Предметы и объекты исследования гигиены кратко

Обновлено: 07.07.2024

Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружаю­щей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осущест­вление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает, оптималь­ные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Сам термин гигиена происходит от феческого слова hygienos, что значит "целебный, приносящий здоровье".

Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, ги­гиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

Необходимо различать термины "гигиена" и "санитария".

Гигиена - это наука, а санитария - совокупность практических меро­приятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии.

Предмет гигиены хорошо раскрывается в ее определении.

Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здо­ровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направле­ния:

1) Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и соци­альных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответст­вующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.

2) Разработка средств и способов, направленных на повышение сопро­тивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

3) Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается не­посредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:

1. Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описа­ния". При этом обычно заполняются санитарные карты.

2. Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).

3. Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моде­лях.

В 1844 г. М. Леви (Париж) был создан первый учебник но гигиене.

В 1854 г. Парке (Лондон) выпустил в свет пособие по эксперименталь-

В 1848 году в Англии был издан первый в мире закон об общественном вии и создано первое в мире государственное учреждение по охране здо-я. Среди выдающихся деятелей общественной медицины того времени >ой место занимает Джон Саймон - санитарный врач и хирург, один из (вэположников общественной гигиены в Англии. •-Саймон создал крупную школу английских общественных врачей, деяте-санитарного и санитарно-промышленного надзора. Вместе со своими со-никами он изучал причины смертности рабочих в связи с условиями их а, санитарным состоянием их жилища, питанием и тд. Организованные группой Саймона обследования, проводились с целью ения таких важных гигиенических проблем как общесанитарное состоя-промышленных центров, условия труда и профессиональные заболевания, ащные условия, питание, эксплуатация труда женщин и. детей, детская >тность, связанная с вынужденным участием женщин-матерей в промыш-юм производстве.

Развитие промышленности и успехи естествознания способствовали раз-го экспериментальной гигиены, основоположником которой явился не-сий врач Макс Петтенкофер (1818 - 1901).

Назначенный в 1853 году ординарным профессором, Макс Петтенкофер лупил к созданию специальной, самостоятельной гигиенической кафед-которая официально была открыта в 1865 году в Мюнхенском универси-

По инициативе ученого и его планам в Мюнхене в 1875 году был по­ен первый гигиенический институт, который послужил примером для уч-дений такого рода и явился центром развития гигиенической науки. Макс Петтенкофер справедливо признается основоположником совре-юй научной экспериментальной гигиены. До него эта дисциплина носила ■и исключительно характер личной гигиены, занималась разработкой, игандой правил и советов, касающихся сохранения здоровья и продления юй жизни.

Со времени Макса Петтенкофера гигиена получила направление как :а об общественном здоровье и общественных мерах его сохранения и :пления.

Макс Петтенкофер первым применил точные-методы естественных наук учению окружающей среды - воздуха, воды, почвы, жилища, одежды и ее ния на организм человека и здоровье населения.

При этом ученый не только вооружил гигиену лабораторными способами [едования, но и разработал ряд крупных гигиенических проблем, подняв ену на уровень точной экспериментальной науки. Ученый разрабатывал проблему воздуха жилища во всех ее аспектах.

Следует отметить, что Макс Петтенкофер возражал против решающей роли микробного фактора, защищаемой Р. Кохом и возглавляемой им бакте­риологической школой.

В 1882 году Макс Петтенкофер выпустил многотомное руководство по

Влияние Макса Петтенкофера на развитие гигиены во всех европейский странах огромно. По примеру Мюнхена кафедры гигиены стали создаваться во всех университетах. Как правило руководители вновь создаваемых гигие­нических кафедр считали своим долгом посетить Мюнхен и поработать в ги­гиенической лаборатории Макса Петтенкофера. В их числе были и наши первые научные деятели в области гигиены - Доброславин, Эрисман, Суббо­тин, Судаков и другие.

Развитие гигиены в России. Виднейшие представи­тели.

Основоположник отечественной терапии М. Я- Мудрое подчеркивал не­обходимость заботиться о здоровье "людей здоровых, предохранить их от бо­лезней. ".

Н. Г. Захарьин говорил о необходимости включения гигиены в меди­цинское образование и, более того, утверждал, что гигиена является "важнейшим предметом деятельности всякого практического врача".

Великому хирургу Я. И. Пирогову принадлежат слова о том, что "будущее принадлежит медицине предохранительной".

Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении.

Сначала гигиена в России преподавалась в виде курса при кафедре су­дебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии.

В 1871 году А. П. Доброславиным была создана первая в России само­стоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал пер­вую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для после­дующего развития отечественной гигиены.

В 1882 году кафедра гигиены была создана в Московском университете. Руководителем кафедры был Ф. Ф. Эрисман. Эрисман представял общест­венное направление в гигиене. Известны учебники Эрисмана по гигиене, его -труды по школьной, профессиональной гигиене, гигиене питания.

Одним из учеников Эрисмана был выдающийся ученый Г. В. Хлопин. Он создал большую школой гигиенистов, возглавлял кафедры гигиены, в том числе в нашем университете (Женском медицинском институте) с 1904 года. Хлопин является автором ряда учебников по гигиене и монографий по раз­личным проблемам гигиены.

Учеником Хлопина был В. А. Углов, который также работал в 1 ЛМИ.

Он работал в области коммунальной гигиены, гигиены питания, военной гигиены.

В советский период огромный вклад в гигиену внесли такие ученые как Н. А. Семашко, А. Н. Сысин, Ф. Г. Кротков, А. Н. Марзеев, А. В. Мольков, А. А. Летавет, Л. К. Хоцянов.

Общая гигиена - это медико-биологическая наука, которая занимается изучением общих закономерностей влияния различных факторов окружающей среды (как природных, так и социальных) на показатели здоровья отдельного человека и общественного здоровья, на основе полученных данных разрабатывает и обосновывает санитарные правила и мероприятия и гигиенические нормативы, что является необходимым условием для обеспечения наиболее оптимальных условий для жизнедеятельности человека, укрепления и сохранения его здоровья и профилактики (предупреждения) различных патологических состояний и заболеваний.

Этимология названия данной науки связана с греческой мифологией, а именно с Hygieinos – богиней и символом здоровья, которая была дочерью Эскулапа. В переводе слово «hygienos « означает " приносящий здоровье, целебный".

В качестве предмета изучения общая гигиена рассматривает закономерности взаимодействия различных социальных и природных факторов окружающей среды и человеческого организма. При этом исследуются причинно-следственные связи в системе взаимоотношений " здоровье человека -внешняя среда ", ведь зачастую многие случаи болезней, различных нарушений здоровья и патологических состояний, а также преждевременного старения организма происходят в результате взаимодействия человека с неблагоприятными для его здоровья факторами внешней среды.

Для общей гигиены в качестве основных объектов изучения выступают внешняя среда и здоровый человек (либо социальная группа, либо популяция, либо население определенного региона).

Факторы внешней среды, оказывающие влияние на здоровье человека и популяции, по своему происхождению подразделяются на природные, бытовые и производственные.

Также факторы внешней среды можно разделить по их природе на физические (климатические условия, атмосферное электричество, микроклимат помещений, вибрация шум, ионизирующие и иные различные излучения и др.), биологические ( растения, микроорганизмы, животные, грибы, сюда же относятся конечные продукты их жизнедеятельности), химические (химический состав атмосферного воздуха природного ландшафта, служебных и жилых помещений), а также социально-бытовые (водоснабжение, питание, условия размещения, труда и отдыха человека).

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи общей гигиены

Основные задачи, которые ставит перед собой общая гигиена, это:

  • изучение различных факторов окружающей среды во всем их разнообразии (природных, социальных, антропогенных), вариантов возможного их воздействия по характеру и силе на состояние здоровья человека, его работоспособность и функциональное состояние;
  • рассмотрение вероятных взаимодействий и взаимосвязей в системе "человек- окружающая среда ";
  • прогнозирование возможных изменений санитарной обстановки и, следовательно, здоровья людей в результате воздействия на них изменившихся показателей факторов окружающей среды, а также разработка плана действий и мероприятий отдельно для каждой вероятной ситуации;
  • разработка гигиенических правил, норм и стандартов и их научное обоснование;
  • разработка плана мероприятий по устранению (или ограничению) воздействия на здоровье людей неблагоприятных факторов окружающей среды, а также максимально эффективного использования тех факторов, которые оказывают на здоровье положительное влияние;
  • работа по оздоровлению внешней среды и в целом осуществление мероприятий по охране природы.

Методы общей гигиены

В своих исследованиях и разработках общая гигиена может использовать различные методы.

К основным специфическим методам исследования общей гигиены относятся:

  1. Физические методы.
  2. Химические методы.
  3. Бактериологические методы.
  4. Метод санитарного исследования и описания.
  5. Гигиенический эксперимент.
  6. Экспресс – методы.
  7. Санитарно-статистические методы.
  8. Инструментально-лабораторные методы.

Далее расскажем несколько подробнее о каждом из них.

Физические методы применяются с целью определения различных многочисленных параметров окружающей среды, таких как, например, температура, атмосферное давление, скорость движения и влажность воздуха, уровень радиоактивного излучения, освещенность, уровень вибрации, шума.

Химические методы используются при определении химического состава воды, почвы, воздуха, пищевых продуктов.

С помощью бактериологических методов в практике гигиенических исследований становится возможным определение бактериальной загрязненности воздуха, почвы, пищевых продуктов, воды, спортивного инвентаря, одежды и обуви и других объектов внешней среды.

Метод санитарного исследования и описания необходим для комплексного изучения и оценки факторов окружающей среды. Этот метод включает в себя специальные программы (схемы), которые содержат вопросы, характеризующие обследуемый объект в гигиеническом отношении по различным интересующим параметрам (например, это могут быть школы, плавательные бассейны, стадионы и др.).

Инструментально-лабораторные методы дополняют метод санитарного обследования и описания, что позволяет охарактеризовать и оценить внешнюю среду количественно, а не только качественно. Эти методы в свою очередь могут быть химическими, физическими, физико-химическими, микробиологическими и др.

Экспресс-методы позволяют весьма быстро произвести нужное исследование, правда, с меньшими, но все же достаточными точностью и чувствительностью.

В ходе гигиенического эксперимента можно произвести оценку тех или иных характеристик окружающей среды, а также изучить особенности их воздействия на организм человека.

Санитарно-статистические методы позволяют изучить и оценить состояние здоровья определенной социальной группы людей или же всех жителей конкретного населенного пункта (района, области, республики и т.д.). Заключается этот метод гигиены в вычислении различных показателей, которые интересуют исследователя в ходе данной работы, это могут быть, например, характеристики физического развития, заболеваемость, демографические показатели (смертность, рождаемость, средняя продолжительность жизни и т.п.), патологическая пораженность определенными заболеваниями и группами заболеваний изучаемой выборки людей и многие другие.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Гигиена и экология человека

Тема: Предмет гигиены и экологии человека

1. Предмет гигиены и экологии человека. Содержание, связь с другими дисциплинами, междисциплинарными курсами.

2. Роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природную среду. Задачи гигиены и экологии. Разделы гигиены и экологии.

3. Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование. Профилактика, виды профилактики.

Гигиена (от греч. hygieinos — здоровый, целебный; Hygieia богиня здоровья у греков) — наука о здоровье, изучающая влияние факторов окружающей среды на человека, его работоспособность и продолжительность жизни.

Это профилактическая медицинская дисциплина, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

Задачи гигиены :

изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды и социальных условий, влияющих на здоровье населения (вредных);

разработка и научное обоснован гигиенических нормативов, правил, рекомендаций и т.п.;

максимальное использование положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды;

устранение неблагоприятно действующих факторов или ограничение их влияния на население до безопасных уровней;

внедрение и применение в хозяйственной деятельности человека разработанных гигиенических нормативов, правил, рекомендаций, указаний;

прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.

Экология (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и logos — слово, учение) как научная дисциплина о среде обитания живых организмов долгие годы была разделом биологии, изучающим взаимоотношения живой и неживой природы, биоты и окружающей среды. В настоящее время фундаментальная экология представляет систему наук, изучающих общие законы функционирования экологических систем как в природных условиях, так и в условиях интенсивного техногенного и антропогенного воздействия в процессе хозяйственной деятельности человека. Таким образом, экология становится наукой о взаимоотношениях природы и общества.

Экология человека — это не только накопление конкретных знаний, это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды).

Экология - сложная и многогранная наука. Условно ее можно разделить на различные направления. Ландшафтная экология изучает приспособление организмов к географической среде, формирование биоценотических комплексов различных ландшафтов, биологические характеристики этих комплексов, их влияние на среду обитания.

Еще одно направление экологии — исследование конкретных механизмов, с помощью которых осуществляется приспособление к изменчивым условиям среды, необходимое для бесперебойного функционирования биологических систем разного уровня. Это направление называют функциональной или физиологической экологи ей , как большинство адаптивных механизмов имеет физиологическую природу.

В последнее время все более широкое применение получает коли чественная экология , изучающая динамику отдельных экологических систем, их продуктивность, а также включающая математическое моделирование тех или иных экологических процессов.

В теоретическом плане большое значение имеет эволюционная экология , основные задачи которой — выявление экологических закономерностей эволюционного процесса, путей и форм становления видовых адаптаций, а также реконструкция экосистем прошлого Земли (палеоэкология) и выявление роли человека в их преобразовании (археоэкология).

Гигиена и экология основываются на фундаментальных теоретических науках: философии, физике, химии, математике, общей биологии, географии, геологии, нормальной и патологической физиологии. Гигиена включает ряд профилактических научных дисциплин: общую, коммунальную, радиационную, военную, военно-морскую, авиационно-космическую гигиену, гигиену труда, питания детей и подростков, общественного здоровья.

Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование

В практической деятельности используются следующие методы гигиенических исследований: гигиенического исследования и наблюдения, инструментально-лабораторные, гигиенического эксперимента, санитарной экспертизы, математико-статистического анализа, клинические, эпидемиологические методы и т.п.

1. Методы гигиенического исследования и наблюдения. Долгое время методы были почти единственными при изучении влияния услов ий на здоровье населения, сегодня они не потеряли своего значения и являются основными в практической деятельности врачей-гигиенистов.

2. Инструментально-лабораторные методы. Включают арсенал физических, химических, физиологических, биохимических, микробиологических и других методик исследования организма человека и объектов окружающей среды.

3. Методы гигиенического эксперимента. Используются главным образом в научных исследованиях, проводимых в лабораторных и натурных условиях.

5. Методы математико-статистического анализа. Дают возможность исследовать влияние того или иного фактора на человека или коллектив, определять достоверность результатов исследований, а также оценивать эффективность гигиенических рекомендаций.

6. Клинические методы. Находят широкое применение для определения не только выраженных клинических нарушений, но и преморбидных состояний у практически здоровых людей. Используют биохимические, иммунобиологические и другие тесты . Особое место занимают клинические методы при изучении профессиональных заболеваний рабочих, выявлении ранних признаков этих заболеваний и обосновании проведения профилактических мероприятий.

Современные принципы гигиенического нормирования факторов окружающей среды

На протяжении жизни человек постоянно подвергается воздействию разнообразных, меняющихся по интенсивности и продолжительности экспозиции физических, химических, биологических и социальных факторов окружающей среды.

Гигиеническое нормирование — установление в законодательном порядке безвредных (безопасных) для человека уровней воздействия вредных факторов окружающей среды: предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия физических факторов и др. Отсутствие гигиенического норматива, как правило, приводит к неконтролируемому, скрытому воздействию на человека потенциально вредных факторов.

В основе научной концепции гигиенического нормирования лежит всестороннее изучение общих закономерностей взаимоотношений организма человека и факторов окружающей среды различной природы, адаптационно-приспособительных процессов. При нормировании учитываются механизмы взаимодействия организма на различных уровнях (молекулярном, субклеточном, клеточном, органном, организменном, системном, популяционном) с комплексом благоприятных и неблагоприятных факторов антропогенного и естественного происхождения.

Несмотря на то что при гигиеническом нормировании химических веществ в некоторых средах (воде, почве) наряду с медико-биологическими показателями учитываются и экологические критерии, гигиенические ПДК не могут гарантировать отсутствия биоэкологических изменений (нарушения экосистем, влияния на популяции и виды различных биологических объектов). В связи с этим в последние годы во многих странах ведутся научные разработки в области экологического нормирования химических веществ. В настоящее время наряду с гигиеническими ПДК в нашей стране существуют ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения. Нормируются химический состав ирригационных вод, содержание вредных веществ в кормах, устанавливаются ПДК химических соединений в сточных водах, подаваемых на сооружения биологической очистки. Разработаны ПДК химических соединений в воздухе, направленные на защиту древесных растений.

Принципы гигиенического нормирования

1. Принцип гарантийности. Гигиенические нормативы при условии их соблюдения должны гарантировать сохранение здоровья человека.

2. Принцип комплексности. Этот принцип предполагает учет всего комплекса возможных неблагоприятных эффектов исследуемого фактора.

3. Принцип дифференцированности. В зависимости от социальной ситуации (мирного, военного времени) для одного и того же фактора могут устанавливаться несколько количественных значений или уровней.

4. Принцип социально-биологической сбалансированности. Гигиенический норматив вредного фактора должен регламентироваться с учетом пользы для здоровья при его соблюдении и вреда для здоровья, связанного с остаточным эффектом действия норматива и экономических затрат, с соблюдением этого норматива. Приоритет отдается показателям здоровья, а не экономическим выгодам.

5. Принцип динамичности. За установленными гигиеническими нормативами ведется наблюдение в динамике (в течение некоторого времени), периодически уточняются и, если необходимо, изменяются установленные пределы вредных факторов.

При соблюдении перечисленных принципов нормативы факторов не могут быть установлены в виде одной величины. Параметры того или иного фактора могут иметь дифференцированные количественные выражения, или уровни, укладывающиеся в некую зону с максимальными и минимальными значениями.

Уровень I — оптимальный (уровень комфорта), гарантирующий при воздействии отрицательных факторов сохранение здоровья человека при неограниченном времени воздействия.

Уровень II — допустимый, гарантирующий сохранение здоровья, работоспособности человека при действии отрицательных факторов в течение определенного отрезка времени.

Уровень III — предельно допустимый, при котором допускаются некоторое снижение работоспособности и временное ухудшение самочувствия.

Уровень IV — максимальный, или предельно переносимый, допускающий стойкое снижение здоровья, работоспособности, выхода из строя до 10% личного состава. Это уровень аварийных ситуаций и военного времени.

Уровень V — выживания, рассчитан на применение в исключительных случаях военного времени.

Уровень VI — нормирования искусственно формируемых сред. Например, нормативы дыхательных кислородно-азотных или гелиево-кислородных смесей, заменяющих обычную атмосферу; нормативы для компенсирующих костюмов, комбинезонов для космонавтов; избыточного давления для дыхания летчика в случае разгерметизации кабины самолета.

Принципы гигиенического нормирования нашли отражение в определении одного из ведущих гигиенических нормативов – предельно допустимой концентрации (ПДК).

ПДК химического соединения в окружающей среде — концентрация веществ, при воздействии которых на организм человека периодически или в течение всей жизни, не возникает соматических или психических заболеваний, изменений в состоянии здоровья, выходящих за пределы приспособительных физиологических реакций, обнаруживаемых современными методами сразу или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

Наряду с ПДК введены временные ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) и ориентировочные допустимые уровни (ОДУ).

Обоснование временных нормативов проводится с использованием ускоренных экспериментальных и расчетных методов по аналогии с ранее нормированными структурно близки соединениями.

При гигиенической оценке новых материалов и изделий разработаны и утверждены допустимые уровни выделения вредных веществ из полимерных материалов в контактирующие с ними среды (воздух, продукты питания), а также нормативы выделения химических веществ, образующихся в результате термодеструкции различных материалов.

Для неионизирующих излучений устанавливают предельно допустимый уровень (ПДУ) физического фактора в окружающей среде - величину некоего фактора, при воздействии которого на организм периодически или в течение всей жизни, не возникает изменений в состоянии здоровья, выходящих за пределы приспособительных физиологических реакций, обнаруживаемых современными методами в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

Для ионизирующих излучений регламентированы пределы доз (для персонала и населения) — наибольшие значения индивидуальной эквивалентной дозы за год, которая при равномерном воздействии в течение жизни не вызывает у работающих и населения неблагоприятных изменений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования.

Виды профилактики в практической деятельности медицинских работников

Выделяют несколько видов профилактики: первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика предполагает предотвращение возникновения заболеваний. Большинство гигиенических мероприятий, в том числе, гигиеническое нормирование воздействия факторов окружающей среды, предусматривают либо полное устранение вредного фактора, либо снижение его воздействия до безопасного уровня.

Вторичная профилактика предусматривает раннюю диагностику заболеваний у лиц, подвергшихся воздействию вредных факторов окружающей среды (раннее выявление препатологических состояний; тщательное медицинское обследование внешне здоровых людей, подвергаемых воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды или имеющих повышенный риск развития тех или иных заболеваний; медикаментозное лечение и другие меры, направленные предотвращение манифестации заболеваний). Вторичная профилактика включает такие паллиативные мероприятия, как индивидуальное и групповое антидотное питание, направленное на повышение резистентности организма, применение средств индивидуальной защиты, обучение населения приемам безопасной работы и жизни в неблагоприятных экологических условиях.

Третичная профилактика направлена на предупреждение ухудшения здоровья. Разработан комплекс мер (лечение и реабилитация) по предотвращению осложнений, которые могут возникать в ходе уже развивщегося заболевания. Это наименее эффективный, но, к сожалению, наиболее распространенный в традиционной практике клинической медицине способ профилактики.

Читайте также: