Православные монастыри в жизни русского севера кратко

Обновлено: 04.07.2024

Русский Север – уникальная историческая и духовная территория нашего Отечества. Его культурное пространство не остается неизменным. Оно развивается и закрепляется в материальных объектах и в исторической памяти людей. Этому значительно способствуют духовные центры, важнейшими из которых на Севере всегда были монастыри, испокон веков бывшие хранителями культуры, книжности, духовности.

Резные золочёные иконостасы, вызолоченные кресты и подсвечники,
а также большинство из 13 колоколов были изготовлены силами валаамской братии. Высококачественный гранит добывался на монастырских островах Пуутсари и Сюскасальми. Двухэтажный собор высотой 43 метра с
72-метровой колокольней с западной стороны несёт черты византийского стиля. Традиционное пятиглавие, шлемовидные купола, шатровое завершение колокольни, кирпичный узор на стенах, напоминающий народную вышивку и сочетающийся с деталями белового цвета, свидетельствуют о влиянии зодчества Древней Руси. Роспись стен была осуществлена О. Лукой, руководившим монастырской школой рисунка и живописи, вместе с монахами и послушниками.

Помимо главной центральной усадьбы Валаамского монастыря, на острове уединились отдельные скиты: во имя Воскресения Христова; во имя святителя Николая Чудотворца; во имя Всех Святых; во имя Смоленской иконы Божией Матери; во имя Коневской иконы Божией Матери; Гефсимановский; во имя Иоанна Предтечи; во имя преподобного Александрово-Свирского.

В монастыре очень строгий общежительный устав; при богослужении употребляется древнерусский столповой напев. При монастыре имеются школа, больница, амбулатория, гостиница для паломников и разного рода мастерские. Монастырь имеет свои пароходы, на которых командиры и матросы – монахи.

Сразу хочу подчеркнуть, что не надо воспринимать название статьи буквально. Во-первых, я ни только не берусь рассказывать про все монастыри, но и не знаю сколько их. Во-вторых, говорить о Русском Севере в географическом или административно-территориальном смысле неправильно. Это скорее историко-культурное понятие, признаки которого сформировалось за долгие годы на территории разных областей России. В-третьих, знакомство с монастырями (по месту и времени) определялось ни моими пожеланиями, а маршрутом речного круиза Москва- Санкт-Петербург-Валаам-Москва. На плановых стоянках организаторы круиза предлагают туристам разные варианты экскурсий, в том числе и в монастыри. Вот о них и пойдет речь.

⛪ Православные монастыри Русского севера 2

Но прежде всего, несколько слов о Калязинской колокольне. Еще одно отступление от заявленной темы. Это еще не север, а место на пути из Москвы, порта пяти морей, в том числе и по нашему маршруту. Ни один круизный теплоход, вышедший из Северного порта столицы, не может миновать бывшую колокольню (1800 г.) бывшего Никольского собора (1694 г.) бывшего Николо-Жабенского монастыря. Поэтому самое главное о ней. Высота над уровнем воды — 70 метров. В былые времена колокольня имела 12 колоколов, самый большой из которых (весом 1038 пудов) отлили в 1895 году на средства собора в честь восшествия на престол Николая II. Калязинская колокольня

В 30-е годы прошлого века после строительства Угличской ГЭС и образования водохранилища значительная часть Калязина, в том числе и неразобранные монастырские и соборные постройки, оказались в зоне затопления. Колокольня была оставлена в качестве маяк. Существуют разные версии о принятии того решения, а также несколько легенд и правдивых историй, так или иначе связанных с колокольней и ее большим колоколом. Но это отдельная тема.

Кирилло-Белозерский монастырь

⛪ Православные монастыри Русского севера 3

В конце XIV — начале XV вв. последователи Сергия Радонежского основали ряд новых монастырей, главным образом, в районах Русского Севера. В их числе Кирилло-Белозерский, ставший в последствии крупнейшим и богатейшим монастырем в России, центром духовной жизни региона. Святые ворота с церковью Иоанна Лествичника (1572)

⛪ Православные монастыри Русского севера 4

Основан монастырь был в 1397 году монахом Кириллом Белозерским, который на берегу Сиверского озера вырыл пещеру, ставшую первым шагом в создании обители. Для сравнения, через полторы сотни лет в собственности монастыря насчитывалось 607 одних только деревень. А в первой половине XVIII века, ставшей апогеем в его развитие, монастырь был собственником 21 тысячи крестьян, проживавших в 16 уездах. Но вернемся к истокам. Крепостные стены и башни Кирилло-Белозерского монастыря

Интересный факт! Развитие монастыря, проходившее в условиях конкурентной борьбы Москвы с Великим Новгородом, превратило его в крупный экономический центр и место, через которое проходили торговые пути к побережью Белого моря.

⛪ Православные монастыри Русского севера 5

Ввиду того, что монастыри в ту пору выполняли еще и военные, оборонительные функции они вынуждены были создавать фортификационные сооружения. В 1600 год вокруг обители были построены первые каменные ограждения с башнями. В Смутное время, в 1612-1613 гг. защитники монастыря выдержали несколько нападений и осаду польских и литовских захватчиков. Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря с Успенским собором (1497 г.)

В 1654-1658 гг. построенные новые стены превратили Кириллов монастырь в самую большую и мощную крепость России. Оценить это можно и сейчас.

Интересный факт! Однако с выходом России к Балтийскому морю и сокращением торговли через Архангельск, стала уменьшатся и экономическая роль монастыря. В 1764 году Екатерина Великая лишила его угодий и крестьян, и вскоре монастырская слобода была преобразована в город Кириллов, а крепость в городскую и уездную тюрьму.

В эти, не лучшие для бывшего монастыря, годы его ценности (иконы, старинные книги, церковная утварь из храмов обители) растаскивались всеми способами. Хорошо если цивилизованными для, столичных музеев. А часто просто варварскими. В 1924 году на территории монастыря создан Кирилло-Белозерский музей-заповедник, который спас храмы от разрушения в 30-е годы. Со временем он был дополнен экспонатами, привезенными из соседних деревень (мельница, деревянная церковь, иконы).

В монастыре сохранились и по мере возможности реставрируются более десятка культовых зданий, находящихся в ведении музея. Главный из них — Успенский собор с церквями-приделами равноапостольного великого князя Владимира, епископа Епифания Кипрского и игумена Кирилла Белозерского.

Воскресенский Горицкий монастырь

⛪ Православные монастыри Русского севера 6

С точки зрения очередности знакомства участников круиза с монастырями, Воскресенский Горицкий должен оказаться в списке раньше, чем Кирилло-Белозерский. У села Горицы, на берегу реки Шекстны оборудована небольшая пристань. Буквально в двух шагах от нее расположен Горицкий женский монастырь. А до Кирилло-Белозерского надо еще ехать 7 км. Но с точки зрения возраста и статуса приоритет отдается последнему. Реставрация храмов Воскресенского Горицкого монастыря

⛪ Православные монастыри Русского севера 7

В 1544 году, который считается годом основания Воскресенского Горицкого женского монастыря, в селе Горицы на месте деревянных церквей была построена каменная Воскресенская церковь с приделом преподобного Кирилла Белозерского. Заслуга основания обители принадлежит княгине Ефросинье Старицкой, вдове князя Андрея Старицкого, родного дяди Ивана Грозного. Имя этой женщины сохранилось в истории главным образом, ввиду ее борьбы с первым царем Всея Руси. В 1563 году она была сослана в ею же созданный монастырь, где и закончила свой жизненный путь при странных обстоятельствах. Монастырские стены

⛪ Православные монастыри Русского севера 8

На территории обители три каменные церкви (Воскресенская – 1544 г., Троицкая – 1821 г., Покровская – 1832 г.), много хозяйственных построек, монастырские стены, в которых находились жилые, гостиничные, больничные помещения, подвалы с ледниками. В Покровская церковь после реставрации – главный храм обители

В монастыре был проведен водопровод, который работает до сих пор. За пределами монастырских стен была построена пристань, скотный двор и т.д. Дальнейшая судьба обители схожа с тем, что выпало на долю десятков, а то и сотен церквей, храмов, монастырей. В 1932 г. она был закрыта. За годы советской власти в помещениях и на территории монастыря были сельхозартель, гараж, правление совхоза. Кельи и другие подходящие помещения использовались как жилье. В Троицкой церкви размещался сельский дворец культуры. После войны часть помещений передали дому инвалидов.

Новейшая история монастыря началась в 1990 году, с реставрации храмов. Осенью 1999 года монастырь объявлен действующим. Сейчас там живут 10-20 насельниц. И постоянно увеличивается поток паломников и туристов. Продолжение моего путешествия читайте во второй части нашего повествования.

Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!

Село Варзуга, расположенное в Терском районе Мурманской области, может похвастаться длинной историей. Впервые оно упоминается в грамотах XV века — в первой из них, датируемой 1466 годом, зафиксирован факт передачи местным жителем Тимофеем Ермолиничем Соловецкому монастырю своих угодий.

Но если монастыри на Русском Севере строили к тому времени уже на протяжении нескольких столетий, то еще совсем недавно считалось, что первые храмы тут появились в XVI веке. Однако именно здесь, в Варзуге, в 2013 году археологи совершили находку, в корне изменившую это представление.

Чисто по-русски Эти здания строили в России столетиями. Таких больше нигде нет

Оставить мир Как протекает жизнь в глухом монастыре, куда редко доезжают туристы и паломники

Церковь тут есть и сейчас, однако нынешнее ее здание было возведено в 1705 году, а предыдущее сгорело.

Но когда было построено самое первое? Во время реставрации храма археологи смогли провести раскопки по периметру его фундамента и обнаружили нижние венцы Свято-Никольской церкви. Радиоуглеродный анализ позволил выяснить год ее закладки — 1325-й. Все это позволило сделать предположение о том, что появление в Мурманской области православия, а значит, и ее колонизация новгородцами и карелами начались почти на два века раньше, чем предполагалось. И, получается, что это самый старый из известных храмов Заполярья.

Москва и Новгород

Впрочем, появление первых северных церквей — это отдельный вопрос, ведь прежде всего распространение православия в регионе начиналось с монашеской миссионерской деятельности, то есть со строительства монастырей, первое поколение которых относят к XII-XIII векам. Оно включает, скажем, Троицкий монастырь в Вологде и Валаамский — на островах Ладожского озера. Всего же их на Севере было вряд ли больше десяти.

Успенская церковь в селе Варзуга

Успенская церковь в селе Варзуга

Оторванность их от густозаселенных земель и способствующая уединению обстановка, скорее всего, позволяла монахам действительно заниматься делами духовными и не заниматься производством сельскохозяйственной продукции на продажу. К тому же стоит учитывать, что в то время большая часть населения Севера была язычниками и поле для миссионерской деятельности было непаханное. Конечно, все это лишь предположения — о монастырском укладе того времени достоверных свидетельств практически не сохранилось.

Более активно миссионерская деятельность стала проводиться в последние десятилетия XIV века. Она разворачивалась по двум направлениям — московскому и новгородскому. Московское развивали митрополит Алексий и Сергий Радонежский, сподвижники которых основали несколько десятков северных монастырей. Новгородская архиепископия создала такие монастыри, как Муромский, Коневецкий, Михайло-Архангельский и Николо-Корельский. Новгородец Зосим стал основателем Соловецкого монастыря в Белом море, при согласии архиепископа Ионы, а Стефан Пермский занимался строительством обителей на территории Великопермского княжества, также находившейся под влиянием Новгорода.

Политическая сила

Годы шли, монахи обживали землю, на которой стояли монастыри, а значит, начинали вести свое хозяйство и промысел. Помимо этого, обители приобретали и определенную политическую власть, активно продвигая интересы тех центров, которым они подчинялись. В этом, впрочем, можно усмотреть обоюдные интересы: монастыри сами становились центрами притяжения в землях, где ни о какой государственности и речи пока не шло, и подготавливали разрозненное население региона к приходу централизованной власти. С другой стороны, поддержка феодалов давала возможность обителям развиваться и более активно заниматься миссионерской деятельностью. Здесь также важно понимать, что в условиях феодальной раздробленности Церковь, по сути, была единственной целостной структурой вне зависимости от того, какому центру подчинялся тот или иной монастырь — московскому или новгородскому.

От земли до неба Уникальные постройки Русского Севера

В XV-XVII веках северные монастыри принимали уже более активное участие в политической жизни. Так, например, Соловецкий монастырь исполнял в том числе и военно-дипломатическую функцию, будучи важной линией обороны Беломорья. А Кирилло-Белозерский монастырь-крепость, помимо того что выдержал в 1612 году штурм поляков и внес свой вклад в завершение Смуты, также влиял на княжескую междоусобицу в XV веке. Игумен обители Трифон снял с низверженного князя Василия II Темного клятву, согласно которой тот был обязан не претендовать на московский престол и благословил на борьбу за него.

В эти же монастыри русские цари, начиная с Ивана Грозного, зачастую ссылали своих политических противников, а потом, вплоть до XIX века, в монастырских тюрьмах томились раскольники, сектанты, убийцы и прочие преступники.

Вид на Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

Вид на Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Впрочем, это не было основной функцией северных монастырей. Помимо миссионерской задачи, они являлись центрами просвещения, и в них размещались крупнейшие в регионе библиотеки. Книги здесь не только хранились — их переписывали, а некоторые экземпляры жития святых даже продавали. Кроме того, в обителях содержались коллекции произведений прикладного искусства. Некоторые монастыри просто приобретали их, а в некоторых образовывались свои мастерские.

А что же церкви? Именно у монастырей начали возникать первые приходы, формировавшиеся при монастырских храмах. Сюда приходили крестьяне из окрестных деревень. Впоследствии игумены обителей строили и отдельно стоящие церкви на своих землях. С XV века и сами местные жители начали активно заниматься храмостроением, которое было обусловлено необходимостью духовного ориентира в этом малонаселенном и суровом регионе.

Конечно, этот процесс не был самоуправным. Когда возникала необходимость в храме, грамотные люди писали прошение архиерею, где в красках расписывали, как народ страдает без прихода. Получив благословленную грамоту, селяне звали мастеров, которые строили обычно деревянную церковь, а потом из уездного города приезжал служитель, освящавший ее. Только после этого в ней можно было начинать служение.

Секуляризация и революция

Как можно видеть, до конца Смуты северные монастыри оставались относительно независимыми единицами. Все изменилось в 1649 году с принятием Соборного уложения, согласно которому определялась монополия государства над всей территорией страны. Обители, например, обязали снабжать армию, а любое самовольное расширение монастырских земель было запрещено.

При Петре I ситуация еще более усугубилась — все монастырские вотчины перешли под полный контроль государства, вводились даже регуляции пострижения в монашество. В результате приток нового монашества практически прекратился. При Екатерине II была произведена секуляризация — изъятие земель и крестьян у монастырей в пользу государства. Новый подъем монастырской жизни начался только в конце XIX века, однако его прервала Октябрьская революция, после которой большая часть монастырей была просто закрыта и разграблена.

Извините, кого ввел в заблуждение. По совету Владимир_Шкондин погуглил, оказывается эта весть рас.

Это компотик такой очень согревающий и вкусный. специально для мартобря в промозг.

-Ссылки

-Видео

Туманным утром в начале осени 19.09.2011 --> Смотрели: 83 (6) Ночной певец 12.05.2011 --> Смотрели: 269 (11) Уличный Музыкант 01.03.2011 --> Смотрели: 350 (4) Без заголовка 16.01.2011 --> Смотрели: 255 (5) Создание цифровых фотоальбомов - часть 3 23.11.2010 --> Смотрели: 21 (4)

-Музыка

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Северный кавказ

Северный кавказ 17:48 25.02.2010 Фотографий: 5

-Я - фотограф

Кисловодский терренкур

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Статистика

При этом, монастыри всегда пользовались большим авторитетом и вызывали интерес не только у посвященных, но и у мирян.
Монастыри сыграли колоссальную роль в развитии истории: они формировали экономику, влияли на политику, а их культурно-просветительская деятельность неоценима, но есть еще одна функция, казалось бы несвойственная местам служения Богу – военная. Тем не менее, большинство монастырей по сути являются мощнейшими крепостями и неоднократно подтверждали этот статус на деле.

Уже вернувшись из поездки и просматривая материалы по истории монастырей, которые мы посетили, я, на своем обывательском уровне, сформулировал примерно такой алгоритм их развития:

  • Как правило, монастыри возникали около места, которое выбирал для своего уединеия праведный человек. Чаще это были окраинные земли или глушь.
  • Постепенно вокруг него формировалась община единомышленников и последователей, возникало поселение.
  • В зависимости от популярности и востребованности идей, а так же авторитета их проповедника, поселение росло, всё больше влияя на экономику округи.
  • Любое более или менее серьезное поселение в средние века обносилось стеной для защиты как от зверей, так и от лихих людей, а и тех и других было в диких местах предостаточно. Так появилась цитадель.
  • Рост экономического влияния поселения способствует распространению и популяризации идей среди окрестного населения, тем самым формируя у него политические предпочтения. Если идеи совпадают с государственной политикой, то обитель получает государственную поддержку, либо поддержку оппозиции в противоположном случае. Но и те, и друге заинтересованы в укреплении своего влияния в глубинке.
  • Средневековье – время междоусобиц, передела власти и территорий. Обители необходимо было иметь возможность защитить себя, свои интересы и мировоззрение не только в междоусобных конфликтах, но и от посягательств внешних интервентов, что опять же требовало укрепления оборонной мощи.

Разрабатывая маршрут нашего путешествия, возможности посетить монастыри я уделял мало внимания по сравнению с желанием увидеть другие достопримечательности. И совсем даже не потому, что не интересно, скорее наоборот. Но, во-первых, если монастырь действующий - переступать его порог с чувством праздного любопытства мне кажется кощунством, а если он превращен в музей, то, скорее всего, той ауры … намоленности, что ли, скорее всего там остается мало, да и оказаться в толпе туристов (как было в Угличе или Ростове Великом, о которых я писал в заметке про Российскую глубинку) не прельщало.
Тем не менее, некоторые монастыри посетить мы запланировали. В первую очередь, конечно Кирилло-Белозерский и Ферапонтов. А вообще, я хочу рассказать о четырех монастырях и сначала думал сделать это в рамках одной заметки, но уже сейчас вижу, что объем получается большой, поэтому решил написать о каждом монастыре отдельный пост.

Кирилло-Белозерский монастырь крепость

Добравшись до Кириллова поздно вечером и проезжая через город к месту предполагаемого ночлега, мы увидели монастырь… Несмотря на то, что фотографии монастыря мы видели при подготовке маршрута, нас поразило то, что он выглядел не как тихая обитель. Это была мощная неприступная крепость.

Кирилло-Белозерский монастырь крепость

Вообще, как мне показалось, а точного ответа я пока не нашел (а если честно, то особо и не искал), Кирилло-Белозерский монастырь - это собирательное название обнесенной крепостной стеной территории, на которой расположены два монастыря: Успенский и Ивановский, Острог и Новый город.

Рано утром мы были у монастырских стен.
Тот вид Кирилло-Белозерского монастыря, который дошел до нашего времени, сформировался в 1675 году, после завершения строительства новой оборонительной линии: протяженность монастырских стен стала более полутора километров, высота до дести и толщина до семи метров, стены имели три боевых яруса… С этого момента Кирилло-Белозерский монастырь превратился в крупнейшую крепость России. Но участвовать в военных действиях Кирилло-Белозерскому монастырю после завершения строительства уже не довелось. Хотя ранее, с 1612 по 1614 годы ему пришлось выдержать длительную осаду и отражать нападения польско-литовских войск, но он ни разу не покорился захватчикам.

Неприступные стены монастыря


Неприступные стены Кирилло-Белозерского монастыря - крепости (XVII в.)

Боевые ярусы стены Кириллово-Белозерской крепости



Боевые ярусы стен Кириллово-Белозерской крепости


Берег Сивеского озера

Кузнечная башня Кирилло-Белозерского монастыря

Кузнечная башня крепостной стены вокруг Нового города

Кузнечная башня и старая крепостная стена Ивановского монастыря (XV в.)


Кузнечная башня и старая крепостная стена Ивановского Монастыря (XV в.)


Свиточная башня. Кирилло-Белозерский монастырь

Свиточная башня (XVI в.) Кирилло-Белозерского монастыря

Церковь Преображенья XIV в.

Церковь Преображенья XIV в.

Годом основания монастыря считают 1397 год, когда преподобный Кирилл, будучи уже шестидесятилетним старцем, пришел на берег Сиверского озера и построил скит. До этого Кирилл был настоятелем Симонова монастыря в Москве, но отказался от поста из-за интриг, и вдохновленный беседами со старцем Ферапонтом, ушел с ним в северные земли.

Ивановский Монастырь

С самого своего основания Кирилло-Белозерский монастырь занимал видное место в колонизации необжитых еще просторов Русского севера, в просвещении этого края. В частности, благодаря этому монастырь привлекал пристальное внимание многочисленных князей, стремящихся к влиянию на эти земли.
Первоначально все постройки монастыря были деревянными, но после многочисленных пожаров и щедрых пожертвований, в том числе и со стороны царствующих особ, с XV века качалось каменное строительство.

За крепостной стеной. Ивановский монастырь


Часовни на месте скита Преподобного Кирилла

Часовни на месте скита Преподобного Кирилла (справа) и креста, который Кирилл поставил
около своего скита (слева). На заднем плане - церковь архангела Гавриила 1534 г.

Трапезная палата церкви Сергия Радонежского

Трапезная палата церкви Сергия Радонежского XIVв.

В 1924 году на территории монастыря был создан музей. Сегодня монастырь принадлежит государству и открыт для посетителей. В безвозмездную аренду Русской православной церкви отданы лишь постройки Малого Ивановского монастыря, часть келий Успенского монастыря (эти монастыри расположены в пределах территории, огражденной крепостной стеной) и один из храмов, в котором проводятся богослужения. Акт передачи в аренду произошел в 1997 году на 600-летие основания монастыря, но еще около года монахи в него не вселялись — до последнего времени на его территории в монашеских кельях находилось женское общежитие местного Училища Культуры.

Хорошо, что мы пришли к Кирилло-Белозерской крепости рано утром: музей еще был закрыт, посетителей – никого, торговцы сувенирами только разворачивали свои палатки на площади перед главными воротами, когда мы, совершив блиц-осмотр, уже тронулись к Ферапонтову монастырю.


Главные ворота в Казанской башне.

Главные ворота в крепость. Казанская башня

Освоение Севера, Сибири и Дальнего Востока – ключевой пункт русской истории и один из предметов нашей законной исторической гордости. Россия вообще северная страна, а 20% территории России сейчас лежит за Полярным кругом, а 60% - в зоне вечной мерзлоты. Две трети нашей нынешней земли - за Уралом, а вместе с северными областями европейской части России это уже три четверти её. Освоение северных и восточных пространств началось, по сути, тогда же, когда началась сама Русь.

Александр Борисов. Усть-Цильма на Печоре, 1898

На ум приходят новгородские ушкуйники и рыбаки - поморы, ещё в XI-XII вв. изучившие северное побережье Кольского полуострова, побывавшие на Шпицбергене, Новой Земле и на севере Западной Сибири.

Позже эту задачу решали землепроходцы, большей частью – из казаков, за 100 лет, с середины XVI до середины XVII века прошедшие огромную территорию от Урала до Тихого океана. Самые громкие имена – Ермак, Семён Дежнев, Ерофей Хабаров.

Северные пространства осваивали и колонисты из центральных русских областей, шедшие за передовыми отрядами землепроходцев.

И, конечно же, открыли и своим путём освоили Север коренные его жители, пришедшие туда сотни и тысячи лет назад, приспособившиеся к жизни в экстремальных условиях и создавшие свои уникальные культуры.

Но есть и ещё один отряд исследователей Севера, ещё один фактор его освоения и развития, который обычно выпадает из поля зрения. Это православные монахи и миссионеры. Монастыри, скиты, православные миссии в северных областях нередко появлялись даже раньше, чем деревни и, тем более, города.

Большинство людей, посвятивших себя служению Богу, конечно же, не ставило перед собой исследовательских и, тем более, предпринимательских задач. Чаще они уходили в глушь от мирской суеты.

Нередко монастырь начинался со скита одинокого подвижника. К нему подтягивались другие, и образовывалось монастырское братство. Монахи же, как правило, много работали. Во-первых, прокормить себя они могли только своим трудом, во-вторых, труд – занятие душеполезное и потому всегда приветствовалось.

А, поскольку монахи на личное потребление много не тратили, богатство монастырей приумножалось. Кроме того, монастыри способствовали созданию поселений поблизости.

В эпоху Московской Руси Церкви и монастырям предоставлялся также ряд льгот и привилегий, возможность владеть землёй, промыслами, крепостными крестьянами, привлекать наёмных работников. С другой стороны, Церковь неоднократно использовалась как финансовый резерв государства, а монастырские закрома – как страховой фонд, открываясь для крестьян в неурожайные годы. При этом монастырям было запрещено взимать проценты по ссудам.

Личное стремление или необходимость заставляли служителей Церкви в отдалённых местах выполнять задачи исследователей и администраторов, решающих светские дела. Одним из таких деятелей на Севере Руси был Стефан Пермский. Он отправился в предгорья Северного Урала в 1379 году (т.е. за год до Куликовской битвы) и стал не только первым проповедником христианства среди коми - пермяков, но и одним из первых исследователей страны коми.

Святитель Стефан Пермский

Святитель Стефан Пермский

В 1385 году Стефан поднялся на лодке на 600 км вверх от устья Вычегды и убедил вогулов (манси), в очередной раз напавших на коми, уйти на свою территорию.

Фактически Стефан стал правителем Перми. Он не только разрешал конфликты, но и помогал нуждающимся – например, не раз подвозил на ладьях хлеб, особенно после голода 1386 года.

При участии Стефана в 1395 году был составлен документ, содержащий первую гидрографическую характеристику Пермской земли, где отмечаются реки Вычегда, Вятка, Чусовая, Кама и даётся описание бассейна верхней Камы.

Ещё одна важная задача монастырей – оборона рубежей города, княжества или страны в целом. Они были крепостями и своего рода погранзаставами, часто принимавшими на себя удары с запада, юга, востока. Эта функция по мере расширения страны и совершенствования технических средств ведения войны постепенно уходила в прошлое.

Что касается периода после 1917 года, когда атеизм стал частью государственной идеологии, то он для Церкви и монастырей был особенно тяжёлым, и вели себя новые власти по отношению к ним порой не лучше иноземных завоевателей, особенно в первые 20 лет советской власти.

Тем не менее, после тяжёлых времён шло восстановление, в том числе – возможностей выполнять полезные земные функции – просветительскую, хозяйственную и, как видим, даже оборонительную.

Ряд монастырей был восстановлен в ХIX веке. В советский период дважды происходило частичное восстановление Церкви: в период между концом 1930-х и серединой 1950-х и начиная с 1970-х. В конце 1980-х – начале 1990-х дискриминация Церкви со стороны государства была упразднена уже официально.

Они были основаны в разное время в период с XII по начало ХХ века. Большей частью это мужские монастыри, но немало и женских общин, даже в тех суровых краях. Описать каждую обитель вряд ли возможно, поэтому остановимся на самых древних, северных и удалённых, но не таких известных, как Соловецкий или Валаамский монастыри, несмотря на очень яркую историю.

Корельский Николаевский (Николо-Корельский) монастырь и Николаевский Новоземельский скит

Точный год основания неизвестен, предположительно – конец XIV – начало XV века, между 1395 и 1410 годом. Расположен монастырь на берегу Белого моря, в юго-восточной части Двинской губы, в пределах современного Северодвинска. По преданию, обитель основал преподобный Евфимий, просветитель Карелии.

Преподобный Евфимий Корельский

В 1419 году монастырь был разрушен и сожжён норвежцами – так, что от него остались только развалины, а иноки были убиты.

Это не единственный северный монастырь, пострадавший от норвежского набега в 1419 году (об этом речь ниже), а в 1419 году было не первое и не последнее вторжение норвежцев на Северную Русь.

Восстановлен монастырь был уже в 1471 году на средства Марфы Борецкой, более известной в истории как Марфа Посадница.

С этого момента и до основания Архангельска в 1584 году монастырь – порт становится первыми и единственными морскими воротами Русского государства. Тогда же там же была заложена и судоверфь.

Монастырь, с момента его основания Евфимием и до начала XX столетия – в течение пяти веков, был центром образования и просвещения на Русском Севере. В 1714 году в обители была открыта школа для послушников и монахов, многие из которых - выходцы из крестьян и ремесленников, были неграмотны. Библиотека монастыря была одной из богатейших среди северных монастырей, и содержала не только религиозные, но и естественнонаучные труды: по истории, географии, физике, астрономии.

В 1920 году монастырь был национализирован, говоря проще – закрыт. Однако он и его литературное наследие стали объектом пристального научного исследования. Монастырь также получил статус памятника архитектуры государственного значения, хотя в течение 1920-х и начала 1930-х гг. монастырские помещения и территорию использовали в сугубо мирских целях – для размещения колонии для малолетних преступников, а позже – сельскохозяйственной коммуны.

Своеобразное продолжение имела и портово-судостроительная ипостась монастыря. В 1936 году монастырь оказался на территории строящейся судоверфи – крупнейшей в СССР.

В то же время, это было и отдачей старых долгов. Предприятие долгое время пользовалось помещениями монастыря, более того – при строительстве судоверфи, а в этом месте сложные инженерно-геологические условия, пришлось изучать опыт и технические решения строителей Николо-Корельской обители.

Наряду с Трифонов-Печенгским монастырём (о котором речь ниже) скит стал самой северной в России и в мире монашеской обителью.

Вот что пишет о Новоземельском ските упоминавшийся выше источник от 1910 года.

«Природа и климат этого острова чрезвычайно суровы. Поверхность острова почти сплошь покрыта каменистыми горами, с которых не сходит снег почти в течение целого года.

Для религиозных потребностей русских промышленников, посещавших Новую Землю для промыслов, а также самоедов, просвещённых светом Христовой веры, при этой станции была устроена часовня, которая потом была преобразована в церковь во имя св. Николая Чудотворца. Для отправления треб и совершения богослужения архангельское епархиальное начальство в навигационное время стало командировать сюда священнослужителей.

Ближайшее и наиболее горячее участие в этом святом деле религиозно-нравственного просвещения самоедов принял иеромонах Николаевского Корельского монастыря Иона, который всецело отдался миссионерскому служению и поселился среди самоедов при Николаевской церкви.

Скоро Николаевская церковь оказалась малопоместительною; нужно было заменить её новою. Трудами Ионы и архангельского преосвященного Нафанаила на доброхотные пожертвования благотворителей в 1888 г. отстроена была новая большая церковь…

Устроив на Новой Земле церковь, преосвященный Нафанаил нашёл необходимым учредить при ней и монашеский скит…

13 февраля 1889 г…. возник Новоземельский Николаевский скит.

Михаило-Архангельский монастырь

После разгрома монастырь постепенно восстанавливал силы и продолжал свою миссию, притом, что он был окружён густым бором, и на много вёрст вокруг населённых пунктов не было.

Но в 1584 году всё изменилось. Возле монастыря был основан город, который сначала был назван Новыми Холмогорами, а после, по имени монастыря, получил известное ныне имя Архангельск.

До середины XVIII века монастырь был крупным землевладельцем и вёл активную хозяйственную деятельность. Когда экономическая самостоятельность монастырей была урезана, а имения отобраны, Михаило-Архангельский монастырь, как и большинство других обителей, сильно обеднел, но не прекратил своего существования и выполнял просветительские задачи.

С 1771 по 1812 г. в монастыре располагалась Архангельская Духовная семинария. Учебный процесс включал преподавание не только богословских и церковных, но и светских дисциплин: поэзии, риторики, философии, немецкого и французского языков, арифметике, географии, истории, с 1802 г. - еврейского языка и народной медицины. Для горожан регулярно устраивались просветительские диспуты.

В 1812 году семинария переехала в новое здание, ныне – здание Поморского университета им. М.В. Ломоносова.

С 1891 г. по 1923 г. в монастыре размещались фонды древлехранилища - собрание древних рукописей, книг, предметов церковной древности.

Трифонов Печенгский монастырь

Монастырь был основан в 1524 году Трифоном Печенгским, известным, как просветитель лопарей (саамов). Монастырь расположен на северном побережье Кольского полуострова, в Печенгской губе. Ныне это посёлок Печенга у границы с Норвегией.

trifon1.jpg

Преподобный Трифон Печенгский

Трифон пришёл в эти места один и долгое время жил в уединении. Наконец, молва о нём разнеслась по окрестностям, и к нему стали приходить паломники. В их числе были и саамы – язычники, но тоже испытывавшие почтение к подвижнику и желание послушать его наставления.

Миссия была на время прервана в 1590 году, когда на монастырь напали шведы, разграбили и сожгли его, а всю братию – 51 монаха и 65 мирян, перебили. Однако уже в 1591 году царь Фёдор Иоаннович повелел возобновить монастырь, но уже в другом месте – близ города Колы. В 1619 году монастырь сгорел и был восстановлен уже в самом городе Коле, получив название Ново-Печенгского.

В 1764 году, по указу Екатерины II, монастырь был закрыт, и восстановлен уже в 1896 году.

При советской власти монастырь сохранялся как действующий до 30 января 1984 года, когда в возрасте 110 лет скончался последний из печенгских монахов отец Акакий. В 1997 году началось новое возрождение монастыря.

Туруханский Троицкий монастырь

Монастырь основан в 1657 году монахами Тихоном и Дионисием у впадения Нижней Тунгуски в Енисей, близ Туруханского зимовья – ныне это город Туруханск.

Монастырь выполнял миссионерские задачи. В 1722 году в монастыре была открыта начальная школа для детей коренного населения – эвенков, ставшая первым учебным заведением в Приенисейском крае.

В 1920-е Туруханский монастырь был закрыт и разрушен. Библиотека частично сохранилась в краевом архиве и отделе редких книг краевой научной библиотеки. В середине 1990-х монастырь восстановлен.

Спасский монастырь в Якутске

Основан в 1662 или 1664 году служилым человеком Иваном Афанасьевым в городе Якутске, тогда – Якутском остроге, которому было всего 20 лет. Спасский монастырь стал первым в Северо-восточной Сибири.

В начале XVIII века к монастырю была приписана далёкая даже по сибирским меркам Успенская пустынь на Камчатке, у Ключевской сопки. Население пустыни – русские крестьяне земледельцы, выращивавшие там рожь, ячмень и овощи и снимавшие очень хороший для того времени урожай.

Спасский монастырь в Якутске, так же, как Туруханский, был миссионерским, пред которым стояла задача проповеди православия среди якутов, и стал центром миссионерства в Якутии и Якутской епархии.

История епархии – отдельная, очень интересная, тема.

Иеромонах Макарий проповедовал на Индигирке и Колыме в 1668–1680 гг. Архимандрит Мартиниан, присланный в 1705 г. в Якутск, распространил проповедь православия на Камчатку.

Интересное решение было найдено для проблемы огромных расстояний. В 1844 году были учреждены два походных храма для удобства крещения и обслуживания коренных жителей в отдаленных северных округах - Николаевская и Благовещенская походные церкви.

Они обслуживали приходы Верхоянского и Колымского округов, Оймяконский округ, Аллах-Юнь, Нелькан, притоки Алдана и кочевья эвенков в верховьях Олёкмы.

Одно из самых ярких имён якутской церковной истории – святитель Иннокентий (Вениаминов), возглавивший её в 1852 году и до этого имевший огромный практический опыт миссионерской работы на Аляске и Камчатке.

innokentiy.jpg

Святитель Иннокентий (Вениаминов)

Св. Иннокентий построил новые храмы и часовни, открыл и благоустроил новые приходы и церковноприходские школы, занимался призрением сирот и обучением населения грамоте, перевел из Ситки (Аляска) в Якутск Новоархангельскую Духовную семинарию.

19 июля 1859 года в Троицком кафедральном соборе в Якутске была впервые совершена Божественная литургия на якутском языке, причем Евангелие читал сам святитель Иннокентий.

В течение 1920-х – 1930-х гг. практически все религиозные учреждения Якутии были ликвидированы, включая Спасский монастырь.

Возрождение православия в республике отсчитывают с начала - середины 1980-х, но Спасский Якутской монастырь на данный момент не восстановлен.

Собор Святого Михаила и миссия на Аляске

Собор построен и освящён в 1834 году. Он сохранился до нашего времени (сгорел во время пожара в 1966 г. и был восстановлен в 1976 г.) и является символом духовного присутствия России на Аляске.

До 1867 года оно читалось в самом названии города – Новоархангельск, который был переименован в Ситку после продажи Аляски. Основан город был в 1799 году, разрушен индейцами – тлинкитами в 1802, и вновь восстановлен, причём с помощью алеутов, в 1804 году.

При соборе в 1841 году была учреждена духовная семинария, прежде всего – для подготовки священнослужителей из местных жителей, однако в 1852 году она была перенесена в Якутск (см. выше).

Основанию Новоархангельска и Собора Святого Михаила предшествовала русская Кадьякская миссия в составе восьми монахов Валаамского и Коневецкого монастырей, высадившихся на острове в 1794 году и положивших начало распространению православия на Алеутских островах и Аляске. Одним из них был Герман Аляскинский, ныне считающийся святым покровителем Америки.

Монахи также открывали школы для местных детей, занимались миссионерской деятельностью, а в своих маршрутах проникали на другие острова архипелага и вглубь континентальной части Аляски до озера Илиамна. Православные алеуты и индейцы до сих пор живут в тех краях.

Наше время

Специфика полярных широт в том, что их активное исследование, освоение и заселение происходило и в советское – атеистическое время. Поэтому там сейчас происходит не только восстановление некогда разрушенного, но и создание нового.

5. Журнал Московской патриархии.

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте также: