Президентский и парламентский контроль кратко

Обновлено: 25.06.2024

Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.

Контрольные функции парламента, по мнению ряда исследователей, могут проявляться уже непосредственно в его законотворческой деятельности: депутаты и комитеты в ходе разработки и принятия законов обсуждают сложившееся положение, существующие проблемы и дают оценку работе ответственных органов государственной власти [1] . Однако в целях осуществления парламентского контроля законодательный орган, как правило, наделяется рядом особых полномочий и использует специальные процедуры. Обязанность отчитываться перед парламентом также может быть конституционно закреплена за правительством и иными государственными учреждениями.

Формы и методы парламентского контроля также различаются в зависимости от формы правления, государственного устройства. Наибольшее значение имеет в парламентских и полупрезидентских республиках. В президентских республиках его значение существенно меньше [2] .


В государствах, где право на парламентский контроль закреплено за законодательным органом, закон также устанавливает и обязанности подлежащего данному контролю круга лиц и учреждений по отношению к парламенту в рамках осуществления им контрольных функций. Сюда может входить обязанность отвечать в установленный срок на парламентские и депутатские запросы, являться на заседание палаты для ответа на вопросы её членов, обязанность предоставлять все запрашиваемые парламентом документы и материалы, обязанность уйти в отставку в случае выражения недоверия.

Парламентский контроль носит, как правило, политический характер [2] . В этой связи в ряде государств существуют ограничения для членов правительства на критику действий кабинета и на конкретные шаги, направленные против него. Так, например, концепция коллективной ответственности правительства (англ.) русск. в Великобритании предполагает, что член правительства не только не имеет права публично выступать против решений кабинета министров, но также голосовать против них в палате общин.

Реже парламентский контроль имеет административную природу и осуществляется через специальные органы: счётную палату, счётный суд и другие. Как правило, это касается финансового и финансово-экономического контроля [2] .

Примечания

  1. Иванец Г. И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Парламентский контроль // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. — М .: Юридическая литература, 2002. — С. 224 — 225. — 432 с. — ISBN 5-7260-0987-8
  2. 123Парламентский контроль. Энциклопедический словарь экономики и права. Ведомости

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Парламентский контроль" в других словарях:

ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ — ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ, форма государственного контроля; носит общий политический и административный характер. Основное значение в парламентарных государствах и полупрезидентских республиках имеет парламентский контроль над деятельностью… … Энциклопедический словарь

ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ — одна из форм государственного контроля. Носит общий политический и реже административный характер. Основное значение в парламентарных государствах и полупрезидентских республиках имеет П.к. над деятельностью правительства, главными методами и… … Юридический словарь

ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ — одна из форм государственного контроля. Носит в основном общий политический и реже административный характер. Основное значение в парламентарных государствах и полупрезидентских республиках имеет П.к. над деятельностью правительства, главными… … Юридическая энциклопедия

ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ — одна из форм государственного контроля. Носит в основном общий политический и реже административный характер. Основное значение в парламентарных государствах и полупрезидентских республиках имеет П.к. над деятельностью правительства, главными… … Энциклопедический словарь экономики и права

парламентский контроль — одна из форм государственного контроля. Носит общий политический и реже административный характер. Основное значение в парламентарных государствах и полупрезидентских республиках имеет П.к. над деятельностью правительства, главными методами и… … Большой юридический словарь

ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ — одна из функций парламента. заключающаяся в проверке и корректировке деятельности исполнительной власти и. возможно, главы государства. иных государственных органов и должностных лиц в пределах предоставленных парламенту полномочий. Основными… … Энциклопедия юриста

Парламентский контроль над военной организацией государства — центральный компонент демократического гражданского контроля трактуется в контексте данного Закона как деятельность по созданию и обеспечению адекватного применения системы правовых установлений и административных мер, осуществляемых парламентом… … Официальная терминология

КОНТРОЛЬ ПАРЛАМЕНТСКИЙ — ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ … Юридическая энциклопедия

КОНТРОЛЬ ПАРЛАМЕНТСКИЙ — (см. ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Юриспруденция

Похожие материалы

  • Исполнительная власть (понятие, признаки, соотношение с государственным управлением).
  • Право на обращение в органы публичной администрации (власти).
  • Органы исполнительной власти в РФ. Понятие и виды
  • Правовой статус органов исполнительной власти.
  • Система федеральных органов исполнительной власти: понятие и общая характеристика, структура.
  • Система органов исполнительной власти субъектов РФ
Президентский и Парламентский контроль в сфере исполнительной власти

Президентский и Парламентский контроль в сфере исполнительной власти

Государственный контроль – это деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционир подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

б) рассмотрения отчетов Счетной палаты по результатам проведенных проверок, заключений и аналитических материалов Счетной палаты, а также предложений Счетной палаты об устранении нарушений и отклонений в бюджетном процессе, о совершенствовании бюджетного законодательства и развитии бюджетно-финансовой системы Российской Федерации.

по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований статьи 18 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (вмешательство члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный Государственной Думой срок. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании палаты. Копии письменного ответа направляются всем депутатам Государственной Думы.

Запрос депутата Государственной Думы направляется им самостоятельно и не требует оглашения на заседании палаты.

5) Государственная Дума рассматривает вопрос о ежегодном отчете Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности в период весенней сессии. Дата рассмотрения вопроса о ежегодном отчете Правительства Российской Федерации устанавливается Советом Государственной Думы по согласованию с Председателем Правительства Российской Федерации.

При рассмотрении ежегодного отчета Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности Государственная Дума на своем заседании заслушивает Председателя Правительства Российской Федерации. Депутаты вправе задавать вопросы Председателю Правительства Российской Федерации, высказывать свое мнение о деятельности Правительства Российской Федерации. При этом преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций.

По итогам рассмотрения ежегодного отчета Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности Государственная Дума вправе принять постановление.

3) контрольно-ревизионное управление администрацией президента . (исполнение поручений ежегодных посланий исполнение ФЗ информирование о результатах проверок )

Парламентский контроль – это вид контроля, осуществляемый Парламентом в качестве законодательного органа власти в отношении деятельности органов исполнительной власти, в первую очередь, Правительства.

Понятие и сущность парламентского контроля

В основе построения Российской Федерации находятся принципы разделения властей, народовластия, верховенства права, приоритетности свобод и прав гражданина и человека. Реализацию этих принципов обеспечивает парламентский контроль. В задачу парламентского контроля входит обеспечение устойчивости конструкции конституционного строя за счет использования системы сдержек и противовесов, не допускающих узурпацию власти. Также в задачу парламентского контроля входят формирование основ эффективной деятельности Правительства, государственного механизма, предотвращение нарушения свобод и прав гражданина и человека, обеспечение реализации требований законодательства.

Парламентский контроль можно рассматривать как совокупность мер, реализуемых российским Парламентом в лице двух его палат, а также представительными органами регионального уровня, с целью оценки соответствия действий исполнительной власти требованиям российской Конституции и законодательства.

Также парламентский контроль можно охарактеризовать как разновидность государственной деятельности, осуществляемой в соответствии с требованиями Конституции и законодательства как способ реализации власти парламента.

Парламентский контроль направлен на достижение следующих целей:

  • во-первых, обеспечить соблюдение требований российской Конституции, исполнение федерального законодательства;
  • во-вторых, защитить гарантированные российской Конституцией общечеловеческие и общегражданские права и свободы;
  • в-третьих, укрепить правопорядок и законность;
  • в-четвертых, выявить ключевые проблемы деятельности органов государственной власти, повысить эффективность государственного управления, привлечь внимание конкретных органов государственной власти и должностных лиц к недостаткам, выявленным по результатам парламентского контроля;
  • в-пятых, противодействовать коррупции;
  • в-шестых, изучить практику применения российского законодательства, выработать рекомендации, призванные обеспечить его совершенствование и повысить эффективность его исполнения.

Готовые работы на аналогичную тему

Главная цель парламентского контроля состоит в реализации контрольной деятельности в отношении соответствия принимаемого законодательства общественным потребностям, действий органов государственной власти исполнительного характера, устранении выявленных нарушений.

Принципиальные основы парламентского контроля

Принципиальные основы парламентского контроля включают следующие составляющие:

  • гуманизм, подразумевающий гарантированность сохранности человеческого достоинства и чести участниками парламентского контроля за счет ограничения его пределов;
  • разделение властей, подразумевающее реализацию власти каждым отдельным органом. Данный принцип обеспечивает укрепление роли Парламента в системе государственной власти. Парламент обеспечивает выявление и устранение правонарушений в деятельности органов исполнительной власти, устойчивость государственного механизма;
  • самостоятельность и независимость субъектов парламентского контроля, проявляющаяся в наличии у этих субъектов функциональной и организационной независимости от лица, выступающего объектом контроля. Субъект парламентского контроля обладает независимостью, подразумевающей право самостоятельного определения предмета контрольной деятельности, методов контроля, содержание и формы отчетов. Самостоятельность субъектов парламентского контроля подразумевает реализацию функции эффективности контрольной деятельности, определяемой его независимостью;
  • системность, подразумевающая проведение парламентского контроля на едином правовом базисе;
  • законность.

Формы парламентского контроля

Пределы парламентского контроля

Парламентский контроль имеет определенные пределы, нарушение которых ведет к злоупотреблениям данной формой контроля. Парламентский контроль не подменяет собой осуществления правосудия, оперативно-розыскной деятельности, расследования преступлений, деятельности органов государственного и муниципального управления, реализуемой в пределах их компетенции. Законодательство не допускает вмешательства субъектов контроля в осуществлении перечисленных видов деятельности.

Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:

а) непосредственный – прямой контроль Президента РФ;

б) опосредованный президентский контроль через специально создаваемые структуры (аппарат Президента РФ).

Хотя законодательство РФ и не говорит о непосредственном – прямом контроле Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти, тем не менее, эта форма президентского контроля вытекает из ст. ст. 83, 85, Конституции РФ.

Согласно ст. 83, он: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров; л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации; м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

В ч.2 ст. 85 Конституции РФ, говорится о том, что Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Так же следует отметить, что именно Президент РФ, при определении внутренней политики государства, определяет структуру центральных органов исполнительной власти в РФ.

Именно Президент РФ осуществляет подбор и расстановки высших должностных лиц в органах исполнительной власти, заслушивает их отчеты о проделанной работе, выполнении требований законов и подзаконных актов, а так же выполнении данных им индивидуальных поручений. В том числе, Президент РФ, заслушивает Главу Правительства РФ по вопросам реализации внутренней и внешней политики государства. При этом, он имеет право отменять постановления и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Конституции РФ, принимать решения об отставке Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Президенту РФ, как Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами РФ, непосредственно подчинены, подотчетны и подконтрольны все силовые органы исполнительной власти.

Опосредованный контроль в сфере исполнительной власти Президент РФ осуществляет через свой аппарат управления. Администрация (аппарат) президента России – государственный орган России, обеспечивающий деятельность президента и контролирующий исполнение его поручений и решений.

Структура администрации президента России

• Департамент по обеспечению деятельности Приемной президента Российской Федерации, Канцелярии президента Российской Федерации

• Секретариат Руководителя Администрации президента Российской Федерации

• Аппараты заместителей Руководителя Администрации президента Российской Федерации и помощников президента Российской Федерации (в том числе Департамент делопроизводства и контроля)

• Аппараты полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах

• Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации

• Аппарат советников президента Российской Федерации (в том числе Департамент по обеспечению деятельности советника президента Российской Федерации по вопросам развития культуры и Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству и Департамент по обеспечению деятельности советников президента Российской Федерации по иным направлениям деятельности и председателя Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека)

Читайте также: