Предметы ведения и полномочия рф кратко

Обновлено: 02.07.2024

Определим предмет ведения Российской Федерации.

Предмет ведения Российской Федерации формируют полномочия, которые закреплены за РФ в Основном законе.

Согласно положениям статьи 71 Конституции России предмет ведения РФ составляют следующие правомочия:

– принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением;

– федеративное устройство и территория Российской Федерации;

– регламентирование и защита прав и свобод человека, а также прав национальных меньшинств

– разрешение вопросов гражданства Российской Федерации;

– определение и формирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также порядка их организации и деятельности;

– непосредственно федеральная государственная собственность и механизм управления ею;

– разработка основ федеральной политики и программ в сфере государственного, экономического, социального, культурного, национального и экологического развития РФ;

– установление правовых основ функционирования и развития единого рынка;

– финансовое, кредитное, валютное и таможенное регулирование, а также денежная эмиссия и основы ценовой политики;

– федеральные экономические службы;

– федеральные бюджет, сборы и налоги, фонды регионального развития;

– федеральные энергетические системы, а также ядерная энергетика;

– внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры, а также вопросы войны и мира;

– внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

– оборона и безопасность, производство вооружения, установление порядка купли-продажи оружия, боеприпасов, военной техники и иного военного имущества;

– вопросы производства ядовитых веществ и наркотических средств, а также порядка их использования;

– регламентация статуса и защиты государственной границы, воздушного пространства, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации;

– система судоустройства и прокуратуры;

– уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

– решение вопросов амнистии и помилования;

– правовое регулирование интеллектуальной собственности;

– официальный бухгалтерский и статистический учет;

– федеральная государственная служба;

– государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

– метеорологическая служба, стандарты и эталоны, метрическая система и исчисление времени, картография, геодезия, наименования географических объектов;

– федеральное коллизионное право.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы (ФКЗ) и федеральные законы (ФЗ), которые отличаются прямым действием на территории всей РФ. При этом ФЗ не могут противоречить ФКЗ и устанавливать новые элементы предмета ведения Российской Федерации.

В пределах предмета ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения с субъектами РФ общегосударственные и региональные органы исполнительной власти формируют единую систему исполнительной власти в России.

Для осуществления своих полномочий общегосударственные органы исполнительной власти могут создавать территориальные органы и соответственно назначать должностных лиц.

По соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ федеральные органы могут передавать им на осуществление часть своих полномочий в случаях, если это не противоречит положениям Конституции и ФЗ.

По соглашению с федеральными органами исполнительной власти региональные органы вправе передавать им на осуществление часть полномочий из своего предмета ведения.

Президент и Правительство обязаны обеспечивать осуществление общегосударственными органами власти полномочий из своего предмета ведения на всей территории РФ в полном соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти ;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования ;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных ;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности ;

п) федеральное коллизионное право;

р) метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; метеорологическая служба; официальный статистический и бухгалтерский учет ;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации .

В соответствии с частью 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется статьями 71, 72, 73 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации в не пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Предметы ведения РФ — объекты сферы деятельности РФ как государства — закреплённый в КОНРФ и положениями Федеративного договора круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти

Федеративный договор -Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ.

К предметам ведения РФ относится сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено исключительно к компетенции РФ. К ним относится то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

В статье 71 КОН РФ приводится перечень исключительных предметов ведения РФ, который является исчерпывающим:

а) принятие и изменение КОНРФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория РФ;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

к) внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения РФ;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания РФ;

т) федеральная государственная служба.

Указанные в статье 71 КОН РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных ФЗ для внесения поправок в Конституцию РФ. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти.

Эволюция государственного устройства РСФСР и РФ.

РФ на протяжении многих веков прошла множество важнейших этапа развития: раннефеодальное государство, феодально-раздробленное государство, централизованное государство, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, конституционная монархия, советский строй, современная федеративная республика.

До 1917 г. РФбыла по форме правления монархией, а по форме территориального устройства — унитарным государством.

В 1906 г. были приняты Основные законы Российской Империи, закрепляющие положение всех звеньев верховной власти. Статья 4 устанавливала; "императору России принадлежит верховная самодержавная власть". Эта власть не признавалась неограниченной, а совмещалась с парламентаризмом. Законотворческую деятельность император осуществлял совместно с ГД и Государственным советом, которому был придан статус второй палаты парламента.
РФкак унитарное государство имела одну единую систему государственной власти, единую систему законодательства, существовали в тот период только территориально-административные единицы, политико-территориальные — отсутствовали.

По КОН РСФСР 1918 г. государственное устройство носило федеративный характер, субъектами были национальные республики, и областные союзы, состоящие из нескольких национальных областей. Высшим органом власти провозглашался Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал Всероссийский Исполнительный Комитет (ВЦИК), который формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров (СНК).

Изначально федерация в России была сложной по своему составу и сочетала унитарно-административный принцип объединения административных единиц с автономным принципом объединения национальных субъектов, который, в свою очередь, реализовывался в виде различных по правовому статусу образований.

По форме государственного режима советское государство соответствует понятию тоталитарный режим, т к в наличие следующие признаки: полный контроль государства над общественной жизнью, огосударствование общественных организаций, отсутствие реальных прав и свобод, примат государства над правом, диктатура одной партии, преследование за религиозные и иные убеждения и т.д

В РСФСР было три вида субъектов: автономные республики, автономные области, автономные(национальные) округа. Если в других федерациях субъекты были однопорядковы, равны, то в

РСФСР- множество неравноправных субъектов- ассиметрия. Развивалась как ассиметричная федерация.

В РСФСР собственную конституцию имели только АССР. Статус автономной области, автономных округов устанавливался законами РСФСР.

Так все было очень долго.

Первый Съезд народных депутатов в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12.06.1990) признал необходимость расширения прав республик, автономных образований, краев и областей. После распада СССР началась борьба вокруг государственного устройства РФ. В итоге был разработан Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами. В дополнении к ним был подписан Протокол к Федеративному договору с суверенными республиками и Протокол к договору к краями, областями, городами федерального значения.

Положения Федеративного договора получили одобрение шестого Съезда народных депутатов, и его положения были включены в действующую Конституцию РСФСР. Одновременно шла работа над конституцией 1993 года. КОН РФ принята 12 декабря 1993 года.

Рассказать как у нас по КОН теперь.

Статья 2. Основные понятия, используемые для целей настоящего Федерального закона

1. Предмет ведения Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации исключительно к компетенции Российской Федерации.

2. Предмет совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (далее - предмет совместного ведения) - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов Российской Федерации.

3. Предмет ведения субъекта Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации к компетенции субъектов Российской Федерации.

4. Компетенция органа государственной власти - совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

5. Полномочия органа государственной власти - права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно - властных действий.

6. Договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий (далее - договор) - правовая форма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Соглашение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий (далее - соглашение) - правовая форма передачи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации друг другу осуществления части своих полномочий.

8. Уполномоченное лицо субъекта Российской Федерации - лицо, уполномоченное конституцией (уставом) или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации представлять субъект Российской Федерации.

Читайте также: