Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи кратко

Обновлено: 07.07.2024

а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Замещение бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами недопустимо. Предложение оплатить гарантированную государством в качестве бесплатной медицинскую помощь, предоставляемую на условиях, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, является нарушением Ваших прав.

Обращаясь в медицинскую организацию, каждый становится пациентом. В этой связи действующее законодательство предоставляет Вам права и налагает ряд обязанностей. Права пациента универсальны, они действуют в любой ситуации оказания медицинской помощи.

Право на выбор врача и выбор медицинской организации

Для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи Вы вправе выбирать поликлинику или больницу, а также врача с учетом его согласия. При выборе врача и медицинской организации Вы имеете право в доступной для Вас форме получить информацию о медицинской организации и о ее деятельности, также о врачах, об уровне их образования и квалификации.

Пациент вправе требовать замены лечащего врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель отделения или медицинской организации должен содействовать выбору пациентом другого врача.

Право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья

Федеральный закон и принятые в его исполнение подзаконные акты предлагают пациенту занимать более активную позицию при решении вопросов охраны собственного здоровья, детально регламентируя требования к информированию пациентов о правах и обязанностях, о состоянии здоровья, о факторах влияющих на здоровье, предоставлению иной информации, необходимой пациенту, чтобы стать полноправным участником процесса оказания медицинской помощи. Один из инструментов реализации этого права – информированное добровольное согласие, которое является необходимым предварительным условием любого медицинского вмешательства.

Информированное добровольное согласие – это осознанное личное согласие пациента или его представителя на медицинское вмешательство, данное на основе полной и всесторонней информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах. Эта информация должна быть сообщена Вам лечащим врачом или иным медицинским работником в доступной для понимания форме, то есть процесс информирования должен производиться таким образом, чтобы у несведущего человека появилась определенная компетентность относительно состояния его здоровья, и тех манипуляций, которые планируют по отношению к нему выполнить медицинские работники, показаниях и противопоказаниях к лечению. Это особенно важно, если предстоит оперативное вмешательство. При выборе поликлиники для оказания первичной медико-санитарной помощи на срок такого выбора Вы также даете согласие на определенные виды медицинского вмешательства, перечень которых установлен Минздравсоцразвития России. Полученное согласие подписывается пациентом или его представителем и включается в медицинскую документацию.

Информация о состоянии здоровья не может быть Вам предоставлена против Вашей воли.

В процессе оказания медицинской помощи и в последующем Вы вправе непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние Вашего здоровья, получать документы, их копии и выписки из медицинских документов, в том числе для консультации у других специалистов.

Право на получение консультаций врачей-специалистов

Застрахованные по обязательному медицинскому страхованию лица вправе обратиться в свою страховую медицинскую организацию, которая организует очную экспертизу качества лечения, экспертную оценку полученных пациентом рекомендаций.

Право на отказ от медицинского вмешательства

Вы вправе отказаться от медицинского вмешательства, причем такой отказ может быть как полным, так и частичным: Вы правомочны отказаться от лечения или не согласиться с каким-то конкретным предложением врача, но продолжить у него лечиться, отказаться от предложенных манипуляций или методов лечения. При отказе от медицинского вмешательства Вам в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Отказ от медицинского вмешательства должен быть зафиксирован в медицинской документации.

В ряде жестко определенных Федеральным законом случаев медицинское вмешательство может производиться без согласия пациента, например, когда это необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, если состояние пациента не позволяет ему выразить свою волю, или по решению суда в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами

Заболевания сопровождаются болезненными проявлениями, которые мешают человеку жить полноценной жизнью. Острые и хронические боли доставляют пациенту массу неприятностей. Поэтому, несмотря на то, что медицина считает своей первичной целью лечение заболевания, сохранение и продление жизни, законодательство установило данное право пациента. Этому праву следует обязанность медицинского персонала доступными способами и средствами облегчать боль. Недопустимо применение болезненных методов диагностики или лечения без должного обезболивания.

Право на получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях

Здоровый человек ест то, что ему нравится. Заболев, люди активно принимают лекарственные средства и забывают о таком надежном и постоянно действующем лечебном средстве, как диетическое питание. Правильно подобранная диета больного имеет большое значение не только для восстановления происходящих во время болезни потерь в организме и для поддержания сил, но и как действенное лечебное средство. Современной наукой установлено, что при любом заболевании пищевой рацион оказывает определенное воздействие, а в ряде случаев имеет решающее влияние на течение и исход болезни. Режим питания и приемы обработки пищевых продуктов во многом зависят от характера заболевания, его стадии, особенностей нарушения обмена веществ. Рекомендованная лечащим врачом диета является существенной частью общего лечения при всех без исключения заболеваниях. Без соблюдения диеты даже самое активное лечение не может быть эффективным. Поэтому оказание медицинской помощи в условиях стационара включает организацию лечебного питания пациентов.

Право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям

Право на защиту сведений, составляющих врачебную тайну

Сведения о факте обращения за оказанием медицинской помощи, состоянии здоровья больного и диагнозе, иные сведения, полученные при медицинском обследовании пациента и его лечении, составляют врачебную тайну. Медицинские организации обязаны создать систему организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну. Медицинские работники не вправе без Вашего согласия разглашать сведения о пациенте, которые стали им известными в связи с выполнением профессиональных обязанностей, кроме установленных законом случаев.

Право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинском помощи

Если вследствие недобросоветного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей был причинен вред здоровью пацинета или наступила смерть, виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в полном объеме и в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе компенсировать моральный вред. Согласно Федеральному закону и иным нормативным правовым актам отрасль здравоохранения в целом, лицензирование медицинской деятельности и система правоотношений по охране здоровья граждан построены таким образом, что в случае врачебной ошибки персонала ответственность несет медицинская организация, оказавшая некачественную медицинскую услугу. Это в определенной степени повышает шансы потерпевшего на реальное возмещение вреда.

Право на допуск адвоката или законного представителя для защиты прав

Пациент, ослабленный человек в тяжелой жизненной ситуации, должен иметь дополнительные гарантии того, что его законные интересы будут защищены. Одной из таких гарантий является предоставленное Федеральным законом право на допуск к пациенту адвоката или иного законного представителя, которые имеют право свободного доступа к пациенту в период стационарного лечения. Одному из родителей или иному члену семьи предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему стационарной помощи в течение всего периода лечения, а при совместном нахождении с ребенком в возрасте до четырех лет (при наличии медицинских показаний – с ребенком старше данного возраста) представляются спальное место и питание. Указанное право может быть ограничено лечащим врачом, например, при карантине в отделении или пребывании пациента в отделении реанимации. В таком случае представителю пациента для получения интересующей его информации необходимо обратиться к лечащему врачу, который обязан в определенные часы принимать посетителей, и во взаимодействии с ним решать вопросы обеспечения прав доверителя или ребенка. Если действия в интересах пациента обоснованы и правомерны, все должностные лица медицинской организации обязаны отреагировать на Ваше обращение и принять меры по защите прав и интересов представляемого Вами пациента.

Право на допуск священнослужителя и на предоставление условий для отправления религиозных обрядов

В процессе лечения и ухода пациенту особенно важна поддержка семьи, родственников и друзей, а также духовная поддержка. Исходя из принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, Федеральный закон устанавливает единственное ограничение к отправлению в условиях стационара религиозных обрядов – когда такие действия нарушают внутренний распорядок, то есть препятствуют нормальному функционированию учреждения.

Федеральным законом установлено требование соблюдения медицинскими работками этических и моральных норм. Уважительное отношение к пациенту – часть профессиональных обязанностей врача. Бестактное и пренебрежительное отношение к больному может послужить поводом к истребованию компенсации морального вреда.

В случае нарушения прав сам пациент или его представитель вправе обратиться жалобой к непосредственному руководителю виновного медицинского работника или иному должностному лицу медицинской организации, в которой ему оказывается медицинская помощь, в органы управления здравоохранением.

На территории Ставропольского края в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, работают страховые представители, которые окажут Вам необходимую консультационную помощь и содействие в реализации Ваших прав при предоставлении медицинской помощи. Застрахованные по ОМС лица могут обращаться в свою страховую компанию – защищать Ваши законные интересы это ее обязанность.

Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Реализация пациентом своих прав не должна препятствовать медицинскому персоналу в выполнении профессиональных обязанностей, создавать неудобства для других пациентов и, тем более, нарушать их права. В этой связи можно выделить следующие обязанности пациента:

  • представить врачу полную и достоверную информацию о своем здоровье (от этого во многом зависит качество Вашего лечения);
  • соблюдать правила внутреннего распорядка медицинской организации, общепризнанные правила и нормы поведения в общественных местах;
  • выполнять все назначения и рекомендации лечащего врача.

При несоблюдении пациентом предписаний врача или правил внутреннего распорядка медицинской организации согласно Федеральному закону лечащий врач по согласованию с вышестоящим руководителем медицинской организации может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, если отказ непосредственного не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих.

Порядок обеспечения приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в медицинской организации ООО Клуб Доступной Косметологии

Предметом регулирования настоящего Порядка (далее Порядок) является организация обеспечения приоритета интересов пациента при оказании ему медицинской помощи в медицинской организации. Настоящий Порядок разработан в соответствии с:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинской организации;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации. Положения настоящего Порядка распространяются на организацию работы по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в медицинской организации.

2. Ответственность за организацию работы по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи

1. Приказом руководителя медицинской организации назначаются:

1.1. Ответственное лицо за организацию работы по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в медицинской организации

1.2. Соответствующие ответственные лица в структурных подразделениях медицинской организации.

2. Ответственные лица, указанные в п.п. 1.1. и 1.2. настоящего раздела в своей деятельности по организации работы по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в медицинской организации:

- руководствуются настоящим Порядком;

- проходят соответствующее обучение (подготовку), организуемую непосредственно в медицинской организации, не реже 1 раза в год;

- взаимодействуют друг с другом по вопросам организации работы по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в медицинской организации.

3. Ответственные лица за организацию работы по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в медицинской организации и в структурных подразделениях медицинской организации знают:

- требования российского законодательства и других нормативных документов по обеспечению приоритета пациента при оказании медицинской помощи;

- права и обязанности пациента;

- права и обязанности медицинской организации;

- права и обязанности лечащего врача.

4. Ответственное лицо в медицинской организации за организацию работы по обеспечению приоритета интересов пациента:

- обеспечивает размещение и при необходимости обновление необходимой для пациента информации о приоритете интересов пациента при оказании медицинской помощи на информационных стендах, официальном сайте медицинской организации и иных информационных ресурсах;

- организует изучение медицинскими работниками медицинской организации и осуществляет контроль знаний законодательства Российской Федерации в части обеспечения приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи;

- обеспечивает контроль за состоянием работы в медицинской организации по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи;

- предлагает руководителю медицинской организации, разрабатывает и в пределах своей компетенции реализует мероприятия, направленные на обеспечение приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в соответствии с требованиями действующего законодательства.

5. Ответственные лица в подразделениях медицинской организации за организацию работы по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи:

- обеспечивают размещение и при необходимости обновление необходимой для пациента информации о приоритете интересов пациента при оказании медицинской помощи на информационных стендах в подразделении медицинской организации;

- обеспечивают контроль за состоянием работы в подразделении медицинской организации по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи;

- предлагают руководителю медицинской организации, ответственному лицу в медицинской организации, разрабатывают и в пределах своей компетенции реализуют мероприятия, направленные на обеспечение приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в соответствии с требованиями действующего законодательства.

6. Указанные в п. 2,3,4,5 настоящего раздела Ответственные лица несут ответственность за организацию обеспечения приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в соответствии с требованиями действующего законодательства.

3. Организация обеспечения приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи

3.1. Организация информирования пациентов об обеспечении приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи С целью информирования пациентов об обеспечении приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в медицинской организации осуществляются следующие мероприятия.

- в холле возле регистратуры (в приёмном отделении);

- в холле каждого структурного подразделения медицинской организации.

3.1.3. На главной странице официального сайта медицинской организации размещаются ссылки на Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Полнотекстовый вариант указанной Программы размещается на информационных стендах медицинской организации. Программа должна быть доступна для медицинских работников и пациентов в каждом структурном подразделении медицинской организации.

3.2. Обеспечение соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации

3.2.1. С целью обеспечения соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации в медицинской организации реализуются следующие мероприятия:

- в медицинской организации проводится соответствующее обучение медицинских работников и иных работников медицинской организации не реже 1 раза в год;

- все обращения, поступившие от пациентов или их законных представителей, о несоблюдении этических и моральных норм, а также о фактах неуважительного и негуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации подлежат тщательному внутреннему расследованию, а в случае их подтверждения подлежат разбору в том подразделении, где указанные факты допущены. По каждому подтверждённому факту к лицам, их допустившим, принимаются меры материального и дисциплинарного воздействия в соответствии с действующим законодательством.

3.2.2. Медицинская помощь пациенту оказывается с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента.

3.3. Обеспечение ухода при оказании медицинской помощи

С целью обеспечения ухода при оказании медицинской помощи в медицинской организации реализуются следующие мероприятия.

3.3.1. При оказании медицинской помощи в условиях стационара:

- уход обеспечивается силами среднего и младшего медицинского персонала, а также при участии родственников пациента по их желанию. При желании родственников пациента участвовать в обеспечении ухода соответствующий инструктаж проводится лечащим врачом;

- организацию ухода за пациентом обеспечивает лечащий врач;

- контроль за организацией ухода, в пределах своей компетенции, осуществляют старшая медицинская сестра, лечащий врач, руководитель соответствующего структурного подразделения, начмед. медицинской организации (или иной профильный заместитель).

3.3.2. При оказании медицинской помощи на дому:

- уход обеспечивается силами среднего медицинского персонала, а также при участии родственников пациента. При участии родственников пациента в обеспечении ухода соответствующий инструктаж для родственников проводится лечащим врачом или средним медицинским работником;

- организацию ухода за пациентом на дому обеспечивает лечащий врач;

- при необходимости к обеспечению ухода на дому в установленном порядке привлекаются органы социальной защиты;

- контроль за организацией ухода, в пределах своей компетенции, осуществляют старшая медицинская сестра, лечащий врач, руководитель соответствующего структурного подразделения, начмед. медицинской организации (или иной профильный заместитель).

3.4. Обеспечение оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени

С целью обеспечения оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени в медицинской организации реализуются следующие мероприятия.

3.4.1 Медицинская помощь оказывается в соответствии со стандартами медицинской помощи и порядками оказания медицинской помощи.

3.4.2. При оказании пациенту медицинской помощи в условиях стационара проведение диагностических, лечебных, реабилитационных и иных мероприятий осуществляется с учётом:

- соблюдения установленных сроков ожидания плановой медицинской помощи;

- действующего лечебно-охранительного режима.

3.4.3. При оказании медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях проведение диагностических, лечебных, реабилитационных и иных мероприятий осуществляется:

- с учётом соблюдения установленных сроков ожидания плановой медицинской помощи;

- в условиях по возможности компактного планирования необходимой структуры и объёмов медицинской помощи на один визит пациента в медицинскую организацию;

- с учётом графика работы пациента, если он не является нетрудоспособным.

3.5. Обеспечение комфортных условий пребывания пациентов в медицинской организации

С целью обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинской организации оказание медицинской помощи осуществляется:

- в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами;

- в условиях, соответствующих требованиям не ниже, чем в предусмотренных Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3.6. Создание условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации

С целью создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации осуществляются следующие мероприятия:

- обеспечивается создание необходимых условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учётом состояния пациента;

- время посещения пациента родственниками и продолжительность пребывания с ним согласовывается с лечащим врачом с учётом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

4. Взаимодействие медицинской организации по вопросам обеспечения приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи

4.1.С целью обеспечения приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи медицинская организации в порядке, установленном действующим законодательством и иными нормативно-правовыми актами, взаимодействует с:

- общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья населения;

- с органами социальной защиты;

- с государственной службой медико-социальной экспертизы;

- с органами контроля и надзора в сфере здравоохранения, а так же иными надзорными органами;

- со страховыми медицинскими организациями и территориальными фондами обязательного медицинского страхования;

- с иными органами и организациями.

4.2. Для координации совместной работы и проведения совместных мероприятий по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи медицинская организация в порядке, установленном действующим законодательством и иными нормативно-правовыми актами, может заключать с указанными выше органами и организациями соответствующие соглашения.

Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

2. В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

обеспечения приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в медицинской организации

Предметом регулирования настоящего Порядка (далее Порядок) является организация обеспечения приоритета интересов пациента при оказании ему медицинской помощи в медицинской организации. Настоящий Порядок разработан в соответствии с:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинской организации;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

Положения настоящего Порядка распространяются на организацию работы по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в медицинской организации.

2. Ответственность за организацию работы по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи

1. Приказом руководителя медицинской организации назначаются:

1.1. Ответственное лицо за организацию работы по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в медицинской организации

1.2. Соответствующие ответственные лица в структурных подразделениях медицинской организации.

2. Ответственные лица, указанные в п.п. 1.1. и 1.2. настоящего раздела в своей деятельности по организации работы по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в медицинской организации:

- руководствуются настоящим Порядком;

- проходят соответствующее обучение (подготовку), организуемую непосредственно в медицинской организации, не реже 1 раза в год;

- взаимодействуют друг с другом по вопросам организации работы по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в медицинской организации.

3. Ответственные лица за организацию работы по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в медицинской организации и в структурных подразделениях медицинской организации знают:

- требования российского законодательства и других нормативных документов по обеспечению приоритета пациента при оказании медицинской помощи;

- права и обязанности пациента;

- права и обязанности медицинской организации;

- права и обязанности лечащего врача.

4. Ответственное лицо в медицинской организации за организацию работы по обеспечению приоритета интересов пациента:

- обеспечивает размещение и при необходимости обновление необходимой для пациента информации о приоритете интересов пациента при оказании медицинской помощи на информационных стендах, официальном сайте медицинской организации и иных информационных ресурсах;

- организует изучение медицинскими работниками медицинской организации и осуществляет контроль знаний законодательства Российской Федерации в части обеспечения приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи;

- обеспечивает контроль за состоянием работы в медицинской организации по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи;

- предлагает руководителю медицинской организации, разрабатывает и в пределах своей компетенции реализует мероприятия, направленные на обеспечение приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в соответствии с требованиями действующего законодательства.

5. Ответственные лица в подразделениях медицинской организации за организацию работы по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи:

- обеспечивают размещение и при необходимости обновление необходимой для пациента информации о приоритете интересов пациента при оказании медицинской помощи на информационных стендах в подразделении медицинской организации;

- обеспечивают контроль за состоянием работы в подразделении медицинской организации по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи;

- предлагают руководителю медицинской организации, ответственному лицу в медицинской организации, разрабатывают и в пределах своей компетенции реализуют мероприятия, направленные на обеспечение приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в соответствии с требованиями действующего законодательства.

6. Указанные в п. 2,3,4,5 настоящего раздела Ответственные лица несут ответственность за организацию обеспечения приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в соответствии с требованиями действующего законодательства.

3. Организация обеспечения приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи

3.1. Организация информирования пациентов об обеспечении приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи

С целью информирования пациентов об обеспечении приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи в медицинской организации осуществляются следующие мероприятия.

- в холле возле регистратуры (в приёмном отделении);

- в холле каждого структурного подразделения медицинской организации.

3.1.3. На главной странице официального сайта медицинской организации размещаются ссылки на Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Полнотекстовый вариант указанной Программы размещается на информационных стендах медицинской организации. Программа должна быть доступна для медицинских работников и пациентов в каждом структурном подразделении медицинской организации.

3.2. Обеспечение соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации

3.2.1. С целью обеспечения соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации в медицинской организации реализуются следующие мероприятия:

- в медицинской организации проводится соответствующее обучение медицинских работников и иных работников медицинской организации не реже 1 раза в год;

- все обращения, поступившие от пациентов или их законных представителей, о несоблюдении этических и моральных норм, а также о фактах неуважительного и негуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации подлежат тщательному внутреннему расследованию, а в случае их подтверждения подлежат разбору в том подразделении, где указанные факты допущены. По каждому подтверждённому факту к лицам, их допустившим, принимаются меры материального и дисциплинарного воздействия в соответствии с действующим законодательством.

3.2.2. Медицинская помощь пациенту оказывается с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента.

3.3. Обеспечение ухода при оказании медицинской помощи

С целью обеспечения ухода при оказании медицинской помощи в медицинской организации реализуются следующие мероприятия.

3.3.1. При оказании медицинской помощи в условиях стационара:

- уход обеспечивается силами среднего и младшего медицинского персонала, а также при участии родственников пациента по их желанию. При желании родственников пациента участвовать в обеспечении ухода соответствующий инструктаж проводится лечащим врачом;

- организацию ухода за пациентом обеспечивает лечащий врач;

- контроль за организацией ухода, в пределах своей компетенции, осуществляют старшая медицинская сестра, лечащий врач, руководитель соответствующего структурного подразделения, начмед. медицинской организации (или иной профильный заместитель).

3.3.2. При оказании медицинской помощи на дому:

- уход обеспечивается силами среднего медицинского персонала, а также при участии родственников пациента. При участии родственников пациента в обеспечении ухода соответствующий инструктаж для родственников проводится лечащим врачом или средним медицинским работником;

- организацию ухода за пациентом на дому обеспечивает лечащий врач;

- при необходимости к обеспечению ухода на дому в установленном порядке привлекаются органы социальной защиты;

- контроль за организацией ухода, в пределах своей компетенции, осуществляют старшая медицинская сестра, лечащий врач, руководитель соответствующего структурного подразделения, начмед. медицинской организации (или иной профильный заместитель).

3.4. Обеспечение оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени

С целью обеспечения оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени в медицинской организации реализуются следующие мероприятия.

3.4.1 Медицинская помощь оказывается в соответствии со стандартами медицинской помощи и порядками оказания медицинской помощи.

3.4.2. При оказании пациенту медицинской помощи в условиях стационара проведение диагностических, лечебных, реабилитационных и иных мероприятий осуществляется с учётом:

- соблюдения установленных сроков ожидания плановой медицинской помощи;

- действующего лечебно-охранительного режима.

3.4.3. При оказании медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях проведение диагностических, лечебных, реабилитационных и иных мероприятий осуществляется:

- с учётом соблюдения установленных сроков ожидания плановой медицинской помощи;

- в условиях по возможности компактного планирования необходимой структуры и объёмов медицинской помощи на один визит пациента в медицинскую организацию;

- с учётом графика работы пациента, если он не является нетрудоспособным.

3.5. Обеспечение комфортных условий пребывания пациентов в медицинской организации

С целью обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинской организации оказание медицинской помощи осуществляется:

- в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами;

- в условиях, соответствующих требованиям не ниже, чем в предусмотренных Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3.6. Создание условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации

С целью создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации осуществляются следующие мероприятия:

- обеспечивается создание необходимых условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учётом состояния пациента;

- время посещения пациента родственниками и продолжительность пребывания с ним согласовывается с лечащим врачом с учётом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

4. Взаимодействие медицинской организации по вопросам обеспечения приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи

4.1.С целью обеспечения приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи медицинская организации в порядке, установленном действующим законодательством и иными нормативно-правовыми актами, взаимодействует с:

- общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья населения;

- с органами социальной защиты;

- с государственной службой медико-социальной экспертизы;

- с органами контроля и надзора в сфере здравоохранения, а так же иными надзорными органами;

- со страховыми медицинскими организациями и территориальными фондами обязательного медицинского страхования;

- с иными органами и организациями.

4.2. Для координации совместной работы и проведения совместных мероприятий по обеспечению приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи медицинская организация в порядке, установленном действующим законодательством и иными нормативно-правовыми актами, может заключать с указанными выше органами и организациями соответствующие соглашения.

Это многопрофильный медицинский центр, обеспечивающий, для своих клиентов полный цикл медицинского обслуживания, от диагностики заболеваний до реабилитации пациентов.

О правах пациента на сегодня сказано немало. Их нарушение - довольно актуальная тема, особенно для отечественной медицины. Но не все знают, что существуют и обязанности пациента. Именно пациента - это юридический статус, в отличие от термина "больной". Отметим также, что эти обязанности не символические, они прямо прописаны в российском законодательстве. Что они включают в себя, чем чревато нарушение, каковы могут быть санкции - все это мы с вами разберем далее.

Законодательная база

Говоря о правах и обязанностях пациента, мы будем опираться на следующие законодательные акты Российской Федерации:

  • Конституция государства. Ст. 45 и 46.
  • ФЗ №323, принятый в ноябре 2011 года, - "Об основах охраны здоровья в РФ". Ст. 30.
  • ФЗ №1499-1, принятый в июне 1991 года, - "О медицинском страховании в РФ". Окончательная вариация закона - версия 1993 года. Ст. 6 и 15.
  • ФЗ №2, принятый в январе 1996 года, - "О защите прав потребителей". Ст. 17, 44-46.
  • ФЗ №4866-1, принятый в апреле 1993 года, - "Об обжаловании в судебной системе РФ решений и действий, нарушающих права граждан".

Надо отметить, что основополагающий документ в нашем случае по правам и обязанностям пациента - закон №323. Разберем его детально.

dety 1

Права по ФЗ №323

Права и обязанности пациента - одна из сфер, которые затрагивает закон "Об основах охраны здоровья в России".

Полный перечень прав пациента, согласно ФЗ, следующий:

  • Право на уважительное и гуманное отношение со стороны докторов и прочих медработников, обслуживающего персонала.
  • Проведение как обследования, так и лечения в надлежащих условиях, соответствующих актуальным санитарным и гигиеническим нормам.
  • Право на проведение врачебного консилиума, возможность консультации другого специалиста.
  • Облегчение сильной боли, что вызвана терапией, хирургическим вмешательством и проч.
  • Право на сохранение врачебной тайны о пройденной процедуре, лечении, общем анамнезе.
  • Собственное письменное согласие на врачебное вмешательство, а также информирование со стороны медиков о такой возможности.
  • Право на отказ от врачебной помощи.
  • Получение полной информации о состоянии собственного здоровья, правах и обязанностях пациента и врача.
  • Использование полного пакета медуслуг в рамках актуальной программы медицинского добровольного страхования.
  • Права на возмещение ему (пациенту) ущерба при причинении вреда здоровью со стороны медработников. Но только в случае, если вина врачей будет доказана в суде.

Отметим, что права и обязанности пациентов и медработников будут прямо взаимосвязаны. Что это значит? Права пациента - это обязанности врача, и наоборот.

Продолжаем разбирать законодательный акт.

Обязанности по ФЗ №323

А теперь перечислим обязанности пациента:

  • Соблюдать внутренний распорядок медицинского учреждения, где он (пациент) проходит обследование или лечение.
  • Заботиться о своем здоровье. Что значит утверждение? Не совершать действий, способных нанести вред здоровью - как собственному, так и других пациентов медучреждения.
  • Уважать права врачей, обслуживающего персонала, других пациентов.
  • Информировать лечащего специалиста о своем непонимании/неполном понимании смысла предстоящего врачебного вмешательства.
  • Соблюдать правила поведения, прописанные для пациентов в данном медучреждении. В частности, вовремя являться на назначенные процедуры, осмотры. В случае невозможности визита или опоздания необходимо своевременно предупредить о данном факте своего доктора или средний медперсонал (медсестру).
  • Выполнять предписания лечащего специалиста. Сообщать об обращении к другому доктору за помощью, прекращении назначенного лечения.

И снова связаны обязанности пациента и врача. Права медицинского учреждения будут прямо вытекать из обязанностей его пациентов.

dety 2

Классификация обязанностей

Теперь перейдем уже к более общим случаям. Все обязанности пациента можно разделить на три категории:

  • Предусмотренные российским Гражданским кодексом. Это будут базовые обязанности любого гражданина как заказчика, потребителя услуги в нашей стране.
  • Обязанности, предусмотренные законом "О защите прав потребителей". Тут рассматривается, что должен потребитель любой услуги. В частности, медицинской.
  • Обязанности, предусмотренные именно ФЗ №323, касающегося охраны здоровья российских граждан. Тут пациент рассматривается только как потребитель медицинских услуг.

А теперь имеет смысл более детально ознакомиться с важнейшими обязанностями пациента.

Обязанность заботиться о собственном здоровье

Это ключевой долг любого пациента на территории РФ. Данную обязанность ему прямо прописывает п. 1 ст. 27 ФЗ №323 "Об охране здоровья в РФ".

Заботиться о своем здоровье - декларативная норма, которая иллюстрирует гуманность правовой системы. Поэтому никаких санкций за нарушение данной обязанности не прописано.

dety 3

Прохождение медосмотров: законодательная база

Рассказывая о правах и обязанностях пациентов в медицинском праве, нельзя не коснуться такой темы, как диспансеризация, прохождение врачебных осмотров. Данная профилактическая мера тоже считается долгом пациента. Однако обязанность распространяется не на всех российских граждан - только на некоторые категории работников.

Теперь представим законодательные акты, регулирующие данный вопрос:

  • Статьи 76 и 213 российского Трудового кодекса.
  • ФЗ №273 (версия 2012 года) - "Об образовании в РФ". Статья 48.
  • ФЗ №3132-1 (версия 1992 года) - "О статусе судьи в России". Статья 4.1.
  • ФЗ №35 (версия от 2005 года) - "Об электроэнергетике в РФ". Статья 28.
  • ФЗ №52 (версия 1999 года) - "Об эпидемиологическом, санитарном благополучии в РФ". Пункт 4 статьи 34.

Теперь кратко представим содержание прописанных законодательных актов.

Кто обязан проходить медосмотры?

Еще раз отметим, что данная обязанность пациента в РФ - избирательная. Касается она только следующих категорий лиц:

  • Трудящиеся, занятые на вредных производствах, работники, чья деятельность связана с опасными для жизни и здоровья условиями труда.
  • Работники пищевой промышленности, торговой сферы, области общественного питания.
  • Лица, чья трудовая деятельность связана с любым типом транспорта.
  • Трудящиеся на водопроводных сооружениях.
  • Специалисты, занятые в детских и медицинских учреждениях.
  • Работающие в судебной системе.
  • Трудящиеся в области электроэнергетики.

Указанные выше законодательные акты прописывают для этих категорий обязательные предварительные медицинские осмотры (для подтверждения факта профпригодности), а также периодическую ежегодную диспансеризацию.

Указываются следующие частности:

  • Дополнительная обязанность педагога - проходить внеочередное медицинское обследование по направлению своего работодателя.
  • Работающие в сфере электроэнергетики обязаны проходить предсменные врачебные осмотры, направленные на выявление факта употребления алкоголя, психотропного или наркотического вещества.

Если пациент, относящийся к одной из указанных в списке категорий, отказывается от прохождения медосмотра, его не допускают к трудовой деятельности. Вернуться к работе он может только после удовлетворительного прохождения данного профилактического обследования - если оно подтвердит его профпригодность.

dety 4

Обязанности страдающих от опасных заболеваний

Весьма важная тема в общем рассказе об обязанностях пациента и профессиональной роли врача. Здесь мы будем опираться на Постановление российского Правительства №715 (2004 год) - "Перечень социально значимых болезней, патологий, что являются общественно опасными".

Из данного законодательного акта следует, что граждане, страдающие хотя бы одним заболеванием из Перечня, обязаны:

  • Пройти врачебное обследование.
  • Заниматься полноценным лечением патологии согласно рекомендациям своего доктора.
  • Не допускать рецидива, обострения путем принятия профилактических мер.

В Перечень входят следующие заболевания:

  • ВИЧ.
  • Гепатит формы В и С.
  • Туберкулез.
  • Дифтерия и проч. (всего 15 наименований).

Обязанности проходящих лечение

Мы рассмотрели понятие и общую характеристику обязанностей пациента, но следует заметить, что многие, говоря о пациентах, все же имеют в виду только тех людей, кто в данный момент проходит лечение. Давайте определимся конкретно с долгом данных лиц:

  • Соблюдать режим лечения. Даже если он предписывает их временную нетрудоспособность.
  • Не нарушать правила внутреннего распорядка конкретного лечебного учреждения (п. 3, ст. 27 ФЗ №323).
  • Обязательство выполнять рекомендации врача, принимать прописанные лекарства, проходить назначенные процедуры, предоставлять полную исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья. На практике же это обязательство имеет декларативный характер - пациента не ждет никакое наказание, если он забудет, скажем, вовремя принять таблетки. Или заменит дорогостоящее лекарство дешевым аналогом.
  • Обязательство содействовать медицинской организации в надлежащем и полном исполнении предоставляемых ему (пациенту) врачебных услуг. Основа для такого утверждения - положения о договоре подряда, что прописаны в ст. 718 Гражданского кодекса.
  • Соблюдать режим лечения, правила поведения пациента, утвержденные внутренними актами (распоряжениями, приказами и проч.) медучреждения - поликлиники, стационара и др.

dety 5

Что такое "несоблюдение режима лечения"?

Четкой трактовки данного словосочетания не существует. Чтобы определиться с его сутью, мы будем опираться на Приказ Министерства соцразвития и здравоохранения РФ №624н (принят в 2011-м) - "О порядке выдачи листков нетрудоспособности".

Данный акт под нарушением режима лечения определяет следующие действия/бездействие:

  • Самовольное оставление стационара.
  • Поездки в другой административный район без разрешения на то лечащего врача.
  • Несвоевременная явка на назначенный прием.
  • Выход на работу без закрытия листка временной нетрудоспособности.
  • Отказ от прохождения медико-социальной экспертизы.
  • Неявка на назначенную процедуру медико-социальной экспертизы.
  • Прочие нарушения.

Все вышеуказанное лечащий доктор правомочен отметить в листе временной нетрудоспособности пациента.

Если перейти к врачебной практике, то несоблюдение предписаний доктора обычно следующее:

  • Отказ от принятия прописанных лекарств.
  • Отказ от анализов, иных медицинских вмешательств.
  • Неявка на профилактический медицинский осмотр.

Санкции при оформлении листка временной нетрудоспособности

Наказание за нарушение обязанностей пациента может быть назначено гражданину при оформлении им больничного на работе. Проявляется оно в снижении объема пособия по временной нетрудоспособности.

В России данная санкция регулируется ч. 1 ст. 8 ФЗ №255 (принят в 2006-м) - "Об обязательном соцстраховании гражданина на случай временной нетрудоспособности". Достаточным основанием для применения санкции считается следующее:

  • Нарушение во время временной нетрудоспособности режима лечения, прописанного врачом, без наличия на то уважительных причин.
  • Неявка на назначенный врачебный осмотр, медицинскую экспертизу гражданина в случае отсутствия у него уважительных причин.
  • Травма или заболевание, которые случились в результате алкогольного, наркотического, токсического опьянения пациента. Или его действий, напрямую связанных с подобным состоянием.

Из всего сказанного есть одно исключение. Размер пособия по временной нетрудоспособности запрещено снижать лицам, если она (нетрудоспособность) связана с полученной на производстве травмой, несчастным случаем на работе.

dety 6

Отказ в лечении - санкция?

Многих пациентов интересует: может ли медицинская организация в силу каких-то причин отказать им в лечении? Нет, это невозможно ни при каком нарушении обязанностей пациента. Законодательное обоснование такого утверждения следующее:

  • ГК России, ст. 772. Опора на то, что договор на оказание медуслуг - публичный. Медицинское учреждение не может не оказывать свои услуги, если у него есть возможность их предоставлять.
  • Определение Конституционного суда №115-О (представлено в 2002 году).

Оплата медуслуг

Пациент обязан оплатить добровольно оказанные ему медицинские услуги, если они относятся к платным, по той стоимости, что прописана в заключенном с ним договоре.

Дополнительно важно следующее:

  • Если договор подразумевает предоплату, то невнесение ее в срок будет расцениваться как отказ от предоставления услуг.
  • Если пациент отказался от выполнения условий договора, он все равно должен оплатить медицинской организации фактически понесенные ею расходы.

dety 7

Нет таких сфер, где бы человек обладал только правами. Гражданское общество всегда означает наличие и обязанностей. Медицинская сфера тут не будет исключением. Права и обязанности есть и у пациента, и у врача, и у медучреждения в целом.

Читайте также: