Предвоенная модернизация ссср культура кратко

Обновлено: 02.07.2024

Важным этапом развития Советского Союза являются 1930-е годы. В этот период происходит культурная революция, подготовившая государство к тяжелому военному времени. Многие зарубежные историки считают, что Великую Отечественную войну выиграл именно советский учитель, подготовивший лучшие военные кадры. Перёд руководством стояло несколько целей культурной революции:

· Повышение уровня грамотности населения, приобщение к культурным ценностям;

· Распространить и утвердить марксистско-ленинское учение в народных массах.


Уже в 1934 год в школах были введены в качестве обязательных предметов для изучения: гражданская история и география. Стоит отметить, что история изучалась в полном курсе, власть считала необходимым ознакомление нового поколения с прошлым Российской империи, ее державным укладом. Уже в 1932 году школы вернулись к уроку в качестве основной формы проведения учебных занятий. В 1937 году руководством СССР подписан приказ об обязательном семиклассном образовании для всего населения. А уже за период 1933-1937 было открыто и оборудовано более 200 тысяч новых школ. К 1939 году 87,4% населения СССР оказались грамотными. Совершенствовалась система получения высшего образования. К концу 30-х годов на территории СССР находилось 23 ВУЗа. Университеты открывались в национальных республиках.

Особое внимание уделялось точным и естественным наукам. Во вторая половине 1930-х годов в СССР впервые в мире поставлено производство искусственного каучука. Кроме того, уже в 1933 запущена ракета на жидком топливе. Но в научных рядах проводились чистки. Власть не признавала те науки, которые не могут помочь развитию государства. Репрессиям подвергся Вавилов. Во взглядах руководства бесполезной оказалась генетика, как буржуазная наука.

Общественные науки подверглись воздействию советской идеологии. Все ученые, разделявшие немарксистские взгляды, покинули Россию. Историки были вынуждены согласовывать с руководством союза все научные работы и взгляды. В 1938 году Сталин взял под личный контроль написание единственного учебника по истории партии большевиков “Краткий курс истории ВКП(б)”, который официально закрепил единственную верную концепцию развития.

Всесоюзный съезд писателей прошел в 1934 году, председателем которого был выбран Максим Горький. В уставе объединения закреплялся социалистический реализм. Это означало, что теперь контроль над изображением действительности брала партия. Создавались произведения исторической направленности, производственные романы. Во многих из них прославлялась коллективизация и индустриализация. Именно в 1930-х построены известные массовые библиотеки. Талантливые писатели уделял особое внимание детскому направлению. Но с ростом репрессий после 1935 года некоторые советские писатели были строго отлучены от своего творчества.

Кино и театр освещали военные сюжеты. В театре ставили произведения Булгакова, Лавренева и пьесы других советских драматургов. За всеми постановками следила строгая партийная цензура. В 1931 году появился первый звуковой фильм “Путевка в жизнь”, а уже в 1936 распространялся цветной кинематограф и музыкальные комедии. Исторические и документальные фильмы знакомили с известными личностями: “Петр 1” В. М. Петрова и “Александр Невский” С. М. Эйзенштейна. Стоит отметить, что кинематограф считался самым доступным видом искусства, поэтому являлся инструментом идеологической пропаганды.

Как и в литературе, в изобразительном искусстве для объединения художников были созданы региональные союзы под руководством А. М. Герасимова. В 30-е годы многие художники работали над портретами вождей и других значительных представителей руководства страны. В изобразительном искусстве придерживались социалистического реализма.

Архитектура 1930-х годов отличалась строгой монументальностью и неоклассическими элементами. Уже в середине 30-х появился совершенно новый стиль классицизма-сталинский классицизм, выделившийся своей торжественностью и строгостью постройки. Кроме того, с 1935 года руководство страны разрабатывало обширный план реконструкции Москвы, в ходе которого были организованы площади с развлекательной инфраструктурой, парки активного отдыха и досуга.

Таким образом, культура 1930-х годов следовала консервативным тенденциям развития, но была довольно противоречива. С одной стороны, искусство было ограничено партийной цензурой и не имело право выходить за рамки. Но с другой стороны, были достигнуты отличные показатели грамотности и образованности населения всего СССР. Это позволило создать техническую базу для военного времени.

Советская культура 1930-х, несмотря на тоталитарный контроль со стороны государства, не отставала от мировых тенденций того времени.

Предвоенное десятилетие принято рассматривать в рамках двух диаметрально противоположных, но в то же время удачно дополняющих друг друга образов. Первый, созданный в советские времена, — это эмоционально насыщенный образ счастливой страны, проводившей спортивные праздники, снимавшей великолепное кино и внезапно подвергшейся нападению фашисткой Германии. Второй, закрепившийся в общественном сознании в более поздний период, — это мрачное видение СССР в годы ГУЛАГа, массовых репрессий, жуткого страха, доносительства. Стоит ли говорить, что подобная специфика 1930-х затронула все сферы жизни советского общества.

Ликбез — самая успешная операция советской власти

К началу 1930-х в Советском Союзе была выстроена единая система образования, которая включала в себя 3 уровня: начальный, средний и высший. Более того, именно в предвоенное десятилетие для решения кадровой проблемы на местах советская образовательная машина применила совершенно феноменальный способ: практически в каждом регионе страны в обязательном порядке было создано как минимум 4 ключевых высших учебных заведения: медицинское, педагогическое, сельскохозяйственное и инженерно-техническое. Данная модель была выбрана неслучайно. Учитывая многонациональный характер страны, подготовка трудовых ресурсов на местах, знающих особенности коренного населения, говорящих с местными жителями на одном языке, позволила достаточно быстро насытить рынок квалифицированными кадрами и решить серьёзные задачи в области промышленности и сельского хозяйства.

Не осталась в стороне и наука. В середине 1920-х Российская академия наук торжественно отметила своё 200-летие. Юбилей повлёк за собой ряд преобразований. Во-первых, переименование. В 1925-м Российская академия наук стала именоваться Академией наук СССР. Спустя 2 года был утверждён новый устав учреждения, расширен его состав. Впервые в число членов-корреспондентов и действительных академиков стали входить представители большевистской партии. Первым руководителем АН СССР стал известный геолог и палеонтолог Александр Петрович Карпинский.

В 1930-е определённый перекос был в сторону точных и естественных наук. Большое внимание уделялось физике и математике. В этих областях значительных успехов добились Абрам Фёдорович Иоффе, Игорь Васильевич Курчатов, Сергей Иванович Вавилов, Павел Алексеевич Черенков.

1.jpg

Союз писателей СССР: между властью и литературой

Кроме того, в 1930-е была создана совершенно уникальная по своему функциональному назначению детская литература. Это и Самуил Маршак, и Аркадий Гайдар, и Корней Чуковский. В этот же период работали такие поэты, как Эдуард Багрицкий, Николай Асеев, Александр Твардовский.

Активное развитие кино стало толчком к проведению в 1935-м в Москве первого в стране международного кинофестиваля, а посещение кинотеатров превратилось в одну из ключевых форм досуга советских граждан.

Ещё одним видом досуговой деятельности в Советском Союзе в 1930-е стало цирковое искусство. Расцет цирка можно объяснить тем, что, во-первых, он воспевал возможности человека (большое внимание уделялось акробатике, дрессировке животных), а во-вторых, значительная часть репертуара была далека от политики.

Культ спорта

2.jpg

Советская архитектура: от конструктивизма — к неоклассике

Интересные процессы происходили и в архитектуре. Предвоенный период отметился бурным градостроительством. Первоочередной задачей советских архитекторов, в частности Алексея Щусева, Константина Мельникова, братьев Весниных, стало строительство городов с просторными улицами, функциональными зданиями и удобными интерьерами. Кроме сооружения домов и жилых кварталов, зодчие стремились запечатлеть красоту промышленного мира. Новые заводы, дома культуры, парки и кинотеатры были призваны показать, что СССР идёт в светлое будущее.

В середине 1930-х в монументальном и декоративном советском искусстве лидирующее положение занял сталинский ампир. Сменив конструктивизм, он отметился мощными декорированными постройками, барельефами и мозаиками, изображавшими главных героев того времени — рабочих, колхозников и военных.

Предвоенное десятилетие принято рассматривать в рамках двух диаметрально противоположных, но в то же время удачно дополняющих друг друга образов. Первый, созданный в советские времена, — это эмоционально насыщенный образ счастливой страны, проводившей спортивные праздники, снимавшей великолепное кино и внезапно подвергшейся нападению фашисткой Германии. Второй, закрепившийся в общественном сознании в более поздний период, — это мрачное видение СССР в годы ГУЛАГа, массовых репрессий, жуткого страха, доносительства.

Ликбез — самая успешная операция советской власти

К началу 1930-х в Советском Союзе была выстроена единая система образования, которая включала в себя 3 уровня: начальный, средний и высший. Более того, именно в предвоенное десятилетие для решения кадровой проблемы на местах советская образовательная машина применила совершенно феноменальный способ: практически в каждом регионе страны в обязательном порядке было создано как минимум 4 ключевых высших учебных заведения: медицинское, педагогическое, сельскохозяйственное и инженерно-техническое.

Не осталась в стороне и наука. В середине 1920-х Российская академия наук торжественно отметила своё 200-летие. Юбилей повлёк за собой ряд преобразований. Во-первых, переименование. В 1925-м Российская академия наук стала именоваться Академией наук СССР. Спустя 2 года был утверждён новый устав учреждения, расширен его состав.

В 1930-е определённый перекос был в сторону точных и естественных наук. Большое внимание уделялось физике и математике.

Союз писателей СССР: между властью и литературой

Летом 1934-го состоялся Первый съезд советских писателей, в рамках которого был разработан новый метод советской литературы, получивший название социалистический реализм.

Кроме того, в 1930-е была создана совершенно уникальная по своему функциональному назначению детская литература. Это и Самуил Маршак, и Аркадий Гайдар, и Корней Чуковский. В этот же период работали такие поэты, как Эдуард Багрицкий, Николай Асеев, Александр Твардовский.

Десятилетие стало периодом стилистического отката театрального искусства к традиции и классике. Всё большую роль начали играть Академический, Малый театры.

Активное развитие кино стало толчком к проведению в 1935-м в Москве первого в стране международного кинофестиваля, а посещение кинотеатров превратилось в одну из ключевых форм досуга советских граждан. Ещё одним видом досуговой деятельности в Советском Союзе в 1930-е стало цирковое искусство.

Культ спорта

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие Цель урока: сформировать.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие Цель урока: сформировать.

Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие Цель урока: сформировать представление об особенностях художественного процесса в изучаемый период

Требования к уровню подготовки ученика: Знать Термины: Социалистический реали.

1930-е годы задача ускоренной модернизации страны потребовала мобилизации все.

1930-е годы задача ускоренной модернизации страны потребовала мобилизации всех ресурсов, в том числе – искусства. ЦК ВКП(б) устанавливает контроль над деятелями культуры. Б. Комаров. Ворошиловский субботник на Днепрострое. 1933 г.

Социалистический реализм - художественный метод, использовавшийся в искусстве.

Литература Союз Писателей СССР, август 1934 г. Партийное руководство Материал.

Архитектура 30х годов Вторая пятилетка (1933-1937): масштабное строительство.

Архитектура 30х годов Вторая пятилетка (1933-1937): масштабное строительство общественных зданий, крупных социальных объектов. Генеральная реконструкция Москвы, метрополитен Ю. И. Пименов. Новая Москва, 1937 г.

Архитектура Б.М. Иофан (неосуществленный проект Дворца Советов, «Дом на набер.

Образование 1930е годы - строгая дисциплина, возрождение лучших традиций росс.

Образование 1930е годы - строгая дисциплина, возрождение лучших традиций российской педагогики. Переход ко всеобщему 7-летнему образованию в городе. Значительно возросли расходы государства на образование, с 1940 г. – платные старшие классы и высшее образование

Идеологизация 1922 г. - создана Пионерская организация. К 1940 году в ней сос.

Идеологизация 1922 г. - создана Пионерская организация. К 1940 году в ней состояло 10 млн. детей. ВЛКСМ (комсомол) – молодёжная организация Коммунистической партии

Повторим: Значение терминов: Социалистический реализм Самодеятельное творчест.

Краткое описание документа:

Цель урока: сформировать представление об особенностях художественного процесса в изучаемый период

На уроке рассматриваются:

•Фадеев А.А., Шолохов М.А., Островский Н.А., А. Ахзматова, М. Булгаков,

•Александров Г.В., Дунаевский И.О., Дейнека А.А., Пластов А.А.

Учащийся должен научиться:

•Объяснять средства контроля ВКП(б) художественным процессом

•Называть характерные особенности советской культуры

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 272 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 19. Культура и искусство СССР в межвоенные годы

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.05.2018 2552
  • PPTX 3.1 мбайт
  • 107 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чуваев Николай Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Внутриполитическое и экономическое развитие СССР оставалось сложным и противоречивым. Это объяснялось усилением культа личности И. В. Сталина, всевластием партийного руководства, дальнейшим укреплением бюрократизации и централизации управления. Одновременно росли вера большей части советского народа в социалистические идеалы, трудовой энтузиазм и высокая нравственность.

В области экономики продолжала развиваться система государственного социализма — планирования, распределения и контроля во всех сферах хозяйственной деятельности. Были расширены полномочия Госплана, создан Наркомат государственного контроля. Укреплялись командно-административные методы управления, которые, несмотря на их недостатки, сыграли положительную роль в мобилизации экономических и людских ресурсов для отражения германской агрессии. Советское правительство провело серию экономических, военных, политических и социально-идеологических мероприятий для укрепления обороноспособности страны.

Экономическая политика.

Развитие СССР определялось заданиями третьего пятилетнего плана (1938—1942 гг.), утвержденного XVIII съездом ВКП(б) в марте 1939 г. Был выдвинут политический лозунг — догнать и перегнать по уровню производства продукции на душу населения развитые капиталистические страны [И.В. Сталин, Отчетный доклад на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б) 10 марта 1939 года]. Эта установка была идеологической. Она исходила из завышенных показателей итогов выполнения второго пятилетнего плана. Несмотря на несомненные успехи (в 1937 г. СССР по объему производства вышел на 2-е место в мире после США), промышленное (и особенно техническое) отставание от Запада не было преодолено. Передовые позиции, достигнутые в металлургической, химической, некоторых отраслях машиностроительной промышленности, сочетались с заметным отставанием в освоении новых технологий, и особенно в выпуске предметов народного потребления, что также было отмечено в докладе Сталина. В легкой промышленности планы были выполнены на 40—60% и не отвечали уровню потребностей населения. Тяжелое положение наблюдалось и в сельском хозяйстве, где производство к 1938 г. резко снизилось по сравнению с концом 20-х годов.

Главные усилия в третьей пятилетке были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающих обороноспособность с граны. Темпы их роста значительно превышали темпы роста промышленности в целом. К 1941 г. в эти отрасли направлялось до 43% общих вложений.

В сельском хозяйстве также учитывались задачи укрепления обороноспособности страны. Расширялись посевы технических культур (сахарной свеклы и в первую очередь хлопка, необходимого для производства взрывчатых веществ), осуществлялись мероприятия по расширению посевных площадей и увеличению производства зерновых в Сибири и Казахстане. К началу 1941 г. были созданы значительные продовольственные резервы.

Вместе с тем политика в области вооружений имела отстающий от Запада и в первую очередь от фашистской Германии характер. Это определялось продолжающимся производством устаревающей военной техники. Создание новейших видов вооружений затягивалось. В годы третьей пятилетки были разработаны новые конструкции самолетов: истребители Як-1 и Миг-3, пикирующий бомбардировщик Пе-2, штурмовик Ил-2. Однако их широкое производство до войны наладить не сумели. Так, в 1940 г. было произведено всего 64 самолета Як-1, 20 — Миг-3, лишь 2 — Пе-2. Массовый выпуск современных танков Т-34 и KB к началу Великой Отечественной войны промышленность также не освоила. На ускорение внедрения новой военной техники повлиял опыт советско-финляндской войны.

Социальная политика.

Ужесточались производственные отношения на селе. Увеличивались плановые показатели (введена погектарная разверстка) сдачи государству сельскохозяйственной продукции, устанавливался обязательный для каждого колхозника минимум выработанных трудодней и сокращались размеры приусадебных участков.

В результате социальной политики ухудшилось положение некоторых групп населения, снизился их жизненный уровень. Вместе с тем продолжалось совершенствование образовательной системы, расширялось жилищное строительство и бесплатное медицинское обслуживание.

Укрепление армии.

Осуществлялись крупные мероприятия и в области военного строительства. Завершился процесс перехода к кадровой системе комплектования армии. Принятый в 1939 г. Закон о всеобщей воинской обязанности позволил увеличить ее численность к 1941 г. до 5 млн. человек. После советско-финляндской войны особое внимание уделялось созданию отдельных бронетанковых и механизированных частей, развитию военно- воздушных сил. Было развернуто обучение командных и инженерно-технических кадров в военных училищах и академиях. В 1940 г. были установлены генеральские и адмиральские звания в армии и на флоте, с отменой института военных комиссаров, введен принцип полного единоначалия, повышен авторитет высших офицерских кадров. Осуществлялся ряд мероприятий по совершенствованию организации и боевой подготовки войск. В 1940 г. за просчеты в войне с Финляндией был направлен в отставку нарком обороны К. Е. Ворошилов и назначен маршал С. К. Тимошенко. На небольшой период начальником Генерального штаба стал генерал армии Г. К. Жуков, позднее сыгравший значительную роль в Великой Отечественной войне как член Ставки Верховного Главнокомандования.

Среди населения развернулась массовая работа по повышению обороноспособности: велась допризывная подготовка учащихся старших классов, активизировалась деятельность Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим), работали кружки противовоздушной обороны. осуществлялось обучение медицинских сестер и санитаров.

Идеология.

Продолжали активно культивироваться моральные принципы, основанные на коммунистической идеологии. У руководства страны появилось новое понимание значения семейных отношений- Предпринимались меры, способствовавшие увеличению рождаемости, укреплению института брака.

Мероприятия в области экономики, военного строительства и идеологии свидетельствовали, что в стране велась всесторонняя работа по подготовке к будущей войне. Однако вследствие нарушения пакта о ненападении Германией спустя 1,5 года после его заключения, она не была доведена до конца. Что привело к тяжелому положению в начальном периоде Великой Отечественной войны.

Источники: История России: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина, 2001 г.

Читайте также: