Преобразование в экономике кратко

Обновлено: 02.07.2024

Экономическая реформа – это сознательные изменения экономической системы, реализуемые государственной властью.

Реформы проводятся в рамках экономической политики государства. Политика в этой сфере представляет собой набор мер и мероприятий, направленных на реализацию экономических решений. Цели определяются текущим состоянием экономики страны.

Экономическая политика и реформирование преследуют следующие цели:

  1. Обеспечение роста макроэкономических показателей.
  2. Стремление к полной занятости.
  3. Обеспечение экономической эффективности.
  4. Поддержание стабильного уровня цен.
  5. Обеспечение экономических свобод.
  6. Создание условий справедливого распределения ресурсов.
  7. Предоставление социальных гарантий.
  8. Поддержание сбалансированности внешнеторгового баланса.

Реформы могут проводиться в разных направлениях экономической политики, например, в денежно-кредитной, инвестиционной, промышленной и других. Субъектами экономической политики выступают государство и негосударственные союзы, объединения. Государство наделено властными полномочиями. Оно применяет их для обеспечения интересов всех социальных групп. Принятие законов и будущих реформ начинается с выработки законодательных норм. Закон передается в органы исполнительной власти, которые осуществляют непосредственную реализацию принятого решения.

Влияние общественных институтов характерно для развитых экономик. Здесь действуют профсоюзы, различные объединения предпринимателей, которые имеют реальную власть и могут влиять на решения государства. В Германии есть институты по управлению страхованием, а в Швейцарии - агентство общественного транспорта, учреждение противопожарной безопасности.

Экономическое реформирование является инструментом реализации экономической политики государства, которая преследует цели улучшения макроэкономических показателей и общего состояния национальной хозяйственной системы.

Готовые работы на аналогичную тему

Экономические реформы в России 1990-2000 гг.

Переход российской экономики от командно-административной системы хозяйствования к рыночной начался в начале 90-х годов после окончательного развала СССР. Основные реформы того времени были связаны с:

  1. Либерализацией цен и внешней торговли.
  2. Приватизацией.

Решение о переходе к рынку было принято в 1991 году. В этот же год было сформировано правительство, которое должно было реализовать новую экономическую программу. С начала января 1992 года началась либерализация цен. Так же был введен указ о свободной торговле. В середине года была утверждена программа по приватизации государственной собственности. Начавшиеся преобразования привели к скачку инфляции, что дало толчок к замене советского рубля на российский. Приватизация активно развернулась к 1995 году.

Реформы девяностых годов были связаны с разгосударствлением экономики и либерализацией цен. Отпуск цен привел к тому, что российские предприятия остались практически без оборотного капитала. Цель приватизации была направлена на быструю передачу имущества в частные руки, а не на создание крепкой хозяйственной базы. Характер приватизации был обвальным, так как имел практически бесплатный характер, а так же сопровождался массовым нарушением прав человека. Результатом приватизации стал новый класс олигархов, в руках которого сосредоточилась существенная часть имущества страны. В итоге крупные советские предприятия стали акционерными корпорациями, а средний и малый бизнес почти перестал существовать.

Либерализация цен привела к резкому скачку инфляции. Сбережения граждан обесценились, что привело к падению доверия к власти. Результатом стал кризис и дефолт российской финансовой системы. Государству пришлось взять в свои руки управление денежно-кредитной системой. Полноценная рыночная система хозяйствования не была создана.

Экономические реформы в России 2000-2020 гг.

В начале двадцать первого века в России были проведены социально-экономические реформы:

  • Налоговая.
  • Земельная.
  • Пенсионная.
  • Банковская.
  • Монетизация льгот.
  • Реформа трудовых отношений.
  • Реформа электроэнергетики.
  • Реформа железнодорожного транспорта.

В 2007 году было принято решение развивать инновационное направление в экономике, поэтому была принята программа развития наноиндустрии в России. С точки зрения экономической политики последние двадцать лет можно разделить на этапы 1999 - 2003, 2003 - 2008, 2008 – 2013, 2014 – 2019. Для удобства этапы экономического реформирования связывают с годами правления В.В. Путина. На первом этапе была создана и внедрена программа социально-экономического развития до 2010 года под руководством Германа Грефа. В этот период были проведены пенсионная и налоговая реформы, принят новый Земельный кодекс. Так же резко снизились барьеры для запуска нового бизнеса, начались преобразования в сфере государственного сектора и переговоры по вступлению России в ВТО.

Следующим этапом стало огосударствление экономики. Важные экономические преобразования сохранялись лишь в макроэкономическом и финансовом направлениях. Этот период отмечается снижением инфляции, пересмотром системы банковских услуг, а так же ростом объема кредитования населения и реального сектора.

К 2008 году российский ВВП значительно вырос, в том числе на душу населения. Но все эти улучшения опирались на сверхдоходы от продажи нефти. К 2008 году эта модель себя исчерпала. С 2008 года начался постепенный экономический спад. Среднегодовой темп роста после экономического кризиса в стране за последние 10 лет не превысил 2%.

Следующая программа развития была впринята в 2012 году. Но обещанные реформы не были реализованы. Поэтому новая программа была разработана и подписана Президентом в 2018 году. Теперь упор делается на государственные, а не на частные инвестиции, поэтому основная нагрузка ложиться на население страны в виде роста налоговых ставок.

Во второй половине 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономического курса. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности — сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйственного производства. Отныне государство определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. В 1956 г. размер направляемых в агросферу средств составил 18% общего объема капиталовложений (в 1955 г.— лишь 7%). Несколько раз повышались цены на сдаваемую государству сельхозпродукцию. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Были упорядочены расчеты хозяйств с МТС: устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению технической оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан — прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты).

В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику. На базе МТС создавались ремонтно-технические станции. Они занимались ремонтом сельхозтехники, продажей сельхозмашин и горючего. Целесообразность этой меры нейтрализовалась поспешностью при ее проведении и неоправданно высокими ценами на устаревшую технику.

Вся совокупность экономических мер позволила добиться определенных успехов в развитии аграрного производства. В 1953—1958 гг. прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими пятью годами 34%. За тот же период было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло. Реорганизация МТС, выкуп сельскохозяйственными предприятиями у МТС техники на кабальных условиях подорвали экономику многих хозяйств.

Непоследовательность аграрной политики проявлялась и в других преобразованиях, затронувших агросферу. Начался новый этап укрупнения колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществлялись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия (совхозы). Действовали силовые методы управления отраслями агросферы. В конце 50-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение находящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. Усилились волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. После визита Н. С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам по его настоянию рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.

Реформа управления промышленностью

Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных промышленных предприятий. В их числе — Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, предприятия синтетического каучука в Воронеже, Красноярске и Сумгаите, автоматизированный завод по производству бетона в Новой Каховке. Развивались новые промышленные отрасли — радиоэлектроника, ракетостроение. Состоявшийся в июле 1955 г. Пленум ЦК партии обратил внимание на необходимость улучшения внедрения в производство новейших достижений науки и техники.

Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная система управления тормозила развитие промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руководства индустриальными отраслями.

В 1957 г. был принят Закон о перестройке управления промышленностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства — совнархозы. В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение местных совнархозов. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

Социальная сфера

К концу 50-х годов произошли изменения в социальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. Всесоюзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн. человек против 190,7 млн. в 1939 г. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства.

Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния Народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена Плата за обучение в школах и вузах.

Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, Использование в домостроении сборного железобетона. Были разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями. Во второй половине 50-х годов почти 1/4 населения страны переселилась в новые квартиры.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ - преобразования в системе управления экономикой, ведения хозяйства, путях и способах осуществления экономической политики. Э.р. проводятся в условиях, когда выявляется низкая эффективность экономической системы, возникают экономические кризисы, экономика недостаточно удовлетворяет потребности людей, страна отстает в своем развитии от других стран. В России проведение Э.р. в 90-е гг. было связано с переходом к рыночной экономике.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ" в других словарях:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ — крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики. Экономические реформы проводятся в условиях, когда выявляется низкая эффективность экономической системы … Экономический словарь

экономические реформы — крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики. Экономические реформы проводятся в условиях, когда выявляется низкая эффективность экономической… … Словарь экономических терминов

Экономические реформы в России — (1990 е годы) Содержание 1 Хронология 2 Либерализация цен 3 Приватизация 4 Результаты реформ … Википедия

Экономические реформы Егора Гайдара — В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Экономические реформы в России (1990-е годы) — Основные статьи: Экономика СССР, 1990 е в экономике России См. также: Реформы правительства Ельцина Гайдара Экономические реформы в России, проводившиеся в 1990 е годы в Российской Федерации и включающие либерализацию цен, либерализацию… … Википедия

Китайские экономические реформы — Политика реформ и открытости (кит.: 改革开放; палл.: Гайгэ Кайфан) программа экономических реформ, предпринятых в Китайской Народной Республике, нацеленных на создание так называемого социализма с китайской спецификой, или социалистической рыночной… … Википедия

Реформы правительства Ельцина — Гайдара преобразования в экономике и системе государственного управления, совершённые правительством России под руководством Бориса Ельцина и Егора Гайдара в период с 6 ноября 1991 года по 14 декабря 1992 года. Правительством Ельцина… … Википедия

РЕФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ — (от франц. reforme преобразовываю) см. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

Реформы в экономике — (economic reforms) – один из элементов экономической политики государства. На протяжении длительного времени у нас была принята марксистская трактовка понятия реформы (от лат. reformio, преобразую): «более или менее прогрессивное… … Экономико-математический словарь

реформы в экономике — Один из элементов экономической политики государства. На протяжении длительного времени у нас была принята марксистская трактовка понятия реформы (от лат. reformio, преобразую): «более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к… … Справочник технического переводчика

В XVII веке Россия сильно отставала от стран Европы почти во всех областях жизни: производстве, сельском хозяйстве, армии, транспорте и торговле. Исходя из этой проблемы, экономические реформы Петра 1 Великого были направлены на развитие страны и возведение её в ранг мировой державы.

XVII век Россия

Экономическая политика Петра

При Петре 1 роль государства в экономике была ведущей. С началом Северной войны проблемы с продвижением страны обострились.

Швеция прекратила экспорт металла в Россию, вследствие чего Пётр Алексеевич дал распоряжение переплавлять церковные колокола в пушки.

Краткий конспект по экономической политике Петра 1 должен обязательно содержать све́дения об основных реформах и её двух направлениях:

  • Меркантилизм – приоритет экспорта над импортом.
  • Протекционизм – привилегии и всяческие поощрения индивидуальных предпринимателей и отечественных производителей.

Два основных направления экономики императора Петра 1

Если перечислить особенности экономической политики Петра 1, то главной из них будет прогресс флота и армии.

Ведь во время всего правления Петра Великого совершались военные походы, такие как Прутский, Азовские, Каспийский и шли войны со Швецией и Турцией. А также поощрялась предпринимательская деятельность, строились частные и государственные мануфактуры и фабрики. Одной из основных особенностей будет являться принудительный характер нововведений.

Реформы императора

Огромную роль в направлении экономического развития сыграл разгоревшийся в начале XVII века военный конфликт между Швецией и Россией. Это послужило причиной стремительного развития металлургии, суконного и текстильного дела. В таблице кратко описаны основные нововведения Петра 1 и последствия для государства.

Подушная перепись

  • Коммерц-коллегия организовывала торговлю.
  • Мануфактур-коллегия контролировала мелкую и крупную промышленность.
  • Камер-коллегия собирала налоги.
  • Ревизион-коллегия контролировала расходы государства.
  • Штатс-контор-коллегия планировала расходы.
  • Их дети и они сами не несли военную службу.
  • Только Мануфактур-коллегия могла судить фабрикантов.
  • Не платили внутренние подати и пошлины.
  • Разрешён беспошлинный вывоз инструментов и материалов из-за границы.

Вклад в развитие России

Историки дают разные оценки деятельности Петра Великого. Но общеизвестной истиной является то, что он первым ввёл европейские стандарты и традиции. Результатом правления этого императора является становление абсолютной монархии и создание дворянско-чиновничьего аппарата.

Введение новой азбуки

  • Появление госпиталей и образовательных учреждений при них, где подготавливали будущих лекарей.
  • Введение новой азбуки.
  • Социально значимое событие – в России открылись множество военных и гражданских школ.
  • Наследственное дворянство прекратило своё существование.
  • Повышение уровня управления страной.
  • Внедрение новой денежной единицы.
  • Создание новой крупной административно-территориальной единицы – губернии (всего их было 8).
  • Возникновение мощного российского флота.
  • Укрепление армии.
  • Присоединение крепости Азов и западных, южных берегов Каспийского моря к территории государства.
  • Россия приобрела статус мировой державы.

Именно ко времени правления Петра 1 относится возникновение научно-технических лабораторий и астрономических сооружений (обсерваторий).

В XVII веке начало процветать и активно развиваться искусство – художники, поэты и композиторы создавали свои лучшие работы, которыми восхищались как и иностранные, так и отечественные ценители.

Читайте также: