Предпосылки возникновения туристской анимации кратко

Обновлено: 02.07.2024

- адаптационная, позволяющую перейти от повседневной обстановки к
свободной, досуговой;
- компенсационная, освобождающую человека от физической и психической
усталости повседневной жизни;
стабилизирующая, создающую положительные эмоции и стимулирующую
психическую стабильность;
- оздоровительная, направленную на восстановление и развитие физических сил
человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;
- информационная, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе,
людях и т. д.;
- образовательная, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких
впечатлений новые знания об окружающем мире;
- совершенствующая, приносящую интеллектуальное и физическое
усовершенствование;
- рекламная, дающую возможность через анимационные программы сделать
туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, турфирме и т. д.

4. Типология анимации

5. Типология анимации

Рекреационная анимация – вид досуговой деятельности,
направленной на восстановление духовных и физических сил
человека.
Туристская анимация – это разновидность туристской
деятельности, осуществляемой на туристском
предприятии (туркомплексе, отеле) на транспортном
средстве (круизном теплоходе, поезде, автобусе и т. д.) или
в месте пребывания туристов (на городской площади, в
театре или парке города и т. д.), которая вовлекает
туристов в разнообразные мероприятия через участие в
специально разработанных программах досуга. сил человека.

6. Туристская анимации

Анимационные туристские маршруты (анимационнотуристские маршруты) – целевые туристские поездки ради
одной анимационной программы, либо непрерывный
анимационный процесс, развернутый в пространстве в
форме путешествия, перемещения от одной анимационной
услуги (программы) к другой, которые предоставляются в
разных географических точках.

7. Туристская анимации

8. Туристская анимации

Гостиничная анимация – комплексная рекреационная услуга,
основанная на личных человеческих контактах тураниматора с
туристом и совместном их участии в развлечениях,
предлагаемых анимационной программой туркомплекса.

9. Виды анимации

- анимация в движении удовлетворяет потребность
современного человека в движении, сочетающемся с
удовольствием и приятными переживаниями;

10. Виды анимации

- анимация через переживание удовлетворяет потребность в
ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении,
открытиях, а также при преодолении трудностей;

11. Виды анимации

12. Виды анимации

творческая анимация удовлетворяет потребность человека в
творчестве, демонстрации своих созидательных способностей
и установлении контактов с близкими по духу людьми через
совместное творчество

13. Особенности и значение гостиничной анимации

Задачи отельной анимации:
•непосредственная работа с отдыхающими
•проведение экскурсий по отелю для
информационных групп – представителей туристских
фирм
•участие в рекламной деятельности туристского
комплекса: сниматься в роликах, оформлять буклеты

14. Особенности и значение гостиничной анимации

Анимационная служба присутствует в основном
только в структуре отелей четырех- и пятизвездочных
Анимационная служба говорит о статусе отеля

15. Особенности и значение гостиничной анимации

Задумывается, организуется и проводится самой
гостиницей, туркомплексом сообразно с
потребительским интересом;
Дает соответствующую гостеприимную, комфортную,
дружескую атмосферу в отеле;
Удовлетворяет потребности туристов в физическом и
духовном развитии, эмоциональном обогащении
через приятные переживания;

16. Особенности и значение гостиничной анимации

Имеет комплексный характер благодаря специальным
программам, которые охватывают все виды и формы
анимации;
Дает возможность для общения, приятных личных и
совместных переживаний и для развлечений.

Потребности туриста – это качественная
характеристика состояния туриста перед
совершением путешествия, выражающая
(сознательно или бессознательно) его стремление
изменить это состояние в лучшую для него сторону,
например, восстановить физические силы, обрести
душевное
равновесие, покой и новых друзей, получить
эмоциональный заряд или эстетическое
удовольствие.

Удовлетворенность туриста средой
гостеприимства – это качественная оценка его
состояния после совершения путешествия,
характеристика полноты достижения сознательных и
подсознательных целей путешествия с учетом его
личного понимания и восприятия окружающего мира,
ценности жизни, безопасности, качества
обслуживания и гостеприимства.

19. Компоненты среды гостеприимства

20. Компоненты среды гостеприимства

Культурно-исторический комплекс – это
совокупность материальных и нематериальных
культурных и исторических ценностей,
сосредоточенных в туристском комплексе и
вовлекаемых аниматорами в той или иной мере и
форме в процесс удовлетворения потребностей
туристов в познании, эстетическом наслаждении,
комфорте.

21. Компоненты среды гостеприимства

Материальной базой в анимационной деятельности
туркомплекса являются анимационные технические
системы его рекреационной инфраструктуры.
оборудование для отдыха на пляже, для детских
площадок;
•помещение, мебель и необходимый реквизит,
инвентарь для мини-клуба;
• оборудование для подвижных игр и тренажерных
залов;
•декорации и набор костюмов;

22. Компоненты среды гостеприимства

•помещение, книги и мебель для библиотеки;
помещение и инвентарь для станций и пункта проката
лодок, водных велосипедов, лыж и т. д.;
•амфитеатр или оборудованную площадку на
открытом воздухе для проведения массовых
мероприятий и развлекательных шоу;
•проекционное, звуковое, сценическое,
светотехническое и другое оборудование для
проведения шоу, дискотек, конкурсов и
соревнований;
•оборудование и помещения для бильярда, боулинга
и казино.

23. Компоненты среды гостеприимства

24. Компоненты среды гостеприимства

Обслуживающий персонал комплекса производит,
собирает, сохраняет и предоставляет туристам
анимационные услуги, стремясь обеспечить высокое
качество обслуживания.

25. Анимационный менеджмент

26. Анимационный менеджмент

27. Технологический процесс создания анимационных программ

Анимационная программа – это объединенный общей
целью или замыслом план проведения туристских,
физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых,
познавательных и любительских занятий.
При разработке анимационных программ необходимо
учитывать следующие факторы, влияющие на
восприятие и оценку туристом программы: возраст,
пол, национальность, уровень образования, уровень
доходов, профессиональные интересы, хобби.

28. Этапы процесса создания анимационных программ

Подготовительный этап
- определение целей и задач, решаемых в ходе
проведения программы;
-проектирование анимационной программы с учетом
возрастных, этнических и прочих особенностей
потребителей данной услуги;
-- создание или подбор сценариев анимационных
мероприятий, включенных в программу;
- подбор творческих коллективов и распределение
обязанностей внутри анимационных команд;

29. Этапы процесса создания анимационных программ

- выбор места и времени проведения анимационных
мероприятий;
- составление сметы расходов на проведение
программы;
- техническая подготовка (подбор материальных
пособий, закупка инвентаря, изготовление декораций,
костюмов, реквизита и т. д.);
- установка звуковой и световой аппаратуры, других
технических средств, оформление сцены,
изготовление фонограмм и т. д.;

30. Этапы процесса создания анимационных программ

- проведение репетиций, обучение правилам игр и т.
д.;
- информирование туристов о проведении
намеченных анимационных мероприятий.

31. Этапы процесса создания анимационных программ

Начальный этап - установление контакта,
межличностных отношений с туристами,
осуществляются запись на различные анимационные
мероприятия и сбор заявок.
Основной этап – проведение намеченной программы,
реализация замысла.
Заключительный этап включает в себя
награждение участников и прощание с гостями,
опрос потребителей, анализ проведенной программы,
работу над усовершенствованием программы.

32. Критерии анимационной программы

- жанр (драма, клоунада, мюзикл и т. д.);
- название данного представления;
- сценарный план;
- сценарий, то есть детализацией пунктов сценарного
плана, а также литературной частью – проработкой
монологов и диалогов;
- режиссерский план – переводом литературы на язык
действия, составлением и координацией
непрерывной действенной цепочки, работой с
техникой, светом и звуком.

33. Особенности работы с туристами разных категорий

34. Особенности работы с туристами разных категорий

Детям дошкольного возраста (любознательным,
активным, непосредственным), ведущим типом
деятельности которых является игра, можно
предложить игротеки, утренники, сказочные
путешествия, конкурсы рисунков, прогулки.
Младшим школьникам, наряду с перечисленными
формами, можно предлагать и другие: лепка,
вышивание, маскарад с изготовлением костюмов,
шахматные турниры.

35. Особенности работы с туристами разных категорий

36. Особенности работы с туристами разных категорий

Для молодежи КВНы, вечера и дискотеки, аукционы,
ярмарки и театральные представления, фестивали и
шоу- спартакиады, олимпиады и диспуты.
Для людей среднего возраста подойдут более
спокойные мероприятия: светские салоны и конкурсы,
литературные гостиные и творческие вечера, банкеты,
презентации и концерты.

37. Особенности работы с туристами разных категорий

Для пожилых людей, - посиделки, чаепития, вечера
(старинной музыки, романса, воспоминаний),
выставки рукоделий, мастер-классы.

38. Классификация туристов по их отношению к проведению досуга

•узкоспециализированные туристы
•активные туристы
•пассивные туристы
•неисправимые скептики и ворчуны
•инициативные туристы
•деловые люди

39. Гостиничные анимационные услуги и программы

1. Спортивные, спортивно-оздоровительные,
спортивно- развлекательные программы;
2. Зрелищно-развлекательные, приключенческоигровые программы;
3. Познавательные, спортивно-познавательные,
культурно-познавательные, экскурсионные,
обучающие, любительские и творческотрудовые программы;
4. Комплексные программы, комбинированные из
однородных программ.

40. Гостиничные анимационные услуги и программы

41. Танцевально-развлекательные и конкурсно-игровые программы

Этапы подготовке дискотеки, танцевального вечера
- определить тему;
- разработать сценарий или сценарный план;
- определить вид дискотеки, танцевального вечера, состав
аудитории;
- проверить профессиональную готовность ведущего (дискжокея);
- определить особенности помещения, соответствие
гигиеническим и противопожарным мерам;
- проверить наличие и качество имеющейся необходимой
аппаратуры;
- определить продолжительность диско-вечера,

42. Танцевально-развлекательные и конкурсно-игровые программы

Последовательность этапов работы над конкурсно-игровой
программой:
1) Формирование команды организаторов: исполнителей,
осветителей, музыкантов;
2) Формулирование (выбор) темы программы;
3) Определение числа участников для проведения конкурсов,
игр, аттракционов;
4) Решение вопросов, связанных с помещением, оформлением,
обеспечением техникой, светом; материальными
возможностями;
5) Выбор группы помощников для проведения игр;
6) Организация работы по подготовке мероприятия

43. Танцевально-развлекательные и конкурсно-игровые программы

Последовательность этапов работы над конкурсно-игровой
программой:
1) Формирование команды организаторов: исполнителей,
осветителей, музыкантов;
2) Формулирование (выбор) темы программы;
3) Определение числа участников для проведения конкурсов,
игр, аттракционов;
4) Решение вопросов, связанных с помещением, оформлением,
обеспечением техникой, светом; материальными
возможностями;
5) Выбор группы помощников для проведения игр;
6) Организация работы по подготовке мероприятия

44. Танцевально-развлекательные и конкурсно-игровые программы

Танцевально-развлекательная дискотека
Конкурсно-игровые, развлекательные и шоу-программы
Диско-театр
Тематическая дискотека

45. Принципы и методы туристско-анимационной деятельности

Метод игры и игрового тренинга:
Метод театрализации
Метод состязания
Метод равноправного духовного контакта
Метод импровизации

46. Принципы и методы туристско-анимационной деятельности

Принцип обязательности участия
Принцип сотворчества
Принцип востребованности
Принцип индивидуального подхода
Принцип инсценирования и импровизации

47. ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ

1. Физические и психологические игры и тренинги
2. Интеллектуально-творческие игры
3. Социальные игры
4. Комплексные игры
5. Шоу-игры

В Туристском терминологическом словаре анимационное обслуживание определено как оживление программ развлечений, отдыха и досуга туристов. Анимация – это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени, организация развлечений и спортивного проведения досуга.

Социально-культурная анимация носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов отдыхающих. Назначение социально-культурной анимации состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, создания условий для снятия психологического напряжения, раскрытия интеллектуальных возможностей личности, раскрепощения инициативы, включения в реальную жизнь.

Социальные функции анимационной деятельности определяются учеными по-разному. Они трактуются следующим образом:


- коммуникативное обеспечение знакового взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

-снятие производственного утомления, восстановление утраченных сил, предоставление психологической разрядки посредством игр и развлечений.

К анимационному обслуживанию относятся малые и крупные формы представлений, развлекательные мероприятия, конкурсные игровые программы, дегустация спиртных напитков с привлечением элементов театрализации.

Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой, сколько вовлечением туристов в действие, их участием в нем.

Фото с тура в Адыгее В край гор и водопадов круглый год. Смотровая площадка в день заезда на первой прогулке, вид на реку Белая.

Фото с тура в Адыгее В край гор и водопадов круглый год. Смотровая площадка в день заезда на первой прогулке, вид на реку Белая.

Скала Чертов палец, активный тур в Адыгее

Фото с тура в Адыгее В край гор и водопадов круглый год. Скала Чертов палец на хребте Уна-Коз

Стоянка первобытного человека, активный отдых в Адыгее

Фото с тура в Адыгее В край гор и водопадов круглый год. Обет у грота - стоянка первобытного человека в ущелье Мишоко.

Фото с тура в Адыгее В край гор и водопадов круглый год Туристы активного тура в ущелье Руфабго - это один из основных памятников природы Юга России.

Фото с тура в Адыгее В край гор и водопадов круглый год Туристы активного тура в ущелье Руфабго - это один из основных памятников природы Юга России.

Фото с тура в Адыгее В край гор и водопадов круглый год Туристы уникального тура в гроте у горной реки Белая.

Фото с тура в Адыгее В край гор и водопадов круглый год Туристы уникального тура в гроте у горной реки Белая.

- анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.)

- анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.)

- анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, шоу). Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы. Ежегодно наиболее крупные центры развлечений посещает до 10 млн. гостей. Наибольшей популярностью подобные туры пользуются у любителей семейного отдыха, молодоженов и небольших молодежных групп. Интересно, что большинство посетителей парков – не дети, на которых они были рассчитаны, а взрослые. Основные посетители парков в разных странах – зарубежные туристы. Наряду с интересными и захватывающими аттракционами главной привлекательной чертой тематических парков является происходящее вокруг действо. Так например, американский парк Уолта Диснея – это настоящая индустрия отдыха и развлечений, устроенная с истинно американским размахом. Его уникальность как туристского продукта состоит не только в том, что он имеет свою собственную сложную инфраструктуру, предназначенную для развлечений, размещения, питания, обучения, и свою собственную жизнь, в которую включаются туристы, встречая на улицах парка и среди аттракционов различных героев мультфильмов и художественных фильмов Диснея. Привлекательны для туристов завтраки и ужины в окружении героев Диснея. Кроме того, ни за какие деньги не купишь ощущение сказки, в которой находишься круглосуточно;

- спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера);

- гостиничной анимацией (развлекательные, спортивно-оздоровительные мероприятия, вечера отдыха, работа миниклубов, кафе, баров в гостиницах). Аниматоры (чаще всего молодые люди) работают с туристами постоянно, можно сказать, круглые сутки. Основная задача этих работников – не дать людям соскучиться.

Путешествующих туристов объединяет не только интерес к культуре, обычаям, традициям народов мира, желание познакомиться с уникальными памятниками художественной культуры человечества, лучшими образцами мировой и отечественной литературы, музыки, театра, но и желание отдохнуть и развлечься.

Итак, обобщив все вышесказанное, формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений.

Основная задача – создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.

Aнимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХ в. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже – Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях. Танцорам и циркачам была предложена несколько иная сфера деятельности – не просто концертные программы, но еще и общение с гостями в непринужденной обстановке.В середине 90-х годов получили распространение школы аниматоров, где обучались как сами турки, так и иностранцы, в том числе прибывшие из России.

В последнее время все больше туристских предприятий стали заботиться о предоставлении анимационных услуг. Как нам уже известно, аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно-курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняют: "массовик-затейник". Однако современное понятие анимации несколько шире. Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Следовательно, туристский аниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных анимационных программ.

Походы в горах России, тур Знаменитая Тридцатка, поход через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. Тридцатка - это выбор тех, кто приезжает в этот заповедный край, чтобы пройти свой путь к облакам и заглянуть в себя в медитативном молчании вершин.

Туристский поход, маршрут 30, тур через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. В горах не любят громких слов. Горы - это особый мир. Люди там любуются радугой ПОД НОГА­МИ, варят кашу, живут высоко в магнитном поле вершин, и ещё там БЬЕТ в лицо ветер - ВЕТЕР ОТ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ.

Горный туризм, маршрут Тридцатка, тур через горы к морю

Туристы на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. на фоне горы Оштен в переводе "собиратель туч". Склоны этой горы населяют горные серны, занесенные в Красную книгу, туристы часто видят их своими глазами. Кроме серн здесь на протяжении многих лет обитали козлотуры Сиверцева, недавно покинули Оштен. А вот благородных оленей здесь еще можно встретить.

Под анимационной программой мы подразумеваем объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий. Кроме понятия "анимационная программа" часто используется понятие "анимационное мероприятие", которое является составной частью анимационной программы. Например, если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и т.д.

Разработка анимационных программ– особый вид деятельности, поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов-аниматоров является социально-значимой задачей. Аниматор занимается разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирует туристов в многообразии его видов, организует им полноценный отдых, который является не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни. Профессионал аниматор должен выработать в себе такие важные качества, как компетентность, коммуникабельность, организаторские способности, умение работать с людьми, высокая культура общения, нестандартность мышления, деловая смекалка, лидерство, фантазия.

Работа аниматоров интересна и весела. Но все же хлеб этот нелегкий. Утром аниматоры проводят занятия по аэробике, развлекают туристов на пляже. Днем сопровождают их на экскурсиях и за покупками (помогут найти магазин, где подешевле, и поторговаться с продавцом). Вечером – шоу, а потом еще надо проследить, чтобы не скучали посетители бара. Кого-то надо пригласить потанцевать, с кем-то просто поговорить. Поэтому традиционно аниматорами работают молодые люди.

Таким образом, анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья. Однако одна и та же программа может вызвать у одних людей положительные эмоции, а у других - прямо противоположные. Процесс восприятия предложенных анимационных программ зависит от многих факторов:

Именно поэтому важно дифференцировать потребителей данных услуг заранее, иметь в запасе несколько различных программ или мероприятий, чтобы удовлетворить разные вкусы.

Как правило, в начале нового сезона менеджер-аниматор утверждает анимационную программу на весь сезон. На каждый день недели (по часам) составляется точное расписание мероприятий, и на каждого члена команды возлагаются определенные обязанности по их проведению.

Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны туристам и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как много больше участников.

Вечерние шоу должны повторяться не чаще, чем один раз в две недели, из расчета обычно двухнедельного пребывания гостей в отеле. Сценарий, музыка, свет, хореография, костюмы – все четко продумывается и организуется членами команды и руководителем, который часто сам принимает участие в шоу-программах.

Во время обеда и перед ужином аниматоры встречают гостей у входа в ресторан, желают приятного аппетита, знакомятся с новоприбывшими гостями, общаются с теми, с кем сегодня играли, подсаживаются за столики, и стараясь не допускать паузы в разговоре, развлекают гостей и приглашают принять участие в играх и развлекательных шоу после обеда. А занятые в вечернем шоу аниматоры проводят репетиции вечернего спектакля.

- Спортивно-оздоровительное направление. В основе спортивной анимации лежит здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья – это основные функции спортивной анимации. Особое значение в комплексе мероприятий, направленных на развлечение туристов, уделяется всевозможным спортивным занятиям, состязаниям, конкурсам. здесь может быть использовано все, что наработано и создано человечеством в этой области на данный момент. Это и давно знакомые всем игры с известными условиями и правилами; и совсем новые, разработанные прямо тут, в процессе общения; и предложенные кем-то из отдыхающих, модернизированные, приспособленные к данной ситуации и позаимствованные у коллег из соседнего отеля. В играх аниматоры принимают участие в качестве игроков, ведущих и судей. В их задачу входит подогрев интереса и контроль за ходом игры, улаживание возможных конфликтных ситуаций. Во время игры аниматор четко излагает правила, обеспечивает ее непрерывность, безопасность, организованное начало и окончание с обязательным итогом и объявлением победителей. Аниматоры создают такую атмосферу увлеченности и азарта, что находящиеся неподалеку туристы переключают свое внимание на игру и мало-помалу сами втягиваются в процесс. Динамичность, заводной характер состязательности позволяет людям раскрепоститься, проявить какие-то способности, таланты. А, кроме того, командные игры еще и сближают.

- Одним из важных направлений аниматорской деятельности в отелях является анимация для детей. О наличии мини-клуба в гостинице уведомляет большой красочный стенд, установленный в холле гостиницы, у входа в главный ресторан или на пляж, на котором расписан график работы и предстоящие мероприятия для детей, чтобы уже при въезде в гостиницу гости могли быстро сориентироваться и определить туда своего ребенка.План работы, как и общий план анимационной деятельности в гостинице составляется заранее и, возможно, корректируется в ходе проведения занятий, в зависимости от присутствующего контингента детей и других условий. В этом плане должны удачно совмещаться и иметь оптимальное количество спортивных и культурных мероприятий, необходимых для развития ребенка.

Работа в мини-клубе аниматором - большой труд, так, этот человек должен учитывать целый ряд физиологических и психологических особенностей детей разного возраста, создать такие условия, чтобы любому ребенку было в нем интересно и он смог проявить и реализовать себя как личность. Для организации эффективной работы с детьми необходимо иметь соответствующие помещения пребывания детей в летние месяцы и в непогоду, оснащенные различным инвентарем для рисования, лепки, подвижных и развивающих игр и т.д. Каждый день неизменно начинается со знакомства (дети встают в круг, называют свое имя, повторяют и запоминают имена других) и имеет свою тему, которая раскрывается в ходе спортивных и познавательных занятий и состязаний, совместно поставленных маленьких спектаклей, концертов и праздников. Работа мини-клуба в отеле - творческий и кропотливый процесс и задачей детского аниматора является не просто организация досуга детей, развитие их познавательной, физической и психологической сферы, но и такой организации, при которой каждый день, проведенный ребенком в мини-клубе, превращался бы в целое событие, праздник, который останется ярким впечатлением его отдыха на Средиземном море.

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.
Сегодня создание устойчивого развития туризма возможно только при условии постоянного повышения качества предоставляемых услуг, способных удовлетворить потребности современного туриста в организации его досуга. Высокий уровень качества туристского продукта является необходимым условием для развития турбизнеса.
В настоящее время в сфере туризма сформировалось новое направление - туристская анимация, которая стала специфичным туристским продуктом и необходимым элементом туристских программ.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 4
Глава 1. Социокультурные особенности анимационной деятельности в туризме ……………………………………………………………………… 6
1.1. Организация досуга с древности до наших дней. Предпосылки развития туристской анимации……………………………………………… 7
1.2. Понятие анимационной деятельности………………………… 13
1.3. Организация анимационных программ в различных видах молодежного туризма……………………………………………………… 17
Глава 2. Технологии анимационной деятельности в гостиничной сфере………………………………………………………………………… 24
2.1. Организация работы анимационной службы гостиничного предприятия…………………………………………………………………. 24
2.2. Применение анимационных технологий в работе с туристами разных категорий……………………………………………………………. 28
2.3. Методические рекомендации для проведения анимационных программ в гостиничной сфере…………………………………………….. 33
Заключение……………………………………………………………. 38
Литература…………………………………………………………….. 39

Прикрепленные файлы: 1 файл

едеральное агентство по культуре и кинематографии.docx

Таким образом, в Средневековье досуг был продуманным и организованным. Пышные зрелища и развлечения в городах и крупных поселениях помогали организовывать торговые, ремесленные и религиозные гильдии. Большие средства тратились на театральные представления, мистерии, храмовые праздники. [2, с.12-14]

Досуг на Руси с древних времен до наших дней

Жизнь древних русичей была тяжелой, приходилось много трудиться, чтобы заработать свой хлеб насущный. Свободного времени было не так уж много. Однако, когда такое время выпадало, проводилось оно красиво и весело.

К первоначальным формам досуга можно отнести культовые праздники, которые проводились в соответствии с земледельческим календарем. До наших дней дошли шумные языческие праздники – Святки, Масленица, ночь на Ивана Купала и др.

С появлением знати на Руси рождаются и новые формы проведения досуга: пышные пиры, военные состязания, звериная и птичья охота, хотя в народных праздниках князья еще долго принимали участие, да и к себе на пиры хлебосольные народ созывали.

На Руси можно было увидеть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших публику песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками. Были среди них и дрессировщики.

Петр Первый произвел революцию в самой организации русского досуга: стал проводить знаменитые ассамблеи, устраивать многолюдные народные гуляния, приобщил россиян к европейским формам проведения досуга.

Начало XX в. характеризуется появлением новых форм досуга. Зародившаяся буржуазия предпочитает теперь закреплять свои сделки посещением ресторанов и тратить деньги в казино. У рабочих же времени и денег на досуг практически не было.

С этой целью начали готовить и экскурсоводческие кадры, что способствовало быстрому развитию экскурсионного дела и расширению сети маршрутов. Для координации действий была создана Центральная экскурсионная комиссия, ставшая головной организацией для многих учебных округов России. Комиссия располагала музеем и обширной библиотекой.

После революции 1905-1907 годов, когда были сняты ограничения на передвижение по стране, туризм начинает охватывать все большие общественные слои.

После революции 1917 года проведение свободного времени коренным образом изменилось. Все было пронизано идеей революции, даже досуг посвящался митингам, собраниям, чтению и обсуждению революционных книг.

В годы Советской власти туризм в нашей стране стал массовым. Благодаря профсоюзным дотациям внутренний туризм был вполне по карману работающему человеку. Досуг был неплохо организован, о нем заботились работники многочисленных клубов, домов пионеров, библиотек, музеев, выставочных залов, руководители кружков, туристских станций и т.д.

Работа этой хорошо отлаженной системы была нарушена в годы перестройки. В результате на несколько лет в досуговой сфере образовались пустоты, которые были заполнены массовым потреблением алкоголя, наркотиков, проституцией.

Люди с высоким достатком предпочитали проводить свободное время за границей, потому что там сфере досуга уделяется гораздо больше внимания, чем в России.

За рубежом на индустрию досуга работают промышленные предприятия, производящие соответствующее оборудование, программное обеспечение, мебель, декорации и прочие необходимые компоненты для обустройства развлекательных центров. В самой индустрии развлечений и в отраслях, ее обеспечивающих, заняты тысячи людей. Наконец, за рубежом уже на протяжении десятилетий идет подготовка квалифицированных кадров для сферы досуга и развлечений.

Теперь и в России стали понимать, что, если стране нужно здоровое молодое поколение, этой индустрии необходимо уделять больше внимания. Поэтому резко возрос интерес к активным видам отдыха и развлечений. Стали возрождаться старые и разрабатываться новые игры, забавы, различные виды спорта. Проблеме использования свободного времени стали посвящать новые издания, начали открываться новые специальности, заговорили, наконец, о хороших специалистах по туристской анимации. [2, с.14-18]

Туристская анимация сегодня

Хотя и прослеживается история связи развлечений и гостеприимства через века от самых древних времен до наших дней, все же предпосылками возникновения туристской анимации в ее современном понимании являются негативные последствия индустриализации и урбанизации.

Реакцией на эти негативные последствия является желание выехать из города на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, новых людей, найти и проявить себя в общении с ними, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и развлечений. И как следствие этого – повышенный спрос на такие туристские услуги (см. пр.№1).

Простые формы анимации всегда являлись органичной частью туристской деятельности и турпродукта, но массовым, индустриальным явлением туранимация становится в 1970- е годы в результате увеличения потребительского спроса на разнообразные турпродукты и услуги в разных странах, а также в результате отклика турпредприятий на этот спрос.

Технико-технологический прогресс позволял создать необходимое материально-техническое оснащение анимационных программ.

В СССР высоких вершин достигло русское чудо – самодеятельный спортивный туризм. Это массовое явление, элементы которого стали развиваться в западных странах. В США мощнейшее развитие получили клубный отдых и отдых в национальных парках.

2. Понятие анимационной деятельности.

Существенные черты, характеризующие социальную культурно-досуговую деятельность, или перцептивно- коммуникационный процесс: включение в занятия на добровольных началах в соответствии с принципами личного интереса; отношение к данной деятельности как к внутренней потребности; осуществление обмена не продуктами деятельности, а самой деятельностью.

Культурно-досуговая деятельность – целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, или перцептивно- коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга. [1, с.15]

Назначение культурно-досуговой деятельности состоит в активном привлечении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь и на все виды деятельности. Досуговое время человека должно быть посвящено духовному росту, развитию эмоциональной и художественно- эстетической сфер личности. Отсутствие возможности провести досуг с пользой для личности приводит к тому, что человек превращается в придаток телевизора или выплескивает неизрасходованную эмоциональную и физическую энергию в негативных социальных проявлениях.

Деятельность профессионалов в культурно- досуговой сфере опирается на принципы, которым должен следовать специалист. Знание и соблюдение принципов – необходимое условие правильной научной организации деятельности. Важнейшим из них является связь культурно-досуговой деятельности с жизнью, практическими задачами формирования здорового и культурного общества. Результаты, достигнутые здесь, создают условия для роста самосознания граждан, для их самоактуализации. Для реализации принципа связи с жизнью следует соблюсти ряд условий: целенаправленность (выражается в донесении до потребителя культурных богатств, общечеловеческих ценностей); конкретность (привязанность деятельности к конкретным социальным и экономическим условиям); оперативность (следование новым направлениям, методам, средствам для удовлетворения меняющихся потребностей социума в культурном досуге); непрерывность (систематическая работа, подчиненная единой концепции; опора на традиции); дифференцированный подход ( учет специфических особенностей различных социальных групп, что существенно повышает действенность культурно-досуговых программ); опора на самодеятельность (использование творческой инициативы людей не только как участников, но и как организаторов досуговых действий); индивидуализация (обеспечение возможности развития личности согласно собственным задаткам и склонностям); доступность (учет психологических, физических, интеллектуальных, духовных особенностей личности или группы, вовлекаемой в досуговый процесс); последовательность (систематизация конкретных действий, единство целей и задач деятельности); системный подход (проработка системы распределения свободного времени для отдыха и загрузка его активными, пассивными и бездеятельностными формами реализации досугового времени). [1, с.16]

Культурно-досуговая деятельность будет социально эффективна только тогда, когда два вектора: самодеятельное творчество социума в досуговое время и деятельность профессионалов – будут органично слиты в один вектор социально- культурной досуговой деятельности. Здесь следует учесть то обстоятельство, что культурное содержание досуга может быть обеспечено только в том случае, если социокультурный досуговый менеджмент не будет являться придатком свободной досуговой деятельности социума, а выступит в роли локомотива, увлекающего за собой социум или индивидуум к самопознанию, самосовершенствованию, творческому созиданию. Социальная составляющая досуговой деятельности направлена главным образом на развитие отношений человека с другими людьми, на организацию общественной жизни в целом. Две направляющие: культурная и социальная – органически связаны между собой, выступают как единое целое.

Культурно-досуговая программа является результатом профессиональной деятельности менеджера в сфере досуга и представляет собой совокупность условий, созданных для предметной деятельности личности с целью культуросодержательной реализации досугового времени.

Анимация – особая составляющая системы культурно-досуговой деятельности. Сущность анимационной деятельности в туристском комплексе состоит в вовлечении туристов и отдыхающих как представителей социума в активные формы культурного досуга. Поэтому анимационная культуно0-досуговая программа характеризуется наличием высокого уровня внешней активности личности в процессе реализации досугового времени. Неразрывная связь понятий культурно- досуговой и анимационной деятельности позволяет называть анимационную культурно-досуговую программу анимационной программой.

Культурно-досуговая программа в туристском комплексе сама по себе не является поводом для поднятия настроения. Она лишь средство для достижения цели. Изменение состояния (поднятие настроения) – процесс внутренний, его должен осуществить сам человек. Для этого ему необходимо совершить некоторые деяния, а именно: активно участвовать в развлекательном мероприятии – петь, танцевать, играть, общаться. [1, с.17]

Функции туристской анимации

Из главных рекреационных функций ( лечебной, оздоровительной и познавательной) туристская анимация призвана выполнять прямым образом две функции – спортивно- оздоровительную и познавательную. Косвенным образом при соответствующих условиях выполняется и лечебная функция.

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.
Сегодня создание устойчивого развития туризма возможно только при условии постоянного повышения качества предоставляемых услуг, способных удовлетворить потребности современного туриста в организации его досуга. Высокий уровень качества туристского продукта является необходимым условием для развития турбизнеса.
В настоящее время в сфере туризма сформировалось новое направление - туристская анимация, которая стала специфичным туристским продуктом и необходимым элементом туристских программ.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 4
Глава 1. Социокультурные особенности анимационной деятельности в туризме ……………………………………………………………………… 6
1.1. Организация досуга с древности до наших дней. Предпосылки развития туристской анимации……………………………………………… 7
1.2. Понятие анимационной деятельности………………………… 13
1.3. Организация анимационных программ в различных видах молодежного туризма……………………………………………………… 17
Глава 2. Технологии анимационной деятельности в гостиничной сфере………………………………………………………………………… 24
2.1. Организация работы анимационной службы гостиничного предприятия…………………………………………………………………. 24
2.2. Применение анимационных технологий в работе с туристами разных категорий……………………………………………………………. 28
2.3. Методические рекомендации для проведения анимационных программ в гостиничной сфере…………………………………………….. 33
Заключение……………………………………………………………. 38
Литература…………………………………………………………….. 39

Прикрепленные файлы: 1 файл

едеральное агентство по культуре и кинематографии.docx

Таким образом, в Средневековье досуг был продуманным и организованным. Пышные зрелища и развлечения в городах и крупных поселениях помогали организовывать торговые, ремесленные и религиозные гильдии. Большие средства тратились на театральные представления, мистерии, храмовые праздники. [2, с.12-14]

Досуг на Руси с древних времен до наших дней

Жизнь древних русичей была тяжелой, приходилось много трудиться, чтобы заработать свой хлеб насущный. Свободного времени было не так уж много. Однако, когда такое время выпадало, проводилось оно красиво и весело.

К первоначальным формам досуга можно отнести культовые праздники, которые проводились в соответствии с земледельческим календарем. До наших дней дошли шумные языческие праздники – Святки, Масленица, ночь на Ивана Купала и др.

С появлением знати на Руси рождаются и новые формы проведения досуга: пышные пиры, военные состязания, звериная и птичья охота, хотя в народных праздниках князья еще долго принимали участие, да и к себе на пиры хлебосольные народ созывали.

На Руси можно было увидеть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших публику песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками. Были среди них и дрессировщики.

Петр Первый произвел революцию в самой организации русского досуга: стал проводить знаменитые ассамблеи, устраивать многолюдные народные гуляния, приобщил россиян к европейским формам проведения досуга.

Начало XX в. характеризуется появлением новых форм досуга. Зародившаяся буржуазия предпочитает теперь закреплять свои сделки посещением ресторанов и тратить деньги в казино. У рабочих же времени и денег на досуг практически не было.

С этой целью начали готовить и экскурсоводческие кадры, что способствовало быстрому развитию экскурсионного дела и расширению сети маршрутов. Для координации действий была создана Центральная экскурсионная комиссия, ставшая головной организацией для многих учебных округов России. Комиссия располагала музеем и обширной библиотекой.

После революции 1905-1907 годов, когда были сняты ограничения на передвижение по стране, туризм начинает охватывать все большие общественные слои.

После революции 1917 года проведение свободного времени коренным образом изменилось. Все было пронизано идеей революции, даже досуг посвящался митингам, собраниям, чтению и обсуждению революционных книг.

В годы Советской власти туризм в нашей стране стал массовым. Благодаря профсоюзным дотациям внутренний туризм был вполне по карману работающему человеку. Досуг был неплохо организован, о нем заботились работники многочисленных клубов, домов пионеров, библиотек, музеев, выставочных залов, руководители кружков, туристских станций и т.д.

Работа этой хорошо отлаженной системы была нарушена в годы перестройки. В результате на несколько лет в досуговой сфере образовались пустоты, которые были заполнены массовым потреблением алкоголя, наркотиков, проституцией.

Люди с высоким достатком предпочитали проводить свободное время за границей, потому что там сфере досуга уделяется гораздо больше внимания, чем в России.

За рубежом на индустрию досуга работают промышленные предприятия, производящие соответствующее оборудование, программное обеспечение, мебель, декорации и прочие необходимые компоненты для обустройства развлекательных центров. В самой индустрии развлечений и в отраслях, ее обеспечивающих, заняты тысячи людей. Наконец, за рубежом уже на протяжении десятилетий идет подготовка квалифицированных кадров для сферы досуга и развлечений.

Теперь и в России стали понимать, что, если стране нужно здоровое молодое поколение, этой индустрии необходимо уделять больше внимания. Поэтому резко возрос интерес к активным видам отдыха и развлечений. Стали возрождаться старые и разрабатываться новые игры, забавы, различные виды спорта. Проблеме использования свободного времени стали посвящать новые издания, начали открываться новые специальности, заговорили, наконец, о хороших специалистах по туристской анимации. [2, с.14-18]

Туристская анимация сегодня

Хотя и прослеживается история связи развлечений и гостеприимства через века от самых древних времен до наших дней, все же предпосылками возникновения туристской анимации в ее современном понимании являются негативные последствия индустриализации и урбанизации.

Реакцией на эти негативные последствия является желание выехать из города на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, новых людей, найти и проявить себя в общении с ними, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и развлечений. И как следствие этого – повышенный спрос на такие туристские услуги (см. пр.№1).

Простые формы анимации всегда являлись органичной частью туристской деятельности и турпродукта, но массовым, индустриальным явлением туранимация становится в 1970- е годы в результате увеличения потребительского спроса на разнообразные турпродукты и услуги в разных странах, а также в результате отклика турпредприятий на этот спрос.

Технико-технологический прогресс позволял создать необходимое материально-техническое оснащение анимационных программ.

В СССР высоких вершин достигло русское чудо – самодеятельный спортивный туризм. Это массовое явление, элементы которого стали развиваться в западных странах. В США мощнейшее развитие получили клубный отдых и отдых в национальных парках.

2. Понятие анимационной деятельности.

Существенные черты, характеризующие социальную культурно-досуговую деятельность, или перцептивно- коммуникационный процесс: включение в занятия на добровольных началах в соответствии с принципами личного интереса; отношение к данной деятельности как к внутренней потребности; осуществление обмена не продуктами деятельности, а самой деятельностью.

Культурно-досуговая деятельность – целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, или перцептивно- коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга. [1, с.15]

Назначение культурно-досуговой деятельности состоит в активном привлечении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь и на все виды деятельности. Досуговое время человека должно быть посвящено духовному росту, развитию эмоциональной и художественно- эстетической сфер личности. Отсутствие возможности провести досуг с пользой для личности приводит к тому, что человек превращается в придаток телевизора или выплескивает неизрасходованную эмоциональную и физическую энергию в негативных социальных проявлениях.

Деятельность профессионалов в культурно- досуговой сфере опирается на принципы, которым должен следовать специалист. Знание и соблюдение принципов – необходимое условие правильной научной организации деятельности. Важнейшим из них является связь культурно-досуговой деятельности с жизнью, практическими задачами формирования здорового и культурного общества. Результаты, достигнутые здесь, создают условия для роста самосознания граждан, для их самоактуализации. Для реализации принципа связи с жизнью следует соблюсти ряд условий: целенаправленность (выражается в донесении до потребителя культурных богатств, общечеловеческих ценностей); конкретность (привязанность деятельности к конкретным социальным и экономическим условиям); оперативность (следование новым направлениям, методам, средствам для удовлетворения меняющихся потребностей социума в культурном досуге); непрерывность (систематическая работа, подчиненная единой концепции; опора на традиции); дифференцированный подход ( учет специфических особенностей различных социальных групп, что существенно повышает действенность культурно-досуговых программ); опора на самодеятельность (использование творческой инициативы людей не только как участников, но и как организаторов досуговых действий); индивидуализация (обеспечение возможности развития личности согласно собственным задаткам и склонностям); доступность (учет психологических, физических, интеллектуальных, духовных особенностей личности или группы, вовлекаемой в досуговый процесс); последовательность (систематизация конкретных действий, единство целей и задач деятельности); системный подход (проработка системы распределения свободного времени для отдыха и загрузка его активными, пассивными и бездеятельностными формами реализации досугового времени). [1, с.16]

Культурно-досуговая деятельность будет социально эффективна только тогда, когда два вектора: самодеятельное творчество социума в досуговое время и деятельность профессионалов – будут органично слиты в один вектор социально- культурной досуговой деятельности. Здесь следует учесть то обстоятельство, что культурное содержание досуга может быть обеспечено только в том случае, если социокультурный досуговый менеджмент не будет являться придатком свободной досуговой деятельности социума, а выступит в роли локомотива, увлекающего за собой социум или индивидуум к самопознанию, самосовершенствованию, творческому созиданию. Социальная составляющая досуговой деятельности направлена главным образом на развитие отношений человека с другими людьми, на организацию общественной жизни в целом. Две направляющие: культурная и социальная – органически связаны между собой, выступают как единое целое.

Культурно-досуговая программа является результатом профессиональной деятельности менеджера в сфере досуга и представляет собой совокупность условий, созданных для предметной деятельности личности с целью культуросодержательной реализации досугового времени.

Анимация – особая составляющая системы культурно-досуговой деятельности. Сущность анимационной деятельности в туристском комплексе состоит в вовлечении туристов и отдыхающих как представителей социума в активные формы культурного досуга. Поэтому анимационная культуно0-досуговая программа характеризуется наличием высокого уровня внешней активности личности в процессе реализации досугового времени. Неразрывная связь понятий культурно- досуговой и анимационной деятельности позволяет называть анимационную культурно-досуговую программу анимационной программой.

Культурно-досуговая программа в туристском комплексе сама по себе не является поводом для поднятия настроения. Она лишь средство для достижения цели. Изменение состояния (поднятие настроения) – процесс внутренний, его должен осуществить сам человек. Для этого ему необходимо совершить некоторые деяния, а именно: активно участвовать в развлекательном мероприятии – петь, танцевать, играть, общаться. [1, с.17]

Функции туристской анимации

Из главных рекреационных функций ( лечебной, оздоровительной и познавательной) туристская анимация призвана выполнять прямым образом две функции – спортивно- оздоровительную и познавательную. Косвенным образом при соответствующих условиях выполняется и лечебная функция.

Читайте также: