Причины русского исхода кратко

Обновлено: 02.07.2024

Генералы, офицеры, солдаты, казаки, священники и профессора, члены их семей, простые беженцы… Как будто крупный город снялся с места и уплыл из России. Можно сказать, Белый Китеж переместился в дальние края…

По России прокатился вал из конференций, круглых столов, сборников и газетных статей, посвященных 95-летию Русского Исхода. Миллионы людей находят в этом глубокий смысл, нескончаемым потоком идут споры в Сети. Так что именно отмечают? В цифре 95 нет никакой магии. Не миллениум… Более того, сама дата, если рассматривать ее со всей научной строгостью, вроде бы начинает расплываться.

Много было исходов, но Исход — один.

А именно Крымский, произошедший на закате 1920 года. Красная армия и махновцы стремительно вливались на просторы полуострова. Белый Крым агонизировал. Многим из тех, кто ранее нашел там пристанище, в течение нескольких дней, а то и нескольких часов пришлось решить для себя, остаются они или уплывают вместе с Русской армией Врангеля, только что раздавленной превосходящими силами неприятеля. И в ноябре-декабре путешествие вдаль от родных берегов предприняли, по официальным данным, около 150 тысяч человек на 126 судах. Возможно, больше. Цифра впечатляющая. Даже владивостокская эвакуация вывела из зоны досягаемости большевиков раз в пятнадцать меньше народу!

Никакой иной акт расставания белых с Родиной не сплачивал столь значительное число людей. Ни на одном фронте Гражданской войны поражение не вызывало таких последствий. И нигде наивные люди, ждавшие милосердия от победителей, не испытали подобных ужасов.
Но Исходом с большой буквы оставление России через крымские врата называют далеко не по одной лишь причине его многолюдства и не только из-за трагедии, разразившейся сразу после него. Есть и другая причина.

Новая власть принялась разрушать это место. Для начала сокрушила защитников старой России, а затем, сноровисто закатав рукава, принялась перекладывать в стране каждую стенку кирпич за кирпичом. Утопия, воплощавшаяся в жизнь многолетними усилиями, уже тогда, в 1920-м, очень многим казалась адом на земле, и вот они-то в первую очередь не захотели жить в аду. А потому ушли из России, когда старая Россия скончалась, а на месте новой вспухли бесконечные гекатомбы.

Эти сто пятьдесят тысяч беженцев влились в русскую эмиграцию, во-первых, как живой запал непримиримости к большевистскому режиму и, во-вторых, как живая чаша, в которой старая Россия еще оставалась жива. Они влияли на общественную мысль, хранили культуру, обычаи, даже старую речь, быстро обернувшуюся новоязом в стране победившего лозунга. Они с необыкновенной бережностью относились к исторической памяти, надеясь, что когда-нибудь смогут ее вернуть новым поколениям русских. Они холили и лелеяли старинную церковность. В той же Бизерте, например, новый православный храм был возведен русской общиной к осени 1938 года. Что творилось тогда с храмами России советской?!

Они, наконец, слагали стихи о высокой трагедии страны — и о своей личной, связанной с исчезновением отечества.

Один из тех, кто покидал Тавриду в 1920-м, белый поэт Николай Туроверов, выразил боль расставания с родиной, которая безвозвратно исчезает у тебя за спиной:

Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня,
Я с кормы все мимо, мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Все не веря, все не зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою.
Конь все плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо,
Покраснела чуть вода.
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.

А в наши дни те остатки старой России, совершенно другого мира, отличающегося от нашего и в мелочах, и в главных смыслах, мира, сохраненного наследниками Исхода, пришли к нам и смогли исполнить давнюю мечту беглецов 1920 года: кое-что передать нам.

Не было бы Крымской эвакуации, не случилось бы этой встречи и многих тысяч таких — России нынешней и России старой.
Так что же сегодня отмечают те, кому важна цифра 95 лет?

Так не пора ли склеить позвонки двух столетий — двадцать первого и девятнадцатого — переболев двадцатым и счастливо излечившись от него?

Справка "Фомы": Лица Русского Исхода

Александр Ханжонков (1877–1945)

Анастасия Бизертская (1912–2009)

Генерал Александр Кутепов (1882–1930)

Александр Павлович Кутепов, убежденный монархист и православный человек, в кровавых боях Февраля 1917 года до последней крайности отстаивал дело государя Николая II. Во время Гражданской войны он стал не только одним из ведущих белых полководцев, но и личностью, обладавшей безусловным нравственным авторитетом в среде добровольчества. В эмиграции возглавил Русский общевоинский союз, продолжал борьбу с большевиками.
В 1930 году был похищен советскими агентами в Париже, принял мученическую смерть за свои идеалы.

Николай Туроверов (1899-1972)

Донской казачий офицер Николай Николаевич Туроверов прошел три войны — Первую мировую, Гражданскую и Вторую мировую. Был непримиримым противником большевиков, получил несколько ранений на фронте. После Крымской эвакуации 1920 года вместе с тысячами других белоказаков отправился на остров Лемнос, а оттуда — во Францию. Прославился в 1920-х — 1940-х годах как поэт, выступавший в роли истинного рыцаря Белого дела.

На заставке фрагмент картины "Белая Россия. Исход". Дмитрий Белюкин. 1992–1994

В этом году отмечается 100-летие Русского исхода. 11 ноября (29 октября по старому стилю) генерал Врангель отдал свой последний приказ по армии о немедленной эвакуации из Крыма. При всей трагичности этой ситуации у неё есть и другие следствия, о которых также нужно помнить и говорить. О мифах вокруг Русского исхода, его трагедии и истории успеха русских эмигрантов на чужбине размышляет Марина Сорокина, заведующая отделом истории российского зарубежья Дома русского зарубежья им. А. И. Солженицына.

– В этом году отмечается важная дата – 100-летие Русского исхода. На Ваш взгляд, какие смыслы и уроки открывает нам сегодня это трагическое событие? О чём оно заставляет задуматься?

– Такие рубежные даты, как 100-летие, – всегда очень хороший повод и для того, чтобы переосмыслить наше понимание этих событий, и для того, чтобы понять, зачем, собственного говоря, мы помним эту дату. И почему эти цифры нас так завораживают? Я думаю, самое страшное, что может пережить любой народ, любая нация, этнос, семья и, наконец, человек, – это гражданская война.

Русский исход – эвакуация из Крыма, 1920 г. Фото: culture.ru

– С одной стороны это огромная трагедия. А с другой – получается, что Россия таким широким жестом во многом обогатила те страны, куда переехали эмигранты, представлявшие в том числе и элиту России того времени…

– Есть несколько следствий Исхода. Первое следствие – трагедия, которую сегодня всё чаще называют травмой. Страшная травма общества, которое оказалось так разделённым, которое потеряло больше миллиона своих сограждан.

С другой стороны, всякая травма, как и всякий стресс, имеют и оборотную сторону. Более миллиона наших сограждан, которые покинули территорию бывшей Российской империи в течение и после Гражданской войны, расселились на всех континентах мира. Они проявили совершенно невероятную способность адаптироваться и выжить в новых условиях. И в некотором смысле их история – это, прежде всего, история успеха.

Наконец, есть ещё третий аспект. То, как широко отмечается столетие Русского исхода в нашей стране, конечно, вещь неслучайная. Эта дата стоит в ряду других памятных дат и маркирует собой совершенно определённую историческую политику, которую проводит современное российское государство. Я имею в виду – и говорю об этом совершенно осознанно – политику примирения общества со своей историей. Вспомним, что в Москве, в центре города, недавно поставлен памятник узникам ГУЛАГа, окормляются места их гибели и исчезновения. Мы видим, что государство проводит линию на примирение – чтобы отдать долг всем жертвам и ГУЛАГа, и Исхода, и коллективизации. Чтобы, преодолев эти раны, выйти на новый уровень и самого общества – я имею в виду, прежде всего, единение с нашими соотечественниками.

Марина Сорокина. Фото: ruscentre.be

– А сами эмигранты, точнее, их потомки, готовы к примирению? Или что-то по-прежнему мешает?

– Здесь ситуация очень простая, на самом деле. Есть некая реальность, и есть очень интересный, очень важный миф, созданный белой русской эмиграцией. При этом надо понимать, что миф – это совсем не то, что называют ложью. Это – самоописание. Это то, как белая русская эмиграция себя описывала, достигнув в этом огромных успехов.

Могу сказать на примере такого экзотического и, казалось бы, такого далёкого от нас континента, как Южная Америка. Там в аргентинских семьях бывших русских белоэмигрантов сохраняются и русские фамилии, и русские имена – старшего сына до сих пор традиционно называют Иваном. И это совершенно легко примиряется с тем, что они, например, католики по вероисповеданию.

Сегодняшняя идентичность потомков белой эмиграции очень мозаична – и это их богатство, особенно в современном мире.

– Общаясь с потомками белой эмиграции, я неоднократно слышала историю о том, как их родители или дедушки с бабушками, высадившись на берег с корабля, буквально на голом месте начинали воссоздавать свой привычный русский мир: строили церковь, гимназию, начинали отмечать все православные праздники. Это действительно так и было?

– Историк – это своего рода патологоанатом. Как говорил Тацит, мы должны рассматривать историю без гнева и пристрастия. То, о чём вы говорите, конечно, часть белоэмигрантского мифа. Потому что как только мы посмотрим, где строили церкви, мы увидим, что это происходило не сразу и не везде. А уж если мы посмотрим на школы и гимназии, то это вообще отдельная история.

Как раз несколько дней назад прошла, к сожалению, практически незамеченной ещё одна важная дата – 100-летие первой Русско-сербской гимназии. Фактически это первая русская гимназия, построенная белоэмигрантами, которая просуществовала вплоть до Второй мировой войны. И обратите внимание – она была действительно гимназией по сути своего преподавания, а не только по названию.

Образование там строилось на очень серьёзном фундаменте русских дореволюционных гимназий. С другой стороны, – и это единственный такой пример – она сразу стала называться русско-сербской. Наряду с детьми русских эмигрантов туда принимали и сербских детей. Там можно было выучить и сербский язык – наряду с французским, немецким, латынью и всеми остальными языками, которые входили в программу.

Люди очень предусмотрительно выстраивали систему образования в новой среде – не как русское гетто, а как сохранение своей идентичности и своего русского духа при сотрудничестве и взаимодействии с окружающей средой.

– Мы знаем немало примеров успешных судеб русских эмигрантов – это и учёные, и авиаконструкторы, и музыканты. А в целом таких примеров состоявшихся людей много или это относительно небольшой процент?

– Подавляющее большинство тех, кто покинул Россию после Русской революции, конечно, состоялись. Этому помогало и общинное сознание. Но люди все очень разные. Кто-то предпочитал индивидуально делать карьеру – это происходило прежде всего в Соединённых Штатах и западноевропейских странах. А в юго-восточных и южных странах, где исходно были более патриархальные взаимоотношения, по-другому строились и связи русских эмигрантов с местным сообществом.

Если брать профессиональные сообщества, то могу резюмировать: для развития науки в СССР потери были, но не очень большие, и тот уровень, который имела советская наука, тому лишнее доказательство. Здесь не надо ни преуменьшать, ни преувеличивать.

В то же время для некоторых стран приход русских эмигрантов имел огромное значение – для той же Сербии. Белград – и официальный, и православный – в значительной степени был построен русскими архитекторами. Белградская опера и балет также созданы благодаря значительному вкладу русских театральных деятелей. И так во многих странах. Эмиграция открывает тем, кто к этому готов, огромные новые возможности.

Русский дом в Белграде (изначальное название: Русский дом имени императора Николая II, открыт в 1933 г.). Фото: PedjaNbg \ wikipedia.org

– В Ливане, например, русские эмигранты открыли и консерваторию, и балетное училище, и музыкальное, которых там раньше не было.

– Для любой страны приход беженцев – это колоссальная социальная проблема. Представьте себе: к вам приходят люди, которые пять лет провели на войне. А многие из них ещё приходят и с оружием. Поэтому для стран, которые принимали русских беженцев, это была очень большая проблема. Но, разумеется, уровень развития этих стран тоже был разный,поэтому и использовали этих беженцев по-разному. В некоторых странах из них образовывали пограничные округи или отправляли работать в шахты целыми военными подразделениями – на тяжёлую физическую работу.

Но, к примеру, судьба русских беженцев на Балканах – в современной Сербии, Хорватии, Болгарии – была довольно успешной именно благодаря тому, что их знания были там востребованы. Достаточно сказать, что в довоенной Сербской академии наук десять человек из числа русских беженцев стали действительными членами и членами-корреспондентами Академии. Я уж не говорю о том, что в Белградском университете до Второй мировой войны работало порядка 70 русских профессоров.

Уже хорошо посчитано, какое количество беженцев ушло из каких точек. Когда мы говорим о Русском исходе, мы в первую очередь понимаем под ним эвакуацию врангелевских войск из Крыма. Это всего около 145 тысяч человек. Причём должна заметить, что это была очень организованная эвакуация. И это главная заслуга барона Петра Николаевича Врангеля. Как военный он проиграл свою битву, но как военачальник, сумевший сохранить жизни своих подчинённых, как великий организатор этой эвакуации он может и должен почитаться. Из Владивостока ушло не более 40 тысяч человек.

Где же ещё более двух миллионов?

– Можно ли сегодня всерьёз говорить о живом наследии русской эмиграции? О её традициях – в воспитании, например?

– То, что это наследие живо, – мы с этим сталкиваемся каждый день. Как только в России произошли политические изменения, сразу же огромное количество потомков русской эмиграции потянулись в нашу страну. Они стали развивать и экономические, и культурные связи, восстанавливать семейные связи.

Сегодня семейная память, семейная традиция в некотором смысле важнее, чем государственная память. Благодаря этим людским контактам, это наследие и живёт. Ведь мы русские люди, прежде всего, по своей культурной идентичности, а не национальной. Русская дореволюционная элита была имперской. А имперская элита, которая возникает на территории империи, уже изначально мультинациональна.

В той же Южной Америке мы мгновенно друг друга узнаём, даже говоря на разных языках. Для меня это тоже было большим удивлением.

Памятник русским иммигрантам в г. Кампина-дас-Миссоес (Бразилия)

– А в тех странах, которые принимали русских эмигрантов, как-то сохраняется память об их вкладе в нациолнальную культуру и науку?

– В Бразилии, например, есть памятник русской женщине-эмигрантке – психологу, которая стала национальным героем этой страны. Её имя – Елена Владимировна Антипова. Она создатель бразильской модели поддержки детей с особенностями развития – и разрабатывала её тогда, когда в России ещё никто об этом не знал и не ведал.

В Бразилии существует огромный Фонд Елены Антиповой, который работает уже больше 50 лет и занимается поддержкой всех видов человеческой нестандартности – от детей с особенностями развития до людей старшего возраста. И таких примеров очень много. С моей точки зрения, это очень позитивный момент: благодаря тем людям, которым, конечно, пришлось много страдать, которые были беженцами, но благодаря их деятельности влияние русской культуры, русских традиций, вообще влияние России в мире значительно увеличилось и расширилось.


11 ноября 1920 года Фрунзе опосредованно обратился к генералу Врангелю, отмечая необходимость прекращения сопротивления. Радиостанция передала слова красного полководца, который гарантировал всем отказавшимся от боевых действий против РККА амнистию. При этом Врангель, как сообщают исторические документы, предложения не только не принял, но и запретил работу радиостанций, из которых военнослужащие белой армии могли бы узнать о заявлении Фрунзе.

В стране разыгрывалась самая настоящая драма, которая является неотъемлемой частью фактически любой гражданской войны. Часть населения страны покидала Родину, многие – в откровенной спешке, пытаясь попасть на пароходы, отплававшие в Турцию. На тот момент из Крыма многие пассажирские корабли шли в сторону Константинополя, оккупированного войсками Антанты, а также в сторону Греции. Потом желающих покинуть Россию только на крымском направлении исчислялся полусотней тысяч в сутки.

Хроники русского исхода:


Автор: Артур Атаев

Русская цивилизация: предпосылки крушения

В XIX веке Россия являлась одной из сильнейших мировых держав. Но в советской идеологической доктрине неизменно указывалось на то, что Российская Империя в XIXвеке существенно отставала в развитии от передовых западных стран[1]. Это отставание, по мнению историков-агитаторов и пропагандистов советской идеологической машины, стало одной из причин объективного исторического процесса, спровоцировавшего появление революционных оппозиционных движений в Российской Империи. Уже в XXвеке, по мнению сторонников Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, революционные движения спровоцируют пролетарскую революцию в России. Таким образом, путем революции, ликвидации Российской Империи, Гражданской войны, Красного террора будет создано уникальное социалистическое советское государство. Таков нарратив сторонников идеологов коммунистическо-социалистической парадигмы развития исторического процесса.

Целью данной работы является актуализация противоположного тезиса, согласно которому успешное цивилизационное развитие Российской

По мнению автора, в XIX веке сложилась уникальная русская модель развития, включающая в себя особый тип личности, особый тип культуры и особый русский тип общества. Эта уникальная русская цивилизационная модель стала привлекательной для других народов, но одновременно он стала и вызовом Западу.

Укрепление Русской цивилизационной модели в XIX веке – как реальной альтернативы англосаксонской, спровоцировало волну политического терроризма в XIXвеке. Таким образом, развитие террористических теорий и практик осуществлялось параллельно динамично-успешному развитию Русской цивилизационной модели.

Правление Александра I: развитие русской цивилизационной модели в условиях зарождения внутренних вызовов и угроз

Победа над сильным и коварным врагом способствовала укреплению русской цивилизационной триады, укрепляющей особый тип личности, тип культуры и общества в Российской Империи.

В условиях укрепления русской цивилизационной модели внешними силами формулируется и внедряется антицивилизационная русофобская формула, согласно которой Российская Империя может быть ослаблена только изнутри, путем создания жесткого внутреннего оппозиционного протеста. И такой оппозиционный протест рождается.

В этих условиях ответом на победу над Наполеоном является восстание декабристов, произошедшее в декабре 1825 г. Но восстанию предшествовала огромная кропотливая работа по созданию внесистемного оппозиционного движения. После победы над Наполеоном в России стали возникать тайные общества и оппозиционные движения, несогласные с существующей властью. Участники этих обществ впоследствии станут активными противниками русской цивилизационной модели. Они провозгласят себя противниками существующей власти. Одними из таких обществ были Союз спасения и Союз благоденствия.

[1] Более половины Наполеоновской армии – не французы, а прусские, австрийские, баварские, саксонские, итальянские, польские, испанские части.

[2] По приказу Александра I в 1815 году Семёновская артель, самая многочисленная из всех преддекабристских организаций, была запрещена.

Все эти организации существовали на легальном или полулегальном положении. Организации были немногочисленны и создавались в форме кружков – небольших клубов по интересам. Целью этих полулегальных организаций было учреждение в России конституционной монархии. Тогда этот, на первый взгляд, безобидный лозунг уже не мог не предусматривать жесткого агрессивного действия в форме вооруженного протеста.

[1] Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой.

Правление Николая I: от теории к практике революционного протеста

Целью Восстания декабристов было упразднение самодержавия и отмена крепостного права. Восстание имело сильнейший резонанс в российском обществе, значительно повлиявший на общественно-политическую жизнь последовавшей за ним эпохи правления Николая I.

Власти Российской Империи сумели адекватно ответить на восстание: были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость 371 солдат Московского полка, 277 — Гренадерского и 62 матроса Морского экипажа. Но, несмотря на оправданную и эффективную реакцию декабристское движение обозначило новую тенденцию на формирование теоретической основы политического протеста. Именно после Восстания декабристов появляется движение, инициированное А.И. Герценом. Герцен и его деятельность активно поддерживались внешними противниками России.

Примечательно, что взгляды Герцена определялись философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

Немаловажен следующий факт его биографии. 13 июня 1849 года Герцен принял участие в манифестации в Париже против римской экспедиции, посланной французским правительством на защиту папы от итальянской революции. После разгона демонстрации в Париже начались аресты, и Герцен, воспользовавшись паспортом неизвестного румына, скрылся в Швейцарию, а оттуда в Ниццу, принадлежавшую тогда Сардинскому королевству.

В июле 1849 года Николай I арестовал всё имущество Герцена и его матери как революционеров. После этого арестованное имущество было заложено банкиру Ротшильду, но тот, ведя переговоры о предоставлении займа России, добился снятия Императорского запрещения для Герцена.

Во время Крымской войны 1854-1855 гг. Герцен пишет и публикует воззвания, в которых он обращается к героическим защитникам Севастополя с призывом изменить Родине и перейти на сторону интервентов. Этот факт возьмут на вооружение преемники Герцена – Ленин, Троцкий, Свердлов, когда будут провозглашать лозунг о трансформации империалистической войны в гражданскую.

Террористическая активность – как метод политической борьбы в период правления Александра II

Первый теракт был осуществлен после крестьянской реформы 1861 года. 4 апреля 1866 года выстрел Дмитрия Каракозова в Александра II положил начало эпохе революционного террора в России, продолжавшейся несколько десятилетий.

Новый подъём терроризма в революционном движении произошёл в 1878 году, начавшись с выстрела Веры Засулич в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, — таким образом, она отомстила Трепову за его приказ подвергнуть порке заключённого Петропавловской крепости Боголюбова, который не пожелал снять перед Треповым головной убор.

[1] Ланцов С. А. Революционный терроризм в России // Террор и террористы: Словарь. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та.

Суд присяжных, к неожиданности для правительства, оправдал Засулич. Это послужило, с одной стороны, распространению террористических идей среди части революционной молодёжи, а с другой — ужесточению репрессивных мер царского правительства. С этих пор аналогичные дела по политическим убийствам и насильственным действиям выносились на рассмотрение военных судов, а не судов присяжных.

За выстрелом Засулич последовал ряд других террористических актов: покушения на главу жандармерии Одессы барона Г. Э. Гейкинга, на прокурора Киева М. М. Котляревского, на агента сыскной полиции А. Г. Никонова. 4 августа 1878 года землеволец С. М. Кравчинский заколол в центре Петербурга шефа жандармов генерал-адъютанта Н. В. Мезенцова. Продолжался революционный террор и в следующем, 1879 году. Так, в феврале 1879 года был убит харьковский губернатор генерал-майор князь Д. Н. Кропоткин, двоюродный брат революционера-анархиста П. А. Кропоткина.

Убийство Александра II, вопреки предположениям теоретиков народнического социализма, не привело к революции. Реформы, начатые Александром II, были остановлены. В стране наступила эпоха политической стабильности. Но очень опасным симптомом стало то, что общество отнеслось к убийству Александра IIочень теплохладно. Убийство Александра II не могло не сказаться на политике следующего императора. Александр Третий вступает на престол, и начинается политика реакции.

XXвек: новая активизация террористической активности. Русский Исход и Красный террор.

Начиная с октября 1905 года, в Российской Империи было убито и ранено 3611 государственных чиновников. К концу 1907 года это число увеличилось почти до 4500 человек. Вместе с 2180 убитыми и 2530 ранеными частными лицами общее число жертв в 1905—1907 годах составило более 9000 человек. По официальной статистике, с января 1908 года по середину мая 1910 года произошло 19957 террористических актов и экспроприаций, в результате которых было убито 732 госчиновника и 3051 частное лицо, при этом 1022 госчиновника и 2829 частных лиц были ранены.

Массовым явлением после начала революции стали экспроприации. Так, только в октябре 1906 года в стране было зафиксировано 362 случая экспроприаций. В ходе экспроприаций, по данным Министерства финансов, с начала 1905 года по середину 1906 года банки потеряли более 1 миллиона рублей.В крупных городах России самой активной в террористических акциях была партия социалистов-революционеров.

Партия социалистов-революционеров (ПСР) была образована в конце 1901 года, когда различные неонароднические организации слились в одну партию. Она стала единственной российской партией, официально включившей идеи терроризма в свои программные документы. Свою террористическую тактику партия рассматривала как продолжение традиций народовольцев.

В апреле 1902 г. убийством министра внутренних дел Д. С. Сипягина заявила о себе Боевая организация (БО) эсеров. БО являлась самой законспирированной частью партии, её устав был написан М. Гоцем. За всю историю существования БО (1901—1908 гг.) в ней работали свыше 80 человек. Организация была в партии на автономном положении, ЦК лишь давал ей задание на совершение очередного террористического акта и указывал желательный срок его исполнения. У БО были своя касса, явки, адреса, квартиры, ЦК не имел права вмешиваться в её внутренние дела. Руководители БО Гершуни (1901—1903 гг.) и Азеф (1903—1908 гг.) были организаторами партии эсеров и самыми влиятельными членами её ЦК.

Под руководством заместителя Азефа Бориса Савинкова члены Боевой организации совершили два наиболее известных террористических акта: убийство министра внутренних дел Плеве 15 июля 1904 года и убийство великого князя Сергея Александровича 4 февраля 1905 года. Благодаря этим успешным покушениям ПСР и её Боевая организация получили широкую известность и много сторонников: по случаю смерти министра, считавшегося противником любых реформ, никто не высказал соболезнований; великий князь Сергей Александрович также считался реакционером.

На годы революции 1905—1907 годов пришелся пик террористической деятельности эсеров. В этот период эсерами было осуществлено 233 покушения. Всего с 1902 по 1911 год эсеры совершили 248 покушений. 11 из них было организовано Боевой организацией.

Усиление репрессивных мер стало общей тенденцией красных после октябрьской революции 1917 года. Наведение порядка в тылу и широкая мобилизация в Красную Армию сопровождалась ужесточением карательных мер советского правительства. Органы ВЧК беспощадно подавляли выступления противников. Новая большевистская власть суммировала опыт террористических движений и приступила к новой тактике – государственному террору.

Новые власти открыто провозгласили себя преемниками декабристов, Герцена, Огарева, народовольцев, террористов-бомбистов. В этих условиях проводилась последовательная системная политика на уничтожение Русской цивилизации. Этапами уничтожения Русской цивилизационной модели стали Красный террор и Русский Исход. Красный террор и Русский Исход были официально поддерживаемыми государственной властью методами уничтожения атрибутов Русской цивилизации – особого типа личности, особого типа культуры и особого типа общества.

Победившие в Гражданской войне большевики приступили к строительству новой советской цивилизации, к формированию нового советского типа личности. Во главе со своими лидерами, в частности, Троцким и Лениным, они проанализировали опыт Великой французской революции, опыт декабристов, народовольцев и внедрили его в практику Красного террора в ХХ веке. Таким образом, можно с уверенностью предположить, что террористическая практика прямого действия, внедренная в ХIХ веке, стала фактически началом и обоснованием Красного террора в ХХ веке.

Читайте также: