Практическая эстетика земпера кратко
Обновлено: 04.07.2024
В начале XIX века заканчивается длительный период развития ремесленного дизайна (как господствующей формы дизайна) и начнется новый этап - этап индустриального, промышленного дизайна. Основой внутреннего изменения дизайна явилось начало массового производства, ибо именно оно позволило впервые увидеть не отдельные вещи, а массу вещей и оценить, какую роль эти отштампованные однотипные изделия и новые машины могут сыграть в истории человеческой культуры, в истории цивилизации.
Следующий шаг в теории дизайна - это постепенное осознание роли техники, пока еще не передовой техники, а производственной технологии. Здесь большую роль в понимании принципов производства красивых и технологичных вещей сыграли труды крупного немецкого архитектора Готфрида Земпера (1803-1879). Как и большинство людей, чья деятельность связана с искусством предметного мира, Земпер придерживался революционных убеждений. Его взгляды привели к принципиально новой постановке вопроса о соотношении между техническим прогрессом и развитием предметного художественного творчества. Г. Земпер показал, что наука, технический прогресс предоставляют в распоряжение художественной практики такие материалы и способы их обработки, которые еще не освоены эстетически. Временные сроки, необходимые для эстетического освоения нововведений в процессе исторического развития постоянно сокращаются. Это происходит благодаря все большим разрешающим возможностям техники и все большему художественному опыту, накапливаемому с развитием искусства. Всемирную известность в теории дизайна Земпер завоевал своим фундаментальным трудом "Стиль в технических и тектонических искусствах или практическая эстетика", первые два тома которого вышли в 1860 и 1863 годах. Третий же, трактовавший вопросы влияния на искусство различных социально-политических порядков, был уничтожен автором. Основное, что ввел Земпер в будущую теорию дизайна - это учение о причинах, определяющих характер формы вещей. По Земперу, форма каждой вещи определяется:
· во-первых, целью, которой эта вещь служит, то есть ее функцией,
· во-вторых, материалом, из которого она сделана,
· в-третьих, характером технологии производства этой вещи,
· в-четвертых, господствующими в обществе социально-политическими
Мысли Земпера дали возможность иначе взглянуть на вещи и понять, что их форма и декор не произвольно определяются волей художника, а неразрывно связаны с функцией, зависят от материала и от способа производства. Мягкая пластичная глина и вращающийся гончарный круг определили появление округлых, гладких, плавных форм керамических сосудов - ваз, амфор, чашек, кувшинов, горшков, а от техники переплетения нитей, предопределенной конструкцией ткацкого стана, зависит орнамент ткачества и вышивки, построенный на крестообразных, лестничных, прямоугольных узорах. Учение Земпера было шагом вперед по сравнению с учением Рескина. Земпер тоже считал, что его время губительно для искусства, но не из-за введения машин, а из-за господства капиталистических отношений. "Всеобщий упадок, - писал он, - коренится в глубоких социальных причинах". Земпер был не против нового машинного способа производства, а за то, чтобы понять его закономерности, специфику, его особую эстетику. Отсюда был один шаг до признания самой машины красивой.
Этот шаг сделал немецкий инженер и ученый Франц Рело (1829-1905), создатель теории машин, господствовавшей до середины XX века. Рело был широко образованным человеком, он понимал роль технического прогресса в развитии общества и считал исторической ошибкой резкое разграничение искусства и техники, которые могли бы объединиться в едином гармоническом развитии. Рело делил все народы на две большие группы в зависимости от способности проникновения в тайны сил природы:
к первым, по его терминологии, манганистическим, изменяющим природу (от греческого "менганон" - искусственное устройство, приспособление, механизм) он относил христианские нации;
ко вторым - натуристическим, лишь обороняющимся от природы или иногда безотчетно подслушивающим у нее некоторые рецепты - арабский мир.
Переходным от натурализма к манганизму считал японцев, соединивших способности обеих групп. Манганистическое отношение к действительности, по Рело, не только создало промышленность, но и содействовало расцвету культуры. Но вместе с тем Рело признавал и негативное влияние машины на природу, в том числе и на человека, причем в последнем случае, не только физическое, но и нравственное. Однако он считал, что "искусство и научная техника не исключают друг друга. Требуются только большие усилия, чтобы удовлетворить обоим, большая стойкость и духовное углубление в тонкие эстетические законы, чтобы отразить напор разрушительных влияний машины". Общий же вывод, к которому пришел ученый, был следующий: техника, основанная на науке или научная техника, как он выражался, "становится носительницей культуры, сильною, неутомимою работницей в деле цивилизации и образования рода человеческого". Процесс конструирования машин Рело воспринимал как творческий, несущий отпечаток личности инженера. А потому этот процесс может быть связан с красотой, с вопросами формообразования как искусства. В 1862 поду Рело опубликовал работу "О стиле в машиностроении", где развивал идеи введения архитектурных форм в машиностроение. Рело утвердил машину как объект приложения творческих, художественных способностей. Он поставил вопрос даже о национальных чертах в машиностроении, наглядно показывая, как по-разному выглядят станки, примерно, одинакового назначения, спроектированные в одном случае английскими, а в другом - французскими инженерами. В трудах Рело делается ударение на художественные компоненты дизайна, но теперь уже в приложении не к потребительской вещи, а к машине. Это было шагом вперед. Франц Рело оценил роль технического компонента и впервые в истории дизайна связал технику с культурой.
Готфрид Земпер родился 29 ноября 1803 года в городе Гамбурге. Его отцом был гамбургский состоятельный фабрикант. Когда ему было три, Гамбург оккупировали французы, его семье пришлось спасаться бегством и переехать в Альтону. Там будущий архитектор учился в приходской школе Бармштедта, потом перевелся в гумманитарную гимназию города Гамбурга.
В 1825 г. Земпер пытается устроиться подмастерьем к строителям порта родного города. Однако, его не взяли и Готфрид записывается в класс с архитектурной специализацией Мюнхенской академии искусств. Несмотря на это серьезного интереса к архитектуре Готфрид не проявляет.
В 1826 г. он отправляется в путешествие по родной стране, а в декабре приезжает в Париж, чтобы начать совместно работать с архитектором Гау, который в то время занимался проектированием столичных больниц. Началось время упорного труда над образовательными проектами.
В 1828 г. Земпер идет подмастерьем на портовую стройку Бремерхафена, однако всего год спустя он возвращается во Францию к Францу Христиану Гау. В столице Франции Земпель с восторгом встречает Июльскую революцию.
30 сентября 1834 года после получения приглашения, немецкий архитектор получает место профессора в Академии изобразительных искусств Дрездена. Он клянется саксонскому королю в верности и становится гражданином Саксонии и членом Художественного общества.
Картинная галерея в Дрездене
Цвингер вид на оперу
Наряду с крупными проектами Земпер проектировал здания меньших масштабов. Примером может служить больница Матернихоспитал, культовые сооружения, городской дворец Оппенгейм и вилла Роза, спроектированная для владельца банка Оппенгейма. Кстати именно это строение по сей день является примером немецкой архитектуры вилл.
В 1849 г. Земпер с другом Вагнером, убежденные республиканцы, принимали активное участие в восстании в Дрездене, случившемся в мае и организованном в борьбе за гражданские права. Будучи в составе муниципалитета, Готфрид разрешил возводить баррикады. Связанный клятвой верности королю, Земпер отказывается примкнуть к временному правительству. После подавления восстания архитектору удалось скрыться в Пирне. Там Готфрид пробыл недолго. Через несколько дней он прибывает в Вюрцбург. В день его прибытия демократы были объявлены в розыск.
Готфрид уехал навсегда из Дрездена, он оставил свою семью, в 1863 г. Саксонское правительство объявило его в розыск, построенный архитектором королевский театр, сожгли. Граждане настояли на том, чтобы Земпером по поручению короля Иоганна был построен новый. Однако руководил проектом сын Готфрида – Манфред.
После революции Готфрид переезжает во Францию, поселяется в Париже, проектирует синагогу, которая так и не была построена. Решает эмигрировать в Америку, но отказывается от этой идеи после получения заказов на проекты в Англии. Проекты не были масштабными. Отчасти поэтому Земпер решился заняться теоретическими изысканиями.
Поддавшись влиянию своего давнего друга Вагнера, Земпер принимает решение о переезде в Цюрих.
Политехнический инститйут в Цюрихе
Современное государство Швейцария было сформировано в 1848 г. Конфедерация планировала возведение Политехнического института в столице. На конкурс было предложено много проектов, экспертом-оценщиком выступал Готфрид. В результате ему ничего не приглянулось, и за проектирование он взялся сам. Земперу удалось создать настоящий символ нового времени, новой жизни государства. Построенное в 1854-1864 гг., строение было расположено на широкой террасе над старым Цюрихом, где еще так недавно возвышались укрепления. Стоит отметить, что постройка даже после большого количества реконструкций хранит воспоминания о немецком архитекторе.
С 1855 г. Готфрид работает профессором архитектуры в Политехническом институте. Его лекции были очень популярны. Наконец, Земпер имел достаточно средств для того, чтобы его семья переехала из Саксонии в Цюрих. Ратушу в Винтертуре можно назвать вторым по значимости проектом Земпера из реализованных в Швейцарии.
Ратуша в Винтертуре
В шестидесятых годах девятнадцатого века в столице Австрии обсуждают возможность проектирования музея, так как экспонаты коллекций императора были разбросаны по венским зданиям. Готфрид получает задание на проектирование строений на Рингштрассе от самого императора Франца Иосифа I. В 1869 г. рождается проект величественного Императорского форума, но ему не суждено было быть полностью реализованным. Однако перед дворцом императора Хофбург в Вене строят придворные музеи, где размещаются экспонаты по истории искусств, естествознанию. В 1871 г., работая по заказам императора, архитектор перебирается в столицу Австрии. Однако, уже в 1876 он заканчивает работу в проекте.
В 1877 у него начинаются неприятности со здоровьем. А два года спустя, в путешествии по Италии Готфрид Земпер скончался.
Ирина Бывальцева запись закреплена
love what you do BOOKS
Земпер - Практическая эстетика
В мае 1848 г. в Германии разразилась революция, художники оказались на баррикадах, а после подавления восстания вынуждены были эмигрировать. Вагнер бежал в Швейцарию, Земпер уехал во Францию, собирался перебраться в Северную Америку, но получил приглашение приехать в Лондон для участия в подготовке экспозиции первой Всемирной выставки 1851 г.
• тектоника (строительство из дерева);
• стереотомия (строительство из камня).
В 1852 г. в Южном Кенсингтоне, районе Лондона, где проходила Всемирная выставка, Земпер стал создавать музей нового типа. Он собрал вещи, которые ранее не рассматривались как художественные, и попытался показать их так, чтобы они раскрывали не только свои утилитарные функции, но и духовное значение. Архитектор предполагал организовать экспозицию не по хронологическому или региональному критериям, а по функции и типам изначальных конструкций, показывая их историческое развитие:
• очаг – камин – посуда;
• ограждение – стена – шпалера;
• емкость – ваза – комната;
• плетение – клеть – перекрытие.
Исходя из концепции Земпера можно сделать следующие выводы. В эволюции индивидуально-общественных отношений формирование утилитарных потребностей подсказывало человеку соответствующие конструкции (укрытия, емкости, орудия). Постепенное совершенствование техники (материалов, средств и приемов) способствовало формированию эстетического чувства, на основе которого могло возникать художественно-образное осознание смысла предмета.
В новейшей морфологии искусства выделяют три основных типа эстетической и художественной деятельности:
• мануальные, или традиционные, изобразительные искусства (живопись, скульптура, графика);
• умозрительные искусства (архитектура, литература, музыка, опера, балет, драматургический театр, кинематография);
• виртуальные искусства (концептуальный дизайн, компьютерное проектирование и цифровые интерактивные технологии).
Немецкий эстетик и психолог Макс Дессуар (1867–1947) разделял искусства на подражательные (изобразительные) и свободные (архитектура и музыка)[125] 125
Dessoir M. Zeitschrift für Ästhetik und Allgemeine Kunstwissenschaft. Stuttgart, 1907.
[Закрыть] . Существуют и иные морфологические модели.
Новая морфология, сложившаяся в ХХ в., отражает процессы постепенного вытеснения академических форм искусства, фольклора, народных промыслов, традиционных художественных ремесел и декоративно-прикладного искусства в реликтовую, искусственно оберегаемую область. Государство обязано поддерживать эти формы творчества в качестве национального достояния, поскольку в условиях рынка они самостоятельно выжить не могут.
Уникальность дизайнерского метода заключается в его синкретичности; в нем объединены конструктивное (инженерное), эстетическое и художественное формообразование. Эвристической основой специфического дизайнерского мышления, независимо от сферы его практического применения, является вопрос: нельзя ли сделать иначе? Если стул имеет четыре ножки, можно ли сделать три? Или одну? Может ли быть стул или кресло вообще без ножек? Для настоящего дизайнера не абсурден даже вопрос, возможно ли квадратное колесо. Это повод для серьезных раздумий.
Дизайн не выводится из иных родов творческой деятельности, он не находится полностью ни в области технической, научно-исследовательской, проектной деятельности, ни в сфере художественного творчества. Он автономен, но одновременно амбивалентен и полифункционален. Общей основой всех видов и разновидностей дизайн-деятельности является системный подход и проектная культура. Культуре вообще присуща проектность – стремление человека предугадывать, предвидеть, планировать, образно моделировать, организовывать и структурировать программу своих действий. В этом и заключается преобразующая сила дизайнерской мысли и дизайн-проектирования, их влияние на жизнь человека.
В морфологической плоскости основными являются семь разновидностей дизайна:
1) промышленный дизайн;
3) дизайн костюма;
4) информационный (графический) дизайн;
5) дизайн интерьера;
6) ландшафтный дизайн;
7) программный (концептуальный) дизайн.
С одной стороны, эти разновидности наследуют формы и методы традиционного искусства (архитектурное проектирование, изобразительное и декоративно-прикладное искусство), а с другой – имеют футурологическую составляющую.
Согласно одной из концепций, в период постмодернизма второй половины XX в. сформировались два основных художественных направления: традиционализм (или новый классицизм) и неомодернизм. Очевидно также, что поле традиционного академического изобразительного искусства неизбежно сужается, а сфера дизайна в направлении интегрирующей проектной культуры устремлена в будущее. Такова реальность современной морфологии искусства. Специалисты прогнозируют качественно новое сопряжение проектности и художественности.
Таблица 2. Динамика морфологии искусства XX–XXI вв.*
* Подробнее см.: Власов В. Г. Методологические основы изучения истории искусства. СПб., 2011. С. 162 и др.
Современная дизайн-деятельность интегрирует эти направления и переводит их на новый качественный уровень проектной культуры XXI в. Такая модель отражает одновременно дифференционные и интеграционные процессы развития культуры в современном мире (см. табл. 2, 3).
Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.
Читайте также: