Причины возникновения пожаров на автотранспортных предприятиях кратко

Обновлено: 18.05.2024

ПОЖАР – неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб. Крупные пожары нередко принимают характер стихийного бедствия и сопровождаются несчастными случаями с людьми. Особенно опасны пожары в местах хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов.

Основные причины пожара на АТП:

1. неосторожное обращение с огнем;

2. нарушение правил пож.безопасности при сварочных и др.огневых работах;

3. нарушение правил эксплуатации оборудования;

4. неисправность отопительных приборов;

5. нарушение режима эксплуатации устройств для подогрева автомобилей;

6. нарушение правил при аккумуляторных и окрасочных работах;

7. самовозгорание промасленных обтирочных материалов

8. статическое и атмосферное электричество и др.

При эксплуатации автотранспорта наиболее частыми причинами пожара являются:

1. неисправность электрооборудования автомобиля;

2. негерметичность системы питания;

3. скопление на двигателе грязи и масла;

4. применение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей для мойки двигателя;

5. курение в непоср.близости от системы питания;

6. применение открытого огня для подогрева двигателя;

7. нарушение герметичности газового оборудования на газобаллонном автомобиле.

Возникновение пожаров в зданиях и сооружениях в значительной степени зависит от пожароопасных свойств конструкций и материалов, от особенностей технологич.процесса.

Строительные материалы по возгораемости подразделяются на 3 группы:

а) -сгораемые, б)-трудносгораемые в)- несгораемые

Сгораемые – материалы, кот.под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и продолжают гореть или тлеть после удаления источника огня (древесина, войлок, толь и т.д.)

Трудносгораемые - материалы, кот.под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть или тлеть только в присутствии источника огня, а после удаления источника – горение или тление прекращается (асфальтовый бетон, гипсовые и бетонные материалы, цементный фибролит).

Несгораемые – материалы, кот.под воздействием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются. К ним относятся все естественные и искусств.неорганические материалы, гипсовые и бетонные материалы, минераловидные плиты.

Огнестойкость-способность строительной конструкции сопротивляться воздействию высокой температуры в условиях пожара и сохранять при этом свои эксплуатационные функции.

По огнестойкости строит.конструкции подразделяют на 5 степеней: I-V.

Расстояния от площадок хранения автомобилей до др.зданий и сооружений АТП нормируются в зависимости от степени огнестойкости конструкций. Правильно выбранные расстояния позволяют обеспечить одно из необх.условий пож.безопасности.

Противопожарные преграды – ограничивают распространение пожара из одной части здания в другую.

К ним относятся: противопож.стены, перегородки, перекрытия, двери,ворота, люки, окна, разрывы, тамбур-шлюзы.

Основные причины пожаров на транспорте – это нарушение правил эксплуатации автомобиля, в частности, установка акустических систем или осветительных приборов с нарушениями соединения и прокладки электропроводов, неисправность систем и узлов, нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ. Пожар в транспорте опасен тем, что начинается он практически незаметно. А известно о нем становится, когда уже слышен запах гари и дыма. Распространение же огня происходит в разы быстрее, чем на других объектах. Весь процесс занимает от считанных секунд до 2-3 минут.

Основными причинами пожаров на автотранспорте являются:

1. Неисправность систем, узлов и механизмов транспортного средства;

2. Неисправность электрооборудования транспортного средства;

3. Попадание искр, раскаленных частиц металла при проведении пожароопасных огневых работ в непосредственной близости от транспортного средства.

4. С наступлением холодов увеличивается количество возгораний автомобилей по причине нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации электронагревательных приборов. Чтобы уберечь автомобиль от пожара, для обогрева двигателя ни в коем случае не используйте самодельные электронагревательные приборы и тем более открытый огонь или паяльную лампу.

ПОМНИТЕ. Большинство пожаров на транспорте можно предотвратить, если исправно следить за техническим состоянием авто и вовремя устранять неисправности.


Причины возникновения пожаров на предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту газобаллонных автомобилей

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пожары на предприятиях по техническому обслуживанию и текущему ремонту газобаллонных автомобилей (ГБА) наносят большой материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей.

Основными причинами, способствующими возникновению и развитию пожара на этих предприятиях, являются:

неосторожное обращение с огнем;

нарушение правил пожарной безопасности при сварочных и других огневых работах;

нарушение правил эксплуатации оборудования;

неисправность отопительных приборов;

нарушение режима эксплуатации устройств для подогрева автомобилей;

нарушение правил безопасности при аккумуляторных и окрасочных работах;

самовозгорание промасленных обтирочных материалов;

статическое и атмосферное электричество и др.

Значительную долю причин пожаров на ГБА составляют нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации или ремонте газобаллонного оборудования (ГБО) автомобилей, а также в результате негерметичности газового оборудования.

В общем случае причины возникновения пожаров можно разделить на следующие группы.

1. Организационные и психофизиологические причины пожаров :

несоблюдение режима труда и отдыха персонала предприятия (более 40 часов в неделю), превышение продолжительности рабочей смены (более 8 часов) [1];

несоответствие персонала должностным характеристикам, низкая квалификация персонала (ниже 3-го разряда), отсутствие руководящего звена и четкой вертикали управления производством;

нарушение техники безопасности при обслуживании и ремонте ГБА;

несоответствие физиологических параметров и психологического профиля персонала предприятия выполняемым работам;

отсутствие инструктажа по технике безопасности, отсутствие инструкций на используемое технологическое оборудование;

отсутствие медицинского осмотра производственных рабочих перед началом рабочей смены;

отсутствие систематической проверки первичных средств пожаротушения (не реже одного раза в год) [2] и других систем обеспечения безопасности жизнедеятельности персонала предприятия;

2. Технологические причины возникновения пожаров :

несоответствие численности ремонтных рабочих производственной программе;

отсутствие или недостаточная механизация тяжёлых и опасных операций;

расстановка технологического оборудования без учета технологических процессов и видов выполняемых работ.

3. Конструкторские и технические причины возникновения пожаров :

использование неисправного оборудования отсутствие обслуживания и текущего ремонта технологического оборудования;

использование травмоопасного оборудования, отсутствие защитных кожухов на движущихся и нагретых узлах, отсутствие защиты электрических, пневматических и других типов приводов оборудования;

отсутствие или неисправность первичных средств пожаротушения, несоответствие типа огнетушителей сгораемым веществам и материалам, присутствующим на территории предприятия [2].

установка оборудования повышенной шумности без шумоизоляционных коробов;

отсутствие, неисправность, недостаточная или избыточная мощность искусственного освещения на постах и участках [3];

отсутствие или недостаточное естественное освещение постов и участков [3];

нарушение нормального микроклимата на постах и участках (температура менее или более 20±2 °С, наличие магнитных и электрических полей, запыленность, загазованность, вибрации) [4];

4. Экономические причины возникновения пожаров :

низкая заработная плата, неудовлетворенность персонала, отсутствие системы денежного поощрения;

отсутствие в бюджете предприятия статьи затрат на мероприятия по безопасности жизнедеятельности и охране труда (спецодежда, средства индивидуальной защиты, противопожарные средства, медицинские аптечки и пр.);

отсутствие расчета финансово-экономической потребности для осуществления нормальных и безопасных условий труда, и качественного проведения работ;

задержка финансирования, зарплаты.

5) Экологические причины возникновения пожаров :

в рабочей зоне не обеспечены микроклимат, эстетика, гигиена труда и производственная санитария (неблагоприятная освещенность, повышенные вибрация, шум, радиация, запыленность, загазованность, электромагнитные воздействия и др.), т.е. причины неудовлетворительного состояния производственной среды;

не ведется мониторинг состояния атмосферного воздуха на токсичные компоненты (СО, C n H m , NO x , сажу и др.) [5].

Остановимся подробнее на конструкторских и технических причинах возникновения пожаров на автотранспортных предприятиях (АТП).

На АТП при проведении технического обслуживания и текущего ремонта ГБА существует потенциальная опасность возникновения очагов пожара или даже взрыва из-за возможной утечки газомоторного топлива, поэтому они должны быть оснащены местной вытяжной вентиляцией.

Возможно возгорание ветоши, электропроводки и горючесмазочных материалов в производственных помещениях.

В зоне текущего ремонта возникает опасность от движущихся автомобилей, которые выезжают и заезжают на посты технического обслуживания и ремонта, повышается загазованность помещения, возникает опасность утечки газа, находящегося под давлением в баллонах автомобиля, вследствие чего возможность возникновения очагов пожара или взрыва.

Для обеспечения пожарной безопасности и высокопроизводительного труда, необходимо выполнить следующие мероприятия:

помещения хранеия ГБА и постов технических обслуживаний и текущих ремонтов ГБА не допускается размещать в подземных этажах [6];

предусмотрено место для курения;

запланированы расходы на специальную одежду, обувь и инструмент;

хранение взрывоопасных веществ в отдельном изолированном помещении, помещения для производства окраски автомобилей следует размещать у наружных стен, отделяя их от остальных помещений [6];

применение пониженного напряжения в электрических цепях ручного инструмента, электрооборудования, а также в системе местного освещения;

заземление приборов электрооборудования, электроприемники систем противопожарной защиты, автоматического контроля параметров воздушной среды, аварийного и эвакуационного освещения, сигнализации и вытяжной вентиляции во взрывозащищенном исполнении следует относить к электроприемникам I категории надежности электроснабжения [6];

помещения в здании для обслуживания автомобилей обеспечиваются ручными и передвижными огнетушителями [6, 7], размещенными в легкодоступных местах;

разработан план эвакуации персонала и расположен на видном месте. для каждого предприятия должен быть разработан план локализации и ликвидации пожарных ситуаций и пожаров [7];

использованные обтирочные материалы хранятся в специальных металлических ящиках с крышками, ящики регулярно очищаются;

перед выездом на линию и по возвращении с линии необходимо провести осмотр ГБА с целью проверки герметичности, обнаружения внешних наисправностей и повреждений газобаллонной аппаратуры [7, 8];

Водители и автомеханики, эксплуатирующие ГБА, должны хорошо знать свойства газообразных топлив, особенности устройства и эксплуатации ГБО, строго руководствоваться соответствующими отраслевыми и межотраслевыми [8].

При эксплуатации автомобиля с газовым оборудованием необходимо после длительной стоянки перед включением зажигания, пуском двигателя или включением осветительных электроприборов необходимо поднять капот и проветрить подкапотное пространство, после чего проверить исправность газовой аппаратуры, трубопроводов, соединений. Запрещается эксплуатация ГБА при утечке газа с закрытыми вентилями и при наличии утечки газа через неплотности соединений, а также въезд автомобиля в помещение при утечке газа с закрытыми вентилями.

При возвращении ГБА и подготовке его к ночной или длительной дневной стоянке, а также для производства технического обслуживания в помещении производственного здания необходимо закрыть вентили на баллонах и выработать весь газ, находящийся в системе питания, после чего выключить зажигание. Запрещается оставлять автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями на баллонах. В случае невозможности в дорожных условиях устранения утечки газа из баллонов необходимо эвакуировать автомобиль в безопасное место (вдали от людей и источников огня), где выпустить (слить) газ. Запрещается ремонтировать газовую аппаратуру при работающем двигателе, за исключением проведения на ней регулировочных работ. В случае пожара на ГБА необходимо: перекрыть магистральный и баллонный вентили; при работающем двигателе увеличить число оборотов коленчатого вала и быстро выработать газ, оставшийся в системе газопроводов от вентиля до карбюратора-смесителя; тушить пожар углекислотными или порошковыми огнетушителями, песком; баллон с газом обильно поливать водой.

Список литературы

Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. шк., 2001. 273 с.

Пожары на автотранспорте: причины и профилактика их недопущения

- Дмитрий Игоревич, добрый день. Расскажите, пожалуйста, как в Салехарде обстоят дела с пожарами на автотранспорте, много ли случаев было с начала года?

- Чем прежде всего опасен пожар в транспорте?

- Пожар в транспорте опасен тем, что начинается он практически незаметно. А известно о нем становится, когда уже слышен запах гари и дыма. Распространение же огня происходит в разы быстрее, чем в домах. Весь процесс занимает от считанных секунд до 2-3 минут. Поэтому тут ваше здоровье зависит не от действий пожарных, а от соблюдения вами правил поведения при пожаре в транспорте.

- Одна из причин возникновения пожара в автотранспорте – короткое замыкание. Как можно обезопасить себя с этой стороны?

- На Ямале очень популярны предпусковые устройства автомобилей. Насколько они безопасны с точки зрения пожарной безопасности?

- Дмитрий Игоревич, пожар в автомобиле может возникнуть во время аварии, во время движения. Как быть в данных случаях?

Если возгорание произошло внутри салона, то, не дожидаясь приезда спасательной службы, быстро погасите огонь с помощью огнетушителя, резким движением приведя его в рабочее состояние. Здесь важна скорость и спокойствие. Не забывайте, что большинство автомобильных огнетушителей имеют достаточно лимитированный ресурс. После снятия предохранительного клапана и приведения баллона в действие, у вас будет не больше минуты на ликвидацию пожара. Поэтому не теряйте это время, а направляйте струю в самый центр очага пламени. Не используйте пенный огнетушитель для борьбы с огнем. Если электроника еще не вышла из строя, то попадание на нее мокрой пены может спровоцировать еще более сильное возгорание. Кроме того, струя пены может разлить потоки бензина еще больше по салону машину, вызывая все новые и новые вспышки пламени. Если огнетушитель, по какой-либо причине, отказался работать или его ресурса не хватило на полную ликвидацию пожара, то необходимо накрыть пламя плотной тканью, это преградить доступ кислорода к огню.

- Чтобы Вы посоветовали водителям, чтобы избежать пожаров на автотранспорте?

Читайте также: