьюируемого, и это может повлиять на их способ задать вопросы..

Тем не менее, авторитарная теория личности вдохновил на широкое расследование о связи между личностными чертами, поведением и политическими убеждениями. На самом деле, хотя сегодня это не считается эталоном, без него трудно понять историю психологии личности.


7 характеристик авторитарных людей согласно психологии Авторитарные люди - это та длинная тень, которая всегда скрывается во многих наших ежедневных сценариях. Читать дальше "

Читайте также: