Предоставление кратко и среднесрочных кредитов при дефиците платежного баланса государства

Обновлено: 20.05.2024

На Бреттон-Вудской конференции Объединенных Наций в Вашингтоне по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения Международного валютного фонда - МВФ. Наиболее существенный вклад в разработку концепции внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт - высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США.

Доллар - валюта, конвертируемая в золото, - стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютных интервенций и резервных активов. Национальная валюта США стала одновременно мировыми деньгами. До Бреттон-Вудской системы мировыми деньгами было золото, при этом много международных контрактов использовали для расчетов фунт стерлингов Великобритании.

Фактически, это привело к появлению Долларового стандарта международной валютной системы, основанной на господстве доллара. Точнее говорить о Золотодолларовом стандарте. В середине XX века США принадлежало 70 % всего мирового запаса золота.

Валютные интервенции рассматривались как механизм адаптации валютной системы к изменяющимся внешним условиям, аналогично передаче золотых запасов для регулирования сальдо платежного баланса при золотом стандарте. Курсы валют можно было изменять лишь при наличии существенных перекосов платежного баланса. Именно эти изменения валютных курсов в рамках твердых паритетов назывались ревальвацией и девальвацией валют.

Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года - официальная дата создания МВФ. Фонд начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2 500 человек из 133 стран. МВФ предоставляет кратко - и среднесрочные кредиты при дефиците платежного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание ее к международным финансовым потокам.

Международный Валютный Фонд – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. История создания Международного Валютного Фонда………………… 4
2. Основные цели, функции МВФ и структура органов управления……… 5
3. Основные механизмы кредитования……………………………………… 8
4. Кредитная деятельность МВФ……………………………………………. 11
5. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных
отношений………………………………………………………………….

Работа состоит из 1 файл

Реферат по мировой экономике.doc

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической теории

по дисциплине Мировая экономика

Международный Валютный Фонд – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

Первоначально Фонд кредитовал преимущественно Западные страны. В середине 70-х гг. промышленно-развитые и развивающиеся государства получили от него примерно равные суммы, а с 80-х годов МВФ переключился почти целиком на кредитование последних. Этот поворот, в значительной степени, обусловлен тем, что получение кредитов Фонда в основном связанно с принятием определенных обязательств в области макроэкономической политики. Поэтому западные страны предпочитают заимствовать ресурсы на покрытие дефицита платежного баланса на мировом рынке ссудных капиталов.

Ни одна другая международная организация не подвергалась столь резкой критики со стороны развивающихся стран как МВФ. Фонд оказывает сильное воздействие на социально-экономические процессы в этих регионах, особенно в условиях долгового кризиса. Однако без активного вмешательства Фонда в долговой кризис последствия его для развивающихся стран и мировой кредитной системы было бы гораздо более серьезным.

1. История создания МВФ

Международный валютный фонд, МВФ [International Monetary Fund (IMF)] — это, прежде всего, специализированное учреждение Организации Объединенных Наций (ООН), со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Стоит заметить, что хотя МВФ создан при поддержке ООН, он является независимой организацией.

Международный Валютный Фонд был, создан сравнительно недавно – на Бреттон-Вудской конференции, по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ).

Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс , возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США . Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы . В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 187 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным финансовым потокам.

2. Основные цели и функции МВФ и структура органов управления

Основными целями Международного Валютного Фонда являются:

Основные функциями МВФ являются:

  1. содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  2. расширение мировой торговли
  3. кредитование
  4. стабилизация денежных обменных курсов
  5. консультирование стран дебиторов
  6. разработка стандартов международной финансовой статистики
  7. сбор и публикация международной финансовой статистики

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (специальная единица на право заимствования) (на январь 2011 года , 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США ). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2010 года ) обладают: США — 17,8 %; Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %; Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Италия — 4,18 %; Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,75 %.

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции:

  • направляет деятельность Исполнительного совета;
  • вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ;
  • представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ.

Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда.

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету ( англ. Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя ( англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. — около 2478 человек из 143 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.) — Доминик Стросс-Канн (Франция), его первый заместитель — Джон Липски (США).

Глава постоянного представительства МВФ в России — Невен Матес.

Управляющий. Избранный Исполнительным Советом, Управляющий МВФ возглавляет Исполнительный Совет и является главой персонала организации. Под управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть переизбран на последующий срок.

Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ демонстрации самых высоких стандартов профессионализма и технической компетентности, и отражает интернациональность организации. Приблизительно 125 наций представлены среди 2,300 сотрудников организации.

3. Основные механизмы кредитования

Международный Валютный Фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Характеристика Международного Валютного Фонда……………. 4
Структура органов управления……………………………………….7
Кредитная деятельность МВФ………………………………………..11
Роль МВФ в регулировании международных
валютно-кредитных отношений………………………………………13
Заключение……………………………………………………………..15
Список использованных источников…………………………………17

Работа содержит 1 файл

шамрай.docx

Характеристика Международного Валютного Фонда……………. 4

Структура органов управления……………………………… ……….7

Кредитная деятельность МВФ………………………………………..11

Роль МВФ в регулировании международных

Список использованных источников…………………………………17

Международный Валютный Фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно- кредитных отношений между государствами– членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью–Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которое является его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 года; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года.

В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался:

· В 1969 году с введением системы СДР;

· В 1976 году с созданием Ямайской валютной системы;

· В ноябре 1992 года с включением санкции — приостановки права участвовать в голосовании — по отношению к странам не погасившим свои долги Фонд

1. Характеристика Международного Валютного Фонда

Международный валютный фонд, МВФ - наиболее влиятельная международная организация, регулирующая международную макроэкономику.

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным финансовым потокам.

Первоначально МВФ задумывался как механизм наблюдения за системой фиксированных валютных курсов, но постепенно трансформировался в международную организацию, основная цель которой – достижение стабильности в международной экономике. Деятельность МВФ основана на монетарном подходе к регулированию экономической деятельности, что достигается через выполнение организацией следующих основных функций:

  • Надзор (surveillance) — функция МВФ, предусматривающая его право осуществлять наблюдение за политикой стран-членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Каждая страна обязана предоставлять МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, могущие повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению.
  • Финансовая помощь (financial assistance) — использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую намерения правительства по преодолению этих трудностей. Финансовые ресурсы МВФ состоят из собственных ресурсов (взноса каждой страны в уставный капитал МВФ в соответствии с квотой), процентного дохода за пользование ресурсами МВФ, а также ряда заемных средств. Кредит МВФ представляет собой покупку иностранной валюты за национальную; возврат кредита - обратный обмен. Кредиты МВФ выдаются долями (траншами). Использование финансовых ресурсов МВФ предусматривает их выделение частями по мере выполнения страной согласованной с МВФ программы экономических реформ. Кредитные транши (начиная со второго) могут быть получены только в случае выполнения установленных в этой программе критериев. Данное свойство траншей МВФ называют обусловленностью финансирования. Все виды доступа к финансовым ресурсам МВФ основаны на выполнении странами определенных условий, которые разрабатываются совместно экспертами МВФ и правительством страны в рамках программы экономических реформ, направленной на преодоление трудностей с платежным балансом.
  • Техническая помощь (technical assistance) — содействие МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров. Техническая помощь осуществляется через направление миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2-3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов.
  • Выпуск специальных прав заимствования, СДР (special drawing rights, SDR) — международных резервных активов, созданных МВФ в 1969 г. и периодически распределяемых между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ. В международной экономике СДР, составляя примерно 2% мировых резервов, выполняют функции 1) международных резервов наряду с золотом и иностранной валютой 2) расчетной единицы, которая используется МВФ и некоторыми другими международными организациями, 3) валюты фиксации валютного курса в некоторых странах, 4) деноминатора ряда частных финансовых инструментов.

Официальные цели МВФ:

4) оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

2. Структура органов управления

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,8 %; Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %; Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Италия — 4,18 %; Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 промышленно развитых государств (страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,75 %.

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда Joint IMF — World Bank Development Committee).

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя ( англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на сентябрь 2004 г. — около 2700 человек из более чем 140 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.) — Доминик Стросс-Канн (Франция), его первый заместитель — Джон Липски (США).Глава постоянного представительства МВФ в России Невен Матес.

Квоты, определяющие финансовый доступ и количество голосов стран-членов.

Каждый член МВФ имеет свою квоту (долю), выраженную в СДР, которая равна участию страны-члена в МВФ. Квота, которая была придумана для отражения отношения размеров экономики стран-членов, является базовым элементом во взаимоотношениях финансового и организационного характера стран-членов и Фондом. Она определяет количество голосов, имеющихся у страны-члена МВФ, и равна 250 "базисных" голосов, которые предоставляются каждой стране, участвующей в Фонде плюс 1 голос за каждые 1000,000 СДР.

Квота также определяет сумму подписки страны на капитал МВФ и возможность использования ресурсов Фонда. Страна-участник обязана оплатить 25% от величины своей подписки в СДР или в валюте других стран-участниц, определяемой МВФ, согласно уставу; остаток страна оплачивает в своей валюте.

Развитие формул квот.

Первоначально квоты стран-членов МВФ определялись, но не напрямую, согласно Бреттон-Вудской формуле. Основными переменными этой формулы были такие показатели как годовые импорт и экспорт, золотые запасы и долларовые балансы, национальный доход. Эти показатели служили базисом для исчисления квот до 60-х годов.

В 1963 г. Бреттон-Вудской формула была пересмотрена, а также были добавлены новые формулы.

Взятые вместе, они использовались как помощники в определении начальных квот новых членов и увеличении квот старых участников. Эти формулы объединяют экономические показатели, описанные выше, а также текущие доходы, текущие расходы, а также показатели связанные с экспортом и импортом.

В начале восьмидесятых МВФ упростил процедуры расчета квот и усовершенствовал экономические данные, используемые в формулах.


Фото: ссылка


двойной клик - редактировать изображение

1. Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) – специализированное учреждение ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Объединяет 189 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 государств.

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций.

В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным государствам, МВФ может давать кредиты любой из своих государств-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся государств неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлено не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.


двойной клик - редактировать изображение

2. На Бреттон-Вудской конференции Объединённых Наций по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории Джон Мейнард Кейнс, 1-й барон Кейнс (англ. John Maynard Keynes, 1st Baron Keynes, 5 июня 1883 года, Кембридж, Кембриджшир, Англия, Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии – 21 апреля 1946 года, поместье Тилтон, Сассекс, Англия, Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии), возглавлявший британскую делегацию, и американский экономист, представитель и высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США Гарри Декстер Уайт (англ. Harry Dexter White, 9 октября 1892 года, Бостон, Массачусетс, США – 16 августа 1948 года, Фитцуиллиам, Чешир, Нью-Гэмпшир, США). Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года – официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит.

Среди директоров-распорядителей МВФ были:

бельгиец Камилль Гутт (нем. Camille Gutt, 14 ноября 1884 года, Брюссель, Брюссель – столичный регион, Бельгия – 7 июня 1971 года, Брюссель, Брюссель – столичный регион, Бельгия), урождённый Камилль Гуттенштейн (нем. Camille Guttenstein), 6 мая 1946 года – 5 мая 1951 года);

испанец Родриго де Рато и Фигаредо (исп. Rodrigo de Rato y Figaredo, 18 марта 1949 года, Мадрид, Мадрид, Испания, 7 июня 2004 года – 1 ноября 2007 года);

немец Хорст Кёлер (нем. Horst Köhler, 22 февраля 1943 года, Скербешув, Замойский повят, Люблинское воеводство, Генерал-губернаторство (Польша), 1 мая 2000 года – 4 марта 2007 года);

2 шведа Ивар Роот (швед. Ivar Rooth, 2 ноября 1888 года, Стокгольм, Стокгольм, Швеция – 27 февраля 1972 года, Лидингё, Стокгольм, Швеция, 3 августа 1951 года – 3 октября 1956 года) и Пер Якобссон (швед. Per Jacobsson, 5 февраля 1894 года, Танум, Вестра-Гёталанд, Швеция – 5 мая 1963 года, Лондон, Англия, Соединённое Королевство, 21 ноября 1956 года – 5 мая 1963 года);

5 французов Пьер-Поль Швейцер (франц. Pierre-Paul Schweitzer, 19 мая 1912 года, Страсбург, Эльзас-Лотарингия, Германская империя – 2 января 1994 года, Женева, Швейцария, 1 сентября 1963 года – 31 августа 1973 года), Жак де Ларозьер де Шампфё (франц. Jacques de Larosi è re de Champfeu , 12 ноября 1929 года, Париж, Иль-де-Франс, Франция, 17 июня 1978 года – 15 января 1987 года), Мишель Камдессю (франц. Michel Camdessus, 1 мая 1933 года, Байонна, Атлантические Пиренеи, Новая Аквитания, Франция, 16 января 1987 года – 14 февраля 2000 года), Доминик Гастон Андре Стросс-Кан (франц. Dominique Gaston André Strauss-Kahn, 25 апреля 1949 года, Нёйи-сюр-Сен, О-де-Сен, Иль-де-Франс, Франция, 1 ноября 2007 года – 18 мая 2011 года) и Кристин Мадлен Одетт Лагард (франц. Christine Madeleine Odette Lagarde, урождённая Лалуэтт (франц. Lallouette), 1 января 1956 года, Париж, Иль-де-Франс, Франция, с 5 июля 2011 года).


двойной клик - редактировать изображение

3. В соответствии со статьёй 1 соглашения МВФ ставит перед собой следующие цели:

способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;

содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счёт этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики;

поддерживать стабильность валют и упорядоченный валютный режим среди государств-членов, а также избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;

оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;

за счёт временного предоставления общих ресурсов фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне;

в соответствии с вышеизложенным сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.


двойной клик - редактировать изображение

4. Основные функции МВФ:

содействие международному сотрудничеству в денежной политике;

расширение мировой торговли;

стабилизация денежных обменных курсов;

консультирование государств-дебиторов (должников);

помощь в подготовке экономических кадров;

разработка стандартов международной финансовой статистики;

сбор и публикация международной финансовой статистики.


двойной клик - редактировать изображение

5. Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждое государство-член представлено управляющим и его заместителем. Обычно это – министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета управляющих входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение государств-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд. СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 долл. США). Формируется за счёт взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % – в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между государствами-членами в руководящих органах МВФ.

Исполнительный совет (англ. Executive Board), который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь государств с наибольшими квотами в Фонде – США, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, КНР, Саудовская Аравия и Россия. Остальные 176 государств организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Примером такой группы государств может служить объединение государств-бывших среднеазиатских республик СССР под руководством Швейцарии, которое получило название Гельветистан. Часто группы формируются государств со схожими интересами и обычно из одного региона, например, франкоязычные государства Африки.

Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 год) обладают: США – 17,08 % (16,407 % – 2011 год); Германия – 5,99 %; Япония – 6,13 % (6,46 % – 2011 год); Соединённое Королевство – 4,95 %; Франция – 4,95 %; Саудовская Аравия – 3,22 %; КНР – 2,94 % (6,394 % – 2011 год); Россия – 2,74 %. Доля 15 государств участниц Европейского Союза – 30,3 %, 29 государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных государств, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК, англ. International Monetary and Financial Committee, IMFC ). C 1974 года до сентября 1999 года его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию – Объединенный министерский комитет Советов управляющих Всемирного банка и Фонда (англ. Joint IMF – World Bank Development Committee).

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов государствам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director) , который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 года – около 2478 человек из 143 государства). Как правило, он представляет одно из европейских государств. Директор-распорядитель (с 5 июля 2011 года) – Кристин Лагард (Франция), её первый заместитель – Джон Липски (США).

6. Основные механизмы кредитования

6.3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (англ. Stand-by Arrangements) (с 1952 года) обеспечивают государству-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговорённых условий государство может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со государствами-членами о резервных кредитах. С 1950-х годов и до середины 1970-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года – до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

7. МВФ (как и Всемирный банк) часто критикуют различные учёные и политики. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский характер действий и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций.

МВФ предоставляет займы с выдвижением ряда требований – свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе естественных монополий – железнодорожный транспорт и коммунальные услуги), минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы – на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и тому подобное; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и тому подобное.

По утверждению канадского экономиста, окончившего университет в Манчестере и получившего степень Phd. D. в университете Северной Каролины (США), работавшего профессором экономики в университете Оттавы Мишеля Чосудовского (англ. Michel Chossudovsky, 1946 год):

Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии в 1980-х годах, ушла на обслуживание этого долга и решение проблем, вызванных выполнением рецептов МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. чел.

В 1989 году МВФ предоставил Руанде заём при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (поддержка является нормой во многих государствах мира, включая и США) и проведёт девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов населения и, как следствие, кровавую гражданскую войну между хуту и тутси, в которой погибло более полутора миллионов человек.

В 1980-е годы из-за резкого падения цен на нефть рухнула мексиканская экономика. МВФ стал действовать так: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и тому подобное. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из государства ушло около 45 млрд. долл. США. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Государству вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились.

В результате реформ Мексика – государство, где впервые была одомашнена кукуруза – стала её импортировать. Полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления государства в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику.

Предложение взять, а потом выплачивать внешний долг в иностранной валюте ведёт к ориентации экономики исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как это было во многих государствах Африки, на Филиппинах и так далее).

Экономист индийского происхождения, п рофессор Ашока Моди (англ. Ashoka Mody, 14 января 1956 года) отмечает несостоятельность экономических прогнозов МВФ. Так, указывает он, за полгода-год до каждого серьёзного кризиса за последние 20 лет – от мексиканского в 1994 – 1995 годах до коллапса мировой финансовой системы в 2008 году, прогнозы МВФ предусматривали стабильность и её продолжение. А. Моди приводит пример, что внутренний отдел оценок МВФ критиковал Фонд за неспособность заметить ипотечный кризис в США даже в его разгаре.

МВФ – что это за организация и на каких условиях она выдаёт кредиты?

В последнее время мы всё чаще стали слышать в СМИ информацию о том, что МВФ в очередной раз выделил какой бы то ни было стране кредит в несколько миллиардов долларов. Попробуем разобраться, что это за структура и на каких условиях она даёт деньги?

Что такое МВФ?

Справочник Википедия даёт следующее определение данного понятия:

Международный валютный фонд, (МВФ) — специализированное учреждение Организации объединённых наций (ООН) с главным офисом в городе Вашингтон, США. 189 стран являются членами МВФ, в его структурах работают 2500 человек из 133 государств мира. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором определённых условий и рекомендаций. Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий, в итоге, направлено не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

На каких условиях МВФ даёт деньги?

Система кредитования МВФ достаточно гибкая. Ими разработаны различные кредитные инструменты. Каждый инструмент адаптирован для конкретной ситуации и конкретного государства. Например, страны с низкими доходами могут рассчитывать на льготные условия кредитования:

Страны с низкими доходами могут заимствовать средства по льготным процентным ставкам через:

Бывают случаи, когда МВФ выделяет кредиты для экстренной помощи государствам (входящим в его состав), которые имеют острые потребности в урегулировании своих платежных балансов. Для таких случаев применяется нулевая процентная ставка. Взамен ВМФ просит проведения ряда реформ, в частности повышение пенсионного возраста, отказ от государственного регулирования коммунальных тарифов, урезание системы здравоохранения. Например, таковы были условия для Украины.

Разумеется, организация выделяет кредиты не только тем государствам, которые находятся в критическом финансовом положении. Правда в таком случае применяется рыночная процентная ставка:

В случае всех нельготных механизмов действует рыночная процентная ставка МВФ. Она называется ставкой сборов, и по крупным займам (свыше лимитов) взимается дополнительный сбор.

Ставка сборов основана на процентной ставке по СДР (специальные права заимствования, СДР — особые деньги МВФ, представленные в виде валютной корзины из пяти резервных валют мира), которая пересматривается еженедельно для учета изменений в краткосрочных ставках на основных международных денежных рынках. Сумма, которую страна может занять у МВФ — известна как лимит доступа, — меняется в зависимости от вида кредита, но обычно она является кратной квоте страны в МВФ.

В целом кредиты МВФ в основном направлены на структурные перестройки. Процентная ставка по ним не превышает 0,5% годовых . Перед предоставлением кредитов стороны разрабатывают совместно среднесрочный план экономического развития. Срок погашения кредитов варьируется от 5 до 10 лет.

Читайте также: