Право и религиозные нормы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).

В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран ("арабский судебник") и Сунна — основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат).

В нашей стране до Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.

В первые годы советской власти допускалось применение норм мусульманского права (шариат) в некоторых районах Средней Азии и Кавказа.

В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер.

Гражданину Российской Федерации предоставлено право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, его совершеннолетием, с похоронами близких, и другие, однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие документы.

Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Однако сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни.

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями на основе религиозных представлений и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, а также порядок церковной службы.

Целый ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права выделяются эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, так как регулировали государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и другие отношения.

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в таких Священных источниках, как Библии (Ветхий и Новый Завет), Коран, Сунн, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.

В тоже время между правом и религией существуют принципиальные различия:

· Сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания Торы распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана – на исповедующих ислам и т.д.

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Характер взаимодействия правовых и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью этих норм с моралью, а также связью права с государством. Государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе.

В ряде современных исламских государств Коран и Сунна являются основой религиозных, моральных и правовых норм, охватывающие все сферы общественной жизни. В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция РФ создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести и вероисповедания. Религиозные объединения могут иметь статус юридического лица, они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и иное имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах таких организаций, носят юридический характер.

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями на основе религиозных представлений и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, а также порядок церковной службы.

Целый ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права выделяются эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, так как регулировали государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и другие отношения.

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в таких Священных источниках, как Библии (Ветхий и Новый Завет), Коран, Сунн, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.




В тоже время между правом и религией существуют принципиальные различия:

· Сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания Торы распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана – на исповедующих ислам и т.д.

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Характер взаимодействия правовых и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью этих норм с моралью, а также связью права с государством. Государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе.

В ряде современных исламских государств Коран и Сунна являются основой религиозных, моральных и правовых норм, охватывающие все сферы общественной жизни. В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция РФ создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести и вероисповедания. Религиозные объединения могут иметь статус юридического лица, они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и иное имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах таких организаций, носят юридический характер.

Религия содержит в своем составе религиозные нормы, которые также являются социальным нормами, при этом они имеют свою социальную направленность, которая устанавливается различными религиозными конфессиями. Нормы поведение, которые устанавливаются ими, важны и обязательны для лиц, которые исповедуют данную веру.

Вера обосновывается на различных книгах о религии, например, на Ветхом завете, Новом завете, Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и т.д., а также на решениях собраний духовенства, например, на постановлениях соборов, конференциях и т.д. Эти нормы регламентируют различные положения, например, как следует отправлять религиозные обряды, каков порядок осуществления службы в церкви, организации и деятельности религиозных общин, церквей, верующих и групп и т.п.

Очевидно, что право регулирует несколько иную сферу отношений, которые являются правовыми. Различие между ними очевидно. Так, религиозные нормы действуют только в отношении определенных конфессий, например, предписания Библии – на тех, кто исповедует христиан. Различны и механизм действия комплекса религиозных норм, предписывающих, как вести себя, ссылаясь на высшего авторитета- Бога. Кроме того, нормы религии могут быть установлены церковью, нормы права отличаются тем, что могут быть установлены только государством в лице компетентных органов и им же гарантируются.

Взаимосвязь религии и права

Взаимосвязь права и религии определяется следующими положениями:

  • В частности, законодатель определяет правовую основу деятельности религиозных организаций, Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее закрепляется свобода вероисповедания.
  • Также религиозные объединения имеют статус юридических лиц. Это закреплено соответствующими актами, которые определяют их правоспособность, правосубъектность, а также их юридическое значение.
  • Общеизвестно, что некоторые религиозные праздники признаются национальными праздниками с учётом закрепления данного положения в законодательстве, при этом все большее количество населения придерживается данных традиций.
  • Право позволяет поддержать все религиозные нормы, которые имеют моральное содержание, способствует обеспечению и укрепления правопорядка, организации общей дисциплины в обществе.

Готовые работы на аналогичную тему

В настоящее время правоотношения в данной сфере в основном регулируются конституционным правом, которое провозглашает отделение церкви от государства. Это значит, что государственные органы и должностные лица при осуществлении своей деятельности не должны вмешиваться в деятельность религиозных организаций, не подменять их функции. Вместе с тем обозначается необходимость законности деятельности данных организаций.

Здесь действует принцип свободы совести человека, он сам может себе выбирать любую религии, никто не вправе принудить его это делать. Человек вправе также выбрать себе любого Бога, в которого он будет верить, также он может быть атеистом. В некоторых государствах религия отсутствует, таким образом защищаются атеисты, особенно это касается тоталитарных государств. Запрещается насилие в отношении личности, которое связано с его религиозными объединениями. Уголовный кодекс РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Уголовный Процесс подробнее предусматривает преступления в данной сфере, в том числе называет данный признак в качестве квалифицирующих в отдельных составах преступления. Такая позиция защищает свободу выбора человека в сфере религии.

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, имеющих формальную определенность и обеспечивающиеся государственным принуждениям

Религиозные нормы - разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру.

Сходство норм права и религиозных норм имеет практически те же черты, что и сходство норм права и норм морали, и выражается в:

• нормативности (совокупность определенных норм, являющихся образцом поведения людей),

• универсальности (эти нормы распространяются на общественные отношения),

• общности права и религии (в нормативно-ценностных критериях правомерного и неправомерного).

В то же время между правом и религией есть принципиальные различия. Предписания религии распространяются лишь на лиц, исповедующих определенную религию.

В настоящее время принято выделять семьи религиозного права, где в качестве основных источников права выступают религиозные нормы и ценности (мусульманские государства).

Обычай – правило утвердившееся в обществе в результате многократного применения

Сходство норм права и обычаев состоит в том, что право и обычаи представляют собой совокупность норм, направленных на урегулирование общественных отношений.

Отличие норм права от обычаев состоит в том, что в сферу регулирования права входит значительно большая часть общественных отношений по сравнению с обычаями. Форма права зачастую формально определенна, большинство обычаев(за исключением правовых) существуют в устной форме.

Взаимовлияние права и обычаев. В частности, гражданское право РФ признает обычаи делового оборота в качестве источников права. Правовые обычаи достаточно широко применяются в международном публичном и частном праве.

Влияние обычая на право: При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, таковым гражданское право признает обычай делового оборота — правило поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 5 ГК РФ).

Влияние права на обычай: Прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения.

Право и технические нормы

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, имеющих формальную определенность и обеспечивающиеся государственным принуждениям

Технические нормы – правила поведения, направленные на регулирование отношений между человеком и внешним миром, природой или техникой.

Цель технических норм - наиболее целесообразное, безопасное обращение людей с объектами окружающей их среды, как природной, так и искусственной.

Речь идет о природных веществах (например, радиоактивные элементы), явлениях природы (например, солнечная радиация), орудиях труда, предметах быта (например, электроинструмент, газовые или СВЧ-печи и т. д.).

Между техническими и социальными нормами осуществляется взаимодействие, т.к. некоторые технические нормы затрагивают существенные интересы определенных социальных общностей и становятся технико-социальными. Есть общеобязательные нормы, которые закреплены законодательно поддерживаются силой государства, их невыполнение влечет юридические последствия. Например, УК предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ.

К этим нормам так же относятся технические условия (ТУ), различные ГОСТы, правила (техники безопасности, эксплуатации транспорта, оборудования), индексы загрязнения окружающей среды и др. За нарушения этих норм установлена юридическая ответственность: имущественная, административная, уголовная.

Основное отличие технических норм заключается в том, что предмет их регулирования не социальные отношения, а технические; субъектами являются не только люди, но и природа, техника.

1. По форме выражения:

• норма права содержится в нормативно правовых актах, и является источником права.

• техническая норма содержится в инструкциях и т.д.

2. По изданию:

• норма права издается государственными органами

• техническая норма издается определенным субъектом (например, завод прилагает инструкцию по эксплуатации прибора)

Религиозные нормы — это правила поведения, выработанные различными вероисповеданиями. Для лиц, исповедующих определенную религию, они обязательны. Эти нормы регламентируют порядок отправления религиозных культов, обрядов, организации и деятельности религиозных объединений и др.

Данная группа социальных норм характерна тем, что в ней заметно сочетаются черты, присущие корпоративным нормам, нормам морали, обычаям. Своеобразное сочетание этих признаков, однако, не дает основания отождествлять религиозные нормы с каким-либо из перечисленных видов социальных норм. Скорее наоборот, именно это качество и предопределяет необходимость их выделения в самостоятельную группу.

Религиозные нормы содержатся в различных религиозных писаниях (Библия, Коран, Талмуд и др.), в решениях органов управления религиозными организациями, собраний духовенства общин верующих и др. Истории известны достаточно продолжительные периоды времени, когда религиозные нормы имели юридическое значение. Они регулировали брачно-семейные, имущественные, некоторые политические и другие общественные отношения. И в настоящее время в некоторых исламских государствах нормы религиозного характера регулируют различные стороны жизни людей. Однако в большинстве стран мира церковь, религиозные организации отделены от государства, религиозные нормы распространяются только на верующих и, как правило, не имеют юридического значения.

Соприкосновение религиозных норм с правом связано прежде всего с тем, что законодательством определяется правовая основа деятельности религиозных объединений, закрепляется свобода вероисповеданий. В частности, Конституции Республики Беларусь (ст. 16) и Российской Федерации (ст. 14) устанавливают равенство религий и вероисповеданий перед законом.

Запрещается деятельность религиозных организаций, которая направлена против суверенитета государства, его конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред здоровью и нравственности.

Одновременно ст. 31 Конституции Республики Беларусь и ст. 28 Конституции Российской Федерации устанавливается право каждого самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

В ряде случаев религиозные объединения приобретают статус юридических лиц. Акты, на основе которых осуществляют свою деятельность эти объединения, определяют их правосубъектность, и в силу этого некоторые содержащиеся в них нормы в этой части приобретают юридическое значение.

Многие религиозные организации являются собственниками храмов, молитвенных домов, располагают другим имуществом. В их ведении находятся учебные заведения. Владение, пользование и распоряжение таким имуществом, управление учебными заведениями предопределяют взаимодействие норм религиозных организаций и права.

В некоторых случаях религиозные установления приобретают юридическое значение. В частности, в Республике Беларусь некоторые праздники христианской религии (православного и католического вероисповедания) признаны государством официальными национальными праздниками с учетом того, что данной религиозной традиции придерживается большинство населения.

Право, кроме того, поддерживает религиозные нормы с моральным содержанием, способствующие укреплению правой рядка, организованности, общественной дисциплины.

Право занимает важное место в системе нормативного регулирования общественных отношении. Особенности права более рельефно проявляются в процессе нормативного воздействия на общественные отношения совместно с моралью, другими социальными нормами. Тесно взаимодействуя с этими нормами, право поддерживает прогрессивные тенденции развития неправовых регуляторов социальной жизни. Вместе с тем выполнение правовых требований обеспечивается не только государством, но и общественностью. Право, взаимодействуя с другими социальными нормами, приобретает новые качества, не теряя при этом присущих ему юридических признаков.

В процессе нормативного регулирования происходит сближение и взаимопроникновение всего комплекса социальных норм.

Таким образом, выяснение места и роли права в системе нормативного регулирования общественных отношений имеет для исследователей права, профессиональных юристов, сотрудников правоохранительных органов важное значение.

Право как составная часть системы социального регулирования теснейшим образом связано и взаимодействует с другими регуляторами общественных отношений, имеет с ними много общего, прежде всего в отношении их нормативного содержания. Наряду с этим все виды социальных норм, и право в том числе, обладают существенными отличительными чертами.

Знание особенностей взаимодействия социальных норм, их общих и отличительных признаков, специфики возникновения, воздействия на социальное поведение, способов обеспечения дает возможность определять оптимальные пределы допустимости и целесообразности регулирования правом определенных групп общественных отношений, от чего зависит эффективность правового регулирования.

Имеет существенное значение и вопрос определения нравственных критериев качества позитивных законов, их оценки как справедливых или несправедливых. Именно в этой плоскости расходятся и конкурируют позиции сторонников естественного (нравственного) и нормативистского понимания права.

Следует иметь в виду и то обстоятельство, что в процессе правореализации нередко невозможно обойтись без учета содержания иных социальных норм. Особенно это относится к нормам морали, без обращения к которым невозможно правильно понять некоторые правовые требования, квалифицировать многие поступки правового характера и др. Понимание особенностей и регулятивных свойств всего комплекса социальных норм помогает правоведам ориентироваться в сферах правового и неправового бытия, естественным образом находиться в рамках правового поля в процессе юридической деятельности.

Читайте также: