Право выкупа на свободу при николае 1 кратко

Обновлено: 07.07.2024

1. Следующим императором, вдохнувшим новую жизнь в решение крестьянского вопроса стал Николай 1. Крестьяне снова получили право выкупиться с частью земли, был введён запрет на высылку крестьян на каторгу и в целом положение крепостных улучшилось. Именно при Николае 1 был заложен фундамент для будущего окончательного решения крестьянского вопроса и отмены крепостничества.

2. 1837-1841 гг. – реформа государственных крестьян. Реформа улучшила правовое и материальное положение крепостных, давая им право и возможность стать самостоятельными. Созданы органы крестьянского самоуправления.

3. 1841 г. – закон, запрещающий продавать крестьян по одиночке или вместе с поместьем.

5. 1843 г. – безземельные дворяне больше не имели право покупать крепостных (ликвидация рабства).

· Хотя освобождение от рабства давало крестьянам некоторые личные и гражданские свободы такие, как право вступать в брак, обращаться в суд, вести торговлю, поступать на гражданскую службу и т.п., но они были ограничены в свободе передвижения, а также в экономических правах. К тому же крестьяне оставались единственным сословием, которое несло рекрутскую повинность и могло подвергаться телесным наказаниям.

26. Либеральные реформы 60 – 70-х годов XIX в. Великие реформы) – реформы, проведенные в 60-70-х годах 19 века в Российской Империи императором Александром 2 и затрагивающие практически все сферы жизни государства.

Финансовые реформы Александра 2 - причины и суть

Финансовые реформы 1860-х годов – буржуазные реформы, основная цель который заключалась в преобразовании финансовой системы страны, чтобы она была способна встать на путь капитализма.

Содержание финансовых реформ

Начало реформы было положено 22 мая 1862 года, когда были введены «Правила о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений". Все государственные ведомства отныне должны были ежегодно составлять сметы по специально установленной форме и подробно указывать в разных параграфах все статьи расходов.

В 1864-1868 годах все доходы государства сосредоточились в кассах государственного казначейства, подчинявшегося министерству финансов. Из этих касс средства, в соответствии с заранее согласованными сметами и кассовыми расписаниями, расходились по различным ведомствам и шли в оплату расходов..

В 1865 году были созданы местные органы государственного финансового контроля – контрольные палаты.

Кроме того, произошел ряд изменений в торговле. Винный откуп теперь заменялся существующими поныне акцизными марками, то же самое произошло и с табаком в 1866 году.

Налогообложение было разделено на две части – неокладные сборы (косвенные налоги) и окладные сборы (прямые налоги), были созданы соответствующие государственные органы.

Итоги и значение финансовых реформ

Благодаря предпринятым мерам государственная система финансов стала более прозрачной и эффективной – велся строгий учет всех денежных средств, деньги не тратились на ненужные вещи, а чиновники отвечали за каждый потраченный рубль. Это позволило государство начать выбираться из кризиса и снизить негативные последствия от раскрепощения крестьян и проведения других реформ.

Земская реформа Александра 2 (1864 год) – комплекс преобразований в сфере управления уездными и губернскими землями, призванная изменить бюрократический порядок управления и дать дальним уголкам России право на самостоятельное принятие решений.

Наряду с земской была проведена городская реформа. Два новых законопроекта должны были создать новую систему местного самоуправления.

Появились так называемые курии – особые разряды, на которые были разделены все избиратели по имущественному, сословному, национальному и другим признакам.

Итоги земской реформы

За годы своего существования земства значительно улучшили уровень образования на местах, стала развиваться региональная экономика и здравоохранение, управление страной стало более простым, так как высшие органы были освобождены от необходимости решать мелкие бытовые вопросы.

Судебная реформа Александра 2 (1864 год) – комплексная реформа судоустройства и судопроизводства, предусматривающая полное изменение судебной системы в Российской Империи.

Александр 2 хотел создать более совершенный суд, который бы смог работать эффективнее и принимать более честные решения в отношении всех категорий граждан. Реформа предполагала создание двух ветвей судов – мировые суды и общие съезды. В свою очередь каждая из этих ветвей имела по две инстанции – мировые судьи и мировые съезды, окружные судьи и окружные съезды. В целом, была создана совершенно новая система судебных учреждений, которая имела четкую иерархию и разделение полномочий. Это позволило быстрее рассматривать дела, разделяя их на гражданские и уголовные, а также значительно сократить длительность самого процесса. Суд стал значительно эффективнее, так как исчезла путаница в судебной системе.

Реформа меняла принципы и процедуры судопроизводства. Суд становился более открытым, гласным, все стороны–участники процесса получали равные права и могли участвовать в дискуссии на равных. Были значительно расширены полномочия следователей, проводивших оперативно-розыскные мероприятия, появились новые виды доказательств, а также появилось разделение на предварительное и судебное следствие, что значительно снижало шанс судебной ошибки. Подсудимые теперь также могли рассчитывать на обжалование приговора и рассмотрение их дела в более высокой инстанции (Верховный суд, императорский суд).

Появился суд присяжных, который созывался для участия в процессах при особо тяжких уголовных преступлениях. Суд стал полностью независимым институтом.

Главным достижение судебной системы стало то, что суд больше не строился на сословных отношениях, все граждане получали одинаковые права и могли рассчитывать на открытый. Честный процесс.

Главные документы судебной реформы – Судебные уставы 1864 года.

Итоги судебной реформы

Судебная реформа Александра 2 привела к тому, что в Российской Империи появился новый суд, который был современным и отражал все ведущие тенденции в мировом судопроизводстве. Суд стал отдельным институтом, независимым от других ведомств. Судебные процессы стали более четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро, исчезла путаница и затянутость, свойственная старой судебной системе. Суд стал открытым и более честным. Однако у судебной реформы были и минусы, в частности, для крестьян сохранялся сословный суд, а компетенция судей не всегда было достаточной. Но, несмотря на недостатки, реформа сделала большой прорыв.

Военная реформа Александра 2 – комплекс мер по преобразованию русской армии, проведенный в 60-70-х годах 19 века.

1. выпуск Манифеста о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности 1 января 1874 года. Манифест провозглашал переход от рекрутского набора в армии к всеобщей повинности вне зависимости от сословия. Теперь в армии в течение 6 лет обязаны были отслужить все мужчины, включая крестьян.

2. в 1864 году Россия была разделена на несколько военных округов, управление которыми осуществлялось местными органами, однако все они подчинялись военному министру.

3. для улучшения качества и мощи армии произошло полное перевооружение. Войска всех ведомств получили новое, современное оружие, также были реконструированы военные заводы, которые теперь могли обеспечивать армию большим количеством качественной техники.

4. Были отменены телесные наказания, офицеры стали более образованными благодаря новым принципам воспитания. Стали появляться различные военные училища и академии.

5. Появился военный суд и военная прокуратура, которые проводили гласные и негласные процессы. Это позволило улучшить дисциплину.

6. Кроме того, разрабатывались новые военные законы, которые должны были отвечать современным условиям и повысить уровень российской армии, чтобы сделать ее конкурентоспособной.

Изменения лучше начать самостоятельно, постепенно, осторожно. Нужно начать хоть с чего-нибудь, поскольку в противном случае, мы дождемся когда изменения пойдут от самого народа.

Николай 1

Предпосылки принятия Указа

Период правления Николая 1 характеризуется социальной нестабильностью. Причем на уровне земельного вопроса эта нестабильность была запредельно высокой. Достаточно сказать, что при Николае было 10 секретных комитетов только по аграрному вопросу. Эти комитеты издали 550 указов и распоряжений различной степени важности только по земельным вопросам. Государство пыталось найти золотую середину, поскольку находилось под давлением с двух сторон:

В результате и крестьяне и помещики были недовольны сложившимся положением. При этом начиная с 1837 года Киселев проводил реформирование деревень, где жили государственные крестьяне. Крепостную проблему никто не решал.

Суть указа

В 1842 году был издан Указ об обязанных крестьянах. Его основные положения были следующими:

Главное - помещики сохранили землю. Крестьянам свобода без земли была не нужна, поэтому за годы действия указа им воспользовались чуть более 27 тысяч человек (по переписи 1850 года крепостных в России было более 10 млн человек). Это цифры за 16 лет. Получается, ежегодно свободу получали всего 1,68 тыс крепостных во всей Российской Империи. Это подчеркивает главную мысль последних лет царствования Николая 1: крепостное право это зло, но его отмена найдет сопротивление в лице тех, кому крепостное право нужно. Поэтому были поддержаны помещики.

Причина того, почему крестьяне не спешили пользоваться правом на выкуп свободы, кроется в самой системе Указа, по которой у крестьян не было ни реальной свободы (они продолжали оставаться зависимыми от помещика и земли, которую тот им выделяет) ни земли.

Последствия указа

В дальнейшем Указ был дополнен положениями, позволяющими крестьянам получить не только независимость, но и землю:

Главное в реформах – чтобы вовремя и не кусочками. К годовщине выкупа из крепостничества

Вы знаете, что Россия вступила в эпоху реиндустриализации? Нет? Зато в Китае знают. Несколько дней назад в интервью китайскому телевидению глава российского правительства сообщил эту приятную новость. Она была бы ещё приятнее, если бы сопровождалась внешними признаками той, первой индустриализации. И, с одной стороны, спорить не хочется, поскольку за два года санкций позитивные сдвиги всё же есть. А с другой стороны – с достаточной ли скоростью происходят изменения к лучшему?

Сегодня, когда мы справляем 169-летие указа, предварившего освобождение крестьян в 1861 году, стоит поговорить о том, что правильное, но запоздалое – по сути, бесполезно.

Как четыре императора крепостное право побороли

Александр II вошёл в историю как Освободитель, поскольку подписал указ об отмене крепостного права. Однако история указа 1861 года началась ещё при Павле I. И уже тогда был задан основной вектор реформирования крестьянского и земельного вопросов в империи – назовём его практикой половинчатых реформ. Суть его в том, что для предупреждения конфликтов с дворянством, опорой империи, государство вело постепенное наступление на сложившиеся к тому времени права дворян в отношении крестьян.

Павел I своим указом ограничил барщину тремя днями.

При Александре I вышел так называемый указ о вольных хлебопашцах (1803), которым проблема, отпускать или нет, переводилась исключительно в договорное поле между помещиком и крестьянами. За годы царствования Александра I таким образом было освобождено 47 тысяч крепостных (примерно 0,5% от их количества в Российской империи). Кроме того, указом 1801 года крестьяне получили право покупать землю в собственность. Личная зависимость от помещика на протяжении 1811-1817 годов также была отменена на территории нынешней Прибалтики (Эстляндия, Лифляндия, Курляндия).

Правила освобождения от Николая I

Указ от 8 ноября и вовсе разрешил практику самовыкупа крестьян в определённых условиях – например, в случае, если имение продавалось:

- Когда населённое недвижимое имение за лежащие на нем долги назначено будет в публичную продажу, крестьянам, к такому имению принадлежащим, предоставляется выкупать себя вместе с землёю и прочими составными оного частями через взнос полной оценочной суммы.

- Крестьяне обязаны внести всю выкупную сумму, не ожидая никакого от казны пособия, в течение тридцати дней.

- Выкупившиеся (сверх личной свободы) поступают в государственные крестьяне и приобретают право собственности на землю и все прочие принадлежности имения, с коими они выкупились.

- Выкупившиеся подлежат всем установленным податям и повинностям, кроме только оброка; получают наименование безоброчных.

Таким образом, всё, что оставалось сделать Александру, – распространить эту норму на оставшихся крепостных, а также придумать механизм финансирования этого всеобщего выкупа, поскольку к 1861 году немалая часть тех, кто имел возможность выкупиться, так или иначе это сделали.

Противоречивость реформы

После того, как мы очень пунктирно отобразили более чем 60-летний процесс реформирования и отмены крепостного права в России, перед нами встают две проблемы.

Для бюджета, конечно, неплохо, если исключить из внимания, что к отмене выкупных выплат Россию снова начало потряхивать от терроризма, в 1905 году грянула первая революция, а итог был чуть лучшим, чем 100 лет назад предлагал декабрист Муравьёв. Получается, что при общей правильности действий их затягивание выхолостило реформу напрочь и привело, вероятно, к тому же результату, как если бы реформы не было. Разве что в этом случае развязка наступила бы раньше на пару десятилетий.

Опасность половинчатой политики

Сегодня мы наблюдаем примерно те же метания правительства между созданным в 1990-е-2000-е годы классом крупных собственников – современной опоры государства – и простыми гражданами. Сначала одним слабинку дадут, потом другим компенсируют.

Между тем, давно и неоднократно было сказано, что единственный спасительный для России курс – новая индустриализация, а правительству придётся стать во главе этого процесса – никакой, даже самый крупный частник с этим не справится. Среди последних есть те, кто в этом курсе заинтересован или хотя бы понимает его необходимость. Есть и те, кому он подрубит бизнес.


Указ об обязанных крестьянах был принят в 1842 году при Николае 1. Его принятие стало одним из этапов работы царского правительства по отмене крепостного права, которая завершилась к 1861 году.

Особенности указа

К моменту издания указа, то есть к 1842 году, в Российской империи насчитывалось свыше 20 миллионов крепостных крестьян, которые принадлежали помещикам.

Государственные крестьяне XIX века

Рис. 1. Государственные крестьяне XIX века.

Помимо них также существовали государственные крестьяне. Им жилось легче, они были относительно свободными и даже активно осваивали Сибирь. Освободить их сразу было нельзя, поэтому работа шла постепенно. В 1839 году Николай I создал секретный комитет по крестьянскому вопросу. За три года была проведена работа по разработке условий по освобождению.

Датой издания указа стало 2 апреля 1842 года. Он предусматривал перевод крепостных на договорные отношения с землевладельцем. Крестьянин мог получить личную свободу, но за помещиком сохранялись права вотчинной полиции, а также земельные наделы. Их крестьянам предоставляли в пользование за выплату определенных оброка и барщины.

Помещик заключал договор по своему согласию, он не был обязательным. Следовательно, указ об обязанных крестьянах в целом был выгоден землевладельцам, именно их интересы отражала элита Российской империи, то есть те, кто издал указ.

Обязанные крестьяне

Рис. 2. Обязанные крестьяне.

Крестьянский вопрос при Николае I

При императоре Николае I продолжала существовать категория “вольных хлебопашцев”, которая появилась в 1803 году, когда был издан первый указ, предоставлявший возможность помещикам отпускать своих крепостных на волю при соблюдении определенных условий (выкуп, повинности). За 30 лет правления Николая I численность крестьян данной категории выросла с 50 до 150 тыс.

Помимо этого, были принятие следующие меры:

  • Запрет ссылать крепостных на каторгу.
  • Запрет продавать без земли и разлучать земли при продаже.
  • У крестьян появилось право выкупа из тех имений, которые продавались, например, за долги.
  • В 1833 крепостных запретили продавать с публичного торга.

Доля крепостных в общей численности населения России снизилась с 57% в 1817 году до 40% к 1857 году.

С 1837 по 1841 год была проведена реформа государственных крестьян Павла Дмитриевича Киселева. Самые бедные и безземельные из них получили наделы от государства. Значительно выросло их благосостояние. Некоторые крепостные при Николае I стали заниматься предпринимательской деятельностью и даже получили некоторую свободу передвижения. В 1840-ые началось создание системы образования для крестьян.

Последствием издания указа об обязанных крестьянах стал перевод за 1842-1855 годы в соответствующую категорию 25 тыс. крепостных мужского пола, что соответствовало 0,25% их общей численности.

Николай I

Рис. 3. Николай I.

Что мы узнали?

Категория обязанных крестьян появилась при Николае 1. Этот период истории России и решение крестьянского вопроса в первой половине XIX века кратко проходят в школьном курсе истории 8 класса. Указ об обязанных крестьянах стали фундаментом отмены крепостного права.

Отмена крепостного права не сбросила с крестьян оковы рабства. За свободу и землю им требовалось заплатить помещику. Но события 1905 года разрушили эту систему.

Временнообязанные крестьяне: то ли воля, то ли неволя

На протяжении долгих-долгих лет крестьяне носили на себе оковы крепостного права. И постепенно уровень недовольства рос. Когда он приблизился к критической отметке, власть всё же решила провернуть реформу и освободить крестьян. 19 февраля 1861 года давний порядок отменили. Формально. На деле же крестьяне чувствовали себя обманутыми. Их заставили довольствоваться лишь личной свободой. Люди отныне могли свободно перемещаться, заключать браки, некие гражданские сделки, торговать и теоретически переходить в другие сословия. По распоряжению Александра II получили они и землю. Вот только она им не принадлежала. Надел требовалось выкупить у помещика. Стоит ещё сказать, что на размер надела влияло много факторов, начиная от природных условий и заканчивая экономическими особенностями губернии.

Итак, крестьяне, получившие свободу без свободы, должны были выплатить помещику определённую сумму. И до тех пор, пока долг не будет погашен, люди продолжали работать на помещика. Барщина и оброк никуда не делись.

1.jpg

И на камнях растут деревья: окончательное падение рабских оков

По мнению многих исследователей, к отмене крепостного права никто не был готов: ни помещики, ни крестьяне. Власть решила провернуть реформу быстро — всего лишь за несколько десятилетий. И поэтому каждая из сторон считала, что её пытаются тем или иным способом обмануть. Но отступать было поздно. И началась пора заключения выкупных сделок.

За два десятка лет реформы она принесла существенный доход. И власть решилась на снижение выкупных платежей. Всего же в период с 1861 по 1906 годы крестьяне выплатили государству около 1,6 млрд рублей. А доход власти превышал сумму в 700 млн рублей.

2.jpg

Изначально предполагалось, что выкуп всех земель завершится в 1932 году. Но в начале 20-го века ситуация в Российской империи была настолько сложной, что выкупные платежи отменили гораздо раньше — в 1907 году. На этот шаг правительство Николая II пошло после событий 1905 года. И на выкупных платежах поставили крест в ходе аграрной реформы, которую предложил Столыпин.

1905 год наглядно показал власти, что с выкупной операцией пора завязывать. В начале ноября председатель Совета министров Сергей Витте и землевладелец Николай Кутлере выпустили Высочайший манифест, а также указ. Эти документы гласили, что с 1 января 1906 года выкупные платежи уменьшались в 2 раза, а через год они и вовсе отменялись. Это событие имело колоссальное значение для всей страны. Во-первых, государство лишилось огромных денег. И произошло это именно в тот момент, когда империя остро в них нуждалась. В выигрыше в данной ситуации оказались крестьяне и помещики. Последние всё равно продолжили получать деньги по выкупным обязательствам.

3.jpg

Отказ от выкупных платежей превратил реформу из очень прибыльной для государственного бюджета в убыточную. Называлась цифра под 390 млн рублей. Но этот шаг со стороны государства был вполне оправдан. Власть понимала, что ситуация выходит из-под контроля и пришла пора чем-то жертвовать. Отмена платежей стала прямым продолжением практики аннулирования неустоек по просроченным платежам. Этим часто грешили крестьяне. Власти ничего другого не оставалось, только как закрывать глаза. Подобный подход приводил лишь к учащению просрочек. Получался замкнутый круг.

Интересно вот ещё что: крестьяне, которые к моменту отмены выкупных платежей уже не имели финансовых долгов, болезненно восприняли реформу. Они были уверены, что власть пошла на это только из-за событий 1905 года. Соответственно, правительство ничего не выиграло, выставив себя в роли жертвы, а заодно попытавшись заигрывать с взволнованным крестьянством. И народ не успокоился. Наоборот, волнения лишь возросли уже в 1906 году.

Читайте также: