Представители культуры ссср во второй половине xxi века театральное искусство кратко

Обновлено: 16.05.2024

Феномен театра Евгения Гришковца.

Режиссура конца XX – начала XXI века.

Римас Туминас ( р. 1952) театральный режиссер,Лауреат Государственной премии РФ, Лауреат Российской театральной премии «Золотая маска
В 1974 г.г.окончил Литовскую Консерваторию, в 1978 г.окончил режиссерский факультет ГИТИСа (курс И.Туманова). Первым спектаклем -"Январь" Й. Радичкова (1978) в Театре драмы Литовской ССР, первая московская постановка - "Мелодия для павлина" О. Заградника (1979) в Театре им. К.С.Станиславского.. По словам рецензента журнала "Театр", характер режиссуры Туминаса "принадлежит литовской школе, неторопливый, без крика, без резких тонов, с ее любовью к мелочам, с ее мягкостью или неожиданной взрывчатостью при внешней сдержанности, с ее умением создавать атмосферу спектакля, реальную и мистериальную одновременно". Отмечалось и отсутствие в постановках Туминаса актерских неудач, его умение работать с актерами. Римас Туминас поставил более 20 пьес в различных театрах Литвы и за границей. Из зарубежных работ - чеховские "Дядя Ваня" (1992) и "Чайка" (1993) в Финляндии, "Дон Жуан" Мольера в Исландии (1995). В 1990 г. Туминас основывает Малый театр Вильнюса. Здесь им были поставлены: "Вишневый сад" Чехова (1990), "Галилей" Б.Брехта (1991), "Улыбнись нам, Господи" Г. Кановичюса (1994), "Маскарад" М. Лермонтова (1997), гастролировавшие за рубежом (Финляндия, Швеция, Польша, Исландия и др.) Спектакли Туминаса - успешные участники фестивалей "Международная прибалтийская театральная весна", "Балтийский дом", "Life", "Контакт", "Международный театральный фестиваль им. Чехова" и др.
После успешного показа в Москве в рамках III фестиваля им. Чехова спектакля "Маскарад" (критики отмечали "цельность эстетического пейзажа" и редкую степень свободы в обращении литовского режиссера с чужой классикой), ставшего лауреатом российской национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "Лучший зарубежный спектакль 1998 года", Туминас был приглашен на постановку театром "Современник", где в 2000 г. выпустил спектакль "Играем. Шиллера!" по пьесе Фр. Шиллера "Мария Стюарт". " В 2002 году на сцене Театра им. Евг. Вахтангова Римас Туминас поставил спектакль по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор", который критики назвали "самым скандальным и одновременно спорным спектаклем сезона".
В 2007 г. Римас Туминас возглавил Театр имени Евг. Вахтангова в качестве Художественного руководителя.
В 1999 г. Римасу Туминасу присвоено звание Лауреата Государственной премии РФ "В области просветительской деятельности" за международное культурное сотрудничество.
В 2010 г. награжден Орденом Дружбы за большой вклад в развитие культурных связей.с

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Проект на тему: Театральное искусство XX – XXI вв. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цель проекта: Цель проекта: создать условия для освоения театрального искусства XX-XXI вв. и выявить учащихся, увлекающихся театром.

Задачи: Задачи: изучить все виды театрального искусства XX-XXI вв; выяснить, какое влияние театральное искусство оказывает на человека; провести опрос среди молодёжи, как часто они посещают театр.

Театр Театр - это то искусство, которое в первую очередь учит быть человеком, чувствовать и сопереживать. Ничто так как театр не оказывает на людей сильное эмоциональное влияние. И только театр может дать заинтересованному человеку живое восприятия действительности. Он одаривает своих зрителей истинными ощущениями и эмоциями.

Возникновение театра Театр зародился в глубокой древности. В древней Греции было принято праздновать значимые события: наступление весны, сбор урожая. Особенно греки любили праздник бога Диониса, который олицетворял силы природы, засыпающие зимой и возрождающиеся вновь с первыми лучами солнца.

Течения и направления: 1) Театр художника. Значимость реквизита, сцены и декораций уравнена со значимостью актёра на сцене. Иногда постановки отличаются увеличенной продолжительностью – до 12 часов. Больше упор на пластику, чем на игру с интерпретацией текста. Большой упор на использование тишины и звукового окружения, чем на текст роли или музыку. Окружение, созданное на сцене вокруг актёра – самый активный участник постановки. Течения и направления: 1) Театр художника. Значимость реквизита, сцены и декораций уравнена со значимостью актёра на сцене. Иногда постановки отличаются увеличенной продолжительностью – до 12 часов. Больше упор на пластику, чем на игру с интерпретацией текста. Большой упор на использование тишины и звукового окружения, чем на текст роли или музыку. Окружение, созданное на сцене вокруг актёра – самый активный участник постановки.

4) Документальный Театр 4) Документальный Театр В основе постановки всегда лежит реальный документ, описывающий события. Минимальная интерпретация, перевод текста в художественный при этом нужен, но без фанатизма.

Почему подростки всё меньше посещают театр ? Театр не знает времени, проходит через все эпохи, приносит в каждую жизнь драгоценные воспоминания и моменты, оказывая влияние на судьбу каждого человека. Театр развивает в людях умение чувствовать, видеть прекрасное в окружающем, а современная молодежь, отказываясь от него, подвергает себя духовной деградации.

Самые популярные театры России Большой театр – известнейший театр России, гордость страны. Находится в центре столицы. Большой театр считается одним из лучших во всем мире. Впечатляет своими размерами и замечательной акустикой . Вызывают восторг окружающих великолепные росписи мастеров на потолке, большая люстра из хрусталя, состоящая из множества ярусов. Помещение украшено позолоченной лепниной. Перед фасадом здания расположился скверик с красивым фонтаном.

Мариинский театр Мариинский театр Самый известный театр Санкт-Петербурга. Архитектура в стиле неоклассики Мариинского театра поражает своим величием. Здание представляет собой многофигурную постройку. Зрительный зал театра впечатляет великолепием и красивой архитектурой. Стены окрашены в цвет морской волны. Посадочные места оформлены бархатом синего оттенка. Шикарный занавес был создан в 1914 году талантливым художником А. Головиным, который скомбинировал элементы живописи с узором наряда императрицы. В зале могут разместиться одновременно 1625 зрителей.

Я провела тест-опрос среди своих сверстников с целью узнать, как часто они посещают театры Липецкой области Я провела тест-опрос среди своих сверстников с целью узнать, как часто они посещают театры Липецкой области

Заключение Театральное искусство — это вид искусства, сценическое представление драматических произведений, которое осуществляют актеры перед зрителями. Оно воздействует на духовно-нравственное развитие человека.

Представляется, что анализ тематики Театральное искусство второй половины XX века в России достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики, Театральное искусство второй половины XX века в России, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики Театральное искусство второй воловины XX века в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2-3
Глава первая. Процесс модернизации в России во второй половине XX века
Модернизация России второй половины XX века…………………..4-11
Модернизация в области культуры…………………………………..12-20
Глава вторая. Театральное искусство России во второй половине XX века.
Балет…………………………………………………………………….21-26
Опера…………………………………………………………………. 27- 34
Заключение…………………………………………………………………36
Список рекомендуемой литературы……

Содержимое работы - 1 файл

курсовая работа.doc

Началом того театра, который нам привычен и знаком, следует считать времена оттепели. Вся страна, пережившая ужасы сталинских репрессий, годы войны, голод и разруху, хотела новой жизни. 37

Наверное, впервые за всю предыдущую историю русского театра зритель сталкивался с проблемой покупки билета. Очереди в несколько сотен метров на площади Маяковского (там находилось первое здание театра) навсегда вошли в историю благодаря кинохронике. Люди стояли в очереди даже ночами. Названию и идее театра соответствовал и репертуар: пьесы Розова, Володина, Шварца, Вампилова. Ефремов изменил даже манеру игры. 39

На сегодняшний день, театр представляет собой нечто особое. Выход на мировую сцену, привлечение зарубежных актёров и режиссеров. Выступления на мировых сценах, во всемирно известных театрах. Большое количество театральных фестивалей, привлечение зарубежных театральных деятелей и актеров в постановках спектаклей и балетов.

В первой главе показаны изменения в политической жизни страны и соответственно изменения в культурной жизни России. Как менялся театр и другие сыры культуры, что появилось нового, что осталось по-старому. Насколько поднялась русская культура в мировом масштабе. Как выросло значение культуры для страны и каждого человека.

Глава вторая. Театральное искусство России во второй половине XX века.

Балет, как отдельное направление в искусстве, появился в конце 16 века в Италии. Балет сочетает в себе театр, музыку и танец, но первые балеты мало походили на современные. Все-таки это был еще театральный спектакль с различными, часто не связанными между собой сюжетами, танцами, ариями и даже стихами. От оперы балет окончательно отделился лишь в 18 веке. 44

Первая балетная школа открылась в России в 1738 году. В нее набрали мальчиков и девочек из числа крепостных, а первыми педагогами были иностранцы, поэтому в 18 веке русский балет мало, чем отличался от европейского. В России в 19 веке балет постоянно совершенствовался. Русские танцовщики действительно вкладывали в танец всю душу и сердце, заставляя зрителей сопереживать героям спектаклей. На оформление театров и обучение танцовщиков выделялись большие средства. Уже тогда знаменитые балетмейстеры и хореографы считали истинным удовольствием работать с русскими балетными труппами. В 19 веке в России работали Шарль Дидло, Артур Сен-Леон, Мариус Петипа. 46

Русские танцовщики и балерины начала 20 века были мировыми знаменитостями. Драматический талант Вацлава Нижинского снискал ему популярность не только как замечательному танцору, но и выдающегося хореографу. Знаменитая Анна Павлова снискала себе славу лирической балерины. Вместе с В. Нижинским А. Павлова участвовала в спектаклях, организованных С. П. Дягилевым. В 1913 году балерина покинула Россию. Она создала собственную театральную труппу, с которой гастролировала по всей Европе, по странам Америки и Востока. Балетоманы всего мира преклонялись перед искусством Анны Павловой. Несмотря на то, что балерина эмигрировала из России, она навсегда осталась выдающейся русской балериной начала 20 века. 52

После Революции 1917 года многие танцовщики и хореографы покинули Россию. Но русская школа балета все-таки осталась и пережила революции, общественные потрясения и войны 20 века. Балет немного изменился. Появился жанр драматического балета, вернулась пантомима, а во второй половине 20 века на сцену вернулись забытые с 18 века балетная симфония и одноактный балет, начали появляться новые танцевальные стили. 53

Трудно поспорить с тем, что балет как в России, так и в СССР всегда был на высоте. Балетное искусство не потеряло своей актуальности даже в самые тяжелые для страны времена – годы Первой мировой войны и период частых экономических кризисов и лихорадок, разрывавших страну. По всему союзу в первой половине ХХ века существовало около 50 театров, большинство из которых занимались по системе Вагановой. 20-е годы ХХ столетия стали эпохой экспериментов советского танца. В это время помимо классических постановок часто ставятся балеты на социальные и политические темы с глубоким философским подтекстом и экспрессией исполнения. Основой советского балета стали страсть и благородство героев, которых воспевало танцевальное искусство, и без пафоса и динамичной экспрессии не обходился ни один спектакль. Также постановки отличались гибкостью и плавностью, акробатичностью и тонкой лирикой, которую удивительно точно передавали балерины и танцовщики СССР. Правда, насладиться виртуозной техникой советских танцовщиков мир смог только после 50-х годов, когда начинаются первые гастроли труппы театра имени Кирова. В это время балет СССР связан с именами Майи Плисецкой, Галины Улановой, Константина Сергеева и Натальи Дудинской. В том же Кировском театре позже станут репетировать Вячеслав Гордеев и Юрий Соловьев, Екатерина Максимова и Наталья Бессмертнова. 54

Советский театр, продолжая и развивая лучшие традиции культуры прошлого, вместе с тем явился новой ступенью в истории мирового сценического искусства.

Советское сценическое искусство развивали такие худож­ники театра, как К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, Е. Б. Вахтангов, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, А. Д. Попов и многие другие.

Творческие поиски и дерзания, разнообразие художе­ственных форм, стилей и жанров были неотъемлемыми качествами этого процесса.

Театр в годы революции и гражданской войны (1917—1920 гг.)

В годы гражданской войны десятки актерских коллективов выезжали на фронт с концертами, спектаклями.

Потребность в театральном искусстве ощущалась на­столько сильно, что по всей стране стали возникать сотни новых театров и театральных студий. Только в Москве в это время было более 100 профессиональных те­атров, принадлежавших к самым различным творческим течениям. Продолжали действовать старые театры: Ма­лый, Московский Художественный.

Театр в 1921— 1932 гг.

Развитие действительности обусловило поворот театра к реализму, к углубленному осмыслению человеческих характеров и событий. Этот поворот происходил постепенно, в борьбе и широком соревновании самых различных творческих течений. Это сказалось и на развитии Художественного театра. Выросшие из них крупные театральные коллективы (Московский Художественный театр Второй под руководством М. А. Чехова, Театр имени Евг. Вахтангова, Реалистический театр) значительно отличались друг от друга по своим идейно-художественным направлениям.

Образ сибирского крестьянина Никиты Вершинина, вы­росшего в партизанского вожака, создал В. Качалов.

В конце 20-х — начале 30-х гг. пафос и героика первых пятилеток дали богатый материал для новых спектаклей. Большую роль в утверждении этой темы сыграл Театр Революции, созданный в 1922 г. в Москве на базе Теревсата (Театра революцион­ной сатиры).

Важным фактором в подъеме театрального искусства на высший этап было широкое обращение к системе Станиславского. При этом наблюдались и отрицательные тенденции — стремление к нивелировке театров, подравниванию их под МХАТ, факты грубого администрирования.

Выступавшие в этих спектаклях Б. Добронравов, Б. Щукин, А. Грибов, М. Бабанова и другие замечательные актеры развернули перед зрителем многогранные, обаятельные, психологически насыщенные образы советских героев — мыслящих, активно борющихся за свои идеалы.

Увеличилось количество театров общего типа, специа­лизированных (по примеру Центрального театра Красной Армии), колхозно-совхозных театров и др. Возникли театры для детей. Среди кукольных ведущее место занял Центральный театр кукол под руководством С. Образцова, основанный в 1931 г.

Читайте также: