Права и обязанности налогоплательщиков рб кратко

Обновлено: 05.07.2024

знакомиться с актами проведенных проверок;

представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;

в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов;

знакомиться в налоговых инспекциях со всеми актами налогового законодательства, которые применяются в отношении данного плательщика налогов, а также с актами проведенных у него проверок;

требовать от налоговых органов официальных разъяснений по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных у данного плательщика налогов проверок, а также представлять налоговым органам свои пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных у данного плательщика налогов проверок.

Плательщики налогов обязаны:

зарегистрироваться в качестве плательщика налогов в налоговой инспекции по месту своего нахождения или проживания в 15-дневный срок после выдачи документов о своей регистрации;

вести в установленном порядке бухгалтерский учет и отчетность о финансово – хозяйственной деятельности и представлять налоговым органам бухгалтерские отчеты, балансы, расчеты по налогам, декларации и другие документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой налогов, а также обеспечивать в течение 10 лет сохранность документов, отражающих финансово – хозяйственную деятельность плательщиков налогов, согласно устанавливаемому Правительством перечню таких документов или же в течение 3-х лет после проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов;

предъявлять, а в соответствующих случаях представлять в налоговые органы документы, подтверждающие право на льготы по налогам;

своевременно и в полном размере уплачивать причитающиеся суммы налогов;

при прекращении деятельности или внесении изменения в учредительные документы в 15- дневный срок извещать об этом налоговые органы.

16. Ответственность налогоплательщиков в рб.

В налоговом праве имеет место три вида ответственности:

за отсутствие к сроку, установленному для уплаты налогов, бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов и деклараций по налогам по установленной форме за соответствующий отчетный период налагается штраф в размере 110% суммы налога, исчисленного за предыдущий отчетный период;

за несвоевременное представление деклараций о доходах, подлежащих налогообложению – налоги взимаются в размере 150% суммы налога, уплаченного за предыдущий отчетный период, или в размере, условно рассчитанном на основе информации о доходах, которой располагает налоговый орган. После представления документа и его проверки производится перерасчет налога исходя из фактически полученного дохода с удержанием 10% от причитающейся суммы налога;

10% причитающихся сумм налогов, взыскивается при отсутствии учета прибыли (дохода) или ведении этого учета с нарушением установленного порядка, а также при непредставлении, несвоевременном представлении налоговым органам отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, при несвоевременном представлении в банк платежных документов;

за сокрытие, занижение объектов налогообложения взыскивается штраф в 3- кратном размере общей суммы налогов, исчисленных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения. При повторном сокрытии, занижении объектов налогообложения в течение года в бюджет взыскивается штраф в 5- кратном размере общей суммы налогов исчисленных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения.

В соответствии с Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово – хозяйтвенной деятельности и применения экономических санкций, утвержденных Указом Президента от 15 ноября 1999 года №673, в редакции Указа 2001 года №722 экономический санкции не могут быть применены к субъекту предпринимательской деятельности, если истекли следующие сроки:

два года со дня совершения правонарушения;

три месяца со дня обнаружения правонарушения.

Также необходимо отметить, что субъекты хозяйствования освобождаются от экономической ответственности если нарушение было совершено в течение первых 10 дней действия нормативного акта, предусматривающего ответственность.

за непредставление налоговым органам необходимых сведений о финансовых и финансово – кредитных операциях плательщиков – клиентов учреждений, на руководителей банков, других финансово - кредитных учреждений и бирж налагается штраф от 2- до 5-кратной месячной заработной платы (МЗП);

за занятие запрещенной деятельностью на руководителей предприятий налагается штраф в размере от 5- до 10- кратной месячной МЗП;

за невыполнение требований должностных лиц налоговых инспекций на руководителей и других должностных лиц предприятий, а также физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей налагается штраф от 1- до 5- кратной месячной МЗП;

на физических и должностных лиц хозяйствующих субъектов за уклонение от уплаты налогов путем сокрытия или умышленного занижения прибыли, доходов или иных объектов налогообложения либо путем уклонения от подачи декларации о доходах и имуществе, не повлекшее причинение ущерба в крупном размере влечет наложение штрафа от 10- до 50- МЗП;

за нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах на налогоплательщиков налагается штраф от 1- до 10- МЗП.

В соответствии со ст.243 Уголовного кодекса, за уклонение от уплаты налогов путем сокрытия или умышленного занижения прибыли, доходов или иных объектов налогообложения либо путем уклонения от подачи декларации о доходах и имуществе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере (от 250 до 1000 МЗП), наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до 6-ти месяцев, или лишением свободы на тот же срок.

То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере (свыше 1000 МЗП), наказывается ограничением свободы до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

В МНС Республики Беларусь состоялась встреча с представителями ФНС России

Министерстве по налогам и сборам квалификационный аттестат вручен 500-му налоговому консультанту

Консультант предпринимателя

coat-of-arms
mns_logo

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь

Логотип

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь

Для входа на Портал МНС с помощью ЭЦП нужно использовать браузер Internet Explorer.







Mozilla/5.0 (Macintosh; Intel Mac OS X 10_7_2) AppleWebKit/535.19 (KHTML, like Gecko) Chrome/18.0.1025.45 Safari/535.19

Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных пошлин и сборов, основанную на определенных принципах, формах и методах их установления, служащую для взимания денежных средств для образования фонда материальных ресурсов. Ее формирование происходит на основе общественно-политического и экономического устройства государства.

Содержание:

Структура и принципы налоговой системы

В числе структурных элементов, которые входят в налоговую систему Беларуси, находятся:

  • государство, которое представлено законодательными и исполнительными органами (налоговые и контролирующие службы);
  • плательщики налогов, т.е. субъекты налогообложения;
  • объекты, т.е. обстоятельства, с наличием которых у плательщиков появляется обязанность оплаты налогов.

Основные принципы, на основании которых строиться налоговая система в РБ:

  • равенство и единство – т.е. существует единая для каждого налогоплательщика стратегия обложения налогами, что не зависит от типа собственности, происхождения доходов и других условий;
  • стабильность – гарантия того, что правила налогообложения не будут меняться на протяжении длительного времени;
  • безопасность – исключает установку налогов, которые могут явиться угрозой для нормального существования финансовой, производственной, налоговой и других общественных систем;
  • пропорциональность – каждый плательщик учувствует в обеспечении государственных расходов посредством оплаты налогов в соответствии с его доходностью, однако данный принцип не является буквальным (соотношение доходов и налогов для малообеспеченных лиц часто является более облегченным, если сравнивать с обеспеченными гражданами);
  • определенность — основывается на том, что величина, сроки и метод оплаты налога заблаговременно и максимально точно знакомы налогоплательщику; что нельзя расплывчато или произвольно толковать систему налогообложения;
  • удобство — заключается в том, что налог необходимо платить в подходящее для плательщика время (к примеру, после того, как получена прибыль);
  • экономическая эффективность – налоги и налоговая система должны проявлять активизирующее действие на состояние экономики государства и ее стабильное формирование.
  • Дополнительные принципы построения налоговой системы в нашей стране:
  • создание подходящих условий для инвестирования в белорусскую экономику;
  • меры поддержки научно-технического прогресса, чтобы увеличить конкурентоспособность собственного производства;
  • стимулирование национального производителя в рамках обязательств, которые приняты по международным соглашениям;
  • создание условий, обеспечивающих социальные гарантии белорусских граждан.

Кто является плательщиками?

Плательщиками налогов, пошлин и сборов в нашей стране могут выступать белорусские и иностранные организации, а также физические лица, являющиеся белорусскими или иностранными гражданами и лица без гражданства.

Организации, осуществляющие свою деятельность на территории Беларуси, имеют статус налоговых резидентов РБ. Они обязаны платить налоги на доходы, полученные от источников, находящихся в РБ и за ее пределами, а также по имуществу, которое расположено на территории и за пределами страны.

Что касается иностранных организаций, то это не налоговые резиденты РБ, и они должны оплачивать налоги только по деятельности, реализуемой в Беларуси, по доходам от источников в РБ и по имуществу на территории нашего государства.

Налоговые резиденты Беларуси – это физлица, которые по факту находились на территории страны свыше 183 дней в календарном году.

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщик имеет право не только брать кредиты для бизнеса, но и:

  • бесплатно получать от налоговой службы, где он состоит на учете, любые сведения о налогах и сборах, нормативных налоговых актах;
  • получать истолкования в письменной форме о том, как применять акты налогового закона;
  • представлять свои интересы в налоговых службах лично или посредством законного представителя;
  • применять налоговые послабления (если имеются основания);
  • возвращать или засчитывать излишне выплаченные или взысканные налоги и пени;
  • возмещать убытки, нанесенные противозаконными решениями налоговых служб и их сотрудниками;
  • находиться при налоговой проверке и давать необходимые разъяснения;
  • потребовать неразглашения налоговой тайны;
  • подавать обжалование на постановление налоговых органов и пр.
  • состоять на учете в соответствующих органах;
  • оплачивать по закону налоги и пошлины;
  • подавать в налоговую службу документацию и данные для начисления и взыскания налогов;
  • подписывать справки проверки (даже когда он не согласен с мнением проверяющего);
  • исполнять требования налоговиков, включая вопросы по устранению обнаруженных нарушений и пр.

В налоговой системе, которая действует в нашей стране, имеются общие, особенные и упрощенные режимы налогообложения. Условия их использования в отношении различных категорий налогоплательщиков регулируются законом.

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

К категории налогоплательщиков по НК РФ относятся физические и юридические лица, которые по нормам действующего законодательства обязаны перечислять в бюджеты разных уровней налоги и сборы. Источник средств для уплаты налоговых сумм – собственные материальные ресурсы.

Классификация налогоплательщиков

Плательщиков налогов можно разделить на две крупные группы – физических и юридических лиц.

Налогоплательщики физические лица

Физические лица в роли налогоплательщиков могут выступать как индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность на общих основаниях, и в качестве предпринимателей, пользующихся льготными условиями упрощенной системы налогообложения.

По отношению к правилам исчисления подоходного налога физические лица налогоплательщики могут иметь место постоянного пребывания в пределах территории РФ или за пределами государства.

Налогоплательщики юридические лица

Особенность статуса юридического лица в том, что организация может выступать как самостоятельный налогоплательщик, перечисляя налоги за все свои структурные подразделения. Обособленные подразделения, у которых есть собственный расчетный счет и отдельный баланс, штат бухгалтеров, по действующим нормам тоже могут выступать в роли налогоплательщиков.

Для иностранных юридических лиц предусмотрена возможность реализации своих прав и обязанностей в сфере налогового законодательства в форме постоянного представительства. Характерной особенностью акционерных обществ является возможность регулирования их деятельности нормами Конституции, применимыми для физических лиц.

По размеру юридических лиц принято делить на:

По направленности действий налогоплательщики подразделяются на коммерческих и некоммерческих.

На соблюдение каких прав могут рассчитывать налогоплательщики?

Налоговое законодательство предусматривает для плательщиков ряд прав, которыми они могут пользоваться вне зависимости от принадлежности их к крупным или малым предпринимателям. В числе основных прав приводится перечень:

  1. Право на получение устных разъяснений о порядке применения норм налогового учета и отчетности, правилах заполнения отдельных бланков документов и расчета сумм налоговых отчислений.
  2. Право на письменные пояснения по интересующим налогоплательщика вопросам, получение бесплатной справочной и информационной поддержки, проведение консультаций.
  3. Налогоплательщик вправе требовать предоставления ему для ознакомления и заполнения форм налоговых деклараций.
  4. Применение на практике льгот в форме налоговых вычетов или путем перехода на упрощенные режимы налогообложения.
  5. Составлять акты сверок с налоговой инспекцией в разрезе по отдельным налогам и в целом по организации.
  6. Осуществлять зачет сумм переплаты по налогам, оформлять возврат излишне перечисленных в бюджет средств в виде авансовых платежей, текущих налоговых отчислений, штрафных санкций, пени.
  7. Давать пояснения относительно произведенных расчетов по налоговым платежам, произведенным оплатам.
  8. Участвовать в проверках по контролю их финансовой деятельности.
  9. Отстаивать свою точку зрения в рамках правового поля при несогласии с результатами проверки налоговыми органами, давать дополнительные объяснения по актам проверок.

Спорные вопросы и необходимость соблюдения прав налогоплательщика

Налогоплательщик имеет все основания требовать от должностных лиц налоговой инспекции при осуществлении ими фискальной функции руководствоваться нормами текущего законодательства, соблюдать правила расчета и уплаты налогов и сборов. В случаях предъявления налогоплательщику со стороны ИФНС неправомерных актов, юридическое или физическое лицо может отказаться от их выполнения.

Важно! При отказе выполнять незаконное требование налогового органа надо быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке.

Налогоплательщику предоставляется возможность обжаловать действия отдельных сотрудников налоговой инспекции или учреждения в целом в порядке судебного разбирательства. Аналогичный механизм действий предусмотрен и для случаев, когда работники ИФНС отказываются принимать меры в спорных ситуациях или не хотят исполнять свои непосредственные обязанности (гл. 19 НК РФ).

При отказе в предоставлении разъяснений налогового законодательства физическому лицу, выступающему в качестве налогоплательщика, он вправе обратиться с требованием о возмещении причиненных ему убытков, которые стали следствием отсутствия возможности правильно применить нормы законов. Такое право закреплено в ст. 21 НК РФ.

Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ, если:

  • по вопросу, который имеет непосредственное отношение к статье нарушения, ему была оказана неграмотная консультация в налоговом органе;
  • неверная информация от сотрудников налоговой службы стала причиной совершенного нарушения норм налогового законодательства.

Помните! Правило налоговой тайны действует в отношении всех категорий налогоплательщиков.

Плательщики налогов могут рассчитывать на то, что их история налоговых отчислений и данные отчетности будут содержаться в тайне, так как они не подлежат публичной огласке. Все права закреплены нормами НК РФ, гарантии их соблюдения представлены мерами административного и судебного регулирования отношений.

Какие обязанности возлагаются на налогоплательщиков?

Плательщики налога в начале своей деятельности должны вставать на учет в ИФНС. Круг основных обязанностей юридических и физических лиц из числа плательщиков налогов:

  1. Необходимость расчета и уплаты налогов и сборов по установленным законодательством ставкам.
  2. Своевременное и полное отражение доходной и расходной частей в процессе деятельности.
  3. Юридическим лицам предписывается обязательное ведение наравне с бухгалтерским учетом налогового.

Обратите внимание! Данные налогового и бухгалтерского учета часто расходятся из-за различий в подходах к оценке активов и их признании.

Налогоплательщики обязаны направлять письменные уведомления в ИФНС обо всех ключевых изменениях в своей деятельности. К таким случаям относятся:

  • открытие расчетных счетов в банковских учреждениях;
  • создание структурных подразделений на территории РФ;
  • намерение закрыть обособленное подразделение;
  • наделение обособленного подразделения более широкими полномочиями в области финансовой деятельности;
  • участие в капитале иностранных и российских предприятий;
  • начало процедуры банкротства;
  • смена места жительства или деятельности.

На протяжении своего существования плательщик налога должен обеспечить сохранность отчетности – налоговой и бухгалтерской (в течение 4 и 5 лет соответственно).

В круг обязанностей налогоплательщика входит и выполнение требований должностных лиц ИФНС по устранению недостатков и ошибок в налоговом учете на законных основаниях. При несогласии плательщика с данными акта проверки он может отказаться от проставления подписи в нем. Но в этом случае появляется обязательство по предоставлению письменного мотивированного отказа.

За что могут привлечь налогоплательщика к ответственности?

Привлечение к ответственности налогоплательщиков должно производиться при наличии в их деятельности факта налогового правонарушения. Под ним подразумевается наличие осознанного неисполнения обязанностей плательщиком налога, противоправные действия, необоснованное бездействие, которые стали причиной несоблюдения баланса прав и обязанностей между заинтересованными участниками налоговых взаимоотношений.

К ответственности налогоплательщика или должностных лиц ИФНС могут привлечь за правонарушения:

  • против налоговой системы;
  • при несоблюдении прав и свобод отдельного налогоплательщика или всех категорий плательщиков налогов и сборов;
  • против совершения плана по исполнению доходной части государственного бюджета;
  • при нарушении порядка ведения налогового и бухгалтерского учета;
  • нарушения в виде неправильного или несвоевременного предоставления отчетности в контролирующие органы;
  • невыполнение обязанности по уплате налогов или выполнении его с нарушениями.

Запомните! Лицо не может быть признано виновным и привлечено к ответственности, если его вина не была доказана в соответствии со ст. 109 НК РФ.

При обнаружении правонарушения сотрудниками налоговой инспекции должно быть инициировано судебное разбирательство. На это отводится 3 месяца с даты обнаружения нарушений при выполнении обязательств налогоплательщиком.

Читайте также: