Правотворчество в международном праве кратко

Обновлено: 08.07.2024

Общая теория права определяет формально-юридические признаки правовой нормы. Среди них: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) выражение ими государственной воли; в) всеобщий и представительно-обязывающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права; д) многократность применения и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчиненность и иерархичность; ж) охрана норм права государством; з) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений. Эти признаки присущи также и нормам международного права.

Любая международно-правовая норма юридически обязательна, нарушение ее влечет различного рода санкции.

Как отмечает М. Н. Марченко, к отличительным чертам нормы права как сходной ячейки всей системы права относятся содержание и выражение в ней государственной воли 1 . Нормы международного права являются продуктом согласования воль соответствующих субъектов, и прежде всего государств.

Нормы международного права делятся на диспозитивные и императивные. От диспозитивных норм субъекты могут отступать по взаимному соглашению.

Императивными называются такие нормы, от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению, а договор, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным. Такие нормы в соответствии со ст. 164 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года называются нормами jus cogens. Согласно данной статье если возникает новая императивная норма общего международного права, то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращается. Императивная норма может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Российская наука международного права считает, что императивными нормами, прежде всего, являются основные принципы современного международного права.

В зависимости от содержания, целевого назначения и характера изложения нормы международного права подразделяются на:

нормы-принципы. Таковыми являются семь основных принципов международного права, закрепленные в ст. 1 и 2 Устава ООН. Например, принцип мирного разрешения споров, принцип невмешательства во внутренние дела государства, принцип сотрудничества государств, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип суверенного равенства государств и прочие. Три общепризнанных принципа — нерушимости границ, территориальной целостности, уважения прав человека и основных свобод — закреплены в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года;

нормы-определения. Они содержатся в различных статьях международного договора или составляют отдельный раздел (статью) договора для определения терминов, использованных в договоре;

По справедливому мнению Г. И. Тункина, одной из важных особенностей международного права является то, что его нормы создаются самими субъектами этой системы права. Международный договор и международный обычай являются двумя основными способами создания норм международного права 1 .

Основным способом создания норм международного права является международный договор. Международным договором является также учредительный акт международной организации. Договоры, как правило, заключаются в письменной форме.

Важной функцией договоров является систематизация как конвенционных, так и обычных норм. Например, в преамбуле Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. указано, что ее цель заключается в кодификации и прогрессивном развитии морского права. Примерно такую же цель преследует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.

Договор может вступить в силу и до его ратификации. Однако действие такой нормы носит временный характер, поскольку возможен отказ от его ратификации. Согласно ст. 25 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года договор или часть договора применяются временно до вступления договора в силу, если: а) это предусматривается самим договором или б) участвовавшие в переговорах государства договорились об этом каким-либо иным образом.

Договоры заключаются только субъектами международного права, и прежде всего суверенными государствами, межправительственными организациями, нациями и народами, борющимися за свое освобождение, государственно-подобными образованиями. Процедуру заключения договоров между государствами регламентирует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года. Между государствами и межправительственными организациями или между самими такими организациями — Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или межлу международными организациями 1986 года.

Процесс заключения международного договора проходит ряд этапов:

согласование текста, парафирование его,

принятие на международной (дипломатической) конференции,

вступление в силу,

регистрация в Секретариате ООН,

В отличие от договорных норм международно-правовой обычай не является результатом согласования воль субъектов международного права.

Активную роль в формировании международно-правового обычая играют межправительственные организации. Общепризнанными международно-правовыми обычаями, например, являются запреты, касающиеся агрессии, геноцида, рабства, расовой дискриминации, преступлений против человечности и пыток, а также право на самоопределение 1 . В ст. 38 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года указано, что статьи данной Конвенции не препятствуют какой-либо норме, содержащейся в договоре, стать обязательной для третьего государства в качестве обычной нормы международного права, признаваемой в качестве таковой.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Развитие процессов связанных с формированием международного рынка, глобализацией и развитием транснациональных средств коммуникаций в последние десятилетия, с неизбежностью повлекло расширение международного сотрудничества в регулировании межгосударственных вопросов и решении глобальных проблем человечества.

При этом как любая государственно-властная деятельность, международное взаимодействие обладает свойством потребности в установлении конкретных правил соответствующих деятельности, соблюдение которых субъектами отношений обеспечит стабильность и эффективность международного сотрудничества.

В этой связи все большее значение приобретают институты международного правотворчества, которое в общем виде может быть определено следующим образом:

Международное правотворчество – процедура разработки и принятия обязательных юридических норм, регулирующих межвластные наднациональные отношения независимыми субъектами соответствующих отношений, путем установления взаимных прав и юридических обязанностей.

Особенности международного правотворчества

Международное правотворчества, будучи с точки зрения юридической науки одной из форм нормотворческой деятельности обладает в этом качестве рядом отличительных особенностей:

  • В международном праве отсутствуют аналоги национальных органов законодательной власти, а в процессе правотворчества добровольно участвуют сами участники регулируемых правовых отношений. Иными словами, в международном публичном праве никто не может устанавливать правила поведения его участников вопреки их воле;
  • В основе результата международной правотворческой деятельности всегда лежит соглашение сторон, выступающее единственно возможным способ создания соответствующей нормы. В этой связи может быть сделан вывод о согласительном характере международного публичного права;
  • Разработка соглашения и последующее придание ему обязательной юридической силы осуществляется в определенном процессуальном порядке, в рамках которого юридическая сила придается согласованному акту в тот момент, когда он воплощается в виде международного обычая или договора;

Готовые работы на аналогичную тему

Как было отмечено ранее, в доктрине международного публичного права По данной теме мы уже выполнили эссе Юридическая природа основных принципов Международного права подробнее выделено два способа создания юридических норм, и соответствующие им две формы источников правового регулирования – международный обычай и международной договор.

У вышеназванных актов отсутствуют различия в степени их юридической силы.

Важное значение в разработке и принятии упомянутых выше источников международного права принадлежит международным организациям, принимающим в процессе своей деятельности резолюции и решения по соответствующим вопросам. В этих актах нередко фиксируются уже сложившиеся обычно-правовые нормы, а также поощряются определенные правила поведения субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев.

Наибольшее значение в этом отношении имеет деятельность Организации Объединенных Наций и ее профильных учреждений.

Также, важной особенностью рассматриваемого процесса является нехарактерная для национального правотворчества категория протеста, под которым понимается однозначно трактуемое несогласие субъекта международного права с вновь разрабатываемым международным договором. Этим актом государство изъявляет свое возражение против определенной ситуации, претензий и всего того, что может иметь правовые последствия. При этом важность определенного выражения протеста обуславливается тем, что его отсутствие, в существующей международной нормотворческой практике трактуется как автоматическое согласие государства с содержанием будущего источника правового регулирования.

Международное право (как и внутригосударственное) состоит из юридических норм.

Международно-правовая норма — это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.

Виды норм международного права

В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по характеру содержащихся в нормах предписаний:

  • нормы-принципы;
  • нормы-определения;
  • нормы-правомочия;
  • нормы-обязанности;
  • нормы-запреты.

2) по роли в механизме международно-правового регулирования:

3) по содержанию правил поведения:

4) по территории действия:

  • универсальные;
  • региональные;
  • локальные.

Нормы-принципы устанавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств все государства обязаны добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, других источников международного права. Как уже говорилось, помимо норм-принципов, для всей международно-правовой системы существуют отраслевые нормы-принципы.

Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. каждый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН, нормы о нераспространении ядерного оружия и др.

Региональные нормы действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ).

Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

Международное правотворчество – финальный результат процесса международного правообразования, выработка и утверждение новых правовых норм.

Международное правотворчество – это особая и довольно сложная форма деятельности субъектов международного права, направленная на создание и дальнейшее совершенствование, изменение или отмену международно-правовых норм.

В связи с тем, что центральным элементом международного правотворчества является согласование воль государств, что является чрезвычайно непростым процессом, можно говорить о формировании в практике международных отношений организационно-правового механизма правотворчества, к элементам которого следует отнести международные переговоры, международные организации и органы, международные конференции.

Формы международного правотворчества: Договорный и обычный путь формирования норм международного права (Г.И. Тункин). И.И. Лукашук указывает, что в последнее время, помимо классических обычаев (многократно повторяющееся и ставшее обязательным правило поведения) появляется такой вариант формирования обычных норм, как признание в качестве обычных норм, содержащихся в документах, первоначально не являющихся обязательными (например, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН).

Особенности международного правотворчества: 1. В результате согласования воль субъектов международного права. 2. У всех субъектов свои, подчас противоречащие, интересы.

В связи с этим Ф.Ф. Мартенс указывал на то, что основанием норм международного права является осознание государствами необходимости международного правового порядка и их добровольное согласие на признание его обязательности.

Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов международного права. Особенности в том, что нормами международного права регулируются межгосударственные и связанные с ними отношения, нормы международного права формируются в результате согласования позиций государств, нормы международного права содержатся в специфических источниках международного права, нормы международного права обеспечиваются государствами индивидуально либо коллективно (в том числе через международные организации).

Виды норм международного права: 1. По форме: документально закрепленные и документально не закрепленные (обычные). 2. По отраслям международного права. 3. По субъектно-территориальной сфере действия: универсальные, партикулярные. 4. Среди универсальных норм международного права выделяются императивные нормы jus cogens, а также общие принципы международного права. 5. Регулятивные и охранительные (например, о полномочиях Совета Безопасности). 6. По характеру: обязывающие, запрещающие, управомочивающие; императивные, диспозитивные; материальные, процессуальные. Элементы структуры правовой нормы: гипотеза (юридический факт, с которым связано задействование нормы), диспозиция (собственно правило поведение), санкция (последствия в случае невыполнения диспозиции).

Кодификация – процесс систематизации действующих норм международного права, устраняющий противоречия, устраняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы. В итоге формируется единый кодификационный акт – международный договор. Способы кодификации: 1. Установление точного содержания и четкая формулировка уже существующих норм международного права. 2. Упорядочение и систематизация норм международного права. 3. Выявление и устранение противоречий между нормами международного права. 4. Пересмотр или изменение устаревших норм международного права. 5. Разработка новых норм международного права.

Источники международного права. Общие принципы права.

Источники международного права – это формы существования международных правовых норм.

К источникам международного права применяются все характеристики, которые применяются к источникам в теории права.

В международном праве выделяют два основных вида источников: международный договор и международный обычай. Однако наряду с этими основными источниками международного права выделяют акты международных организаций, акты международных конференций и совещаний. Такие акты будут источниками международного права только в том случае, если они будут устанавливать обязательные правила поведения для самих международных организаций или иных субъектов международного права.

Данные акты должны отвечать требованиям нормо-образования.

Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен разрешать споры. К ним относятся:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международный договор – это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного Суда ООН). Международный обычай становится источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика – это традиционное основание признания обычая как источника права. Возможно становление обычая в короткий промежуток времени.

К актам международных конференций можно отнести договор как результат деятельности конференции, созданной специально для разработки международного договора государств, который ратифицирован и введен в действие.

К актам международных организаций можно отнести акты Генеральной Ассамблеи ООН.

Общие принципы права: 1. Принцип суверенного равенства государств. 2. Принцип неприменения силы или угрозы применения силы. 3. Принцип невмешательства во внутренние дела других государств. 4. Принцип мирного разрешения международных споров. 5. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств. 6. Принцип международного сотрудничества государств 7. Принцип равноправия и самоопределения народов. 8. Принцип территориальной целостности государств. 9. Принцип нерушимости государственных границ. 10. Принцип уважения прав и свобод человека.

Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности.

Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.

Субъект международного права: а) может вместе с другими субъектами создавать нормы международного права путем заключения международных договоров и участия в них; б) в состоянии добровольно и добросовестно выполнять принятые на себя обязательства – нормы международного права, и добиваться от других субъектов их выполнения, распоряжаясь средствами международного принуждения; в) обладает самостоятельностью и независимостью в международных правоотношениях.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.

Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Международная правосубъектность – это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.

Международная правосубьекность государств.

Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет. Выделяют международный и внутренний аспект суверенитета. Международный аспект означает, что на международном уровне все действия государственных органов и должностных лиц рассматриваются как действия государства в целом. Основные права государства: право на суверенное равенство, право на самоопределение, право на участие в международных организациях, право на создание норм международного права. Основные обязанности государства: уважение суверенитета других государств.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективныйхарактер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.

Международная правосубъектность международных межправительственных организаций. Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями.

Читайте также: