Право киевской руси кратко

Обновлено: 02.07.2024

1). Обычное право. На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права, т. е. обычаи.

2). Судебные прецеденты, которые появились после возникновения государства и системы судов.

3) Нормативно-правовые акты:

3.1. Наиболее ранние письменные источники русского права — это договоры Руси с Византией. Договоры Руси с Византией обычно составлялись в двух экземплярах: один — на древнерусском языке, второй — на греческом языке. Затем стороны обменивались договорами.

3.2. К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира, Ярослава, Всеволода и некоторых других (X—XI вв.).

Эти документы определяют положение церкви в государстве, устанавливают юрисдикцию церковных органов и судов, содержат нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи.

3.3. Основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды. Он представляет собой целый комплекс юридических документов XI—XII вв., составными частями которого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г.), Правда Ярославичей (около 1072 г.), Устав Мономаха (около 1120 —1130 гг.).

Система судебных органов включала в себя:

1. систему государственных судов. Особенность феодализма – неотделимость суда от администрации.

2. частно-владельческий суд – суды феодала над зависимым населением (гражданские споры и дела о нетяжких уголовных преступлениях).

3. церковные суды, после принятия христианства ( 1 – дело о нетяжких преступлениях, совершенных людьми церковными; 2 – греховные дела – о нарушении церковных правил светскими и церковными людьми)

4. суд крестьянской общины над своими членами.

Все феодальные общества были строго стратифицированы, то есть состояли из сословий, права и обязанности которых четко определены законом как неравные по отношению друг к другу и к государству, т.е. каждое сословие имело свой юридический статус.

Рабство Руси получило распространение как общественный уклад. Источником рабства был, прежде всего, плен, рождение от рабыни. В рабство попадали за тяжкие уголовные преступления (поток и разграбление), зависимый закуп обращался в раба в случае бегства от хозяина и кражи, в рабство обращался злостный банкрот (ст. ст. 56, 64, 55 Пространной Правды). Статья 110 Пространной Правды устанавливает еще три случая холопства: женитьба на рабе без договора, поступление в услужение ключником-тиуном без договора о свободе, самопродажа в рабство хотя бы за "наготу". Русская Правда считала холопов собственностью господина, сами они не обладали собственностью. За уголовные преступления холопов и нанесенный ими имущественный ущерб ответственность по его возмещению несли хозяева. За убийство холопа полагалось возмещение ущерба в 5 - 6 гривен (как за уничтожение вещи). Хозяин холопа за его убийство не привлекался к ответственности - за подобные случаи назначалось церковное покаяние.

Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны и т. д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную организацию. Для обеспечения функций управления население платило дань и судебные штрафы. Материальные потребности военной организации обеспечивались земельной собственностью.

Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов в форме дани и оброков и участии в вооруженной защите в случае военных действий.

Городское население состояло из ремесленников, мелких торговцев, купечества и т. д.

Право собственности

В древнерусском обществе огромное значение имела собственность. Отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием собственности. Человек, лишенный собственности или промотавший ее, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью. Труднее обстоит дело с земельной собственностью, поскольку имеется лишь ограниченный круг статей, которые устанавливают штрафы в 12 гривен за нарушение земельной бортной межи и за уничтожение межевого знака, сделанного на дереве.

Деление вещей на движимость и недвижимость не нашло юридического оформления, но статус движимости разработан в Русской Правде довольно обстоятельно. Собственник имел право на возврат своего имущества из незаконного владения. На основе строго установленной процедуры за причинённую “обиду”, назначался штраф в 3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбиралось при необходимости перед “сводом из 12 человек”. Движимая собственность (включая холопов) считается в Русской Правде объектом полного господства собственника: при спорах о её возвращении государство не накладывает штрафов, стороны сами договариваются между собой. Защита движимой собственности, если это не было связано с уголовным преступлением, не носила сословного характера - каждый вправе равнозначно определять её судьбу.

Обязательственное право

Характерной чертой обязательственного права периода развития феодальных отношений является то, что лица, не исполнившие обязательств, превращаются в холопов. Что касается способов заключения обязательств, то они, как правило, заключались устно, причем употреблялись различные формы – литки, магарыч, рукобитье, связывание рук и. т. д.

Договор мены является древнейшим из договоров. Он предшествовал договору купли-продажи.
Договор купли-продажи. Статьи Русская Правда главным образом касаются купли-продажи холопов. Для признания договора действительным необходимо присутствие самого холопа и послухов.

Договор займа. Долговое обязательство должно быть оформлено при послухах, при объявлении властям и должно фиксироваться письменно. Установление размера процентов по займам является обычно предметом особого внимания в княжеских законодательствах раннего феодализма. Проценты различались: месячные, третные, годовые.

Договор поклажи. Хранение считалось просто дружеской услугой, за не было принято платить особое вознаграждение, для совершения договора не требовалось присутствие послухов.

Договор имущественного и личного найма. Весьма мало материала мы имеем и в отношении договора личного найма. Древнейшая Правда говорит лишь о плате мостнику за починку моста и лекарю за лечение раны. Но уже в более позднее время – к концу XII или началу XIII в. – возникает название для наемного рабочего, а именно, наймит. Но положение наймитов приближалось к положению зависимых людей, особенно, наймитов, работавших на земле. Наем был формой эксплуатации, которая быстро перерастала в феодальную.

Наследственное право.

Основным источником для уяснения норм наследственного права в Киевском государстве является Русская Правда, которая посвятила этому вопросу целых десять статей, изложенных довольно подробно. Наследование по завещанию. Существования завещания – спорный вопрос.
Наследование по закону.

Правовая система государства объединяет в себе правовую культуру, сознание, юридическое регулирование быта, и все, что связано с обеспечением правопорядка и правовым регулированием и имеет четкую систему.

Русская правда, как памятник древнерусского права

Крупнейшим памятником и источником древнерусского права, регулирующем общественные взаимоотношения на протяжении длительного периода вплоть до после киевского периода нашей истории, была Русская правда. Составление и формирование всех норм Русской Правды охватывает длительный период (ХІ – ХІІ ст.). Впервые обнаруженная в 1738г. Татищевым В.Н. Русская Правда представляла собой свод правовых норм и обычаев. Сейчас известно более ста документов, рознящихся по содержании, структуре и объему, но составляющих единую систему правовых норм, на протяжении долгого времени служивших основой правовой системы Киевской Руси.

Выделяются три редакции Русской Правды:

  1. краткая;
  2. пространная;
  3. сокращенная.

Скорее всего то, что нормы Правды регулировали уголовное право, связано с тем, что именно в этот период шла ожесточенная борьба за власть между Ярославом Мудрым и его братом Святополком.

ХІІІ – ХІV ст. ознаменовалось появлением Сокращенной редакции. Документ был создан на базе Пространной редакции, но содержал в себе лишь выборки из статей, необходимые для регулирования нового вида отношений, возникших на фоне феодальной раздробленности.

Русская Правда, формировавшаяся в эпоху зарождения феодализма, в первую очередь защищала жизнь и имущество и регулировала право на имущество и землю. Поскольку самыми крупными владельцами земель были князья, бояре и их окружение, то это нашло свое отражение в четкой тенденции по закреплению феодальных прав владения на земли, имущества и холопов, что и привело к постепенному закрепощению.

Образование государства Киевская Русь шло с закреплением правовых норм . Вся жизнь русичей сопровождалась соблюдением обычаев и традиций во всех сферах жизни. Все, что касалось ведения домашнего хозяйства, создания новой семьи и передачи права наследования. После появления письменности, эти соглашения закреплялись на бумаге. Взаимоотношения с другими государствами и землями строились вначале на устных, а затем и письменных договорах. Так развивались законодательно-правовые отношения в Древнем Руси.

Официальные источники

Предпосылками для появления правовых документов стало развитие феодального государства и появления более сложных отношений в Киевской Руси. К ним можно отнести официальные документы, в которых прописывались правовые нормы, регламентирующие общественную жизнь, и правила, обязательные для выполнения на определенной территории. Это были:

  1. договора - наиболее часто используемая форма торговых правоотношений между соседними государствами. Самый яркий пример договоров торговли с Византией договора заключенные в 911, следующий в 944 и третий в 974 годах. Внутри государства это княжеские договора с дружиной, правоотношения князя и народа. Как пример договора княжения в Новгороде,
  2. княжеские уставы или уставные грамоты определяли повинности и величину оброка населения, а также порядок разбора судебных тяжб, подчинения и управления в княжествах.

Эти документы фиксировали законодательные нормы, существовавшие на определенных этапах развития государства.

Виды источников

При вступлении на княжеский престол Ярослав Мудрый систематизирует все существующие в государстве законы и порядки. Все источники можно разделить:

1. Национальные обычаи и традиции, названные обычным правом восточных славян. Они регламентировали внутреннюю жизнь Киевской Руси: семейные и бытовые отношения, судебные законы.

2. В документе, известном под названием "Русская правда Ярослава Мудрого", состоящем из 18 статей и созданном в 1016 году, законодательно регламентируются бытовые и криминальные законы общества.

3. Под названием "Правда Ярославовичей" в период до 1070 года выходят изменения и дополнения к основным статьям. Это статьи от 19 до 41, доработанные сыновьями князя Ярослава. В них законы более систематизированы и разделены по определенным направлениям.

4. "Пространная правда" - более поздняя редакция, вышедшая во времена правления Владимира Мономаха, и датируется 1113 годом. Содержит 121 статью. Первая часть - документ Ярослава и Ярославовичей из 43 статей, вторая часть - правда Мономаха. Законы второй части отражают существовавшее социальное неравенство общества: владение землей и привилегии ее владельцев, зависимое положение холопов, правонаследие.

5. В середине XVI столетия выходит новый свод законов, названный "Стоглав" по количеству статей в документе. Принят после окончания Собора 1551 года в Москве. Регламентирует отношения общества и церкви, государства и церкви, жизнь духовенства.

6. В княжествах на основе "Русской правды" создаются свои законодательные правила. Как пример, судные грамоты Псковского и Новгородского княжеств, датированные XIV-XV столетием. Кроме уголовного права рассматривают все стороны общественной жизни и переподчинение Москве.

7. Отдельными источниками права Древней Руси называют письменные соглашения, заключаемые с иностранными государствами:

  1. договора с Византией , требовавшие равноправных партнерских отношений и определявших правила торговли, даже выдачу беглых преступников,
  2. торговый - Ганзейский союз с немецкими купцами, заключенный в XII , и окончательно подтвержденный в XIV столетии. Просуществовал до второй половины XVII столетия.

8. С развитием религии на Руси массово строились церкви и монастыри. Ими необходимо было управлять. Для чего создаются правила богослужений и монастырские и церковные уставы.

С усилением расслоения общества и его развитием, появляется необходимость в дальнейшем совершенствовании правовых отношений.

Первыми письменными источниками древнерусского права, дошедшими до нас, были договоры Киевской Руси с Византией 907, 911, 944 и 971 гг., заключавшиеся после военных походов. Они носили международно-правовой характер.

Княжеское законодательство как источник права появилось на Руси в X в. Особое значение имеют Устав о десятинах, судах и людях церковных князя Владимира и Устав о церковных судах князя Ярослава, которые внесли существенные изменения в действовавшее гражданское, семейное и уголовное законодательство. Тем не менее крупнейшим памятником древнерусского права являлась Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие периоды отечественной истории.

Она была впервые обнаружена В.Н. Татищевым в 1738 г. К настоящему времени существует более ста ее списков, которые отличаются друг от друга по объему, структуре и содержанию. Русская Правда подразделяется на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая редакция включает две части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей — сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава содержит первые 18 статей Краткой редакции и полностью посвящена уголовному праву. Правда Ярославичей включает следующие 20 статей Краткой редакции Русской Правды.

Во второй половине XI в. было положено начало составлению Пространной редакции Русской Правды, которая окончательно оформилась в XII в. Она включает нормы уголовного и наследственного права, определяет правовой статус различных категорий населения.

В XIII-XIV вв. появилась Сокращенная редакция, представлявшая собой часть переработанных статей Пространной редакции Русской Правды, адаптированных для регулирования общественных отношений периода феодальной раздробленности на Руси.

Наряду с Русской Правдой в Киевской Руси действовали нормы Уставов князей Владимира и Ярослава, составившие основу древнерусского церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов. На развитие древнерусского права оказывали определенное влияние и Кормчие книги, представлявшие собой византийские сборники церковных и гражданских постановлений. В значительной мере они регулировали отношения в сфере семейного права.

Гражданское право. В Русской Правде и других источниках древнерусского права достаточно четко различаются две основные части гражданского права — право собственности и обязательственное право.

Утверждение феодализма и феодальной собственности на землю обусловило возникновение права собственности. Первоначально феодальная собственность появилась в форме княжеского домена, боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды была закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, в ней говорится также о праве собственности на другие вещи — коней, тягловый скот, холопов и т.п.

Недобросовестное выполнение норм обязательственного права в Древней Руси могло повлечь обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, включая и членов его семьи.

Основными видами договоров являлись договоры купли-продажи, мены, займа, поклажи и личного найма. Договоры заключались в устной форме, но обязательно в присутствии свидетелей, которые назывались послухами. В письменной форме составлялись преимущественно договоры, связанные с куплей-продажей земли.

Достаточно широкое распространение в Русской Правде получил договор займа. Объектами займа выступали в то время деньги, хлеб, мед, мех и т.п. В древнерусских источниках встречаются следующие виды займа: обычный заем, совершавшийся между купцами с упрощенным порядком оформления, и заем с самозакладом, который именовали закупничеством. В нормативных актах уже различались взимавшиеся проценты, размер которых зависел от срока займа. Срок взимания процентов не превышал, как правило, двух лет. По договору займа на короткий срок выплачивались более высокие проценты.

Однако после введения христианства были установлены новые принципы семейного права — патриархальная семья, основанная на принципах моногамии, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, суровые наказания за внебрачные связи.

Патриархальная семья в соответствии с Уставом князя Ярослава находилась под защитой церкви. Обручение обязательно предшествовало браку и считалось нерасторжимым. Брачный возраст составлял 14-15 лет для мужчин и 12-13 лет для женщин. Для придания законности браку церковь непременно требовала венчания.

Имущественные отношения между супругами не получили достаточного освещения в древнерусских источниках. Тем не менее из них следует, что в то время возникали имущественные споры между супругами. Однако жена имела право передавать свое приданое по наследству, т.е. она сохранила определенную имущественную самостоятельность. Родители и особенно отец имели над детьми практически неограниченную власть.

Наследственное право. Появление частной собственности повлекло за собой возникновение понятия наследства, для которого уже был характерен дифференцированный порядок. Так, у феодалов наследовать могли и дочери, а у смердов они не получали такого права.

При наследовании по закону, преимущество получали сыновья умершего. В то же время дочерям не полагалось ничего. Закон лишь обязывал сыновей выдать сестер замуж. Следует отметить, что младший сын при распределении наследуемого имущества, которое делилось поровну, имел некоторое преимущество, получая при этом двор отца. Наследственными правами не обладали незаконнорожденные дети. Однако в том случае, если их мать являлась рабыней, то они вместе с ней получали свободу.

При наследовании по завещанию наследодатель имел право распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

В Русской Правде нет указаний на возрастные ограничения уголовной ответственности и понятия невменяемости. Однако в ее нормах уже нашло отражение понятие соучастия. По закону все соучастники преступления должны были отвечать в равной степени.

В Русской Правде обозначены лишь два родовых объекта преступления — личность человека и его имущество. Из этого следуют и два рода преступлений, включавших различные виды преступных деяний. К преступлениям против личности относились: убийство, телесные повреждения, побои и оскорбление действием. Однако в уставах князей Владимира и Ярослава появляется и норма, связанная с оскорблением словом. Объектом такого вида преступлений была, как правило, честь женщины.

Большое внимание в Русской Правде уделяется имущественным преступлениям. Прежде всего это касается татьбы (кражи). Среди наиболее тяжких видов кражи выделялось конокрадство. Кроме того, к тяжким видам имущественных преступлений относилось и уничтожение чужого имущества путем поджога.

Уставы великих князей киевских Владимира и Ярослава включают нормы, касавшиеся преступлений против церкви и в семейной сфере. Их появление было обусловлено необходимостью искоренить языческие пережитки после принятия христианства.

В Русской Правде еще не были представлены государственные и должностные преступления. Однако из летописных сводов известно о выступлениях против князей и княжеской власти, которые могли повлечь за собой непосредственную расправу без суда и следствия. Так, например, поступила княгиня Ольга после убийства древлянами в 945 г. ее мужа князя Игоря.

Таким образом, в процессе расселения славянских племен на территории Восточной Европы, распада общины и других институтов первобытнообщинного строя сложились предпосылки для образования

Древнерусского государства. К ним относятся, прежде всего наличие единой территории, населения и публичной власти. Не следует также забывать, что Киевская Русь, созданная древнерусской народностью, изначально являлась полиэтническим государством, заложившим основу для возникновения и развития в дальнейшем трех крупных славянских народов — русского, украинского и белорусского.

Власть великого князя на первом этапе развития Древнерусского государства еще зависела от решений вечевого собрания. Однако в связи с переходом от численной (десятичной) системы управления к дворцово-вотчинной, власть киевского князя значительно укрепилась, а роль вечевого собрания существенно снизилась. Произошла также социальная дифференциация населения Киевской Руси, получившая закрепление в нормах Русской Правды. Среди источников права важную роль на первом этапе играли обычаи и судебная практика, нашедшие отражение в законодательных актах, в которых еще сохранялось значительное количество архаических элементов. Тем не менее в древнерусском законодательстве на первое место ставились задачи защиты личности и имущества, которые нашли отражение в крупнейшем памятнике Древнерусского государства — Русской Правде.

Читайте также: