Предпосылки создания флота петром 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лучшее, что нам дает история,— это возбуждаемый ею энтузиазм.

Гёте

Флот Петра 1 это гордость страны, то над чем царь работал каждую минуту своей жизни. По крайней мере, именно так многие историки преподносят нам деятельность будущего императора России. Так ли все однозначно в этом вопросе? К концу статьи Вы сами увидите, что ответ – нет. Конечно, Пётр первый создал флот, но какой, для чего и вместо чего – на эти вопросы мы ответим чуть ниже.

Создание флота Петром 1 на новый лад

Учебники истории говорят нам о том, что у России не было флота и только благодаря тому, что в стране появился такой царь, Россия начала строить собственные корабли. Так ли это? Конечно, нет. Флот до Петра Первого в России был, и был он достаточно большой и современный. Следует напомнить, что к моменту прихода к власти нового Романова в России был фактически один большой порт – на севере, в Архангельске. Порт с кораблями: военными и торговыми.

Если пытаться выстроить правильную цепочку тех далеких событий, то флот Петра 1 был построен только после того, как царь собственноручно уничтожил все старые корабли! Справедливости ради, следует отметить, что среди уничтоженных кораблей, практически не было военных, но другие корабли (торговые и рыболовные) были очень хорошего качества и отлично подходили для плаванья в северных водах. Многие из них доплывали до берегов Англии и Персии, что лишний раз свидетельствует об их качестве.

Строительство на западный манер

Кораблестроение на западе, прежде всего, в Голландии и Англии было на порядок выше, чем в России. Но их корабли строились по специальной технологии, которую разрабатывали веками, и они предназначались для плавания в нейтральных и южных водах. Кроме того отличие заключалось в том, что корабли, например, Голландии были более маневренными и скоростными. Казалось бы, правильно все делал Петр 1, флот которого строился по западным образцам. Не все так однозначно. Бусы (это основные русские корабли, который были более пузатые, но и более легко ловили даже легкий ветер) в Азии полностью покорили Индийский океан и были на вооружении до конца 18 века.

Флот Петра 1

  • Выбор правильной породы древесины и ее тщательная сушка.
  • Пропитывание древесины специальной смолой, которая защищает корабль от порчи в результате постоянного нахождения в воде.

Эти 2 очень простых правила, но они содержат секрет того, почему западные страны строят такие хорошие корабли. Основы этих правил русский царь постиг в результате великого посольства, но в тонкости технологического процесса его, естественно, никто не посвящал! В результате спешное строительство нового русского флота привело к явному нарушению всей технологии. Древесина не просушивалась должным образом (времени не было, флот был нужен в самые короткие сроки), а ее пропитка производилась совсем не тем составом, который для этого применялся в западных странах.

Судьба флота Петра

Говоря о величии флотилии России в период царствования Петра Романова, многие историки почему-то забывают уточнить – а где сейчас эти самые корабли? Сколько они служили государству? Например, некоторые английские корабли той эпохи до сих пор на плаву! А что с нашими кораблями?

Судьба черноморского флота известна всем – его сожгли. Причиной таких событий был 1711 год и события в русско-турецких отношениях. Об этом Вы можете прочитать в соответствующей статье данного раздела. Пока констатируем, что целый флот Петра первого был уничтожен, не просуществовав и 10 лет. Но это трудно поставить в вину русскому царю, в конце концов это был политический фактор, который мы сейчас не рассматриваем.

Мы можем проследить судьбу Балтийского флота! Его никто не уничтожал. Он просуществовал до конца жизни императора. Итак, давайте смотреть на события той поры. К 1708 году в стране был только гребной флот. Строительство крупных кораблей не велось вовсе! Только в 1714 году в Архангельске было построено 7 крупных кораблей на 52 пушки. Но в результате непомерной работы больше в период царствования Петра флот в Архангельске не строился. Откуда же взялись крупные русские корабли? Их покупали. Например, с 1712 по 1714 гг. было куплено 16 экземпляров. Все они в конечном итоге были уничтожены в сражениях.

Балтийский флот Петра 1 на момент его смерти состоял из:

Достаточно неплохой арсенал, который был на уровне любой европейской державы. Но давайте смотреть, что было с этими кораблями дальше. К 1731 году только 8 из этих кораблей (новых в тот момент уже не строили) могли осуществлять выход в океан! Более того, в 1742 году ни один из этих кораблей не смог выйти в море, когда возник конфликт со Швецией и малочисленный флот противника пытался блокировать Балтийское море.

Подводя итоги вышесказанному, хочется вернуться к тому, с чего эта статья начиналась – Петр 1 по справедливости должен быть назван в исторических учебниках разрушителем флота, но никак не его создателем. Хотя, справедливости ради необходимо отметить, что сам царь пытался сделать из России великую морскую державу, но это было не в его силах. Флот Петра 1 был слаб и кроме одной победы над достаточно слабой Швецией, ничего не добился. Царь посчитал, что за год западного посольства постиг все тонкости кораблестроения, но это было не так. В результате Россия после Петра вовсе осталась без флота, и только через 100 лет началось новое строительство кораблей, которые строились по правильной технологии и действительно служили интересам государства.


Создание военно-морского флота при Петре 1 стало одним из ключевых событий его царствования, которое продолжалось с 1689 по 1725 год. В начале правления он получил опыт строительства кораблей на Плещеевом озере, а затем последовало строительство судоверфи на Дону в Воронеже и строительство фрегатов в Архангельске. Однако основным флотом петровского периода стал Балтийский.

Пётр I и кораблестроение

Ещё в период регентства царевны Софьи у Петра I появился интерес к судостроению и кораблям. В 1688 году плавал по реке Яуза на старом английском ботике.

Пётр I

Рис. 1. Пётр I.

К 1696 году в царстве Русском было построено некоторое количество судов по причине похода на турецкую крепость Азов. В нём приняли участие следующие корабли:

  • 1300 стругов;
  • 23 галеры;
  • 4 брандера;
  • 2 линейных корабля.

Местом строительства кораблей стало Адмиралтейство в Воронеже. Из Дона корабли выходили в Азовское море. Азовский флот был ликвидирован после поражения Петра I в Прутском походе 1711 года.

Флот при Петре I

Рис. 2. Флот при Петре I.

Строительство флота на Балтийском море

Особое значение для дальнейшей истории России имел построенный в рамках военной реформы Петра I балтийский флот. В 1702–1704 годах шло строительство галер на реках Луга и Сясь вблизи театра боевых действий Северной войны со Швецией.

В 1703 году был основан Санкт-Петербург, и он же стал главной базой балтийского флота до 1723 года, то есть до переноса в Кронштадт. В 1721 году война со Швецией завершилась подписанием Ништадтского мирного договора, и новые базы военно-морского флота разместились в портовых городах на присоединённых территориях — Выборг, Ревель, Рига.

На момент смерти императора Петра I, то есть к началу 1725 года, русский флот состоял из 130 парусных судов. В это число входили:

  • линейные корабли — 36;
  • фрегаты — 9;
  • брандеры — 5;
  • шнявы — 3;
  • вспомогательные суда — 77.

Помимо этого, был создан и гребной флот в составе 396 судов, в том числе:

  • галер и скампавей — 253.
  • бригантин — 143.

Высшим органом управления флотом стала созданная в 1718 году Адмиралтейств-коллегия. В 1720 году был составлен морской устав. Первым адмиралом флота стал Фёдор Апраксин. Первые военные победы русского флота относятся к 1714 и 1720 годам, разгром шведов под Гангутом и Гренгамом.

Судоверфи к концу царствования Петра I были в следующих городах: Воронеж, Казань, Архангельск, Олонец, Астрахань, Санкт-Петербург. Всего в Российской империи было 24 верфи. Офицеры военно-морского флота набирались из числа дворян, а матросы, наоборот, из простонародья, как и рекруты. Служба была пожизненной. Местом обучения офицеров стала Навигационная школа основанная в Москве в 1701 году.

Гангутская битва

Рис. 3. Гангутская битва.

Что мы узнали?

Кратко о рождении российского военно-морского флота можно сказать, что это было важным событием в эпоху петровских реформ. К 1725 году русский флот был сильнейшим на Балтийском море. Интересную информацию для детей об этом событии можно оформить в виде доклада или реферата.

Морским судам быть

Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упрощения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.

Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.

Морским судам быть

Божье провидение

России предстояла война со Швецией, и Петр I, обеспечив свой южный фланг, обратил взор на Балтику. Огромный и неоценимо важный опыт, полученный при строительстве Азовского флота, стал огромным заделом, который помог обеспечить победу нашей стране в долгой и трудной Северной войне со шведами. На Балтийском море русский флот сделал ещё больший шаг вперед. Несмотря на поражение и Прутский мир 1711 года с Турцией, по которому Азовский флот уничтожался, Россия стала военно-морской державой, великой державой. И последующие победы русского флота, и его славная история, стали наглядным тому подтверждением.

Создание флота было одним из самых значимых событий и реформ XVII века в России. Оно повлияло практически на все сферы внешней политики государства: от военной до торговой.

Предпосылки создания флота в России


В конце XVII века, после прихода к власти Петра I, началась всеобщая военная реформа. Была практически полностью изменена структура российской армии. И, зная любовь молодого царя к кораблестроению и судам, легко было предсказать то, что он захочет иметь флот в России.

Необходимость в мощной флотилии также укрепилась после неудачного азовского похода в 1695 году. Первые корабли строились на реке Воронеж, и в течение года было построено более тысячи судов, в том числе и 23 галеры. И уже в 1696 году русские взяли Азов. Однако Петр чувствовал, что необходимо совершенствовать корабли.

После небезызвестного Великого посольства в Европу 1697 году, где Петр I еще больше углублялся в науку кораблестроения и военное дело, посещал верфи и даже пробовал себя в роли корабельного плотника, царь еще больше убедился в необходимости укрепления и совершенствования российских кораблей.

События, в которых флот сыграл большую роль

Большую роль в развитии русского флота сыграла Северная война, из-за которой началось его усиленное строительство на севере страны.

Одно из самых известных морских сражений при мысе Гангут 27 июля 1714 года было выиграно и вскоре русский флот превзошел шведский в количестве практически вдвое.

Гренгамское сражение, выигранное российской эскадрой в 1720 году сыграло важное значение для прекращения Северной войны.

При Петре I русский флот и армия стали считаться одними из сильнейших во всем мире. И к концу правления императора для военного флота было построено еще 48 линейных кораблей, 800 галер и несколько тысяч небольших суден.

Значение создания флота

Роль флота в русско-турецких войнах

Наличие морских войск позволило более эффективно проводить многие сражения. Так, более успешно стали проводиться войны против Турции, целью которых было обеспечение Российской Империи выхода в море через проливы Босфор и Дарданелла.

Стоит вспомнить сражение в Чесменской бухте, которое произошло в 1770 году в рамках русско-турецкой войны 1768 – 1774 г. г. В этой знаменитой битве русский флот под командой А. Г. Орлова, Г. А. Спиридова и И. С. Грейга полностью уничтожил турецкую эскадру и блокировал корабли врага в Черном море.


А в войне 1787 – 1791 г. г. русский флот под командой адмирала Ф. Ф. Ушакова не только одержал ряд значимых побед в Керченском проливе, но и полностью уничтожил турецкий флот в битве у мыса Калиакрия.

Роль флота в борьбе против Наполеона

Под командой все того же легендарного Федора Ушакова русские морские войска в 1798 году штурмом взяли главную базу французов – остров Корфу. Также флотом от французов были освобождены Ионические острова. После этих побед греческое население с неподдельным восторгом встречало русских моряков. В 1799 г. флотов были также освобождены Неаполь и Рим.

Это лишь ряд великих побед русского флота, который по праву считался одним из самых сильнейших во всем мире. Его создание огромное значение в развитии Российского государства.

Читайте также: