Приемы привлечения учащихся к целеполаганию кратко

Обновлено: 05.07.2024

Правильная постановка цели — первый и важнейший шаг на пути к её осуществлению. Грамотная формулировка уже часто содержит ответы — что, как и в какой последовательности нужно сделать и как правильно расставить приоритеты.

Представляем два популярных приёма привлечения детей к целеполаганию. Первая подойдёт детям младшего школьного возраста, вторая будет актуальна ребятам постарше.

Целеполагание для младших школьников — карта желаний

Дайте ребёнку лист бумаги и предложите изобразить в центре себя. Это может быть автопортрет, фотография, какой-нибудь символ, имя или никнейм — то, что ребёнок ассоциирует с собой.

Затем попросите его ответить на следующие вопросы:

  • Что бы ты хотел(а) уметь к концу месяца (четверти, года)? Например, научиться рисовать животных, подтягиваться десять раз, играть на гитаре.
  • Что бы ты хотел(а) сделать? Например, закончить четверть без троек, съездить в Петербург на экскурсию, запустить свой видеоблог.
  • Что бы ты хотел(а) получить? Например, новый телефон, золотую медаль на спортивных соревнованиях, собаку.

Теперь визуализируйте цели. Попросите ребёнка нарисовать их или выберите вместе изображения из интернета.

Пример карты желаний

Расположите картинки вокруг изображения ребёнка и повесьте на видное место в квартире.

Целеполагание для подростков — метод SMART

Метод целеполагания SMART используется в бизнесе для управления проектами, но спектр его применения очень широк. В частности, с его помощью можно научить ребёнка достигать целей и исследовать их.

SMART — это аббревиатура из пяти английских слов, отражающих важнейшие критерии любой цели.

Целеполагание для ребёнка

Задайте ребёнку следующие вопросы, чтобы убедиться, что его цель соответствует этим критериям, проследите, чтобы его ответы были простыми и однозначными:

  • Specific (конкретная). Что именно нужно сделать? Кто и где будет делать?
  • Measurable (измеримая). Как вы поймёте, что ваша цель достигнута?
  • ‍Attainable (достижимая). Что вам необходимо для достижения цели? Что у вас уже есть? Что ещё нужно изучить, развить, найти? Где это можно сделать?
  • Relevant (уместная). Насколько ваша цель значима сейчас? Не вступает ли она в противоречие с другими задачами?
  • Time-bound (ограниченная по времени). В какие сроки ваша цель должна быть достигнута?

Рассмотрим метод на практике. Например, школьник хочет пересдать контрольную по биологии.

S. Результат — успешная пересдача контрольной. Исполнитель — я. Дома и на уроках.

R. Биология — один из моих приоритетных предметов, потому что я мечтаю стать ветеринаром. Чтобы уделить подготовке к контрольной больше времени, я могу один раз пропустить занятие в секции.

Т. Дедлайн — следующая пятница.

Таким образом, ребёнок не ставит цели наобум, а действует сознательно и способен сам найти ключи к их достижению.

«Целеполагание — это такой же навык, как иностранный язык или математика. Чтобы начать им пользоваться, нужны время и практика. Не стоит постоянно говорить о целеполагании и принуждать ребёнка делать всё в соответствии с какими-либо методами — у подростков это может вызвать отторжение. Лучшее, что может сделать родитель, — аккуратно внедрять принципы целеполагания в семью и включать ребёнка в семейное планирование. Например, обсуждать с ним, куда поедем в отпуск, что будем делать на каникулах, как проведём воскресенье, что надо купить в магазине и так далее. А также поощрять его, когда он сам собирается что-то спланировать, и конечно, подавать пример.
Наставник восьмиклассников Мария Ванина

Вот несколько советов от наших наставников, как объяснить ребёнку важность целеполагания и придать ему уверенности в своих силах.

Совет 1. Выделяйте даже мелкие достижения ребёнка

Дети часто не замечают своих успехов или не придают им значения. Составьте с ребёнком список его последних достижений — всего, что вызвало у вас гордость. Например, он научился плавать, впервые получил пятёрку в четверти или накопил денег на игру.

Попросите ребёнка ответить на несколько вопросов:

  • Насколько сильно ты хотел достичь этой цели?
  • Как часто вспоминал о ней?
  • Сколько усилий приложил, чтобы достичь её?
  • Был ли ты уверен, что у тебя получится?

Это поможет ребёнку понять, что он уже не раз добивался желаемого и сможет сделать это снова. А также натолкнёт на мысль, что для достижения любой цели необходимо серьёзное намерение и регулярные усилия.

Совет 2. Доверяйте выбору своего ребёнка

Как ни велик соблазн решать всё за ребёнка, этого делать не стоит. Если всегда указывать подростку, что он должен делать, он так и не узнает, чего хочет от жизни, и едва ли сможет до конца поверить в свои силы.

Поговорите с ребёнком о его мечтах и интересах, позвольте самостоятельно решить, чего он хочет, и помогите составить план действий. В процессе ему понадобится ваша поддержка, но помните, что бесценный жизненный опыт он получит лишь в том случае, если определит себе цели самостоятельно.

Совет 3. Делите цели на текущие, ближайшие и дальние

Любую, даже самую грандиозную и фантастическую мечту, можно трансформировать в цель, разложив на три составляющие: зону актуального, ближайшего и дальнейшего развития.


Например, чтобы стать космонавтом, ребёнку нужно знать:

  1. Что он может сделать для этого сам уже сейчас (укреплять своё здоровье, заниматься спортом, смотреть фильмы про космос) — это зона актуального развития.
  2. В чём ему понадобится помощь взрослого (записаться в кружок космонавтики, посещать тематические музеи) — это зона ближайшего развития.
  3. Что не может быть выполнено сейчас, но может стать реальностью в будущем (поступить в вуз, пройти обучение на космонавта) — это зона дальнейшего развития.

Совет 4. Начинайте с малого

Для начала помогите ребёнку поставить такую цель, которую он сможет достичь за небольшой период времени: дочитать книгу, завершить рисунок, научиться кататься на коньках и тому подобное. Маленькие цели — отличная тренировка перед серьёзными задачами, ведь даже небольшие успехи всегда вдохновляют на новые свершения.

Сложные цели также необходимо делить на несколько маленьких. Это позволит составить конкретный план, отслеживать прогресс и при необходимости корректировать стратегию.

Совет 5. Хвалите даже за старание достичь цели

Даже если у ребёнка не получается до конца следовать намеченному плану, но вы видите, что он старался, — обязательно похвалите его. Поощрение усилий зачастую мотивирует эффективнее, чем обещание награды за результат.

Побудьте с рядом и позвольте ребёнку пережить печаль. Покажите ему, что вас интересуют не только его достижения, но и он сам — его чувства, мысли и интересы. Предложите ему вместе пересмотреть цель и попытаться понять, что именно помешало ей осуществиться, или увидеть в сложившейся ситуации новые возможности.

Совет 6. Будьте примером

Покажите ребёнку, как ставить цели и достигать их, привлекая его к задачам, которые ежедневно решаете сами.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Цель педагогического процесса (обучения, воспитания) – это предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия.

Целеполагание в педагогике построено на определенной иерархической системе, где высшей ступенью являются

1. государственные цели, отражающие представление общества о гражданине и о человеке в целом. Такие цели разрабатывают специалисты и принимает правительство. Следующую ступень занимают

2. цели-стандарты, то есть те цели, которые отражаются в образовательных стандартах и программах. Ниже всего –

3. цели темы совместной образовательной деятельности.

Цели-стандарты

Целеполагание в педагогике основывается на образовательных стандартах – требованиях к уровню и содержанию знаний учеников, которые описывают минимальные умения и знания выпускника. Стандарты обеспечивают качество образования и его соответствие международным нормам.

В результате изучения всех без исключения предметовв начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Цели урока, внеклассного мероприятия

Цели и задачи педагогического процесса в учреждениях образования объединяют обычно в три группы: цели, задачи обучения; цели, задачи воспитания; цели, задачи развития.

1. анализ (исследование) воспитательной ситуации;

2. диагностика актуального уровня воспитанности;

3. прогнозирование желаемого результата;

4. планирование деятельности по достижению цели (получению результата) (В.А. Сластенин).

Цели должны быть:

 Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и

возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают

качественные и количественные.

 Осознанные. Описывающие желаемый результат.

 Побудительные (побуждать к действию).

 Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует

Обучающие цели

включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками

Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие

на действие с определенным результатом:

Воспитывающие цели

способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения;

формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и

самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть

использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:

вызвать интерес,

пробудить любознательность,

пробудить интерес к самостоятельному решению задач,

побудить учащихся к активности,

выразить свое отношение…

прививать, укреплять. навыки;

Развивающие цели

содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию

мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся,

вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению

самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать глазомер,

развивать мелкую моторику рук,

развивать умение ориентироваться на местности.

Привлечение детей к целеполаганию

2 типа целеполагания: педагогическое целеполагание и целеполагание обучающихся.

Не менее сложной является для учителя проблема согласования целей и задач своей деятельности с целями и задачами ученика. Ученик не может хорошо учиться, если он не осознал и не принял цели и задачи деятельности на уроке как свои собственные.

Взрослые ставят ребёнку цель тогда, когда его собственная цель ещё не сформировалась. Дети часто не понимают, зачем им нужно делать то или иное, учиться тому или иному. Взрослые должны объяснять ребёнку, что, научившись достигать цели, поставленные другими людьми, он сумеет поставить и реализовать собственные цели.

Сегодня чрезвычайно важно научить детей умениям самостоятельного целеполагания, поскольку конкурентоспособность – это способность наиболее эффективно достигать цели. И здесь нужно определить возрастной период, с которого можно начинать знакомить ребёнка с такими понятиями, как цель и средства её достижения.

А.С. Белкин пишет, что успех – это радость от полученного результата, достижения поставленной цели.

Именно стремление к этой радости подталкивает человека к дальнейшим действиям независимо от возраста – с того момента, как он что либо научился делать. Когда человек получает радость от результата, достижения цели, он начинает стремиться к этому состоянию, ставя перед собой всё новые цели, а значит, постоянно развивается.

Теория и практика педагогики накопили достаточное количество приемов, помогающих учащимся самостоятельно ставить цели учебной деятельности и определять конкретные учебные задачи

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицируют на:

1. Визуальные: • Тема-вопрос • Работа над понятием • Ситуация яркого пятна • Исключение • Домысливание • Проблемная ситуация • Группировка. 2. Аудиальные: • Подводящий диалог • Собери слово • Исключение • Проблема предыдущего урока.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

1. Повторить знания об имени прилагательном.

2. Определить, с какими частями речи сочетается.

3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.

4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Например, тема урока "Дикие животные".

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.

Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".

– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".

– Что общего во всех словах? (Названия животных)

– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

2. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

– Коллективная проверка результатов

– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

– Постановка цели урока.

Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагается ряд выражений:

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить, что встретились с героями перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой.

- Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.

Существует множество способов привлечения детей к различным видам целеполагания в учебном процессе: перспективному, тематическому, поурочному, текущему. Особенно ценно, когда ребенок участвует в определении задач, проблем, которые будут решаться не только всем классом (в групповом целеполагании), но и в постановке своих индивидуальных целей на ближайший период и перспективу. Именно осознание достижимости намеченной ребенком индивидуальной цели создает ситуацию успеха. Поэтому на этапе целеполагания важно предоставить возможность высказать каждому свое суждение о предстоящей работе, ее целях и возможных результатах в устной или письменной форме.

В начале учебного года учитель и учащиеся в процессе коллективного обсуждения вырабатывают правила взаимодействия, совместной деятельности учащихся в микрогруппах, требования друг к другу: каким должен быть учитель, какими должны быть ученики, чтобы получить удовлетворение от совместной деятельности, какие правила взаимодействия школьников следует выполнять. По ходу учебного процесса дети вновь обращаются к этим правилам, добавляют и корректируют их.

Совместное определение целей и задач возможно в начале изучения разделов, тем по предмету. Дети познакомятся с обзором изучаемых вопросов, а затем высказывают свои заявки, предложения.

Например, может быть предложен набор следующих вопросов для учащихся при изучении темы или раздела учебной дисциплины:

- Где и что вы слышали об этом?

- Что вам известно по этой теме?

- Какие вопросы вас особенно интересуют?

Если тема изучается впервые, далека от жизненного опыта учащихся, целесообразно предложить набор привлекательных для детей вопросов, проблем, которые можно обсуждать на занятии.

На занятии учащиеся старшего класса могут поделиться тем, что они изучали по теме, где им это пригодилось в жизни или при изучении других тем и предметов.

Завершается целеполагание тем, что учащиеся определяют на основе поставленных ими задач содержание и формы совместной работы, способы взаимодействия учащихся (где это целесообразно), распределяют работу между группами, учениками, обсуждают правила, этапы работы и формы подведения итогов совместной и индивидуальной деятельности.

Такой способ целеполагания при изучении темы, рассчитанной на несколько занятий, является основой для поурочного целеполагания.

Во многих случаях способы тематического и поурочного целеполагания совпадают, тем более, что почти каждое занятия имеет свою тему и решает конкретные задачи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока формируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

2) Работа над понятием:

3) Подвоящий диалог:

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику, рассуждение. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

4) Ситуация яркого пятна:

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

5) Группировка:

6) Домысливание:

7) Проблемная ситуация:

Создается ситуация противоречия между известным и неизвестным.

8) Проблема предыдущего урока:

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

11) Практичность теории:

Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, а ребенку осознать важность внимания.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Читайте также: