Права ребенка в сша кратко

Обновлено: 07.07.2024

Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития ребенка.

Актуальность темы исследования связана с тем, что защита прав ребенка в современной России относится к числу особоважных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.

Объект исследования – Права несовершеннолетних.

Предмет исследования – Права несовершеннолетних в России и США.

Цель исследования - определение теоретических и практических особенностей правовой защиты прав детей в России и США.

  1. Изучить и сравнить права несовершеннолетнихв России и США.
  2. Выявить уровень знаний учащихся о правах ребенка

Глава 1. Права несовершеннолетних в мире

Среди международных документов по защите прав детей можно выделить два основных и наиболее значимых - это Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка.

Декларация прав ребенка была принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года.

Следует отметить, что Декларация прав ребенка устанавливает следующие принципы:

1.Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по разным признакам.

2.Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

3.Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4.Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5.Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6.Ребенок должен, когда ,это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.

7.Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

8.Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9.Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли, в какой бы то ни было форме.

10.Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума.

11.Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

Конвенция ООН о правах ребенка - это международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США, Сомали и Южного Судана, а также Святым Престолом и государственными образованиями в свободной ассоциации с Новой Зеландией: Островами Кука и Ниуэ.

Охарактеризуем содержание Конвенции о правах ребенка:

Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и их права на работу с 14 лет, а также рассказывают о Комитете по правам ребенка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях

Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.

Таким образом, в международном праве есть два основных документа в области защиты прав детей - Декларация прав ребенка, гарантирующая права на имя и гражданство, социальную защиту и социальное обеспечение, образование, любовь и понимание, а также Конвенция ООН о правах ребенка, определяющая права детей на образование, культуру, отдых и досуг.

Глава 2. Российское регулирование в области защиты прав детей

Охарактеризуем основные права детей по вышеуказанному федеральному закону:

1.Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком.

2.При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

3.В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

4.В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.

5.Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

6.Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие нормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации и применяются с учетом региональных различий, традиций народов Российской Федерации, если иное не установлено законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

Глава 3. Права несовершеннолетних в США

В США защита прав ребенка начинается еще в утробе матери. 21 октября 2003 года Сенат США (US Senate) утвердил запрет на так называемый “частичный аборт” на поздних сроках беременности.

Права детей серьезно учитываются также во время процесса усыновления (удочерения). Если ребенок находится под опекой какой-то семьи и проходит через процесс усыновления, то в этом процессе семья, которая опекала его на протяжении всего времени, в большинстве случаев, получает преимущество, так как ребенок уже привык к этому окружению и очагу. В случаях, когда права родителей конфликтуют с правами ребенка, то предпочтение отдается правам ребенка. При этом в США в некоторых штатах разрешено усыновлять детей однополым парам.

Согласно параграфу 29а "Полицейского закона" США, главе семьи, применившему насилие, на две недели запрещен доступ в дом и любые контакты с женой и детьми. Во многих штатах США, например, еще в конце 60 х годов прошлого столетия было принято законодательство, обязывающее граждан сообщать властям о каждом случае подозрения в плохом обращении с детьми.

В случаях развода, ребенок имеет право на общение с обоими родителями. Во время процесса развода ни один из родителей не имеет права влиять на ребенка, настраивая его против своего бывшего супруга. В большинстве бракоразводных процессов право на опеку выигрывают матери.

В США ребенок имеет право "развестись" со своими родителями или опекунами. Эмансипация ребенка происходит в случае его женитьбы (замужества), начала службы в вооруженных силах или тогда, когда суд приходит к выводу, что развод с родителями необходим для защиты интересов ребенка. Если несовершеннолетний женится или идет в армию, ему необходимо получить официальное согласие родителей. Если ребенок не доволен своей семейной ситуацией и обращается в суд, то ему достаточно проинформировать своих родителей или опекуна, что они обязаны явиться в суд. Для того чтобы начать судебный процесс против своих родителей, ребенок должен быть не моложе 14 лет.

Права детей защищены также в американских школах. Главной правовой нормой считается право ребенка на интеллектуальное развитие и обучение, вне зависимости от его способностей. Право на общее образование распространяется также на детей иммигрантов. Многие дети из семей "новых американцев" испытывают трудности в общении на английском языке. Школа обязана предоставить детям иммигрантов отдельные курсы английского языка.

В американских школах также запрещены притеснения детей и подростков, которые принадлежат к расовым, религиозным или сексуальными меньшинствам. Учителям запрещено применять в отношении детей какие-либо методы физического насилия, даже если это делается "во имя образования и блага ребенка".

В соответствии с законодательством США осуществляется помощь детям и подросткам из асоциальных семей по Программе "Самостоятельная жизнь". В соответствии с ней, оказывается помощь подросткам в овладении навыками обыденной жизни, в осознании ответственности социального поведения, обучение навыкам межличностного общения.

4. Что знают школьники о Правах несовершеннолетних в России и США?

Проанализировав все полученные данные, можно сделать вывод, что российские школьники мало, что знают и про свои права, и про права несовершеннолетних в США. Из-за того, что права ребенка регулируются во всех странах на основе мировых общепринятых документов, они схожи, но есть и индивидуальные особенности прав несовершеннолетних в каждом государстве. Детям нужно знать свои права, чтобы потом их применять в различных ситуациях

Главными документами в сфере защиты прав детей в международном праве являются Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка. Следует учитывать, что Декларация прав ребенка в первую очередь нацелена на обеспечение гарантий обеспечения прав детей на имя и гражданство, образование, социальное обеспечение, а также любовь и понимание в семье. Тогда как Конвенция о правах ребенка закрепляет права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, а также оказание иных услуг детям государствами-членами ООН.

Ответственность за реализацию гарантий и защиту прав детей в рамках международных документов несут все государства, их ратифицировавшие, в том числе и Российская Федерация. В частности, Российской Федерации неоднократно указывалось на необходимость реформировать судебное правосудие в отношении несовершеннолетних, корректировать практику направления детей и др.

В зарубежных странах все более распространена такая форма правосудия для несовершеннолетних, как ювенальная юстиция. Согласно ее основополагающим позициям, государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Ребенок и его права в США

В Америке строго соблюдают законы. В штатах тщательно следят за выполнением норм и правил относительно взрослого населения и, в частности, детей. Например, человека не возьмут на работу, если он не платит алименты - работодатели дотошно проверяют всю информацию о соискателях.

В США существует социальная служба, которая занимается защитой детских прав - Child Protective Services (CPS).

Поголовно все американские граждане принимают участие в системе взаимопомощи для благополучия детей. Американские родители могут столкнуться с этой системой тогда, когда их соседи или знакомые пожаловались на них в соцслужбу или полицию. Это бывает не так уж и редко. Напротив такая практика является нормой для американского общества. Совершенно посторонние люди уверены, что несут ответственность за чужого ребенка, его права, безопасность и благополучие. Нередко в полицию обращаются работники детского сада, школьные учителя или лечащие врачи детей. В общем, заявить на нерадивых родителей может абсолютно любой человек.

Если родители или другие люди, которые несут ответственность за ребенка, вовремя не вмешались и не предотвратили опасное положение, то они становятся ответчиками, т.е. привлекаются к суду в качестве нарушителей прав ребенка.

Когда права ребенка нарушает чужой человек, то правонарушением занимается полиция, а когда нарушителем является кто-то из родителей или опекунов, то этим делом занимается CPS.

Обычно после звонка в полицейское отделение, дежурный определяет, кто будет заниматься этим делом, чья это компетенция. Есть два варианта развития событий: либо по адресу отправляются полицейские, либо данные передаются социальным работникам.

Иногда случай нуждается в расследовании, тогда сотрудник соцслужбы становится следователем. Он опрашивает потерпевшего (ребенка) и свидетелей, чтобы как можно точнее воспроизвести картину случившегося. Если будет установлена причастность родителей к тому, что случилось с ребенком и точно установлено, что права ребенка были нарушены, то нарушителям придется понести наказание.

В случае если сотрудник CPS считает, что существует реальная угроза здоровью и даже жизни малыша в конкретной семье, то ребенка забирают и передают на определенный срок в приют. В некоторых случаях по решению суда ребенка передают опекунам.

В Америке органы опеки работают очень активно, поэтому родители стараются вести себя с детьми максимально демократично. Вы никогда не увидите, чтобы мать и отец кричали или поднимали руку на своего ребенка.


При рождении каждый ребенок имеет право на безопасную среду, хорошее питание, здравоохранение и образование. Родители должны удовлетворять основные потребности своих детей.

Обеспечивая право на образование, федеральное законодательство США ставит перед учебно-воспитательными заведениями задачу дать детям независимо от их национальности и пола полноценное образование соответственно возрасту и способностям, обеспечить качественное питание и медицинское обслуживание. В законах уделено много внимания защите прав детей с ограниченными возможностями. Оказывается психологическая помощь и проводится просветительская работа как с детьми, так и с родителями.

Дети в США могут работать с 14 лет. Федеральный закон США Fair Labor Standards Act (Закон о справедливых трудовых нормах) регулирует вопросы нормирования рабочего дня и обеспечения благосостояния работающих подростков. Закон защищает несовершеннолетних работников от надругательства и эксплуатации их труда. Положения о детском труде защищают право молодежи на образование и запрещают трудоустройство детей на рабочих местах, опасных для их жизни здоровья.

Ребенок старше 14 лет может официально отказаться от опеки родных или приемных родителей. Этот юридический процесс называется эмансипацией несовершеннолетнего (emancipation of minor). Ребенок становится эмансипированным до достижения 18 лет, если он вступает в брак, поступает на службу в армию или получает декларацию эмансипации, доказав, что законным способом зарабатывает на жизнь и сам распоряжается деньгами.

История движения за права детей в США

За почти полтораста лет в США были учреждены различные организации, приняты законы и поправки к ним, направленные на защиту детей, обеспечение их физического, морального и эмоционального здоровья и благосостояния — всего, что входит в широкий термин child welfare.

Государственное агентство Child Protective Services

Как работает CPS

Многие американцы признаются, что бояться CPS не меньше, чем налоговой полиции. Может быть поэтому американские родители такие сдержанные и не применяют физическое наказание к детям за их проступки и непослушание (по крайней мере, на людях)

Критика деятельности CPS

В США много неблагополучных семей, причем большую их часть составляют семьи латино- и афроамериканцев. Они чаще других семей сталкиваются с CPS. Дети их таких семей составляют большинство контингента детских домов и попадают в приемные семьи. Этот факт служит основанием для обвинения CPS в дискриминации по расовому и финансовому признаку.

Конвенция ООН о правах ребенка

США позиционируют себя, как демократическую страну с широкими правами и свободами. Странным, однако, является факт, что они подписали, но не ратифицировали Конвенцию ООН о правах ребенка, принятую в 1989 году. Из всех членов ООН США остается единственным государством, не ратифицировавшим этот международный правовой документ, и ни один из президентов за прошедшие годы не подал Конвенцию на рассмотрение в Сенат.

Достижения и успехи американской нации во многом обеспечиваются молодым поколением, выросшем при такой системе обеспечения и защиты прав детей. Как и всякая сложная государственная структура, она имеет недостатки. Иностранцы могут не принимать подход американцев к воспитанию подрастающего поколения и некоторые стороны семейных отношений, но судить не им.

В любом случае всем, кто едет в Штаты семьями, с детьми на постоянное или временное проживание, а также на роды в США, нужно познакомиться с этой системой, чтобы, с одной стороны, использовать ее преимущества, а с другой — не нарушить права детей и не встретиться со службой CPS.

Воспитание в американских семьях отличается от традиционного российского. На постсоветском пространстве существует своё представление о том, как воспитывают детей в США: считается, с одной стороны, что у ребёнка больше свободы, с другой – родители-американцы рано готовят своих детей к ответственности, как за свой выбор, поступки, так и за собственное будущее. С чем это связаны такие особенности американского воспитания?

Правила жизни в США: что нужно знать не только о воспитании

Америка – страна, притягивающая своими возможностями. Здесь всегда рады каждому, что подтверждается обязательно-вежливой улыбкой. Повсеместное радушие при общении в Штатах – атрибут современной жизни и тоже является продуктом американского воспитания. Педагогические подходы в семейных традициях американцев основываются на главных американских ценностях, это:

  • испытывать непременную гордость за своего ребёнка;
  • подчёркивать важность его в жизни родителей, тем самым подпитывая его уверенность в себе;
  • любить ребёнка таким, какой он есть, посвящать много времени его развитию, некоторые родители буквально поглощены этим процессом;
  • заниматься образованием детей, готовить их к избранному пути, начиная с самого детства, регулярно рассказывать о перспективах и возможных трудностях – и здесь речь не только о традиционных воспитывающих сказках.

В российских семьях, к сожалению, телесные наказания не являются редкостью, тем более, общение с ребёнком в повелительно-властном тоне. Пора детства в привычной нам системе воспитания – время научения, получения знаний, а уж потом – время для игр и забав.

Ранняя самостоятельность: правило или вынужденная необходимость

В американских семьях не принято задерживаться в родительском доме надолго. Дети быстро осознают потребность в самостоятельности. Многие за несколько лет до окончания школы интересуются, как получить высшее образование в Америке. Повышают свой уровень знаний в избранной области, стремятся получить престижное место в одном из именитых колледжей или университетов.

После поступления в ВУЗ американские дети обычно съезжают от родителей. Возможностей при желании можно найти массу – от кредитных образовательных программ, которые предусматривают оплату проживания и прочее обеспечение во время учёбы, до арендного или даже собственного жилья. В Штатах принято самостоятельно зарабатывать уже в подростковом возрасте. Поэтому ко времени студенчества у молодых американцев часто за плечами достаточный опыт в самых разных сферах.

В нашем понимании, о наследстве можно вовсе не заботиться. Всё, что нажито родителями, автоматически переходит к детям в равных долях. За вычетом доли оставшегося в живых супруга. Если в завещании не указано иное. Однако к составлению завещания у нас не относятся так серьёзно, как в Штатах. Здесь законодательство буквально подстёгивает задуматься о распоряжении имуществом, причём задолго до достижения преклонного возраста.

Наследственные отношения по-разному нормативно регулируются от штата к штату. Однако некоторого единообразия в этом вопросе со временем удалось достигнуть. Так, наследование может происходить в двух вариантах – по закону и по завещанию. В первом случае имущество и активы будут поделены между ближайшими родственниками – супругом и детьми, в судебном порядке. Во втором – переход прав осуществляется в порядке, определённом умершим собственником. И в список наследователей необязательно могут входить его родные или приёмные дети.

Рождение – праздник или очередное рядовое событие?

Но многие американские семьи празднуют детские дни рождения. Причём они в прямом смысле только детские, и взрослых параллельных посиделок не предусматривают. Нередко праздник устраивается вне стен дома – в парке, зоопарке, на детской площадке, в кафе. Это настоящая тематическая вечеринка в формате утренника, с сюрпризами, вкусностями, выступлениями приглашённых актёров или зверушек. И да – такие детские праздники выглядят совсем как в американском кино.

Американец – это звучит гордо!

Быть американцем по рождению в этой стране также почётно, как и в любой другой. Американский папа может воспользоваться правом присутствия при родах. Школы с первых лет будут прививать осознанную аутентичность со всей присущей терминологией и пониманием атрибутики: патриотизм, равенство, свободы, права, в том числе на получение бесплатного образования в Америке, уважение к религиозным, политическим убеждениям, признание и принятие различий – расовых, национальных, языковых.

Напоследок…

Система воспитания в США, основанная на законах и менталитете американцев, для российского восприятия местами чуждая и непонятная. Однако за многие десятки лет существования она показала свою состоятельность. Опыт воспитания в американских семьях не только интересен, как альтернативный нашему, но при желании применения принесёт ощутимую пользу. А воспитанные по-новому поколения будут лучше понимать другую культуру и смогут избежать многих проблем, порождаемых разностью внутрисемейных взаимоотношений.










Читайте также: