Причины функциональной дислалии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общие сведения

Эта болезнь не затрагивает дефекты органов и малое количество мышечных сокращений, необходимых для произношения. Основным фактором нарушения произношений звуков является неоконченное формирование речевого аппарата либо неполное воспитание. Вовремя неисправленные проблемы со звукопроизношением могут стать основой для нарушений в области письма и чтения.

Виды функциональной дислалии

Данное заболевание можно классифицировать разными способами.

Способ 1. В лечении различных заболеваний используется патогенетический подход. В данном случае учитывается преобладание речеслуховой или речедвигательной недостаточности. Используя эти данные, выделяют 3 формы функциональной дислалии. Подобное деление затрагивает психофизиологические способы образования речи, имеющие проблемы у ребёнка и требующие исправления с помощью логопеда.

Сейчас мы рассмотрим эти три вида более подробней.

Моторная функциональная дислалия. Данный тип обусловлен неполноценной готовностью артикуляционных органов к выполнению речедвигательных актов, таких как: удержания языка и губ в правильных положениях, своевременное переключение с одной артикулемы на другую. В результате неправильного взаимодействия нервных импульсов и двигательных частей закрепляется нарушенное звукопроизношение.

Сенсорная функциональная дислалия. Этот тип вызван недостаточным развитием восприятия речи слуховым аппаратом. В результате недоразвития не может сформироваться фонематическая система языка.

Смешанная функциональная дислалия. Другое название – сенсомоторная. Дело в том, что предыдущие 2 вида связаны между собой. Из-за этого в основе дефектного произношения лежат связанные факторы. Часто бывает так, что неправильное звукопроизношение связано с некорректным звуковосприятием. Здесь наблюдается смешанная связь вышеперечисленных видов.

Способ 2. Принято рассматривать данное заболевание и с другой точки. Со стороны фонетических или фонематических нарушений осуществляют следующее деление:

  • акустико-фонематическое. Причиной этой формы служит неумение ребёнка различить близкие по звучанию звуки. Из-за того, что они обладают похожим произношением, он не может досконально понять услышанное, поэтому такие звуки пропускаются, смешиваются или заменяются;
  • артикуляторно-фонематическая. У ребёнка не развита совокупность приспособлений к речи и образованию звуков. По этой причине он изменяет звуки или пытается смешивать, чтобы как-то достигнуть нужного результата;
  • артикуляторно-фонетическая. В данном случае полностью сохраняется активность фонематических процессов. Нарушения затрагивают физическую степень речи. Дефекты заключаются в неверных произношениях различных звуков. Вариант с полным отсутствием звука практически не встречается.

Причины функциональной дислалии

У детей с таким заболеванием нарушенное звукопроизношение связано с протеканием нейродинамических процессов, происходящих в коре головного мозга. По сравнению с другими подобными заболеваниями, здоровье звукопроизводящих органов и их иннервирование находятся в норме. Данное заболевание характеризуется биологическими и социальными факторами.

К биологическим факторам чаще всего относятся:

  • небольшие задержки в развитии ребёнка. Чаще всего они проходят сами, но не стоит забывать о наблюдении врачей и продолжении обучения ребёнка. Если всё это пустить на самотёк, то могут быть значительные осложнения;
  • расстройства питания. В период формирования важнейших процессов нельзя забывать о правильном питании. Пища ребёнка отличается от той, которой питаемся мы. Она не должна включать в себя красителей, консервантов и прочей гадости. Недостаток в пище витаминов, макро- и микроэлементов, белков, углеводов и жиров может негативно отразиться на формировании организма ребёнка. В связи с этим могут возникать вышеперечисленные проблемы и заболевания. Также стоит внимательно следить в этот период за здоровьем пищеварительной системы.

К социальным факторам относят следующие причины:

Симптомы функциональной дислалии

Первое, на что нужно обращать внимание, это, конечно, искажения звукопроизношения у ребёнка. Ваши попытки правильно научить проговаривать звуки кончаются крахом. Большая часть выходит без ошибок, но потом начинаются шипящие, мягкие, свистящие и твердые звуки. Передне- и заднеязычные звуки путаются между собой. Видя подобные проблемы, необходимо сразу же обратиться к логопеду во избежание осложнений.

Диагностика

Диагностика этого заболевания весьма несложная, однако требует консультации логопеда. Первое, что потребуется врачу – разговор с родителями. Вам придётся подробно рассказать, как вы обучали ребёнка, когда начали появляться проблемы, не было ли каких-либо заболеваний, связанных с функциональностью нервной системы.

Затем следует оценка работоспособности и эластичности речевого аппарата. Ребёнка просят сделать несложные движения, заключающиеся в вытягивании губ, поворота и показывании языка, открытии рта. Далее, следует проверка звукопроизношения. На этом этапе определяется основная часть дефектов.

В заключении ребёнка просят читать слова по ударениям. Таким образом проходит проверка фонематического слуха.

Коррекция функциональной дислалии

Исправление таких нарушений заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно управлять своим речевым аппаратом. Занятия с логопедом должны проводиться не меньше, чем три раза в неделю. Обязательны и домашние тренировки по рекомендациям врача. Их следует разбивать на небольшие блоки длительностью до 15 минут. Точных цифр полного освоения звукопроизношения нет: всё зависит от личных показателей и степени тяжести нарушений.

Профилактика функциональной дислалии

С самого рождения ребёнка нужно следить за его здоровьем и укреплять иммунитет. Необходимо проводить больше времени со своим чадом. Игры и развивающие задания помогут вашему ребёнку в правильном развитии. Не лишним будет и своевременная консультация врача.

Заключение

В конце хотелось бы отметить, что функциональная дислалия – не самая опасная и неисправимая болезнь. Она диагностируется у многих детей, пускай и в разных формах. Внимание и забота о своём ребёнке помогут вам избежать лишних проблем. Здоровья Вам и вашей семье!

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Это значит, что отклонение не связано с нарушением слуха или повреждениями головного мозга. Может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любого из звуков родного языка.

Дислалия у детей проявляется отсутствием звуков в речи, либо происходит их замена, смешение или искажение. При наличии подобной симптоматики обязательно проведение логопедического обследования с целью изучения подвижности, строения речевого аппарата, обследования фонетического слуха. Важно понимать, что коррекция дислалии должна проводиться своевременно, потому что это нарушение может привести к дислексии и дисграфии, при этом оно серьезно затрудняет коммуникацию ребенка с окружающими его людьми.


Основная характеристика дислалии

Дислалия считается наиболее часто встречающимся нарушением речи у детей. Характеризуется оно нарушением произношения звуков, а также патологическим их употреблением. При этом органические патологии слуха и нервной системы отсутствуют.

Наибольший процент детей с дислалией выявляется именно в дошкольный период. По разным оценкам специалистов, этот показатель составляет 25-30% (некоторые источники говорят о 50%). В младших классах количество детей составляет 17-20% от общего числа, в старшем возрасте – порядка 1%.

В структуре дислалии больше всего выделяются полиморфные нарушения при звукопроизношении, которые препятствуют дальнейшему овладению письменной речью. Особенность дислалии заключается в том, что ребенок может использовать все падежи правильно, его словарный запас будет находится на нормальном уровне, и он может выговаривать до 90% звуков, но иметь серьезные проблемы с оставшимися 10%. Это говорит об избирательности данного нарушения.


Основная классификация дислалии

Специалисты выделяют две основные формы дислалии – функциональную и механическую (органическую).

Функциональная дислалия проявляется в нарушении воспроизведения фонем, при этом нарушения артикуляционного аппарата отсутствуют. Она делится на 3 вида:

  1. Моторная. Моторная дислалия возникает по причине нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательного анализатора. Характеризуется неточным произношением звуков, их искажением, при этом звуки ребенок подбирает правильно.
  2. Сенсорная. Характеризуется теми же нарушениями, но в речеслуховом анализаторе. Ребенок испытывает проблемы в слуховом различении звуков, которые схожи по произношению: шипящие и свистящие, твердые и мягкие, глухие и звонкие.
  3. Сенсомоторная. В этом случае присутствует оба варианта нарушений, т.е. происходят искажения и замены звуков.


От несформированности тех или иных звуков, можно выделить следующие виды дислалии:

Существует классификация нарушения и по степени тяжести – простая и сложная дислалия. При простой нарушено от 1 до 4 звуков, при сложной – более 4.

В каждой из этих категорий можно выделить виды дислалии по тому, какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все проблемные звуки находятся в одной группе (свистящие или только шипящие), то это мономорфная дислалия, а если из разных, то полиморфная:

  • Ротацизм – проблемы со звуком Р и Р’.
  • Ламбдацизм – Л и Л’.
  • Йотацизм – проблемы со звуком Й.
  • Сигматизм – проблемы с произношением и свистящих, и шипящих звуков.
  • Каппацизм – К и К’.
  • Гаммацизм – Г и Г’.
  • Хиттизм – проблемы с Х.

Помимо этого, встречаются нарушения озвончения и оглушения, когда ребенок заменяет парные глухие звонкой и наоборот, а также дефекты твердости и смягчения, когда парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.

Механическая дислалия (органическая) обусловлена органическими патологиями органов речи:

Функциональная дислалия – дефекты звукопроизношения, обусловленные нарушением функционирования корковых отделов речедвигательного или речеслухового анализатора либо неправильным воспитанием речи. Проявляется моторной (искажение) или сенсорной (смешение, замены) неточностью произношения фонем. Форма дислалии и ее вид устанавливается в ходе логопедического обследования. Первостепенное внимание уделяется оценке сформированности речевого праксиса и фонематических процессов. Коррекция недостатков речи функционального характера направлена на формирование артикуляционных укладов и фонетико-фонематических процессов, создание благоприятного речевого окружения.

Функциональная дислалия

Общие сведения

Как отдельная речевая патология, функциональное косноязычие впервые было выделено профессором-фониатром М. Симаном в 1955 году. В логопедии функциональные расстройства звукопроизношения противопоставлены механической дислалии, вызванной органическими нарушениями строения периферических органов речи, и дизартрии, связанной с нарушениями их иннервации. При функциональной форме дислалии анатомические дефекты и иннервационная недостаточность отсутствуют, неточность произношения фонем связана с незавершенным созреванием центрального речевого аппарата либо с пробелами воспитания. Своевременно нескорректированные дефекты артикуляции и фонематического слуха в последующем служат базой для формирования нарушений письма и чтения.

Функциональная дислалия

Причины функциональной дислалии

У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена, физический слух сохранен. Выявляемые произносительные дефекты обусловлены нарушением протекания нейродинамических процессов в коре головного мозга. Функциональная дислалия может быть вызвана как биологическими, так и социальными (педагогическими) факторами:

  • Биологические предпосылки. Включают задержку психоречевого развития, соматическую ослабленность ребенка вследствие частых инфекционных заболеваний, хронических патологий, гиповитаминозов, расстройств питания (дистрофий). Нарушение общего физического развития предопределяет нейродинамический дефицит, который выражается в ослаблении тонких дифференцировок в речеслуховом или речедвигательном анализаторе. Артикуляционные движения неточны, речевые кинестезии нечеткие, фонематический слух недоразвит.
  • Социальные предпосылки. К ним относятся случаи неправильного воспитания речи детей: подражание родителей лепетному произношению дошкольника, усвоение ребенком дефектных образцов речи взрослых (картавости, смазанности звучания, диалектных черт). На становлении детской речи отрицательно сказывается нахождение в двуязычной среде – в этом случае особенности звукопроизношения, нормативные для одного языка, могут переноситься в другой, где не являются нормой. Наконец, причиной дислалии может выступать позднее обращение к логопеду или педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на дефектное произношение и не участвуют в развитии речи ребенка.

Патогенез

Механизм возникновения функциональной дислалии связан с несбалансированностью и слабостью динамики нервных процессов в головном мозге. Корковые отделы речеслуховой и речедвигательной систем без патологии, но равновесие возбуждения и торможения в них нарушено, раскоординировано. Характер ведущего дефекта определяется локализацией нарушений корковой нейродинамики. Если данное явление затрагивает центр моторной реализации речи (зону Брока), возникает преимущественно моторная недостаточность: первично страдает воспроизведение фонем, вторично – речевой слух. При локализации нейродинамических нарушений в сенсорной речевой зоне (центре Вернике) первичным дефектом являются недостатки звуковосприятия и звукоразличения; на этом фоне в экспрессивной речи возникают смешения и замены фонем.

Классификация

На основании патогенетического подхода, учитывающего преобладание речеслуховой или речедвигательной недостаточности, выделяют три формы функциональной дислалии: моторную, сенсорную и смешанную. Данная классификация рассматривает психофизиологические механизмы речи, которые нарушены у ребенка и требуют логопедической коррекции в первую очередь:

  • Моторная дислалия. Обусловлена недостаточной готовностью органов артикуляции выполнять сложные речедвигательные акты: удерживать язык и губы в нужной позиции, переключаться с одной артикулемы на другую. В результате моторной неловкости и недифференцированности движений органов речи вместо правильного звукопроизношения закрепляется дефектное.
  • Сенсорная дислалия. Вызвана недоразвитием речевого слуха, ведущим к затруднению узнавания и различения оппозиционных звуков. При данной форме косноязычия не сформирована фонематическая система языка.
  • Сенсомоторная (смешанная) дислалия. Моторные и сенсорные акты тесно взаимосвязаны между собой, поэтому в основе дефектного произношения могут лежать сочетанные нарушения. Так, при сенсорной недостаточности страдает формирование звуковых кинестезий, а неточность произношения, в свою очередь, отрицательно сказывается на выработке слуховых дифференцировок.

Кроме характера функциональных сдвигов в центральном звене речеобразования, при классификации учитывают ведущий дефект – фонетический или фонематический. В соответствии с этим критерием дислалия делится на несколько видов:

  • Акустико-фонематическая. В ее основе – неумение ребенка различать на слух акустически близкие фонемы. Дефекты звукопроизношения представлены либо отсутствием звуков, либо их смешением или заменами. Все звуки произносятся нормативно, не искажаются.
  • Артикуляторно-фонематическая. Нормативная артикуляционная база не сформирована, поэтому вместо правильных ребенок использует артикуляторно более простые или близкие звуки. На основе схожести фонем по месту или способу образования возникают их замены либо смешения.
  • Артикуляторно-фонетическая. Нарушения затрагивают фонетический уровень речи при полной сохранности фонематических процессов. Проявляется звуковыми искажениями – использованием в речи неправильных вариантов того или иного звука. Полное отсутствие звука встречается редко.

Симптомы функциональной дислалии

Различные формы косноязычия имеют общие проявления, вместе с тем, каждая из них характеризуется своим особым набором признаков. Несформированность речевых умений выражается в замене звуков сходными по артикуляции или акустическим свойствам, смешении (нестойком употреблении), искажении (ненормативном произношении) или отсутствии. Страдают только согласные, произношение и различение гласных остается правильным. Нарушение может затрагивать отдельные звуки внутри одной фонетической группы или различные группы звуков (сонорные, свистящие и шипящие). Мягкие и твердые звуки нарушаются в равной мере.

Осложнения

Дефектное произношение, прежде всего, отражается на коммуникативной функции: сверстники с трудом понимают речь ребенка-дислалика, высмеивают и передразнивают его. Это может самым негативным образом отразиться на психическом здоровье, став причиной замкнутости, невротических расстройств, девиантного поведения у детей. Функциональная дислалия, а именно ее акустико-фонематическая и артикуляторно-фонематическая формы, вызывает затруднения звукового анализа и синтеза, что в школьные годы проявляется ошибками на письме (дисграфией) и при чтении (дислексией). Ребенок допускает ошибки как при письме под диктовку, так и при написании творческих работ – сочинения, изложения. Следствием этого служит неуспеваемость по гуманитарным предметам, что еще больше усугубляет социальную отверженность и уход в себя.

Диагностика

Определение формы дислалии (механической, функциональной) и вида последней проводится в рамках консультации логопеда. Полученные в ходе логопедической диагностики данные имеют ключевое значение для планирования тактики коррекционно-педагогического воздействия. Во время диагностики используется материал и задания, соответствующие возрасту обследуемого.

  • Сбор анамнеза. Осуществляется в ходе беседы со взрослыми - родителями или другими представителями ребенка. Основные интересующие вопросы касаются течения антенатального периода, доречевого и речевого развития ребенка, перенесенных в раннем детстве заболеваний, наличия в семье дефектов произношения и двуязычия. Логопед может попросить предоставить заключения невролога, отоларинголога, педиатра о состоянии здоровья ребенка.
  • Оценка речевой моторики. Для обследования артикуляторного праксиса ребенка просят выполнить ряд специальных упражнений: открыть и закрыть рот, вытянуть в трубочку и растянуть в улыбке губы, высунуть широкий и узкий язык и др. При этом оценивается объем, точность, активность, темп выполнения движений, мышечный тонус.
  • Обследование звукопроизношения. Ребенку предлагают назвать изображенные на картинках предметы. Дидактический материал подбирается таким образом, чтобы предъявляемый звук находится в различных позициях: в начале, середине и на конце слов. При этом выявляется характер дефектного звукопроизношения: замена, пропуск, смешение, искажение звуков.
  • Проверка фонематического слуха. На данном этапе особое внимание уделяется проверке дифференциации фонем, сходных по звучанию или артикуляции. Ребенка просят повторять за логопедом слоги (са-ша, да-та), предъявляют картинки с изображением предметов, обозначаемых словами с оппозиционными согласными.

Практическую сложность может представлять дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии – при последней также имеет место нечеткость и смазанность артикуляции, однако также будет отмечаться паретичность или дистония мышц, нарушения речевого дыхания и просодики. Внутри функционального косноязычия наибольшую трудность представляет разграничение артикуляторно-фонематической и акустико-фонематической формы дислалии.

Коррекция функциональной дислалии

При выборе приоритетного направления ориентируются на структуру речевого дефекта. Так, при акустико-фонематической дислалии главным вектором будет являться развитие фонематики, при артикуляторно-фонетической дислалии – речевой моторики, при артикуляторно-фонематической – обоих процессов в равной степени:

Кроме тренировки навыков во время логопедических занятий, необходима их многократная отработка в группе детского сада и дома (повторение упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, выполнение домашних заданий в рабочей тетради, заучивание чистоговорок и стихов). Только после закрепления сформированных речевых умений в ситуациях свободного общения логопедическая работа может считаться законченной.

Прогноз и профилактика

Несмотря на возможные трудности, функциональная дислалия поддается полной и стойкой коррекции. Сроки преодоления речевого дефекта индивидуально вариабельны, во многом зависят от количества нарушенных звуков, регулярности посещения занятий, заинтересованности ребенка и родителей в преодолении косноязычия. Нужно стремиться, чтобы все фонематические и произносительные дефекты были устранены в дошкольном периоде. В случае более позднего обращения, необязательного отношения к занятиям недочеты звуковосприятия и звукопроизношения могут приобрести стойкий характер и отразиться на письменной речи. Профилактика предусматривает охрану здоровья ребенка, начиная с его внутриутробного развития, внимание родителей к развитию детской речи (поощрение речевой активности, разучивание потешек и стихов, развитие ручной моторики), окружение ребенка правильными образцами для речеподражания.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Виды функциональной дислалии.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Ребенок может столкнуться с такой проблемой, как неправильное произношение определенных звуков. Такое нарушение называется дислалия.

Общие сведения

Функциональная форма дислалии – это неправильное звукопроизношение. Вид речевого нарушения, которое проявляется патологией произношения звуков у людей.

Функциональная дислалия у детей обусловлена нарушением функционирования корковых отделов речевого или слухового анализатора либо неправильным воспитанием речи.

Справка! Болезнь диагностируют у детей в возрасте 3-5 лет, довольно реже у пациентов младшей школьной возрастной группы.
Неточность произношения случается из-за незавершенного созревания центрального речевого аппарата или проблем с воспитанием ребенка.

Если не уделять проблеме должного внимания, то в будущем это приведет к нарушениям чтения и письма. В ходе логопедического обследования можно установить форму заболевания. Затем врач назначит лечение, т.е. проведение работы над коррекцией речи.

Виды функциональной дислалии

В медицине существует две основные формы дислалии. Они разделяются по причине возникновения и по месту заболевания.

  1. Функциональная – без особо грубых нарушений. Данный вид не связан с врожденными нарушениями. Проблема происходят из-за социальной жизни ребенка.
  2. Механическая – с повреждениями органов, которые участвуют в формировании речи.

Также функциональная дислалия разделяется на несколько основных форм:

Справка! Каждый человек до пяти лет страдал физиологической формой дислалии. А всё, потому что новорожденный малыш появляется на свет с недоразвитым артикулярным аппаратом.

Также функциональный вид нарушения разделяется на два типа:

  1. Моторная функциональная дислалия. Это когда при разговоре искажаются движения речевого органа.
  2. Сенсорная функциональная дислалия дислалия. В этом случае ребенок заменяет и смешивание буквы.

Причины функциональной дислалии

Функциональное нарушение развивается из-за нестабильного психологического и физического состояния ребенка. В свою очередь это может быть связано с полученными травмами.

В первую очередь дислалию диагностируют у детей с проблемами психического развития, а также у тех, кто перенес тяжелые болезни в момент формирования речевой функции.

К другим не менее важным причинам относятся:

  • отсутствие воспитания ребенка;
  • нарушение слуха;
  • двуязычие в семье;
  • педагогическая запущенность;
  • снижение слуха;
  • когда родители недостаточно времени уделяют малышу и к развитию речевого аппарата;
  • если ребенок копирует объект с неправильной речью;
  • проблемы фонематического слуха.

Симптомы функциональной дислалии

Различные формы нарушения имеют общие проявления. Несформированность выражается в замене, смешивании и искажении звуков. Неправильное произношение затрагивает только согласные, гласные остаются правильными. Также в речи человека страдают как мягкие, так и твердые звуки.

Осложнения

Если вовремя не обратиться за помощью, то в будущем возникнут более серьезные проблемы, которые спровоцируют появление других дефектов речи. Также нарушения отражаются на общении с окружающими: люди с трудом могут понимать речь дислалика.

В школьном возрасте сверстники могут высмеивать и передразнивать ребенка. А это уже скажется на психическом здоровье.

Диагностика

Подтвердить нарушение можно только на осмотре у логопеда. Врач проведет обследование на звукопроизношения и артикуляционную группу.

Также проходит осмотр мимической и жевательной части лица, исследуется подвижность органов речевого аппарата. В диагностику входит обследование речевого дыхания.

Врач ведет обследование при помощи определенных картинок с изображением предметов и групп предметов. В процессе работы выявляются недочеты в произношении. С помощью картинок происходит обследование слоговой структуры.

Коррекция функциональной дислалии

Лечение и коррекция речи разделяется на три этапа. Это:

  1. Подготовительный. Здесь важно установить контакт с пациентом. Необходимо, чтобы он привык к обстановке и специалисту. Первая работа заключается в развитии внимания, памяти и фонематического восприятия.
  2. Корректировка первичных произносительных навыков. Логопед учит ставить отдельные звуки, произносить в слогах и словах. Все доводится до автоматизма.
  3. Закрепление навыков. Контроль за речью пациента. Правильное употребление звуков в разных ситуациях общения.

Справка! Работа над речью проводится три или четыре раза в неделю.

Если форма нарушения легкая, то понадобится не более трех месяцев для устранения дислалии.

Если присутствует осложненная форма, то корректировка речи будет длиться до 6 месяцев. Быстрый и успешный эффект будет зависеть еще и от родителей ребенка.

Профилактика функциональной дислалии

Чтобы в будущем не столкнуться с данной проблемой, каждый родитель должен знать меры профилактики.

  1. В раннем возрасте провести осмотр у профильных врачей, которые смогут выявить нарушения развития речевых органов.
  2. Уделять больше времени общению с ребенком.
  3. Если наблюдается задержка формирования речи, то необходимо обратиться к логопеду.
  4. Окружающие ребенка взрослые должны говорить на правильном и грамотном языке.
  5. Предпринимать различные меры для полноценного развития ребенка, особенно в умственном плане.
  6. Контролировать состояние здоровья.
  7. Во время беременности обязательно посещать акушера-гинеколога.

Заключение

Различные формы функциональной дислалии – это нарушение, которое корректируется и лечится. Продолжительность лечения будет зависеть от возраста и сложности нарушения.

Лучше всего проводить комплексную терапию, т.е. с участием логопеда, психолога и родителей. Каждый клиент получает индивидуальную программу для коррекции речи.


Дислалия — нарушение звукопроизношения у детей с нормальным слухом, чувствительностью и двигательной активностью речевого аппарата. У ребёнка с дислалией достаточный словарный запас, он правильно строит предложения, его речь чёткая и не смазанная, но он неправильно произносит отдельные звуки.

Формы (виды) дислалии

  • простой (мономорфной) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (с, з, ц или ш, ж, ч);
  • сложной (полиморфной) — страдает несколько звуков из разных групп (с, р, к, ш).

В зависимости от причин возникновения нарушений звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию.

Механическая дислалия — обусловлена наследственными, врождёнными или приобретёнными дефектами органов дыхания и речи.

  • органические — особенности строения языка, дёсен, зубов;
  • наследственные — передаются из поколения в поколение: редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть;
  • врождённые — дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития ребёнка;
  • приобретённые — дефекты, возникшие в момент родов и в течение последующей жизни.

Функциональная дислалия — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы.

Выделяют ещё одну форму дислалии — физиологическую (возрастную). При физиологической дислалии нарушение звукопроизношения у детей до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции: губ, языка, зубов, челюстей. В возрасте 5—6 лет возрастная дислалия проходит сама.

Симптомы (проявление) дислалии

  • звонкости — замена звонких согласных глухими или их смешение;
  • и мягкости — замена мягких согласных твёрдыми или их смешение.

Коррекция дислалии

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии зависят от сложности дефекта, возраста и индивидуальных особенностей малыша, регулярности занятий и активного участия родителей в процессе выполнения домашних заданий.

Читайте также: