Предпосылки возникновения социологии кратко

Обновлено: 07.07.2024

2.1. Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии.

Социология, возникшая как самостоятельная наука в ХIХ в., имеет свою предысторию, связанную с философскими традициями осмысления общества. Первое широкое представление о жизни общества дали античные философы Платон и Аристотель.

У Аристотеля (384–322 до н. э.) опорой общества выступает средний класс. Кроме того, существуют еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше управляется в том случае, если масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богачей ограничены, а средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Несовершенство общества, по мнению Аристотеля, устраняется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. При этом необходимо стремиться не к абсолютному равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Однако чрезмерное неравенство в собственности может представлять опасность для государства.

К непосредственным предшественникам социологии многие исследователи относят таких крупных французских мыслителей, как Ш. Монтескье и А. Сен-Симон.

Великий социалист-утопист Клод Анри де Сен-Симон (1760–1825) был первым мыслителем, заявившим о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. Он считал, что общество представляет собой живой и целостный организм, функционирующий по объективным законам, которые необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Эти идеи Сен-Симона в дальнейшем получили развитие в работах его ученика О. Конта, которого и принято считать основоположником социологии в ее современном понимании.

Наряду с социально-философскими можно выделить и другие предпосылки возникновения социологии: развитие частных общественных наук (политической экономии, статистики, демографии, правоведения и др.); фундаментальные открытия в области естествознания и точных наук; разочарование в прежних философско-схоластических концепциях общественного устройства; бурное промышленное развитие передовых стран; формирование гражданского общества и нарастающая динамика социальных конфликтов.

Таким образом, возникновение социологии было подготовлено всем предшествующим идейным, социально-политическим, экономическим, духовным развитием человечества. Оно также было связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в европейских странах в конце ХVIII – начале ХIХ в., с потребностями становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, его экономическую и духовную независимость.

Причины возникновения социологии как прикладной научной дисциплины

Социологические знания возникли еще в глубокой древности, но как самостоятельная научная дисциплина социология оформилась только в середине XIX века.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Еще до Конта основы социологических знаний развивались в трудах французских просветителей. Особенно большой вклад в становление социологии внес французский мыслитель Клод Анри де Сен-Симон. Конт служил у него секретарем в период с 1817 по 1824 год, а впоследствии подхватил и развил многие его идеи.

Сен-Симон впервые высказал мысль о том, что наука о человеке должна носить позитивный характер, основываться на наблюдениях, а не спекулятивных рассуждениях.

В XIX веке западное общество оказалось перед новыми вызовами. Происходили следующие процессы:

  • разрабатывались технологические новшества — они сокращали расстояние между людьми, улучшали качество жизни, но в то же время ставили под угрозу существование человеческого общества за счет изобретения новейших вид оружия, а также отчуждали человека от результатов его труда;
  • интенсивными темпами развивались капиталистические отношения;
  • происходила массовая урбанизация — рост числа городов и увеличение количества городского населения;
  • продолжались географические открытия, расширявшие картину мира и открывавшие новые перспективы развития;
  • углублялось социальное расслоение общества, вызывавшее серьезные социальные потрясения;
  • появлялись новые социальные учения, требовавшие осмысления возможности их применения на практике.

Возник запрос на появление новой науки, которая могла бы объяснить происходившие в обществе явления и снизить уровень социального напряжения.

Появление социологии было бы невозможно без развития следующих отраслей знания:

  • демографии;
  • статистики;
  • этнографии;
  • антропологии;
  • прикладной математики.

Эти дисциплины давали эмпирический материал для дальнейшей его обработки в рамках социологии. Например, к 1830-м годам были разработаны многие методики общественных опросов, проводились хозяйственные и демографические переписи.

Основные предпосылки появления в России

Социология появилась в России в период после отмены крепостного права в 1861 году.

Для этого времени характерны следующие процессы:

  • становление капиталистических отношений;
  • интенсивные преобразования во всех сферах жизни общества в результате реформ;
  • оживление общественно-политической и духовной жизни страны.

Развитие отечественной социологии тесно связано с западным влиянием. В России с 1860-х годов появляются переводы работ зарубежных социологов с комментариями и рецензиями на них, выполненными отечественными исследователями.

В данный период в России господствовали следующие направления социологической мысли:

  • позитивизм;
  • субъективная социология и связанные с ней психологические направления;
  • натурализм;
  • экономический материализм.

Для российской социологии изначально была характерна тесная связь с оценками текущей политической жизни в стране. В условиях самодержавной монархии развитие свободной социологии было невозможно. Уже с 1880-х годов преследованиям подвергались ученые, работавшие в этой отрасли знания.

Исторические предпосылки возникновения социологии как науки

Возникновение социологии было обусловлено закономерностями исторического процесса в развитых западных обществах.

Главные исторические события, повлиявшие на становление социологии как науки:

  • Великая французская революция и революционные потрясения XIX века;
  • антиклерикализм — освобождение общества из-под господства религии;
  • промышленная революция, выразившаяся в массовом переходе от ручных к машинным средствам производства;
  • развитие капиталистических отношений и появление новых классов — буржуазии и пролетариата;
  • зарождение зачатков гражданского общества, появление идей индивидуализма, либерализма и социализма.

Социально-экономические предпосылки возникновения

Социологические знания в первую очередь были востребованы в тех странах, в которых интенсивно развивались капиталистические отношения. Это США и развитые страны Европы — Англия, Франция, Германия. Новые экономические реалии сопровождали следующие проблемы:

  • усиление эксплуатации;
  • тяжелое положение рабочих;
  • циклические кризисы в экономике;
  • рост социального напряжения;
  • повсеместное использование труда женщин, детей и подростков;
  • неблагоприятные условия труда;
  • отсутствие социальных гарантий.

Противостояние пролетариата и собственников средств производства выражалось в разных формах протеста:

  • луддистское движение, направленное против машин, в которых рабочие видели главных виновников своих бед;
  • восстание лионских и силезских ткачей;
  • чартизм в Англии, главной целью которого было предоставление избирательного права всему мужскому населению.

С усложнением социальной жизни и увеличением количества революционных потрясений возникла потребность в получении объективных знаний об обществе с целью урегулирования общественных отношений.

Научно-теоретические предпосылки возникновения социологии

Социологические знания первоначально развивались в рамках социальной философии и других гуманитарных наук.

Интеллектуальные истоки знаний о человеческом обществе содержатся уже в трудах древних мыслителей:

В XVII веке появились идеи о том, что общество — это целостная система, а не просто проживающий на определенной территории народ. Также была сформулирована теория естественного права, согласно которому каждый человек от рождения имеет право на:

  • жизнь;
  • свободу;
  • собственность.

В XVIII веке была создана механистическая модель, согласно которой общество — это механизм, а человек — один из его винтиков, выполняющих конкретные функции.

В это же время английскими учеными были заложены основы демографии и статистики. С помощью сбора сведений, составления графиков и отчетов делались первые попытки:

  • проанализировать закономерности развития населения;
  • выявить факторы, влияющие на динамические процессы, происходящие в обществе;
  • наметить пути к более эффективному управлению социумом.

В первой половине XIX века уровень достигнутых научных знаний позволил появиться зачаткам социологии, которая была оформлена как самостоятельная дисциплина к 1840-м годам.

В основу социологии легли идеи, накопленные в рамках:

  • немецкой классической философии;
  • французского обществознания;
  • английской политической экономии.

Большую роль в развитии социологических знаний сыграли великие открытия, сделанные в естественно-технических науках:

Социология – это наука об обществе, его институтах и процессах, происходящих в обществе.

Среди поведенческих наук социология выделяется сложностью предмета изучения, огромным объёмом изучаемого материала, что связано в первую очередь со сложностью исследуемого объекта – современного общества. В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающая общество в целом. Известно, что социология – это наука об обществе и взаимоотношениях людей. Её прикладная направленность – создание стабильного, постоянно прогрессирующего общества. Объектом социологии является общество во всех его средах. Предметом социологии являются процессы, происходящие в институтах общества.Объект, предмет, уровни социологического познания, эмпирическая база (основание).

2) Становление и основные этапы развития социологии как науки

Причины (предпосылки) возникновения социологии:

1. Античность: появление первых проблем, связанных с взаимодействием в группах, объединениях и т.п.

2. Возрождение, Просвещение: возможность научно предсказать поведение людей и возможность стимулировать развитие производства.

3. История: урегулирование социальных конфликтов.

4 этапа развития социологии:

1. 60-е – 90-е годы 19 века.

От самого сложного к простому: социология – биология – химия – физика – астрономия – математика.\

2. 90-е годы 19 века – 30-е годы 20 века.

Питирим Сорокин ( русско-американский социолог), Толкот Парсонс ( американский).

Главные усилия американских учёных всегда фокусировались на решении практических задач:

· Каковы мотивы (то, что побуждает деятельность человека) поведения людей;

· Как лучше осуществлять социальный контроль и управление;

· Как преодолевать конфликты и поддерживать стабильность в обществе;

· Как обеспечивать дух сотрудничества людей в производстве.

3. 30-е – 60-е года 20 века.

Теория иерархии потребностей

4. 60-е годы 20 века – наше время.

Современный этап. На первом месте стоит производство услуг.

3) Объект и предмет социологии

Под объектом исследования обычно понимают определённую часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него, т.е. они - объективны.

Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Это совокупность понятий, при помощи которых описывается объективная реальность. Определяя объект исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. Предмет исследования может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом. Целостное изучение объекта исследования не даёт возможности охватить все его свойства и особенности. Появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон.

Объектом социологии является общество.

Предметом социологии являются социальный статус, социальная структура, социальное неравенство, социальные законы, социальные изменения, социальные законы, т.е. социальное взаимодействие.

4) Структура социологического знания и функции социологии

1. Теоретико-познавательная (интеллектуальная)

Представляет собой конкретную социологическую информацию для конкретных ситуаций, решений задач.

3. Социальный прогноз и контроль.

Предупреждает об отклонениях в развитии общества. Делает прогноз и предлагает модели общественного развития.

Разрабатывает социальные идеалы общественного развития.

Место социологии в системе гуманитарных наук значительно. Это меганаука – основная. Она разрабатывает модели развития общества.

Эмпирическая функция. (Информационная) Изучение непосредственного жизненного опыта, т.е. сбор и обработка конкретной фактической информации.

Теоретическая функция . (Диагностическая) Социологи анализируют, логически обобщают и систематизируют полученные эмпирические данные и делают из них подтверждённые практикой научные выводы.

Прогностическая функция. (Консультативная) Учёные разрабатывают прогнозы, научно обоснованные предположения о развитии тех или иных социальных процессов в будущем.

Прикладная функция. Когда социологические прогнозы, теоретические разработки используются для решения практических задач (социальная инженерия).

Экспертная функция. Социолог - это, прежде всего, эксперт. Он изучает конкретные социальные проблемы и ситуации; он вырабатывает общее видение и оценку идущих в обществе процессов; он предлагает рекомендации по повышению эффективности управления в различных сферах общественной жизни и способы борьбы со злоупотреблениями властью - политической, экономической, информационной и др. Своим советом профессионала социолог стремится участвовать в принятии решений, важных для жизни общества. В этом он наследует свою "миссию" у философов, поэтов и политических мыслителей прошлого, которые нередко стремились играть роль "советника государя".

Как уже было сказано, основная функция современной социологии - экспертная. Результаты, получаемые социологом, можно использовать как инструмент для повышения эффективности экономики в масштабах как всей страны, так и отдельных регионов, для улучшения управления предприятиями и их персоналом, для повышения эффективности социальной политики в мегаполисах, для решения проблем неравенства, бедности, для разрешения этнических и религиозных конфликтов. В то же время, социологическое знание таит в себе определенные опасности. Социологическая экспертиза является сегодня мощным оружием, которое, оказавшись в тех или иных руках, может быть направлено в любую сторону и использовано для совершенно разных целей. С его помощью можно выигрывать или проигрывать выборы, поддерживать или, наоборот, подавлять свободу, предсказывать успех или неуспех реформ, поднимать эффективность предприятия за счет соперников по конкурентной борьбе, манипулировать общественным мнением или, наоборот, разоблачать и пресекать такие манипуляции. Важно поэтому, в каких руках это оружие находится.

Структура социологии по сферам общественной жизни


5) Место социологии в структуре современного научного знания

Чтоб иметь право называться наукой, социология должна обладать признаками научного знания – объективностью и нейтральностью. Принято считать, что образцом объективности и нейтральности являются точные и естественные науки, основанные на применении математических методов и принципе доказательности. Очевидно, что гуманитарные науки построены несколько иначе. Может ли социология, исходя из своих исследований выводить столь же универсальные законы?

Для того чтобы уточнить природу законов, которые могут быть открыты социологами, научный мир разделили на три больших категории.

В первую категорию входят физические науки (физика, химия, астрономия и т.д.). объектом их исследований является однородный и простой мир, законы которого выражены в математической форме и могут быть обобщены во времени и пространстве. Например, закон всемирного тяготения применим сегодня так же, как и прошлом веке и в любой стране.

Вторая категория включает в себя естественные науки (биологию, геологию, некоторые области психологии). Эти науки не выводят закономерности, а описывают механизмы и функции живых и неживых организмов. Если они и формулируют закономерности, то ограниченные во времени и пространстве.

Третья категория объединяет гуманитарные науки, которые занимаются интерпретацией человеческих действий (психология, социология, антропология и т.д.). Они имеют больше объектов изучения, и эти объекты являются более сложными. Законы этих наук не просто ограничены во времени и пространстве, они должны интерпретироваться в соответствии с социальным контекстом. В этих науках очень трудно сформулировать универсальные законы человеческого поведения. Те немногие законы, которые существуют, должны постоянно подвергаться переосмыслению с учётом времени и культурных особенностей каждого общества.

Объект изучения в гуманитарных науках трудно поддаётся точному и объективному анализу, потому что на социолога могут повлиять культура, профессиональная ориентация и определённые теоретические установки.

Вывод: законы или правила в социологии существуют, но они должны относиться к определённой пространственно-временной зоне. Если мы используем законы предыдущих мыслителей, то необходимо учитывать сегодняшний контекст и делать поправки.

В чём же проявляется научность социологии и её отличие от здравого смысла?

Во-первых, собирая конкретную информацию – эмпирические данные, - исследователь пытается ответить на вопрос о фактическом положении дел, он обращается к свойствам данного общества или явления, вместо того, чтобы оперировать общепринятыми понятиями.

Во-вторых, исследователь систематически отбирает информацию из массы всевозможных сведений.

В-третьих, разумеется, исследователи подвержены воздействию собственных представлений и ожиданий. Во избежании сознательного и бессознательного искажения информации или ошибок и неточностей в толковании, исследователь предварительно разрабатывает правила сбора, анализа и обработки информации.

Четвёртое правило – честность. Это означает, что человек, представляя результаты исследования, даже если они его не удовлетворяют, не должен ничего ни скрывать, ни приукрашивать.

6) Основные этапы развития социологической мысли

1. Представления об обществе в древнем мире

Позитивизм О. Конта основывается на представлении о том, что исследование общества должно базироваться на данных науки, а не на воображении и догадках .

О. Конт сформулировал "Основной закон интеллектуальной эволюции человечества", суть которого сводится к тому, что общественное сознание , познавательная деятельность людей в своем развитии прошли три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную . На последней, позитивной, стадии общественное сознание основывается преимущественно на строго научных наблюдениях , позволяющих выявлять и формулировать законы природы и общества. Общество, по мнению О. Конта, представляет собой целостный организм , определяющий развитие и деятельность составляющих его индивидов. При этом человек по отношению к обществу выступает как социальный субъект , но не как автономная личность .

О. Конт ввел в научный оборот понятия "социальная динамика" (механизм функционирования и развития общества) и "социальная статика" (социальная структура общества и взаимоотношения между ее элементами). Основными законами, которым по его мнению подчиняется развитие общества, являются: биологические, астрономические (законы движения небесных тел), климатические и расовые .

Органическая теория Г. Спенсера стала логическим развитием идеи О. Конта об обществе как целостном организме . Общество, по мнению Г. Спенсера, представляет собой целостную систему взаимодействия природных (главным образом биологических) и социальных факторов . При этом все стороны социальной жизни органично связаны друг с другом и не могут существовать вне этой связи.

Г. Спенсер разработал "Теорию социальной эволюции", в соответствии с которой прогрессивное развитие общества связано с его усложнением и совершенствованием деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Важнейшими проявлениями социальной эволюции общества, по Г. Спенсеру, являются: 1) интеграция – переход от простого к сложному; 2) дифференциация – переход от однородного к разнородному; 3) возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному. Важнейшим условием стабильности общества он считал социальное равновесие , достигаемое путем приспособительных действий, гармонии личных и общественных интересов, взаимных компромиссов в действиях людей и социальных институтов.

Теория социального реализма Э. Дюркгейма также связана с идеями О. Конта. Однако научные взгляды этого исследователя существенно отличаются от взглядов основоположника социологии.

Сущность социального реализма , по мнению Э. Дюркгейма, состоит в том, что природу социальных явлений следует объяснять социальными фактами , под которыми он понимал идеи, нормы, ценности , вырабатываемые коллективным сознанием людей и принудительно воздействующие на их поведение . Важнейшими признаками социальных фактов являются: 1) их объективное существование по отношению к отдельным индивидам; 2) их принудительное воздействие на индивидов, которое осуществляется через социальные институты (семья, религия, право и т.д.). Э. Дюркгейм также является основоположником научного метода в социологии, сущность которого состоит в рационалистическом , то есть, строго логическом объяснении всех явлений общественной жизни.

Понимающая социология М. Вебера основана на его идее о том, что важнейшей задачей науки является понимание социальных процессов и их научное объяснение . Суть "понимания", по М. Веберу, состоит в умении исследователя интерпретировать объективные мотивы индивидуального действия. Это предполагает понимание следующего:

1) при помощи каких осмысленных действий люди осуществляют свои намерения, как и почему им это удается;

2) какие последствия имеют их действия для осмысленного поведения других людей;

3) каковы субъективные мотивы их деятельности.

Логическим развитием концепции понимания стала разработанная М. Вебером "Теория социального действия". Социальное действие , по его мнению, есть элементарная частица человеческого поведения, которая характеризуется:

1) осмысленностью с точки зрения целей и средств их достижения;

2) ориентацией на других людей, учитывающей влияние на них и их ответную реакцию .

М. Вебер выделил четыре идеальных типа социального действия:

1) целерациональное – направленное на достижение какой-либо рациональной цели;

2) ценностнорациональное – основанное на вере в этическую, общественную, религиозную и иную ценность данного действия;

3) аффективное – эмоциональное, основанное на чувствах, а не разуме;

4) традиционное – обыденное, производимое в силу традиции, обычая, привычки.

1) продолжающие род человечества (брак, семья);

2) распределительные (экономические);

5. Технократическое направление, ос6новные идеи которого заключаются в том, что на смену политическим в управлении обществом должны придти инженеры (американский социолог Т. Веблен (1857-1929), англичанин С.Чейз). Рабочий класс, другие классы не могут управлять обществом.

6. Демографическое направление. Утверждается, что основными причинами определяющими развитие общества, тип общественного строя, его культуру, всегда являются численность и плотность населения (француз Адольф Кост, итальянец Коррадо Гини). Так, русский социолог М. Ковалевский (1851-1916) пытался объяснить хозяйственное развитие России ростом населения. Прирост населения, утверждал он, влечет за собой разделение труда, а затем углубление различий в социальных слоях, классах, что вызывает развитие орудий труда и различия в организации хозяйства. В этой концепции причина и следствие поменялись местами. Дело в том, что ль орудий труда, уровня развития производительных сил, классовых отношений, культуры зависят темпы роста населения, а не наоборот.

7. Географическое направление (англичанин Г. Бокль (1821-1862)). Попытки объяснить общественную жизнь природными условиями, климатом имеют давнюю историю. Они были возведены в ранг определенных концепций, ведущее место среди которых занимает географический детерминизм. Эта история абсолютизирует географическую среду и приписывает ей определяющее влияние на общественную и индивидуальную жизнь. Природные факторы влияют, конечно, на жизнь общества, но не являются главными.

СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Возникновение социологии как науки.

Основные вехи развития социологии.

Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии, который представлен следующими основными школами в социологии.

Структурный функционализм.

Теории социального конфликта.

Бихевиоризм.

Теория социального обмена.

Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж.Хоманс и П.Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.

Символический интеракционизм.

Феноменологическая социология.

В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология, основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.

Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона – ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса, риска и близких к ним категорий – дезорганизации, насилия, хаоса. Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Н.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле, о социальном капитале и социальном пространстве.

Предмет социологии.

Если проанализировать основные результаты поисков сущности и содержания социологии во второй половине 20 века, то можно утверждать, что объектом всех заслуживающих внимания исследований является социальная реальность во всем ее противоречивом развитии. Все крупные работы современных социологов, выдержавшие испытание временем, были связаны с анализом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. Но что значит изучать социальную реальность? С какой стороны к ней подойти? Что взять за исходную базу анализа? Как показывает реальная социологическая практика, в большинстве исследований (и теоретических, и прикладных), независимо от провозглашенных целей, как правило, анализируются социальные процессы и явления с точки зрения состояния реально функционирующего общественного сознания. В связи с этим, предмет социологии составляет совокупность трех компонентов сознания, поведения и среды (условий их проявления). Рассмотрим подробнее каждый из названных компонентов.

Общественное сознание (с позиций социологии) выступает как реальное сознание, состоящее из знаний, мнений, ценностных ориентаций, установок, потребностей и интересов. Каждый из этих структурных элементов вырастает из непосредственно практической деятельности, не отделен от общественного бытия. Более того, они отражают не только случайные, стихийные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития общества (пусть, может быть и в несовершенном виде). Человек развивается как родовое, общественное существо при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни.

В целом же реальное сознание по своему содержанию представляет собой сочетание рационального и эмоционального, переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. И если эмоциональный компонент реального сознания больше связан с непосредственным впечатлением, сиюминутным воздействием, то его рациональный компонент интегрирует и прошлый опыт, и уроки не только личной, но и общественной жизни, позволяющей улавливать социальное звучание происходящих событий. В этом проявляется то, что роднит отдельные элементы практического восприятия действительности с научным, теоретическим сознанием. Преобладание стихийного, эмоционального в реальном сознании и поведении ни в коей мере не снимает значимости рационального, возможности, что оно, в конечном счете, будет определять его направленность и зрелость.

Кроме того, все названные компоненты реального сознания – продукты коллективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социальных групп, слоев и общностей. Возникая как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение сложившихся условий существования, реальное сознание приобретает самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей.

Реальное сознание включает в себя здравый смысл, который не отрицает возможности познания глубинных сущностных процессов – оно даже предполагает его постоянное обогащение и использование в практической жизни человека. Реальное сознание не является результатом какой-то специализированной деятельности (в отличие от конкретных ее форм – политической, эстетической, нравственной и т.д.) и воспроизводится всеми видами деятельности человека. Хотя реальное сознание формируется под влиянием непосредственного опыта, в общественном воплощении оно образует своеобразное явление, творцом которого выступают класс, нация, социальная группа или социальный слой. Реальное сознание не есть собрание или механическое обобщение идей и взглядов – оно образует новую специфическую сущность, в которой проявляются устойчивые тенденции, объективно отражающие как состояние сознания, так и глубину осмысления им общественного бытия.

При рассмотрении реально функционирующего общественного сознания необходимо обратить внимание на то, что оно состоит из (и соответственно исследуется при помощи) таких его компонентов как:

2) ценностные ориентации (какие устремления, желания рассматриваются как важное условие существования, оценки и регулирования поведения);

3) мотивы (на реализацию каких потребностей и интересов направлены усилия людей);

4) установки (ценностные отношения к социальному объекту, выражающиеся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него).

Особо надо обратить внимание на феномен социального настроения, главную характеристику общественного сознания, которое, как показывают результаты социологических исследований, является устойчивой его характеристикой при возможных изменениях отношения людей к конкретным экономическим и социальным реалиям.

Изучение сознания и поведения в конкретной социально-исторической обстановке, переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества. В этой связи уместно напомнить, что общественное сознание и поведение становится предметом изучения только в условиях гражданского общества – общества, рожденного на определенной стадии исторического процесса, как результат эры новой истории, ведущей свой отсчет от периода великих буржуазных революций, от того времени, когда общество отделилось от государства.

Структура социологии.

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т.д. Есть предложения определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками. При ответе на этот вопрос можно исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим, во- вторых, считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.

1. Базовый, исходный – первый – уровень социологического знания образует теория и методология, которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийного (категориального) аппарата, закономерностей (тенденций) развития как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. В рамках этого анализа привлекается и исторический материал (история социология), который показывает генезис идей, появление, рождение и угасание поисков (теорий, концепций), а также уточнение места социологии в системе социального и гуманитарного знания. Кроме того, на этом уровне вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует, уточнению, обогащению и развитию социологического знания. Этот структурный уровень социологического знания называется теоретической социологией.

2. Эмпирическая социология, которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований. Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики. Но эмпирическая социология, состоящая из специальных социологических теорий имеет свою внутреннюю иерархию. Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных) специальных (иногда их называют отраслевыми) социологических теорий – экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности – трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной). Что касается экономической социологии, то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни общества, посредством изучения сознания людей и соответствующего типа поведения, связанных с реализацией целей и задач общественного производства, с процессом удовлетворения потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений. Обращаясь к другой сфере общества, к социальной жизни, следует отметить, что социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всей ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности. Политическая социология изучает огромный пласт перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые базируются и исходят из воли, знаний и действий, т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп и обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений и отношений людей к процессам функционирования властных отношений, что позволяет представить пути функционирования государственности, выявить болевые точки развития политической жизни. Четвертой по счету, но не по значению обобщающей специальной социологической теорией является социология духовной жизни общества, исследующая деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Этот процесс является сложным, многоплановым и неоднозначным, поэтому так важно определить основные его составляющие. К таким структурным элементам следует отнести процесс социализации личности, образование, массовую информацию, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку. Наконец, к обобщающим (системным) специальным социологическим теориям относится социология управления. Она связана с использованием особого класса задач — механизма регулирования социальных процессов — и поэтому может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей

Во-вторых, наряду с обобщающими (системными) теориями существуют основные специальные социологические теории, предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. В этих теориях рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В этом смысле социология социальной жизни включает в себя изучение социально-профессиональной и возрастной структуры, этносоциологию, социологию молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология включает в себя социологию власти, политических партий и общественных движений, социологию права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), социологию армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства.

Сегодня в социологии уже в большей или меньшей степени оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

В социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.

Основным характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии. Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии

Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни, так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1960
Вебер М. Избр. соч. М., 1990
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск, 1991
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
Бурдье П. Социология политики. М., 1993
Американская социологическая мысль. М., 1994
Мертон Р.К. Явные и латентные функции. //Американская социологическая мысль. М., 1994
Смелсер Н. Социология. М., 1994
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 1995
Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996
Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 1997, № 1
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997
Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. – М., 1998
Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. М., 1998
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998
Гидденс Э. Социология. М., 1999
Социология в России. – Под ред.В.А.Ядова. М., 1999
Общая социология. – Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2000
Кравченко А.И. Основы социологии. М., 2001
Социология. – Учебник. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев и др. М., 2001
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2003

Читайте также: