Предметность и рефлексивность самосознания сознание и язык кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проблема сознания — одна из наиболее трудных и загадочных. Перед взором человека предстает мир, разворачивается панорама бесчисленного множества предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных встречами с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т. д. И все, что дарит нам мир, все переживания, чувства и мысли проходят через нечто, называемое сознанием.

Содержание работы

1. Что такое сознание
2. Христианство: открытие внутреннего духовного мира
3. Сознание, самосознание и рефлексия
4. Структура и формы самосознания
5. Предметность и рефлексивность самосознания
6. Память

Файлы: 1 файл

Реферат философия.docx

5. Предметность и рефлексивность самосознания

Формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Важно отметить, что рефлексия — это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности.

Первое и, пожалуй, наименьшее существенное отличие состоит в том, что человек обладает словесной ( вербальной ) памятью, так как люди это единственные говорящие животные. Это означает возможность чему-то обучаться и что-то вспоминать без видимых поведенческих реакций. Уже то, что нам трудно представить себе жизнь без такой словесной памяти, говорит о неизмеримо большем богатстве нашей памяти по сравнению с памятью животных. У последних явно преобладает процедурная память, тогда как у человека - память декларативная, которая фактически формирует каждое наше действие и каждую мысль. Однако, клеточные механизмы декларативной памяти животных в принципе отличается от механизма вербальной памяти человека. Богатство ее у нашего вида с биологической точки зрения не более таинственно, чем способность почтового голубя находить дорогу за сотни километров от места выпуска.

Специфика нашей памяти гораздо больше связана с нашим общественным образом жизни и техническими средствами, создавшими мир, где информация записывается на папирусе, восковых табличках, бумаге или магнитных лентах, то есть мир искусственной памяти. Именно искусственной памяти мы обязаны тем, что имеем историю, тогда как у всех остальных живых существ есть только прошлое. и хотя биологические механизмы памяти у каждого отдельного человека точно такие же, как у других позвоночных, искусственная память раскрепощает наш мозг и в значительной степени определяет, что нам нужно и что мы можем запомнить. Многообразие современных средств памяти освобождает нас от необходимости помнить большое количество фактов и событий, поэтому многие из наших нейронов и синапсов, видимо, могут заняться другой работой.

Кроме того, искусственная память делает возможным третье важное отличие, а именно особое значение для всех нас коллективной памяти. У животных, не имеющих искусственной памяти, каждая особь живет в уникальном мире собственных воспоминаний, которые накапливаются с рождения до самой смерти и отражают только индивидуальный опыт. Всякий человек, так же как всякое животное, воспринимает и запоминает окружающую его действительность по-своему, тогда как искусственная память воспроизводит одну и ту же картину, одни и те же наборы слов, те же телевизионные изображения для многих сотен, тысяч или миллионов людей, перестраивая, дисциплинируя и тем самым ограничивая нашу индивидуальную память, формируя согласованное мнение относительно того, что и как следует запоминать.

Таким образом, для каждого из нас коллективная память - это компонент личного биологического и психического опыта, однако она служит целям преодоления индивидуального, сплочения человеческих сообществ через формирование общих восприятий, интерпретации и идеологии. Не удивительно, что во все времена главенствующие социальные группы старались навязать остальному сообществу собственное понимание опыта коллективной памяти.

Воспоминания этого типа не связаны с нашей биологией, но они господствуют в нашей жизни. Именно поэтому всякое новое общественное движение начинается с трудной работы формирования собственной коллективной памяти. Социализм потратил много сил, чтобы воссоздать подспудно сохранявшиеся воспоминания рабочего класса. Эти коллективные воспоминания, навязанные сверху в качестве государственной идеологии или порвавшиеся снизу в ходе борьбы пробудившихся общественных движений, служат средствами воспоминания прошлого, нашей истории и потому определяют наши действия в настоящем и формируют будущее. Не только в нашей жизни, но и биологии вообще ничто нельзя осмыслить иначе как в контексте истории, то есть памяти, а память состоит из воспоминаний.

Сознание, память и самосознание проявляют себя не только в отношении к действительности. Они есть и отношение в действительности, т. е. реальное дело. Между этими двумя ведущими типами отношений к миру имеются не только существенные различия, но и реальные противоречия, преодоление которых отнюдь не просто, как не просто преодоление противоречий между сознанием, памятью, самосознанием и деятельностью, мыслью и словом, словом и делом.

Эти элементы и личность индивида представляют собой весьма противоречивое, развивающееся и не очень легко дифференцируемое единство. В этом целом в качестве ведущего фактора на разных этапах развития может выступать либо сознание, либо деятельность, либо самосознание, либо личность, либо память. Но при этом эти элементы выступают в качестве связки, опосредованного звена между деятельностью и личностью.

Исследование и формирование данных элементов — это вызов со стороны культуры современной науке и образованию. В поисках таких элементов философия и наука должны обратиться к культуре, к мифу, к религии, к политике и к своей собственной истории, в которой возникали представления о ноосфере, о власти Разума и, конечно, сознании, памяти и самосознании.

Использованная литература

2. Алексеев П. В. Философия: Учебник для пулов. — М., 1996. Разд. П.

3. Лашкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. Изд. 2-е, доп.- М., 1998. Темы 41-42.

4. Маркс М. Капитал. Т. 1. // Маркс М., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

5. Матяш Т. П. Сознание как целостность и рефлексия. - Ростов н/Д, 1988.

6. Мир философии. Книга для чтения: В 2ч. — М., 1991.4.1. Разд. IV. § 1.

7. Райков В. Л. Общая теория сознания. — М., 2000.

8. Самосознание и философия. — Л., 1987.

9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. /Отв. ред. В. П. Кохановский — Ростов н/Д, 1997. Разд. 6.

10. Спиркин А. Г. Сознание и бессознательное. — М., 1972.

11. Спиркин А. Г. Философия: Учебное пособие для вузов. - М., 1999 г. Разд. II. Гл. 11. § 4-5.

12. Философия: Учебное пособие для вузов. / Под ред. В. П. Кохановского. Изд. 2-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д, 2001. Гл. VI.

Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету – реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.

IV . Заключение

В заключении подведем итоги проделанной работы.

Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.

Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосо­знание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание— это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования чело­века. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных соци­альных норм.

Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений.

Список литературы:

1. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г.

2. Спиркин А.Г. Философия. Москва 1998г.

3. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967г.

4. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2.

6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 1999г.

Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету – реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.

IV . Заключение

В заключении подведем итоги проделанной работы.

Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.

Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосо­знание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание— это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования чело­века. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных соци­альных норм.

Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений.

Список литературы:

1. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г.

2. Спиркин А.Г. Философия. Москва 1998г.

3. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967г.

Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Компоненты структуры сознания — чувства и эмоции.

Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание — это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.

Сознательность — нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на оценке и сознании себя, своих возможностей, намерений и целей.

Самосознание — это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.

Человек осознает себя:

— через созданную им материальную и духовную культуру;

— ощущения своего собственного тела, движений, действий;

— общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается:

— в непосредственном общении людей друг с другом;

— в их оценочных отношениях;

— в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;

— в осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру.

Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле.

Рефлексия — размышление человека о самом себе, когда он вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Во время рефлексии человек осознает:

— что происходит в его душе;

— что происходит в его внутреннем духовном мире. Рефлексия принадлежит природе человека, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от обычного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своей жизни, ее нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира.

3. Философское самосознание

3. Философское самосознание Если вообразить себе напряжение, требуемое для такого обилия рукописных страниц, то можно предугадать, сколь сильно у Гуссерля жизнь и философия переплетались между собой. Он не только ввел масштаб философии в строгом смысле абсолютного

1. Сознание как предметное сознание (Gegenstandsbewußtsein), самосознание, сущее сознание.

1. Сознание как предметное сознание (Gegenstandsbewu?tsein), самосознание, сущее сознание. - Сознание не есть бытие, каково бытие вещей, но бытие, сущность которого в том, чтобы быть мнящим образом направленным на предметы (dessen Wesen ist, auf Gegenst?nde meinend gerichtet zu sein). Этот первофеномен, столь же

4. Самосознание

4. Самосознание Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания,

Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь

Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь Об отражении как всеобщем свойстве материи и его роли в жизни живых форм в общих чертах было рассказано в предыдущей теме. Здесь данный вопрос освещается несколько шире, поскольку речь

1. Сознание как переживание; сознание вообще; абсолютное сознание.

1. Сознание как переживание; сознание вообще; абсолютное сознание. - Сознание есть индивидуальная действительность существования как акт переживания (Erleben); оно есть универсальное условие всякого бытия-предметом для знающих субъектов, как сознание вообще; оно есть

41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание

41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание Общественное сознание — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им

Самосознание

Самосознание Самосознание — осознание субъектом самого себя: состояний своего тела, фактов сознания, своего Я (внешнего вида, особенностей личности, — системы ценностей, предпочтений и стремлений). В некоторых случаях самосознание включает в себя самооценку.

3. Самосознание

3. Самосознание Сознание как продукт социального развития существует лишь в форме психической деятельности. Психика – это особая форма отражения реальности. Такой подход позволяет выделить и другие свойства сознания. Существенно, что, отражая действительность, оно и

4. Самосознание

4. Самосознание Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания,

САМОСОЗНАНИЕ

САМОСОЗНАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ - (само-со-знание) - противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности "Я" как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы

37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ

37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в

Глава 1. Политическая философия, политическая рефлексия и сознание

Глава 1. Политическая философия, политическая рефлексия и сознание Проблема проблематизации / историзм и историяВ предисловии мы довольно пространно объяснили, что предметом политической философии является исследование политического мышления отдельных людей и групп

Алайя-Видняна, сознание-вместилище, или остаточное сознание, — но что это за вещь?

Сознание – это выделение субъектом самого себя в определении носителя какой-либо активной позиции в отношении к миру. Восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания. Отношение человека к самому себе.

Рубрика Психология
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 09.01.2018
Размер файла 20,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Структура и формы самосознания. Предметность и рефлексивность самосознания

Чижова Ксения Анатольевна

Сознание - это выделение субъектом самого себя в определении носителя какой-либо активной позиции в отношении к миру. Выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, являющихся необходимым компонентом любого сознания, делятся на разные формы самосознания.

Структура и формы самосознания. Самосознание - это образование, которое быстро и исторически развивается. Оно выступает в разных формах и уровнях. Первая форма самосознания - самочувствие. Самочувствие - это осознание своего тела и то, как человек вписан в мир окружающих его вещей и людей. Оказывается, что определённые формы самоотнесенности имеют простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания, и из этого следует, что есть некоторый вид самосознания. Чтобы увидеть определённый предмет как объект, в процесс восприятия должна быть "встроена" какая-то частичка, учитывающая место тела человека среди разнообразия тел - и природных, и социальных - а ещё перемены, происходящие с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире. По-другому произошла бы путаница. Эта путаница заключается в перемене образа предмета? вызванного процессами, которые происходят в реальности, и тех, которые полностью обязаны субъекту. По мнению психологов, осознание действительности на уровне восприятия предполагает определенную, включенную в данный процесс так называемую "схему мира". Но последняя, в свою очередь, в качестве своего крайне важного компонента предполагает какую-то определённую "схему тела".

Следующий, уровень самосознания, более высокий. Он связан с осознанием себя, то есть, как такой уровень самосознания принадлежит к тому или иному человеческому сообществу, культуре и социальной группе. Возникновение сознания Я как совершенно особого образования - это самый высокий уровень развития процесса. Данный уровень развития процесса похож на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникальный, который может совершать определённые поступки и за которые будет нести ответственность, и всё это предполагает контроль над своими действиями и возможность их оценить.

При этом самосознание - это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом Я, вынесение некоторой самооценки и возникновения чувства довольства или же неудовлетворения собой.

Самосознание - обычное свойство любого человека. Самосознание существует без всяких сомнений. Начиная с Декарта, достаточно влиятельная ветвь идеалистической философии утверждала, что самосознание - это единственное, в чем никак нельзя усомниться. Например, если мы видим какой-либо предмет, то он вполне может оказаться иллюзией или галлюцинацией. При этом никаким образом не можем сомневаться в том, что мы существуем, и существуют все процессы моего восприятия чего-то. И вместе с тем самое небольшое размышление над фактом самосознания вскрывает его глубокую парадоксальность. Чтобы осознавать что ты сам существуешь, нужно видеть себя "со стороны". А со стороны нас могут видеть только другие люди, но не мы сами. Чтобы человек мог видеть себя, осознавать себя, для него важным является зеркало. Увидев себя в зеркале и запомнив свой образ, люди получают возможность уже без этого предмета, в своем сознании, воображении видеть себя как бы "со стороны", как "других", то есть в самом сознании выходить за его пределы. Но человек должен осознать, что увидел в зеркале себя, а не кого-то другого. Восприятие зеркального отображения - это очевидная вещь. Но в действительности это вовсе не так. Известный всем факт, что животные себя в зеркале не узнают. Чтобы человек видел себя в зеркале, он должен обладать определенными формами самосознания. Такие определённые формы не даны изначально. С развитием человек их конструирует и усваивает. Люди усваивает эти формы с помощью другого зеркала, но не реального, а метафорического. Это такое "зеркало", в котором люди видят самих себя и с помощью такого зеркала они начинают относиться к себе как к человеку, то есть вырабатываются формы самосознания. О таком очень сложном процессе хорошо сказал К. Маркс: "Так как он [человек] родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: "Я есмь я", то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности, становится для него формой проявления рода "человек".

Отношение человека к самому себе крайне важно опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей отдельного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Важно, что человек воспринимает себя по аналогии с другим, но и другого - по аналогии с собой. Современные исследования показывают, что в процессе развития самосознания осознание себя и осознание другого человека в качестве похожего на меня и вместе с тем отличного от меня возникают одновременно и предполагают друг друга. Самосознание существует в разной степени проявленности и развернутости. Если человек воспринимает отдельную группу предметов, то с этим связано осознание "схемы тела", место, занимаемое его телом в системе других предметов и их пространственных и временных характеристик, осознание отличия сознания этого человека от того, как человек воспринимает эти предметы и т.д. При этом все данные факты сознания находятся не в его "фокусе", а как бы на его "периферии". Точно, что сознание человека направлено на внешние предметы. Сознание человека, его тело, познавательный процесс не входят в круг предметов его сознательного опыта. Самосознание в данном случае выражается как бы таким "непонятным" образом.

С данным явлением связан ряд интересных фактов восприятия. Например, человек касается рукой предмета, при этом он чувствует тот предмет, до которого дотрагивается, но не свою руку. Восприятие при помощи осязания говорит о внешнем предмете, а не о самом человеке. И только лишь вдалеке сознания человек переживает то, что сам касается предмета и локализует акт касания на кончиках собственных пальцев (это элементарная форма самосознания). сознание восприятие позиция

Рефлексия - это явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта. Важным является то, что рефлексия - это не просто осознание того, что есть в человеке, а вместе с этим и изменение самого человека, то есть человек пытается выйти за границы того уровня развития личности, который был им достигнут. Рефлексия над состояниями сознания, возникает в виде сознаваемой или несознаваемой задачи прояснения системы сознания и личности. Человек превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и как бы "распыленные" моменты своей психической жизни, когда осознаёт себя как Я с какими-либо особенностями. На рефлексах человек себя анализирует в свете какого-либо идеала личности, который выражает его тип отношения к остальным людям. Когда человек себя изучает, он тем самым хочет как бы поставить себя на место, лучше укрепить систему своих приоритетов в жизни, от каких-то качеств отказаться, а в чем-то преуспеть. Изменение и развитие индивидуального сознания происходит в процессе и результате рефлексии.

Точно не следует думать, что свой образ, творящий человеком в различных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету - реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разъединение, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. При этом данный разрыв должна быть и в элементарных формах самосознания, самоопределении личности.

Если человек пытается осознать свою личность рефлексивно, полностью себя осмыслить себя, то большая вероятность что он ошибётся. Полностью люди себе не открываются при индивидуальной рефлексии. Они обнаруживают себя в отношениях с другими людьми. Посторонний человек, который говорит о каком-то человеке со стороны, нередко лучше его понимает, чем тот человек сам себя. Самосознание всегда проверяется, исправляется и развивается в течении жизни человека и в системе межчеловеческих отношений.

Это относится ещё и к таким феноменам сознания, не просто выражающим субъективные состояния какого-либо индивида, а претендующим на общую значимость и существуют в определённой, отделённой от конкретного индивида форме, в форме культуры (форма картин, книг и т. П.).

Таким образом, феномен самосознания, кажущийся чем-то очевидным, на самом деле очень сложный и многообразный, и находящийся довольно в непростых отношениях со своим спутником.

Затраченные философией и другими науками огромные усилия, проблему человеческого сознания ещё не решили. В содержании сознания ещё остаётся много непонятного. Нужно сказать то, что вопрос о взаимных отношениях сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и быта включает исследование всех его многообразных и исторически меняющихся типов и форм. В структуре бытия не должна быть преуменьшено место сознания. Сознание следует понимать как что-то работающее, существенное для нашей жизни. Сознание проявляет себя не только в отношении к действительности.

Сознание, деятельность и личность индивида - это противоречивое, развивающееся и не очень легко изменяемое единство. Конечно, нужно изучать каждый из этих феноменов отдельно, но при этом нужно всегда иметь в виду целое, то есть, что есть человек и его место в этой жизни. В качестве этого целого ведущим фактором на различных этапах развития может выступать хоть деятельность, хоть сознание, хоть личность. При всём этом сознание - это такая связка между деятельностью и личностью.

Есть много способов развития и расширения сознания. К их числу относятся самооценка, самосознание, рефлексия, самоактуализация личности. Что такое расширение сознания? У сознания нет единого мира, его нельзя отнести ни к миру идей, ни к миру понятий, ни к миру значений, ни к миру научных знаний; ни к миру человеческих ценностей, эмоций и смыслов; ни к миру образов, представлений, воображения, культурных символов и знаков; ни к миру производительной предметно-практической деятельности. Практически нельзя его отнести к миру предметов, которые созданы в результате какой-либо деятельности. Сознание рождается и живёт в этих мирах. Оно может метаться между ними, погружаться в какой-либо из них; подниматься или витать над всеми ними; сравнивать, оценивать, судить их. Сознание может судить и само себя. Вот причина, по какой важно, чтобы все эти миры, в том числе и мир сознания, были ему открыты. Именно в этом случае сознание будет обладать и рефлексивными, и бытийными чертами. Оно сможет непринуждённо и вместе с тем решительно вмешиваться в бытие, преодолевать слепые или, как говорил В.И. Вернадский, бессознательные устремления науки и техники, которые породили огромное число глобальных проблем современности. Для их решения человечеству нужно огромное культурное сознание, которое можно сравнить только с мощью технократического мышления. Изучить и сформировать такое сознание - это вызов со стороны культуры современной науке и образованию. В поисках такого, может даже быть утраченного сознания философия и наука должны обратиться к культуре, мифу, религии, политике и, конечно, к своей собственной истории, где когда-то возникали представления о ноосфере и власти Разума.

Подобные документы

Структура и психологические характеристики сознания: материальное и идеальное, образ и предмет. Формы самосознания, его предметность и рефлексивность. Понятие воли, структура волевого действия, мотивация. Диагностика эмоциональной направленности личности.

курсовая работа [79,8 K], добавлен 28.06.2012

"Ценностное отношение" и "ценность" (благо) - базовые понятия в психологии. Взаимодействие объекта как носителя ценности, и субъекта как носителя оценки. Ценностное отношение человека к миру, восприятие его с точки зрения социально-культурного значения.

реферат [32,2 K], добавлен 29.01.2010

Возникновение и развитие сознания, основные уровни формирования и структура. Проблема "Я" в психологии и философии. Единство человеческого "Я". Самонаблюдение сознания и самосознания. Самонаблюдение и самооценка. Особенности психологической защиты.

курсовая работа [43,8 K], добавлен 23.11.2008

Сознание как один из способов, которым объективная действительность отражается в психике человека, его характерные особенности. Этапы формирования сознания, возрастные периоды. Функции ума: анализ и контроль. Направления и критерии самосознания.

презентация [465,2 K], добавлен 28.10.2013

Внешний облик подростка как предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности. Половая идентификация личности. Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Читайте также: